Разница между стихом и стихотворением

Стихотворные размеры: ямб и хорей, дактиль и амфибрахий. Примеры стихов

Разница между стихом и стихотворением

Ямб и хорей – примеры стихов, написанных ямбом. Дактиль, амфибрахий и анапест – что это такое? Как определить стихотворный размер? Что такое двусложный ямб? Примеры стихотворений Пушкина, написанных ямбом и хореем. Литература, 6 класс.

Николай Ге. «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском». 1875

Стихотворный размер – это ритмическая форма стихотворения. Он определяет чередование безударных и ударных слогов, структуру стиха.

Единица измерения стихотворного размера – стопа. Стопа состоит из нескольких слогов: один из них ударный, другие – безударные.

Например, в строке четыре стопы. В каждой стопе два слога: первый ударный, а второй – безударный. Это называется четырехстопный хорей: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет.

Что такое ямб и хорей. Примеры стихов

Двухсложные стопы состоят из двух слогов. Наиболее популярные двухсложные размеры – ямб и хорей.

  • Хрей – двудольный размер с ударением на первую долю.Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
  • Ямб – двудольный размер с ударением на вторую долюМоро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный

Что такое дактиль, амфибрахий и анапест. Примеры стихов

Самые распространенные трехсложные размеры – дактиль, амфибрахий и анапест.

  • Дактиль – один ударный слог, за которым идут два безударных.Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
  • Амфибрахий – второй слог ударный, первый и третий безударные.Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях.
  • Анапест (антидактиль) – два безударных слога, а затем один ударный.О, весна́ без конца́ и без кра́ю

Как определить стихотворный размер

  1. Посчитайте количество слогов в строке. Для этого подчеркните все гласные буквы: сколько гласных – столько и слогов.

  2. Прочтите строку вслух и расставьте ударения.

    1. Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.

    2. Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.

  3. Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.

  4. Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.

Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

˘ безударный слог

¯ ударный слог

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу.

НазваниеСхемаПример
Ямб˘ ¯Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,Он Уважа́ть себя́ заста́вилИ лу́чше вы́думАть не мо́гА.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
Хорей¯ ˘Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,Ви́хри сне́жные крутя́;То, как зве́рь, она́ заво́ет,То запла́чет, как дитя́…А.С. Пушкин, «Зимний вечер»
Дактиль¯ ˘ ˘Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ныйВо́здух уста́лые си́лы бодри́тН.А. Некрасов, «Железная дорога»
Амфибрахий˘ ¯ ˘Есть же́нщины в ру́сских селе́ньяхС споко́йною ва́жностью ли́ц,С краси́вою си́лой в движе́ньях,С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.Н.А. Некрасов
Анапест˘ ˘ ¯Есть в напе́вах твои́х сокрове́нныхРокова́я о ги́бели ве́сть.Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,Поруга́ние сча́стия е́сть.Александр Блок, «К Музе»

Как запомнить названия стихотворных размеров?

  • Ямб и хорей запоминаем от противного. В слове «я́мб» ударение ставится на первый слог. В слове «хоре́й» – на второй. Запомните, что в самих размерах всё наоборот: в ямбе под ударением будет второй слог, а хорее – первый.
  • Чтобы запомнить пять стилей, выучите ударения в пяти вариантах мужского имени Иван:Ива́н – ямбВа́ня – хорейВа́нечка – дактильВаню́ша – амфибрахийИоа́нн – анапест
  • Выучите стихотворение В.В. Онуфриева о трехсложных размерах.Во́все не сло́жные [дактиль]Разме́ры трёхсло́жные, [амфибрахий]Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст. [анапест]Да́ктиль – он пе́рвый, [дактиль]Второ́й – амфибра́хий, [амфибрахий]Ну а тре́тий уже анапе́ст! [анапест]

Какие еще бывают стихотворные размеры?

Существует и множество других стихотворных размеров. Например, односложный брахиколон, двусложные дибрахий и спондей, трехсложные трибрахий, бакхий etc. Подробнее о них можно почитать в «Википедии» и других источниках.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия – Что лучше

Разница между стихом и стихотворением

Творческий процесс понятие сумбурное и личное, поэтому точно и четко разграничить жанры стихотворения и прозы невозможно. Какой бы ни был параметр, это получается далеко не всегда. Существуют относительные правила, которые условно делят эти два текстовых выражения творчества.

Стихотворный прозаический текст

Первый вид текста представляют всевозможные жанры – песни, поэмы, стихи, баллады, частушки и многое другое. По сути, это авторское выражение оригинальной мысли с помощью построения ритмичных предложений. То есть слова, наделенные смыслом и обладающие рифмой.

Стихи – это крайне эмоциональное и очень личное творчество
. Даже жесткие гражданские произведения или меланхоличные описания погоды часто содержат яркие переживания автора.

Например, за простыми строками «лапы у елей дрожат на ветру» Высоцкого звучит некая внутренняя дрожь и беспокойство автора.

Кроме того, творчество поэта часто символично и общается с читателями не прямыми формулировками, а намеками.

Прозаический текст считается более приземленным и обстоятельным
. Он в большинстве своем описывает события, а на их фоне уже проваляются эмоции. Жанры прозы обычно больше и не подразумевают такой благозвучности, как стихотворный текст.

Прозаические тексты это описание эмоций, а не их символичное выражение, как в стихах. Однако все эти правила, особенно после эпохи модернизма и постмодернизма сильно расшатаны и некоторые авторы, например, Шарль Бодлер, называют свои явно прозаичные рассказы стихами. Спорить с автором бессмысленно, поэтому искусство слова принимает в себя все новшества нового времени.

Различия между прозой и стихотворением

Если не брать во внимание радикальных новаторов, можно утверждать следующие различия между данными видами творчества:

  1. Стихотворения в подавляющем большинстве более эмоциональны, чем прозаический текст, а значит, и вызывают более чувственную реакцию, чем умственную.
  2. Стихи это ритмичные предложения, оформленные по строгим правилам, даже тексты, не отличающиеся мелодичностью, обычно имеют ряд условий, без выполнения которых они не относятся к нужному жанру, например, японские хокку. Проза, особенно современная, свободна от таких условий и может проявляться в любом виде. Например, существует роман в виде кроссворда Павича Милорада «Пейзаж, нарисованный чаем» или книга рецептов с сюжетом от Лауры Эскивель «Чампуррадо для жены моего мужа». Конечно прозаические тексты имеют определенный ритм, однако он менее строг и не требует какой-либо мелодичности на слух. Безусловно, красоту прозы невозможно сравнивать со стихотворной – это абсолютно разные вещи.
  3. Проза зачастую подразумевает более общее и отстраненное описание событий. Даже если автор выражает нечто очень личное, как у Марселя Пруста, он описывает это несколько отстранено, через рассказ о внешнем мире. Стихи же выражают острую эмоцию почти в чистом виде, насколько это вообще возможно словами. Здесь нет обстоятельности в описании.
  4. Стихотворный текст гораздо плотнее наполнен символами и ассоциациями. Если автор стиха пишет об иве, это почти всегда не просто дерево, а обозначение девичьей чистоты или хрупкости, печальной судьбы страны или героя и так далее. У прозаика любое дерево, почти всегда просто растительность в почве и нужно для фона.
  5. Смысл стиха часто более узкий, но от этого не обязательно более плоский или простой. Скорее наоборот, возможности такого построения текста безграничны, потому что буквально парой предложений автор может вызвать бурю эмоций, впечатлений, мыслей. Суть здесь проявляется шире, а значит и каждый человек может понимать ее по своему, согласно своему убеждению, характеру и моральным принципам. Проза, наоборот, благодаря точному описанию может сузить смысл и привести читатель именно к тем мыслям, которые задумывал автор.
  6. Стихи сложнее однозначно расшифровать, точно сказать, что имел в виду автор. Проза часто более понятна, ее легче воспринять одинаково, хотя и вызывать она может различные эмоции.
  7. В стихотворении составляющие части часто примерно равного размера. Такая ситуация диктуется необходимостью в рифме и мелодичности. Проза же может быть в любой форме, главы, абзацы, могут быть любого размера, это не повлияет на их звучание.

Все эти различия действуют для подавляющего большинства текстов. Надо сказать, что есть стихи и проза, не вписывающиеся в то или иное правило. Например, существовали авторы, придумывающие для своих стихов новые, не понятные никому слова. В итоге произведении выглядели как ритмичный набор звуков и по сути, для аудитории не имели никакого смысла.

Отличить не всегда так уж просто

Письменные произведения художественного характера начали появляться еще во времена Античности. Суть в том, что любой такой текст считался поэзией, какую бы форму не имел. И проза и стихотворения имеют одни корни поэтому, даже приобретя солидное количество различий, они постоянно соприкасаются и смешиваются.

Поэтому, чтобы различить эти два вида текста стоит полагаться не только на правила, но и на интуицию, а также читать то, что именно говорят о своих произведениях авторы.

Поэма!

Поэма (др.-греч. Ποίημα
) — это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. д.

Поэма — произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах. Также поэмой называют произведения, созданные на основе народных сказаний, преданий, эпических рассказов. Классическим видом поэмы принято считать эпопею. В переводе с греческого языка поэма — это творение.

Возникнув в первобытном родовом обществе в виде песен, поэма прочно сложилась и широко развернулась в последующих эпохах. Но вскоре поэма потеряла значение ведущего жанра.

Поэмы разных эпох имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является определённая эпоха, суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека (в эпике и лиро-эпике) или в виде описания мироощущения (в лирике).

В отличие от стихотворений, для поэм характерен посыл, так как в них провозглашаются или оцениваются общественные идеалы. Поэмы практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах отдельные фрагменты стремятся превратиться в единое повествование.

Поэмы — самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями» прошлого.

Ранние образцы эпических поэм: в Индии — народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.), в Греции — «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме — «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.) и др.

Наибольшую законченность поэма получила в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее», классических образцах данного жанра — эпопеях. В них отражались большие события, а целостность охвата действительности позволяла останавливаться на мелочах и создавать сложную систему персонажей. В поэмах-эпопеях утверждался широкий народный смысл, борьба за силу и значение народа.

Поскольку условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены, поэмы в своей подлинной форме не могли вновь появиться — поэма деградирует, получая целый ряд отличий.

В античной Европе появились пародийно-сатирические (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактические («Труды и дни» Гесиода, 8-7 вв. до н. э.) поэмы.

Они развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее.

Героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»).

Её композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобождённом Иерусалиме» Т. Тассо). Сюжету мифологической эпопеи пришёл на смену облегчённый сюжет рыцарской поэмы (его влияние ощутимо в «Неистовом Орландо» Л.

Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера). Традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки).

В Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).

Поэма! Поэму часто называют романом в стихах.

Расцвет жанра поэмы происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. Поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).

В русской литературе начала 20 века возникла тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Интимнейшие переживания соотносятся с историческими потрясениями («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание » А. Белого). В поэме А. А. Ахматовой «Реквием» эпический сюжет скрыт за чередованием лирических высказываний.

В советской поэзии существовали различные жанровые разновидности поэмы: возрождающие героическое начало («Хорошо! » Маяковского, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского), поэмы лирико-психологические («Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), философские, исторические и др.

Поэма как лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и исторические события, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии, хотя в современном мире мало авторов этого жанра.

Источник:

Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике

Разница между стихом и стихотворением

Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.

Основные понятия системы стихосложения

Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.

Стих

Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности.

Ритмика стиха

Подчиняется трем основным схемам:

  1. Тоническая – тоника – рисунок определяют ударные слоги. Их количество в каждой строке одинаково, а безударные слоги в учет не берут.
  2. Силлабическая – силлабика – учитывают только общее количество слогов, не подразделяя на ударные и безударные.
  3. Силлабо-тоническая – силлабо-тоника – ритмический рисунок стиха определяют количество слогов и сочетание ударных/безударных одновременно.

Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника:

Дольник — (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — —
Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — /
Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — —
Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /

Акцентный стих тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов.

Строфа

Группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Виды строф в лирике

Трехстишие: терцеп, терация

Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы

Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Пятистишие

Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина

Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм.

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)

Семистишие: септима

Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Твердые стихотворные формы

Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения

Рифма

Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:

  • Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
  • Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.
  • Женска: гОремя — мОрем
  • Мужская: садУ — льдУ
  • Гипердактилическая: нЕнависти — откровЕнно вести
  • Дактилическая: глубОкая — одинОкая

Верлибр / Белый стих / Свободный стих (есть размер, нет рифмы)

Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.

Стопа

Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

Первый пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы. Второй пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.

Трехсложных размеров три:

  • дактиль – Убб (КтО бы ни звАл – не хо чУ – Убб/Убб/У);
  • амфибрахий – бУб/ (обхОдит владЕнья своИ – бУб/бУб/бУ);
  • анапест – ббУ/ (одинОкая жИзнь не милА – ббУ/ббУ/ббУ).

Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:

  • Хорей: ВАня-ВАн-ВАн-ВАн
  • Ямб: ИвАнвАнвАнвАн
  • Дактиль: ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
  • Амфибрахий: ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
  • Анапест: ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн

Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.

Смотри также:

Почему люди не понимают разницу между

Разница между стихом и стихотворением

4 Ответы Книги, Литература

Лучший ответ

  • i2a-anna 6 (18298)3828 8 лет  Как минимум две строчки должно быть, не? Стих – это строго одна строчка стихотворения. Две строчки – это уже строфа, т.н. двустишие.Не у всех людей есть филологическое образование, не у всех в школе хорошо преподавали литературу, не все, в конце концов, интересуются соответствующей терминологией. Да и не нужно это человеку, жизнь которого не связана с литературой.

Ответы

  • mr starlight (31) 7 (23144)694250 8 лет  а почему люди не понимают разницы между словами “и” и “или” ?
  • какао (2019) 2 (440)1510 8 лет  а стих это может быть просто одна строчка Это как?!Как минимум две строчки должно быть, не?
  • belladonnna 6 (5480)146 8 лет  Нобелевский лауреат Иосиф Бродский вообще свои творения стишатами называл   А ведь гениальные творения то  !!Начните писать сами – будете с юмором относится к тому, как называют . Я серьёзно ! Писать простые четверостишия таланта не нужно ! В 19-м веке этот навык являлся обязательным в классическом образовании . P/s: возникнет желание потренироваться в стихосложении – пишите в личку, охотно помогу  
  • Тот кто эти стихотворения написал может быть поэтом?Думаю ,это не белые стихи.Считаю , если человек , читая  , попадает в унисон , то можно….
  • Кто написал этот стих? Кто- то из 7 млрд человек.
  • подскажите стихи для 5 класса 8-12 строчекВоскресенье – вот везенье! Воскресенья так нужны! Потому что в воскресенье Мама делает блины. Папа к чаю чашки моет. Вытираем их вдвоем, А потом мы всей семьею Чай с блинами долго пьем. А в окошко льется песня, Я и сам запеть готов, Хорошо, когда мы вместе, Даже если нет блинов.))))))))
  • Девушки, а вам парни стихи писали? Какие эмоции? ) Писал, да. Эмоции? нежность.
  • Здравствуйте, мне надо найти стихотворение о бабочке 8 строк?Если есть такое скажите. Спасибо.Ты прав – одним воздушным очертаньемЯ так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем -Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась ?Куда спешу ? Здесь на цветок я лёгкий опустилась,И вот – дышу.Афанасий Фет
  • покажите короткий и очень со смыслом стих?аптека,фонарь,ночь,улица,ночь,фонарь,аптека,фонарь,улица,аптека,фонарь…
  • Парни вы пишете своим дамам стихи?А вы дамы как отнесетесь если вам неожидано посветят стихотворения?)ХЗ, если девушка давно знакома, то это на неё подействует положительно, определённо, главное, чтоб это не было банальностью, не было списано с нета, ладно (хорошо) звучало. Желательно чтоб было именно о ней и видно, что это сочинил ты. И ещё не пытайся так вернуть девушку, скорее всего как в (2)А если девушка с которой только начались отношения, то(2) это её молжет спугнуть…и да… не пишу и тебе не советую )))) глупасти это. дамы (как и мужики) обычно считают это неким видом задротства )))
  • Любите стихи?свои или чьи-то..какое ваше любимое стихотворение?О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепости страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей!Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил: она моя…Год не прошел — спроси и сведай,Что уцелело от нея?Куда ланит девались розы,Улыбка уст и блеск очей?Всё опалили, выжгли слезыГорячей влагою своей.Ты помнишь ли, при вашей встрече,При первой встрече роковой,Ее волшебны взоры, речиИ смех  младенческо-живой?И что ж  теперь? И  где  ж  всё это?И долговечен ли был сон?Увы, как северное лето,Был  мимолетным  гостем он! (Тютчев)
  • Помогите перевести с английского?Мрачные уста львов,Ухмылки крокодилов – молодых,По руслу реки конвоируют миллионыОстровков остротыКак он мил, сынОвдовевшей королевы,и моряк …Неотразимый моряк покидает сирену,Её вдовий плач, южнее островка.Это Диана дворов бараковСлишком короток сонРассвет и лампады едва потухлиМы просыпаемся -Оборванная фанфараЧто-то вроде … , до конца не понял смыслПохоже что про сон и в конце в реальность обрывается автор, а во сне про экзотическую страну, моряка, много сирен – может автора недавно обманула девушка . В начале угрюмые лица старшего поколения и ухмылки молодых, тоже намекают на что-то. Если знать об авторе и периоде его жизни тогда можно анализировать
  • Как вам слова к песни?Вот просмотрите здесь и сами разберитесь(а так не плохо лично на моё мнение): http://www.chitalnya.ru/commentary/7058/

Чем отличается стих от прозы?

Разница между стихом и стихотворением

На первый взгляд, ответ на вопрос: «Чем отличается стих от прозы», кажется очевидным.

Большинство людей, при слове «стих», скорее всего, вспомнят графическое изображение стихотворения из учебника по литературе, поделенное на рифмованные строки.

Поэтому, можно сказать, что рифма и запись «столбиком» являются основными отличительными чертами стихов. Однако, существование таких видов поэзии, как хокку и верлибр (свободное стихотворение), опровергает это утверждение.

Из истории возникновения прозы и поэзии

Само слово «поэзия», восходящее к греческому слову poieo (создавать, творить), указывает на созидательное, искусственное творческое происхождение. Позднее термин приобрел более широкое значение. Сегодня поэзией называют не только стихотворную литературную форму, но и всё, что, так или иначе, связано с творческой деятельностью, искусством.

https://www.youtube.com/watch?v=CJl7X6NEHiw

Зарождавшееся ритмическое слово было изначально тесно связано с музыкальными и танцевальными обрядовыми действами первобытных племен. Первые возникающие поэтические произведения, вероятно, являлись откликами на различные события в жизни людей: удачную охоту, войну, урожайность и выпас скота. В единстве действия и движений, музыкального и словесного ритма возникало поэтическое искусство.

Понятие поэзии как словесного искусства, основанного на ритме, хорошо известно у древних греков. В героическом эпосе и поэмах Древней Греции зачастую исполнявшихся с музыкальным сопровождением, можно проследить истоки первобытных песенных обрядов и танцев.

Именно тягой к ритму объясняется своеобразная графическая манера записи поэтических произведений – интонационными рядами, или стихами (от греч. «ряд, строй»).

В более широком смысле, словом «стих», обозначают речь или художественное произведение, основанные на определенном образом заданной последовательности слогов и строф.

Расцвет поэтического искусства, пришедшийся на Древнее время и Средневековье можно объяснить также и слабым развитием письменности. Основанная на ритме стихотворная форма повествования позволяла употреблять более ёмкие и законченные метафоры, обладала более яркими и насыщенными образами, что позволяло лучше запоминать и, точнее, излагать мысли.

Слово «проза», образовано от латинского prosus (свободный, вольный) и его производными в Древнем Риме обозначали речь ораторскую, не связанную с ритмическим повторением.

Первые признаки заката поэзии как главенствующей литературной формы появляются в период Классического (11–14 вв.) и Позднего Средневековья (14–16 вв.). Это время характеризуется становлением и расцветом прозаических художественных произведений.

Процветание средневековых городов и образование в них нового класса общества – буржуазии, развитие торговли и коммерции подталкивают к необходимости книгопечатания и создания множества юридических, публицистических произведений, написанных прозой.

В это время прозаические тексты воспринимаются всё еще как маргинальные, в отличие от поэтических, сохраняющих за собой право именоваться «художественными».

Появление и укрепление таких жанров, как повесть и новелла, а позднее и роман, приводят к тому, что с 19 века проза занимает ведущее место в художественной литературе.

Сравнение стиха и прозы

Самым явным различием стихотворной и прозаической речи является их графическое оформление. Проза, подразделяемая на абзацы и предложения, хоть и содержит в себе определенную ритмичность, но заметить её сложнее, чем в поэтическом произведении.

В последнем же разделение на строки играет непосредственно ритмообразовывающую роль и хорошо заметно как при чтении стиха, так и при его написании. Даже при отсутствии рифмы читающий будет отделять каждую прочитанную строку в стихотворении небольшой паузой.

Однако однозначного определяющего признака стихотворной речи не существует. Ритм и рифма могут содержаться как в поэтическом, так и в прозаическом тексте. Графическое оформление также не является показателем, ведь существуют такие композиционные примеры текстов, по которым сложно в точности определить являются они прозой или поэзией.

Встречаются художественные произведения, в которых отсутствует рифма и присутствует лишь метрическое деление (белый стих). Бывают лишенные жестких ритмометрических композиций, но графически поделенные на строки стихотворения (верлибр, или свободный стих).

Существует также мнимая проза – тексты с отчетливым метром и рифмой, но неразделенные на строки.

Основные различия между стихом и прозой

  1. Наличие ярко выраженного ритма в стихе и скрытого, не всегда заметного в прозе.
  2. Рифма является частым признаком стихотворения, тогда как в прозе использование рифмы зачастую ограничено стихотворными вставками.

  3. Благодаря форме стиха, мысль, выраженная в нём, является более сжатой и апеллирует компактными образами и метафорами, а для прозы свойственно описательное построение.
  4. Записать стихотворение удобнее с помощью равных и коротких отрезков, проза же графически тяготеет к широте и последовательности.

Получается, что точное определение по одному отдельно взятому признаку не позволяет утверждать, является текст стихотворным или прозаическим. Лишь принимая в расчет несколько отличительных свойств, можно будет четко отделить прозу от поэзии.

Но необходимо не забывать, что существует большое количество не поддающихся точной классификации жанров, например, верлибр или мнимая проза.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.