Разница между тарой и упаковкой

Выбираем упаковку и тару для пищевой продукции

Разница между тарой и упаковкой

Для начала давайте определимся, что такое тара и упаковка.

Тара(итальянское tara, арабское tarhaто, что отброшено) — некая ёмкость для размещения в ней любой продукции. Подойдет как для многоразового использования так и одноразового.

Проще, это предмет, в который кладётся продукт (бутылка, коробка, банка, пакет), его можно использовать несколько раз.

Упаковка, в отличие от тары, предназначена только для одноразового применения, защиты тары от внешних раздражающих факторов (пыль, грязь, вода, солнечные лучи). Пример: коробочка с леденцами, обёрнутая в полиэтиленовую плёнку. Тара, это коробочка, упаковка — плёнка. То есть тара используется для хранения продуктов, а упаковка — для защиты.

С определениями разобрались, теперь давайте все это классифицируем.

Классификация тары и упаковки

Разделяется на мягкую и жёсткую. Мягкая упаковка, тара компактная, мало весит, позволяет герметично упаковать товар и достаточно проста в изготовлении. Самые популярные виды мягкой тары: из бумаги, полимеров и ткани.

Основные материалы мягкой тары:

  • полимеры (однослойные, многослойные, термоусадочные, полипропилен, полиэтилен, поливинилхлорид);
  • тканевое полотно (джут, лён, хлопок, синтетические материалы);
  • нетканое полотно (спанбонд, спайнлес, флизелин);
  • бумага, картон (крафтовый);
  • фольга;
  • комбинированные материалы.

Ёмкость может бытькак полностью прозрачная, так и светонепроницаемая или светоотражающая. Тара из полимерных плёнок ярких расцветок пользуется большим спросом среди розничных и оптовых товарных сетей. Она привлекает внимание, выглядит стильно и в тоже время защищает продукт от внешних вредных факторов.

Жёсткая тара защищает продукт от деформации, механического воздействия, солнечных лучей, влаги и пыли. Изготавливается из листовых материалов методом экструзии, выдувания и прессования. Основные материалы: картон, дерево, жесть, алюминий, полимеры, стекло, керамика.

По видам разделяется следующим образом:

  • бумажные, крафт, полиэтиленовые, БОПП, ПНД (полиэтилен низкого давления), открытые и закрытые, антистатические пакеты, термоусадочные, вакуумные, флоупак, ПП (полипропиленовые), с замком ZIP-lock,;
  • лотки и контейнеры под запайку, пластиковые, для доставки, кондитерских изделий, фаст-фуда, яиц, лотки и подложки из ВПС, ящики для склада, хранения и перевозки продуктов питания, коррексы открытые и закрытые, гофрокороба, картонные коробки и лотки, касалетки одноразовые и для выпечки, салатники из ПЭТ (полиэтилентерефталат) и ПП (полипропилен);
  • тара для косметики и медицины, стаканы под запайку, флаконы и банки ПЭТ.

Упаковка делится на следующие виды:

  • Плёнка БОПП и ПОФ (полиолефиновая), для запайки лотков, контейнеров (ПП, ПЭТ, ПЭ), для упаковки, СПП (CPP, каст-полипропиленовая) и ПЭТ, стрейч-плёнка;
  • клейкая лента для клипсатора, скотч;
  • платинка (фольга для запайки);
  • термоусадочные колпачки (пробки для бутылок Т-образные и винные, крышки) и капсулы (цветные, прозрачные);
  • упаковочные тубусы для хранения и транспортировки;
  • картонные упаковки для пельменей, вареников, мант;
  • упаковочная сетка (для фруктов и овощей, ёлок и саженцев, защитная сетка-рукав для стеклянной посуды и бутылок);
  • упаковка для свежей зелени;
  • колбасные оболочки и сетки.

Также тара и упаковка классифицируются по назначению на потребительскую и транспортную. Потребительская — упаковка товара в первичный вид, в котором его получит потребитель. Транспортная — предназначается для хранения и перевозки товаров в первичной (потребительской) упаковке.

Сфера применения тары и упаковки

Чтобы было проще разделение по сферам применения, обобщим тару и упаковку по материалам изготовления: деревянная, керамическая, металлическая, полимерная, картонная, бумажная, текстильная, комбинированная.

Керамическая тара: изготавливается из разных типов глины, имеет жёсткий каркас, не пропускает свет и устойчива к воздействию высоких температур. В основном используется для хранения эксклюзивных и дорогих сортов кофе (молотого и в зернах), листового чая. Экологичная, безопасна для пищевой продукции.

Стеклянная: имеет большой вес, не пропускает воздух, газы, химически нейтральная. Используется для напитков, кисломолочной продукции, алкоголя, соков.

Металлическая: отличается высокой прочностью, не пропускают ультрафиолетовые лучи и защищают продукт от воздействия влаги, грязи, вредных бактерий. Используется для хранения и транспортировки полуфабрикатов, консервированной продукции, рыбных изделий, паштетов.

Картонная и бумажная — отличаются лёгкостью, пластичностью и экологичностью. Такие изделия требуют меньшего времени в изготовлении, их себестоимость небольшая. Обычно из картона и бумаги изготавливают пакеты для сухих смесей и бакалеи, чая, кофе, снеков, круп. Часто используется при изготовлении продуктовых пакетов для покупателей.

Текстильная — сетка, мешки. Проста в изготовлении, недорогая. В текстильной таре хранятся, транспортируются и продаются овощи, фрукты, мука, крупа, крахмал, сахар, картофель.

Полимеры: устойчивы к воздействию пищевых кислот и жиров, соусов, воды. Защищают продукт от УФ-лучей, микробов, пыли, грязи, плесени. Безопасны при соприкосновении с пищей. Подходят для хранения любой пищевой продукции, напитков.

Как выбрать?

Выбирайте тару и упаковку, исходя из вашей сферы деятельности, типа продуктов. Например, пакеты из крафт-бумаги отлично подходят для упаковки кофе и чая. Презентабельный внешний вид в совокупности с хорошими барьерными свойствами позволяет использовать их в кофейнях, специализированных магазинах по продаже чая и кофе.

Полиэтиленовые пакеты подойдут для хранения, транспортировки и продажи круп, сахара и снеков в розничных и сетевых продуктовых магазинах, супермаркетах и гипермаркетах. Стеклянная тара универсальна в использовании и подходит для хранения молочных продуктов, соков, воды, газированных напитков.

Магазинам по продаже эксклюзивных, дорогих продуктов рекомендуем тару из натуральных материалов: керамика, дерево и ткань (лён, хлопок, джут). Это могут быть кофейные и чайные бутики, поставляющие зарубежную продукцию.

Металлическая тара (алюминиевая, жестяная) позволяет транспортировать продукт без его малейшего повреждения. Это могут быть кулинарные блюда, сувенирные шоколадные фигуры, конфеты.

31. Понятие тары и упаковки, их роль в торгово-технологическом процессе

Разница между тарой и упаковкой

Тара– это элемент упаковки, особый видпромышленных изделий (бочки, ящики,мешки, кеги), предназначенных дляхранения, упаковки и транспортировкит-в.

Упаковка-средствоили комплекс средств, обеспечивающихзащиту продукции от повреждения ипотерь, от окружающей среды и загрязнений.

Этикетка-составнаячасть упаковки, кот. Может быть простымярлыкам, прикрепленным к товару, илитщательно продуманным произведениемграфического дизайна, входящим в составупаковки.

Роль тары вторгово-технолог. процессе:

  • Предохраняет товар от внешнего воздействия и обеспечивает сохранность ….;
  • Придаёт грузам определённую мобильность и создает удобство для переработки грузов на пути продвижения т-в от производства до потребителя;
  • Обеспечивает условия укладки и хранения т-в на складе;
  • Позволяет использовать прогрессивные технологии при продвижении товара в розн. торговлю;
  • Способствует облегчению труда, повыш. произв. труда;
  • Создает условия для механизации торгово-технол. процесса;
  • Обеспечивает снижение затрат при доведении т-в до потребителя.

32. Классификация тары

По выполняемымфункциям в процессе товарного обращения:

Транспортная(внешняя) тара-применяется длятранспортирования и хранения т-в (ящики,мешки, бочки, кеги и т.д.);

Потреб.тара (внутренняя)-поступает к покупателювместе с товаром, ее стоимость включенав цену товара (пакеты, флаконы, тубы, пэт– бутилки и д.р.);

Тара-оборудование–устройства,предназначенные для транспортирования,временного хранения, выкладки и продажит-в (контейнеры, поддоны).

По кратностииспользования:

Однооборотная(одноразовая) тара (коробки из под конфет,спичек, сигарет и т.д.);

Многооборотнаятара (бочки, ящики, мешки, кеги);

Возвратнаятара-она подлежит возврату поставщикув обязательном порядке.

По степенижесткости:

Жесткая-деревянная,метел., картон, пластм.;

Полужесткая-изотдельного сорта картона, полимерныхматериалов;

Мягкая-бумага,текст.тара.

По степениспециализации (назначению):

Универсальная;Специализированая.

По материалуизготовления:

Текстильная(тканевые и сетчатые мешки);Деревянная(ящики, бочки барабаны);Метал (ящики,бочки, фляги, конистр.);Картонная (коробки,ящики);Полимерная (мешки, коробки,бутылки, ящики, пакеты, банки);Бумажная(мешки, пакеты);Стеклянная (баллоны,бутылки, фляги, банки);Керамическая;Комбинированная.

По конструкции:

Разборная;Неразборная;Складная;Разборно-складная.

По методамизготовления:

Литая;Штампованная;Изготовленная литьем под давлением.Бондарная;Клееная;

34. Современные виды тары и упаковки

УпаковочныесистемыТетраПак на основекартона:

  • Картонная упаковка для пастер. продуктов, помимо картона молоко защищено 2-мя слоями полиэтилена;
  • Асептич. карт.упаковка.

Bag-in-boxпредставляетсобой многослойный пакет с вплавленнымпереходным кольцом, в кот. могут бытьвставлены различные типы укупорочныхи разливных устройств.

Кегпредназначендля разлива, хранения и транспортировкижидкой продукции, компенсируя т.о.затраты на бутылки.

Термоусадочныепленки используютсядля изготовления мягкой потреб.упаковки.Применяются однослойные пленки изполиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида,различные многослойные и комбинированныепленки.

Упаковка типа«стреч»представляет собой двойную заготовкуиз листового материала, в кот.вырезаютокно, соотв. по форме упаковываемомуизделию.

Упаковка типа«блистер»состоит из жесткой картонной подложкии футляра из прозрачного листовогоматериала.Он может иметь форму правильногополушария или повторять по контуруупаковываемое изделие.

Упаковка типа«флоу»(комбинир. потреб. уп.)-нанесение расплаваполимера непосредственно на упаковываемыеизд. Упаковку подвергают нагреванию,пленка усаживается и плотно облегаетизделия.

Упаковка типа«скин» – уп.с исполз. термоусадочных пленок, когдана карт.подложку помещают изделия,обтянутое усадочной пленкой.

Скин-упаковка– явл. альтернативной блистернойупаковке. Пласт.оболочка плотно облегаеттовар подобно коже.

Упаковка типа«вителло»- представляет собой термоформованныйстакан, кот.вставлен в клееный карт.цилиндр.

Вакуумнаяупаковка,она устраняет весь кислород или частьво избержание порчи.

Тара и упаковка груза

Разница между тарой и упаковкой

Сохранность грузов в процессе транспортирования в значительной степени обеспечивается правильной подготовкой грузов к перевозке и рациональной упаковкой. Основными элементами упаковки являются тара, упаковочные материалы, средства консервации.

 

Тара 

Грузы на основании действующих стандартов на продукцию в зависимости от вида упаковки делятся на три группы:

  • Транспортируемые в таре;
  • Транспортируемые без тары с частичной защитой отдельных деталей;
  • Транспортируемые без тары.

Транспортабельность грузов достигается при помощи упаковки, представляющей собой совокупность тары и упаковочных материалов, или применением специальных средств, облегчающих погрузочно-разгрузочные работы и крепление грузов.

Понятие тары

Тарой называется изделие, в которое помещаются готовая продукция, полуфабрикаты или сырье для качественной и количественной сохранности при транспортировании от места производства или заготовки продукции до места ее потребления и хранения.

Тара делится на:

  • Потребительскую;
  • Дополнительную; 
  • Транспортную.

 Потребительская тара — это тара, чаще называемая упаковка, в которую расфасовывают товары для придания им привлекательно-рекламного потребительского вида и доставки их потребителю.

Дополнительная тара — предназначается для изделий, упакованных предварительно в потребительскую тару. Дополнительная тара выполняет функции защиты изделий главным образом от климатических и агрессивных воздействий внешней среды. Также она служит для укрупнения и комплектации партий изделий. 

Транспортная тара — служит для упаковки разнообразных грузов, предварительно упакованных в потребительскую и дополнительную тару, а также неупакованных. Она обеспечивает необходимую защиту от механических повреждений при транспортировании упакованного груза. 

В зависимости от жесткости конструкции, т. е. способности сохранять первоначальную форму, тара подразделяется на:

  • Жесткую — она изготовляется из металла, пластмассы, дерева, стекла, картона, древесно-волокнистых материалов и из бумажной массы;
  • Полужесткую — для ее изготовления применяются пластмасса, бумага, некоторые сорта картона, полимерные материалы;
  • Мягкую — такая тара изготовляется из ткани, пленок, бумаги, полимерных и комбинированных материалов.

Хотя в понятие тары не включаются контейнеры, поддоны, различные виды специализированных транспортных средств, они частично принимают на себя ее функции.

Упаковочные и вспомогательные материалы служат для завертывания, плотной укладки и амортизации с целью защиты груза от повреждений.

Они применяются при упаковке груза в потребительскую и транспортную тару, а также при размещении его непосредственно в контейнере.

Защита грузов от повреждений и потерь состоит в применении комплекса мероприятий, предусматривающих:

  • Правильный выбор упаковочных средств;
  • Соблюдение правил погрузочно-разгрузочных работ;
  • Транспортирования и хранения с учетом особенностей груза;
  • Влияния различных внешних факторов, которые воздействуют на груз и на упаковочные средства.

На груз при погрузочно разгрузочных работах, транспортировании и хранении влияют три основные группы внешних воздействий:

  1. Механические — удары, толчки, вибрация, статические нагрузки, трение;
  2. Климатические — влияние атмосферных осадков, влажного воздуха, морского тумана, солнечной радиации;
  3. Биологические — влияние жизнедеятельности организмов, насекомых и грызунов.

С учетом этих факторов надлежит правильно и соответственно выбирать тару и упаковочные материалы, рассчитывать и применять их для различных климатических районов.

Защитный комплекс в общем виде включает последовательно следующие основные процессы:

  • Консервацию, обертку в бумагу, ткань или другой материал;
  • Упаковку в тару — потребительскую, дополнительную, транспортную. 

Функции тары

Тара наряду со своей основной функцией защиты груза должна обеспечивать:

  • Удобство выполнения погрузочно — разгрузочных и складских работ механизированным и ручным способами;
  • Полное использование всех транспортных средств по объему, площади и грузоподъемности тары;
  • Аккуратный внешний вид тары и сохранение товарного вида упакованного груза.

Размеры и конструкция тары должны обеспечивать наилучшее использование грузоподъемности и вместимости вагонов и судов. Штучные грузы должны пакетироваться или объединяться в более крупные погрузочные единицы (пачки, связки, мотки).

В целях улучшения качества тары для обеспечения сохранности продукции при транспортировании и хранении, а также более рационального использования материалов в последнее время введен ряд новых стандартов и внесены изменения в действующие.

Стандарты на тару разделяются на:

  1. Общенормативные (установочные);
  2. Стандарты конкретных видов тары.

Первый вид стандартов, как правило, применяется для разработки стандартов второго вида. Стандарты, специализированные для отдельных видов продукции, учитывают специфические требования продукции, без которых не обеспечивается ее сохранность.

Виды тары

Материалы, используемые при транспортировке генеральных грузов, включают рифленый или твердый картон для легких грузов; металл — для жидких грузов, и древесину для тяжелых или больших по объему грузов.

Тара, изготовленная из древесины, а также упаковочные клети широко используются для грузов весом больше чем 220 фунтов (100 кг).

В то время как для грузов меньше этого веса фибровый картон (твердый или рифленый) является одобренным материалом при их транспортировке.

Унифицированные блоки грузов применяются в основном для снижения затрат на тару и материалы для ее изготовления. Они обеспечивают значительные преимущества, с точки зрения уменьшения потерь и повреждения груза при правильной транспортировке.

Последнее возникает, когда унифицированный блок груза создается на наиболее ранней стадии процесса транспортировки, а разбирается, возможно, позднее. В целях унификации грузов многие транспортные фирмы предоставляют грузоотправителям контейнеры и поддоны, трейлеры и полу трейлеры.

Они могут быть пригодны как для определенного вида транспорта, так и для перевозок грузов в смешанных сообщениях.

Тара из фибрового картона

Наиболее широко используемый материал в упаковке товаров для потребителей — картонные коробки. Так как они легки по весу, недороги и могут быть без затруднений изготовлены и запасены.

Картонные коробки изготавливают в большом разнообразии форм и размеров. Почти половина их служит как упаковка для продовольствия.

Такая тара является легкой, дешевой и удобной для транспортировки тарой в виде ящиков или коробок, которая способствует снижению опасности потерь и повреждений грузов.

Упаковка из мягкого фибрового картона

Однако, несмотря на то, что фибровый картон пригоден для самых различных упаковок и условий упаковки, его возможности зависят от следующих факторов:

  • Сопротивления сжатию;
  • Прочности линий бороздок (фальцованных кромок);
  • Сопротивления прокалыванию;
  • Способности сопротивляться ослабляющему воздействию влаги;
  • Массы лакуемого груза.

Деревянная тара

Стойкость древесины и ее способность задерживать удары и толчки является важным фактором выбора деревянной тары. Древесина, используемая для изготовления тары, может быть мягкой и твердой.

Характерной особенностью мягкой древесины является то, что она тяжело раскалывается и имеет средние показатели прочности.

Твердая древесина имеет более заметную тенденцию к раскалыванию, ее древесные слои часто деформируют гвозди, а также большую прочность и сопротивляемость ударам по сравнению с мягкой древесиной.

Тара из деревянного материала

Основные преимущества деревянных ящиков, сколоченных гвоздями, заключаются в следующем:

  1. Максимальная защита содержимого в нем груза от повреждений в виде проколов, деформаций или поломок;
  2. Способность обеспечивать опору для транспортируемого груза вовремя перевозки и хранения;
  3.  Возможность размещения трудно опирающихся грузов без чрезмерной деформации;
  4. Пригодность для размещения в ящике сложных деревянных перегородок;
  5. Возможность варьирования прочности в результате подбора надлежащего вида ящика, толщины материала и рода древесины;
  6. Простота изготовления.

К недостаткам данной тары следует отнести:

  1. Повышенное соотношение массы тары к объему помещенного груза;
  2. Отсутствие водонепроницаемости;
  3. Наличие тенденции к постепенному разрушению.

Ящики, скрепленные проволокой, — это достаточно жесткие контейнеры, обладающие прочностью и пониженным расходом материала для своего изготовления. Благодаря тому, что значительная часть древесины заменена в них стальной проволокой.

Сплошные и перегородочные ящики типа поддонов представляют собой контейнеры, снабженные основанием, способным выдержать значительные нагрузки. Также удобным для манипулирования механическими погрузочно — разгрузочными средствами. Боковые стенки и основание такого контейнера могут иметь плотную или открытую структуру, а верхняя стенка может быть закрытой и открытой.

Тара из перекладин

Такая вид тары бывает — открытый и закрытый. Если транспортируемый груз слишком велик для размещения в ящике или контейнере, то применяется тара в виде остова из перекладин.

Тара из деревянных перекладин

Для выбора такой тары необходимо учесть ряд основных факторов:

  • Для перемещения тары без чрезмерного уклона каждое из трех измерений не должно превышать 9 м, а масса груза 5 000 кг;
  • Требования к необходимой защите зависят от характера содержимого и предполагаемых трудностей погрузки-выгрузки;
  • Распределение массы должно быть таким, чтобы центр тяжести груза совпал с геометрическим центром остова;
  • Груз следует прикреплять к основанию тары;
  • Между транспортируемым грузом и внутренними поверхностями остова тары следует предусмотреть зазор не менее 25 мм, чтобы обеспечить возможность ее деформации;
  • Основание остова тары выполняется с учетом надлежащей опоры для содержимого груза. Основными видами оснований являются рамы, часто используемые для уменьшения объема, и полозы.

Многооборотная тара из синтетических материалов

В качестве данной тары используется разнообразный ассортимент ящиков из синтетического материала с размерами основания 400 x 300 и 600 x 400 мм. Емкость ящиков может быть в интервале от 20 до 130 л. При этом ящики объемом 20 и 25 л могут штабелироваться на ящики объемом 40, 50, 60, 65 и 78 л. Возможно штабелирование на евро поддонах и специальных поддонах промышленного назначения.

Тара из синтетических материалов

Ящики имеют крышки, которые состоят из двух частей, соединяемых по линии типа гребенки. Ящики пломбируются пломбами одноразового использования. При штабелировании допускается усилие до 280 кг.

В порожнем состоянии ящики вкладываются один в другой, что уменьшает их объем на 75%.

Многооборотная тара не только обеспечивает сохранность грузовОбеспечение сохранности грузов во время транспортировки, но и исключает несанкционированный доступ.

Мешки и кули

Многие насыпные грузы экономически целесообразно транспортировать в гибкой таре типа мешков и кулей. Их главное преимущества заключается в сравнительно малой массе по сравнению с содержимым, а также связано с гибкостью, удобством заполнения и выгрузки, минимально требуемыми габаритами для хранения и малой себестоимостью изготовления.

Известны следующие основные виды мешков и кулей:

  • Хлопчатобумажные посылочные мешки;
  • Водонепроницаемые текстильные мешки;
  • Полиэтиленовые или иные пластиковые мешки;
  • Бумажные кули для отправки грузов.

Упаковка груза в мешки

Независимо от выбора надлежащего мешка или куля для отправки груза на удобство использования данной тары сильно влияет принцип ее хранения, заполнения и разгрузки. Например, хрупкость бумажных мешков приводит к их разрывам, что происходит обычно в результате хранения мешков при чересчур сухих атмосферных условиях. Поэтому такие мешки следует хранить в зонах с высокой влажностью

Барабаны, бочки и фляги

Такой вид тары пригоден для разного использования. Например, в них можно помещать жидкости, порошки, стружка образные и зернистые химические вещества. Они обеспечивают хорошую защиту для хрупких и дорогостоящих устройств. Их также широко применяют для перевозки опасных, горючих, коррозийных и кислотных грузов.

Данная тара предохраняет груз от распыления и проникновения влаги и может быть устойчивой по отношению к водяному пару. Также она создает помеху для хищений грузов. Материалами для ее изготовления служит фибровый картон, бумажные композиты, дерево, фанера, сталь, алюминий и полиэтилен и другие полимерные материалы.

Она может быть как наружной, так и внутренней, а также однократного и повторного использования. Существует ряд возможных способов для закрытия указанной тары.

Тара в виде бочек, барабанов и фляг

Грузополучатель имеет право отказаться от приема смятых барабанов, бочек и фляг, даже если они не разорваны. причина их смятия — чрезмерные размеры тары для транспортировки и плохое ее закрытие, а также недостаточно плотное примыкание верхних крышек.

Смятые бочки и барабаны обычно встречают меньше возражений со стороны грузополучателя, если только они не разорваны. Здесь причиной этого является сдвиг тары, приводящий к смятию корпуса, шва, кромки бочки или барабана. Плотная упаковка и надлежащие подкладки позволяют свести сдвиг к минимуму.

Рекомендуется к прочтению:
Как происходит грузооборот морских портов
Особенности перевозки сжиженных газов и жидких химических грузов

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.