Разница между харакири и сеппуку

Что такое харакири и сеппуку, в чём разница

Разница между харакири и сеппуку

Харакири, спепуку – в чем разница между этими двумя понятиями? Существует лимежду ними разница, в каких ситуациях применима сепуку, а когда харакири. Поможетрассмотреть вопрос история, традиции Японии, древний кодекс самураев.

Что такое харакири

ВЯпонии дань культуре, чести, народу, феодалу, хозяину – превыше всего. Дажесобственной жизни. Кодекс самураев говорит, что такое харакири. Это ритуальное,собственной рукой самоубийство, принятое среди высшего сословия знати Японии,самураев.

Харакирибывает добровольное, реже добровольно-принудительное – определенного рода наказание.Самурай ритуальным самоубийством сохранял собственную честь, доброе имя своейсемьи.

Практиковалихаракири, если затрагивалась честь самого самурая, либо феодала – начальника. Акак делают харакири – это сложный ритуальный процесс, с массой тонкостей,мельчайших нюансов, которые помогали душе отойти в мир иной. Такой ритуал былпривилегией исключительно знати – простой крестьянин не мог проводить его.

А чемделают жертвенное убийство своей рукой – это было личное оружие самого самурая,специальные мечи, ножи. Особым вниманием важно виделить такие ножи каккугуносбу или танто.

О сепуку

А чтотакое сепуку, в чем состоит его отличие от харакири – это возвышенный ритуал,проводимый, если самураи покрывает себя позором. Если харакири предусматриваетпростое вспарывание живота, говор в простонародье бытовой вариант ритуальногоубийства собственно рукой – сепуку это сложный в своем проведении, подготовке ритуал.

Какпроводят ритуал сепуку – самурай разрезал живот крестом, буквой Х, всего двумядвижениями.

Хотя в более поздние сроки применяли не такой болезненный метод,когда самурай просто втыкал в живот меч или же нож, наваливаясь всем телом.

Такойспособ самоубийства практиковали римские легионеры, плененные врагами, считая последнийблагородным способом ухода из жизни. Смерть от своей руки лучше, нежели плен.

разница, котораясуществует между данными понятиями – сам самурай, который совершал сепуку, недолжен кричать, корчиться от боли, падать. Он делал собственную смерть не просторитуальным самоубийством – красивое священное действие, показывающее насколькоего душа чиста, как он предан своему роду, хозяину.

Женщинаиз высшего сословия, жена самурая, также могла совершать ритуальное убийствособственно рукой. Правда проводился последний в упрощенном варианте, был не такимпомпезным, как у мужчин, применяя исключительно ножи.

Последними вскрывали яремнуювену на шее или же вонзали, пронизывая сердце. Обязательно она обязана склонитьголову на левую сторону. Это определенный символ, поза увядающего цветка,конины жизни.

Проводилось ритуальное женское убийство от своей руки по правиламнаедине с самим собой, без свидетелей – только так его признавали, какискупление.

Истории кроваво ритуала

Историки говорят, что харакири, какритуал самоубийства, вскрытия живота соотносится по времени становленияфилософии буддизма, догм бренности бытия, всего существующего на земле. Согласноустоям буддизма, в центре живота распускается душа человека, его сущность.Никогда в сердце, голове, иной части тела.

Существует 3 способа популяризации данного способа суицида:

  • самурай демонстрировал чистоту своей души и помыслов, егонамерения незапятнанны позором, необоснованными обвинениями и он прав;
  • таким способом самурай способен оправдаться сразу междунебом – людьми в своих поступках, делах, собственных решениях;
  • но нередко практика такого убийства от своей руки обусловленапостоянным ношением с собой боевого оружия – это помогало на поле битвы быстро умереть.

Сам ритуал сепуку пик популярности завоевал в средневековье. В1156 году дайме из Минамото впервые совершил собственноручно харакири в истории.Причина проста как мир – плен, который расценивался как высшая степень позора.Тогда все больше воинов и знати применяли сам обряд в критических ситуациях.Его даже прописали как пункт военного кодекса чести самурая– Бусидо.

Постепенно, с приходом реформ в период правления Мэйдзипредставленные ритуальные самоубийства прекратили свое существование назаконодательном уровне. На уровне культурного наследия ритуал сегодня, завтра,вчера занимает немаловажное место.

Ритуальные самоубийства в современной Японии

Культура Японии подразумевает – всегда важно сохранить своелицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцывоспринимают сепуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранитьсвое доброе имя.

Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способлишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным,взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя.

Иные мировыерелигии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается –это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии. Для сепуку так важно непросто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство.

Это способ признать собственные ошибки.

Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати,но постепенно популярность харакири и сепуку росла, их практиковали все, каквоенная знать, так и простые люди.

Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня?Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири,сепуку.

Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшнимиреалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменномсвоем виде.

Говоря проще, харакири и сепуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая.

Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит задать вопрос японцам, культура которых уникальна.

Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.

Харакири и сеппуку – чем отличаются, специальный нож Кусунгобу, девушки, делающие ритуальное самоубийство, соответствие кодексу самураев Бусидо

Разница между харакири и сеппуку

Нередко у многих любителей японской культуры и обычаев возникают вполне резонные вопросы, связанные с одной из самых экзотических и сумасбродных традиций. Конечно же, речь обычно заходит о ритуале харакири или сеппуку. В чем суть этого действа и имеется ли между сеппуку и харакири хоть какое-то различие?

И, правда, слово «харакири» одно из наиболее известных на европейском континенте из всех слов японского происхождения. Вследствие этого оно вполне привычное для обычного человека. Более того 70% европейских жителей полагают, что располагают сведениями об истинном значении этого слова.

Кроме того, еще 20% когда-то слышали о нем, однако никогда не пользовались им в своем лексиконе. А прочие 10% вообще считают, что им нет надобности, заниматься изучением культуры других стран.

Как бы то ни было, но имеется и такая категория европейцев, которые всегда интересуются подобными вопросами.

Итак, есть ли какие-то различия между этими терминами, и если есть, то в чем это выражается?

В действительности, практически никакого различия в этих двух понятиях нет, разве только в процессе произношения и употребления. Как харакири, так и сеппуку обозначаются в качестве «ритуальных самоубийств». Причем даже в письменном виде они обрисовываются в одинаковой мере.

Различие лишь в том, что в первом случае вначале рисуется иероглиф символизирующий живот, и лишь после этого идет глагольная форма «резать». Тогда как с иероглифом сеппуку дела обстоят с точностью до наоборот.

Следует также знать, что само слово «харакири» у японцев до настоящего времени считается почти ругательное, уничижительное, да и вообще просторечное, а вследствие этого оно не используется вообще. В нашей же стране используют только слово «харакири». Однако каждому мало-мальски грамотному японоведу доподлинно известно, что это всего лишь такая изощренность в русском языке.

Но и это еще не все. В древности это якобы «деревенское», «простолюдинское» слово «харакири» означало самоубийство. Причем не простое, а такое, что не было произведено согласно правилам самурайского кодекса, собственно без должного уважения к этому документу.

Тогда как ритуал сеппуку скрупулезно готовился, и казалось, что это едва ли не самое ужасающее театральное представление.

Если перейти к переводу этих двух слов по уровню фразеологизмов, то окажется, что харакири будет означать просто «отдачу концов», а сеппуку более элегантно — «отход в мир иной».

Проведение ритуала

Сам процесс проходил в основном публично, и поражал своим хладнокровием, выдержанностью и устремленностью воина к приходу «благородной» кончины. Собственно на основании этого самураи готовились к ритуалу харакири заблаговременно.

Воин начинал свой день с омывания, облачался в свое наилучшее кимоно белого цвета, вкушал свои любимые блюда. После того, как ощутил полное физическое насыщение и насыщение тем, что в последний раз смог насладиться радостями земной жизни, он присаживался на коврик перед зрителями. Перед воином клался меч на ткань или на тарелку.

Особое внимание уделялось выбору оружия, которым самурай собирался лишить себя жизни. Это для обычных людей в этом нет никакого различия. Тогда как японские самураи относились к этому мероприятию со всей серьезностью.

В среде самураев было принято считать, что при помощи этой церемонии они смогут по-настоящему очиститься перед небесами и людьми. По установленной традиции харакири совершалось при помощи специального кинжала Кусунгобу, а в самых исключительных случаях для этих «благородных» целей самураи пользовались мечом Вакидзаси.

Однако на одном только выборе орудия для «самоликвидации» мероприятие не заканчивалось. Все процессы проходили довольно-таки неспешно. Кроме того, у самурая должно было остаться еще время для декларирования предсмертного стихотворения. В этом произведении писалось о смерти и дорогих воину вещах.

Самураи могли подбирать себе помощников, которыми чаще всего были близкие друзья или родственники.

Такие помощники выбирались для того, чтобы незамедлительно отрубать голову, избавляя самурая от страшных мучений, но и здесь не все так просто. При этом преследовалась еще одна цель кроме спасения приятеля.

Таким друзьям предоставлялась уникальная возможность продемонстрировать уровень своего мастерства владения мечом.

В дальнейшем ритуал харакири был перенесен на поля сражений. Там побежденные воины, после сильного расстройства от фиаско, решали лишить себя жизни, а победители из чувства благородства соглашались отрубать им головы. И такая практика прочно вошла в суды. Таким образом, судьи могли назначать провинившимся гражданам приговоры в виде ритуала сеппуку.

Бусидо – кодекс чести самураев

Процесс самоубийства вследствие вонзания кинжала в область живота тесно связан с бусидо — кодексом чести самураев.

Тогда было принято считать, что при помощи отхода в мир иной самураи избегают бесчестья и нежелательности пленения, которые отразятся на репутации тех или иных воинов.

Вслед за тем, как сеппуку начало свое распространение, проштрафившимся самураям разрешалось убивать себя самостоятельно.

Кроме того, самураи обладали правом требовать назначения сеппуку для своих врагов. В результате чего они могли вымещать всю свою ярость. При этом для остальных людей это могло бы выглядеть так, что благородному самураю хочется, чтобы душа грешника могла спастись и переродиться.

Кроме того, кодекс самурайской чести обозначал, что главной целью ритуального самоубийства было продемонстрировать Небесам свои благие намерения. Например, в сражении убили вассала.

Тогда его подчиненному может прийти идея совершить обряд харакири, чтобы доказать свое преданное отношение к правителю и пр.

Отношение женщин к сеппуку

Женщинам также было «даровано» право на лишение себя жизни путем самоубийства. Однако они делали это в более тихой обстановке, без излишнего пафоса, а тем более, свидетелей.

У каждой из них всегда был при себе кинжал для самозащиты кайкен, который мог использоваться как нож для харакири.

При помощи кайкена они перерезали себе шейные артерии, но и здесь нужно было соблюсти некую формальность, а именно наклониться в сторону. Это такая японская ассоциация с увяданием цветка.

Харакири как ритуал в был отменен 1968 году. Тем не менее, происшествия с похожими самоубийствами происходят и в наши дни.

Нож для сеппуку кусунгобу и его модификация кайкэн

Разница между харакири и сеппуку

Кодекс самурая «бусидо» гласит, что жизнь самурая является подготовкой к смерти. Почетной смертью считается смерть в бою, от меча соперника, или через ритуальное самоубийство, известное как сэппуку.

Разрезая себе живот, в котором обитает душа, самурай заявляет о чистоте своих помыслов, внутренней силе и правоте, мужском достоинстве, чести и мужестве. Без страха смерти, с достоинством перед небом и соплеменниками уходя в иной мир.

Для проведения данного ритуала используется специальный нож – кусунгобу.

Нож для сеппуку кусунгобу.

История и описание кусунгобу

Кусунгобу берет свое начало от малого танто, у которого нет гарды (с японского «цубы») и который обладал меньшими размерами. Длина составляет около 297 см (9,5 сун). Острие сделали более тонким, так как оно играло самую главную роль – быстрый, сильный и резкий удар для взрезания живота. Заточка клинка односторонняя, а самое лезвие имеет небольшой изгиб.

Рукоять ножа и футляр выполнялись из дерева светлых тонов, так как белый цвет является символом смерти в Японии. Но известные и признанные мастера могли отходить от этого канона, выполняя «токонома» (футляр для ножа) из темных пород деревьев. Сама рукоять прямая и имеет прямое крепление к хвостовику с помощью всадного метода и дополнительной заклепки.

Япония являлась канонической страной, в которой для каждой сферы жизни создавались свои законы и обычаи, регламентирующие правила поведения человека.

Так, танто, прародитель кусунгобу, боевой нож самураев, использовался для ритуального самоубийства на поле боя.

Но кусунгобу был создан специально для ритуала сэппуку, чтобы сделать его в соответствии со всеми нормами кодекса бусидо, сделать это красиво и эффективно.

Большой популярностью пользуется японское слово харакири, которое также символизировало японскую традицию ухода из жизни через ритуальное самоубийство. В чем же главное отличия сэуппуку и харакири?

Различия ритуалов харакири и сэппуку

Для понимания отличий разберем буквальный перевод каждого слово. «Харакири» переводится как «резать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сэппуку пишется такими же иероглифами, но в другой последовательности. По своей сути слова являются синонимами и обозначают одно и то же.

Некоторыми непосвященными людьми считается, что «харакири» является бытовым разговорными и уничижительным выражением.

Поэтому возникло такое мнение, что «сэппуку» – это ритуал, проведенный по всем правилам, а харакири – это просто самоубийство путем вспарывания живота мечом.

Однако, суть в том, что «суппуку» используется в официальных источниках и речи, а «харакири» в разговорной речи. Сами японцы никакого иного смысла в оба слова не вкладывают и оба понятия обозначают одно и то же.

Еще одно отличие в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его проводили простолюдины, тогда как сэппуку – это ритуал для высшего сословия.

Поэтому представлялся ритуал сеппуку с большим официозом и торжественностью.

Поэтому харакири проводилось без особой помпезности, а сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось, как героический акт.

Ритуальное самоубийство сэппуку проводилось в соответствии с четкими правилами. Использовалось личное оружие самурая, которые он получил при вхождении в члены военного сословия самураев.

Японский нож для харакири.

Основные моменты проведения ритуала:

  • в торжественной обстановке, специальных одеяниях воин находится в определенной позе;
  • ему подают любимое блюдо, ритуальное оружие при этом уже готово;
  • одеяния снимает так, чтобы оголить живот;
  • очень важно, чтобы самурай при проведении ритуала оставался спокойным и достойно выполнял весь ритуал, чтобы сделать его как можно более красивым. Если он терял самообладание, это считалось большим позором. Чтобы сделать смерть как можно более красивой и достойной, с развитием ритуала ввели роль кайсякунина – помощника самурая, который отрубал самураю голову, и этим помогал избежать позора;
  • живот разрезался крестом в два движения: слева направо от одного бока к другому, а затем от груди до пупка. Также, практиковалось разрезание крест-накрест;
  • затем, ударом меча, кайсякунин отрубал голову подсудимому. Чтобы избежать неэстетичной картины, когда голова катится по полу, помощник должен был проявить высшее мастерство, оставив голову висеть на полоске кожи;
  • кайсяку, полоской белой кожи, протирал меч и убирал его в ножны. Голову показывали собравшимся, а тело накрывали куском белой ткани.

Этическая аспект ритуалов

Уход из жизни считался крайне важным процессом, так как японцы верили в многократное переселение души. Поэтому важно было достойно уйти из жизни. При этом, ритуал являлся возможностью спасти свою душу, если самурай провинился в чем-то, нарушив кодекс бусидо, распоряжение господина или императора, допустил недостойное поведение. Основными причинами проведения ритуала становились:

  • следование за господином – если умирал сюзерен, самурай следовал за ним;
  • осознание ответственности за наступившие последствия после его действий/бездействий;
  • добровольный уход из жизни в силу противоречия чего-то собственным убеждениям;
  • невозможность передать своему врагу всю свою ярость;
  • из-за финансовых проблем или социальной несостоятельности;
  • совместный уход из жизни парой из-за невозможности быть вместе;
  • в тяжелой обстановке во времена военных действий, голода и т.д.

Современное отношение

Постепенно закрытая от других стран Япония начала меняться. Поменялись и взгляды на смерть. В обществе остались очень сильные традиции самураев. Люди их сильно почитали. При этом харакири и сэппуку стали проводиться только представителями высшей знати.

Современный японский нож.

Кодекс чести бусидо теперь был принят только среди высших офицеров японской армии. Еще в период Второй мировой войны, ритуалы сэппуку были нередки. Японцы не сдавались в плен и делали себе сэппуку, чтобы избежать позора.

На государственном уровне этот ритуал был запрещен в 1968 году, но и по сей день, истинные потомки самураев следуют кодексу бусидо и оканчивают жизнь с помощью сэппуку.

Кайкэн – женский вариант кусунгобу

Японские женщины также проводили ритуальное самоубийство. Они не вспарывали себе живот, а вскрывали вены на шее или вонзали нож в сердце. Кайкэн преподносил в дар своей супруге жених. Иногда, если насильно дочь выдавали замуж за японца, мать могла отдать свой кайкэн, если дочь желала окончить жизнь до замужества.

Харакири и Сеппуку — в чем разница?

Разница между харакири и сеппуку

Многие считают сеппуку более гуманной разновидностью харакири, так как в первом случае в церемонии участвовал помощник (кайшакунин), который отсекал самураю голову после того, как тот надрезал себе живот.

На самом деле оба термина имеют одинаковое значение — способ убить себя путем разрезания живота (даже если смертельный удар был нанесен помощником). Чтобы лучше понять, в чем разница между этими понятиями, необходимо проследить историю возникновения ритуала и ознакомится со спецификой произношения японских иероглифов.

Описание и история ритуала

Часто называемый харакири на Западе, сеппуку это способ ритуального самоубийства, который возник в феодальной Японии XII  века. В 1156 году землевладелец из древнего рода Минамото, проиграв битву, вспорол себе живот, чтобы избежать плена и сохранить честь. С тех пор подобный способ ухода из жизни распространился в среде воинов и был закреплен в кодексе Бусидо.

До XIV века обряд выполнялся в знак верности господину и как способ умереть с почетом.

Помимо этого, воин мог совершить самоубийство как акт протеста или чтобы выразить скорбь в случае гибели почитаемого предводителя.

Начиная с периода Камакура (с 1192 по 1333 год) ритуал самоубийства описывается в письменных источниках как способ искупления, возможность извиниться за свои ошибки и доказать свою честность.

Самоубийца вспарывал себе живот коротким мечом, рассекал желудок и затем поворачивал лезвие вверх, нанося смертельную рану.

Некоторые войны умирали медленно, особенно если обряд проходил прямо на поле сражения. Другие использовали специально выбранного помощника, который отрубал голову катаной сразу после удара самурая.

Перед смертью воин пил сакэ и произносил короткое предсмертное стихотворение.

Практиковалась и женская версия обряда, называвшаяся «джигай». Жена война перерезала себе горло с помощью специального ножа «танто».

В эпоху Эдо, начиная с XIV века, к ритуальному самоубийству стали приговаривать совершивших преступления самураев. Войны первыми наносили себе удар мечем, чтобы с честью уйти из жизни, несмотря на то, что в итоге их обезглавливал палач. В 1873 году такая практика была отменена.

Церемония обычно проходила в присутствии свидетеля (кенши), направленного органом, вынесшим смертный приговор. Осужденный сидел на двух татами, а сзади стоял кайшакунин с катаной, роль которого чаще всего выполнял близкий друг или родственник.

Перед осужденным был поставлен маленький стол с коротким мечом. Через мгновение после того, как воин пронзал себя, палач отрубал ему голову. Иногда помощник наносил удар мечем в тот момент, когда воин только тянулся, чтобы схватить меч.

Этого жеста было достаточно, чтобы смерть война бала названа достойной.

Сравнение терминов

Японские иероглифы имеют два способа прочтения: китайско-японское «онное» и японское «кунное». В написании «сеппуку» (切腹) используются те же символы, что и в написании «харакири» (腹切り), но в разном порядке. Произношение этих иероглифов отличается, в зависимости от способа прочтения.

Транскрипция и значение «харакири»

«Харакири» (腹切り) состоит из символа «腹», означающего желудок и произносящегося как «хара». «Хара» это «кунное» чтение, японское звучание иероглифа «腹».

Сочетание «切り» произносится как «кири», это инфинитивная форма глагола «киру», означающего «разрезать». «Киру» также является «кунным» чтением символа «切». Вместе эти иероглифы переводятся как «желудок разрезать».

Транскрипция и значение «сеппуку»

В произношении «сеппуку» (切腹) используется китайско-японское, «онное» чтение. Символ «切» звучит как «сетсу» (разрезать), а символ «腹» звучит как «хуку» (желудок). Вместе эти иероглифы переводятся как «разрезать желудок».

Использование в языке

Изначально японцы не имели письменности и использовали китайские иероглифы, если возникала необходимость что-либо записать. Для общения они использовали собственный разговорный язык.

В процессе формирования письменности японцы заимствовали китайские иероглифы вместе с их произношением и переработали их, с учетом особенностей родной речи.

Поскольку «сеппуку» это «онное» чтение, этот термин использовался в случаях, когда предпочтение отдавалось китайско-японскому языку, а именно в письменных документах и официальной речи. Поэтому сеппуку это официальное название ритуального самоубийства.

«Харакири» это «кунное» чтение, поэтому этот термин используется только в разговорной речи и подразумевает сам процесс вспарывания живота, без акцента на его ритуальном значении.

Можно провести аналогию, если бы в современной России существовал приговор «гильотинирование», на улице можно было услышать: «ему отрубили голову». Но судья не сказал бы: «Я приговариваю отрубить ему голову». Во всех официальных заявлениях использовалось бы слово «гильотинирование».

Европейцам больше полюбился термин «харакири», возможно, потому что он звучит более красиво, тем не менее, чтобы проявить уважение к традициям, лучше использовать формальное «сеппуку».

Из недостоверных источников в интернете можно узнать, что «харакири» не используется в японском языке, так как считается просторечным, грубым и ругательным.

Такие выводы были сделаны из-за того, что «сеппуку» подразумевает церемонию, проведенную по правилам кодекса Бусидо, а «харакири» означает просто «разрезать желудок мечом».

На самом деле японцы не вкладывают в слово «харакири» какого-либо уничижающего значения.

Выводы

  1. Харакири означает убийство себя посредством рассечения желудка и используется только в устной речи. Этим термином японцы называют сам процесс вспарывания живота мечем.
  2. Термином «сеппуку» обозначается торжественный ритуал, проведенный по всем правилам кодекса самураев. Слово является книжным и принадлежит к более высокому стилю речи.
  3. Слово «харакири» популярно на Западе, так как оно более благозвучно и привычно для западного человека.

Харакири или сеппуку — что это и в чем разница, как проводится обряд, какой нужен нож

Разница между харакири и сеппуку

> Полезно знать > Харакири или сеппуку — в чем разница между этими обрядами

Ритуальные убийства известны многим народам мира: рабов и наложниц убивали вместе с их повелителем, чтобы они служили ему в загробной жизни, пленников приносили в жертву богам.

Но помимо убийств существовали и самоубийства — добровольное решение по какой-либо причине уйти из жизни.

Например, в Древнем Риме было распространено отравление и падение на меч, но наиболее известные ритуальные самоубийства — это японские харакири и сеппуку.

  • Что такое харакири
  • Чем отличается сеппуку
  • Откуда пошло
  • Как проводят
  • Некоторые особенности
  • Вывод

Что такое харакири

В буквальном переводе это значит «вспарывать живот». Это ритуальный суицид, обряд, принятый среди самурайского сословия. Харакири могло быть:

  1. добровольно-принудительным: назначалось в виде наказания. Самурай, приговоренный к смерти, мог добровольно покончить с собой таким способом, чтобы сохранить честь семьи;
  2. добровольным: применялось исключительно по своей воле. Обычно самураи принимали такое решение, если оказывалась затронута их честь или честь феодала-начальника (даймё).

Само действие отличается достаточно сложным порядком и является привилегированным вариантом смерти только для самурая. Простые крестьяне не имели права проводить ритуал. Проведение харакири должно было не только убить человека, но и продемонстрировать его непоколебимость, силу и твердость духа.

Чем отличается сеппуку

Многие знают только термин харакири, но существует также слово «сеппуку» или «сэппуку», которое также обозначает ритуальное самоубийство. Оба слова пишутся одинаковыми иероглифами, а вся разница заключена в оттенках:

  1. харакири – иероглиф «живот» + иероглиф «резать». Используется кунъёми – японское чтение (перевод по смыслу) китайского иероглифа. Используется в разговорное речи. Некоторые считают, что харакири могли делать и простые крестьяне, не соблюдая никаких ритуалов, а просто вонзив кинжал в живот;
  2. сеппуку – иероглиф «резать» + иероглиф «живот». Используется онъёми – японская интерпретация китайского иероглифа. В основном встречается в письменной или официальной речи.

Считается, что харакири — это более «бытовое» название действия с уничижительным, принижающим оттенком. Иными словами, харакири — простое вспарывание живота, а сеппуку — это ритуальное возвышенное действие. Однако Википедия говорит, что сами японцы, произнося в разговоре «харакири», не пытаются принизить действие.

Откуда пошло

Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.

Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:

  1. «Хара китанай» — «Грязный живот» или «Низкие стремления»;
  2. «Хара-но най хито» — «Человек без живота» или «Человек без души»;
  3. «Хара-но курой хито» — «Человек с черным животом» или «Человек с черной, жестокой душой»;
  4. «Харагитанай» — «Грязный живот» или «Подлый человек»;
  5. «Харадацу» — «Подняться к животу» или «Рассердиться»;
  6. «Хара о ваттэ ханасимасё» — «Давайте поговорим, открыв животы» или «С чистыми помыслами».

Стоит отметить, что душа в японском понимании не эквивалентна душе в европейском. Это скорее сосредоточение мыслей и чувств, источник эмоций. Вспарывание живота — это открытие всех помыслов.

Существует 3 варианта популярности такого варианта суицида:

  1. вспарывание живота должно было продемонстрировать, что душа самурая чиста, намерения – невинны, а сам он прав;
  2. некоторые считают, что таким способом самураи в последний раз оправдывались перед людьми и небом;
  3. еще одним вариантом считают более практичную причину – постоянное ношение при себе оружия. Самураю как представителю воинской прослойки было удобно применять нож, а не огонь или веревку, найти которые не всегда удавалось в короткие сроки, например, при угрозе плена. Также важно помнить, что рана, полученная подобным способом, являлась смертельной всегда – предотвратить гибель было невозможно. Аналогом можно посчитать обычай древних римлян умирать, бросаясь на меч, или «привычку» европейских офицеров стреляться, используя служебные пистолеты.

В древней Японии ритуальное вспарывание живота не было распространено: вместо них применяли сожжение и повешение. Первое сеппуку совершил в 1156 году феодал Минамото но-Тамэтомо: из-за проигранной войны с кланом Тайра самурай вспорол живот, не желая попасть в плен. Так он сохранил воинскую честь.

Впоследствии необходимость сеппуку была прописана в самурайском кодексе чести — Бусидо.

Там говорилось, что самурай должен постоянно думать о смерти и умереть, если была задета его честь или честь господина, если проигран бой или нанесена смертельная рана, если в проигранном бою убит его господин.

Сделать это он должен спокойно, с достоинством, до конца сохраняя присутствие духа и твердость намерения. Иными словами, при любой странной ситуации самурай всегда мог совершить самоубийство и остаться в памяти людей, как достойный и благодетельный воин.

Как проводят

Основной задачей харакири является разрезание живота. Для этого готовили односторонний короткий ритуальный меч – кусунгобу. Его длина составляла примерно 30 см. Это было вспомогательное в бою оружие для добивание врага или отрезания голов.

Человек садился на пятки, касаясь коленями пола, и оголял верхнюю часть туловища. Одежду подкладывали под колени, чтобы самурай не упал вперед. Упасть на спину было позором.

Вспороть живот можно было сделать несколькими способами:

  1. одной раной горизонтально с левого бока к правому;
  2. двумя ранами: горизонтальной слева направо, затем вертикально от диафрагмы до пупка;
  3. накрест буквой «Х»;
  4. вонзив клинок в живот, навалиться на него телом. Этот метод применяли в более поздние времена, так как вариант был менее болезненным, чем остальные.

Первые века харакири проводились только самураем, который должен был терпеливо ждать смерти, не крича, не падая и ничем не выражая боли. Если самурай терял контроль над собой, это считалось позором для него и семьи. После ритуал усложнили и одновременно сделали более «простым»: как только самурай начинал терять сознание или падать, его помощник (кайсякунин) одним взмахом отрубал ему голову.

Отрубать голову тоже было непросто: требовалось, чтобы голова оставалась висеть на тонком лоскуте кожи. Полностью отлетевшая голова, покатившаяся по полу, считалась неэстетичным зрелищем.

После окончательного падения тела помощник вытирал клинок белой бумагой, саму голову поднимали и показывали присутствующим (если такие были), только затем тело накрывали белой тканью и начинали готовиться к погребению.

Некоторые особенности

Далеко не все могли спокойно пережить такую болезненную процедуру молча и с честью, а потому правила были дополнены:

  1. если самурай выглядел «ненадежным», трусливым или вовсе не желал умирать, его ритуальный кинжал заменяли веером. Самурай символически касался веером живота, «вспарывая» его, а помощник в это время обезглавливал его;
  2. женщина могла перерезать горло или вонзить нож в сердце. Для этого использовался кайкен – короткий кинжал, которые женщины самурайского сословия всегда носили для самообороны. Женщины могли совершить самоубийство с мужем или семьей, если это было дело чести, но правила все же гласили, что она должна умереть в одиночестве, без зрителей. При этом женщина должна была наклонить голову на бок в момент смерти – это был символ увядшего цветка;
  3. в редких случаях сеппуку могли проводить бамбуковым мечом. Разрезать кожу и органы им было намного сложнее, и от самурая требовалась огромная выдержка и самообладание. На такое обычно шли только самые преданные и мужественные люди либо те, кого решили помучить перед смертью;
  4. при желании самурай мог умереть стоя – «татабара» или «в естественном положении».

Вывод

Среди ритуальных самоубийств наиболее известным является харакири — японский вариант суицида. Он был распространен в Средние века и имел большое значение для представителей самурайского сословия.

Среди самых последних самоубийц выделают нескольких военных деятелей, умерших после поражения во Второй мировой войне (в том числе «отца камикадзе» Такадзиро Ониси), писателя Юкио Мисима и дзюдоиста Исао Инокума, умершего в 2001 году.

Смерть многих из них вызвала некоторое одобрение в японском обществе, поскольку эти люди умерли, как подобает самураям.

https://www.youtube.com/watch?v=IYlY4xiPIjo

Ритуал сеппуку

Сеппуку и харакири: в чем разница?

Разница между харакири и сеппуку

Сеппуку и харакири – это часть культурного и религиозного наследия Японии. Оба эти явления относят к способам самоубийства, но исполняются они практически одинаково.

Что такое сеппуку?

Сеппуку – это ритуальное самоубийство, совершаемое самураем согласно кодексу Бусидо. К такому способу смерти прибегают тогда, когда самурай оказывается покрыт позором, смыть который можно только его смертью. Чтобы сеппуку было проведено правильно, необходимо строго соблюсти свод правил, которые четко регламентируют этот страшный процесс.

Ритуал сеппуку самурай мог совершить по приговору или по собственному желанию. Например, если он терял своего хозяина в бою или плохо исполнял свой долг, другие воины могли заставить его совершить сеппуку.

Но часто самурай сам хотел оправдаться перед богами и людьми, поэтому принимал решение вспороть себе живот особым образом. Вспарывать живот нужно было сидя, чтобы не упасть на спину и не опозориться. Оголив живот, самурай делал два крестообразных движения мечом или вспарывал свою плоть от одного бока до другого, а после от пупка до груди.

Позднее самоубийство сеппуку совершали, наваливаясь на меч. Данный способ считался более гуманным. Кричать и корчиться во время совершения ритуала самураям не полагалось. Поэтому некоторые из них пользовались услугами специального помощника, который после разрезания самураем живота отрубал ему голову, но не до конца, чтобы голова не упала на пол.

Женщины из сословия самураев в случае позора, измены мужу, предательства или недержания слова тоже совершали этот обряд. Поступить так могла и та женщина, которой грозило бесчестие не по ее вине.

Женское сеппуку совершалось ножом, который японке подарил муж или отец. Им она прокалывала себе сердце или, согласно другим сведениям, перерезала горло. Перед ритуалом женщина сама связывала себе ноги, чтобы умереть в достойной и целомудренной позе.

Что такое харакири?

Харакири – это все то же ритуальное самоубийство, только это слово больше прижилось на Западе, поэтому находится на слуху. В переводе с японского этот термин означает «живот» и «резать». Слово «сеппуку» пишется теми же иероглифами, но читается со слова «резать». Такая транскрипция относится к китайским лингвистическим корням.

Так что можно смело посчитать «сеппуку» более японским обозначением процесса. Во всем остальном харакири и сеппуку мало отличаются друг от друга.

История сеппуку

В Древней Японии ритуал сеппуку распространен не был. Он стал популярен в средние века. В 1156 году дайме из Минамото совершил первое харакири в истории. Он сделал это, чтобы избежать плена, так как попадание в плен считалось позором. С тех пор многие военные стали использовать данный обряд в критических ситуациях.

Затем, с течением времени, сеппуку стало массово использоваться по любым поводам. Но с приходом реформ в период Мэйдзи такие самоубийства официально стали порицаться, а в 1968 году обряд был запрещен на законодательном уровне. Но в культуре японцев сеппуку по-прежнему занимает важное место.

Ритуальные самоубийства сегодня

В японской культуре крайне важно сохранить лицо перед окружающими. Так же важны и живы понятия чести и достоинства. Поэтому японцы до сих пор выбирают самоубийства как панацею от многих бед.

Религия Японии не осуждает самоубийства. Наоборот, такой способ смерти считается обдуманным и достойным. Не мешает уйти в лучший мир, помогает смыть позорные пятна с репутации.

Самоубийства во всем мире совершаются по разным причинам. Например, это может быть крах бизнеса, финансовые проблемы, романтические трудности или болезни, мешающие полноценно жить.

Во многих мировых религиях харакири осуждается, считается слабостью, бегством от проблем.

Но не в Японии, так как японцы полагают, что для сеппуку нужна большая сила воли, а также способность признавать свои ошибки.

Харакири и сеппуку изначально были привилегией дворянства. Но затем ими стали пользоваться не только военные, но и простые люди. Совершают ли сеппуку сегодня? Конечно, такие случаи можно встретить и в нашем веке. Но они менее распространены и более обоснованы современными реалиями.

Сеппуку и харакири отличаются друг от друга лишь звучанием иероглифов. В остальном данное явление характеризуется как обряд, в конце которого человека ожидает неотвратимое наступление смерти.

Плохо это или хорошо? Пусть на этот вопрос ответят сами японцы, потому что их культура кардинальным образом отличается от культуры других народов. Их жизнь устроена совсем по-другому. Ценности основаны на почтении к предкам и исторически сложившихся устоях общества.

Для них харакири – это часть жизни, а смерть – закономерное явление, которое необходимо встретить достойно.

(1 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Харакири и сеппуку: в чем разница?

Разница между харакири и сеппуку

Как вы думаете, где у нас находится душа? Там, где сердце или в небезызвестных пятках? Ответы, думаю, получатся у всех разными, а вот многие японцы верили, что самое ценное спрятано у них именно в области живота.

Именно отсюда и берет свое начало это знакомый многим японский ритуал самоубийства под названием “харакири“, где “хара” с японского – “душа“.

Как “харакири” связано самураями и чем оно отличается от загадочного “сэппуку“?

Истоки

Изначально ритуал харакири был прерогативой исключительно таких храбрых воинов, как самураев, для которых спасение своей души и чести являлось наивысшей ценностью.

Лучше смерть, чем позор и презрение. Прибегали к этому шокирующему на первый взгляд действу лишь в крайних случаях: твоя армия терпит поражение и все вы оказываетесь в засаде и вот, с минуты на минуту тебя схватит недруг. Конечно же, он будет пытать и унижать.

Что делал храбрый муж? Демонстративно сводил счеты с жизнью, в очередной раз показывая свою гордость и подчеркивая, что именно он, но никто другой, является хозяином своей души и тела.

гравюра, Kaнcyке Ямoмoтo( по центру) в битве при Kaвaнaкaдзимe

В некоторых случаях такой ритуал являлся крайне радикальным средством заглаживания своей вины и военного промаха.

Такое самоубийство называлось “coкoцycи“. Яркий пример coкoцycи – смерть Kaнcyке Ямoмoтo в битве при Kaвaнaкaдзимe в 1561 году.

Тогда опытный и отважный генерал посчитал, что совершил стратегический промах и обрек армию на поражение.

Как читают историки, самым первым человеком, решившимся на харакири был небезызвестный вор по имени Хakaмaдapэ в 988 году. Тогда преступник вспорол себе живот и извлек оттуда свои внутренние органы, однако смерть застигла вора лишь спустя сутки, когда тот уже находился в тюремной камере.

Харaкири и cэппукy

Если более внимательно ознакомиться с этими двумя словами, то становится понятно, что между ними тесная связь: что харaкири, что cэппукy пишутся одинаково, только в разном порядке, но и на этом не все.

Дело в том, что для самих японцев, например, в литературе, слово “харaкири” практически не встретить, а если и доведется, то это означает не больше, чем, извините, вспарывание живота. Никакой тебе чести и самурайского флера. В японской разговорной речи “харaкири” также означает один из способов свести счеты с жизнью.

То ли дело для японца ” cэппукy”. В Бусидо – кодексе чести самурая “cэппукy” обозначает то самое ритуальное самоубийство самурая.

Однако большинство европейцев по-прежнему вкладывают особый смысл именно в “харакири”, да и прижилось это слово лишь из-за своей созвучности и мелодичности. Это как с “cyши” вместо правильного “cycи” – звучит красиво и лаконично.

Сэппукy вчера и сегодня

Почему “cэппукy” в Бусидо считается ритуалом?

Дело в том, что в процессе самоубийства крайне важно правильно выполнять некоторые детали. Так, например, большую роль играет способ разрезания живота, поза, в которой находится воин и, конечно же, его орудие смерти.

Ритуал, как правило, самурай совершал сидя, спустив по пояс свой наряд. Надрезы совершались либо буквой “х”, либо ровным крестом. В момент нанесения себе ран воину крайне важно было не подавать вида, что он испытывает сильную боль и мучение. Уходить из этого мира было необходимо красиво и с достоинством.

Если же случалось так, что самурай терял над своим телом контроль и не мог продолжать ритуал, то в таких случаях ему на помощь приходил “kaйcякyнин” – специальный ассистент, который должен был отрубить воину голову, но сделать это так, чтобы она не покатилась – будет “некрасиво”. По той же самой причине самурай подворачивал рукава своего наряда под колени, чтобы после смерти тело не опрокинулось назад.

По завершению действий голову показывали всем присутствующим, а тело накрывали белой тканью.

В старой Японии о “cэппукy ” рассказывали совсем еще юным воинам, поэтому кровавый и страшный ритуал не обходил стороной ни женщин, ни детей.

Женщина-самурай, фотография конца 19 века

О женщинах-самураях я уже рассказывала ранее, их самоубийство отличалось от мужского – женщины перерезали себе горло, либо вонзали специальный кинжал прямо в сердце.

Ошибочно полагать, что ритуальные самоубийства в Японии остались где-то за задворках истории. Они встречались и в наше время, только гораздо реже.

Чего стоят летчики-камикадзе Второй Мировой, для которых смерть во имя своей родины была наивысшей ценностью и наградой. Во времена бурного экономического роста главы японских семей также решались на самоубийство, чтобы оставшиеся родственники могли воспользоваться причитающимися им сбережениями от страховой компании после гибели кормильца.

Пилоты-камикадзе.

Япония, 1942 год

С течением времени, а именно с наступлением 1968 года, в стране официально запретили ритуал, но стоит ли говорить, что даже и сейчас, пусть и крайне едко, но подобные случаи происходят? Яркий тому пример – японский чемпион по дзюдо, Иcao Инoкyмa, совершивший в конце 2001 года харакири или всемирно известный писатель Юкио Мисима в 1970.

Писатель Юкио Мисима

Ведь это для нас самоубийство – тяжкий грех согласно основной религии и культуре, когда как в Японии смерть и добровольное желание расстаться с жизнью ради высшей цели никогда не вызывало шок и осуждение, хотя и не поощрялось ни буддизмом, ни синтоизмом.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.