Разница между умом и интеллектом

Умный и еще умнее: 5 фактов об интеллекте – подборки от ПостНауки

Разница между умом и интеллектом

ОТ РЕДАКЦИИ Интеллект в обыденном сознании — это ум. Однако для психологов интеллект — это огромный набор различных характеристик, включая не только способность решать математические задачи и ориентироваться в пространстве, но и управлять эмоциями, строить планы и выстраивать общение.

Тесты на интеллект не показывают полной картины

С точки зрения психологов, интеллект — это способность решать задачи, связанные с конструированием моделей внешних объектов.

Иными словами, когда мы хотим понять, на сколько частей надо разделить пирог или сколько гостей пришло на вечеринку, мы создаем мысленную модель ситуации и делаем выводы внутри этой модели.

Существует множество видов интеллекта: вербальный, пространственный, флюидный, который определяет способность анализировать новую ситуацию, и кристаллизованный, связанный с тем, как человек оперирует уже имеющимися у него знаниями. Для каждого из них созданы свои методики тестирования.

На основании корреляций различных видов интеллекта выделяется генеральный фактор интеллекта, или общий интеллект.

Разнообразные коммерческие методики определения генерального фактора интеллекта основаны на наборе одних и тех же субтестов, то есть тестов на одну определенную способность.

Известный многим IQ — это не специфический тест на интеллект, а метод численной оценки результатов тестов.

Ранние тесты на интеллект включали множество стандартных задач, которые подразумевают наличие единственного ответа. Но интеллект — это не только умение вращать фигуру в пространстве и быстро решать математические задачи.

Существуют тесты на дивергентное мышление, когда человек должен придумать как можно больше вариантов развития заданной ситуации. И наконец, в 1960-е годы были разработаны тесты на исследовательское мышление. Фактически исследуется способность человека задавать вопросы и ставить себе задачи, чтобы разрешить незнакомую ему ситуацию.

Например, человеку дают игрушку-головоломку с множеством ручек, кнопок и заслонок и ставят задачу заставить двигаться какой-либо элемент в этой системе.

Результаты тестов на исследовательское и дивергентное мышление могут отрицательно коррелировать с результатами стандартных тестов на интеллект, так как все эти задания исследуют разные стороны умственной деятельности человека. Однако результаты творческих заданий очень трудно интерпретировать.

Психолог Дмитрий Ушаков о показателе IQ

Психолог Александр Поддьяков о тестировании умственных способностей

Уровень интеллекта не зависит от размеров мозга

Кажется, что чем больше мозг, тем выше интеллект, но это не так.

Мы не можем сравнивать размер мозга и общий уровень интеллекта, потому что интеллект определяется множеством переменных: не только способностью решать задачи определенного типа, но и умением планировать, ориентироваться в повседневных ситуациях, выстраивать общение.

Большинство тестов демонстрируют лишь ту или иную сторону интеллекта. Мы можем говорить лишь о взаимосвязи размера мозга с результатами определенных тестов, но даже в самых лучших случаях размер мозга объясняет от 5 до 10% их результатов.

Кроме того, мозг неандертальцев или первых Homo sapiens был больше, чем у современного человека. Последние 25 тысяч лет мозг уменьшается в размере. Поэтому в эволюционном процессе также нельзя увидеть прямой корреляции между увеличением размера мозга и повышением уровня интеллектуальных способностей.

Еще пять мифов о мозге

Антрополог Станислав Дробышевский об эволюции интеллекта

Генетика не программирует интеллект, но позволяет легче учиться

Индивидуальные различия в уровне интеллекта наследуются. Массив работ в этой области — сотни исследований близнецов, приемных детей и их семей — показывает 50% наследуемости. Этот показатель возрастает в течение жизни: в младенчестве — 20%, в детстве и подростковом возрасте — 40%, во взрослой жизни — 60%, а в поздней жизни — 80%.

Это означает, что мы не рождаемся с заложенными в генах результатами тестов на интеллект.

Гены лишь позволяют нам легче учиться, и если с течением жизни мы выбираем среду, которая соответствует нашей генетической предрасположенности, — среду, в которой можно продуктивно обсуждать интеллектуальные вопросы, читать интересные книги и обмениваться опытом, — то мы можем достигнуть высокого результата.

Психогенетик Роберт Пломин о генетике интеллекта

Эмоциональный интеллект может определять успех в жизни

Люди с высоким коэффициентом умственного развития часто плохо справляются со своей личной жизнью и порой совершают странные, необъяснимые и нелогичные поступки.

Круглый отличник, мечтавший о Гарварде и получивший четверку за контрольный тест, взял на следующий день в школу нож и ударил учителя в шею.

У многих из нас в запасе есть история о знакомом двоечнике, которому в школе пророчили низкооплачиваемую работу и жизненное неустройство и который достиг значительных карьерных высот.

Предсказать, насколько человек будет успешен, невозможно ни по результатам тестов на интеллект, ни по его академической успеваемости.

Разумеется, между этими показателями и устройством в жизни существует некоторая связь: многие люди с низким коэффициентом останавливаются на низкооплачиваемых должностях, а обладатели высокого коэффициента стремятся занять высокооплачиваемые должности, но ни в коем случае нельзя сказать, что так бывает всегда.

Одним из важнейших факторов успешности человека является его эмоциональный интеллект: способность выработать для себя мотивацию и стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, контролировать свои эмоциональные порывы и откладывать сиюминутные удовольствия, умение не опускать руки в сложной ситуации.

В книге «Склад ума» психолога Говарда Гарднера была высказана мысль о том, что решающее значение для успеха в жизни имеет не монолитный ум, а скорее широкий спектр умственных способностей с семью ключевыми разновидностями: вербальной и логико-математической сообразительностью, пространственным мышлением, навыками межличностного общения, музыкальностью, кинестетической одаренностью и «внутрипсихической» способностью, которая проявляется в состоянии полной гармонии человека с его истинными чувствами.

Особенно интересным для психологов в этой модели выглядит эмоциональный аспект личностного интеллекта: как эмоции определяют процессы обработки информации и помогают решить задачи, неподвластные сухой логике? Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.

Отрывок из книги «Эмоциональный интеллект» психолога Дэниела Гоулмана

Животные обладают способностью к обобщению

Мышление человека — это прежде всего абстрактное мышление, способность к обобщенному и опосредованному отражению действительности, способность мысленно группировать предметы и явления по общим для них существенным признакам.

Сталкиваясь с новой ситуацией, человек соотносит ее с уже сложившимися категориями. Оказывается, важнейшей для нашего мышления способностью к обобщению обладают и высокоорганизованные животные.

Например, Йони, детеныш шимпанзе, в эксперименте 1914 года показал умение не только различать цвета, формы, размеры предметов, но и обобщать их по этим признакам: он отбирал из кучи красные предметы вне зависимости от их формы.

Птицы с высокоорганизованным мозгом способны обобщать объекты по числовому признаку — то есть выбирать из предложенных картинок такие, где изображены четыре элемента, — и переносить это обобщение на другие ситуации, например реагировать на четыре звуковых сигнала.
5 книг о мозге и сознанииСуществует несколько различных уровней обобщения: низший уровень, когда предметы мысленно объединяются по одному признаку без возможности перейти на другой; и высший, когда формируется отвлеченное понятие сходства и применяется к объектам, соответствующим друг другу лишь по абстрактному признаку. Некоторые животные способны выйти на этот уровень. Предполагается, что именно высокий уровень обобщения стал эволюционной предпосылкой к развитию языка у человека.

Биолог Зоя Зорина об интеллекте животных

От компьютерных игр не становятся глупее

Существует стереотип, что от компьютерных игр люди глупеют, но это не согласуется с данными экспериментов ученых.

Некоторые исследования показывают, что у геймеров развиваются пространственные способности, которые связаны с ориентацией в трехмерном пространстве, в переносе трехмерного пространства на двухмерное.

Считается, что женщины хуже справляются с пространственными задачами, чем мужчины. Это представление породило множество анекдотов о девушках за рулем.

Однако в экспериментах женщины, которые играют в компьютерные игры, так же хорошо справляются с пространственными задачами, как и играющие в компьютерные игры мужчины. Геймеры также лучше справляются с мультитаскингом, и это может быть применимо в их повседневной деятельности. Существуют исследования, показывающие увеличение объема рабочей памяти у геймеров.

Тем не менее сложности, связанные с выстраиванием методологии исследований компьютерных игр и интеллекта, мешают получить достоверные, воспроизводимые результаты. Наиболее адекватный на сегодня вывод заключается в том, что компьютерные игры слабо влияют на процессы в мозге человека: их эффект не такой сильный, как хотелось бы сторонникам или противникам компьютерных игр.

Психолог Наталия Богачева о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции

Чем отличаются мышление и интеллект

Разница между умом и интеллектом

Несмотря на то, что многие отождествляют понятия интеллекта и мышления, разница между ними есть. В то время, как мышление – это обозначение умственной деятельности человека, интеллект представляет собой способность к этому процессу.

Следующее отличие: мышление – это базовый врожденный комплекс познавательных возможностей, интеллект – более сложная структура, которую можно развивать.

В то же время, мышление, как базовый компонент интеллекта, способно развиваться одновременно с ним.

Интеллект

Существует множество определений интеллекта. Он характеризует следующие способности:

  • справляться с новыми или трудными ситуациями;
  • учиться на собственном опыте;
  • приспосабливаться к новым обстоятельствам;
  • адаптивное поведение в контексте меняющихся условий.

Кроме определения понятия интеллекта в мнениях ученых имеются различия даже в том, следует ли понимать его, как одно целое, или он делится на несколько относительно разных видов.

Например, согласно теории американского психолога Роберта Дж. Штернберга, интеллект состоит из 3 компонентов:

  • аналитическое мышление, в основном, участвующее в решении проблем, с которыми человек сталкивался в прошлом;
  • творческое мышление, используемое для поиска путей решения проблем;
  • практическое мышление, связанное с повседневной жизнью.

Его коллега, Говард Гарднер, выделяет 8 типов мышления и интеллекта:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • визуально-пространственный;
  • двигательный;
  • музыкальный;
  • межличностный;
  • внутриличностный;
  • природный.

Позже он выделил 9-й тип, т.н. экзистенциальный интеллект.

Эдвард Торндайк выделяет только 3 основных типа интеллекта:

  • теоретический (абстрактный);
  • практический (конкретный);
  • социальный – способность контролировать других (включает эмоциональный интеллект).

Из перечисления вышеупомянутых компонентов становится ясно, что некоторые из них имеют большую связь с теоретической частью жизни (образование), другие – с практической (опыт работы, искусство справляться с жизнью).

Способность достигать высоких доходов – это вопрос практического применения теоретических знаний, полученных посредством изучения, наблюдения, образования. Потерпеть неудачу может как первая часть (приобретение знаний), так и вторая (возможностью применять их на практике).

Некоторые люди, имеющие хорошее мышление и интеллект, не получают образование, соответствующее уровню их IQ. Причины могут варьироваться от финансового, географического, политического фактора до чрезмерной критики в отношении учителей.

Социальный интеллект также важен. Он включает способность обрабатывать, распознавать, контролировать эмоции, строить качественные, долгосрочные отношения, сотрудничать с другими. Социальные навыки значительно влияют на получение рабочих мест или выгодных заказов. Успех предопределен следующими умениями:

  • обращение к людям;
  • впечатление;
  • хорошая работа в команде и с начальством;
  • создание соответствующей сети контактов, знакомых;
  • проникновение в секреты организационной структуры;
  • понимание писанных и неписаных правил поведения в новой команде.

Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека осознать, идентифицировать (отражать), управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, эффективно влиять на них. Эти способности, согласно экспертам, являются самыми важными для жизни.

В управленческой практике ЭИ недооценивается, в компаниях и организациях по-прежнему принято смотреть на успешные результаты деятельности, как на плоды высоких умственных качеств работников.

На самом деле, чувства и эмоции человека (как и их соотношение с разумом) очень важны. Они влияют на то, что привлекает наше внимание, как мы думаем, что решаем.

Например, голодный человек в торговом центре видит еду, сытый – обувь, книги.

Соотношение между умственным и эмоциональным интеллектом еще не полностью сопоставлено. Но уже известно много интересных вещей.

Творческие способности и успешная деятельность человека – это результат его продуктивного мышления, суть которого сложна. Эти качества не обусловлены лишь высокими умственными способностями.

Они являются результатом сочетания рациональной мыслительной способности и ЭИ, пропорционального характеру ситуации.

Характеристика мышления и интеллекта в психологии говорит о том, что очень умные люди не всегда обладают высокопродуктивным мышлением. Их продуктивное мышление может иметь более низкий показатель, чем у средне умного человека.

При высоком умственном интеллекте творческое и продуктивное мышление низки.

У людей, показавших более 120 баллов в тестах IQ, вероятность успешного лидерства составляет всего 5-15%. Они не обладают хорошей способностью вдохновлять и мотивировать других людей.

Мышление

Мышление – один из когнитивных процессов. Речь идет, в основном, о работе с информацией, идеями, концепциями. Мышление позволяет человеку находить корреляции, решать проблемы.

Функции мышления:

  • формирование концепций;
  • распознавание и поиск отношений;
  • решение проблем;
  • создание чего-то нового.

Результатом является новая информация, опыт, знания.

Свойства

В отношении мышления различаются несколько свойств:

  • Конвергенция. Возможность придерживаться определенной темы, идти по линии логического контекста.
  • Дивергенция. Также называется художественным, творческим мышлением, характеризуется широким спектром возможностей.
  • Мировоззрение. Определяет, насколько широкие знания и проблемы человек может включить или решить в мышлении.
  • Глубина. Определяет, насколько человек может вдаваться в детали проблемы (например, посредством анализа).
  • Точность (надежность). Определяет, насколько логичны, практичны, правильны идеи.
  • Независимость. Способность решать проблемы может быть более или менее обусловлена помощью других людей.
  • Гибкость. Способность оторваться от мыслительных стереотипов, находить наиболее эффективное решение данной проблемы (например, преодоление функциональной фиксации).
  • Критичность. Способность провести критический анализ отдельных знаний, процесса решения проблемы.

Типы

Мышление делится на несколько типов по различным параметрам.

Конкретное VS Показательное VS Абстрактное:

  • Конкретное – непосредственно относится к практическим предметам, человек думает, что он сделает. Этот вариант непрактичен, длителен, утомителен.
  • Показательное – прежде чем начать что-то делать, человек представляет, как это будет происходить. Этот вариант более практичный и быстрый.
  • Абстрактное – человек не представляет никакие предметы, думает абстрактно. Так, например, решаются математические уравнения.

Аналитическое VS Синтетическое:

  • Аналитическое – анализирует целую вещь, делит ее на более мелкие части, которые снова анализирует.
  • Синтетические – объединение знаний и фактов в одну концепцию.

На практике часто используются оба типа.

Конвергентное VS Дивергентное:

  • Конвергентное – поиск одного правильного решения.
  • Дивергентное – поиск всех возможных вариантов решений.

Ввиду сходства этих типов, они также часто применяются вместе – сначала дивергентное мышление, затем – конвергентное.

Рассуждение

Это процесс мышления, в котором выводы основаны на информации.

Способы рассуждения:

  • Дедукция – вычитание выводов для конкретного случая из общих правил (из множества определяется один). Пример: Сократ – это человек → человек смертен → Сократ смертен. Дедукция никогда не приносит никакой новой информации.
  • Индукция – идет в обратном направлении, чем дедукция – от одного к множеству. Речь идет об установлении общих правил на основании конкретных случаев. Пример: у Петра есть машина → у Александра есть машина → у всех мужчин есть машины. Индуктивные суждения всегда применяются только с определенной вероятностью, никогда не со 100%. Все научные теории основаны на индуктивном суждении.

Мыслительная операция и решение проблем

Мыслительные операции – это целенаправленное умственное манипулирование психическим содержанием, направленное на решение, как теоретических, так и практических проблем.

Мыслительные операции делятся на 2 категории:

  • Логические операции – регулируются точными правилами, которые не следует нарушать. В процессе решения проблемы человек следует алгоритму (точно так же, как компьютер). Решение – верное и точное. Однако в повседневной жизни это непрактичный и длительный путь.
  • Эвристические операции – сокращенная практика мышления, приводящая к результатам без индивидуального рассмотрения всех вариантов и альтернативных подходов. Результаты оцениваются с точки зрения подходящих/неподходящих. Этот вариант чрезвычайно быстрый и эффективный по сравнению с предыдущим, но он также обременен высоким процентом ошибок.

Зависит ли правильность принятия решений от степени мышления и интеллекта?

Разум не всегда является ключом к принятию правильных решений. Об этом сообщает британское интернет-издание «Independent», ссылаясь на научный журнал «Research Digest». Высокий IQ может привести к успеху в учебе, но правильные решения принимаются благодаря критическому мышлению, без чрезмерного эмоционального бремени.

Наверное, у каждого человека есть друг или знакомый, обладающий необычайным умом, но в то же время совершающий много глупых поступков: то захлопнет ключи в машине, то поведется на интернет-мошенничество.

Согласно новому исследованию, из которого исходит автор статьи в «Independent», высокий IQ не обязательно означает наличие у человека хорошего критического мышления.

Нарушения мышления и интеллекта

Расстройства умственных способностей относятся к сфере психиатрии, могут быть врожденными и приобретенными:

  • врожденная патология – олигофрения;
  • приобретенная патология – деменция.

В обоих случаях больные люди характеризуются расстройством мыслительной способности, часто – повседневной физической деятельности, самостоятельности.

Философия ИИ

Философия искусственного интеллекта (ИИ) – это отрасль философии, пытающаяся ответить на следующие вопросы:

  • В чем суть интеллекта? Может ли машина полностью заменить мышление человеческого разума?
  • Одинакова ли природа компьютера и человеческого мозга? Какие методы использует человеческий мозг для создания сознания (или, по крайней мере, его иллюзии)?
  • Может ли машина иметь ум, психические состояния, сознание, похожие на человеческие? Может ли машина чувствовать себя?

Эти три вопроса в отношении мышления и интеллекта в философии отражают разные интересы ученых, занимающихся ИИ. Научный ответ на эти вопросы полностью зависит от используемых определений «интеллект», «сознание», «машина».

Некоторые из основных установок в философии ИИ включают:

  • «Вежливая конвенция» Тьюринга: «Если машина ведет себя так же разумно, как человек, то она столь же умна, как и человеческие существа».
  • Предложение Дартмута: «Каждый аспект обучения или любой другой элемент интеллекта можно так точно описать, чтобы машина могла имитировать его».
  • Гипотеза физической системы символов Ньюэлла и Саймона: «Физическая система символов имеет все необходимые и достаточные средства для общей деятельности интеллекта».
  • Аргумент Джона Серла: «Идеально запрограммированный компьютер с правильными входами и выходами имел бы ум, неотличимый от человеческого разума».
  • Механизм Гоббса: «Разум – это не более, чем подсчет».

Тема интеллекта в психологии и философии по-прежнему открыта. До сих пор ни одна концепция не была принята как единственно правильная, исследования в этой области продолжаются.

В дополнение к биологическим основам познания, психологи сосредоточены на исторических, эволюционных, социальных, эмоциональных, моральных, культурных аспектах и ​​контекстах.

Концепция интеллекта не применяется только в теоретической или абстрактной плоскости, но также распространяется в реальный мир.

Чем отличаются мышление и интеллект Ссылка на основную публикацию

Чем отличается разум от ума? Основные отличия и функции

Разница между умом и интеллектом

Наступает в жизни человека период, когда он интересуется, чем отличается разум от ума. Связаны ли эти понятия с чувствами и эмоциями, как их контролировать тогда? Первоначально необходимо понять, какие функции выполняют ум и разум, чтобы впоследствии осознать разницу между ними.

Местонахождение ума, разума и чувств

Предполагается, что чувства занимают самую низкую позицию в данной системе. Они легко подвергаются влиянию ума, который и контролирует их. Выше ума может находиться разум, так как именно он отвечает за мысли человека о чем-то прекрасном, возвышенном. Душа замыкает эту последовательность, являясь в некотором понимании высшей степенью проявлений разума.

Подобный взгляд на вещи в сознании многих людей отличается, поэтому важно понимать, чем отличается разум от ума, чтобы отметить их местоположение в иерархии.

Основные функции чувств

Чувства и эмоции в какой-то степени разные понятия. Чувства помогают людям воспринимать мир вокруг, а эмоции служат ответной реакцией. Не зря же первое понятие делится на пять групп. Это обоняние, осязание, вкус, зрение и слух.

Справедливо говорить, что основная функция чувств – это давать сведения об окружающей реальности.

Вся эта плоскость подконтрольна уму, который уже дает распоряжения, что делать дальше. Информация, полученная за счет чувств, немедленно поступает именно туда. Если говорить коротко, чем отличается ум от разума, то различие в восприятии подобной информации. Разум может на нее вообще не реагировать.

Функции ума

Ум не только получает полную информацию о мире вокруг, он также способен отвергать или принимать ее по необходимости.

Как правило, приятные вещи вроде еды, сна, алкоголя он воспринимает хорошо. Но то, что уму отвратительно (например, правильное питание), он не будет брать в расчет. Важно, что именно такая его работа говорит об искаженности восприятия, которое сейчас считается нормой.

Дополнительные функции ума, которые раньше считались основным, – это чувствовать, желать и размышлять. Сегодня можно сказать о том, что ум работает только по одной системе, предполагающей постоянно чего-то желать и хотеть.

Функции и задачи разума

В чем разница ума и разума? Неужели только в восприятии? Нет, не только, ведь разум выполняет обширные функции, которые подтверждают отличие от ума.

Разум считается наиболее тонким воплощением человеческого сознания, тоньше, чем чувства или ум. Как и последний, разум отвергает все неблагоприятное и принимает лишь полезное.

Но суть в том, что такими параметрами измеряются разного значения вещи. Например, ум будет отвергать невкусную еду, а принимать лишь деликатесы, а разум будет отвергать бесполезную работу, которая не ведет к карьерному росту по ряду причин.

Он воспримет лишь то, что в будущем сулит спокойную жизнь без нужды.

Чем отличается разум от ума?

Основное отличие в том, что разум работает в высокой плоскости, где он отметает плохие идеи, принимая благотворные. Для этого он собирает много информации, структурирует ее, впоследствии выводит причины, почему именно это плохо, а то хорошо.

Ум не руководствуется длительными думами о вреде и пользе, он просто вторит “делай” или “не делай”.

Например, ребенок, который достиг полового созревания. В нем бушует много эмоций, он также немало чувствует вокруг себя, а ум ему говорит попробовать все. Он начинает противиться воле разумных людей, считая, что пустые желания его к чему-то приведут.

Пожалуй, это единственное, в чем ребенок не ошибается, потому что спустя время до него доходит осознание, что все было сделано странным образом, неправильно и неэтично. В этот период и берется за дело сам разум.

Неразумная личность будет всегда идти на поводу желаемого, не делая какие-то выводы из последствий, полученных в конце.

Человеческий вид на то и назван “человеком разумным”, чтобы в своей деятельности руководствоваться именно им. Ум, порой создает много ложных потребностей, опускает человека до уровня животного. Вот в чем разница между умом и разумом.

По этой причине в жизни необходимо совмещать правильно оба понятия. Люди ложно полагают, что чувства руководят некоторыми людьми. Ими как раз руководит ум, а вот разум в этой системе отсутствует.

Контроль чувств и эмоций

Каким образом должен человек контролировать свои чувства? Их он вряд ли сможет сделать подвластными, ведь работают они не по его воле, а только потому, что они просто есть. Необходимо работать в первую очередь с разумом, питать его полезной информацией, услаждать красивой музыкой, давать общаться с разумными людьми, чтобы он мог развиться.

В итоге он возьмет руководство над чувствительным умом, не даст ему заставлять бедного человека курить, пить, лениться. Разум станет гораздо сильнее, поэтому сможет работать во всю свою мощь.

Такое явление принято называть человеческой волей, которая подразумевает, что разум контролирует все желания ума.

Но полный отказ от чувственной деятельности ума – это тоже нехорошо. Иногда можно дать отдохнуть и разуму.

В чем разница умом и интеллектом?

Разница между умом и интеллектом

Ум и интеллект тесно связаны с деятельностью мозга. Несмотря на то, что иногда эти понятия используют как синонимы, между ними существует ощутимая разница. Про одного человека скажут «умный», а про другого – «обладает высоким интеллектом». И это справедливо, поскольку ум и интеллект – это не одно и тоже.

Что такое ум?

В самом общем понимании ум – это мышление. Описывая ум, можно сказать, что это способность:

  • Понимать.
  • Адекватно оценивать происходящее и делать выводы.
  • Находить безошибочные решения.
  • Прогнозировать последствия действий как своих, так и чужих.
  • Правильно использовать имеющиеся ресурсы, знания, умения, навыки, возможности.

Хитрость и смекалка – это тоже ум. Ум складывается из памяти, внимания, ощущений, эмоций, желаний, индивидуальных особенностей и мотивов.

Умного человека отличает способность глубоко, не поверхностно, смотреть на мир и извлекать информацию, которая действительно важна.

https://www.youtube.com/watch?v=Bh9XfzaWID0

Мыслительный процесс каждого человека, с одной стороны, подчиняется общим закономерностям, с другой — отличается по глубине и широте мышления, самостоятельности, критичности, гибкости ума, скорости мысли.

Интеллект: что это?

Интеллект — способность человека к познанию в целом. Общий интеллект обеспечивается основными способностями, такими как:

  • Скорость обработки полученной информации, т.е. скорость усвоения знаний.
  • Точность передачи информации.
  • Способность к обучению.
  • Способность анализировать и систематизировать информацию.
  • Способность генерировать на основе информации новые идеи.

Сюда же можно добавить способность при минимуме исходной информации делать максимально полные выводы за короткое время и простейшим анализом. Каждая из перечисленных способностей отдельно сама по себе не создает интеллекта. Интеллект возникает только как совокупность нескольких способностей.

Помимо этого, интеллект состоит из памяти, восприятия, воображения, мышления, ощущений, представлений, логики.

Долгое время считалось, что интеллект можно измерить. Для этого использовали хорошо знакомый тест на IQ. На данный момент такое тестирование потеряло свою значимость, поскольку не отражает реальных возможностей мозга индивида.

По современным представлениям психологов существует несколько видов интеллекта:

  1. Межличностный (он же социальный).
  2. Пространственно-визуальный.
  3. Логико-математический.
  4. Вербально-лингвистический.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Внутриличностный (он же эмоциональный).
  7. Музыкальный.

Каждый человек может быть силен в чем-то одном и при этом совершенно не понимать в другой области.

На развитие интеллекта решающее влияние оказывает взаимодействие наследственных и социально-культурных обстоятельств. Фактор наследственности в интеллекте, т.е. набор исходных возможностей, полученных от родителей, составляет 60%.

Например, такая базовая способность, как скорость и точность переработки информации, это генетически заложенное свойство нервной системы личности.

С другой стороны, интеллект формируется средой обитания и жизненным опытом, поэтому интеллектуальные способности можно развивать, повышая свой уровень.

Интеллектуал – человек, который способен на создание и поддержание собственной мысли. Может мыслить не только материальными категориями, но и абстрактно.

Сходство ума и интеллекта

Основная схожесть ума и интеллекта связана с тем, что оба эти понятия относятся к деятельности мозга и представляют собой мыслительные способности человека. Составляющие, характерные для ума и интеллекта, во многом пересекаются и повторяются. Для каждого понятия важны память, знания, понимание, способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать правильные выводы.

Отличия ума и интеллекта

Сравнивая ум и интеллект, можно сформулировать следующие отличия:

  1. Интеллект позволяет получить и усвоить знания. Познания человека с высоким интеллектом более обширны. В то время как ум дает возможность применить полученные знания в реальной жизни.
  2. Интеллект аккумулирует готовые ответы и решения, иногда превращаясь в эрудированность. Умный человек мыслит и лучше и глубже, и способен создавать новые пути и подходы в решении проблем. Другими словами, наличие ума позволяет более широко и глубоко понимать окружающую реальность и действовать сообразно ситуации.
  3. Интеллект склонен к теоретизированию, тогда как ум направлен на постижение конкретных, реальных, чувственно-воспринимаемых явлений.
  4. Человек с умом рационально и грамотно действует в реальной жизни. Человек с интеллектом может одержать уверенную победу в научном споре благодаря своей начитанности, эрудированности, логике, но при этом в жизни совершать много ошибок.
  5. В ситуации неопределенности и необходимости принимать решение нужен ум, а не интеллект. Поскольку именно ум способен прогнозировать результат действий и дальнейшее развитие ситуации.
  6. Образование упорядочивает и совершенствует ум, но не заменяет его. Поэтому в среде интеллектуалов иногда можно встретить не сильно умных людей.
  7. Ум возможен без интеллекта, хотя в этом случае интеллект может быть в зачатке (например, у животных). Интеллект без ума, в смысле рационального или житейского ума, также может быть.

Развитое мышление как основа ума способно компенсировать плохую память, недостаток информации или фактических знаний, поэтому наличие ума для жизни более значимо, чем интеллекта.

Ум. Разум. Интеллект. Сходства и различия

Разница между умом и интеллектом

“Интуитивный разум — это священный дар, а рациональный ум — верный слуга.

Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре.”

Альберт Энштейн

С чего начать

Мозг, ум, разум, интеллект, сознание и бессознательное — что же объединяет эти значения и в чем их принципиальная разница? У каждого человека возникает свое субъективное понимание смысла этих слов.

Меня давно интересовало в чем они схожи, а в чем отличаются, что из чего вытекает и что с чем взаимодействует.

На первый взгляд, это во многом похожие по смыслу термины, но на самом деле, я хочу разделить их на две абсолютно разные группы.

Когда я решилась на эту статью, у меня было некоторое понимание того, о чем я буду писать. И все же, прежде чем начать, я просмотрела информацию об этом в различных источниках. А так же воспользовалась переводчиком, что-бы проверить есть ли разница в значениях этих слов в английском варианте. Это не дало мне результата. При переводе, многие значения пересекались друг с другом.

Например «mind» означает — ум и разум, внимание и даже душу в определенном контексте. Что касается толковых словарей, то в некоторых из них трактование автора сходилось с моим мнением, а где-то абсолютно оппонировало. Собрав всю информацию и свое личное понимание воедино, я рискнула поделиться с вами тем, что у меня в итоге получилось.  Давайте же разберемся в этих понятиях вместе.

Ум и Интеллект

Сознание, ум, интеллект и разум — по своей природе являются частями мыслительного аппарата человека, только выполняют свои функции по разному.  Ум и интеллект близкие друг другу понятия. У них есть определенные  различия, но очень часто,их функции пересекаются. Под различиями я понимаю:

Ум — это накопленный опыт и база знаний. Где и как поступать, в зависимости от того насколько это является знакомым и “правильным».

Интеллект — образ мышления, проверка на импровизацию.  К примеру, как выбраться из ситуации в которой никогда не был и не имеешь достаточного знания и опыта в этой области. Не смотря на эти различия, их базовые функции похожи. Уровень интеллекта определяет умственную способность индивида.

Это наглядно видно из того, что в начале XX века ученными было предложено определять степень умственной одаренности путем специализированных тестов (IQ test, тесты на интеллект). Многие знают и проходили подобные тесты. Результат теста в какой то мере показывает “умный” человек или “дурак”.

Хотя в этих тестах очень много недостатков и отсутствие учета многих важнейших факторов таких как: логическое или творческое мышление у индивида, степень предварительной подготовленности к подобному виду задач. Все это позволяют тесту допускать кучу ошибок в результате. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Сейчас вернемся к нашей теме и продолжим разбирать термины «ум» и «интеллект». В рамках этой статьи, я объединю их в одно схожее определение так как главным образом мы  будем сравнивать их с таким понятием как «разум».

Вот такую терминологию касательно интеллекта я нашла в Психологическом словаре:

“В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.)”

Это напомнило мне как на одном из семинаров С.В.Ковалев дал определение ума — как части мыслительного аппарата, который отвечает за биовыживательные процессы. Такие как удовлетворение своих базовых потребностей: сохранение жизни, продолжение рода, поиск пищи и жилища и тп. В принципе все то, что присуще живым организмам (животным).

В современном мире со всеми удобствами и в относительной безопасности, с возможностью добыть пищу, порой не выходя из дома, необходимость ума резко сократилась и он перестал эволюционировать. Поэтому если человек продолжает жить только на уме, не подключая разум, то он деградирует.

Метафорически выражаясь, «идет вверх по лестнице ведущей вниз».

Ваше величество Разум

В противовес уму встает Разум. Хочется написать его с большой буквы, чтобы не путать с тем разумом, который в определениях часто считают синонимом ума. Все очень тонко.

Разум основан на интуиции и связан со знаниями и с мудростью вселенной. Он может развиваться до бесконечности. Разум заложен в каждом человеке, а пробуждается и развивается только в решении задач не связанных с биовыживанием.

К таким задачам можно отнести творчество, сомоактуализацию, развитие своей самости. Всего того, без чего ты не ощутишь себя особенным, избранным, осознающим для чего тебе этот мир и для чего ты этому миру, да и самому себе.

Без чего ты лишь мешок из кожи с органами и костями и бесконечными желаниями из ряда пожрать, купить, потусить, поваляться на диванчике и все в таком духе.

Как считается среди ученных, разумом обладает лишь человек, у животных он отсутствует (хотя у таких видов как дельфины он скорее всего есть).

“Разум,  Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая Смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.” Выписка из толкового словаря Ушакова.

Многое очень схоже с моим пониманием, кроме как “логически мыслить”и “сознательно находить”. Все же Разум, в отличии от ума, основан на бессознательных процессах и скорее не логичен, а интуитивно понятен.

Хранилища информации

Если за ум и интеллект отвечает наше сознание, то разум — область не проявленной реальности бессознательного мира (рис.1).

Рис. 1. Расположение и распространение ума, интеллекта и разума

Человек как космическое существо подключен к двум хранилищам информации. Одно — это наш обычный человеческий мозг, а второе это гигантский мозг вселенной. Его называют по разному: коллективное бессознательное, космический разум, Хроники Акаши и тп.

Так вот, наш первый физический мозг регулирует процессы умственной деятельности, интеллекта, памяти, сознания, а мозг вселенной регулирует и наполняет информацией наш Разум. Только представьте какой это колоссальный опыт целых поколений и цивилизаций, скопленный в этой вселенской библиотеке.

И все эти знания доступны нам, если правильно научиться их добывать и использовать.

Уровни сознания

Включатели Разума, по Дэвиду Хогинсу — это уровни сознания человека. Он выделяет 17 уровней сознания по шкале от 20 до 1000 баллов.

Каждый человек находится на определенном уровне сознания и может повышать, а так же понижать его в течении жизни.

Если все очень хорошо и ситуация максимально благоприятная, то может сложиться ошибочное мнение, что человек достиг достаточно высокого уровня, но при попадании в негативные условия, человек скатывается к своему истинному уровню сознания.

Устойчивая позиция уровня  определяется поведением человека и его отношением к миру, когда он попал в дискомфортную, незнакомую и негативную среду.

Более подробно про уровни сознания вы можете прочесть в книге Д.Хокинса  “От Отчаяния к просветлению” В этой статье перечислю их в вкратце:

Стыд, позор, унижение – 20

Вина, упреки, обвинения – 30

Апатия, отчаяние – 50

Горе, тоска, сожаление — 75

Страх, тревога, беспокойство – 100

Желания, жажда, зависть – 125

Гнев, ненависть – 150

Гордыня, презрение — 175

Смелость, храбрость – 200

Нейтралитет, позволение – 250

Готовность, оптимизм – 310

Принятие, прощение — 350

Разум, осмысление – 400

Любовь, принятие – 500

Радость, благость, покой – 540

Гармония, экзтаз — 600

Просветвление 700-1000

Только начиная с 200 балов, с уровня смелости, человек начинает жить, до этого уровня он лишь выживает и находится в процессе борьбы с собой, с миром и с природой.

На высших уровнях сознания находятся единицы такие всемирно известные люди как Иссус, Буда, Мухаммед и другие просветленные. Они полностью раскрыли Разум, постигли секреты и законы бытия и несут их миру.

Не важно на каком уровне мы находимся сейчас, но мы можем и должны, повышать его на протяжении этой жизни и последующих.

Важно помнить что переход на уровень гордыни легко может скинуть вас опять в позор если вы не будете расти дальше и дальше, развиваясь и открывая свой Разум.

А его возможности безграничны и любые сверхспособности лишь отдельная их часть. Отличные перспективы, не правда ли? А ум и сознание помогут жить в комфорте и безопасности.

Мне важно ваше мнение

Я не претендую на то что написанное толкование таких обширных понятий как ум и разум в этой статье воспринималось как единственное верное, так как понимаю что существуют иные точки зрения на этот счет, что эта тема затрагивает глубинные понимания и может вызвать дискуссию и возможное несогласие, и абсолютно другое осознание их смысла. Это вам ни яблоки с грушами разбирать, а все гораздо сложнее.   Я столкнулась с огромными отличиями в трактовке смысла этих слов когда готовила написание этой статьи и перечитывала толкование терминов в различных словарях и справочниках. Моя цель понять истинный смысл всего что окружает и что внутри нас. Я по крупицам собираю его частички для себя и для вас. Если информация в этой статье стала полезной для вас и открыла новое понимание важных понятий и значений, то я абсолютно счастлива. И все же, мне хочется услышать и ваше мнение на этот счет, которое я с удовольствием прочту в отзывах к этой статье.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.