Разница между толпой и массой

Виды толпы и их характеристики

Разница между толпой и массой

Каждому из нас прекрасно знакомо понятие толпы. Говоря простым языком, это большое скопление людей. Хаотичное, хотя и не лишённое некоторой организации, которая возникает по причине общего объекта внимания, события, традиции, обстоятельств.

Но не только это объединяет людей, оказавшихся в толпе. Их сплачивают эмоции, некое напряжение, общее психологическое состояние. Это сложное понятие и явление, поэтому обо всём, что его касается, стоит рассказать чуть более подробно.

Общая характеристика

Перед тем как перейти к видам толпы, следует разобраться с определением. Есть два варианта, и оба правильные, просто каждый из них подходит под тот или иной случай. Итак, толпа это:

  • Изначально неорганизованное скопление людей, которое не имеет общей осознанной цели.
  • Скопление людей, потерявшее свою организованность и утратившее общую цель.

В обоих случаях все находящиеся в толпе пребывают в состоянии максимального эмоционального возбуждения. Такие скопления формируются в условиях стихийных бедствий, к которым относятся техногенные катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения. Ещё при военных учениях, массовых зрелищах, празднованиях, протестах (демонстрации, шествия, митинги, забастовки). Имеют место и транспортные толпы.

Виды их определяются с учётом факторов, к которым относят эмоциональную возбуждённость людей и степень проявляемой ими активности. И вот сейчас можно перейти к типологии.

Активная толпа

Характеризуется повышенной агрессивностью, склонностью к жестокости, насилию, разрушительным действиям. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические.

Это обобщённое определение. Ещё активной толпой считается любое скопление людей, проявляющее себя в действии. Например, футбольные фанаты, которые устраивают погром после матча.

Случай с защитой Белого дома в 1993 году тоже можно считать показательным – тогда люди собрались в активную толпу не для того, чтобы выразить свои чувства или понаблюдать за событием, а ради принятия участия в самом действии.

Действующая толпа

Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении. Соответственно, из всех видов толпы он наиболее глубоко и пристально изучаемый. Важно отметить, что данный тип имеет так называемые ответвления. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. О первых двух будет сказано отдельно, так что сейчас вниманием стоит отметить другие 2 типа.

  • Стяжательская толпа. Она образуется людьми, которые одержимы идеей вернуть себе какие-то ценности или добыть их. Толпы данного типа крайне разнородны. Они могут образовываться погромщиками, вкладчиками обанкротившихся банков, мародёрами. В любом случае все участники борются за обладание ценностями.
  • Мятежная толпа людей. Её ещё называют повстанческой. В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной». Вместо удачи приходит поражение? Тогда толпа перестаёт считаться даже мятежной. Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом».

Агрессивный тип

Об этом виде толпы нужно поговорить отдельно. В агрессивной толпе постоянно нарастает уровень эмоционального возбуждения, а также внешней и внутренней активности.

Постепенно проявляется психическое напряжение, которое основывается на чувствах гнева, отчаяния, фрустрации, непонимания. Из активного состояния толпа переходит в агрессивное в связи с появлением так называемого возбуждающего стимула.

Именно он провоцирует возникновение общего негодования и возмущения.

Но главным образом отличает агрессивную толпу её деструктивное поведение. Скопления людей, которые объединены чувством страха, что вызывается обычно опасностью для жизни, делятся на панические и спасающиеся. Их поведение становится разрушительным – уровень осознания совершаемых действий падает, пропадает критичное отношение к обстановке, переживание страха становится острее.

И панические толпы опаснее спасающихся. Потому что их поведение представляет бо́льшую угрозу для людей. В панической толпе напрочь теряется организация, а её участники начинают вести себя неосознанно, механически, неадекватно.

Их полностью поглощает страх. Спасающуюся толпу, являющуюся более предсказуемой, можно подчинить организации, так как у её участников какое-то время сохраняется способность регулировать своё поведение и осознавать происходящее.

Экспрессивный тип

Само название определяет характеристику данного вида толпа. Экспрессия – это яркое проявление мыслей, настроений и чувств. А ещё темперамента. Что представляет собой экспрессивная толпа? Скопление людей, которое ритмически выражает определённую эмоцию. Это может быть что угодно – возмущение, радость, гнев, энтузиазм.

Яркий пример – люди, скандирующие на митинге лозунг. Или футбольные фанаты, всей своей толпой поддерживающие кричалкой любимую команду. В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза.

По характеристике и по образованию экспрессивная толпа людей похожа на действующую. Её участники тоже утрачивают самосознание, они также начинают контактировать с неосмысленной и быстродействующей отзывчивостью.

Но есть принципиальное различие. Дело в том, что участники экспрессивной толпы не вырабатывают образа той или иной цели.

Соответственно, внушение не приводит к созданию плана действия и к его осуществлению непосредственно. Можно выразить и простым языком.

Экспрессивная толпа не действует – она просто поддаётся возбуждённым движениям. В таких случаях внешнее выражение чувств и является самоцелью.

Конвенциональная толпа

Она состоит из людей, которые собрались в определённом месте в конкретное время не просто так, а с заранее поставленной целью. Примеры данного явления окружают нас повсеместно. Взять, к примеру, зрителей театрального спектакля, слушателей симфонического концерта или же футбольных болельщиков.

Особенность данного типа скопления заключается в том, что его участники соблюдают правила и общепринятые нормы, регулирующие их поведение. Это делает толпу предсказуемой и упорядоченной.

Можно даже сказать, что такое скопление людей близко к публике.

Под этим понятием также подразумевается совокупность лиц, являющихся объектом воздействия чего-либо – просвещения, литературы, мероприятия, рекламы, искусства, действий (выступлений) и т. д.

Окказиональный тип

В данном случае название тоже определяет характеристику толпы. Слово «occasion» от английского означает «случайность». То есть окказиональная толпа – это скопление людей, которые собрались посмотреть на неожиданно приключившееся происшествие. Абсолютно обыденная ситуация из социальной сферы, свидетелем которой хоть раз в жизни становился каждый из нас.

Если на площадь какого-нибудь города приземлится НЛО, то наверняка через каких-нибудь 15 минут к нему будет не протолкнуться. Вокруг него моментально сформируется целая туча зевак. А что они собой представляют? Это отдельные индивиды, которые волей случая оказались связаны одним центром внимания.

То, насколько быстро формируется толпа, а также её размеры, зависит от информационной ценности и необычности случившегося.

Допустим, на дереве застрял котёнок – вряд ли соберётся хотя бы сотня человек, чтобы посмотреть, как его будут оттуда доставать.

А если внезапно кто-то посреди улицы поставит чемодан с миллионом рублей и скажет, что через 10 минут отдаст его тому, кто ему больше всех понравится? Люди, наверное, и с работы убегут ради такого.

Экстатический тип

Нельзя не упомянуть и его. Экстатическая толпа – это скопление людей, которые доводят себя до исступления посредством совместных ритуальных или молитвенных действий. Произошло данное понятие от слова «экстаз».

Истории известен поразительный пример. Речь идёт о танцах святого Витта – празднике, возникшем в эпоху средневековой чумы. Люди устали от происходящего и так хотели забыть этот кошмар, что обезумели и танцевали до смерти. Причём в прямом смысле слова.

Литература

Рассматриваемый феномен отлично обрисован великим поэтом М.Ю. Лермонтовым в его стихотворении под названием «Как часто пёстрою толпою окружен…». В данном произведении литератор умело изобразил презираемое им общество, обличив жизненный «маскарад» и холодную бездушность светского общества.

Ему удалось как нельзя лучше передать нагромождение образов, а такие речевые фигуры, как «приличье стянутых масок», «бездушные люди», «давно бестрепетные руки» и «дикий шёпот затверженных речей» будто бы переносят читателя в ту атмосферу – да что там, в тот зал, где и происходил бал. Про стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» на самом деле можно рассказать больше, провести намного более подробный и глубокий анализ. Впрочем, каждый и так найдёт в нём нечто цепляющее, берущее за душу. Обязательно стоит его прочитать хоть раз.

Признаки толпы

Их тоже нелишне отметить вниманием. Виды толп отличаются по условиям и обстоятельствам, но признаки у них одинаковые. Вот какие считаются основными:

  • Многочисленность. В малых группах не возникают психологические феномены, являющиеся типичными для толпы.
  • Бесцельность.
  • Повышенная контактность. Все люди находятся на минимальном расстоянии друг от друга. Иногда его и вовсе нет. Так что каждый индивид входит в персональное пространство своего «соседа».
  • Эмоциональная возбуждённость. Как уже было сказано ранее, неуравновешенные динамические состояния и волнения – это типичные психологические состояния толпы.
  • Неорганизованность. Толпы образуются стихийно. В них нет организованности, а если она появляется, то теряется очень быстро.

Поведение человека в толпе

Оно тоже представляет собой определённый интерес. Поведение человека, находящегося в толпе, меняется из-за окружающих его обстоятельств. И вот что наблюдается в подавляющем большинстве случаев:

  • Снижение интернальности. Пропадает самоконтроль – у индивида усиливается зависимость от толпы, он бессознательно подчиняется влиянию толпы. Способность регулировать собственное поведение пропадает.
  • Утрата индивидуальности. Все участники толпы постепенно приходят к одинаковому уровню психолого-поведенческих проявлений. Какими бы разными они ни были – каждый в итоге становится похож друг на друга.
  • Неспособность концентрироваться на одном объекте. Проявляется некритичность мышления, внимание легко переключается.
  • Быстрое усвоение и последующее распространение полученной информации. При этом человек может ещё и непроизвольно исказить, преувеличить услышанное. Так в толпе появляются слухи.
  • Внушаемость. Под влиянием внешних обстоятельств человек легко верит в то, что при другом раскладе счёл бы бредом. Сюда относится ложь, дезинформация, заведомо невыполнимые обещания, абсурдные лозунги, призывы и т. д.
  • Повышенная активация. Когда человек находится в толпе, все его ресурсы мобилизуются. Именно поэтому нередко люди в таких условиях проявляют такие физические и психологические качества, которые казались ему недоступными. Иными словами говоря, человек сам удивляется тому, на что он, оказывается, способен.
  • Нетипичность поведения. Иногда человек, находясь в толпе, может начать делать то, чего никогда бы ни совершил. А потом, вспоминая случившееся, будет отказываться в него верить.

И это – лишь некоторые причины, по которым феномен толпы представляет интерес для изучения специалистами. Ведь это не просто скопление людей. Толпа представляет реальную опасность – причём как для окружающих, так и для тех, кто находится внутри неё.

Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой

Разница между толпой и массой

Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой.

С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии.

Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.

Толпа с точки зрения психологии

Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.

Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» — кричала толпа на Голгофе.

«Жги ведьм!» — бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» — восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана.

Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.

Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями.

Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления.

Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона  не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.

Психологические особенности толпы

Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на эмоциях. У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.

Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.

Феномен психического заражения

Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.

В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».

Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает.

Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние.

Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.

Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.

Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?

Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет лидер), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.

Утрата рационального контроля

Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им.

Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.

Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.

Как образуется толпа

Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.

Из кого состоит толпа

Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.

  • Зачинщики — ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
  • Следующий «слой» — наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
  • Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
  • «Хулиганы» — это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.

Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики.

Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.

Стадии возникновения толпы

Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.

  1. Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
  2. Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
  3. Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
  4. Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.

Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.

Виды толп

Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:

  • агрессивной и спасающейся;
  • конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.

Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.

По степени активности

Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.

  • Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
  • Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.

По характеру эмоциональности

Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:

  • Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
  • Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
  • Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.

По степени стихийности

Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.

  • Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
  • Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.

Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.

Как управлять толпой

Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.

Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:

  • С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
  • С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.

Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:

  • Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака — того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
  • Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
  • «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.

Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою индивидуальность, утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью противостоять внушению и эмоциональному давлению.

Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень агрессивности людей.

Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.

Управление толпой и актерские методы

Разница между толпой и массой

Методы управления толпой не изучаются ни в театральных вузах, ни в школах ораторского искусства и развития правильной речи, т.к. и актерское мастерство и риторика нацелены на работу с ограниченной аудиторией, назвать которую «толпой» можно лишь грубо и условно.

Кроме того, перед артистом никогда не стоит задача управления массами: цель выступления не связана с каким-либо конкретным действием зрителей, а лишь с эффектом сочувствия и сопричастности.

Противоположным образом обстоят дела с людьми, изучающими методы влияния на толпу: они-то как раз и не обходят стороной искусство сцены.

Чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор, или сходить на митинг: вы найдете там бесконечную череду образов и характеров, доведенных до совершенства или испорченных, в зависимости от искушенности действующего лица.

Запишитесь на пробный урок по актерскому мастерству

Значит ли это, что любой актер способен выйти на трибуну и подчинить толпу своей воле? Нет. Скорее, это значит, что профильное театральное образование дает актеру набор инструментов и навыков, необходимых для работы с массами, и понимание общих механизмов такой работы.

К инструментам актера можно отнести:

  1. Умение создавать образ и перевоплощаться.
  2. Способность погружаться в обстоятельства роли, вызывать у себя подлинные эмоции и заражать ими зрителя.
  3. Навыки самопрезентации. В том числе – физические (техника речи и постановка голоса, владение телом и пластикой, мимические и жестикулятивные выразительные средства).

Психология толпы

Толпа – явление столь же древнее, как и сам человек, она представляет собой прототип первого примитивного общества. Первобытные люди сбивались в толпы (общины) перед лицом опасности, будь то угроза нападения, голода, холода, стихийного бедствия, и т.д.

Там, где один человек наверняка бы погиб, община демонстрировала чудеса силы и стойкости, многократно повышая шансы на выживание вида.

Инстинкты толпы, превращающие ее в примитивный, но единый и слаженный организм, формировались на протяжении сотен тысяч лет эволюции, вот почему они сильны даже сегодня.

Из каких бы людей ни была сформирована толпа, ее восприятие и реакции всегда остаются одинаково примитивными. По мнению французского социолога Г.

Лебона, одного из первых исследователей данного феномена, человек в толпе быстро утрачивает идентичность вместе со способностью к самоконтролю на сознательном уровне.

То есть, отдается во власть инстинктов, становится внушаемым, эмоционально восприимчивым, импульсивным, способным на поступки, которые никогда не совершил бы вне толпы.

Психическое заражение

Чтобы понять, как это работает, понаблюдайте за стайными птицами. Если одна птица срывается с места, то вся стая моментально взлетает следом, т.к. воспринимает ее поведение, как сигнал об опасности.

Рефлексы и инстинкты социальных животных работают превентивно: если тревога ложная, то стая ничего не потеряет, лишь потратит несколько секунд на перестраховку.

Но если опасность настоящая, то выживание стаи может оказаться в прямой зависимости от скорости реакции на угрозу.

У людей феномен психического заражения особенно наглядно проявляется во время паники. Если группа людей попадает в экстремальную ситуацию, то один запаниковавший создает угрозу для всех сразу, т.к. паника очень быстро распространяется. Так на войне один бегущий солдат может спровоцировать стихийное бегство с поля битвы, даже если войска еще не терпят поражение.

Кроме паники, таким же образом может распространяться любая простая эмоция, например, гнев, ярость, восторг и т.д.

Виды толп по активности, эмоциональности, стихийности

Важно понимать, что толпа, это не универсальное определение любого скопления людей, а всего лишь одна из трех разновидностей стихийной группы, наряду с массой и публикой. Различия, прежде всего, заключаются в причинах сбора, степени организации и эмоционального возбуждения.

Так массы (например, массовые гуляния на праздниках) более организованы, разнородны и стабильны. Масса людей не способна на мгновенное слаженное действие, т.к. состоит из несвязанных между собой индивидов. Говоря проще, люди не стоят плечом к плечу на защите каких-то общих интересов, они просто проводят время в одном месте, но каждый отдельно и по-своему.

Публика (например – театральная) это кратковременное собрание людей, связанное с конкретным культурным событием, анонсированным заранее и хорошо организованным. Цель публики – времяпрепровождение, она не имеет лидера, не склонна к каким либо совместным действиям (кроме проявления эмоций) и не столь внушаема.

Публика может превратиться в толпу, например, при пожаре в театре. Толпа же не может превратиться в публику ни при каких условиях

Признаки толпы:

  • Численность. Большое количество людей собирается на сравнительно небольших пространствах.
  • Контактность. Вне толпы человек оберегает свое личное пространство довольно ревностно. В толпе же люди контактируют друг с другом физически, и воспринимают это как норму.
  • Высокая степень вовлеченности. Люди в толпе способны эмоционально реагировать даже на события, которым не придали бы значения вне толпы.
  • Стихийность и отсутствие даже минимальной организации.
  • Неопределенность общей цели. Толпу связывает общее эмоциональное состояние и общий объект внимания, но цель всегда размыта. Целей может быть несколько, они могут заменять друг друга, могут быть навязаны извне и т.д.

Базовые механизмы управления толпой

Большинство неудачных попыток управления толпой объясняются тем, что лидер неправильно ее оценивает. Многие потенциальные лидеры пытаются разговаривать с людьми, которых видят перед собой, так, как говорили бы с каждым из них в отдельности и наедине.

То есть, используют рациональные доводы, выстраивают логические цепочки, приводят цифры, факты, прогнозы, сравнения и прочие традиционные аргументы убеждения. Толпа к таким аргументам совершенно невосприимчива, ей не интересны цифры, ей чужда логика, она не собирается проверять ваши утверждения.

Влиять на толпу можно только через воображение и эмоциональную память, вот почему актерские средства эффективны.

Легче обмануть толпу, чем одного человека.» – Кароль Бунш

Способы управления толпой:

  1. Эффект толпы. Для начала толпа должна быть и чувствовать себя толпой, а не публикой и не аудиторией. Для этого необходим правильный выбор места: подойдет открытая площадка вроде площади или стадиона. Людям должно быть тесно, необходим физический контакт и беспрепятственный обмен информацией.
  2. Простые образы и эмоции. Разговаривая с толпой, рисуйте картинку, которую можно оживить в воображении. Апеллируйте к простейшим эмоциям, толпа – максималист, она не видит ничего сложнее черного и белого. Только позаботьтесь о том, чтобы вас хорошо слышали и понимали. Для этого следует заняться правильной постановкой речи.
  3. Не думайте, что вам никто не поверит. Человеческие массы скорее поверят в невероятное, чем в то, что действительно может быть. Этот парадокс известен со времен раннего христианства (Верую, ибо абсурдно!) и широко применялся в фашистской пропагандистской кампании (эффект большой лжи).

Математика масс: что определяет движения толпы

Разница между толпой и массой

Любая толпа — в транспорте, на концерте или футбольном матче, — всегда остается упорядоченной, хоть и весьма мобильной структурой. Сегодня принято выделять в ней три элемента: ядро, среднюю полосу и периферию.

Ядро толпы обычно лежит возле точки, на которой сосредоточено всеобщее внимание: сцены, входа, выхода. Здесь люди стоят гуще всего, даже если толпа двигается: например, все медленно шагают к рамкам металлоискателей.

В толпе может быть и несколько ядер, если есть несколько точек интереса: кассы, лестницы или даже просто узкие проходы.

Средней полосой называют место, откуда люди пытаются попасть в ядро толпы или выйти из его. Тут пространства всегда бывает больше, и участники постоянно находятся в движении. Периферия — это последний рубеж толпы. Здесь стоят или бродят те, кто только собирается влиться в скопление людей.

На периферии можно двигаться намного свободнее, чем в ядре, но именно это место в случае паники оказывается самым опасным. Ядро толпы способно стремительно перемещаться, так что если в фокусе внимания вдруг оказался объект на периферии, человеческий поток мгновенно устремляется туда.

Те, кто только что пользовался заметной свободой, моментально окажутся притиснуты к ближайшей преграде: стене, забору, парапету. Вот почему самое безопасное место в толпе — это не периферия и не ядро, а подвижная средняя полоса.

В этой переходной зоне еще можно маневрировать, и у вас всегда есть выбор, куда идти, и идти ли вообще.

Законы движения: поворот головы и фазовый переход

В нормальном состоянии люди в толпе шагают друг за другом. Все мы не раз наблюдали это в метро, у лестниц, переходов и эскалаторов.

В таком случае все придерживаются одной скорости и делают шаги более или менее одной длины, — ведь людям свойственно держаться на расстоянии от других людей и препятствий.

Конечно, в любой толпе есть те, кто протискивается вперед, маневрируя «по обстоятельствам», в зависимости от просветов. Но их действия не приводят к панике, — только к раздражению.

Момент, когда упорядоченная система оказывается готова рухнуть, превратившись в хаос, в действительности, довольно легко заметить.

В норме головы в толпе обычно повернуты в одну сторону, поскольку все люди видят перед собой одну общую цель и пользуются одними и теми же правилами движения.

Но когда начинается паника, головы поворачиваются в разные стороны. Общий вектор движения сбивается, возникают новые направления, и наступает беспорядок.

Специалисты называют этот момент «фазовым переходом».

Это понятие заимствовано из области термодинамики: здесь оно обозначает момент, когда вещество переходит из одной термодинамической фазы в другую под воздействием внешних факторов — начинает плавиться, испаряться, превращаться в капли или кристаллы. Но если в области физики легко понять, что вызывает фазовый переход, то в области управления человеческими потоками все далеко не так однозначно.

Сегодня известно, что давка часто возникает из-за препятствий.

Для того, чтобы моделировать взаимодействие людей с ними, например, в метро или на вокзале, физики Томассо Тоффоли из Бостонского университета (США) и Норман Морголус из Массачусетского технологического института (США) предложили использовать клеточные автоматы — дискретные математические модели, которые используются для описания физических явлений, в том числе диффузии. Благодаря работе с такими моделями их коллегам из Национальной металлургической академии (Украина) недавно удалось выяснить, что толпа быстрее всего проходит преграды, когда поток разбивается на три равные части, а медленнее всего — когда он разбивается пополам. Если же проход сужается, наименьшую загрузку и время прохождения обеспечивает угол сужения в 45 градусов, а наибольшее — прямой угол в 90 градусов.

Управление толпой: ширина прохода и хоровое пение

Группа ученых из Сианьского университета металлургии и строительства (КНР) также провела ряд исследований, чтобы подсчитать, какой будет критическая ширина прохода, необходимая для эвакуации людей из метро при разной плотности толпы. Специалисты выяснили, что при плотности в 0,2 человека на кв. м.

(920 человек на крупной трехэтажной станции, из них 500 — на этаже с выходами) коридор и двери должны быть не уже 2 м, а при плотности в 4,0 человека на кв. м (18 400 человек на станции, из них 10 000 — на этаже с выходами) — не уже 6 м.

 Также ученые отметили, что если ширина прохода мала, даже незначительная преграда в нем: например, аппарат для уборки, — может создать огромные помехи движению и испугать людей.

Сегодня существует несколько технологий устранения паники в толпе, миновавшей «фазовый переход» или готовой у нему. Паническая толпа всегда лишена ритма, — но если из динамиков или со сцены начинает звучать медленная ритмичная музыка, паника может угаснуть. То же относится к скандированию.

Классическим случаем здесь исследователи массовой психологии называют митинг на велодроме в Париже в 1930-х годах. Тогда из-за небольшого возгорания возникла паника, которая была нейтрализована двумя психологами, случайно оказавшимися в проходе. Они начали скандировать ставшую позже знаменитой фразу: «Не тол-кай!», — которую быстро подхватили люди вокруг.

В результате, эвакуация прошла мирно, и все ушли с велодрома, довольные собой и друг другом.

По сути, именно ритм регулирует — и предохраняет от паники — толпы людей на демонстрациях, концертах и матчах. Российский социальный психолог, политолог и публицист Дмитрий Ольшанский писал в своей книге «Психология масс», что огромную роль здесь играет хоровое пение, в особенности, пение маршей.

Ритмический рисунок в этом жанре — это музыка равномерного движения на четыре шага: в марше все четыре доли звучат ударно, и оказываются одинаковыми по громкости.

Маршевый ритм характерен для большей части известных гимнов и революционных песен разных эпох; содержание текстов, внушающих чувство надежды и другие положительные эмоции, тоже часто оказывается схожим.

«Марсельеза», «Варшавянка», «Venceremos», а также рок-баллады и другие песни не раз становились своеобразным средством противостояния страху и панике в острых ситуациях — и остаются им сегодня. Ритм внушает людям чувство уверенности и общности, помогает предсказать чужие движения и отрегулировать свои.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.