Разница между светом и цветом
Словарь теории цвета
· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·
Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию.
Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый».
Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.
Цвет — это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света.
Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии.
И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.
Тон (Hue)
Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.
Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.
Контраст тонов — явно различные тона.
Контраст тона — различные оттенки, одинаковый тон (синий).
Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm).
На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов».
Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов.
Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.
Хроматичность (Chromaticity, Chorma)
О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.
Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.
Высокая хроматичность — очень сияющие, живые цвета.
Низкая хроматичность — ахроматичные, бесцветные цвета.
Хроматичность одинакова — средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.
Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.
Насыщенность (Saturation)
В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем.
В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый».
Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».
Насыщенность одинаковая — та же интенсивность, различные тона.
Контраст насыщенности — различные уровни наполнения, тон одинаковый.
Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.
У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.
Яркость (Value/Brightness)
Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому.
Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного.
Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.
Низкая яркость, постоянная — одинаковый уровень яркости.
Контраст яркостей — серый = ахроматичный.
Контраст яркостей — полное различие яркости.
Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом.
Самый простой способ запомнить это понятие — это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета.
Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный — менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.
Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):
Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:
Светлота (Luminance/Lightness)
Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»).
Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг.
В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного — уменьшает.
Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.
Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой.Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет.
Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).
Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)
Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue).
Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade).
Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).
Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).
Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).
Тональности (добавляем серый к чистому цвету).
Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)
Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами.
Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения.
Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».
Основные цвета (Primary Colors)
Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый.
Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!
Системы цветов RGB, CMYK, HSL
В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света — доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» — «красный/зелёный/синий»).
Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» — «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.
Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» — «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.
Какой свет лучше – теплый или холодный
Доступно о светотехнике 22.11.2019
Понятие цветовой температуры отыгрывает сегодня важную роль в оформлении интерьеров. От того, теплым или холодным светом освещается то или иное помещение, зависит визуальное восприятие обстановки, ощущение комфорта или дискомфорта, психологический настрой, концентрация внимания, утомляемость, уютность.
При этом, для разных по функциональному назначению комнат оптимальная цветовая температура подбирается своя. Как это делается правильно, и на что надо ориентироваться при подборе источников света для того или иного помещения – простыми для понимания словами рассказано в рассматриваемой статье.
Немного предыстории
О цветовой температуре освещения люди начали задумываться не так давно. До изобретения электричества, а также более века после этого знаменательного события свет в комнатах всегда был теплым.
До эры ламп накаливания помещения освещали исключительно свечами, которые излучают световой поток температурой в районе 1000 К. Такой подход повсеместно применяется и сегодня.
К примеру, свечи используются для создания романтической обстановки, для создания расслабляющего настроя в ванной комнате и так далее.
С появлением электричества в помещениях появился свет ламп накаливания. На заре развития свет их был не просто теплым, а очень теплым. Связано это с тем, что тогдашние лампы накаливания были малоэффективными в плане осветительных способностей. То есть, светили они слабо, из-за чего и без того желтый оттенок раскаленной вольфрамовой нити давал оранжевые и даже красные оттенки.
Однако вышесказанное вовсе не означает, что люди прошлого века не видели иного освещения, кроме как теплых оттенков. Отнюдь.
Во-первых, люминесцентные лампы, которые являются далеко не вчерашним изобретением, давали в промышленных помещениях уже далеко не теплый и склоняющий к расслаблению свет.
Во-вторых, давно известно то, что, чем большая мощность ламп накаливания, тем холоднее они светят. Эта особенность использовалась повсеместно – в цехах, в кабинетах, в библиотеках, музеях, галереях и так далее.
Сегодня же ситуация изменилась, можно сказать, кардинально. Любой пользователь может осветить свой интерьер как угодно. Теплый ламповый свет – не проблема. Холодный – пожалуйста. Нейтральный – куда уж проще. Но вот какой свет лучше – теплый, холодный или нейтральный – многие точно не знают и сейчас.В частности, они верят, что от чрезмерно теплого, или же наоборот, от синевато холодного света садится зрение. Цветовой температуре приписываются и другие пагубные свойства, как правило, ничем не подтвержденные.
Данный материал нацелен на исправление этой ситуации, и после его прочтения вы точно будете знать, какой свет – теплый, холодный или нейтральный – на самом деле лучший, и как его организовать при оформлении интерьера.
Что такое температура света
В рамках этой статьи научное определение температуры света будет абсолютно бесполезным и точно не наглядным для понимания сути.
Поэтому в сфере оформления интерьеров применяется более простое и понятное объяснение. Единственное, что полезно будет позаимствовать у науки, это единица измерения цветовой температуры.
Измеряется она в кельвинах, и ничего общего с градусами по Цельсию не имеет.
Теплый свет – это когда на освещенных объектах и поверхностях преобладают желтые, красные и оранжевые оттенки. Как уже было отмечено выше, такую цветовую температуру дают классические маломощные лампы накаливания. В кельвинах теплому спектру соответствует свет в диапазоне 1000-5000 К.
Холодный свет – визуально определяется, как преобладание в цветах освещенных объектов голубоватых и синих оттенков. Кельвинами такое освещение выражается, как 6000-10000 К. Холодный свет могут давать некоторые галогеновые лампы с окрашенными колбами, светодиоды, ксенон.
Нейтральный свет – чисто белое освещение без каких-либо оттенков желтого или синего. Эталоном такой температуры считается дневной свет в безоблачную погоду. К «нейтральным кельвинам» относится диапазон 5000-6000 К. Получить чисто белый свет сегодня позволяют многие источники света, начиная с галогеновых и люминесцентных ламп, и заканчивая современными светодиодами.
Какой свет лучше для глаз
В поисках ответа на данный вопрос многие вводятся некорректными объяснениями в заблуждение. Так, иногда можно найти информацию о том, что сильно теплый свет, равно как и очень холодный – пагубно влияет на зрение. То есть, приводит к близорукости и другим проблемам. О белом или нейтральном свете практически всегда говорят, что он абсолютно безвреден для глаз.
На самом деле это далеко не так. Если рассматривать глаза с точки зрения, простите за тавтологию, зрения, то цветовая температура на него никоим образом не влияет.
«Посадить» именно зрение можно, например, если долго читать печатный текст при тусклом свете лампы накаливания.
Ключевым здесь является слово «тусклый», поэтому, если свет будет холодным или даже нейтральным, но слабым – ухудшение зрения при таком его использовании гарантировано.
Однако глаза – это не только зрение. Через этот орган много информации получает не только мозг, но и те части нервной системы, которые отвечают за ощущение комфорта, концентрацию, утомляемость и так далее. Так вот, если рассматривать глаза с этой точки зрения, то цветовая температура играет огромнейшую роль. Рассмотрим в общих чертах – по какому принципу это все работает.
При нахождении в помещении с теплым освещением создается ощущение комфорта. Человек лучше расслабляется в такой обстановке. Холодный свет, ровно наоборот, возбуждает нервную систему, способствует кратковременной концентрации внимания, побуждает на активные действия.
Однако такое освещение быстро утомляет. Нейтральный свет – во всех отношениях нейтральный.
Он наилучшим образом сочетается с нервной системой и органами зрения человека, поскольку именно под такой свет люди приспосабливались на протяжении неизвестно сколько тысяч или миллионов лет.
Вывод – для глаз лучшим является нейтральный свет. Однако, теплые оттенки способствуют расслаблению и отдыху. Холодный свет – способен резко повысить производительность, улучшить концентрацию внимания. Но ненадолго, поскольку быстро утомляет.
Это важно! На ухудшение зрения и чрезмерное нервное возбуждение очень сильно влияют так называемые пульсации источника света. Так, например, дешевые люминесцентные и светодиодные лампы мерцают с удвоенной сетевой частотой в 100 Гц. Визуально человек не замечет мерцание со столь высокой частотой.
А вот нервная система – «замечает». Как точно влияют на здоровье эти самые пульсации, пока досконально не изучено. А вот то, что при таком свете человек быстрее устает, это доказано.А раз быстро устает организм, значит он подвергается повышенной нагрузке, что по понятным причинам является причиной снижения его ресурса. Потому, выбирая источники теплого или холодного света в свое жилье, откажитесь от покупки дешевых «энергосберегаек» и светодиодных ламп.
А вот качественные приобретать очень даже рекомендуется – благодаря фильтрам они не мерцают, дают ровный свет желаемого оттенка, и электроэнергии потребляют немного.
Какой свет лучше для дома или квартиры
Ориентируясь на сказанное выше, многие уже поняли основной принцип, по которому следует подбирать освещение жилья.
С учетом разного влияния теплого, холодного и нейтрального света на восприятие человеком окружающей обстановки, напрашивается вывод, что освещение необходимо оформлять в зависимости от функционального назначения той или иной зоны в доме или квартире. Рассмотрим несколько конкретных примеров.
Гостиная. В главной и самой большой комнате в доме или квартире оптимальным будет освещение чисто белое, то есть, нейтральное.
Связано это с тем, что в гостиной жильцы проводят очень много времени, а потому теплый расслабляющий или холодный тонизирующий свет здесь ни к чему. Нейтральный же свет, наоборот, подходит и для чтения, и для просмотра телевизора, и для игр.
Кроме того, чистый белый свет наилучшим образом подчеркивает детали интерьера. Вернее, такое освещение не искажает изначальные цвета мебели, отделки и различных украшательств.
Спальня. Поскольку эта комната используется преимущественно для отдыха, здесь предпочтение стоит отдать в пользу теплого света. Холодное освещения в спальне противопоказано вообще. А вот что касается нейтрального, то его можно организовать локально с помощью узконаправленных светильников. Мало ли, может вы любите почитать перед сном.
Ванная. Если в этой комнате общий свет будет нейтральным или холодным, ощущения на подсознательном уровне будут не самыми комфортными.
При белом, ярком или синеватом освещении ванная воспринимается, как холодная комната, независимо от реальной температуры в градусах Цельсия. Потому в ванной, джакузи, сауне, бане – только теплый свет.
Нейтральные оттенки применяются только локально, например, в зоне зеркал.
Рабочий кабинет. Здесь требуется концентрация внимания, не искаженная передача цветов, в общем обстановка, настраивающая на работу или обучение. Соответственно, для освещения такого помещения нужен нейтральный свет.
Холодный с явно выраженным синим оттенком применять не стоит, если вы пребываете здесь по несколько часов к ряду. Слишком агрессивное освещение лишь поначалу создаст иллюзию повышенной концентрации внимания и побудит к действиям.
Но уже через короткое время придет усталость, а в глазах появится резь или «песок», что не есть хорошо.
В остальных функциональных помещениях температура света подбирается по аналогичным принципам.
Источники теплого и холодного света
Итак, с пользой и вредом холодного или теплого света разобрались. Осталось только уточнить, с помощью каких источников освещения получать подходящие оттенки. Но и здесь все предельно просто и понятно.
Самым достоверным ориентиром при выборе теплого, нейтрального или холодного источника света является выраженная в тех самых кельвинах цветовая температура.
Эта характеристика указывается практически на любых современных лампочках.
Исключением являются разве что традиционные лампы накаливания, на которых кроме напряжения и мощности никакой другой информации производители не пишут. А больше ничего и не надо. Лампы накаливания по умолчанию дают теплый свет.
Однако следует помнить, что чем мощнее лампа накаливания, тем менее теплым оттенком она зальет помещение, в котором будет установлена.
Поэтому, если вы хотите получить яркий, но одновременно теплый свет в сравнительно большом помещении, применяйте несколько маломощных ламп накаливания вместо одной-двух очень мощных.
Любимые всеми энергосберегающие лампы, вопреки расхожему мнению, совсем необязательно дают белый или холодный цвет. Сегодня на рынке полно таких лампочек с самой разной цветовой температурой. Указывается она, как уже было сказано выше, на упаковке.Со светодиодными источниками света тоже все просто. Они могут давать как холодный света, так и теплый. Зависит все от самих светодиодов, которые применены производителем в конкретной модели светильника. Есть даже такие, цветовую температуру которых можно настраивать «на лету», выбирая более комфортное свечение.
Заключение
В заключение вместо того, чтобы кратко повторять вышесказанное, лучше отметим, что температура света – не единый параметр освещения, на который следует ориентироваться. Чтобы понять, о чем речь, достаточно взглянуть на следующий рисунок.
Этот график является ориентиром, по которому можно подобрать наиболее комфортное освещение не только по температуре, но и по освещенности. Последний параметр измеряется в люксах, и визуально определяется, как яркость.
По представленному графику видно, что наиболее комфортное освещение находится в достаточно узком диапазоне по кельвинам и люксам, а потому ориентироваться только на температуру при выборе источников света недостаточно.
Теория цвета
В чем разница между оттенком и цветом?
Благодаря солнечному свету человек видит мир цветным. Встает солнце, под его лучами темные предметы постепенно оживают, как бы окрашиваясь разными красками. В системе Гете триада превращается во все возможные градации спектра.
Дошкольник назовет лишь 7 основных цветов, по разным источникам, глаз обычного человека различает от 100 до 5000 окрасок, таблицы астронавтов США содержат миллионы цветовых валентностей.
Что считать цветом, а что оттенком?
Границы видимого света
Повторяя дисперсионный опыт Ньютона, любой школьник может 3-хгранной призмой разложить белый свет в спектр, в котором человеческий глаз различит участки от красного до фиолетового.
Похожую картинку разделения естественного или искусственного света на фракции дают дифракционная решетка и радуга. Источник света излучает лучи – пучки своих частичек (фотонов).
Поток фотонов содержит волны различной длины:
Цвет | Длина волны, 10-9 м |
Красный | 650-800 |
Оранжевый | 590-640 |
Желтый | 550-580 |
Зеленый | 490-530 |
Голубой | 460-480 |
Синий | 440-450 |
Фиолетовый | 390-430 |
Понятие цвета
Сами волны бесцветны. Каждый объект поглощает часть волн, а остальные отражает. Черный объект поглощает практически все падающие на него фотоны, преобразуя их энергию в тепло. Поэтому в такой одежде кажется теплее.
Серые поглощают свет меньше. От белых предметов идеально отражаются весь световой поток. Окрашивание создается вмозгу человека в зависимости от того, волны какой частоты пройдут через его глаза.
В глазах есть фоторецепторы:
- Палочки (реагируют на формы, движение);
- Колбочки (разъединяют волны в зависимости от частоты).
Человек увидит тот цветовой вариант, который сформируется в зависимости от соотношения волн, смешанных в потоке отраженного от предмета света.
Окружающие человека предметы тоже бесцветны. Стена здания кажется нам белой только при попадании на нее солнечных лучей. При синем освещении она выглядит синеватой, желтым – желтоватой и т.п. Под лампой дневного света ежевика выглядит синей, под синей лампой – ярко-синей, помещенная под желтый светофильтр, становится зеленой, а под оранжевый – почти черной.
Восприятие цветового тона зависит от индивидуальных зрительных особенностей. Дальтоник с формой заболевания протанопия увидит красный светофор как зеленый, а с формой ахроматопсия воспринимает окружающее только в серых тонах. Тренировка расширяет способности к дифференциации цветовых вариаций.
Цвет – это качественный субъективный параметр излучения в оптическом диапазоне, устанавливаемый на базе физиологического визуального ощущения, и зависящий от физических, физиологических и иных факторов оценщика.
Круг Гете
Обычно при практическом использовании флористы, художники, парикмахеры и представители других профессий, связанных так или иначе с изобразительным искусством, объединяют для удобства 2 ньютоновских диапазона от 440 до 480 нм в один синий. Считается, что существует 3 первичных цвета: синий; красный; желтый. Смешением их получают вторичные: фиолетовый, оранжевый и зеленый. Чередуя первичные окраски со вторичными, их располагают по кругу.
Если смешать вторичные, то появятся третичные: красно-фиолетовый, оранжево-красный и т.д. Третичные цветовые градации размещаются между первичными и вторичными. Половина из них (от желтого до фиолетового-красного) называется теплыми, а остальные – холодными.
Что такое оттенок?
Оттенок (валер, градация тона, колер, нюанс) – вариант цвета, образующийся при смешивании в нужных пропорциях близких окрасок. Переходя от одного варианта к другому по видимому спектру излучений, можно пройти весь непрерывный ряд спектральных вариаций.
Что общего у цвета и его оттенков?
Они являются объектами изучения одной и той же науки – колориметрии. В природе их как таковых не существует. Это продукты обработки мозгом информации, поступающей через глаза в форме оптических волн.
Алый, каштановый, кардинал, кармин, малиновый, ржавый, каштановый, киноварь, коралловый, бордовый, гранатовый… Все упомянутые оттенки принадлежат к одному и тому же участку «красного» частотного спектра от 650 до 800 нанометров.
В чем разница?
Цвет имеет 4 основных отличия от оттенка:
- Является более широким понятием. Он занимает в оптическом спектре определенную полосу частот, внутри которой расположены все его нюансы.
- Обычный человек видит все основные цветовые градации, но может не различать какие-либо градации тона. Есть мнение, что женщины из-за наличия 2-х Х-хромосом воспринимают больше вариаций красного.
- Имеет градацию по насыщенности. Наиболее насыщенный тон получается при идеальном отражении волны. Чем более полно идет отражение и меньше добавок примесей в монохроматическую волну (одночастотную), тем более насыщенную градацию тона видит человек.
- Может меняться по светлоте, оставаясь тем же по насыщенности и колеру.
Цвета, воспринимаемые глазом, делят на 2 вида:
- Хроматические (спектральные)
- Ахроматические (белый, варианты серого и черный)
За восприятие того или иного вида отвечают различные клетки органа зрения. Разная степень светлоты достигается добавлением ахроматического компонента.
Вывод
С точки зрения физиологии, цвет – это субъективное понятие, вызванное зрительным восприятием отраженного от предмета света. С технической точки зрения, ‑ индивидуальная характеристика конкретного источника излучения (например, синий моносвет). Изменяя насыщенность и светлоту того или иного цветового варианта, добиваются потрясающего многообразия оттенков.
Что такое свет и цвет?
Свет – это один из нескольких видов излучения (радиации). Его источником может быть Солнце, лампа или иное раскаленное тело. Свет проникает сквозь прозрачную воду, воздух или стекло. От большинства других, особенно блестящих как зеркало материалов он отражается. Благодаря свету мы можем видеть и общаться между собой.
Солнце и горящие лампы, экран телевизора или просто открытый огонь светятся своим собственным светом. А большинство окружающих нас предметов, света не излучают и видим мы их только благодаря тому, что они свет отражают и он попадает нам в глаза.
Предметы белого цвета отражают света больше, а потому и выглядят ярче. Черный цвет почти полностью свет поглощает и не отражает его совсем.
От зеркала свет без потерь и искажений отражается полностью, поэтому глядя в него наши глаза, видят в нем наше отражение.
Обычно распространение света идет по прямым линиям, но если на его пути есть преграда, через которую он не проходит, то за ней образуется тень.
Когда свет попадает в прозрачную среду, как вода или стекло не под углом 90 градусов то меняет свое направление. Это явление называют рефракцией или преломлением.
Это объясняется меньшей, чем в воздухе, скоростью распространения света в них. Именно поэтому соломинка в стакане с прозрачным напитком выглядит надломленной.
Цвета и волны
Белый свет представляет собой смесь всех цветов спектра. Спектром – это все составляющие света, которые можно увидеть, пропустив белый свет через призму (четырехгранный треугольный стеклянный брусок). Все составляющие цвета преломляются в призме под разным углом и набор этих цветов (спектр) становится виден.
Свет являет собой совокупность сверх коротких волн, расходящихся от источника подобно волнам воды расходящихся по ее поверхности от брошенного камня.
Расстояние от вершины одной волны до другой называют длиной волны. У света эти расстояния ничтожно малы: более 2000 волн умещаются на булавочной головке. Свет разных цветов и длину волны имеет разную.
Самые длинные волны красного света. А самые короткие – фиолетового.
Видимый нашими глазами свет, только один из многочисленного семейства электромагнитных волн. Еще в него входят инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, рентгеновские лучи и радиоволны, все они пронизывают пространство с одинаковой скоростью близкой к 300 тыс. км/с. Во всей Вселенной ничто не двигается быстрее. С такой скоростью за одну секунду можно обогнуть Землю более семи раз.
Освещение и лампы
Вещество начнет излучать свет, если его нагреть до температуры большей, чем 700 градусов С. Солнце, лампы и огонь являются источниками света, потому что они очень горячи. В лампочках накаливания ток, проходя через вольфрамовую нить, раскаляет ее добела.
Используя электричество, свет получают и другими методами. Лампы уличных фонарей заполнены парами натрия, которые и при пропускании через них электрического тока светятся желтым светом.
Стеклянная трубка, заполненная неоном, будет давать красный свет. А в лампах дневного света светятся пары ртути, через них проходит ток, и они излучают невидимые глазом ультрафиолетовые лучи.
Специальный состав, нанесенный внутри на стенки трубки, это излучение поглощает и светится сам.
Люминесцентные краски светятся, благодаря всегда присутствующему в солнечном свете ультрафиолетовому излучению.
Световые сигналы
С древности люди научились обмениваться информацией через большие расстояния на суше и на воде с помощью вспышек сигнальных фонарей. В наше время вспышки света лазера, проходя по оптоволоконным кабелям, передают на тысячи километров телефонные разговоры, видео изображение и компьютерную информацию.
Оптоволоконные кабели состоят из стеклянных нитей (волокон) которые не толще волоса. Лазерный луч, входя в них, не может никуда выйти кроме как на другой конец этой нити. Лазер, управляемый специальной электронной системой, излучает импульсы миллионы раз за секунду. Вспышки лазера – цифровые коды, получается передача чисел.
На другом конце волокна эти вспышки вновь преобразуются в видео изображение или звуки.
Из истории света
Люди пользовались различными светильниками с незапамятных времен. Первые свечи появились около 2-х тысяч лет назад в Египте. В начале 19-го века получили широкое распространение газовые уличные фонари, но свет их мерцал и был не ярок. Изобретение газокалильной сетки позволило решить эти проблемы.
Это был колпак из материи, пропитанной химическим составом светящимся ярко-белым светом при нагревании. Первые лампы накаливания светящиеся от электричества появились благодаря стараниям Джозефа Свана и Томаса Эдисона в конце 70-х годов 19-го столетия. Эти лампы и стали предками нынешних ламп накаливания.
Сейчас они не дороги, но излучают все же, больше тепла, нежели света. Более эффективны маленькие люминесцентные трубки, которые потребляют энергии в пять раз меньше при излучении такого же количества света.
Использование таких источников света помогает не только сэкономить деньги на электричестве, но и сохранить природные ресурсы (уголь, газ, нефть) сжигаемые на тепловых электростанциях. И улучшить экологическую ситуацию своей страны.
Ведь при меньшем потреблении энергии, будет сжигаться меньше топлива и вредных выбросов в атмосферу тоже станет меньше. Значит воздух в городах и селах будет чище, а люди живущие в них здоровее.