В чем разница между склонением и спряжением

Спряжение имен существительных таблица. В чем разница между склонением и спряжением

В чем разница между склонением и спряжением

Все существительные принято разделять на группы, в каждой из которых будут свои окончания при изменении слова по падежам и числам.

  1. Именительный (кто? что?). Именно эту форму принято считать начальной для всех именных частей речи. Кроме того, в предложении подлежащее может быть только в форме именительного падежа.
  2. Родительный (кого? чего?). Чтобы правильно задать вопрос, можно использовать дополнительное слово. Например, нет коня.
  3. Дательный (кому? чему?). Говорящее название падежа поможет при словоизменении. Например, дать коню.
  4. Винительный (кого? что?). Нужно помнить, что по отношению к одушевлённым существительным используется вопрос «кого?», который как в родительном падеже. Для неодушевлённых предметов принято задавать вопрос «что?». С винительным падежом возникают сложности, так как вопросы дублируются. Поэтому для правильной постановки вопроса необходимо использовать вспомогательное слово. Например, винить коня, окно.
  5. Творительный (кем? чем?). Его очень легко запомнить по названию. Например, творить конём.
  6. Предложный (о ком? о чём?). Название говорит о том, что в большинстве случаев существительное в этой форме используется вместе с предлогом. Правильно задаём вопрос: думать о коне.

Многие знают термин «склонение» ещё с начальной школы. Сразу вспоминаются правила склонения, падежи, таблица окончаний, примеры. Давайте обо всём по порядку.

  • определить, к какому типу склонения относится словоформа;
  • вспомнить или посмотреть парадигму;
  • в сомнительных случаях воспользоваться опорным словом (для I, II, III склонений).
  • Парадигмы разносклоняемых существительных

    Чтобы правильно просклонять слово, нужно:

    Слова, приведённые в таблице, могут использоваться в качестве опорных, так как имеют ударное окончание. В формах родительного, дательного и предложного падежей в безударной позиции наблюдается совпадение окончаний.

    Поэтому правописание букв е и и в окончаниях этих косвенных падежей является одной из сложных тем для школьников. Запомнить табличку не всем под силу, а выучить несколько опорных слов для проверки намного проще.

    Нужно лишь определить склонение слова, в написании которого есть сомнения, и подставить вместо него опорное. Нужное окончание найдено.

    Cклонение существительных в русском языке: правила и примеры

    • Существительные, изменяющиеся по местоименному типу. Есть несколько лексем, которые были образованы с помощью перехода частей речи от местоимений, или склоняются как местоимения. Например, девичья, ничья и др.

    Склонение – это изменение именных частей речи по числам, родам и падежам. Имя существительное может изменяться только по числам и падежам.

    Необходимо вспомнить правило склонения существительных на -ия, -ие, -ий. Увидев их, ученики относят к одному из уже описанных видов склонения, но это неверно.

    Эти слова являются исключением и будут оканчиваться на -ии в том случае, когда по правилу должно писаться -е.

    Например, он рассказал о лекции (не как «о воде»); я был в планетарии по рекомендации моих друзей (хотя «о слоне» и «стране»).

    Прежде, чем приступить к изменению слова по падежам и числам, нам нужно освежить знания. Как разные части речи согласуются между собой? С помощью падежа, то есть грамматической формы слова. Именно благодаря ей, имя существительное соединяется с другими словами в словосочетание. Вспомним вопросы шести падежей.

  • Адъективное склонение. По этому типу изменяются слова, которые «перешли» из одной части речи (прилагательные или причастия) в другую (существительные). Например, ванная, учительская, мороженое, вожатый и др.
  • Несклоняемые существительные. К этой группе относятся слова, которые не изменяются по падежам. В большинстве случаев, это лексемы иноязычного происхождения. Например, такси, какао, кино, леди, шимпанзе и др.
  • Разносклоняемые существительные. К этой группе относятся слова, которые в своей парадигме имеют окончания второго и третьего типов склонения. Всего их 11. Существительные среднего рода на -мя (имя, вымя, время, бремя, племя, темя, пламя, знамя, семя, стремя) и слово путь.
  • І не знало міщанське кодло, коли я захлиналась лихом, що душа між люди виходила забинтована білим сміхом.

    Підтоптаний парубійко Петро Притула покохав прекрасну подолянку пастушку Палажку Павлюк.

    Полонений палким почуттям, подався погуляти пополудні побіля потічка, понадіявшись попутно перестріти прекрасну передовичку.

    Приспівуючи популярну пісеньку, поминув просяне поле, потім перетнув поперек привільне пасовисько – примітив: пасучи потойбіч повновидих піврічних поросят, працьовита Палажка, певне, прихватком пече пиріжки.

    Склонение имен существительных

    в) несклоняемые сложносокращенные слова (ДАІ (Державна автоінспекція), ООН (Організація Об’єднаних Націй), завкафедри).

    Очень много параметров определяют богатство языка (его сло-вообразовательные ресурсы, способность легко и быстро попол-нять свой словарный состав, возможность обслуживать все сферы жизни, участие в создании научной терминологии и т. д.).

    Писатель Дмитро Мусиенко решил показать это богатство по- своему: он написал юмористический рассказ, в котором все 370 слов начинаются на букву П. Прочитайте его в сокращенном виде.

    Попробуйте, может быть, и вам удастся написать по-украински хотя бы одно-два предложения такого типа.

    Перебрівши поволеньки потічок, пічник Петро Притула підійшов, присоромлено промимрив:

    Буквосочетание -ться произносится как [и?:а].

    Пшеничні? – почервонівши, поцікавився підтоптаний парубійко.

    Прочитайте текст вслух, обращая внимание на произношение обозначенных цифрами слов; выпишите имена существительные, образуйте форму именительного падежа, определите их род и тип склонения. Имена существительные переведите на русский язык.

    1. Для подружжя вибирай дружину, яку б ти вибрав собі як друга, коли б вона була чоловіком (Ж. Жубер). 2. Сто чоловіків можуть створити табір, але тільки одна жінка може створити дім (Словацьке прислів’я). 3. Жінку краще вибирати вухами, ніж очима (Чеське прислів ’я).

    Прочитайте афоризмы. Выпишите имена существительные, определите тип их склонения и падеж.

    Л. Костенко. – В украинском языке семь падежей (в русском – шесть):

    Так багато на світі горя, люди, будьте взаємно красивими!

    Кроме этих трех основных типов склонения имеется отдельное склонение существительных, образованных от прилагательных (больной, рабочий и др.). В табл. 14 приводятся образцы основных типов склонения существительных и комментарии к ним.

    9. Отдельные существительные имеют нестандартные формы И.п. мн.ч.: братбратья, англичанинангличане, котеноккотята, человеклюди, ребенокдети.

    6. Некоторые неодушевленные существительные м.р. в П.п. ед.ч. с предлогом в при указании на нахождение внутри чего-либо и с предлогом на при указании на нахождение на поверхности чего- либо могут иметь окончания (-ю) (в лесу, в строю, на берегу). Окончания (-ю) всегда ударные.

    RAW или JPEG, что лучше?

    В чем разница между склонением и спряжением

    Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.

    Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.

    Что такое спряжение глаголов

    Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни — «наклоняться», «склоняться».

    В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».

    Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.

    Как определить спряжение глагола по личным окончаниям

    Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.

    Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.

    Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на «-ать», т. е. оно является ударным.

    Спряжение в ударных окончаниях

    По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.

    Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).

    Примеры:

    • «полоть» заканчивается на «-ть» — 1 спряжение;
    • «стоять» — окончание «-ять» — 1 спряжение;
    • «дремать» — на конце «-ать» — 1 спряжение.

    Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.

    Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

    Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

    Примеры:

    • «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
    • «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
    • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
    • «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

    Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

    Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

    Первое спряжение:

    1. я поднимаю, мы поднимаем;
    2. ты поднимаешь, вы поднимаете;
    3. он поднимает, они поднимают.

    А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

    • я клею, мы клеим;
    • ты клеишь, вы клеите;
    • он клеит, они клеят.

    Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

    • Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.

    Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

    Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

    • Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

    Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».

    Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

    Исключения 1 и 2 спряжения

    Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.

    Заключение

    Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

    Все существительные принято разделять на группы, в каждой из которых будут свои окончания при изменении слова по падежам и числам.

    1. Именительный (кто? что?). Именно эту форму принято считать начальной для всех именных частей речи. Кроме того, в предложении подлежащее может быть только в форме именительного падежа.
    2. Родительный (кого? чего?). Чтобы правильно задать вопрос, можно использовать дополнительное слово. Например, нет коня.
    3. Дательный (кому? чему?). Говорящее название падежа поможет при словоизменении. Например, дать коню.
    4. Винительный (кого? что?). Нужно помнить, что по отношению к одушевлённым существительным используется вопрос «кого?», который как в родительном падеже. Для неодушевлённых предметов принято задавать вопрос «что?». С винительным падежом возникают сложности, так как вопросы дублируются. Поэтому для правильной постановки вопроса необходимо использовать вспомогательное слово. Например, винить коня, окно.
    5. Творительный (кем? чем?). Его очень легко запомнить по названию. Например, творить конём.
    6. Предложный (о ком? о чём?). Название говорит о том, что в большинстве случаев существительное в этой форме используется вместе с предлогом. Правильно задаём вопрос: думать о коне.

    Многие знают термин «склонение» ещё с начальной школы. Сразу вспоминаются правила склонения, падежи, таблица окончаний, примеры. Давайте обо всём по порядку.

  • определить, к какому типу склонения относится словоформа;
  • вспомнить или посмотреть парадигму;
  • в сомнительных случаях воспользоваться опорным словом (для I, II, III склонений).
  • Парадигмы разносклоняемых существительных

    Чтобы правильно просклонять слово, нужно:

    Слова, приведённые в таблице, могут использоваться в качестве опорных, так как имеют ударное окончание. В формах родительного, дательного и предложного падежей в безударной позиции наблюдается совпадение окончаний.

    Поэтому правописание букв е и и в окончаниях этих косвенных падежей является одной из сложных тем для школьников. Запомнить табличку не всем под силу, а выучить несколько опорных слов для проверки намного проще.

    Нужно лишь определить склонение слова, в написании которого есть сомнения, и подставить вместо него опорное. Нужное окончание найдено.

    Спряжение существительных в русском языке таблица. В чем разница между склонением и спряжением

    В чем разница между склонением и спряжением

    Все существительные принято разделять на группы, в каждой из которых будут свои окончания при изменении слова по падежам и числам.

    1. Именительный (кто? что?). Именно эту форму принято считать начальной для всех именных частей речи. Кроме того, в предложении подлежащее может быть только в форме именительного падежа.
    2. Родительный (кого? чего?). Чтобы правильно задать вопрос, можно использовать дополнительное слово. Например, нет коня.
    3. Дательный (кому? чему?). Говорящее название падежа поможет при словоизменении. Например, дать коню.
    4. Винительный (кого? что?). Нужно помнить, что по отношению к одушевлённым существительным используется вопрос «кого?», который как в родительном падеже. Для неодушевлённых предметов принято задавать вопрос «что?». С винительным падежом возникают сложности, так как вопросы дублируются. Поэтому для правильной постановки вопроса необходимо использовать вспомогательное слово. Например, винить коня, окно.
    5. Творительный (кем? чем?). Его очень легко запомнить по названию. Например, творить конём.
    6. Предложный (о ком? о чём?). Название говорит о том, что в большинстве случаев существительное в этой форме используется вместе с предлогом. Правильно задаём вопрос: думать о коне.

    Многие знают термин «склонение» ещё с начальной школы. Сразу вспоминаются правила склонения, падежи, таблица окончаний, примеры. Давайте обо всём по порядку.

  • определить, к какому типу склонения относится словоформа;
  • вспомнить или посмотреть парадигму;
  • в сомнительных случаях воспользоваться опорным словом (для I, II, III склонений).
  • Парадигмы разносклоняемых существительных

    Чтобы правильно просклонять слово, нужно:

    Слова, приведённые в таблице, могут использоваться в качестве опорных, так как имеют ударное окончание. В формах родительного, дательного и предложного падежей в безударной позиции наблюдается совпадение окончаний.

    Поэтому правописание букв е и и в окончаниях этих косвенных падежей является одной из сложных тем для школьников. Запомнить табличку не всем под силу, а выучить несколько опорных слов для проверки намного проще.

    Нужно лишь определить склонение слова, в написании которого есть сомнения, и подставить вместо него опорное. Нужное окончание найдено.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.