Разница между узором и орнаментом

Орнамент и декор: в чем разница

Разница между узором и орнаментом

Смешение понятий “орнамент” и “декор” не дает возможности понять сущность и функции орнамента.

Акулы пера и библиотекари влиятельного сообщества, не имеющие никакого отношения к реальному знанию художественных дисциплин, произвольно назначают те или иные определения тематическим рубрикам.

И хотя термины орнамента и декора неразрывно связаны, они не являются ни синонимами, ни взаимозаменяемыми понятиями.

Серебряное изделие эпохи модерна, Саймон Бразерс, Филадельфия, 1904

Попробуем обратиться к первоисточникам, попытаемся выяснить первоначальный смысл понятий.

Исидор Севильский в 7 в н.э. писал, что греки приравнивали слово “космос” (cosmos) к латинскому слову “орнамент” (ornament), потому что красота орнамента, по их мнению, проявлялась в движениях небесных светил.

Таким образом, Древняя Академия дает нам представление об изначальном содержимом, вкладываемом в понятие орнамента, и предполагает, что орнамент – визуализированный атрибут физической активности циркулирующего мироздания в целом.

Для сравнения, Витрувий (5 в н.э.) писал, что “к украшательству следует относиться с должным расчетом его уместности”. Когда мы что-либо украшаем орнаментацией, мы должны делать это в соответствии с хорошими манерами (decorum).

Исидор также писал: “украшения, что добавляются к зданиям ради орнамента [qua ornament] и приукрашивания [qua decoration], подобно потолочным панелям, заправленным золотом”. То есть он разделял понятия украшения и украшательства.

Можно предположить, что “добавлено…

ради” подразумевает установку панелей над сырой утилитарной поверхностью, чтобы обеспечить промежуточное и упорядоченное армирование ради дальнейшего распространения орнамента в пределах внутреннего пространства.

Древнегреческая привязка космоса к орнаменту сохраняется и в средневековье, хотя и подлежит рассмотрению через призму средневекового квадривиума. Следует учесть, что в 11-12 веках идея космоса определялась в рамках богословского неоплатонианского учения, где гармония чисел есть проявление идеальной формы. Эти формы были представлены как жесткий регламент архитектурного проектирования.

В противоположность древним грекам и римлянам, Альберти (15 в) в “Десяти книгах о зодчестве” привязывает орнамент к понятию красоты, т.е. является “выражением гармонической пропорции, что есть красота”.

Концепцию красоты Альберти расценивает как “мотивированную согласованность” всех частей тела, в то время как орнамент может быть назван дополнительной формой вспомогательного света, дополнением к красоте.

Однако следует отметить, что Альберти не использовал термин “украшение” вообще.

В середине 18 века, в самый разгар эпохи Просвещения, термин “орнамент” исключается из лексикона разумной мысли, практически не упоминается в Энциклопедии Дидро. Термин упоминается лишь при обсуждении флеронов в типографии, зато термин “украшение” доминирует в дискуссиях об архитектуре.

В 19 веке термин “орнамент” возвращается в академию и с удвоенной силой борется за доминирование во всех дискуссиях. Оуэн-Джонс в “Грамматике орнамента” формулирует современное понимание орнамента, не ограничивая свое исследование пост-классическим европейским наследием.

Он исследует все декоративные искусства во всем мире в поисках формальной топологии орнамента как универсальной категории визуального языка.

Любопытно, что наиболее распространенными иллюстрациями природы по Джонсу является растительный орнамент, строящийся на основе всевозможных лиственных форм.

Джонс создает теории построения орнамента на основе геометрических фигур. Во вступительном эссе под названием “Орнамент диких племен” он рассказывает о существенной роли геометрии в орнаменте и ссылается на принцип упорядоченного последовательного распределения. Джонс говорит, что “эффект орнамента складывается от повторения нескольких простых элементов”.

Джонс также отмечает определенную психологическую составляющую орнамента, связанную с концепцией естественного покоя Блеза Паскаля. Джонс считает орнамент, со всей его таинственностью и неизъяснимой глубиной, отражением суперприроды, микро- и макрокосма в материальном мире, тем самым еще раз утверждая космос и мир в целом в качестве главного содержимого орнамента.

За промежуток между публикацией “Грамматики орнамента” Джонса в 1856 году до “Истории орнамента” Альфреда Хэмлина в 1916 году имел место “взрыв” знаний о субъектах орнамента. Теория Джонса далее разрабатывается Моррисом, Дэем и Алоизом Ригелем, а также рядом анонимных авторов школьных учебников на рубеже веков.

Наконец, свод знаний об орнаменте был закреплен в двухтомнике Хэмлина. Все эти авторы пытались решительно бороться с различиями между понятиями орнамента и украшения, добавив в существующую лексику понятие паттерна (модели, шаблона).

Паттерн стал применяться как термин, описывающий принцип распределения, повторения ядра орнамента, состоящего из ограниченного набора базисных фигур.

Путаница в понятиях на рубеже веков привела к тому, что Библиотека Конгресса США начала разработку предметных рубрик и классификационных систем, упрощающих доступ к библиотечным знаниям. Что руководило каталогизаторами при построении библиотечных индексов, становится понятным только в контексте философских рассуждений.

Мы помним, что Дидро отдавал декору ведущую роль, но позже и авторитетный французский академик Жак-Франсуа Блондель, питавший отвращение к рококо, постарался принизить значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Это гарантировало, что Библиотека Конгресса отдаст приоритет понятию декора как наиболее общему термину.

Определения

Квадривиум (лат. quadrivium — “четырёхпутье”) — общее название системы точных наук в Средние века. Квадривиум включал четыре дисциплины: арифметику как базовую дисциплину, геометрию, астрономию и музыку как науку о гармонии. Квадривиум составлял повышенный курс светского образования в средневековых школах и университетах.

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов (академическое определение).

Украшение — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.

Паттерн (англ. pattern — образец, шаблон, система) — закономерная регулярность, встречающаяся в природе и в человеческом дизайне, а также предсказуемо повторяющийся шаблон, образец.

Приложения

Значения слов приводятся не с целью изучения латинского языка, но с целью показать их многозначность.

ornamentum (лат.) – 1) снаряжение, вооружение, оружие; 2) сбруя; 3) одежда, наряд; убранство, драгоценности; 4) знаки отличия, награды; 5) звание, титул; 6) орнамент; 7) украшение, честь, слава; 8) прикрасы.

decor (лат., сущ.) – 1) приличие, пристойность, уместность; 2) красота, прелесть, изящество, миловидность.

decor (лат., прил.) – 1) прекрасный, красивый, изящный; 2) выдающийся, отличный.

decorum (лат.) – приличие, пристойность, достоинство.

cosmos (греч; лат. mundus) – 1) космос, вселённая; 2) мир, свет; 3) мир, общество; народ, люди; 4) мир, сфера.

mundus (лат., прил.) – 1) чистый, опрятный; 2) изящный, элегантный, изысканный, тщательно отделанный; 3) тонкого помола; 4) настоящий, подлинный; 5) готовый.

mundus (лат., сущ.) – 1) убор, наряд, туалет; 2) оборудование, орудия; 3) мироздание, вселенная, мир; 4) небесное тело; 5) земля; люди, человечество; 6) подземный мир, преисподняя.

Библиография

  • Этимология Исидора Севильского, Стивен Бартни, 2006.
  • Витрувий, Десять книг об архитектуре.
  • Альберти, Леон Баттиста. Строительное искусство в десяти книгах, Кембридж, 1988.
  • Блондель, Жак-Франсуа. Украшения.
  • Джонс, Оуэн. Грамматика орнамента. Лондон, 1856.
  • Джонс, Оуэн. Лекции по архитектуре и декоративном искусстве. “Лекция IV в.” Лондон, 1865.

Тэг: Изобразительное искусство

Красивые узоры и орнаменты на посуде

Разница между узором и орнаментом

С глубокой древности различные узоры были неотъемлемой частью быта первых людей. Простые, на первый взгляд, точки и хаотичное расположение прерывистых линий, имело большое магическое значение в жизни племен.

С помощью нанесения рисунков – оберегали жилище, отгоняли диких зверей и злых духов, подманивали добычу охотникам. Повторяющиеся в определенном порядке изображения, символизировали плодородие.

Ими пытались усмирить буйство стихий, внести мир, здоровье и благополучие всему роду.

Что такое орнамент и его отличие от рисунка и узора

Рисунком считается любое графическое изображение на поверхности, сделанное руками человека с помощью точек, линий, пятен и других техник. Это древнейший вид изображения, его начало восходит к палеолиту. Обычно в виде наскальной живописи, изображений животных и охотничьих сцен.

Узор – это рисунок, который несет информацию, символическую смысловую нагрузку. В древности означал своеобразный «идентификационный документ». Надеть одежду мужчине с «женским» узором было просто немыслимо. Так же как и женщине, одежду с символами для детей или подростков.

По виду изображения на Руси каждый мог определить родовую принадлежность, общественное положение, примерный возраст и ремесло хозяина. Узоры на посуде наносились с целью отогнать различные хвори и лихоманки, придать здоровье членам семьи. Считали, что в расписанных специальными узорами деревянных и глиняных горшках и мисках долго не портится пища.

Еда становится вкуснее и к ней не может прикасаться нечистая сила с целью порчи.

Орнамент (в переводе с латыни) – украшать. Он заключается в ряде элементов, сменяющими друг друга по очереди в строгом порядке. Используется для украшения, является законченным произведением, формирует художественное восприятие человека. Определенный орнамент может любую поверхность заставить выглядеть больше или меньше, придать объем, движение, изогнуть в разных направлениях.

Правила расположения

Нанесение орнамента ведется по определенным схемам:

  • Ритм – сменяющиеся рисунки или их части в порядке строгой очередности, может идти в порядке возрастания или убывания. Для него характерно повторение узоров, их наклонность, определенные развороты, пространство между рисунками или мотивами;
  • Повторение – характерные узоры многократно чередуются через равные промежутки. Создает чувство спокойствия, законченности, стройного завершения композиции;
  • Чередование – рисунки и их части располагаются через равные промежутки по длине, ширине или в шахматном порядке. Придает посуде разнообразие, оживляет. Различается по ритмам – одинаковые рисунки или картинки чередуются в контрастном порядке, изменяются по положению (вертикали или горизонтали), изменяются по расцветке, по размеру, происходит наложение элементов.
  • Симметрия – одинаковые узоры или части наносятся по разные стороны от центральной точки, различные композиции – по разные стороны от оси. Все детали узора наносятся соразмерно друг другу, сохраняя пропорции мотива;
  • Несимметричность – картинка располагается обычно в центре (тарелки, подноса), а вокруг наносятся чередующиеся части орнамента;
  • Инверсия – разнообразные элементы и части узора расположены по разные стороны центра или оси, или наносятся в обратном порядке.

Орнамент на посуде обычно располагается:

  1. По краю изделия.
  2. От центра или оси, с постепенным наращиванием композиции.
  3. По центру и краю.

Виды орнамента

Все орнаментальные узоры можно разделить на три основных:

Изобразительный – подразумевает конкретику в нанесении: человека, животного, растений, пейзажа, архитектуры, природы или символических рисунков.

Неизобразительный – геометрические формы и их части, необычные фигуры и композиции, обладающие неопределенными контурами.

Комбинированный – сочетание изображений и конкретных фигур с необычными элементами.

Орнаменты подразделяются по:

  1. Изобразительным темам – бывает геометрический, цветочный, изображение людей, животный мир, каллиграфический, абстрактный, иллюзорный и т. д.
  2. Стилю – античный, готика, барокко, рококо и т. д.
  3. Национальности – русский, украинский, и т. д.
  4. Типу изображения – плоскостной, рельефный (с возвышением), контррельефный (с углублением).

Технический орнамент стал  первой формой изображения, которая получилась в результате человеческой деятельности. Это полоски, спирали и завитки, возникшие на глиняной посуде, при гончарной работе.

Из геометрических фигур

Орнамент на посуде «геометрический» основан на базе технического и символического. Он имеет четкие границы, состоит из прямых, точек и фигур. В нем строго следует повторение частей рисунка и определенной расцветки. Каждая фигура содержит первичное изображение, например, окружность – солнце и т.д.

Геометрические узоры и орнаменты на посуде идеальны для современного стиля. Они прекрасно подходят для кухни, оформленной в скандинавском стиле, хай-тек, модерн. Особенно выигрышно красивые узоры выглядят, если помещение оформлено в спокойных тонах.

Растительный (цветочный)

Второй по популярности орнамент – растительный или цветочный. Для любой страны мира в определенные века характерен свой, традиционный орнамент на посуде.

Для Китая и Японии излюбленное растение для росписи – хризантема, в Индии – фасоль, в России – березки, подсолнечник. С возникновением христианства, в Средние века, изображать стали трилистник и виноградную лозу. Готике присущ гранат и чертополох.

Пышные розы 18-го века затмили тюльпаны предыдущей эпохи, а на смену им пришли ирисы и лилии.

Животный (анималистический)

Для этого орнамента возможны рисунки животных, птиц, рыб в реалистическом жанре, и символично. В таком случае он приближен к фантастическому. Изображения мифологических и сказочных персонажей (драконы, единороги, жар-птицы) особенно распространились в странах Древнего мира.

Техника в стиле фэнтези характерна и для Средних веков, когда запрещались рисунки людей и животных. В хохломской живописи или гжели наиболее часто изображаются реалистичные лошади, птицы. Палехское письмо показывает сказочный мир.

В современной анималистической росписи посуды с орнаментом, могут быть любые представители животного мира.

Пейзажный (природный)

Пейзажные композиции на посуде могут изображаться в виде сюжетов на фоне гор, рек, водопадов. Иногда дополняются рисунками людей, животного мира, цветочными орнаментами. В основном изображаются в картинках городецкой росписи, гжели, палехской миниатюре.

Ленточный

Такой тип композиции выполняется в форме полоски или ленты. Как правило, состоит из чередующихся узоров и имеет четкие границы как в верхней части, так и в нижней. В оформлении посуды используют бордюр и кайму.

Бордюр изображается в виде серпантина, состоящего из чередующихся узоров, разделенных элементами. Узоры могут быть одинаковой величины, но различаться по цветовой гамме, или одного цвета, но разных типов, размеров, выполнены контрастно. Лента или полоса идет от центра в разные направления и оформляет края плоских тарелок и блюд, или сферической посуды.

Кайма – вид ленты или полосы из чередующихся элементов и композиций, обрамляющей картинки посуды с узорами и орнаментами.

Сетчатый

Этот вид орнамента представляет геометрическую основу в форме сетки, на которой расположены различные мотивы.

Обычные формы – в виде квадрата, прямоугольника, треугольника, реже – параллелограмма, ромба.

 Арабеска – тип сетчатого геометрического орнамента, в нем фигуры одного вида, накладываются друг на друга в различных сочетаниях, что создает бесконечные переплетения оригинального узора.

Меандровый (греческий)

Этот старинный орнамент образуется сплошной полосой, изгибающейся под прямым углом. Также меандровый орнамент называется одномотивный или раппортный, в нем сменяющиеся рисунки чередуются, повторяется определенная композиция. В оформлении посуды,  используется как бордюр, для украшения.

Каллиграфический

Этот тип орнамента выполняется в виде вензелей букв и частей текста, нанесенными различными способами. В результате получаются каллиграфические рисунки, в которых буквы искусно переплетены и сложены в различные мотивы. Особенно широко искусство каллиграфической росписи предметов домашнего быта и посуды распространилось в мусульманских странах, где запрещены изображения живых существ.

Предметный

Вещные или предметные узоры возникли в Римской империи, пользовались огромной популярностью в эпоху рококо и барокко. Они отличаются чередующимися рисунками музыкальных инструментов, элементов искусства, бытовой тематики, военной, театральной и так далее.

Полихромный

Узор, в выполнении которого используется вся цветовая гамма, широко популярен при росписи посуды, разной кухонной утвари. Наиболее распространен и  востребован, чем монохромный.

Символический

Символический орнамент изображений оформился, как условное обозначение людей, животных, растений и инструментов. Его история возникла в Египте, территориях Древнего Востока, и сейчас в России изображения пользуются популярностью, особенно в геральдике. Мезенская роспись также базируется на символизме.

Центрический

Это орнамент, при котором разные элементы вписывают в геометрическую замкнутую форму (квадрат, многоугольник и т. д.), она обычно располагается в центральной части изделия. Рисунок, который вписывают в окружность, называют – розетта. Мотив одиночен, либо повторяется с поворотом (поворотная симметрия).

Орнаменты и узоры на все случаи жизни

Разница между узором и орнаментом

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов.

Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.

Мозаика с центрическим орнаментом, Brecci by Eidos Glass

Что такое орнамент?

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов.

Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности.

Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль.

В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

  • геометрические орнаменты
  • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
  • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии

Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

Геометрические орнаменты

Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой.

В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.

Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.

Тартан

Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку.

В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.

Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

Четырехлистник

Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.

Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style

Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день.

Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры.

Вот уж точно: «Все новое — это хорошо забытое старое».

Пейсли

Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне.

В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке.

В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.

Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск

Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск — это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.

Дамаск в современном интерьере, Architects Paper®, a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью.

Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора.

Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.

Меандр

Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.

Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента.

Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность.

На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.

Орнамент — это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его цветовую гамму и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

Орнамент тату

Разница между узором и орнаментом
Тату орнамента, фото от: https://www.instagram.com/p/BtoIl4Fnhjw/?utm_source=ig_web_copy_link

Орнамент. Орнаментальное тату украшает тело и позволяет зашифровать послание. Символика берется из этнических трактовок, знаков.

Для создания рисунка выбираются схематические изображения, напоминающие ажурную вязь. От толщины линий и художественных приемов зависит восприятие композиции. Школы орнаментального тату делятся по традициям и направлениям.

Особые черты стиля орнамент

Тату орнамент формировался не одно десятилетие. В современной культуре татуировки он получил собственное направление. Характерные черты зависят от школы, которые в свою очередь делятся по этническим традициям.

Характерные общие черты стиля:

  • четкие контуры;
  • симметричные элементы;
  • геометрически правильные фигуры;
  • использование техники штриха, точки и непрерывной линии;
  • плотная заливка отдельных элементов;
  • приоритет черного цвета;
  • этнические символы.

Основой рисунка является — принцип построение мандала. Первоначально орнаментальный стиль взят из культуры Полинезии. Но он имеет свои отличия от одноименного направления.

В работе используются символы цветочные лепестки, листья и веточки трав, завитушка. Завиток и плавные волнистые лини две фигуры, благодаря которым рисунок становится законченным.

Принципы построения рисунка аналогичны этническим орнаментам. Группа символов группируется в некую общность, которая циклично повторяется. Это не хаотично выбранные крестики и точки, а логически подобранная связанная смыслом общность изображений.

Тату орнамента, славянские символы

Знаток увидит в рисунке рассказ о носителе тату. Для остального мира это уникальное украшение, похожее на резьбу по дереву в восточном стиле.

Замысловатое тату орнамент и его значение

Основа татуировки, узоры собранные из группы элементов. Татушка напоминает ажурную вязь или геометрические рисунки с мегалитических камней. При составлении татуировок узоры адаптируются под владельца, они дополняются или упрощаются с целью построить связанное повествование.

Карта значений:

  • точка — начало Мира, зрачок, семя, человек;
  • наклонная линия — небесная вода, лучи солнца;
  • завиток — рождение, лабиринт, линия жизни, время;
  • 2 скрещенные линии — засеянное поле, плодородие, гармония, 4 стороны света или стихии;
  • ромб — божественное око, проход в небесные сферы;
  • эллипсоид — семя, глаз;
  • волнистая линия — вода, проход между мирами, течение жизни и времени;
  • лотос — перерождение, откровение, просветление, дома духа;
  • изогнутые линии с ответвлениями — рога оленя, танец ветра и воды, рыбья кость, поиск силы;
  • растительные элементы — сила природы, жизнь, перерождение, скрытые сокровища, путь к себе, исцеление, ясность мысли и т.д.

В рисунке используются символы, имеющие широкий спектр толкований. Значение знака меняет наклон, направление и расположенные рядом знаки. Особенностью построения орнаментального тату считается использование простых рисунков. В работу идут символы, состоящие из одной лини или штриха.

Тату орнамент для женщин и мужчин

Тату узоры для мужчин и женщин различить не сложно. Составленный орнамент имеющий символы больше похожие на петроглифы предназначены телу парня, для мужчин выбираются устойчивые фигуры. Символы мужского начала, здоровья и силы перемежаются плотно закрашенными участками.

В этот набор входят:

  • двойной завиток «бараньи рога»;
  • ромбы;
  • квадраты;
  • стрелки;
  • цветок на 8 лепестков;
  • пятиугольники;
  • треугольники и т.д.

Тату орнамента на плече

Женский рисунок больше похож на кружево. В нем уделяется внимание плавным линиям, один символ перетекает в другой. Растительная тематика превалирует над остальными знаками. Рисунки выводятся в обтекаемую форму, хорошо просматриваемую с расстояния.

Направления внутри стиля

У орнаментального направления более 10 школ. Основные делятся на восточную, западную, полинезийскую, северную традиции. В каждой есть дополнительные разветвления.

Различие составляет наследование этнического рисунка конкретного региона или добавление в узоры самостоятельных черт. В работе тату мастера используют хохломские узоры, турецкую вязь, тибетские лабиринты и кельтские орнаменты.

Рисунки и орнаменты делятся на маленькие или масштабные работы. Особенностью орнаментального направления считается возможность достроить узор к уже набитому фрагменту. Примером женского рисунка можно считать индейские узоры. Они построены на культурных традициях Индостана, Ирака и Пакистана.

Частично в орнаментах используются техники и узор трайбл. Часто работы в подобном ключе можно видеть кельтский узор или полинезийские узоры. Их предпочитают мужчины, поскольку при большом скоплении волнистых линий рисунок смотрится убедительно.

Места нанесения

В работе с масштабными тату используются несколько секторов. Например шея, спина, плечо или ключица, грудь, плечо, предплечье. Переход с корпуса в плечо считается наиболее правильным, поскольку соответствует историческим корням татуировки.

У мужчин чаще всего забивается бицепс, иногда рисунок занимает весь рукав. На фото часто фигурируют трайбл тату на плече, мужские подкачанные мышцы красиво оплетают плотные линии.

  • фото от: https://www.instagram.com/p/BtxYDehFwyU/?utm_source=ig_web_copy_link
  • фото от: https://www.instagram.com/p/BpCIfg6AqDC/?utm_source=ig_web_copy_link
  • Тату орнамента, тибетская вязь
  • Тату орнаменты
  • Тату мандалы на спине
  • Тату мандалы на руке

При составлении тату на руке для девушек используются восточные и тебетско-индийские направления. Наносимые на руках женские узоры плавно перетекают в цветочные изображения. Это украшает тело и создает живописные эффекты.

У девушек рисунок может покрывать живот, палец, лицо, закрывать шрам в зоне бикини. У представителей обоих полов плотно покрываются бедра, голени и верхняя часть стопы.

Рекомендуем прочитать: Полинезия тату

Что такое орнамент и что есть узор

Разница между узором и орнаментом

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор». Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»).

Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.

«Раппорт» от французского rapport — «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

— антропоморфный орнамент, где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

— растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

— геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.);

— зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом.

При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции.

По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» — «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть — зреть. И здесь по Далю есть два смысла:— ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют.

Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
— ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть.

Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).

То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Значение рисунков на рушниках

Разница между узором и орнаментом

Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.

Особенности традиционной вышивки

При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:

  • отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке. Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
  • использование только натуральных тканей и нитей. Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
  • настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.

При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.

Важно: в одном изделии следует использовать не только сочетающиеся цвета, но и сочетающиеся символы.

Узоры и их символизм

Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.

Основными знаками считаются:

  • солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или сдвоенные контуры. Обычно вышивается красным цветом;
  • земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается черным, реже красным;
  • воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. В сочетании с ромбами – орошенная, плодородная земля. Вышивается синим или в основных цветах вышивки;
  • огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна);
  • мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовали для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики;
  • знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.

Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:

  • птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь;
  • цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии;
  • знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат);
  • семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся и второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.

Отличия русского, украинского, белорусского рушников

Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.

Однако базовые отличия существуют:

  • в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
  • украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов, многоцветными узорами;
  • в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью.

На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:

БелоруссияРоссияРоссияУкраина

Еще примеры орнаментов на рушниках:

Больше публикаций по теме свадебных традиций смотрите в этом разделе.

Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.