Разница между художественной и научной литературой

Основные разновидности литературы

Разница между художественной и научной литературой

Основные виды литературы принято разделять как по содержанию, так и по предназначению текстов, поэтому соблюсти единый принцип классификации разновидностей литературы проблематично. Подобная классификация нередко вводит в заблуждение, объединяя в одну группу абсолютно разные явления.

Часто типологически разные текстовые материалы одной эпохи намного ближе друг к другу, чем типологически одинаковые произведения различных эпох и культур.

К примеру, у «Диалогов» Платона, которые лежат в основе европейской философской литературы, значительно больше общего с драмами Эсхила и другими древнегреческими текстами, чем с научными материалами философов Нового времени – Гегеля или Рассела.

Участь отдельных текстов сложилась таким образом, что в процессе своего создания они склонны к одному виду литературы, а в дальнейшем оказываются ближе к другому: к примеру, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо в настоящее время относят скорее детской литературе, а писался роман даже не как произведение для взрослых, а как острая обличительная проза с элементами публицистики.

Поэтому универсальный перечень основных видов литературы носит лишь приблизительно-ориентирующий характер, а однозначная структура конкретного литературного пространства может быть определена лишь в отношении к определенной культуре и определенному периоду времени.

Однако для ознакомительных целей эти сложности принципиальной значимости не имеют. Практичным требованиям библиотек и книжной торговли вполне удовлетворяет весьма разветвленная, хотя и поверхностная, структура классификации.

Художественная литература

Художественная литература — разновидность литературных произведений, которые объединяет вымышленный сюжет и герои. В качества материала для создания художественных текстов используются конструкции и слова естественного языка в письменном виде.

Специфика данного вида заключается в сопоставлении с другими разновидностями искусства, которые используют другой материал вместо словесности (музыка, изобразительность) либо совместно с ним (кино, опера, песня), а также с другими видами словесно-языкового текста: документальным, философским, справочным и др.

Помимо этого, произведения художественной литературы объединяет авторские тексты в отличие от фольклорного творчества.

К художественным текстам (как для детей, так и для взрослых) относятся: романы, рассказы, повести, новеллы, пьесы и поэзия, а также авторские былины и сказки. Выделяют три рода (жанра) произведений данного вида: эпос, лирика, драма.

Примеры: роман Стендаля «Красное и чёрное», пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль», А. Пушкин «Сказка и царе Салтане» и т.д.

Документальная проза

Документальная проза — особый вид литературы, характерным признаком которого является создание сюжета, основанного только на реальных событиях, с небольшими включениями художественного вымысла. К документалистике относятся биографии выдающихся личностей, страноведческие описание, истории значимых событий, расследования громких преступлений.

Произведения документальной литературы основаны на свидетельствах и воспоминаниях очевидцев, самого автора, различных документах. Авторская позиция состоит в отборе и структурировании материала, оценке событий.

Примеры документальной прозы: повесть С. Моэма «Пироги и пиво или скелет в шкафу», роман А. Бека «Новое назначение», К. Г. Паустовский «Повесть о жизни».

Мемуарная литература

Мемуарные произведения — сочетание документалистики и «исповедальной прозы». Представляет собой записки-воспоминания автора-очевидца о реальных событиях прошлого.

Отличительная особенность мемуаров – фактографичность, «документальный» характер произведения, строгое соответствие исторической правде, хроникальность повествования. Мемуарист отказывается от «игры» сюжетом, анахронизмов, нарочито художественных приемов.

Эти признаки приближают мемуары к жанру дневника, но при этом предполагают ретроспекцию и переоценку событий в достаточно отдаленном прошлом с позиции данного времени и с высоты накопленного автором опыта.

В отличие от художественной литературы мемуары выполняют, главным образом, познавательную функцию, не претендуя на художественные установки.

При этом четко провести грань между мемуарными и художественными текстами очень сложно. Так, «Дневник Кости Рябцева» Огнева мемуаром не является, но уже в «Семейной хронике» С.

Аксакова можно найти указанные выше признаки, которые легли в основу литературно-художественной обработки.

По материалу и достоверности мемуарные тексты близки к исторической прозе, документально-историческим научно-биографическим и автобиографическим очеркам. Однако отличаются от них установкой на отображение не столько личности автора, сколько окружавших его реалий, культурных, общественных, политических других событий.

Примеры: мемуарной литературы: М. Горький «Литературные портреты», О. Мандельштам «Первая книга», И. Эренбург «Люди, годы, жизнь».

Научная и научно-популярная литература

Научная литература представляет собой письменные работы, созданные в результате практических исследований или теоретических обобщений в рамках научной методики. Данные тексты предназначена для информирования исследователей, ученых и узких специалистов о новейших достижениях и открытиях науки.

Внимание! Научный труд не считается завершенным, если он не опубликован.

Первые научные сочинения были написаны в разнообразных жанрах: рассуждения, трактаты, рассуждения, поучения, жизнеописания, путешествия, диалоги и даже стихотворения. Сегодня структура научной литературы строго стандартизирована и состоит из докладов, монографий, тезисов, обзоров, статей, рецензий, рефератов и авторефератов.

В некоторых странах существуют механизмы аттестации научных текстов, которые устанавливаются правительством или общественными научными организациями. Так, в Российской Федерации, к примеру, аттестацию осуществляет ВАК (Высшая аттестационная комиссия). Основное и обязательное требование к публикации научной литературы — рецензирование текстов.

В рамках данного процесса редакция или издательство научной литературы перед публикацией новой работы направляет ее двум-трем рецензентам, которые являются специалистами в данной области. В процессе рецензирования материалы, содержащие прямые фальсификации или грубые методологические ошибки, не допускаются к публикации в рамках научной литературы.

Научно-популярной литературой считаются труды о науке, ученых и научных достижениях, предназначенные для массового читателя.

Научно-популярные произведения способные понять, как специалисты из других областей, так и малоподготовленные читатели, в том числе подростки и дети.

От научных текстов они отличаются простотой и доступностью, а также отсутствием необходимости обязательного рецензирования и аттестации.

К научно-популярной литературе относятся также сочинения о биографии деятелей науки, основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, описание путешествий, запечатленные в разных жанрах. Лучшие из этих работ популяризируют достижения передовой науки в доступной для читателей форме.

Примеры научных и научно-популярных текстов: М. В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла», М. Фарадей «История свечи», С. Хокинг «Краткая история времени».

Справочная литература

Это произведения вспомогательного характера, которая используется для получения обобщающей информации по тому или иному вопросу.

Основные подтипы справочной литературы:

  1. Словари, содержащие информацию по основным знаниям, словам и выражениям для данной сферы, обычно, в алфавитном порядке;
  2. Справочники, упорядочившие информация каким-либо другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы (к примеру, медицинский справочник — по характеру симптомов или локализации заболеваний);
  3. Энциклопедии — содержат комплексный и системный свод информации в данной сфере знаний.

В идеале справочные издания должны содержать только объективно установленные факты и адекватно отражать имеющийся в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно до конца отделить факты от интерпретаций и подразумеваемых допущений, поэтому в любом справочнике в той или иной мере есть спорные вопросы.

Иногда доля неточностей достаточно велика и намерено включается в справочное издание: таковыми, например, является большая часть справочников советской эпохи, особенно, что касается гуманитарных знаний, — даже самые короткие словарные тексты, чаще всего, носят идеологически окрашенный характер.

Даже спустя некоторое время использовать такие издания в качестве справочных становится сложно: много сил уходит на то, чтобы отделить факты от интерпретаций. Однако такие словари особенно интересными в качестве исторических свидетельств, памятников своей эпохи.

Примеры справочной литературы: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», «Большая советская энциклопедия», Л. Савка «Универсальный медицинский справочник».

Учебная литература

Учебная литература состоит из учебников и сборников практических задач (упражнений). Такие издания имеют много общего со справочными сборниками: относится к той части знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной.

Однако у учебных пособий другое назначение: изложить данную часть знаний системно и последовательно, чтобы адресат текста составил о ней довольно глубокое и четкое представление, овладев востребованными в этой области навыками, будь то умение правильно расставлять знаки препинания, решать уравнения или формулы.

Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

Примеры учебной литературы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е. «Учебник русского языка для 5 и 6 классов», Л. Попова «Сборник практических задач по математике», Маркеев А.П. «Теоретическая механика».

Техническая литература

Техническая литература — это тексты, которые относятся к области производства и техники. Это разнообразные каталоги изделий, каталоги деталей, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, патенты и пр.

Существуют также много других видов литературы: религиозная, духовная, рекламная и другие разновидности в отраслевых областях.

В чем отличие художественной литературы от научной? примеры

Разница между художественной и научной литературой

Литература – это незаменимая часть культуры каждой страны. Без нее невозможно было бы обмениваться информацией, узнавать последние новости или изучать науки.

Во всем своем великолепии литература предстает перед читателями в различных жанрах. И нередко сложно выбрать, какой книге предстоит отдать предпочтение.

Особенно часто такие терзания возникают, когда читатель не знает, в чем отличие художественной литературы от научной. Что же, попытаемся ему помочь.

Все начинается с теории

Прежде чем классифицировать тексты на художественные и научные, стоит вооружиться теоретическими знаниями в этой области. То есть узнать о том, что такое научная и художественная литература.

  • Художественная литература – это своеобразная разновидность искусства, главным компонентом которого является слово.
  • Научная литература – представляет собой письменные работы, которые были созданы в ходе определенных исследований с применением некого научного метода. Этот вид литературы предназначен для предоставления информации ученым о последних достижениях на их поле деятельности.

Если смотреть только на эти определения, невозможно понять, в чем, собственно, проявляется отличие художественной литературы от научной, кроме как целевой аудитории.

Что такое стиль?

Поэтому стоит изучить этот вопрос более детально. Художественная и научная литература не получили оригинальных названий. Все дело в том, что первую создают художники, а во второй сплошь и рядом формулы. Все дело в особенностях (или, как принято говорить, стилях) написания текста.

Стиль – это оформление текста. Это своего рода «одежда» текста. Если говорить научно, то стиль – это система языковых средств и способов, которые используют для того, чтобы преподнести какую-либо информацию. Каждая система и способ используется в определенных случаях.

В чем же отличие художественной литературы от научной? Прежде всего в стиле текста. А если разбирать более подробно, тогда нужно знать об особенностях текстовых условностей каждого стиля.

Художественный стиль речи

Этот стиль эмоциональный и экспрессивный. Автор текста в основном ориентируется на отображение образов и эмоций, чем, собственно, и покоряет читателей.

Основные черты художественного стиля:

  • Герой и рассказчик в одном флаконе – свободное отображение своего «Я».
  • Текст передает образы, эмоциональный фон и настроение героев.
  • Автор может использовать множество стилистических конструкций в тексте: омонимы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, гиперболы и т.д. Выбор словесных оформлений у него неограничен.
  • В художественном тексте автор может применить множество разных стилей, красиво их «подогнав» под общий авторский слог.
  • В словах всегда есть скрытый смысл.

Основная цель текста в этом стиле – передать эмоции, создать у читателя определенный настрой. В этом и состоит первое отличие художественной литературы от научной.

Научный стиль

Тем не менее это еще не все отличительные характеристики стилей. Невозможно сравнивать художественный и научный стиль, не сказав ничего об особенностях содержания.

Основные черты научного стиля:

  • Автор объективен, беспристрастен. В тексте фигурируют местоимения «мы» или «они».
  • Много терминологии и речевых клише. Отсутствие или сведенное к минимуму употребление эмоционально-экспрессивной лексики.
  • Текст статичный и медленно читается из-за обилия наречий, прилагательных и существительных.
  • Текст построен логично, изложен последовательно, согласно тезисам.
  • Много вводных слов, которые объясняют явления или понятия.

В этом прослеживается еще одно отличие художественной литературы от научной.

Немного о научно-популярном

Многие читателя склонны путать научную литературу с научно-популярной. Научно-популярная литература – это художественный текст о науке. Он предназначен как для опытных исследователей, так и для простого населения.

Отличие художественной литературы от научно-популярной в том, что вторая объединяет основные черты двух литературных стилей.

Здесь можно найти и образы, и эмоции, и сухую информацию, которая устрашает формулами и терминологией.

План и пример

Отличие между художественной и научной литературой действительно большое. Чтобы подытожить все написанное, стоит привести практический пример.

Отличие художественной литературы от научной (примеры):

  • Художественный стиль: «На горизонте уже задребезжали первые рассветные лучи, но в лагере никто не обратил на них внимания. Каждый солдат был погружен в свои мысли. Кто-то чистил дуло автомата, кто-то дописывал последние строки письма, а кто-то безучастно смотрел в сторону, где расположился противник. Сегодня должно было состояться решающее сражение. Целую ночь никто не смог сомкнуть глаз, а минуты раннего утра ползли словно улитки, пока кто-то не крикнул: «Началось!»…»
  • Научный стиль: «Берлинская наступательная операция началась утром 16 апреля 1945 года. 9000 советских орудий и минометов ударили по немецким позициям. За считаные минуты была уничтожена первая линия обороны. Воздушные бомбардировщики атаковали немецкие артиллерии и штабы. Было уничтожено 2145 единиц немецкой боевой техники… Германия объявила о своей капитуляции 8 мая 1945 года».

Два этих текста рассказывают о начале Берлинской наступательной операции – последнем сражении в Великой Отечественной войне. И если составить план: «Отличие художественной литературы от научной», то он будет иметь следующий вид:

  1. В научном тексте всегда будут указаны:
  • точные даты и цифры;
  • перечень основных действующих элементов;
  • оценка происходящего;
  • внимание к значимым моментам;
  • общие итоги;
  • цифры, протоколы, ведомости.
  1. Художественный текст имеет в своем составе:
  • впечатления о происходящем;
  • описание места, где происходят события;
  • средства выразительности, которые заставляют читателя переживать;
  • действительность нарисована в живых картинах.

Даже представленные небольшие примеры соответствуют большинству пунктов плана. О том, в чем заключается отличие художественной литературы от научной, кратко изложено в статье.

Если первая представляет собой нечто возвышенное, чувственное и духовное, то вторая является ее прямой противоположностью – она излагает основные факты с применением сложной терминологии и, забыв об эстетике речевых оборотов, упрямо шагает к цели. Можно сказать, что они как небо и земля.

Их бессмысленно сравнивать. Однако невозможно представить мир культуры как без художественных произведений, так и без научных трудов.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.