Разница между третейским и арбитражным судом

Полномочия и особенности работы Высшего арбитражного третейского суда в России

Разница между третейским и арбитражным судом

Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-25-49

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные инстанции и муниципальные органы часто сталкиваются с нарушением собственных прав. Для разрешения конфликтов и определенного вида спорных ситуаций они обращаются в арбитражные суды.

Эти государственные структуры уполномочены решать подобные вопросы, руководствуясь нормами Конституции, федеральным законодательством и Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Параллельно в России действует Высший арбитражный третейский суд.

Не все категории лиц понимают, чем занимается данная организация, в чем ее разница с арбитражом, что входит в компетенцию структуры.

Чтобы разобраться в этих вопросах, следует изучить федеральный и международный опыт работы инстанции, ознакомиться с процессуальным законодательством или своевременно проконсультироваться у опытного юриста.

Специалист знает, в чем заключаются особенности работы третейского суда, сможет оперативно ответить на вопросы заинтересованных лиц.

Если заручиться профессиональной правовой поддержкой, то понять, чем занимается, например, Фондовый арбитражно-третейский суд, будет просто. Практика обращения в такие организации на федеральном уровне возникла недавно, в то время как международный опыт свидетельствует, что коммерческие суды, в частности, в европейских странах — обычное явление.

Высший арбитражный третейский суд и его компетенции

Третейские суды в арбитраже — коммерческая судебная структура, уполномоченная решать споры в отношении предпринимательской и экономической деятельности.

Организация вправе рассматривать дела в сфере Гражданского процессуального (ГПК) и Арбитражного процессуального кодекса.

Одна из возложенных на Высший арбитражный третейский суд задач — уменьшение нагрузки на государственный арбитраж и суды общей юрисдикции.

Если несколько юридических лиц стали участниками спорной ситуации, за ее разрешением они по процессуальным нормам могут обратиться к третьей стороне.

Однако чтобы подать заявление в третейский суд (в том числе международный), участники производства должны договориться о выражении доверия судебному органу, а также добровольном исполнении его решения в отношении обратившихся лиц.

Взаимное волеизъявление конфликтующих по экономическому вопросу сторон выражается в форме третейского соглашения.

Согласно международному опыту, третейский суд — один из видов альтернативного урегулирования споров для юридических лиц и предпринимателей.

Обратиться в третейский суд по нарушающим нормы АПК вопросам могут организации, физические лица (в том числе нерезиденты РФ). Многие решают обратиться за решением спора именно в коммерческий арбитраж, т. к. считают его демократичным и справедливым способом разрешения конфликтов.

Преимуществом третейского суда является то, что стороны добровольно соглашаются выполнять любое судебное предписание. В то время как постановления и судебные акты государственных судебных органов часто не позволяют в достаточной мере разрешить конфликт, оставляя спор неисчерпанным.

Обращением в международный или федеральный третейский суд, где действует независимая судейская палата, участник процесса может рассчитывать на полную конфиденциальность, четкое соблюдение действующего законодательства и оперативное разрешение проблемы. Судебное решение органа имеет юридическую силу.

Подача заявления и исполнение решений третейских судов

Чтобы решить возникший спор через третейский суд, необходимо подать исковое заявление. Документ составляется по общим правилам АПК, однако в данном случае необходимо включение абзаца о полномочиях и компетенции третейского суда по указанной категории вопросов. Основные реквизиты иска:

  • наименование суда;
  • сведения об истце и ответчике;
  • описание сути проблемы и основания для обращения;
  • ссылки на законодательство, подтверждающие, что права истца ущемлены;
  • требования по иску;
  • дата и подпись заявителя;
  • перечень прилагающихся документов.

Рассмотрением заявления занимается независимая палата судей, поэтому документ, как и в случае обращения в государственный суд, должен быть грамотным. Наличие ошибок, исправлений и неточных сведений — повод для отказа в рассмотрении заявленных требований. Избежать возврата документов поможет опытный юрист, который в режиме онлайн подскажет, как написать заявление.

Решение третейского суда не подлежит обжалованию со стороны лиц, участвующих в производстве. Оно обязательно к исполнению, т. к. участники процесса добровольно уговорились об этом. В случае если гражданин уклоняется от исполнения предписания, взыскатель вправе обратиться в государственный арбитраж для выдачи исполнительного листа.

На основании этого документа в Федеральной службе судебных приставов в отношении лиц откроют исполнительное производство, на основании которого с должника принудительно взыщут средства.

При выдаче исполнительного листа государственный суд оценит подведомственность дела третейскому суду и соблюдение во время разбирательства российского законодательства.

(30 4,80 из 5)
Загрузка…

Разница между третейским и арбитражным судом

Разница между третейским и арбитражным судом

Решение спорных вопросов между частными предприятиями может быть осуществлено при содействии третейского или арбитражного судов. В чем специфика каждого из соответствующих учреждений?

статьи

Под третейским судом принято понимать негосударственную организацию, занимающуюся разрешением хозяйственных споров (их сторонами могут быть юрлица или граждане). Есть два типа учреждений, о которых идет речь:

  • постоянно действующие;
  • временные.

Первые учреждаются на постоянной основе в целях формирования организации, готовой содействовать разрешению хозяйственных споров в любой момент времени. Вторые организуются сторонами в целях разрешения отдельно взятого спора.

Каждый из третейских судов имеет собственный регламент, утверждаемый в момент подписания третейского соглашения. Которое является к тому же юридическим документом, закрепляющим обязательство за каждым из участников спора подчиниться решению судей после проведения слушаний.

Осуществить учреждение третейского суда стороны гражданских правоотношений могут в любой момент времени. Для этого им нужно, во-первых, подписать вышеописанное соглашение, а во-вторых — уведомить один из государственных судов. Как правило, это арбитраж по месту регистрации сторон спора.

В течение трех месяцев с момента вынесения третейским судом решения участники спора могут его обжаловать. При этом такое право есть только у сторон слушания.

Иные лица не управомочены оспаривать решения третейских судов. Основанием для проведения соответствующей процедуры являются чаще всего нарушения в части процессуальных требований.

Как правило, пересмотра материалов по существу не происходит.

Следует отметить, что в третейском соглашении может быть установлен прямой запрет на обжалование принимаемых решений по факту проведения слушаний — они становятся окончательными и немедленно вступают в силу.

Исполнение решения третейского суда осуществляется сторонами спора, как правило, добровольно. Но принуждение к этому все же может быть — посредством обращения в государственный суд.

У третейских судей обычно отсутствуют полномочия по истребованию доказательств по рассматриваемым делам. В интересах каждой из сторон — предоставить их самостоятельно.

Состав третейских судей определяют участники спора. Если организация — постоянно действующая, то он зависит от правил, установленных в соответствующем учреждении. Конкретное место проведения третейских слушаний определяется также сторонами спора.

Рассмотрение судебных споров при содействии организаций, о которых идет речь, как правило, носит закрытый характер. Стороны слушаний могут, таким образом, защитить свою конфиденциальность при решении сложных вопросов с партнерами. В третейских судах необязательно ведение протокола.

Срок рассмотрения споров организациями, о которых идет речь, — порядка 30-40 дней.

Факты об арбитражных судах

Под арбитражными судами принято понимать государственные органы, входящие в систему судебной власти. Их основная специализация, как и в случае с третейскими судами, — рассмотрение хозяйственных споров. Работа арбитражных судов в РФ регулируется федеральным законодательством. Стороны споров никак не влияют на их формирование и состав.

Обжалование решений арбитражей может быть осуществлено в любом случае — в течение 1 месяца после проведения слушания. При этом оспорить решение судей способно любое лицо, необязательно кто-либо из участников споров. В ходе обжалования иногда происходит пересмотр дела по существу. Суд вправе истребовать доказательства по рассматриваемому спору.

Сторона, в пользу которой арбитражем было принято решение, может рассчитывать на исполнение оппонентом своих обязательств в принудительном порядке. Для этого ей нужно запросить в соответствующем учреждении исполнительный лист — как только решение вступит в силу.

Арбитражные процессы, как правило, открытые. В рамках судебных слушаний, проводимых судами, о которых идет речь, обязательно ведется протокол.

Срок рассмотрения споров арбитражами — порядка 6 месяцев, если говорить о слушаниях в первой инстанции.

Сравнение

Главное отличие третейского суда от арбитражного — в том, что организации первого типа являются негосударственными, вторые, наоборот, входят в систему органов власти. Отсюда — разница между ними в таких аспектах, как:

  • механизм учреждения и формирования состава судей;
  • порядок обжалования, исполнения решений;
  • степень открытости судебных процессов, протоколирование слушаний;
  • сроки рассмотрения споров.

С точки зрения предмета споров работа третейских судов и арбитражей очень схожа.

Наглядно отобразить, в чем разница между третейским и арбитражным судом, мы можем с помощью небольшой таблицы.

Таблица

Третейский судАрбитражный суд
Что общего между ними?
Обе организации содействуют разрешению хозяйственных споров — как правило, между коммерческими предприятиями
В чем разница между ними?
Является негосударственной организациейВходит в систему государственной власти
Учреждается и формируется при непосредственном участии сторон спораУчреждается и формируется независимо от участников споров
В третейском соглашении может быть предусмотрен запрет на обжалование решений судаРешение арбитража может быть в любом случае обжаловано
Обжаловать решения могут только стороны споровОбжаловать решения могут любые лица
Решение суда в общем случае исполняется добровольноПринудительный порядок исполнения решений арбитражей часто рассматривается как норма
Заседания часто носят закрытый характер, без протоколаЗаседания, как правило, носят открытый характер, всегда — с протоколом
Рассмотрение споров обычно осуществляется быстрее — в течение 30-40 днейРассмотрение споров в основном осуществляется дольше — в течение 6 месяцев, с учетом обжалования срок может увеличиться

Разница между третейским судом и арбитражным: что общего, в чём отличие

Разница между третейским и арбитражным судом

Гражданские правовые спорные вопросы в той или иной сфере далеко не всегда разрешаются при помощи государственных органов судебной власти: иногда стороны прибегают к помощи так называемых третейских судей. Чем же отличаются третейские разбирательства от арбитражных и есть ли между ними сходства? Давайте разбираться.

Третейский суд

Данное понятие обозначает частную организацию, которая занимается решением различных хозяйственных споров. Сторонами этих споров могут быть как физические, так и юридические лица. Эксперты выделяют два типа третейских судебных учреждений:

  • временные;
  • постоянные.

Если постоянные учреждения создаются с целью перманентной работы для разрешения хозяйственных споров в любой момент времени, то временные организовываются самими сторонами с целью урегулирования какого-либо спора.

Каждый такой суд обязан подчиняться строгому регламенту, который утверждается одновременно с подписью так называемого третейского соглашения — юридического документа, обязывающего участников обеих сторон спора подчиняться принятому третейскими судьями решению.

Справка! Для того чтобы созвать третейское заседание, недостаточно одного соглашения: необходимо также уведомить о нём арбитражный орган по месту регистрации спорящих сторон.

Как и во многих других судебных разбирательствах, решение судей в третейском суде можно обжаловать, но делать это необходимо не позднее, чем через три месяца после того, как решение было озвучено. Никакие лица, кроме участвующих в разбирательстве сторон, не имеют право на обжалование принятых в его ходе решений, кроме сторон-участников разбирательства.

Кроме того, даже стороны-участники не смогут обжаловать решение в случае, если перед разбирательством в третейском соглашении был обозначен пункт, утверждающий решения судей окончательными и вступающими в силу сразу же после их оглашения.

В случаях, когда одна из сторон по каким-либо причинам отказывается либо уклоняется от выполнения воли суда, принудить её к исполнению можно при помощи обращения в государственные органы судебной власти.

Справка! Большинство третейских судей не имеют права требовать предоставление доказательств от сторон, но оно им и не нужно: стороны, как правило, сами заинтересованы в их предоставлении.

Ведение протокола в ходе подобных разбирательств считается необязательным. Что касается времени и места проведения судебного процесса, то они определяются сторонами, если речь идёт о временном, и уставом организации, если речь о постоянном третейском суде.

Сроки рассмотрения заявлений у таких учреждений, как правило, небольшие: 30–40 дней. Это и породило распространённое заблуждение о том, что через третейский суд любые вопросы можно решить гораздо быстрее, нежели через любой другой.

Арбитражный суд

Такие суды относятся к государственным органам судебной власти и специализируются на рассмотрении бытовых и хозяйственных споров.

Формирование состава арбитражного заседания, а также место и время его проведения устанавливаются самим судебным органом, а не участниками разбирательства.

Качество работы арбитражных судов в РФ регулируется на уровне федерального законодательства.

Арбитражные судебные вердикты могут быть оспорены в срок не более одного месяца с даты проведения заседания. Обжаловать решение может не только непосредственный участник спора, но и вообще любое физическое либо юридическое лицо. По рассматриваемому делу представители судебной власти могут потребовать предоставление доказательств.

Справка! Чаще всего арбитражные судебные процессы проводятся в открытом виде.

Что касается сроков рассмотрения споров – в данном случае они могут достигать полугода, если речь идёт о слушаниях в начальной инстанции. По факту же сам судебный процесс может растянуться на куда более долгий срок.

Что общего

Оба описываемых типа судебных разбирательств регулируют правовые отношения между физическими и юридическими лицами в рамках хозяйственных споров. Судебные разбирательства обоих типов имеют сходную структуру и подразумевают участие в них, как правило, двух спорящих сторон или их представителей.

Кроме того, оба учреждения осуществляют работу с правовыми документами и подразумевают принудительное исполнение судебных решений одной из сторон в случае её уклонения от исполнения.

В чём отличие

Основной разницей между рассматриваемыми нами типами судов будет то, что третейские суды не относятся к органам государственной власти. Исходя из этого, системы будут различаться принципом формирования судейского состава, порядком вступления решений в силу, а также сроком рассмотрения споров.

Ещё одним отличием можно считать отсутствие необходимости вести протокол в третейском разбирательстве. Ну и наконец, арбитражный суд подразумевает слушания открытого типа, в которых участники не могут сохранять свою конфиденциальность.

Третейский суд и арбитражный суд – разница

Разница между третейским и арбитражным судом

Третейский и арбитражный суд: понятия, правовые основы

Отличия третейского и арбитражного суда на этапе их создания

Разница в порядке работы третейского и арбитражного суда

Исполнение и обжалование решения третейского суда

Третейский и арбитражный суд: понятия, правовые основы 

Законодательством допускается возможность разрешения возникающих в процессе деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерцией (далее — контрагенты), споров различными инстанциями, в том числе:

  • арбитражными судами;
  • третейскими судами. 

Арбитражный суд (далее — АС) представляет собой звено государственной судебной системы, деятельность которого строго регламентирована:

  • Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (далее — закон об АС);
  • Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК). 

Под третейским судом, или арбитражем (далее — ТС, арбитраж), понимается негосударственная инстанция (в лице единоличного арбитра или группы арбитров), к которой вправе обратиться стороны или контрагенты при наличии соответствующего соглашения. 

ВАЖНО! Соглашение об арбитраже можно оформить в виде отдельного документа или включить в текст договора третейскую оговорку. Однако существует категория споров, которые подлежат разрешению только в АС: дела о банкротстве, ряд корпоративных споров (пп. 1–5 ч. 2 ст. 225.1 АПК) и другие. 

В отличие от АС деятельность ТС менее формализована и определяется законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 382-ФЗ (далее — закон об арбитраже). 

Отличия третейского и арбитражного суда на этапе их создания 

Разница между АС и ТС проявляется уже на этапе создания данных инстанций. В порядке формирования АС и выборе конкретного судьи, который будет разрешать спор, контрагенты не участвуют. Кроме того, при подаче иска в суд заявителю необходимо учесть правила подведомственности и подсудности (ст. 27 и 34 АПК).

Иная ситуация с арбитражем. Контрагенты могут определить, обратиться им к постоянно функционирующему ТС или организовать ТС самим в связи с определенным конфликтом (ad hoc).

Подробнее о видах ТС рассказывается в статье «Виды третейских судов и порядок образования».

В обоих случаях контрагенты согласованно определяют личности арбитров. По общему правилу их должно быть 3, но допускается и иное количество, главное — соблюдать нечетность судей. При коллегиальном разрешении дела тремя арбитрами каждый из участников выбирает по одному судье, после чего избранные судьи договариваются о том, кто будет третьим.

При этом в отличие от судьи АС не каждый арбитр должен быть юристом. Если дело рассматривается тремя арбитрами, образование в сфере права должен иметь только председатель (ст. 11 закона об арбитраже). Но единственный арбитр обязан иметь диплом юриста. 

Разница в порядке работы третейского и арбитражного суда 

Процесс разрешения дела в АС и ТС имеет существенные различия и выражается в следующем:

  1. Сроки разрешения конфликта:
  • в АС строгие временные рамки разбирательства, за нарушение которых к судье могут быть применены санкции;
  • длительность рассмотрения дела ТС ничем не ограничивается, однако, как правило, спор разрешается в пределах 1 месяца.
  1. Место проведения слушаний:
  • в АС слушания осуществляются в зале суда;
  • ТС может быть проведен по любому адресу, удобному для контрагентов.
  • за исключением отдельных категорий дел, процесс в АС носит открытый характер;
  • по общему правилу процесс в ТС не предается публичной огласке, на заседание могут прийти только участники спора.
  1. Правила формирования протокола:
  • в АС всегда ведется протокол слушаний;
  • в ТС стороны вправе отойти от общих требований по формированию протокола.
  • в АС судьи получают зарплату из государственного бюджета;
  • в ТС выплаты арбитрам включаются в сумму издержек сторон.
  1. Полномочия судей по истребованию доказательств:
  • судья АС уполномочен направлять запросы в компетентные органы и организации о представлении доказательств;
  • арбитр ТС должен обратиться в государственный суд для формирования соответствующего запроса. 

Исполнение и обжалование решения третейского суда 

Порядок исполнения и обжалования решения ТС также имеет свои особенности:

  1. Решение ТС начинает действовать сразу после его вынесения, если в нем не предусмотрен иной срок приведения его в действие (ст. 41 закона об арбитраже). Решение АС 1-й инстанции вступает в силу спустя 30 дней после его оформления при отсутствии апелляционной жалобы.
  2. В отличие от АС, арбитры не вправе оформлять исполнительные листы.

Для начала исполнительного производства участнику конфликта необходимо представить в государственный суд, уполномоченный разрешать данный конфликт, соответствующее заявление.

Подробнее о правилах его оформления читайте в статье «Как получить исполнительный лист по решению суда?».

  1. Решение ТС может быть обжаловано в течение 90 дней только в районный АС, управомоченный разрешать соответствующий тип спора. При этом контрагенты также могут договориться о том, что решение ТС окончательно и не может быть обжаловано (ст. 40 закона об арбитраже). 

*** 

Таким образом, третейский суд отличается от арбитражного по многим основаниям, в том числе по правилам создания суда, срокам разрешения конфликта, обжалования и исполнения решения. Обратиться в ТС контрагенты могут только в случае заключения соответствующего соглашения.

Третейский суд и арбитражный суд разница – Юридические подборки

Разница между третейским и арбитражным судом

Решение спорных вопросов между частными предприятиями может быть осуществлено при содействии третейского или арбитражного судов. В чем специфика каждого из соответствующих учреждений?

статьи

Под третейским судом принято понимать негосударственную организацию, занимающуюся разрешением хозяйственных споров (их сторонами могут быть юрлица или граждане). Есть два типа учреждений, о которых идет речь:

  • постоянно действующие;
  • временные.

Первые учреждаются на постоянной основе в целях формирования организации, готовой содействовать разрешению хозяйственных споров в любой момент времени. Вторые организуются сторонами в целях разрешения отдельно взятого спора.

Каждый из третейских судов имеет собственный регламент, утверждаемый в момент подписания третейского соглашения. Которое является к тому же юридическим документом, закрепляющим обязательство за каждым из участников спора подчиниться решению судей после проведения слушаний.

Осуществить учреждение третейского суда стороны гражданских правоотношений могут в любой момент времени. Для этого им нужно, во-первых, подписать вышеописанное соглашение, а во-вторых — уведомить один из государственных судов. Как правило, это арбитраж по месту регистрации сторон спора.

В течение трех месяцев с момента вынесения третейским судом решения участники спора могут его обжаловать. При этом такое право есть только у сторон слушания.

Иные лица не управомочены оспаривать решения третейских судов. Основанием для проведения соответствующей процедуры являются чаще всего нарушения в части процессуальных требований.

Как правило, пересмотра материалов по существу не происходит.

Следует отметить, что в третейском соглашении может быть установлен прямой запрет на обжалование принимаемых решений по факту проведения слушаний — они становятся окончательными и немедленно вступают в силу.

Исполнение решения третейского суда осуществляется сторонами спора, как правило, добровольно. Но принуждение к этому все же может быть — посредством обращения в государственный суд.

У третейских судей обычно отсутствуют полномочия по истребованию доказательств по рассматриваемым делам. В интересах каждой из сторон — предоставить их самостоятельно.

Состав третейских судей определяют участники спора. Если организация — постоянно действующая, то он зависит от правил, установленных в соответствующем учреждении. Конкретное место проведения третейских слушаний определяется также сторонами спора.

Рассмотрение судебных споров при содействии организаций, о которых идет речь, как правило, носит закрытый характер. Стороны слушаний могут, таким образом, защитить свою конфиденциальность при решении сложных вопросов с партнерами. В третейских судах необязательно ведение протокола.

Срок рассмотрения споров организациями, о которых идет речь, — порядка 30-40 дней.

Чем отличается арбитражный суд от обычного, отличие третейского суда, что такое суды общей юрисдикции

Судебная система на территории РФ представлена в определенной иерархии. Каждая ветвь отвечает за решение вопросов определенного вида: уголовной ответственности, гражданского или семейного права. Каждый орган имеет свои функции, обязательства и полномочия, отличающиеся друг от друга.

Что подразумевают под обычным судом

Это специфический государственный орган, деятельность которого полностью независима от законодательной и исполнительной власти.

Основная функция — регулирующая отношения общественных субъектов на основании принятых законодательных проектов, а также решает конфликтные ситуации между сторонами путем вынесения официального решения или составления правовых актов.

Судебная система предполагает трех ступенчатую иерархию:

  1. Конституционный.
  2. Арбитражный.
  3. Общую юрисдикцию.

Под понятием «общего» чаще всего подразумевают общую юрисдикцию. В их компетенцию входит рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел.

Что такое арбитражный суд и зачем он нужен

Арбитражный суд — что это? Это орган, занимающийся разрешением экономических и финансовых вопросов населения.

Как правило, за разрешением споров обращаются компании, индивидуальные предприниматели.

Третейский суд и международный коммерческий арбитраж

Разница между третейским и арбитражным судом

Третейские суды и международный коммерческий арбитраж имеют огромное значение при разрешении споров, возникающих из гражданско-правовых отношений. Пробелы в законодательстве, регулирующем образование и деятельность таких судов, в конечном итоге привело к их дискредитации и как следствие неспособности в полной мере решать вопросы, встающие перед бизнесом.

Пакет поправок в законодательство, который вступит в силу с 1 сентября 2016 года, имеет своей целью исправить сложившуюся ситуацию, а также повысить доверие к третейским судам в предпринимательской среде.

Понятие третейского суда и международного коммерческого арбитража

Согласно действующему законодательству третейским судом, а равно и международным коммерческим арбитражем, является негосударственный юрисдикционный орган, который уполномочен законом и сторонами в части разрешения гражданско-правового спора между этими сторонами и вынесения по нему решения, обязательного для этих сторон.

Принятый Закон об арбитраже вводит новые и корректирует ранее существовавшие понятия (статья 2).

К новым понятиям относится «постоянно действующее арбитражное учреждение», под которым понимается подразделение некоммерческой организации, осуществляющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

Данное понятие заменит термин «третейский суд» в нашем привычном понимании. Единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретный спор, теперь будут считаться третейским судом.

Закон об арбитраже должен заменить закон о третейских судах, однако положения нового закона являются определяющими и для международного коммерческого арбитража, расположенного в РФ.

Так, в статье 1 закона об арбитраже установлено, что на международный коммерческий арбитраж распространяют действия положения о хранении судом решений, постановлений о прекращении арбитража.

Международный коммерческий арбитраж также должен подчиняться положениям статьи 43 Закона об арбитраже, в котором говорит о внесении изменений в юридически значимые реестры, и положениям об образовании и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений в РФ.

Разновидности третейских судов и международного коммерческого арбитража и порядок их образования

Классифицирующим критерием при делении на виды третейских судов и международных коммерческих арбитражей является характер деятельности судов. Так суды бывают постоянно действующими и создаваемыми для рассмотрения определенного спора.

Постоянно действующие третейские суды и международные коммерческие арбитражи могут создаваться торгово-промышленными палатами, объединениями предпринимателей и потребителей, юридическими лицами и их объединениями, согласно действующему законодательству.

Однако такое дозволение со стороны закона привело к созданию «карманных» третейских судов, которые были аффилированны с организациями, их создавшими, и принятию такими судами решений, удобных для их учредителей.

Такая «порочная» практика была широко распространена в банковском секторе, где заключалось большое количество кредитных договоров, являющихся договорами присоединения, и в которых содержалась третейская (арбитражная) оговорка о рассмотрении споров, вытекающих из таких договоров в третейских судах при банках. Не тяжело догадаться, на стороне чьих интересов стояли такие суды.

С утверждением новых правил (статья 44 Закона об арбитраже), регламентирующих создание и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений, учреждение таких аффилированных судов будет осложнено. Теперь арбитражные учреждения будут создаваться только при некоммерческих организациях (далее – НКО).

Усиление контроля за созданием арбитражных учреждений со стороны государства также будет выражаться и в необходимости получения разрешения постоянно действующему арбитражному учреждению от Правительства Российской Федерации.

Специально созданный Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции Российской Федерации будет помогать в выдаче таких разрешений путем представления рекомендаций.

При выдаче рекомендаций будут учитываться ряд критериев, таких как наличие у учреждения рекомендованного списка арбитров, состоящего не менее чем из 30 человек, опыт арбитров (не менее 10 лет работы в государственных судах или наличие ученой степени), репутация, характер деятельности НКО и другие.

Кроме того, Правительством Российской Федерации будет утвержден порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений и порядок опубликования в электронной форме в сети «Internet» правил рассмотрения споров в таких учреждениях.

Арбитражным учреждениям предоставляется 1 год на привидение своей деятельности в соответствие с новыми правилами.

По истечении этого срока в случае несоответствия новым правилам арбитражное учреждение лишится права осуществлять деятельность по администрированию арбитража.

Порядок образования судов ad hoc определяют сами стороны в заключаемом третейском (арбитражном) соглашении. В случае, если стороны не могут договориться между собой о порядке образования суда, то будут применяться положения законодательства о третейских судах и международном коммерческом арбитраже. Данный порядок не претерпел изменений в новом законодательстве.

Важно отметить, что Законом об арбитраже предусмотрена ответственность за нарушение правил, установленных в статье 44. По предписанию Министерства юстиции Российской Федерации и решению компетентного суда деятельность арбитражного учреждения может быть прекращена (часть 1, части 3–4 статьи 48 Закона об арбитраже).

Подведомственность споров, рассматриваемых в третейских судах и международном коммерческом арбитраже

Споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, и в которых хотя бы одна сторона находится за границей или в которых участвуют предприятия с иностранными инвестициями, а также иные споры могут рассматриваться в международном коммерческом арбитраже.

Споры, которые законом прямо не отнесены к подведомственности государственных судов, подведомственны третейским судам.

В силу расплывчатости формулировок в законодательстве, определяющих подведомственность споров третейским судам и международному коммерческому арбитражу, в судебной практике существовали диаметрально противоположные подходы к решению одних и тех же вопросов.

Так, вопросы подведомственности споров о недвижимости в каждом регионе Российской Федерации решались по-своему, пока Конституционный Суд в своем постановление от 26.05.

2011 № 10-П не дал толкование соответствующим положениям Закона о третейских судах и нормам АПК РФ, приведя судебную практику к единству.

В изменениях к законодательству добавлены новые критерии, в соответствии с которыми спор может быть рассмотрен в международном коммерческом арбитраже.

Так, дела, в которых место, с которым связанно исполнение значительной части обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым предмет спора наиболее тесно связан, находится за границей, будут относиться к спорам, подведомственным международному коммерческому арбитражу.

Поправки в законодательство также призваны изменить существующую практику в государственных судах в отношении споров, вытекающих из корпоративных правоотношений.

Теперь законом определен круг корпоративных споров, которые можно будет передавать на разрешение в третейские суды, а также условия и особенности рассмотрения таких дел.

При этом арбитраж, создаваемый для разрешения конкретного дела (ad hoc), не уполномочен на рассмотрение корпоративных споров.

Чем отличается арбитражный суд от обычного, отличие третейского суда, что такое суды общей юрисдикции

Разница между третейским и арбитражным судом

Судебная система на территории РФ представлена в определенной иерархии. Каждая ветвь отвечает за решение вопросов определенного вида: уголовной ответственности, гражданского или семейного права. Каждый орган имеет свои функции, обязательства и полномочия, отличающиеся друг от друга.

Чем занимается третейский суд

Это организация негосударственная, целью которой является разрешение споров на хозяйственном уровне. Принято выделять два вида учреждений:

  1. Действующий на постоянной основе.
  2. Временный.

Участниками процесса могут быть физические или юридические лица. Не существует единого мнения, какие конкретные функции должен выполнять данный орган. Однако выделяют три направления:

  1. Рассмотрение гражданских споров правовой категории, а также признание за гражданином имущественного права на недвижимость.
  2. Споры, не относящиеся публично-правовой сфере.
  3. Не занимаются вещно-правовой сферой.

Сроки рассмотрения спорных дел варьируются в периоде 30−40 дней.

Компетенция судов общей юрисдикции

Основной функцией судебных органов общей юрисдикции можно отнести урегулирование споров при свершении правонарушений уголовного, гражданского или административного порядка.

Можно выделить три сферы деятельности:

  1. Оспаривание прав или их ущемление, касающихся гражданского или административного кодекса. Также гражданин может защитить собственные права, на которые он может претендовать в соответствии действующими правовыми актами.
  2. Дела об уголовной ответственности. В основе используется уголовно-процессуальный кодекс, определяющий особенности рассмотрения, возникающего дел, а также принятие решения
  3. Иные обстоятельства, относящиеся к Конституционным вопросам, и другие споры, нарушающие установленные порядки на федеральном уровне.

Органы общей юрисдикции имеют обширное поле деятельности. На практике, большинство дел рассматривается именно данными инстанциями.

Рекомендуем прочитать: в чем разница статуса жилого помещения и статуса квартиры?

Чем отличается лоджия от балкона в квартире на самом деле? Смотрите информацию здесь.

Чем лизинг отличается от кредита — gderaznica.ru/ecomonica/lizing-i-kredit.html

Виды судов и чем они отличаются

Чтобы понять отличительные характеристики и устройство судебной системы в целом, рекомендуется обратиться к следующей схеме:

КонституционныйОбщая юрисдикцияВоенныйАрбитражный
Высшая инстанцияКонституционный суд РФВоенная коллегия Верховного судаВысший Арбитражный суд
II инстанцияУставной Конституционный суд, не подчиняющийся КС РФВерховные, республиканский, районные, городские, федеральные судыВоенные окружные судебные инстанцииОкружные федеральные суды и арбитражный апелляционный
I инстанцияРайонный и городской судГарнизонныйАрбитражный суд субъектов РФ
Рассмотрение делСоответствие выполнения всех предписаний и правил, зафиксированных в КС РФ, проверка выполнения правовых нормАдминистративные, уголовные, гражданские, подведомственныеДела, связанные с военным ведомством, имеющие отношения к военнослужащимВ экономической сфере деятельности

Список арбитражных судов России

Весь список арбитражных организаций принято делить на три категории:

  1. Надзорная. К ней относят Высший Арбитражный Суд РФ.
  2. Кассационная. В перечне находится 10 инстанций в зависимости от округа (Волго-Вятский, Московский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный).
  3. Первая инстанция. Находится в каждой области страны.

Судебная система имеет сложную структуру, однако чаще всего граждане обращаются в инстанции общей юрисдикции.

Смотрите видео про арбитражный суд и в чем его отличие от суда общей юрисдикции:

Вам также может понравиться

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.