Разница между знанием и познанием
ЕГЭ. Познание. Тема 3. Истина
Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.
Что такое истина
Определений истины несколько. Вот некоторые из них.
- Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
- Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.
Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.
Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.
Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.
Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.
Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.
Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.
Бывает ли две истины?
Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.
Что является противоположностью истины?
Противоположность истины- заблуждение.
Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.
Запомните: ложь- не является противоположностью истины.
Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).
Объективная и субъективная истина
Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.
Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.
Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.
Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.
Критерии истины
Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.
Критерии истины
- Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
- Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.
Теоретические критерии истины:
- Соответствие логическим законам
- Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
- Простота формулировки, экономичность высказывания
- Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)
Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.
Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:
- Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
- Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
- Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Характеристика основных видов познания
Вопросы для характеристики | Чувственное познание |
средства | органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). |
формы |
|
особенности | — непосредственность; — наглядность и предметность;— воспроизведение внешних свойств и сторон. |
Вопросы для характеристики | Рациональное познание |
средства | мышление |
формы |
|
особенности | — опора на результаты чувственного познания; — абстрактность и обобщенность;— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений |
Вопросы для характеристики | Интуиция |
средства | озарение, наитие, прозрение |
формы | мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью |
особенности | внезапность; неполная осознанность;непосредственный характер возникновения знаний. |
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы познания
Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание | |
эмпирический уровень методы: – наблюдение; – эксперимент;– описание. | теоретический уровень методы: – индукция (от частного к общему); – дедукция (от общего к частному); – анализ (разложение целого на части)– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое) |
Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |
донаучное – предпосылки научного знания паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудкиантинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности |
Особенности социального познания: — субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений.
Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений); — ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход: — устанавливать зависимость между прошлым и будущим; — выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов; — изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства: — эмоциональная окрашенность; — осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).
Разница между знанием и познанием
В философии и многих других науках часто рассматривается сущность знания и познания. В чем заключается их специфика в соответствии с распространенными точками зрения ученых?
статьи
Под знанием в науке в общем случае понимается обладание человеком некоторым объемом информации о чем-либо — как правило, достаточным с точки зрения решения каких-либо значимых задач. Например, социальных, экономических, научных. Знание — это некий ресурс человеческого разума, позволяющий его носителю использовать его в тех или иных целях.
Знания приобретаются человеком в процессе получения образования — в специализированных учреждениях или самостоятельно. Они практически не имеют рамок. Человек по желанию может овладевать любыми интересующими его знаниями, передавать их другим людям.
Данное свойство — передаваемость — относится к важнейшим характеристикам знаний. Тот факт, что один человек способен передавать их другому, свидетельствует об их универсальности, приспособленности к пониманию не одним, а многими людьми, владеющими разными языками и представляющими разные культуры.
Знание — ресурс, который может фиксироваться в письменных, мультимедийных источниках или передаваться от одних людей к другим в устной форме. Знания обычно эволюционируют, дополняясь новыми фактами, инструментами их исследования, а также использования на практике.
Процесс освоения человеком знаний именуется познанием. Изучим его особенности.
Что представляет собой познание?
Под познанием в науке, таким образом, понимается мыслительный процесс освоения человеком тех или иных знаний. Он может осуществляться в рамках прохождения им обучения в специальных учреждениях или самостоятельных действий, направленных на овладение знаниями.
Поскольку знание, как мы отметили выше, практически не имеет границ, познание также можно охарактеризовать как процесс, осуществляемый вне каких-либо рамок. Человек может познавать те или иные вещи постоянно.
Особенность познания — в индивидуальном восприятии личностью различной информации. То, каким образом один ученик познает предмет, может существенно отличаться от способов освоения информации другим учащимся.
В этом смысле способы познания, в отличие от знаний, во многих случаях с трудом передаются от одного человека к другому.То есть при одинаковости предполагаемого результата — приобретения учащимся определенного объема знаний — процесс достижения данного результата в рамках познания может быть разным.
Сравнение
Главное отличие знания от познания в том, что первый термин соответствует интеллектуальному ресурсу, который человек может фактически задействовать в целях решения тех или иных задач, осуществления различных полезных действий. Знание характеризуется объективностью, передаваемостью. Познание — это инструмент освоения знания. Во многих случаях он субъективен и не может быть передан от одного человека к другому.
В науке возникают довольно напряженные дискуссии относительно того, что первично — знание или познание.
Исследователи, считающие, что знание предшествует познанию, аргументируют свою позицию тем, что для освоения одних знаний (например, сложных математических формул) человеку нужно иметь другие — к примеру, знание простых формул. В этом смысле познанию сложных формул предшествует знание простых.
Но есть и другая точка зрения, которая заключается в том, что познание универсально и, в принципе, не зависит от конкретных знаний. Но поскольку оно задействуется в целях его освоения, то является по отношению к нему первичным в связке «познание — знание».
Так или иначе, ученые имеют более или менее одинаковую точку зрения относительно того, что знание — результат познания. Но некоторые исследователи полагают, что познание невозможно без предварительных знаний.
Определив, в чем разница между знанием и познанием, зафиксируем выводы в таблице.
Таблица
Знание | Познание |
Что общего между ними? | |
Знание — результат познания | |
В чем разница между ними? | |
Представляет собой информацию, интеллектуальный ресурс, который человек может использовать в каких-либо целях | Представляет собой мыслительный процесс, посредством которого человек овладевает знаниями |
Объективно, может быть передано от одного человека к другому | Субъективно, отражает индивидуальные особенности мышления человека |
Сходства и различия между научным познанием и учебной деятельностью
Определение 1
Научное познание – это один из видов познавательной деятельности человека, которая направлена на получение им объективных, обоснованных, организованных и систематизированных знаний об окружающем мире.
Научное познание имеет ряд особенностей:
- Наличие только объективных знаний о человеке, природе и современном обществе.
- Системность, непротиворечивость и доказательность представляемых знаний.
- Возможность проверки знаний.
- Постоянное развитие и совершенствование понятийного аппарата (терминологии).
- Использование специальных способов и методов поиска знаний об изучаемом предмете или явлении.
- Обобщение полученных знаний на достаточно высоком уровне.
- Универсальность получаемых знаний и возможность их последующего применения в разнообразных научных отраслях и сферах деятельности.
Определение 2
Принципы научного познания – это исходные положения и правила, на основании которых осуществляется научная деятельность.
Основными принципами научного познания являются:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Принцип причинности – направлен на установку причинно-следственных связей между процессами, событиями и явлениями, которые изучаются.
- Принцип истинности – все полученные об объекте знания должны полностью соответствовать его содержанию.
- Принцип относительности – любое научное знание является относительным, так как оно ограничивается возможностями науки в конкретный временной период развития общества, науки, техники и разума человека.
Научное познание имеет следующие уровни:
- Эмпирический – направлен на установление очевидных и видимых фактов, в результате описания явлений и предметов. К эмпирическим методам относятся показания определенных научных приборов и чувственное познание.
- Теоретический – направлен на установление фундаментальных знаний, скрытых за внешними признаками предметов, явлений и процессов. Основной метод – рациональное познание.
Уровни научного познания имеют свои конкретные методы (пути познания), направленные на изучение предметов и явлений.
Замечание 1
Таким образом, научное познание – это достаточно сложный процесс, который включает в себя разнообразные методы и формы изучения, направленные на получение конкретных и объективных знаний о предметах и явлениях.
Характеристика учебной деятельности
Определение 3
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на получение и усвоение ими умений и навыков в различных сферах общественного познания.
Основными методами и средствами усвоения знаний являются – диалоги, дискуссии, беседы, лекции и т.п.
Ведущими сферами общественного сознания, в рамках которых происходит усвоение знаний – это искусство, право, религия, нравственность и т.д.
Учебная деятельность имеет ряд характеристик, присущих только ей:
- Основная функция учебной деятельности – развитие учащихся и сфер их деятельности, посредством организованной и целенаправленной учебной деятельности. В процессе учебной деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и овладевают умениями и навыками применения ее в практической деятельности и повседневной жизни, что гарантирует их личностное развитие.
- Основным содержанием учебной деятельности являются общие учебные действия, направленные на решение учебных задач и получение новых знаний и умений. В процессе обучения деятельность учащихся должна быть направлена на овладение данными действиями.
- Особенность учебной деятельности состоит в самостоятельном и сознательном ориентире учащихся на выполнение конкретных учебных действий. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у учащихся потребность в сознательном овладении новыми понятиями и способами действий. Для этого ему необходимо показать учащемуся их значимость не только в учебной деятельности, но в повседневной жизни. Довольно часто для решения указной задачи педагоги стараются не давать ученикам знания в готовом виде, а организуют учебную деятельность, направленную на самостоятельный поиск и усвоение новых знаний, посредством методов исследования, проектов, поиска и т.д.
- Формирование учебной деятельности основано на принципе продуктивного и содержательного обобщения. В данном случае подразумевается, что изучению крупной темы или раздела должно предшествовать ознакомление учащихся с общими понятиями и фактами.
- Одной из основных особенностей учебной деятельности является то, что она носит научно-теоретический характер, направленный на формирование у учащихся мышления.
- Учебная деятельность универсальна, она является основой для овладения рядом иных видов деятельности.
Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности
Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности:
Научное познание – индивидуальный процесс, протекающий между тем, кто познает и объектом познания. Не допускается наличие каких-либо посредников.
Учебная деятельность – это совместная деятельность дух субъектов обучения педагога и учащегося. То есть в данном случае, между объектом изучения и субъектом познания имеется посредник в лице педагога, который не только организует процесс, но и руководит им.
Научное познание – это неконтролируемый процесс, за ним невозможно проследить ни «изнутри», ни «со стороны». Довольно часто даже сам человек не в состоянии управлять собственным познанием.
Учебная деятельность – это организованный, целенаправленный и управляемый процесс, который предусматривает получение конкретного образовательного результата.
Научное познание – это стихийный процесс, возникающий иногда внезапно в рамках конкретной ситуации, в которой оказывается субъект.
Учебная деятельность – заранее запланированный процесс, который реализуется в соответствии с планом. Заранее планируется цель, задачи, содержание, методы, формы, средства и результаты обучения.
Научное познание – осуществляется всегда и везде, так как человек постоянно изучает и познает окружающий мир, вне зависимости от места его нахождения.
Учебная деятельность – регламентирована по времени, осуществляется в соответствии с планом и расписанием, в специально оборудованном помещении.