Разница между творческим человеком и другими

Почему стоит стать творческим человеком?

Разница между творческим человеком и другими

Мы привыкли понимать под творчеством создание чего-либо — картины, повести, песни. Но творчество можно понимать и по-другому, как состояние человека, без которого не сможет родиться ни одно произведение. При этом оно может и не родиться, но жизнь человека будет меняться, при том в лучшую сторону.

Какого же человека можно назвать творческим, и почему стоит им стать?

Разница между творческим человеком и тем, кому чуждо творчество, прежде всего, в особенном восприятии мира. Творческий человек более открыт для мира, он воспринимает вещи, предметы и людей в реальном виде, насколько это вообще возможно, а не смотрит через призму своих гранитных убеждений и рамок.

Есть по крайней мере три причины развить в себе творческое мышление:

Полнота мира сегодня

«Какой сегодня день?» — спросил Пух

«Сегодня», — ответил Пятачок

«Мой любимый день», — сказал Пух

Дети воспринимают мир проще и полнее, чем взрослые люди, запаренные своими проблемами и шаблонами. Видя какой-то объект, будь то дерево, фонтан или статуя, человек отмечает про себя, что это дерево, фонтан и статуя. Он просто классифицирует эти предметы, и не видит в них никакой ценности.

Ну, разумеется, если это не статуя, на которую положено любоваться, тогда он отметит про себя, что она красивая или скажет об этом приличествующее замечание. Или сфоткается на её фоне.

В отличие от такого восприятия человек творческий видит в каждом объекте его реальную ценность. Каждое дерево для него не просто дерево, а именно это дерево, особенное и поэтому ценное. Можно сказать, что творческий человек видит красоту во всем, и это не так трудно, как может показаться.

Как часто вы кайфуете от красоты? Глядя на красивых людей, на стильный дизайн комнаты в журнале, на свою новую машину? Есть моменты, когда вы настолько захвачены вещью, что действительно ВИДИТЕ её, а не просто отмечаете про себя, что она есть, как со всем остальным. А теперь представьте, что вы так же кайфуете от всего, что видите. Круто? Еще как!

Эрих Фромм, немецкий философ, называл это «способность воспринимать и правильно реагировать». И это касается не только предметов, но и людей.

Люди без шаблонов

Если вы воспринимаете предметы, просто отмечая в сознании, что они есть, так же вы видите и людей. Во время знакомства вы выясняете его данные, чтобы упаковать их в свой шаблончик и относиться к нему именно таким образом.

Итак, Вася, 30 лет, живет на съемной квартире, работает сантехником, любит пиво. Всё, шаблон готов, и отношение сложилось. У Васи, в свою очередь, складывается шаблон вашей персоны, и в результате никто никого не видит на самом деле.

Представьте, что все видят вас, как такой же шаблон, плоскую картинку, и никто даже не догадывается, какой у вас внутренний мир, и что вы на самом деле можете сделать.

В итоге мы получаем поверхностные отношения и глубокое «наплевать» друг на друга.

Если вы воспринимаете человека творчески, он предстает перед вами тем, кем является на самом деле — многогранной и интересной личностью.

Один такой взгляд на другого человека может поменять отношение к нему.

Никаких мнимых обид

В силу своего шаблонного мышления мы часто переносим на других людей свои загоны и приписываем им эмоции, которых нет и не было. Если вы застенчивый, вам может казаться, что кто-то стесняется, если вы редко кого-то слушаете, вы будете злиться, что вас не слушают, а если вы способны обманывать и предавать, вам везде будут чудиться предательства.

Творческое мышление помогает отрешиться от своих шаблонов, не переносить свои эмоции на других людей, а значит, избежать стольких обид, ссор и конфликтов!

Наверняка вы видели творческих людей, которых трудно понять. Они видят красоту в обычных вещах и чаще радуются, как дети. И это не генетическая особенность, которая либо есть, либо нет. В детстве мы все были такими, просто потом воспитание и образование свели на нет этот свежий взгляд, но его можно вернуть, и это не так трудно.

Есть три качества, которые помогут вернуть себе творческое мышление и увидеть мир так, как его видели и видят великие творцы.

1. Продолжайте удивляться

Дети удивляются всему, взрослые предпочитают сделать морду кирпичом и тут же забыть. Даже прожив в одном городе 500 лет, вы не узнаете всего, но тем не менее вы делаете вид, что вас ничем не удивишь, потому что не знать чего-то, значит быть невеждой и тупицей.

Образ человека, которого ничем не удивишь, привлекателен, но нереален. Продолжайте удивляться, ведь именно удивление — двигатель прогресса. Великие изобретатели во всём знакомом нашли что-то незнакомое, посмотрели на обыденные вещи свежим взглядом и сделали открытия. Если бы не способность удивляться простому, многие достижения науки были бы невозможны.

Проверьте на себе — даже в вашем окружении и быте найдется много всего, чему можно удивляться раз за разом, главное это заметить.

2. Научитесь концентрироваться

Многие современные люди разучились сосредотачиваться, а ведь концентрация просто необходима для творческого мышления. Без концентрации на объекте, будь то предмет или человек, вы сохраните очень поверхностное восприятие, не сможете познавать и видеть всю глубину явлений и объектов.

3. Самопознание

К сожалению, многие люди принимают свою роль в социуме за настоящее «Я», и зачастую даже такую ролью, которую выбрали за них. Я — отец, директор склада, любитель сыграть в MMORPG, средний класс. Я — студентка, будущий маркетолог, будущая жена и мать. Всё это просто шаблоны, и ладно бы, когда их применяют к другим людям, но к себе!

Творческий человек воспринимает свое «Я», как центр мира и движущая сила всех происходящих событий. К черту догадки и мысли о том, что в мире ничего не изменится, если вас не станет. Вашего то мира точно не станет, так что кто, как не вы, центр мира?

Ты, со всем, что в тебе есть, это ВСЁ, что у тебя есть.

Творчество возможно только в том случае, если вы абсолютно верите в себя, уверены в реальности своих мыслей, чувств, эмоций и в их глубоком значении. Нет незначительных эмоций, и если вы понимаете это и познаете мир, исходя из своих переживаний, а не чужих мнений, вы — творческий человек.

А как вы понимаете творчество?

Являетесь ли вы творческим человеком? 19 характерных черт

Разница между творческим человеком и другими

Все творческие люди обладают общими чертами и моделями поведения. Сможете ли вы узнать себя в этом списке из 19 пунктов? 

1. Их ум никогда не отдыхает

Творческий ум – беспрерывно работающая машина, которая все время подпитывается любопытством. Нет возможности поставить на паузу или отключить его. Это позволяет непрерывно искать новые идеи.

2. Они оспаривают установленные стандарты

Есть два вопроса, которые творческие люди задают чаще остальных: «а что, если…» и «а почему бы не…». Мало людей, способных подвергнуть сомнению установленные нормы и бросить себе вызов изменить их. Творческие же люди готовы идти на это. Они не позволяют страху остановить себя.

3. Они ценят свою индивидуальность

Люди творческого склада ума предпочитают быть настоящими, нежели популярными. Они верны себе, не следуют за идеями других. Они в первую очередь стремятся реализовать своё видение, даже если окружающие не понимают их.

4. Им сложно заниматься одним делом

Мозг творческих людей стремится к разнообразию. Им быстро наскучивает заниматься однотипным делом. Как только они это чувствуют, сразу же пытаются найти что-то новое и захватывающее.

5. У них заметные перепады продуктивности

Творчество – это периодичный процесс. Иногда продуктивность на минимуме, иногда высокая, а порой творческого человека просто невозможно удержать. Каждый период важен и не может игнорироваться.

6. Им нужны источники вдохновения

Невозможно объехать всю страну на машине, ни разу не заправившись. Творческим людям тоже необходимо подпитывать свои душу и ум вдохновением. Поэтому они иногда чувствуют, что нужно сменить обстановку, побыть в одиночестве и найти вдохновение.

7. Чтобы творить, им необходимо правильное окружение

Чтобы полностью раскрыть свой творческий потенциал, им необходимо находиться в правильной среде. Это может быть студия, кафе или укромный уголок в квартире. Творческим людям необходимо подходящее пространство для воплощения своих идей.

8. Они на 100% сконцентрированы

Когда дело доходит до созидания, они отключаются от мира и полностью погружаются в процесс. Они не могут работать сразу над несколькими задачами, потому что это постоянно их отвлекает. Если их прервать, то им сложно восстановить прежний уровень концентрации.

9. Они чувствительнее остальных

Творчество – это выражение чувств и эмоций человека. Невозможно создать картину, не прочувствовав ее содержание. Чтобы воплощать свои идеи в жизнь, творческий человек сначала должен глубоко ее прочувствовать.

10. Они живут где-то на грани радости и депрессии

Из-за своей чувствительности творческие люди могут очень быстро переходить от состояния радости к чувству подавленности и наоборот. Глубина чувств – секрет их гениальности, но также это и источник страданий.

11. Они из всего создают историю

Они редко оперируют сухими фактами. Обычно им требуется больше времени, чтобы объяснить свои мысли. Им важно в точности передать свои чувства.

12. Они каждый день сталкиваются со страхом

Каждое утро творческий человек просыпается с мыслью, что ему нужно развиваться. Он ищет новые решения проблем. Ему страшно от мысли, что у него недостаточно способностей для достижения чего-то большего. Независимо от степени успешности, этот страх никогда не исчезает. Они просто учатся с ним бороться.

13. Они не отделяют свою личность от работы

В творческой работе всегда заключена сущность автора. Креативные люди не разделяют свои творения и свою личность, поэтому любая критика воспринимается как личное осуждение или одобрение.

14. Им непросто поверить в себя

Даже уверенный в себе человек нередко задает вопрос: «Достаточно ли я хорош?» Творческие люди постоянно сравнивают себя с другими, чаще всего они считают, что уступают мастерству других, даже когда все говорят обратное.

15. У них развита интуиция

Одна из самых важных особенностей креативных личностей – развитая интуиция. Они умеют слушать свое сердце и не бояться следовать его советам.

16. Они используют лень во благо

Творческие люди, как правило, ленивы. Однако они используют свои лень и прокрастинацию себе на пользу. Большинство под давлением работает эффективнее. Они намеренно откладывают задачи до крайнего времени, чтобы осознать ее неотложность и быстро выполнить работу.

17. Им сложно завершать проекты

В начале они испытывают новые эмоции, быстро продвигаются. Именно это любит творческая личность. Однако закончить проект им довольно сложно, потому что уже к середине они не испытывают никакого удовольствия, а процесс замедляется. Они хотят переключиться на то, что вызовет новый всплеск эмоций.

18. Они лучше остальных видят закономерности

Не все могут найти закономерности там, где они неочевидны. Творческий человек может создать работающую стратегию, когда все будут убеждены, что это невозможно.

19. Они не взрослеют

Креативный человек предпочитает смотреть на мир глазами ребенка, испытывать детское любопытство. Для них жизнь – это загадка, приключение, в котором они раз за разом открывают для себя что-то новое. Жизнь без этого для них – безрадостное существование.

Flytothesky.ru

Чем отличается творческий человек от нетворческого – 18 признаков

Разница между творческим человеком и другими

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала.

Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное).

На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие», – рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности …у этих людей более хаотичный ум».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л.

Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности», считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации».

И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает».

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером.

Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством», – писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением – мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы … не в контакте с самим собой и не размышляете о себе», – говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений.

В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста.

Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений», – говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе – это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего».

Они терпят неудачу

Стойкость – практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики – по крайней мере, успешные – учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто», – написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах», – говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми…».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду», – пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего.

Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги – …

Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение – это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности», – говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее», – говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» – она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли».

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока», который помогает им творить на самом высоком уровне.

Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия.

Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока», когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Они соединяют точки

Если и есть отличие между чрезвычайно творческими людьми и всеми остальными, это способность видеть возможности там, где другие не замечают. Многие великие художники и писатели говорят, что творчество это просто способность соединять точки, которые другие никогда бы не догадались соединить.

Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали, а просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи.

Они постоянно встряхиваются

Разнообразие опыта, больше чем что-либо имеет решающее значение для творчества, говорит Кауфман. Креативщики встряхиваются, испытывают новые вещи и избегают всего, что делает жизнь однообразной или рутинной.

«У творческих людей больше разнообразных впечатлений», – утверждает психолог.

Они находят время для осознанности и медитаций

Творческие личности понимают ценность ясного и сфокусированного сознания, потому что от этого зависит их работа. Многие художники, предприниматели, писатели и другие творческие деятели, использовали медитацию в качестве инструмента для настройки самого креативного состояния души.

Голландское исследование в 2012 г. показало, что некоторые медитативные техники действительно способствуют творческому мышлению. Осознанность связывают с улучшением памяти и внимания, оптимизацией эмоционального состояния, снижением стресса и тревожности, а также с улучшением ясности ума – все это может привести к более креативному мышлению.

5 черт характера творческих людей, которые большинство людей никогда не поймет

Разница между творческим человеком и другими

Творческие люди создают проблемы. Они наркоманы. Они немного сумасшедшие и они обычно одеваются очень смешно… ну или, по крайней мере, большинству из нас кажется, что смешно.

Творческие люди очень разные. Конечно, все люди разные, хотя многие из нас пытаются вписаться в определенные рамки.

Для многих креативных личностей сама фраза «вписываться в рамки» противоречит представлению о том, каким должен быть творческий человек. Большинство творческих людей не сумасшедшие. Они просто непонятые.

Конечно, некоторые из них буквально сходят с ума, но это лишь малая часть. Подавляющее большинство творческих просто не любит лгать по поводу того, каким человек является на самом деле.

1. Творческие люди видят мир иначе, чем остальные

В то же самое время творческие люди хотят делиться своим видением и интерпретацией с остальным миром. Для них мир полон множества значений, оттенков смысла и сложностей, также он наполнен возможностями, которых нет у обычного человека.

Творческие люди знают, что невозможное – возможно, потому что они понимают: ни в чем на свете нельзя быть уверенным.

Видя, что мир наполнен безграничными возможностями, они хотят оставить здесь свой след. Они хотят добавить свой мазок к прекраснейшему из произведений искусства – самой жизни.

Когда вы видите мир иначе, чем другие, то выделяетесь. Многие люди не любят тех, кто выделяется. Они почему-то боятся «белых ворон».

Другие просто предпочитают инертность и постоянство. Они боятся того, чего не знают, не любят неизвестности и связанных с этим недоразумений.

2. Зачастую они интроверты и стремятся к одиночеству

Нельзя сказать, что творческие личности не любят всех людей вокруг. Они просто проводят больше времени наедине с собой, потому что это позволяет им сфокусироваться на том, что им интересно. Они могут думать, мечтать, планировать и создавать что-то.

Творческие личности должны постоянно находиться в творческом процессе. В противном случае их креативный «зуд» будет просто нестерпимым. Да, они могут быть искренне преданы своим друзьям, но точно так же они носятся со своими идеями и продуктами творчества – порой это даже перерастает в одержимость

Кто станет их винить, с другой стороны? Когда у тебя есть работа – ты должен ее выполнять, быть продуктивным и укладываться в сроки. Время для социализации всегда найдется.

Причина, по которой творческие люди зачастую успешны в соревнованиях, не в том, что они умнее своих соперников. Все дело в том, что у них выше уровень рабочей этики.

Творческие личности привыкли прекрасно ориентироваться в проекте, привыкли к тому, что он буквально поглощает их. С этим сложно конкурировать.

3. Они не оценивают свои способности по тем меркам, по которым это делают другие

Они не всегда могут похвастать успехами в школе или на работе (на работе, которую большинство считает нормальной). Для них было бы лучше творить, чем учиться и работать. С другой стороны, а для кого нет?

Вся разница в том, что творческие люди буквально одержимы своим творчеством. Их страсть не спрятать.

Если вы творческая личность, практически наверняка вам сложно выполнять монотонную работу. Когда вы по натуре – творец – вы живете в радостном предвкушении, постоянно пытаясь открыть для себя и создать нечто новое, пробуя себя в различных сферах.

Творческие люди ходят в школу и потом на работу, как и остальные, но только потому, что они должны это делать. Они склонны соглашаться на неидеальную работу до тех пор, пока не найдут для себя что-то поинтереснее в плане саморазвития.

4. Они более эмоциональны

Для них жизнь громче и ярче, чем для большинства людей. Но это не потому, что творческие люди получают больше информации о мире, просто они уделяют ей больше внимания.

Творческие личности могут быть интровертными, но они проводят столько же времени, «блуждая в себе», как и во внешнем мире.

Они уделяют огромное внимание мелочам и позволяют этим мелким деталям оказывать на них куда более сильное внимание, чем на обычного (не столь творческого) человека.

Для них мир наполнен смыслом. Для многих из нас окружающая действительность имеет размытые очертания. Для творческих личностей мир – это все.

Конечно, иногда такие индивидуальности теряются в своих «путешествиях». Вообще быть творческой личностью это значит порой иметь проблемы с окружающей действительностью.

5. Они мечтатели

Люди не понимают мечтателей, ведь те всегда мечтают о переменах. О лучшем мире, о лучшей действительности, о лучшем будущем. Они могут представить себе невообразимое и часто верят, что способны сделать возможным невозможное.

Если вы любите, чтобы все лежало на своих местах – вас напугает тот беспорядок, который вечно сопровождает творческого человека. Жизнь творца определяется переменами. Особенно – переменами, которые он сам создает.

Люди всегда боялись и всегда будут бояться мечтателей. Мы предпочитаем останавливаться на достигнутом и быть «середнячками». Мы не любим «белых ворон» и мыслителей. Мы нация, которая делает все возможное для формирования устоявшегося среднего класса.

Достаточно весело будет провалить эту миссию.

Paul Hudson
5 Traits Creative People Have That
Most People Will Never Understand via Клубер

Творческая личность – кто это в психологии. Особенности, признаки, психологический портрет

Разница между творческим человеком и другими

Человеческая цивилизация – это продукт творчества, поэтому творческие личности всегда находятся в центре внимания.

Не только философы и психологи, но и далекие от мудрствований люди задумывались над тем, кто же все эти создатели шедевров и талантливые ученые, и чем они отличаются от обычных людей.

Может, это гении, наделенные божественным даром, или безумцы, мозг которых работает с серьезными отклонениями? А возможно, они обычные люди, и способность к творчеству доступна каждому?

Несмотря на серьезные исследования в области психологии творчества, которые проводились в течение всего XX века, однозначного ответа на эти вопросы нет. Но я постараюсь познакомить вас с наиболее распространенным подходом к пониманию сути творческой личности.

Творческие люди – кто они?

Когда речь заходит о людях, занимающихся творчеством, то обычно сразу вспоминают о художниках, музыкантах, поэтах, писателях, реже об ученых. И так как эти виды деятельности в силу специфических способностей доступны не всем, то создается впечатление, что творчество – какой-то уникальный дар.

Но так ли это? Попытайтесь сами ответить на вопрос: возможно ли творчество в других видах деятельности? Например, в педагогике.

Разве не может быть творческим учитель? А кулинар? А менеджер, инженер, сантехник? Согласитесь, что творчество возможно в самых разных видах деятельности, причем доступно оно каждому.

Вопрос в другом: каждый ли воспользуется возможностью быть творческой личностью? Для понимания этого стоит разобраться в том, что такое творчество.

Психологическая характеристика творчества

В психологии творческая деятельность определяется очень просто. Это созидание чего-либо нового: картин, музыки, научных теорий, зданий, механизмов, кулинарных рецептов, методики преподавания, приемов деятельности и т. д.

То есть творчество – это не особая деятельность, а ее форма или уровень. Есть деятельность репродуктивная – тиражирование, выполнение операций по образцу, усвоенному человеком в процессе обучения.

А если человек изобретает что-то свое, делает по-новому, то это уже творчество.

Да, есть художественное творчество, связанное со специфическими видами деятельности, которые объединяются общим понятием «искусство». Но и музыкант может играть в строгом соответствии с партитурой, написанной совершенно другим человеком – композитором. И живописец может виртуозно делать копии картин. И это не считается творчеством.

Но, будучи возможным в любой сфере деятельности, творчество требует от человека особых качеств и способностей. В первую очередь эти способности связаны с когнитивной, познавательной сферой, особенно с мышлением.

Познавательная сфера творческой личности

Вопрос о своеобразии творческого мышления интересовал психологов и философов давно. Но только в XX веке его стали изучать серьезно. Это было связано с острой потребностью общества в творческих личностях.

Такая потребность существовала всегда, то лишь к началу прошлого века общество осознало, что творчество можно эффективно использовать не только в сфере искусства и науки, но и во всех других областях жизни, в том числе в маркетинге, создании новых товаров и услуг, в сфере управления и т. д.

Итогом этого возросшего интереса стало развитие психологии творчества и разработка теории творческого мышления. Благодаря исследованиям таких ученых, как Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Г. Альтшуллер, С. Медник, Т. Бьюзен, Я. Пономарев и др., были выявлены основные характеристики этого необычного вида мышления.

  • Дивергентный характер. С точки зрения Дж. Гилфорда, дивергентность (направленность в разные стороны) – главный признак творческого мышления. Это его отличает от конвергентного, однонаправленного логического мышления.
  • Образность. Творческая мысль рождается в форме образа, на что обратил внимание еще А. Эйнштейн. В слова творческие идеи облекаются только в процессе разработки и сообщения их другим людям. Поэтому наиболее ярко творчество проявляется в сфере искусства, которое оперирует образами.
  • Ассоциативность. Ассоциации – это связи, которые возникают в мозге между различными элементами или блоками информации. Они помогают подключить к мышлению самые разные сферы нашего опыта, знаний, представлений. Чем больше возникает таких ассоциаций, тем более интересные и оригинальные мысли рождаются.
  • Спонтанная активность воображения. Творческий человек не только мыслит образами, у него в мозгу они рождаются спонтанно, без особых усилий, благодаря развитому воображению.

Кроме особенного мышления, в познавательной сфере творческой личности важную роль играет образная память, помогающая сохранить массу полезной информации, и способность сосредотачиваться на своей деятельности. Хорошо управляемое, развитое внимание в сочетании с воображением позволяет творческим людям замечать необычное, удивительное в мире, то, чего не видят остальные.

Роль волевой сферы

Наряду с понятием «творческая личность», часто используют термин «креатив». Само это слово происходит от английского существительного creativity – креативность, творческая одаренность. Несмотря на очевидное родство этих двух понятий, между ними есть отличие. Креативами называют людей, проявляющих творческую активность, деятельных, а не просто наделенных способностью к творчеству.

Для людей даже с высоким творческим потенциалом такая активность не всегда характерна. Часто процесс творчества протекает на уровне сознания, а его результаты не всегда реализуются на практике.

Так можно придумать оригинальный, увлекательный сюжет, но книгу так никогда и не написать. Лежа на диване, можно разработать проект собственного бизнеса, но так никогда его и не реализовать.

И если бы вы знали, сколько гениальных идей, изобретений и художественных шедевров так и остались «на диване»!

Чтобы стать креативом, активной личностью, одного творческого мышления недостаточно, нужны еще и волевые качества.

Ведь гениальную идею нужно разработать, проявить упорство в ее доказательстве, высокую работоспособность в ее реализации, не бояться трудностей, не опускать руки перед неудачами и быть готовыми к критике, к недоброжелателям и завистникам. Воля в творческом процессе часто играет даже большую роль, чем способности, уровень креативности и интеллекта.

Сфера интересов

Как рождаются новые идеи и находятся новые решения сложных задач? По сути дела, наш мозг ничего абсолютно нового придумать не может, например, мы не можем представить то, что никогда не видели, если нет описания этого.

Творчество – это комбинаторная деятельность, то есть преобразование и комбинирование элементов прежнего опыта, имеющихся в памяти знаний, представлений и т. д.

Информация, хранящаяся в нашей памяти – это строительный материал, и чем ее больше и она разнообразнее, тем лучше условия для творчества.

Для творческой личности важен не только объем, но и разнообразие знаний. Это позволяет подключать их для решения самых разных задач.

А если еще и ассоциативное мышление хорошо развито, то комбинирование информации создает практически неограниченные возможности для созидания нового.

Таким образом, креативов отличают не только творческие способности, но и разносторонние интересы, эрудированность.

Сейчас наступило такое время, когда, казалось бы, отпала необходимость запоминать и хранить большие объемы информации. Ведь есть же колоссальные базы данных интернета, где можно найти все.

Да, но они находятся за пределами нашего мозга, значит, и не участвуют в процессе творчества, которое во многом спонтанно и неосознанно. А это значит, что эрудированность и разносторонние интересы не утратили своего значения.

Если, конечно, вы хотите быть творческой личностью.

Биологическое и социальное в структуре творческой личности

Спор о том, что определяет способность к творчеству – врожденные особенности или социальная среда – не утихает до сих пор. И это не простое любопытство.

Ведь если решающее значение имеет биологический фактор, то творческие люди, действительно, избранные, и воспитание не играет существенной роли.

А если на первом месте социальный фактор, то каждый человек в любом возрасте может развить у себя творческие способности, главное, чтобы условия были подходящими.

Вторая точка зрения мне нравится больше, но я не могу не признать очевидной связи творчества с врожденными, генетически заданными особенностями работы мозга и организма в целом.

Биологические предпосылки для творчества

Исследования биологических особенностей творческих личностей проводились серьезными учеными и научными коллективами. Изучались и высшая нервная деятельность, и биохимия мозга, и обмен веществ, и многое другое. На основе этих исследований были выделены следующие биологические особенности креативов:

  • Своеобразие деятельности мозга, которое выражается в преобладающей активности правого полушария, отвечающего за образное мышление. Правда его повышенная активность характерна именно для периодов творческого подъема.
  • Выработка клетками головного мозга повышенного количества определенных веществ, которые улучшают работоспособность, повышают тонус нервной системы, стимулируют память, внимание и т. д. Например, к ним относятся гормоны ацетилхолин, глутамат, дофамин.
  • Повышенное содержание в организме мочевой кислоты, действие которой схоже с известными стимуляторами умственной активности, такими как кофеин.
  • Особенности темперамента. Подвижность и чувствительность нервной системы, что обеспечивает творческим личностям восприимчивость к внешним раздражителям, способность к быстрому переключению внимания и гибкость мышления. С другой стороны, эта же особенность является причиной частой смены настроения, повышенной эмоциональной возбудимости и, как следствие этого, опасности профессионального выгорания.

Эти биологические особенности креативов имеют и оборотную сторону. Они не только обеспечивают высокую творческую активность и работоспособность, но и приводят к тому, что человек плохо контролирует свою деятельность, забывает про сон, отдых, а иногда и еду.

Поэтому творческие личности нередко страдают от психических и физических перегрузок и повышенной эмоциональности.

Для креативов характерны и различные болезни, не связанные непосредственно с творчеством, потому что, поглощенные процессом творчества, эти люди часто не обращают внимания на свое физическое состояние.

Социальные факторы

И все же невозможно утверждать однозначно, что способности к творчеству биологически заданы. Тем более изменения в организме креативов могут быть и не причиной, а следствием повышенной творческой активности. За исключением, конечно, врожденных черт темперамента.

Социальная среда и влияние общества играют не меньшую, а возможно, и большую роль в формировании креативности. Прежде всего речь идет о воспитании, но на воспитании творческой личности мы останавливаться не будем, так как это тема отдельного разговора.

Большинство детей рождается с отчетливо выраженной потребностью к творчеству, которую они удовлетворяют даже вопреки запретам социума. Например, раскрашивают обои фломастером, подстригают кота или разбирают игрушки, чтобы узнать, как они устроены.

А вот сохранится ли эта потребность и дальше, будут ли развиты способности малышей, зависит от их родителей, воспитателей, учителей.

Но и для взрослых социальное окружение тоже важно. Творчество вообще социально, оно требует оценки, поддержки общества или хотя бы критики. А в забвении, при отсутствии внимания окружающих потребность в творчестве и желание развивать свои способности  быстро угасают.

Недаром же в последнее время такое распространение получили разнообразные виды творчества, причем не только вполне демократичное декоративно-прикладное искусство. Интернет дал возможность всем попробовать себя в роли художников, скульпторов, писателей, творцов миров и сумасшедших идей.

Ведь теперь мы можем поделиться результатами своего творчества с огромным количеством людей, даже проживающих от нас за тысячи километров.

Психологический портрет творческой личности

Подводя итоги этой непростой темы, хочу обобщить все сказанное и представить своеобразный психологический портрет творческой личности. Конечно, креативы все разные и отличаются друг от друга больше, чем среднестатистические обыватели, но все-таки общие черты у них есть:

  • Потребность в творчестве, которая во многом управляет жизнью творческого человека: выбором профессии, хобби, круга друзей и т. д. Эта потребность первостепенна и часто удовлетворяется даже в ущерб другим жизненно важным нуждам.
  • Стремление к самореализации. Это другая, не менее значимая потребность, побуждающая креатива искать себя в разных видах деятельности, а найдя сферу приложения своего таланта, все свое время отдавать любимому делу.
  • Высокая активность и работоспособность. Активность эта связана с областью творчества и не всегда социальна, так как творческие личности часто плохо адаптируются к обществу.
  • Особый тип мышления позволяет креативу видеть необычное в обычном, находить нестандартные решения и добираться до цели своими, оригинальными путями. Это не может не вызывать недоумение у окружающих, поэтому творческие личности часто слывут чудаками.
  • Высокий уровень воображения и творческое мышление делают креативов желанными членами любой команды, но они же и мешают социуму принять творческую личность, вызывают чувство отчуждения по отношению к «выскочке», «странному человеку», «самому умному» и т. д.
  • Упорство, стремление к цели и увлеченность творчеством позволяют креативу развивать специальные способности в разных видах деятельности и становиться Мастером. И это тоже выделяет его из общей массы.

Кажется, что креатив противостоит обществу, большинство членов которого не стремится к творческой активности. До последнего времени это было очень заметно.

Но XX век с его ориентацией на динамичное и творческое развитие буквально всех областей жизни заставил изменить отношение к креативам.

Они стали не только необходимыми в любой команде, но и самих творческих личностей стало значительно больше, чем это было 100 и даже 30 лет назад.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.