Разница между законом и кодексом
Разница между кодексом и законом
Закона РФ «О СМИ», согласно которому это совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящее в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Получается, что п. 28.1 ст. 2 Закона РФ «О связи» и ст. 2 Закона РФ «О СМИ» устанавливают не новое понятие, а дублируют, существующий с 1991 года термин «телепрограмма», внося в определение лишь дополнительные признаки, присущие данному средству массовой информации.
Термины «телеканал» и «телепрограмма» можно было бы рассматривать как синонимы, характеризующие один и тот же объект, но как видно из ст.
2 Закона РФ «О СМИ», законодатель различает эти два термина, указывая, что правила, установленные Законом РФ «О СМИ» и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограмм, применяются в отношении телеканалов, если иное не установлено Законом РФ «О СМИ».
- Разница между кодексом и законом
- Различие между кодексом и законом
- Разница между кодексом и закономерности
- Разница между кодексом и закономерностей
- Разница между кодексом и закономерностях
- В чем заключается специфика кодекса?
ГК РФ устанавливает их исчерпывающий перечень. Такой подход подтверждается, например, Верховным судом Российской Федерации и Высшим арбитражным судом Российской Федерации в п. 9.1 Постановления Пленума ВС РФ № 5 и Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 г.
«О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации». Установленный п. 1 ст.
1225 ГК РФ перечень не содержит ни телеканала, ни телепрограммы, следовательно, они могут являться интеллектуальной собственностью только в том случае, если относятся к одному из установленных Гражданским кодексом РФ видов интеллектуальной собственности.
Различие между кодексом и законом
Как видно из указанного выше определения интеллектуальной собственности, важным правовым последствием такого отнесения будет предоставление телеканалу и телепрограмме правовой охраны на основании и в порядке, предусмотренных частью четвёртой Гражданского кодекса РФ. Помимо этого четвёртой частью Гражданского кодекса РФ будут регулироваться отношения по отчуждению исключительных прав на телеканал и телепрограмму, а также по предоставлению права использования указанных объектов.
Сами по себе телеканалы и телепрограммы, как видно из вышеуказанных определений, представляют собой совокупность аудиовизуальных, звуковых (аудио-) сообщений и материалов, который в определении телепрограмм также имеют общее название «передачи».
Разница между кодексом и закономерности
Важно
ГК РФ исключительное право использовать правомерно осуществлённое или осуществляемое сообщение в эфир или по кабелю передач в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом принадлежит организации эфирного или кабельного вещания. Одним из таких способов использования сообщения телепередачи (вещания) согласно п. 2 ст.
1330 ГК РФ является ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю телепередач одной организации эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации. Помимо этого п. 3 ст.
1330 ГК РФ указывает на то, что использованием сообщения телепередачи помимо ретрансляции телепередачи в эфир или по кабелю является и её сообщение по кабелю или в эфир.
Разница между кодексом и закономерностей
Различие между двумя определениями заключается только в том, что Закон РФ «О СМИ» устанавливает альтернативу в наименовании двух признаков: «сетка вещания (программа передач)» и «наименование (название)».
Законодатель установил, что «телеканал» — это сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.
Помимо того, что законодательство Российской Федерации в области связи и в области средств массовой информации не содержало до рассматриваемых изменений определения термина «телеканал», использовался термин «телепрограмма», который продолжает применяться и в настоящее время. Определение термина «телепрограмма» установлено ст.
Разница между кодексом и закономерностях
В принципе, закон может иметь и неписаный характер и отражать какую-либо правовую традицию, принятую в том или ином сообществе.
Российские федеральные законы также классифицируются на несколько разновидностей:
С точки зрения юридической силы и первые, и вторые находятся на одном уровне. Но в чем специфика кодексов и в связи с чем они рассматриваются как отдельный тип федеральных законов?
В чем заключается специфика кодекса?
Под кодексом принято понимать нормативный акт, в котором сосредоточены положения, регулирующие конкретную отрасль права — например, гражданские, трудовые, административные отношения.
Трудовой;
Есть и другие законодательные акты, с которыми рядовым гражданам приходится сталкиваться не часто.
Например, Градостроительный, Лесной или Бюджетный кодекс (подробнее о нем – на сайте).
Изменения в кодексе – хорошо или плохо? Казалось бы: все упорядочено, «разложено по полочкам».Живи и работай, руководствуясь имеющимися нормами.
Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать ГК РФ.
Относительно иерархии федеральных законов хотелось бы обратить внимание на некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ.
Разница между законом и законом
Многие люди считают, что два термина «Закон» и «Закон» имеют сходное значение и являются взаимозаменяемыми. Тем не менее, есть разница между ними в юридической терминологии.
Проще говоря, Закон – это система правил, которая говорит людям, как управлять их поведением в различных ситуациях, и эти системы применяются ответственными социальными институтами.
Акт, с другой стороны, является формой законодательства, принятого в парламенте для принятия или изменения закона. Это можно рассматривать как основное различие между законом и законом. Давайте посмотрим на условия в деталях.
1. Что такое закон?
– определение, особенности, функции
2. Что такое закон?
– определение, особенности, функции
3. В чем разница между законом и законом?
Что такое закон
Право – это система правил, применяемых социальным институтом, главным образом для управления поведением или поведением людей в определенном обществе. Обычно законы принимаются в парламенте или законодательном органе как коллективная идея; это также может быть результатом решения одного законодателя.
Существует множество законов, относящихся к различным ситуациям, и простые люди обычно знают об этих законах и стараются придерживаться их, насколько это возможно. Законы всегда легко понять. Они передаются широкой публике простым языком. Например, вождение автомобиля без действительных водительских прав является нарушением закона.
Таким образом, люди знают, что они должны иметь надлежащую лицензию с ними во время вождения. Кроме того, законы помогают поддерживать общественный порядок и всегда направляют и защищают людей. Если человек подвергается жестокому обращению, он может искать справедливости в суде.
Если человек идет против определенного закона, он может быть наказан соответственно.
Закон всегда сопровождается штрафом. Законы существуют почти во всех обществах, и они принимаются уполномоченным кругом людей, выбранных широкой публикой, обычно членами парламента. Более того, разные общества практикуют разные законы, основанные на их конкретных системах норм, которые также могут со временем меняться.
Что такое акт
Акт – это законодательный акт, принятый в парламенте с целью изменения существующего закона или принятия нового закона. Акт является более конкретным и более подробным, чем закон. Обычно акт – это конституционный план, который создается правительством. Обычно создается в парламенте. Министры парламента должны проать за акт, чтобы он стал законом.
До тех пор, пока парламент не примет акт, который станет законом, он называется законопроектом. Акт может быть применен только к определенной группе или определенной части общества, и поэтому он становится более конкретным. Акт информирует людей о требованиях, относящихся к конкретной ситуации, и описывает, почему и как люди должны соблюдать определенный закон.
Закон, принятый с большим одобрением членами парламента, может быть изменен только путем принятия другого акта. После отмены акта его положения не применяются. Парламент страны несет ответственность за принятие и осуществление актов по мере необходимости.Таким образом, идеи правительства приходят к общественности через акты, что делает их обязательными для исполнения.
Определение
закон: Законы – это правила и положения, принятые правительством для руководства поведением людей.
Закон:Акт – это форма законодательства, принятого в парламенте для изменения существующего закона или принятия нового закона.
имена
Закон:Закон всегда известен как закон, поскольку он является установленным явлением.
Закон:Пока закон не будет принят в парламенте, он известен как законопроект. Однажды пройденный, он может стать законом.
понимание
Закон:Законы более общие и простые для понимания.
Закон:Акты являются более конкретными и содержат подробности, относящиеся к закону; они отражают идеи правительства в конкретном обществе.
использование
Закон:Чтобы понять общие правила и нормы, мы всегда ссылаемся на законы.
Закон:Чтобы узнать больше о некоторых законах, нам нужно изучить соответствующие акты.
Общее использование
Закон:Закон прямо говорит людям, что следует и чего не следует делать.
Закон:Акты являются более описательными и содержат подробности о том, почему и как применяются законы. В судах важнее получить полный набор информации, которая позволяет адвокатам высказываться в пользу одной из сторон.
Изображение предоставлено:
«Law3» Рифки Джамиль – собственная работа
Что имеет большую юридическую силу – кодекс или федеральный закон?
Обнародованный и получивший юридическую силу, он дополняет уже существующие нормативы. Кодекс представляет собой сборник федеральных законов.
После этого можно смело говорить о равной юридической силе федерального закона и кодекса. Главное, чтобы первый не противоречил второму.
Что важнее кодекс или федеральный закон?
Также нужно обратить ваше внимание на существенное различие между юридическими и экономическими законами, которые создаются в стране.Сказать, что кодексы важнее федеральных законов и наоборот – нельзя.
Федеральные законы и кодексы представляют собой единую систему, которая формирует правовую основу государства.
Таким образом, каждое из понятий имеет существенное значение, своеобразное влияние на формирование прав и правил, ограничений и наказаний, в пределах нашей страны.Кодексы ежегодно пополняются новыми федеральными законами, так как структура нашего существования меняется, что и меняет правовые поля в определенных (четко ограниченных) вопросах. ИСТОЧНИК СТАТЬИ:
В ТЕМУ!
Что главнее закон или кодекс?
В принципе, законодательная база это и есть кодекс.
В тоже время, нужно заметить, что существуют уже стандартные формы права в виде кодексов. Например, гражданский, административный, уголовный кодекс.
Данные документы определяют в себе массу нюансов, и формируют четко определенную базу по четко определенному направлению права. Закон и кодекс – взаимосвязанные, практически идентичные понятия, которые в принципе, в сущности, являются идентичными аспектами права.P.S.
Если Вам требуется провести инженерно геологические изыскания — кликните по ссылке .
Что выше кодекс или федеральный закон
Это как бы делает их более значимыми. К тому же во многих юридических справочниках при анализе законодательной базы на первом месте стоит Конституция.
Главное, чтобы первый не противоречил второму.
Источник: http://KurantyNew.
ru/new/2016/11/25/kodeks-ili-federalnyj-zakon/ В тоже время, сами подзаконные акты могут получить юридически значимую силу исключительно в том случае, если они не противоречат конституционным нормам и уже созданным федеральным законам.
Постановления правительства и их значимость для законодательной базы Все дело в том, что постановления правительства изначально формируют в себе особенности дополнения и своеобразного толкования федерального законодательства.
Что выше кодекс или федеральный закон?
Но с другой стороны, невозможно не согласиться, что сами по себе кодексы собрали именно федеральные законы, и это в принципе, провоцирует такое осознание, что кодексы являются более существенными по своей юридической силе, нежели иные федеральные законы.
Но, практика говорит о том, что данные понятия чаще всего приравниваются.
И как вы понимаете, после обнародования, данные законы приобретают верховенство юридической силы и применяются на практике, дополняют основные нормативы кодексов. ИСТОЧНИК СТАТЬИ:
Чем кодекс отличается от закона
(рус.) Жилищный кодекс Украинской ССР (действителен на данный момент на Украине), с изменениями и дополнениями на 22 марта 2010. В принципе, закон может иметь и неписаный характер и отражать какую-либо правовую традицию, принятую в том или ином сообществе.
Российские федеральные законы также классифицируются на несколько разновидностей:
С точки зрения юридической силы и первые, и вторые находятся на одном уровне. Но в чем специфика кодексов и в связи с чем они рассматриваются как отдельный тип федеральных законов? В чем заключается специфика кодекса?
Под кодексом принято понимать нормативный акт, в котором сосредоточены положения, регулирующие конкретную отрасль права — например, гражданские, трудовые, административные отношения. И если возникает своеобразное противоречие между содержанием законодательства
Разница между законом и кодексом
В российской системе нормативных актов кодексы выполняют прежде всего систематизирующую функцию и выступают источниками права, структура которых наиболее удобна с точки зрения поиска положений, регулирующих конкретную область правоотношений.Кодекс, как и любой другой федеральный закон, состоит из статей (включающих также пункты и подпункты), разделов и глав. Многие российские кодексы представлены несколькими частями — например, Налоговый, Гражданский.
Можно отметить, что рассматриваемые источники права часто обозначают в виде аббревиатур — НК РФ, ГК РФ.Положения кодексов могут дополняться нормами других федеральных законов — «обычных».
С помощью отдельных ФЗ формулировки кодексов изменяются, дополняются.
Также в целях конкретизации положений рассматриваемых нормативных актов могут утверждаться и подзаконные источники — Постановления Правительства, Указы Президента, приказы различных ведомств.Процедура
Сравнительная таблица
Имея в виду | Закон ссылается на законодательные акты, созданные законодательным органом, который концентрируется на конкретном предмете и содержит положения, относящиеся к нему. | Закон относится к принципам и правилам, регулирующим дела общества, созданным и приведенным в исполнение установленной властью. |
Природа | Конкретный | общий |
Что это? | Это законопроект, принятый обеими палатами парламента. | Это установленное явление. |
контуры | Почему и как применяются законы | Что должно быть и не должно быть сделано. |
Задача | Чтобы люди знали правила и положения о конкретных ситуациях. | Защищать людей от недобросовестной практики и поддерживать общественный порядок. |
Определение закона
В юридической терминологии Закон используется для обозначения законов, утвержденных парламентом.
Первоначально, это законопроект, который, когда оба дома проходят через определенную процедуру, оказывается актом .
Закон либо создает новый закон, либо вносит поправки в уже существующий. Акт фокусируется на конкретном предмете и содержит различные положения, относящиеся к нему.
Процедура :
Законопроект сначала вносится в любую палату парламента, после чего проводится обсуждение для его рассмотрения и предоставления, после чего проводится ание. Когда количество , поданных за счет, превышает число , поданных за него, он получает одобрение первого дома, а затем отправляется в другой дом.
В другом доме он проходит ту же процедуру, и если поправки вносятся вторым домом, то он возвращается в исходный дом, а когда его передают оба дома, он отправляется на утверждение Президента, после чего это становится актом. Этот процесс известен как принятие .
Ключевые различия между законом и законом
Различие между законом и законом может быть лучше понято с помощью пунктов, представленных ниже:
- Устав, созданный законодательным органом, который концентрируется на конкретном предмете и содержит положения, относящиеся к нему, известен как закон. Закон описывается как правила и принципы, установленные установленным органом и предназначенные для регулирования поведения членов общества.
- Закон носит общий характер и охватывает все правила и положения, принятые правительством в любой момент времени. С другой стороны, этот акт является конкретным, поскольку он ограничен конкретной ситуацией, поскольку все положения, касающиеся контракта, охватываются Законом о контракте, или положения, касающиеся партнерства, включаются в акт партнерства и так далее.
- Закон является установленным явлением, в то время как закон изначально представляет собой законопроект, который сначала предлагается в парламенте, и когда он получает одобрение обеих палат, то есть Лок Сабха, Раджья Сабха и Президента, он становится Закон.
- Акт носит описательный характер, который объясняет, почему и как применяются законы. Наоборот, закон объясняет, что должно быть, а что нельзя делать в любом контексте.
- Закон применяется для защиты людей от недобросовестной практики и поддержания общественного порядка. В отличие от этого, основная причина создания акта состоит в том, чтобы дать людям знать правила и положения о конкретных ситуациях.
Заключение
Представьте себе ситуацию, когда нет закона или акта о каком-либо преступлении или правонарушении, тогда что произойдет? Будет полный хаос и опасность, люди будут делать все, что им нравится, и это потому, что у них не будет страха перед наказанием или наказанием. Законы и законы чрезвычайно важны для организации и функционирования администрации страны. Это помогает решать вопросы людей справедливым и справедливым образом, а также обеспечивать мирное общество.
Кодекс – это свод законов. Виды кодексов в РФ
Кодексы – это большинство основополагающих законодательных актов Российской Федерации, которые были систематизированы, собраны и объединены по областям знаний в сборниках. Например, условия налогообложения физических и юридических лиц содержатся в Налоговом кодексе, а порядок получения отпускных – в Трудовом и так далее.
История возникновения понятия
В словаре Ефрона и Брокгауза значение слова “кодекс” – это “систематизированный свод (сборник) законов, изданный государственной властью и относящийся к некоторой совокупности или единичному отделу права”. Произошло от латинского выражения codex (caudex), которое обладало множеством значений, таких, например, как:
- ствол дерева;
- чурбан или колодка, которой снабжали ноги арестованного преступника, закованного в кандалы;
- бревна, лежащие в основе перевозного парома или плавучего моста;
- деревянные дощечки, скрепленные между собой, покрытые воском и предназначенные для письма (на фото выше).
Как производное от четвертого значения, появилось определение “codicess accepti ac depenci”, которое обозначало “кассовые книги” в Древнем Риме.
Первоначально свое настоящее значение кодекса как свода законов слово обрело после издания Григорианом императорских конституций, а затем в XVI веке составленного Брисонием перечня ордонансов (приказов), который именовался Кодексом французского короля Генриха III. С конца XVIII века слово в значении “сборник законов” стало популярным и общеупотребимым.
Первыми образцами судебников в Древней Руси были: летописный сборник законов “Русская правда” (1019-1054 гг.), изданный в XI веке в период правления Ярослава Мудрого и судебник 1497 года от Ивана III. А первым прототипом современных кодексов законов, – изданные в 1912 году “7 принципов ведения дел в России”.
Определение понятия
Согласно словарю юридических терминов, кодекс (от лат. “собрание законов”) – это сводный акт законов, объединяющий и систематизирующий (кодифицирующий) правовые нормы, а также регулирующий однородные общественные отношения.
Это определение несколько видоизменяется и дополняется в финансовом, экономическом и иных словарях. Но неизменным остается основной смысл понятия, закрепленный в толковом словаре Даля: кодекс (от лат.
“книга законник”) – это судебник, свод законов.
Виды кодексов РФ
В современном российском праве имеется более двадцати регулярно изменяющихся и дополняющихся кодексов. Кодексы РФ в алфавитном порядке выглядят следующим образом.
Номер п/п | Название кодекса | Условные сокращения | Год вступления в силу | Краткое описание |
1. | Административный | КоАП РФ | 2001 | Содержит перечень возможных административных правонарушений и меры их пресечения |
2. | Арбитражный процессуальный | АПК РФ | 2002 | Устанавливает и регламентирует процедуры рассмотрения и ведения судебных дел в сфере арбитражного судопроизводства |
3. | Бюджетный | БК РФ | 1998 | Это законодательный акт, регулирующий бюджетную систему РФ и процесс формирования бюджетов на всех уровнях власти |
4. | Водный | ВК РФ | 2006 | Посвящен охране и рациональному использованию водных ресурсов РФ |
5. | Воздушный | ВЗК РФ | 1997 | Контролирует деятельность в авиационной отрасли и использование воздушного пространства РФ |
6. | Градостроительный | ГрК РФ | 2004 | Устанавливает правила и порядок развития территорий поселений и городов, их планирование до реконструкции и строительства |
7. | Гражданский | ГК РФ | I (1994), II (1996), III (2001), IV (2006) | Регулирует все вопросы в сфере гражданско-правовых отношений юридических и физических лиц |
8. | Гражданский процессуальный | ГПК РФ | 2002 | Устанавливает правила и принципы гражданского судопроизводства |
9. | Жилищный | ЖК РФ | 2004 | Управляет вопросами в сфере жилой и нежилой недвижимости, контролирует создание и развитие ТСЖ, ЖСК, ЖКХ |
10. | Земельный | ЗК РФ | 2001 | Регулирует вопросы использования и охраны земельных наделов, права собственности на землю и земельные участки |
11. | К. административного судопроизводства | КАС РФ | 2015 | Заведует процессами судопроизводства в сфере административных правонарушений |
12. | К. внутреннего водного транспорта | КВВТ РФ | 2018 | Управляет отношениями субъектов судоходства на внутренних водных путях всей России |
13. | К. торгового мореплавания | КТМ РФ | 2018 | Устанавливает правила пользования судами для перевозок пассажиров и грузов, проведения исследований и рыболовства в морских водах РФ |
14. | Лесной | ЛК РФ | 2006 | Регулирует отношения в области пользования лесными ресурсами страны |
15. | Налоговый | НК РФ | I (1998), II (2000) | Определяет налоговую систему России и регулирует порядок взимания налогов и сборов всей страны |
16. | Семейный | СК РФ | 1995 | Регулирует вопросы семейных правоотношений |
17. | Таможенный кодекс Евразийского экономического союза | ТК ЕАЭС | 2009 -» 2015 -» 2018 | Устанавливает условия и порядок перемещения товаров через границу ТС, определяет последовательность действий при совершении таможенных операций |
18. | Трудовой | ТК РФ | 2001 | Регулирует весь спектр взаимоотношений работодателя и его сотрудников |
19. | Уголовно исполнительный | УИК РФ | 1997 -» 2017 | Управляет взаимоотношения между субъектами уголовного права в процессе исполнения мер уголовно-правового характера, а также всех видов уголовных наказаний |
20. | Уголовно-процессуальный | УПК РФ | 2001 -»2018 | Устанавливает порядок ведения следственного процесса и рассмотрения криминальных правонарушений в суде |
21. | Уголовный | УК РФ | 1996 -» 2018 | Источник уголовного права, определяющий преступные действия и меру наказания за их совершение. |
Кодексы – это основополагающая составляющая любого правового государства. Поэтому они ежегодно пересматриваются, дополняются и видоизменяются. Некоторые статьи теряют свою силу, другие – наоборот, включаются в эти кодексы.
Разница между законом и кодексом
В российской правовой системе важнейшую роль играют законы и кодексы. В чем их специфика?
статьи
Под законом традиционно понимается нормативно-правовой акт, утвержденный государством.
Как правило, его принятие предполагает участие нескольких органов власти: законодательные структуры разрабатывают правовой акт, предварительно утверждают его, а исполнительные — придают ему окончательную юридическую силу, а также создают условия для реализации его положений.
Судебные органы власти, в свою очередь, контролируют исполнение положений закона — санкционируя наказания для тех субъектов, которые нарушают соответствующие нормы, а также при необходимости разъясняя формулировки, присутствующие в правовом акте.
Законы в РФ классифицируются на несколько типов:
- основной закон государства в виде Конституции;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ.
Что касается местной власти — нормативно-правовые акты, утверждаемые муниципальными органами, не имеют статуса закона.
Однако следует отметить, что термин «закон» неофициально употребляется в целях обозначения любого правового акта, даже если это муниципальный источник или подзаконный правовой акт — например, Постановление Правительства или Указ Президента. В принципе, закон может иметь и неписаный характер и отражать какую-либо правовую традицию, принятую в том или ином сообществе.
Российские федеральные законы также классифицируются на несколько разновидностей:
С точки зрения юридической силы и первые, и вторые находятся на одном уровне. Но в чем специфика кодексов и в связи с чем они рассматриваются как отдельный тип федеральных законов?
Сравнение
Главное отличие закона от кодекса, если рассматривать данные термины на уровне понятийного аппарата, принятого в правовой системе РФ, заключается в том, что первый источник права может быть представлен в нескольких разновидностях, а кодекс — только как ФЗ.
С точки зрения универсальных правовых критериев закон отличается от кодекса тем, что представляет собой правовой акт, регулирующий довольно узкий спектр правоотношений, в то время как кодекс аккумулирует в себе положения, юрисдикция которых способна быть очень широкой.
При неофициальном употреблении термины, о которых идет речь, вполне могут выступать синонимами. Но если это не так, то выбор первого или второго понятия скорее основывается на традиции, чем на значении слова в юридическом смысле. Вполне возможен вариант, при котором «неофициальный» кодекс будет совсем небольшим сводом правил, а неписаный закон — характеризоваться огромным перечнем норм.
Определив, в чем разница между законом и кодексом, зафиксируем ее основные критерии в таблице.
Таблица
Кодекс | Закон |
Что общего между ними? | |
В правовой системе РФ кодекс — разновидность федерального закона | |
Процедура принятия «обычного» ФЗ и кодекса в РФ — одинаковая | |
При неофициальном употреблении оба термина могут быть синонимами | |
В чем разница между ними? | |
В правовой системе РФ и многих других стран мира термин «кодекс» обозначает источник норм, аккумулирующий положения, которые регулируют отдельную отрасль права, широкий круг правоотношений | В правовой системе РФ и многих других стран термин «закон» обозначает источник норм, включающий положения, которые регулируют, как правило, один из аспектов той или иной отрасли права, узкую группу правоотношений |
Чем закон отличается от кодекса
Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление«. Это значит, что Конституция — это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.
Конституция — это главный закон государства, он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.
История развития конституции
Происхождение слова «конституция» отправляет нас в далекое прошлое, в древние века. Еще Спарта и Древние Афины имели свои неписаные конституции. В Англии в 1215 году Первым Конституционным Актом явилась «Великая Хартия вольностей». В средние века была создана конституция (Основной Закон) и действующий до сих пор в Сан-Марино.
Он был принят в 1600 году, но базой его считается «городской устав», который принят был в 1300 году. В более позднее время в 1529 году появляется конституция «Статус Великого Княжества Литовского» (дополнена в 1566 и 1588 годах).
Но писаной первой конституцией считается Конституция США, образованная в 1787 году и действующая до нашего времени с поправками.
В каждом государстве своя принятая (писаная и неписаная) Конституция. У конституции нет срока действия. Она подлежит изменению (внесению поправок), дополнению, а иногда и переизданию, когда общество стоит на пороге перемен.
В Российской Империи с 1832 года действовали «Основные государственные законы«, но в результате появления Манифеста, который был издан по поручению Николая II и назывался «Об усовершенствовании государственного порядка», законы претерпели большие изменения. И в результате этих изменений с 1906 года с 23 апреля они считаются первой Конституцией России.
В Российской Федерации, в ее истории действовало 5 конституций:
- 1918 год — Конституция РСФСР, принятая после «переворота» в октябре.
- 1925 год — Конституция РСФСР — объединение в СССР с независимыми республиками.
- 1937 год — Конституция РСФСР, принятая при Сталине.
- 1978 год — Конституция РСФСР, принятая при Брежневе.
- 1993 год — Конституция РФ — первая Конституция Демократической России, действующая и ныне.
Виды конституций
В разных государствах конституции имеют отличия между собой. Принято разделять виды конституций:
- Писаная конституция — это единый и единственный акт . Могут иметь место дополнительные акты, но формально это единая конституция.
- Неписаная конституция — это совокупность законов (обычных). Они не соединены в единый акт, и возможно существование других источников, наделенных высшими юридическими правами.
- Дарованная конституция — вводится в действие актом, который подписал глава данного государства (император), без согласования с народом.
- Народная конституция — принятая на референдуме, либо высшим органом власти;
- Гибкая конституция — это главный закон, который можно изменить, как обычный закон в государстве.
- Жесткая конституция — главный закон, который можно изменить через более сложный порядок, чем обычный закон. Большинство конституций (писаных) можно отнести к жестким.
Также конституции делятся на:
- Юридические — это все виды конституции (народные, писаные или неписаные, гибкие или жесткие) — все они обладают юридическими правами.
- Фактические — это государственно-общественные отношения, закрепленные в юридической конституции.
- Реальная конституция — в ней закрепленные законы — это действительность, а фактические и юридические тождественны.
- Фиктивная конституция — в ней закреплены законы или которых нет в действительности, или они отличаются от конституционных законов.
Изменение Конституции
Изменения и внесение поправок в основной закон государства напрямую связаны с общественной жизнью, с ее переменами, с расстановкой политических сил. Пересмотр некоторых положений Конституции РФ, в которых назрели перемены, предусмотрен 9 главой Конституции РФ и Федеральным Законом от 4 марта 1998 года. В нем говорится о порядке принятия поправок к Конституции РФ.
Поправки могут вносить только президент страны, Государственная Дума, правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ.
Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ.Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное ание.
Чем конституция отличается от закона
В отличие от конституционных законов, законы, изданные в стране, не должны нарушать основ Конституции. Она является фундаментом всего текущего законодательства в государстве.
И если некий закон не подчиняется этому правилу, то он является антиконституционным. Об этом сказано в статье 15 Конституции РФ. Изданные законы должны быть опубликованными официально.
Законы, которые не опубликованы, не применяются.
Закон — это правило, которое регламентирует жизнь только в определенной сфере и ,возможно, только локально, в то время, как Конституция действует на всей территории государства. Закон издается органом, наделенным такими полномочиями.
На Федеральный закон президент РФ может наложить вето, и закон не будет принят. В отношении конституционных законов президент не имеет такого права. Конституция действует, пока не принят новый проект.
Закон отменить проще — издается новый закон или у старого закона заканчивается срок действия.
Конституция стабильна. И принятие новой Конституции ведет к кардинальным переменам в обществе.
vchemraznica.ru
Что выше по силе закона Федеральный закон или Кодекс?
Что выше по силе закона Фз или Кодекс?
Вопрос относится к городу Уфа
Есть отличный материал в системе Консультант Плюс на эту тему — про структуру нормативных актов и их приоритет и силу. Обратитесь в поддержку Консультант Плюс в Вашем городе и попросите прислать — очень он полезный.
К нормативным правовым актам в РФ относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).
Следует отметить, что кодексы являются федеральными законами*(1), которые содержат общие нормы и выполняют основополагающую роль в правовом регулировании определенных сфер общественных отношений. Однако Конституция РФ не предусматривает приоритет одного федерального закона над другим.Вместе с тем во многих кодифицированных актах закреплена необходимость соответствия иных законов в данной сфере кодексу, как содержащему основополагающие положения (смотрите, например, п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ , п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст.
1 Гражданского процессуального кодекса РФ и другие).
Как следует из п.п. 2-4 ст.
3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также указов Президента РФ, на основании и во исполнение которых Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать ГК РФ.
Относительно иерархии федеральных законов хотелось бы обратить внимание на некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ.