Разница между согласованными и несогласованными оперделениями

Согласованные и несогласованные определения

Разница между согласованными и несогласованными оперделениями

Различаем в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные чле­ны — согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния. Выясним, что такое согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния в рус­ской грам­ма­ти­ке.

В пред­ло­же­нии, кро­ме грам­ма­ти­че­ской осно­вы, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое. Подлежащее пояс­ня­ют, как пра­ви­ло, опре­де­ле­ния.

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, кото­рое может быть выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным, место­име­ни­ем или сло­вом любой части речи в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го.

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи выра­же­но опре­де­ле­ние, какой вид под­чи­ни­тель­ной свя­зью суще­ству­ет меж­ду глав­ным сло­вом и зави­си­мым, в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Согласованные определения

Согласованные опре­де­ле­ния так назы­ва­ют­ся, пото­му что они свя­зы­ва­ют­ся в пред­ло­же­нии с под­ле­жа­щим или вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния.

Согласованными опре­де­ле­ни­я­ми явля­ют­ся, как пра­ви­ло, сло­ва сле­ду­ю­щих частей речи и фор­мы слов:

  • при­ла­га­тель­ные;
  • местоимения-прилагательные;
  • поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные;
  • при­ча­стия оди­ноч­ные и с зави­си­мы­ми сло­ва­ми (при­част­ный обо­рот).

Вижу твой жре­бий на свет­лом челе (А. С. Пушкин)

Жребий какой? твой (и.п. ед.ч. м.р. при­тя­жа­тель­но­го место­име­ния).

Самые мяг­кие и тро­га­тель­ные сти­хи, кни­ги и кар­ти­ны напи­са­ны рус­ски­ми поэта­ми, писа­те­ля­ми и худож­ни­ка­ми об осе­ни ( К. Паустовский).

В этом пред­ло­же­нии име­ют­ся согла­со­ван­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми:

  • сти­хи (сущ. в фор­ме им.п. мн.ч.) какие? самые мяг­кие и тро­га­тель­ные ( фор­ма им.п. мн.ч. пре­вос­ход­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го);
  • поэта­ми (т.п. мн.ч.) каки­ми? рус­ски­ми (т.п. мн.ч.).

По реке нес­ло жел­то­ва­тую пену, похо­жую на сби­тый белок (К. Паустовский).

  • пену какую? жел­то­ва­тую (в.п. ед.ч. ж.р.);
  • пену какую? похо­жую на сби­тый белок (в.п. ед.ч.)

Будем иметь в виду, что необособ­лен­ные и обособ­лен­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные обо­ро­та­ми с глав­ным сло­вом в виде при­ла­га­тель­но­го или при­ча­стия, явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — согла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем.

Яркими поло­са­ми ухо­дят вдаль сизые, покры­тые ноч­ной росой ози­ми.

Озими какие? сизые, покры­тые ноч­ной росой — согла­со­ван­ные одно­род­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ным и при­част­ным обо­ро­том.

Сквозь при­щу­рен­ные веки он [кот] наблю­дал за пры­га­ю­щи­ми по зем­ле пти­ца­ми, но те дер­жа­лись на без­опас­ном рас­сто­я­нии (М. Пришвин).

  • сквозь веки (в.п. мн.ч.) какие? при­щу­рен­ные (в. п. мн.ч. при­ча­стия);
  • за пти­ца­ми каки­ми? пры­га­ю­щи­ми по зем­ле — согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­част­ным обо­ро­том;
  • на рас­сто­я­нии каком? без­опас­ном (п.п. ед.ч. ср.р. при­ла­га­тель­но­го).

Несогласованные определения

Несогласованные опре­де­ле­ния не сов­па­да­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми и пр.). Они свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния, реже, спо­со­бом при­мы­ка­ния.

Несогласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи, напри­мер:

1. суще­стви­тель­ным, место­име­ни­ем в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа с пред­ло­гом или без него

На поверх­но­сти воды пла­ва­ли огром­ные тёмно-зеленые листья белых кув­ши­нок.

В этом пред­ло­же­нии, кро­ме согла­со­ван­ных опре­де­ле­ний (огром­ные темно-зеленые листья, белых кув­ши­нок) ука­жем ряд несо­гла­со­ван­ных, свя­зан­ных с суще­стви­тель­ным спо­со­бом управ­ле­ния:

  • на поверх­но­сти (п.п. ед.ч. ж.р.) чьей? воды (р. п. ед. ч. ж. р.);
  • листья (и.п. мн.ч.) чьи? кув­ши­нок (р. п. мн. ч.).

Всё его лицо было неве­ли­ко, худо, в вес­нуш­ках (И. С. Тургенев)

Лицо чье? его (при­тя­жа­тель­ное место­име­ние в фор­ме р.п. ед.ч.)

2. Несогласованное опре­де­ле­ние — син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние (суще­стви­тель­ное и при­ла­га­тель­ное, суще­стви­тель­ное и чис­ли­тель­ное)

Гардероб (какой?) чер­но­го дере­ва был огром­ных раз­ме­ров (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Мальчик (какой?) лет две­на­дца­ти выбе­жал гостям навстре­чу.

3. В роли несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния высту­па­ет про­стая фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го

Одна из деву­шек, (какая?) постар­ше, на меня едва обра­ти­ла вни­ма­ние (А. П. Чехов).

4. Несогласованное опре­де­ле­ние — наре­чие

В окна (какие?) нарас­паш­ку зале­тал игри­вый лет­ний вете­рок  и стал наду­вать пару­сом зана­вес­ки.

5. Неопределенная фор­ма гла­го­ла (инфи­ни­тив) пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное.

Стремление (какое?) побеж­дать, счи­та­ют совре­мен­ни­ки, было основ­ным каче­ством пол­ко­вод­ца А. Суворова.

Простая фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го, наре­чие и инфи­ни­тив при­со­еди­ня­ют­ся к глав­но­му сло­ву спо­со­бом при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласованные опре­де­ле­нияНесогласованные опре­де­ле­ния
Обычная школь­ни­цаШкольница из Москвы
Затаенная улыб­каУлыбка невзна­чай
Скромное жела­ниеЖелание путе­ше­ство­вать
Крупную шиш­куШишку с чешу­ей
Задумчивый взглядВзгляд испод­ло­бья
Наша девоч­каДевочка в фут­бол­ке

Тест

Проверим себя и ука­жем в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Вслед за чемо­да­ном вне­сен был неболь­шой лар­чик крас­но­го дере­ва с штуч­ны­ми выклад­ка­ми из карель­ской бере­зы, сапож­ные колод­ки и завер­ну­тая в синюю бума­гу жаре­ная кури­ца (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

Она рос­ла на неболь­шой поляне, пря­мая и строй­ная бере­за с белым ство­лом, с паху­чи­ми, лако­вы­ми листоч­ка­ми (Н. Вагнер).

Зеленоватый сумрач­ный воз­дух, напол­нен­ный сол­неч­ным дымом и жел­ты­ми отсве­та­ми скал, стру­ил­ся над нами (К. Паустовский).

В шуме вет­ра слы­шал­ся как буд­то отда­лен­ный плач мла­ден­ца, а ино­гда вой голод­но­го вол­ка (С. Т. Аксаков).

Строгое лицо его было груст­но и насмеш­ли­во, как у разо­ча­ро­ван­но­го (А. П. Чехов).

Пройдя немно­го, я выбрал­ся к неболь­шой реч­ке с забав­ным назва­ни­ем Незнайка, усел­ся на бере­жок и заки­нул удоч­ку (Г. Скребицкий).

Согласованные и несогласованные определения в русском языке – способы выражения и правила обособления

Разница между согласованными и несогласованными оперделениями

Второстепенный член предложения, к которому можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие? чей?, называется определением. Они бывают согласованными и несогласованными.

Согласованные употребляются в том же роде, числе и падеже, как и определяемые ими слова: За пустым столиком сидела маленькая девочка и ела мороженое.

Примеры согласованных определений, которые могут быть выражены:

  • прилагательным в полной форме: веселое кино, гордый орел, мамин плащ, простой пример;
  • полным причастием: освещенное окно, дремлющий кот, заполненная таблица;
  • местоимением: этот праздник, твой шарф, свое дело;
  • порядковым числительным: второй дом, десятому ученику по списку, на первой парте;
  • числительным один: один карандаш, в одну сторону, одна часть.

Определения могут быть и несогласованными, то есть не совпадать в грамматической форме с определяемым словом, находиться с ним в несогласовании, то есть в других видах подчинительной связи — управления (дом из кирпича) и примыкания (яйцо всмятку). Несогласованные определения подчеркиваются волнистой линией, как и согласованные.

Чаще всего они могут быть выражены именем существительным с предлогом и без предлога и иметь разные значения. Способы выражения несогласованного определения, примеры:

  1. Материал, из которого выполнен предмет: В комнату вошла женщина в пальто из кожи. Приборы на столе были из розового фарфора.
  2. Назначения предмета: Ящики для цемента должны иметь плотное дно. Домик для кошки можно сделать своими руками.
  3. Сопутствующий признак: Женщина в косынке направилась к своему вагону, и следователь на секунду упустил ее из виду. Преступник в серой куртке скоро смешался с толпой.

Роль несогласованных определений могут выполнять притяжательные местоимения: В его доме зажегся свет (в чьем доме?). Ее глаза снились Петру каждую ночь (чьи глаза?). Несогласованным будет и определение, выраженное именем прилагательным в сравнительной степени: Каждому хочется получить денег побольше. У соседа напротив дом получше моего.

Часто в роли несогласованных определений используются наречия, обозначающие направление, качество и способ действия: Давайте выслушаем вашего соседа справа. Бабушка любила чай вприкуску.

В некоторых случаях несогласованное определение при отвлеченных существительных (счастье, радость, необходимость, желание) может выражаться с помощью глагола неопределенной формы: Мать имела привычку говорить с собой.

Каждый имеет желание быть счастливым.

Правила обособления

Чтобы правильно расставить знаки препинания при употреблении согласованных определений, нужно знать, какой частью речи выражено главное слово и положение определения по отношению к нему, а также обратить внимание на способ его выражения.

С двух сторон ставятся запятые, если определение является распространенным членом предложения и выражено причастием или прилагательным с зависимыми словами: Ее корзина, полная ягод, стояла на пеньке. Окно, украшенное наличником, видно было издалека.

Запятые не ставятся, если определение относится не только к существительному, но и к глаголу: Настенька стояла обездвиженная еще несколько минут. Обособляются два или несколько определений, находящихся после главного слова: Она шла вдоль дороги, умиротворенная, счастливая. Пришла зима, ветреная, снежная, с метелями.

Обособляется одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если обозначает состояние или указывает на причину: Зиночка, расстроенная, стала собираться домой.

Необходимо обособление одиночного определения, если оно стоит впереди определяемого слова и несет оттенок уступительного, условного или причинного значения: Разозленный, Жиганов не сразу сообразил, что оружие нужно было спрятать в войсковой части.

Что касается обособленных несогласованных членов предложения, то оно связано со многими аспектами:

  • распространенностью;
  • значением главного слова;
  • смыслом данного контекста.

Нуждаются в выделении запятыми те члены предложения, которые употреблены в косвенном падеже и имеют дополнительное значение: Девушка, с коромыслом в руках, подошла столу.

Выделение запятыми необходимо и в других случаях: после собственного имени с добавочным признаком (Еремин, с опухшим лицом, вышел к собравшимся).

После личного местоимения при конкретизации некоторых моментов (Он, подстриженный, прошел мимо Людмилы с довольным видом).

После согласованного определения в роли однородного члена (Следующей вошла Аксинья, красная, со злым видом, готовая разнести все вокруг).

Способы разграничения

Школьники обычно затрудняются в ответе, чем отличаются согласованные от несогласованных, путаются в разграничении определений, находящихся в несогласовании с главным словом, от дополнений и обстоятельств как в классе на уроке, так и при выполнении домашних упражнений. Эти члены предложения оба в косвенных падежах и формально ничем не отличаются. Отличия можно найти с помощью синтаксиса:

  • определения поясняют существительные, местоимения, указывающие на предмет; дополнения — глаголы, причастия и деепричастия.
  • определения отвечают на вопросы Какой? Чей?, а дополнения — на вопросы косвенных падежей.

Можно найти и другие варианты отличия. Например, можно заменить одно другим: буфет у вокзала — привокзальный буфет; домик лесника — лесничий домик. Когда замена невозможна, есть другой выход — придумать аналогичные примеры, у которых морфологизация допустима: книга для чтения — книга для записей — записная книжка.

Приложение как вид определения

Приложением называется определение, которое выражено именем существительным, дающим ему другое название: Вот моя любимая собака, по прозвищу Кустик.

Приложение выполняет несколько иные функции: предназначено для обозначения одного и того же предмета.

Приложение и определяемое слово стоят в одном падеже, или первое остается в именительном падеже независимо от главного слова: царь-батюшка, о царе-батюшке; газета «Московский комсомолец», в газете «Московский комсомолец».

Приложение выражается в форме:

  • имени существительного с союзом как: Тебе, как воспитанному человеку, должно быть стыдно;
  • имени существительного со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом : Есть у Гриши один старый друг, родом из Дагестана.

Приложения поясняют имена существительные (дочка-отличница); личные местоимения (вот она, моя деревня); прилагательные, числительные, причастия, которые выполняют роль существительного: Самый маленький, Сережа, вызывал чувство жалости. Приложения и определяемые слова могут держать связь через дефис или без него. Дефис употребляется, если:

  1. Оба слова являются нарицательными именами: ученый-физик, кабачок-гигант.
  2. Приложение является именем собственным, которое стоит перед словом, обозначающим родовое наименование: Вятка-река, Самара-городок. При перестановке слов дефис не нужен: городок Самара, река Вятка.
  3. Оба слова стали устойчивыми выражениями: царь-батюшка, матушка-Русь.
  4. Приложение стоит после имени собственного и составляет с ним одно целое: Янковский-младший, Иван-дурак, Дюма-сын.

Дефис не ставится, если при сочетании двух нарицательных имен приложение стоит после определяемого существительного и может быть заменено согласованным словом: красавица девица — красивая девица (но: девица-красавица); богач жених — богатый жених (но: жених-богач).

Дефис не нужен и в том случае, если в словосочетании оба слова — нарицательные имена, первое из которых означает родовое понятие, а второе — видовое: цветок фиалка, газ водород, брюква азиатская. Однако при образовании единого научного термина, устоявшегося в общественном мнении, дефис ставится: мышь-полевка, заяц-беляк, бабочка-капустница.

Определение в русском языке. Примеры. Согласованные и несогласованные определения

Разница между согласованными и несогласованными оперделениями

Определение – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, его качество или свойство. Определение отвечает на вопросы какой? чей? который?

Например: высокий человек, дальняя дорога, костюм в полоску, четвертый год, папины очки.

Определение может быть выражено прилагательным, местоимением, существительным, числительным, причастием, неопределенной формой глагола, наречием.

Определение. Примеры предложений

Перед нами была (какая?) широкая река.

(Какие?) Горные вершины спят во тьме ночной.

Я увидел дом (какой?) из кирпича.

Мама забрала из химчистки платье (чье?) сестры.

Ты не запомнил (какого?) выходившего отсюда человека?

На дворе было (которое?) первое июня.

У меня было желание (какое?) повидаться.

При синтаксическом разборе предложения определение подчеркивается волнистой чертой. Если в предложении есть хотя бы одно определение, дополнение или обстоятельство, то это уже распространенное предложение.

Схема: school-assistant.ru

Бывают обособленные определения, которые выделяются запятыми или при помощи тире. О них читайте подробнее в отдельном материале: Обособленное определение. Как ставить запятые в предложениях с обособленными определениями

Определение, эпитет и метафора

Выразительное художественное определение называется эпитетом. Примеры эпитетов: седое утро, пленительный взор, хрустальная вода, очки-велосипед.

Эпитет нередко сочетается с метафорой, использованием слов в переносном смысле, а иногда – с олицетворением, перенесением на неживые предметы человеческих признаков.

Согласованные и несогласованные определения. Примеры

По связи с главным словом определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в числе, в роде и в падеже.
Молодой человек. Мужской род, единственное число.
Молодые люди. Множественное число.
Молодая девушка. Женский род, единственное число.

Согласованные определения склоняются вместе с определяемым словом:
Кто? Молодая девушка.
Нет кого? Молодой девушки.
Увидеть кого? Молодую девушку.
Сказать кому? Молодой девушке.
Восхищаться кем? Молодой девушкой.
Говорить о ком? О молодой девушке.

Согласованные определения могут выражаться:

  • Прилагательным:Старая привычка. Тяжелый груз.
  • Местоимением:Твой взгляд. Мои родители.Исключение: местоимения его, её, их являются несогласованными определениями. Эти местоимения не изменяются и не согласуются с определяемым словом: Его картина. Его картины. Его брат. Его жена.
  • Порядковым числительным:Восьмой этаж. Вторая участница.
  • Причастием:Завершенный труд. Отработанный материал.
  • Существительным:Красавица-жена, река Волга.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением (замок из песка, пиджак в клеточку) или примыканием (яйцо вкрутую, её письмо).

Несогласованные определения могут выражаться:

Несогласованные определения, выраженные именами существительными в косвенных падежах, могут сочетать в себе значения определений со значениями дополнений или обстоятельств.

Вершина (Какая? Чего?) скалы.

Мысли (Какие? О чем?) о жини.

Поворот (Какой? Куда?) направо.

Как сделать разбор определения

При разборе определения необходимо указать две вещи.

  1. Тип определения: согласованное или несогласованное.

  2. Морфологическая форма определения: какой частью речи оно выражено.

Разбор определения. Пример

Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего Новгорода (М. Горький).

Детскую (радость) – согласованное определение, выражено прилагательным.

(Радость) бабушки – несогласованное определение, выражено существительным в родительном падеже.

Определения: прямой и обратный порядок слов

Согласованное определение чаще всего стоит перед определяемым словом. Большой дом, высокая зарплата, счастливая жизнь.

Обратный порядок допускается в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: Петр Великий, имя существительное, тысячелистник обыкновенный.

Также обратный порядок слов допустим в стихотворениях, когда этот требует размер или рифма:
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
(А.С. Пушкин)

Несогласованное определение почти всегда ставится после определяемого слова. Мысли о былом, тетрадь в клетку.

Исключения также возможны, например, в поэзии: Дней минувших анекдоты (А.С. Пушкин)

Приложение в русском языке. Примеры приложений

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Примеры приложений: радуга-дуга, судьба-злодейка, волшебница-зима, город Москва, гриб подосиновик.

Приложения. Примеры предложений с приложениями

Я никогда еще не видел озера Байкал.

Толстой работал над романом «Война и мир» с 1863 по 1869 год.

Не так уж часто встречались на Волне женщины-штурманы. (К. Паустовский)

Чабан-татарчонок с высоким крюком в руке стоял вдали, возле серой отары овец. (И. Бунин)

Я и нацелился на барк «Потози», который недавно перешел на рейсы Европа – Южная Америка. (И. Ефремов)

Несогласованные определения: примеры. Согласованное и несогласованное определение

Разница между согласованными и несогласованными оперделениями
Образование 31 августа 2016

Если главные члены предложения – это основа, то второстепенные – это точность, красота и образность. Особенно следует обратить внимание на определения.

Определение как член предложения

Определение относится к слову с предметным значением и характеризует признак, качество, свойство предмета, который называет определяемое слово, отвечает на вопросы: “какой?”, “какая?”, “какое?”, “какие?” и их падежные формы. Существуют согласованное и несогласованное определение в русском языке.

Например, “Я любил наблюдать за большой красивой птицей белого цвета”.

Определяемое слово – «птицей». От него ставится вопрос: “какой?”

Птицей (какой?) большой, красивой, белого цвета.

Определения характеризуют в этом предложении предмет по таким признакам: по размеру, по внешнему виду, по цвету.

Определения “большой, красивой” – согласованные, а “белого цвета” – несогласованное. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?

Определения “большой, красивый” – согласованные, они изменяются при изменении определяемого слова, то есть согласуются с ним в роде, числе, падеже:

  • птица (какая?) большая, красивая;
  • птице (какой?) большой, красивой;
  • птицу (какую?) большую, красивую.

Определение “белого цвета” – несогласованное. Оно не изменится, если изменить главное слово:

  • птица (какая?) белого цвета;
  • птицы (какой?) белого цвета;
  • птицу (какую?) белого цвета;
  • птицей (какой?) белого цвета;
  • о птице (какой?) белого цвета.

Таким образом, можно сделать вывод, что это несогласованное определение. Итак, мы выяснили, чем отличаются согласованные определения от несогласованных. Первые изменяются при изменении главного слова, а вторые не изменяются.

Несогласованные определения со значением материала, из которого сделан предмет

Несогласованные члены предложения никогда не бывают выражены прилагательными, причастиями, согласуемыми местоимениями. Они чаще всего выражаются именами существительными с предлогами и без предлогов и имеют различные значения признака предмета. Одно из таких значений – «материал, из которого сделан предмет».

Несогласованные определения, примеры со значением «материал, из которого сделан предмет»
В комнату вошла девушка в кофте из кашемирапредлог+сущ. в род. падеже
Чашечки на столе были из голубого фарфорапредлог+словосочетание: прилагательное и существительное в род. падеже

Несогласованные определения со значением назначения предмета

Очень часто нужно бывает указать, для чего существует предмет, тогда используются несогласованные определения, имеющие значение «назначение предмета».

Несогласованные определения, примеры со значением «назначение предмета»
Здесь можно взять мешки для мусорапредлог+сущ. в род. падеже
Мальчик сидел, строгая прутья для птичьих клетокпредлог+словосочетание: прилагательное и существительное в род.падеже

Несогласованные определения со значением сопутствующего предметного признака

Если говорится о том, что что-то имеется или что-то отсутствует у предмета речи, то обычно используются несогласованные определения со значением «сопутствующий предметный признак».

Несогласованные определения, примеры со значением «сопутствующий предметный признак»
К памятнику подошёл мужчина без шляпыпредлог+сущ. в род. падеже
Он, в сером пальто, не выделялся в толпепредлог+словосочетание: прилагательное и существительное в предл.падеже

Несогласованные определения со значением принадлежности предмета

Широко используются в языке несогласованные определения, выражающие принадлежность предмета или, точнее сказать, отношение предмета к другому предмету.

Несогласованные определения, примеры со значением «принадлежность предмета»
В тишине комнаты раздался плач ребёнкасущ. в род. падеже
За кулисами царила обстановка ожидания и нервозностиоднородные члены – сущ. в род.падеже без предлогов с союзом «и»

Разграничение несогласованных определений и дополнений

Так как несогласованные определения бывают выражены именами существительными, то возникает проблема разграничения определений и дополнений.

Дополнения также выражаются существительными в косвенных падежах и ничем формально не отличаются от несогласованных определений. Различать эти второстепенные члены возможно только с точки зрения синтаксиса.

Поэтому необходимо рассмотреть способы разграничения несогласованных определений и дополнений.

  1. Дополнения относятся к глаголам, деепричастиям, причастиям, а определения – к существительным, местоимениям, указывающим на предмет.
  2. К дополнениям мы ставим вопросы косвенных падежей, а к определениям – вопросы “какой?”, “чей?”
ОпределенияДополнения
бег (какой?) на местепамятник (какой?) из камняона (какая?) в платьесидит (на чём?) на местесделанный (из чего?) из камнябыла (в чём?) в платье

Несогласованные определения – местоимения

В роли несогласованных определений могут выступать притяжательные местоимения. В таких случаях ставятся вопросы: “чей?”, “чья?”, “чьё?”, “чьи?” и их падежные формы. Приведём примеры несогласованных определений, выраженных притяжательными местоимениями.

В её окне зажёгся свет (в чьём окне?).

Его подруга не пришла (чья подруга?).

В их саду были самые вкусные яблоки (в чьём саду?).

Несогласованные определения – имена прилагательные в простой сравнительной степени

Если в предложении присутствует прилагательное в простой сравнительной степени, то оно является несогласованным определением. Оно обозначает признак предмета, который выражен в большей или меньшей степени, чем в другом каком-то предмете. Приведём примеры несогласованных определений, выраженных прилагательным в простой сравнительной степени.

Дед построил себе дом получше нашего.

Общество делится на людей умнее меня и на тех, кто мне не интересен.

Каждый хочет отхватить кусок больше, чем у других.

Несогласованные определения – наречия

Нередко наречия выступают в качестве несогласованных определений, в таких случаях они имеют значение признака по качеству, направлению, месту, способу действия. Смотрим предложения с несогласованными определениями, примеры с наречиями.

Послушаем мнение вашего соседа (какого?) слева.

Чуланчик был маленький с дверью (какой?) наружу.

Горница была светлой с окном (каким?) напротив.

Несогласованные определения – инфинитивы

Инфинитив может быть несогласованным определением при существительных, имеющих отвлечённые понятия: желание, радость, необходимость и тому подобными. Смотрим предложения с несогласованными определениями, примеры с инфинитивами.

Каждый бы понял моё желание (какое?) запечатлеть эти волшебные картины.

В сердце неистребимо живёт необходимость (какая?) любить кого-нибудь.

Дивизия выступит с задачей (какой?) занять высоту на правобережье Днепра.

Каждый должен испытывать радость (какую?) чувствовать себя человеком.

У неё была привычка (какая?) беседовать с кем-то невидимым.

Обособление несогласованных определений в русском языке

Выделение несогласованных определений на письме запятыми зависит от занимаемой позиции и от их распространённости. Не склонны к обособлению несогласованные определения, стоящие непосредственно за определяемым словом – именем нарицательным.

На задворках сада стоял длинный сарай (какой?) из досок.

Старуха подала сметану в плошке (какой?) с отбитым краем.

Девушка (какая?) в голубом платье стояла у входа в парк, ждала кого-то.

В парке (каком?) с чисто выметенными аллеями было пусто и скучно.

Желание (какое?) выжить во что бы то ни стало владело им всё время.

Несогласованные определения, стоящие после главного слова – имени нарицательного, обособляются только в том случае, если необходимо придать ему особую смысловую значимость. Рассмотрим обособленные несогласованные определения (примеры).

В той самой кофте, из серой шерсти, она вышла из комнаты, будто и не было целого года разлуки.

Эту вазу, с отбитым горлышком, я помню с самого детства.

Если несогласованные определения стоят перед определяемым словом, то они чаще всего обособляются. Такие определения приобретают дополнительный обстоятельственный оттенок значения.

В длинном нарядном платье, сестра казалась выше и взрослее.

В длинной юбке и с обнажёнными руками, девочка стоит на сцене и поёт что-то тонким голосом.

Всегда обособляются несогласованные определения, если они относятся к личному местоимению и к имени собственному. Рассмотрим обособленные несогласованные определения (примеры).

Она, с косами до пояса, вышла на середину комнаты и поискала меня глазами.

Марья Ивановна, в белой крахмальной блузке, громко позвала прислугу и велела пришедшей девушке убрать разбросанные вещи.

Оно (солнце), с красно-оранжевым ободком, висело совсем низко от горизонта.

Практическое задание в формате ОГЭ

Среди экзаменационных заданий есть такое, для выполнения которого нужны знания о несогласованных определениях. Чтобы выполнить такое задание, требуется найти предложение, в котором есть несогласованное определение. Далее даётся текст с пронумерованными предложениями, среди которых нужно найти нужное.

Пример 1: Найдите предложение с несогласованным распространённым определением.

1) В комнате было тихо, и долгое время ни мальчик, ни мужчина не прерывали молчание.

2) Через некоторое время отец неожиданно сказал:

3) Слушай, Тимур! 4) Хочешь, я куплю тебе собаку? 5) Овчарку с чёрной полосой на спине.

Пример 2: Найдите предложение с несогласованным обособленным определением.

1) Мать встала совсем близко к Надежде.

2) Она вошла с улицы.

3) В плаще и в белом халате, она показалась Наде другой, чем была два месяца назад.

4) И Надежда, ещё не опомнившись, секунды три смотрела на мать, не узнавая.

5) Она увидела несколько новых морщинок, расходившихся от крыльев носа к уголкам губ.

6) Только взгляд матери остался прежним, таким же, как носила Надежда в сердце.

Пример 3: Найдите предложение с несогласованным необособленным определением.

1) Она сияла от радости.

2) Её сегодня назвали матерью.

3) Разве все соседки не слышали, как эта девочка с тёмными волосами кричала:

4)”Мама!”

5) Девочка поняла, чему радуется тётя.

6) Только сама ещё не понимала, её ли она звала.

Ответы: 1(5), 2(3), 3(3).

Источник: .ru

чем отличаются согласнные определения от несогласованных?приведите примеры

Разница между согласованными и несогласованными оперделениями

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 3

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 4

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 5

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 6

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 7

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 8

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 9

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 10

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 11

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 12

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 13

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 14

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 15

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 16

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 17

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 18

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 19

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

0

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

1

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

2

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

3

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

4

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

5

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

6

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.