Разница между талантом и гениальностью

Разница между талантом и гениальностью. Одаренность, талант, гениальность: различаем понятия

Разница между талантом и гениальностью

  • Определение
  • Психические заболевания гениальных людей.
  • Яркое воображение
  • Какими особенностями наделены одаренные личности?
  • Поговорим о таланте
  • Талант и гениальность. Являются ли эти два понятия равнозначными?
  • Как стать гениальным?
  • Не гений ли я?
  • Опережая свое время
  • Виды гениальности
  • Есть ли у меня талант?
  • Нестандартное мышление
  • Как распознать гения?
      • Основные признаки гениальности:
  • Кто они, гениальные дети?
  • Признаки гениальности.

  • Одаренность – что это?
  • Гениальность и помешательство – равнозначные ли это понятия?
  • Так ли плоха посредственность?
  • Соотношение понятий “одаренность”, “талант”, “гениальность”
  • Грань между талантом и гениальностью
  • Желание действовать
  • Общее определение гениальности
    • Одаренность
    • Талант
    • Гениальность
  • Какими исключительными способностями наделены гениальные люди?

Талант – очевидная способность человека к чему-либо, которую могут отточить время и опыт.

Гениальность – наибольшее проявление творческого потенциала личности относительно остальных людей, наивысшая степень одаренности в чем-либо.

Низкий эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность к пониманию чувствам, эмоциям другого человека. Данное понятие появилось в ходе исследования успешности человека.

Великие, гениальные люди могут не понимать Вашего желания, намерения, мотивацию, так же могут не распознать эмоцию и показать свою. Например успешному продавцу необходимо понимать желания и потребности своего клиента и благодаря своей коммуникабельности осуществить продажу.

Наши эмоциональные эмоции разнообразны: можем обижаться, сердиться, радоваться, грустить и т.д. Гениальный человек может не проявлять свои эмоции и может интуитивно не распознать их.

Шизофрения

Шизофрения — это психическое расстройство, связанные с мышлением и эмоциями человека, приводящие к слуховым галлюцинациям, нарушению работоспособности, помешательству, бреду.

У больных шизофренией наблюдается болезни: депрессия, нервозность, дрожь, мышечное напряжение, потливость, сердцебиение, головокружение, дискомфорт, депрессия, расщеплении рассудка, диабет, сердечные и лёгочные заболевания, инфекционные заболевания, остеопороз, гиперлипидемия и гипогонадизм.

Джон Форбс Нэш-младший — талантливый математик, создавший основу научного метода о теориях игр, а именно изучений стратегий в играх с научной точки зрения. Получил высшую награду “Абелевскую премию” за проделанные работы в теории нелинейных дифференциальных уравнений. В возрасте 30 лет появилась шизофрения.

Статистика шизофреников:

  • Болеет 5 человек на 1000 (от 0,4 до 0,6% от количества человек.)
  • Подвержены алкоголю и наркотикам на 40%
  • Продолжительность жизни, в среднем, на 10 лет меньше, чем у здорового человека.
  • Подверженность к суициду.
  • Социальные проблемы, такие как: безработица, бедность, бездомность.
  • Болезнь приравнивается к инвалидности.

Биполярное аффективное расстройство (БАР, МДП)

Биполярное аффективное расстройство — психическое расстройство, совокупность синдромов, сопровождающиеся депрессий. Например, люди которые болеют БАР, подвержены испытывать взбудораженность и грусть, радость и страх, душевный подъем и тревогу и т.д.

Яркое воображение

Еще одним важным признаком гениальности является наличие у человека яркого воображения. Изменчивость и гениальность идут рука об руку именно из-за того, что у настоящего гения всегда имеется необъятный внутренний мир, в котором он может переходить от одной сферы деятельности к другой.

Но при этом вы можете не сомневаться в том, что все, за что такой человек будет браться, окажется чем-то необычным и удивительным.

Причина опять же заключается именно в воображении, которое, в паре с нестандартным мышлением, позволяет гению придумать то, до чего мозг среднестатистического человека не додумался бы никогда в жизни. Однако именно поэтому также связывают гениальность и помешательство.

Краски воображения иногда бывают слишком яркими, из-за чего человек, неспособный себя контролировать, может потонуть в собственном внутреннем мире, сойдя с ума. Это печальная участь многих гениев, которые не смогли справиться с нагрузкой их дара и их бремени.

Какими особенностями наделены одаренные личности?

Это такие:

  • нестандартное восприятие;
  • яркое воображение наряду со вниманием к деталям;
  • бессознательный разум, интуиция, изобретательность;
  • дивергентное мышление;
  • воображение;
  • мужество и смелость.

Некоторые исследователи рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей наряду со способностью к творчеству. Они отождествляют это понятие с термином “талант”. Другие рассматривают талант как высокую ступень развития специальных способностей.

Теплов полагает, что талант всегда многосторонен, именно поэтому многие поэты и писатели неплохо рисовали, а иногда и писали музыку.

А гениальность – это высокая ступень развития одаренности, которая проявляется в конечном результате, несущем в себе культурную, социальную, научную и историческую ценность. Гении ломают все нормы и порядки и таким образом открывают новую эпоху в сфере своей деятельности.

Поговорим о таланте

Перейдем к обозначению понятия «талант». Это довольно высокий уровень развития творческих способностей, при котором человек может писать прекрасные стихи, рисовать красивые картины или мастерски петь. Если постоянно развивать свои умения и стремиться к большему, можно достичь грандиозных успехов.

Талант и гениальность. Являются ли эти два понятия равнозначными?

Талант и гениальность – это качества человека, которые могут одновременно встречаться в одном человеке. Однако это очень редкое явление.

Талантом обычно называют выдающиеся способности человека, высокую степень его одаренности в какой-то определенной области.

А гениальность – это высшая ступень равития таланта. Она подразумевает создание новых изобретений, творений, открытий. Гениальность – это абсолютная противоположность подражанию, это всегда что-то новое и великое.

Ученые утверждают, что каждый человек обладает огромным количеством возможностей и способностей, однако не все их используют, а если и используют, то это обычно 1% всех возможностей, дарованных свыше.

Гениями всегда признавали тех людей, которые наделены сверхчеловеческими способностями и склонностями. А такое понятие, как “талантливые дети”, предполагает лишь потенциальные возможности развития личности.

Ломброзо писал, что гениальность отличается от таланта тем, что проявляется всегда бессознательно и достаточно неожиданно. Талант же творит рационально, согласно продуманному плану действий.

Гениев относят обычно к креативным людям, а талантливых людей – к интеллектуалам.

Как бы то ни было, согласно Рубинштейну, все специфические способности человека на самом деле являются различными проявлениями его общей способности к труду и обучению. Талант и гениальность – это два неравнозначных понятия, хотя они во многом перекликаются.

Как стать гениальным?

Гениальность и талант врожденные качества человека. Гениальность и талант, могут проявляться, как в маленьком, так и в зрелом возрасте на основании врожденного (биологического фактора), который созревает в процессе развития человека.

Если на протяжении большого количества времени заниматься одной деятельностью, быть более квалифицированным специалистом, разбираться, знать, изучать или применять на практике что-то лучше других, то Вас могут приравнять к талантливому человеку, но по определению — это будет одаренность.

Гениальность. Способность, талант или помешательство?

Разница между талантом и гениальностью

Что есть гениальность? Многие приравнивают ее к таланту и путают с одаренностью. Кем можно стать, а кто родился с врожденными качествами и способностями?

Гениальные и талантливые люди

Что такое гениальность?

Гениальность — высшая степень интеллектуального или творческого развития человека, относительно принятым нормам общества, проявляющиеся в науке, технологиях, изобретениях, искусстве, культуре и в социальной сфере, где достигнута новая веха.
Гениальные люди дают совершенно новое веяние, создают уникальные технологии, которых не было ранее, а научные открытия меняют мышление и так в любой сфере.

Талантливого человека, могут приравнивать к гениальному. Насколько это правильно?

Что такое талант?

Талант — это развивающаяся с течением времени способность человека, сопутствующая накоплению опыту и знаний, способствующая превосходить в какой-либо области или сфере над другими.

Различия между гениальностью и талантом

Изобретение гениального человека Леонардо Да Винчи — скорострельное оружие

Человек может обладать талантом во многих сферах, но с определенно развитым опытом в одном направлении. Гениальный человек может проявлять себя с наивысшей степенью развитых способностей в разных сферах и в разных направлениях.

Например, Леонардо Да Винчи — гениальный человек, так как с наивысшей степенью интеллектуальных и творческих способностей, относительно общей массы людей, изобрел уникальные предметы, написал картины, музыку, а так же проявил себя в качестве: ученного, архитектора, скульптора. Талант можно развивать и совершенствовать на основании знаний и опыта, в то время, как гениальность проявляется в раннем возрасте с наивысшим качеством результата.

Картина гениального человека Леонардо Да Винчи — «Тайная вечеря» (1498)

Например, у человека есть тяга к искусству рисовать и через годы обучения он получит превосходный результат, а через десятки лет может добиться выдающихся результатов, благодаря которым в обществе начнутся обсуждения и будет признан талантливым человеком. Гениальный человек, как правило выдаст сразу результат, который взбудоражит общественность.

Можно сказать, что гениальность и есть талант, только с наивысшей степенью развитостью в различных областях и сферах деятельности с максимальным качеством выполнения, которая может идти в разрез с принятыми нормами общественности и приносит новое веяние.

Гениальные люди совершают новые открытия, создавая новую эпоху в деятельности человека, талантливые успешно их дорабатывают и привносят изменения, создавая уникальные творения.

Гениальный человек в современном мире

В нашем современном обществе принято считать человека гениальным если он создает максимально качественное, новое творение, благодаря врожденным высокоразвитым способностям и превосходит над другими в одной области или сфере деятельности и универсален в ней.

Что такое одаренность?

Одаренность — это возможность успешного осуществления деятельности человека, при накоплении знаний, опыта и умений. Одаренный человек предпринимает попытки для достижения успеха на основании приобретенного опыта, пройденного периода обучения, за счет накопленных знаний и умений делать.

Признаки гениальности

Странность гениального человека

  1. Проявляется в раннем периоде возраста. Если человек гениален, то он будет самовыражаться и проявлять свои способности с детства.
  2. Креативное, нестандартное мышление.

    Большинство людей будут смотреть на вещь однообразно, подразумевая, что-то понятное, которое расположено к рациональному умозаключению, а гениальный человек предложит инновационный, не стандартный подход.

  3. Высокий показатель быстродействия. Способны быстро и результативно выполнять творческую или умственную работу.

  4. Наивысший показатель результата.
  5. Саморазвитие. Гениальные люди получают, обрабатывают и усваивают информацию быстрее других, беспрепятственно применяя ее на практике.
  6. Упорство и настойчивость. Общество не признало бы гениальных людей, если те не доводили свою работу до конца.

    Упорство позволяет добиться не большой поставленной цели на коротком промежутке времени, как настойчивость подразумевает годы кропотливого труда.

  7. Склонность к заболеваниям. Шизофрения или эмоциональному расстройство личности, присущи великим людям.
  8. Сами себе на уме.

    Такие люди знают, чего хотят получить, добиться, совершить и в-первую очередь будут слушать свое подсознательное, чем мнение других людей.

  9. Индивидуальность.

    В области деятельности, умений, культуры, разработки, творчества способны своеобразно выполнять работу, а так же в повседневной жизни могут обладать странностями, выраженные в повседневной жизни, в процессе работы. Может быть присуща болезнь, вызывающая нервоз, который придаст индивидуальности к образу человека, но не к сущности.

Тест на гениальность

  • Гениальные люди не сомневаются в том, кто они есть, так как знают чего достичь, что создать, привнести или как изменить мир с помощью своей деятельности.
  • Сколько Вам лет? Гениальность присуще с детства.
  • Пройти тест на IQ — показатель уровня интеллекта человека. Более 90% массы людей имеют значение не более 110 по соотношению к своему возрасту. Ученые разработали тесты, которые показывают более достоверные результаты, основываюсь на соотношении возраста и сложности выполнения задач. Таким образом IQ ребенка может быть равен взрослому, но не будет означать, что ребенок умнее или равен по своему развитию взрослому. Выбирайте тест под свой возраст.
  • Можете ли Вы проявлять свои способности так же хорошо в других направлениях деятельности?
  • Попробуйте понаблюдать за собой в изучении информации и обратить внимание на время ее усвоения. Например, изучении иностранных языков не должно вызывать сложностей, как правило они легко усваиваются у гениального человека.
  • У Вас получится написать текст двумя руками одновременно?
  • Обратите внимание на Ваше существование, достижения, способности, новшества в культуре, изобретениях, технологиях, творчестве, искусстве, музыки, открытиях в науке. Гениальный человек привносит в мир новшества с наивысшим результатом деятельности.
  • Обратите внимание на Вашу узнаваемость или популярность.
  • Индивидуальность. Гениальные люди — индивидуальные личности, которым завидуют, поклоняются, восхваляют, говорят, пишут, подражают, пытаются повторить их достижения, копируют творения, и усовершенствуют, дорабатывают произведенное.
  • Есть ли у Вас недуги, психические заболевания, например: эмоциональное расстройство личности?

Гениальный человек — это редкость, как правило общественность узнает о нем, потому что желание самореализации в деятельности, благодаря развитым с наивысшей степенью способностям, превыше мирских благ. Новые открытия или творения — удивляют общественность, меняют сознания, создается направления развития, вектор движения, как следствие люди начинают обсуждать и говорить, что человек гениален.

Примеры гениальных людей

  • Винсент Ван Гог — нидерландский художник, написавший более 2100 произведений из которых 860 написанные маслом. Ван Гог создал новый живописный язык, открыл искусство, как модерн. Страдал от биполярного расстройства и покончил жизнь самоубийством.
  • Архимед — древнегреческий математик, физик и инженер, открывший миру метод вычислений площадей и объемов, которые легли в основу интегрального исчисления, создал определение объема поверхности и шара, дал свое определение числу Пи “\pi “, создал винт, облегчающий подъем грузов, построил планетарий, где видно движения 5 планет. Открытия и новшества Архимеда обширны, в астрономии и физике, доказал множество теорем, а со слов древнегреческого философа и писателя “Плутарха” — Архимед страдал одержимостью к математики, жил не обращая внимания на свой внешний вид и толком не заботился о себе.
  • Ньютон Исаак — английский математик, физик, изобретатель. Создал закон о всемирном тяготении и три закона механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления и много других открытий и теорий. Хорошо умел рисовать. Ньютон всегда был грустный и никогда не смеялся, никто не замечал, чтобы он раздражался и нервничал. Безразлично относился к развлечениям и все время находился в сосредоточенном состоянии.
  • Галилео Галилей — итальянский физик, писатель, математик, астроном, механик, изобретатель. Внес существенный вклад в науку, первым воспользовался телескопом для наблюдения и изучения небесных тел, что послужило к открытиям в астрономии. Галилео — первопроходец в экспериментальной физике. В ранние годы, будучи студентом спорил с преподавателями, считая, что его мнение должно учитываться.

Гениальность – это талант, одаренность или помешательство?

Разница между талантом и гениальностью

Проблема гениальности по сей день является одной из нерешенных загадок.

Какими исключительными способностями наделены гениальные люди?

Важно отметить, что те способности, которыми наделены гении, свойственны и помешанным. Это такие способности, как повышенная чувствительность, бессознательность творчества, быстрая смена настроения от эйфории до апатии, сильная рассеянность, огромное тщеславие, злоупотребление алкогольными напитками, склонность к самоубийству.

Не стоит забывать, что в числе гениев всегда были и есть помешанные. Также и у многих помешанных проявлялись гениальные способности. Но не стоит делать поспешных выводов, что все гении – помешанные. Ведь такие гениальные личности, как Колумб, Галилей, Микеланджело, Наполеон, не проявляли признаков умопомешательства.

У сумасшедших наблюдается недостаток таких качеств, как усидчивость, концентрация внимания, твердость характера, прилежность, аккуратность, память. Однако именно эти качества присущи всем одаренным гениям.

К тому же сумасшествие проявляется обычно после 35 лет, а гения в человеке замечают еще с детства. Сумасшествие обычно передается по наследству и с каждым поколением усиливается, а гениальность умирает вместе с ее носителем. Если гениями обычно являются мужчины, то помешательство одинаково распространено как у женщин, так и у мужчин.

Соотношение понятий “одаренность”, “талант”, “гениальность”

Достаточно долго “одаренность” считалась синонимом к слову “способности”. Однако отечественные психологи считают, что одаренность – это некое количество способностей, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо конкретной деятельности.

Подведение итогов, краткие выводы

Для того чтобы одаренность (талант, гениальность) смогли найти проявление и начать развиваться, личности необходимо иметь высокую работоспособность, мотивацию, самоотдачу, знания и умения в конкретной области деятельности. Учитывая эти факторы, ученые и пытаются разграничить эти три понятия. Способности, гениальность, талант есть в каждом человеке, их просто нужно обнаружить и развивать.

Одаренность, талант, гениальность: различаем понятия

Разница между талантом и гениальностью

Интеллектуальные навыки, творческие задачи человека, потенциал объясняется разными понятиями, использующимися в научных трудах. Термины вызывают интерес у ученых, психологов и педагогов. Мнения исследователей – это основа для создания педагогических и психологических методик, разрешающих людям находить направления развития.

Одаренность

Ученые не установили общепризнанный термин, который бы использовался во всех классических учебных книгах. В научных книгах используется вариант, предложенный психологом В. Штерном.

Одаренность представляет собой способность человека подстраиваться под появляющиеся потребности, действовать для достижения поставленных задач, воспринимая внешние факторы, причем это выполняется осознанно с помощью развитого мышления.

Несмотря на критику понятия некоторыми учеными, термин по-прежнему используют для трактовки. Принято считать, что эта способность – это природный дар, не способный обуславливаться наследственностью. Одаренность – это функция условий жизнедеятельности человека, функцией развитой личности, поэтому она проявляется на каждом этапе развития, напрямую связана с жизнью индивидуума.

Природный потенциал нельзя детерминировать одаренности человека. Задатки составляют спектр условий, который требуется для развития личности. Одаренность используется не для выражения внутренних задатков для самосовершенствования, а для характеристики личности, внутренних способностей, причем внутренние способности и внешние проявления тесно связаны.

Проявление заложенного потенциала возможно при благоприятных условиях для развития, достижения поставленных задач.

Оно используется для выражения потенциала, которым обладает человек, психологическими составляющими, позволяющими создавать действительность, соответствующую пожеланиям, предпринимать нужные действия.

В обязательном порядке требуются подходящие внешние условия для динамического изменения. Например, ученику требуется учебная программа. Для стимулирования развития требуются серьезные требования, которые достигаются с усилием.

Одаренность бывает специальной. В этом случае рассматривается взаимосвязь внутреннего потенциала, особенностей психики и требований определенной сферы, которую выбирает индивидуум.

Соотношение проявляется не только на абстрактном уровне, но и в происходящих событиях, в результате которого формируются способности человека. Индивидуум может быть способным к выполнению поставленных задач.

В то же время предполагается проявление общей одаренности, которую нужно оценивать с учетом внешних факторов, влияющих на жизнь человека.

В научной литературе термин вызывает активные споры. Многие ученые убеждены в отсутствии общей одаренности, под которой необходимо понимать интеллектуальный потенциал, память, возможность решать поставленные задачи.

Для соотношения умственного и реального возраста используется интеллектуальный коэффициент, который обозначается IQ и позволяет определить возможности индивидуума.

IQ определяет заложенный потенциал от природы и скорость, с которой развивается человек, в результате чего устанавливается уровень развития на определенном этапе жизни.

В психологической сфере одаренность – это часть структуры человека, поэтому она обладает тесной связью с характером. Предполагается, что особенности проявляются под влиянием воспитания и внешних условий, благоприятность которых различается. Психологи рассматривают тип мышления, темперамент, стараясь определить возможности индивидуумов.

Специальные способности напрямую зависят от сферы деятельности, в которую включен человек. Деятельность должна быть активной и эффективной для проявления свойств, являющихся характерными для личности.

В результате между одаренностью и специальными способностями стоит возможность соотносить уровень развития человека, темпы совершенствования. Данные аспекты рассматриваются педагогами, являющимися ответственными за будущее детей.

В генетическом плане соотношения между общим – специальным развитием являются стабильными. По данной причине генетики и ученые считают, что будущее человека определяется не только внешними условиями, но и природным потенциалом, который обусловлен генетикой. Понимание одаренности зависит от значимости выбранного направления деятельности, успехов других людей, которые проявляют свои задатки.

Ученые считают, что одаренность – это количественное понятие. Качественный подход невозможно использовать полноценно. Вопрос относительно определения заложенных способностей остается открытым.

В то же время Ч. Спирмен отмечает, что умственная одаренность должна определяться умственной энергией, которая характерна для человека. Такой количественный подход к трактовке является правильным, ведь он позволяет оценить перспективы развития индивидуума.

Способности отличаются на качественном уровне: один человек обладает возможностями и потенциалом для одной сферы, а другой человек – для иной сферы. Внешние условия влияют на степень проявления внутреннего потенциала, поэтому они заслуживают внимания.

Психологи оценивают качественные отличия для открытия перспектив людей, правильного саморазвития. Исследователи изучают информации, материалы опытов для создания оценки способностей индивидуумов. Целью является определение способностей человека, которые позволят достигнуть успеха.

Талант

Талант – это способность человека к сферам, в которых реализуется начальный потенциал, успеху и признанию.

Степень заложенного потенциала определяет способность действовать оригинально и самостоятельно, решать поставленные задачи, вне зависимости от их специфики и сложности. Талант предполагает потенциал, позволяющий проявлять задатки в сфере, предлагая новые идеи, реализуя оригинальные и совершенные действия, достигать уважения на общественном уровне.

У ребенка проявляются первые признаки заложенного таланта, который реализуется в определенном направлении. В некоторых случаях проявление происходит позже, например, во взрослом возрасте под значимые события. Талант развивается и реализуется, если складываются благоприятные условия в культуре, истории, общественном порядке, если человек получает полноценное воспитание.

Талант проявляется в любых сферах, а не только в искусстве. Реализация происходит в организаторской работе, педагогике, технике и науке. Сфера определяется заложенными задатками.

Для развития таланта требуется настойчивость в поиске направлений самосовершенствования, проявления первых трудов. По данной причине талантливых людей должно тянуть к делу, без которого невозможно представить жизнь.

Способности, потенциал – это основа таланта. Спектр задатков, возможности реализации оригинальных и перспективных идей свойственны индивидууму, поэтому они считаются уникальным даром.

Результаты действий, высоты, которых достигает человек, прилагая усилия, позволяют понять наличие таланта или опровергнуть предположение. Результаты, отличающиеся новизной и оригинальностью, — это основа составления утвердительного мнения.

Гениальность

Гениальность – это одаренность человека, которая проявляется в творческих трудах.

Результаты работы обладают большим значением для народа, историков и последующих поколений. Гении создают новые эпохи, толкают мир к продвижению. Среди отличий значатся продуктивность в творчестве, понимание культурного наследия, возможность преодоления прежних стандартов и создание новых традиций.

Чем отличаются талантливые люди?

Исследователи взаимодействуют с талантливыми личностями, понимая, чем они отличаются от обычных граждан. Талантливые личности испытывают неудовлетворенность к результатам работы, вследствие чего стремятся к самосовершенствованию, самообразованию и изменению мышления для достижения поставленных задач. Гении отказываются от многих предложений, концентрируясь на желаемых результатах.

Пианист Г. Нейгауз отмечал, что гении и таланты рождаются. Несмотря на это, люди создают культуру, которая различается по ширине, демократичности и лояльности проявлений.

Благоприятные условия позволяют людям с заложенным потенциалом становиться гениями, талантами, достигать успеха.

По данной причине социальное общество, специфика воспитания определяют возможности проявления заложенного потенциала, таланта.

Существует мнение, что природа отдыхает на детях талантливых родителей. Данное мнение подтверждается опытом. Талант наследуется в незначительной степени.

Исследования привели к следующим выводам: умственные навыки приближены к биологическим родителям, что обусловлено наследственной картиной, а не к приемным родителям.

Сходство в потенциале, заложенных задатках проявляется не в каждой ситуации, причем схожесть уменьшается по мере взросления человека, который сталкивается с иной схемой воспитания, переживает личные события, претерпевает изменения на основе внешних факторов.

Результаты достигаются не только на основе природных способностей, но и под влиянием мотивации, условий для проявления существующего потенциала. Пенсионеры получают шанс для проявления таланта, хотя в течение жизни отсутствовали благоприятные факторы для открытия задатков. Со временем пенсионеры достигают успеха, о котором прежде не мечтали.

Вывод

Ученые спорят о природе человеческого потенциала. Споры развиваются активно. Потенциал – это врожденный дар? Происходит ли развитие потенциала прижизненно? Заслуживает ли внимания высказывание: проявление таланта – это один процент природных способностей и 99% пота? У каждой точки есть приверженцы и противники.

Биологическое влияние на способности и их проявление зависит от генетической наследственности. Воспитание, благоприятные факторы проявляют задатки, ускоряют развитие. Потенциал проявится без педагогов и психологов, но позднее.

Другие ученые убеждены: психика, характер развиваются в процессе воспитания. По данной причине задатки формируются у людей. Дети примитивных народов получали обучение, после чего соответствовали образованным принципам. Дети-маугли под влиянием неблагоприятных условий теряют контакт с социумом.

Способности формируются и развиваются на основе задатков, наследственных и врожденных. Потенциал, знания и навыки характеризуют человека как индивидуума, субъекта деятельности.

Психологи и ученые не пришли к единой концепции в рамках теории личности, но в каждую эпоху рождаются гении и таланты, завоевывающие популярность, достигающие успеха.

Кто я: гений, талант или посредственность?

Разница между талантом и гениальностью
Мы преклоняемся перед гениями, восхищаемся талантами и в лучшем случае снисходительно относимся к посредственности. Как же понять, есть ли во мне частица гениальности, в чем я талантлив и в чем ценность моей «посредственности»?

Обыденное понимание этих явлений таково:

  • Гениальность – это наивысшая форма развития творческого потенциала, таланта.
  • Талант – это особенные, выдающиеся способности человека в каком-либо виде творческой деятельности.
  • Посредственность – это бездарность, бесталанность, ничего из себя не представляющий человек.

Но давайте разберемся, так ли это. Учеными до сих пор ведутся споры, чем же на самом деле являются вышеназванные характеристики человеческой личности.

Больше всего неясности в вопросе, где та грань, которая разделяет гения и талантливого человека.

Если гениальность – наивысшая форма развития таланта, то как же тогда можно говорить о гениальности ребенка? Ведь факт существования гениальных детей никто не оспаривает.

А если отвлечься от человека, то существуют еще гениальные животные, растения или даже явления природы. Может быть, прозвучит парадоксально: бывают гениальные люди, которые не обладают никакими особыми талантами. Но мы интуитивно чувствуем, что они – гениальны.

Сейчас известно несколько случаев, когда всемирно известные музыканты в простой одежде играли где-нибудь в подземном переходе или общественном холле и множество людей проходило мимо, даже не остановившись послушать прекрасное исполнение. Хотя многие из них платили большие деньги, чтобы попасть на концерт этого гениального музыканта.

Или другой пример. Знаменитый Криштиану Роналду, переодетый стариком, показывал свое виртуозное владение мячом в центре Мадрида.

Все равнодушно проходили мимо, и только один мальчик был восхищен и радостно откликнулся на предложение поиграть с ним, за что и получил потом футбольный мяч с автографом знаменитости.

Когда же известный футболист снял парик и маску, толпа ринулась к нему за фотографиями и автографами.

Опережая свое время

Наверное, сами гении точнее всего говорят о гениальности. Иоганн Вольфганг Гете: «Гениальность – это точная фантазия». Ему вторит Сальвадор Дали: «Что касается живописи, цель у меня одна: как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального». И он же: «Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел».

Отсюда можно сделать вывод, что каждый ребенок – гениален. Он прост, любознателен и активно инициативен.

К сожалению, мы, взрослые, замотанные своими повседневными делами, часто пренебрегаем детской гениальностью, как в свое время пренебрегли и нашей.

Мы подавляем детскую инициативу и любознательность, разумеется «для их же пользы», а на самом деле – для собственного удобства и спокойствия.

Навязываем свои правила, часто излишние, искусственно «усложняем» ребенка, лишаем его целостности и простоты.

Очень важно давать ребенку пространство для освоения и проявления своей гениальности. Она может выражаться в чем угодно, в любой творческой активности, а не только в способности к определенному виду деятельности. Особенно к той, которая нравится его родителям и которую они, порой неосознанно, пытаются навязать ему, тем самым отрицая и подавляя его подлинное призвание.

В подлинном призвании, или особой, только этому конкретному человеку присущей способности, и скрывается одаренность или талант. Особая одаренность в каком-либо виде деятельности обусловлена врожденными качествами, она обычно является односторонней, узконаправленной.

Это давно подмечено народом и нашло свое выражение в пословице: «Таланту нужно помогать, бездарность и сама пробьется».

Есть ли у меня талант?

Как понять, талантлив человек или нет и в чем именно он талантлив? Конечно, когда мы видим результат деятельности одаренного человека, мы понимаем, в чем его талант. Там, где другой сделает плохо или бездарно, одаренный человек сделает быстро и хорошо, по-своему уникально, талантливо.

Но если судить только по результату, то если у человека нет готового продукта, он что – обязательно бездарен? Вовсе нет. Возможно, этот человек просто не занимается тем делом, в котором он одарен.

Или занимается, но пока еще не достиг значимого результата.

Мы видим, что он снова и снова прилагает все свои способности и усилия именно в этом направлении, его не нужно мотивировать, ставить перед ним цели, он все равно будет этим заниматься.

Снова хочу привести пословицу: «Что для бездарности – цель, то для таланта – средство». То есть талантливый художник всегда будет писать картины, даже если это не приносит ему ни признания, ни денег, потому что он не может жить без этого.

Яркий пример – Винсент Ван Гог, который получил признание только после смерти, прожил жизнь в нужде и сводил концы с концами только благодаря помощи своего брата. И Казимир Малевич, который стал знаменит при жизни, был назначен крупным чиновником от искусства.

А вот что он писал в школьном сочинении, когда ему было 13 лет: «Мой папа работает управляющим на сахарном заводе. Весь день он слушает, как рабочие матерятся… поэтому, вернувшись домой, часто матерится на маму.

Поэтому когда я вырасту, то стану художником: не надо материться с рабочими, не надо таскать тяжести… Хорошая картина стоит много денег, а нарисовать ее можно всего за один день».

Самым известным полотном Малевича является «Черный квадрат», который оценивается сейчас в $20 000 000.

Но является ли эта картина талантливым произведением или же великим пиар-объектом, по типу «платья голого короля», до сих пор ведутся жаркие споры.

Известен факт, что до Малевича уже существовало как минимум три известных «Черных квадрата», первый из которых был написан за 300 лет до него. Несомненно, что он был талантливым организатором и пиарщиком.

Простой способ понять, в чем ты одарен, – представить, что ты лишился этого дара. Например, что вдруг – потерял зрение. И тогда привычное, обыденное доселе проявит свою истинную ценность.

Осуществить свой талант, прожить талантливую жизнь – это сложная и ответственная задача.

Многие поступаются своим талантом, своим истинным призванием в погоне за мифическими достижениями других, движимые завистью, жаждой славы, денег, успеха.

К психологам часто обращаются люди, достигшие значительных высот, признания и вдруг, на вершине успеха, осознавшие, что все это им не нужно, что они живут не своей жизнью, что жизнь их пуста и никчемна. Это как раз и означает, что они предали свое истинное призвание, пренебрегли своим талантом.

Так ли плоха посредственность?

Хотелось бы вернуть достоинство и придать верное звучание слову посредственность. Почти до XIX века это слово не носило уничижительного характера. И означало – нормального, среднего человека, способного жить по средствам, на свои средства, обеспечивать себя и свою семью.

Качества посредственности, вытекающие из ее свойств, – это ее устойчивость, причем устойчивость во времени, постоянство, обладание определенными умениями, мастерством.

Большинство благ нашей жизни создано и обеспечивается посредственностями, которые ежедневно, постоянно, своевременно и умело делают свою работу.

Таким образом, посредственность является еще одним полноправным измерением творческой жизни.

Качества посредственности жизненно необходимы как гению, так и таланту. Чтобы гениальная идея воплотилась в жизнь, необходимы сверхусилия таланта, а также мастерство, постоянство и своевременность посредственности.

Нельзя одно заменить другим. Так, можно бесконечно генерировать идеи, но без их разработки и воплощения они останутся просто идеями. Можно бесконечно повторять усилия, но это может не дать результата без новой инициативы, свежей идеи. Избытком средств нельзя компенсировать недостаток оригинальности и уникальности.

Важно принимать, поддерживать и осваивать все три измерения творческой жизни: инициативу гениальности, сверхмотивацию и уникальность таланта и заботу о средствах посредственности. Своевременное, умелое и уместное использование каждого элемента творческой жизни и образует такую систему, которую мы называем полноценной. И именно она так близка к состоянию счастья.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.