Разница между социальными и гуманитарными знаниями
Социально-гуманитарное знание – это… Специфика социально-гуманитарного знания
Образование 11 сентября 2016
Социально-гуманитарное знание – это владение особенностями устройства общества. Попробуем разобраться в специфичности таких знаний.
Нюансы социально-гуманитарных наук
В настоящее время существует такая проблема, как классификация социально-гуманитарных наук. Одни авторы рекомендуют подразделять их на гуманитарные и социальные дисциплины. Другие считают, что такое деление нецелесообразно. Подобное разногласие во взглядах стало отличным поводом для того, чтобы работал институт социальных и гуманитарных знаний.
Особенность социальных наук
Они представляют собой детальное изучение общества, а также всех его существующих сфер: юридической, политической, экономической. Для того чтобы познакомиться с особенностями данного гуманитарного направления, исследователи проводят социологические опросы, анализируют изменение состава ректората. Среди социальных наук выделяют юриспруденцию, политологию, историю, философию, экономику.
Гуманитарные науки
В их составе есть религиоведение, культурология, психология, педагогика. Между гуманитарными и социальными дисциплинами много сходства, поэтому данное направление является особым регионом познания.
Признаки
Раз социально-гуманитарное знание – это отдельное направление научного познания, у него должны присутствовать определенные признаки. Среди особенностей социально-гуманитарных наук выделим важность учета феномена свободы.
Если науки о природе (химия, биология, физика) направлены на изучение естественных процессов, связанных с живой природой, то социально-гуманитарное знание – это в первую очередь изучение человеческой деятельности в художественной, юридической, экономической деятельности. Работа человека не происходит, она совершается.
Если у природных процессов нет свободы, то человеческая деятельность полностью независима. Именно поэтому социально-гуманитарное знание – это минимум определённости, максимум гипотетичности.
Особенности социально-гуманитарных наук
Специфика данного направления в том, что важно изучать субъективную реальность. Если объектом изучения естественных наук являются материальные объекты, то гуманитарии занимаются исследованием материальных систем, следовательно анализом объективной реальности.
Социально-гуманитарный профиль связан с сознанием человека. Так как оно суверенно, то есть присуще какому-то определенному субъекту, проводить исследования в таком направлении достаточно трудно. Для многих людей сознание конкретного субъекта недоступно.
Они могут видеть только внешние проявления в виде речи и действий, которые управляются сознанием. Именно по ним окружающие оценивают собеседника.Но проблема заключается в том, что под внешней порядочностью вполне может скрываться либо настоящий преступник, либо очень ранимый человек.
Проблемы
Институт социальных и гуманитарных знаний сталкивается и с такой проблемой, как идеальность сознания. Оно не имеет определенных химических и физических свойств, например степени окисления, валентности, заряда ядра. Особенность его в том, что оно бесплотно, бестелесно. По сути, информация предоставляется в идеальном виде, независимо от непосредственного носителя – мозга.
Именно по этим причинам не получается зафиксировать сознание объективными методиками. Чувства человека нельзя измерить линейкой, определить динамометром. Разнообразные медицинские и физические приборы дают возможность фиксировать лишь физиологические мозговые процессы, которые являются носителями сознания.
Например, можно установить частоту возбуждения нервных клеток, их пространственную структуру. Сознание человеку дано в качестве внутренних, субъективных переживаний. Его нельзя определить приборами, можно лишь почувствовать. Несмотря на все трудности, которые существуют при изучении духовности человека, их нельзя считать непреодолимыми.
Социально-гуманитарный профиль предполагает детальное изучение речи и деятельности людей, получение знаний о структуре, составе, функциях человеческого сознания.
Методы
Структура социально-гуманитарного знания невозможна без важнейших методов: эмпатии и интроспекции.
Интроспекция в переводе с латинского языка означает самонаблюдение, изучение личной духовной жизни человека, проведение анализа собственных переживаний.
Она позволяет получать представление о собственном сознании. Без существования данного метода человек не смог бы изучать его, управлять им.
Эмпатия (в переводе с английского языка звучит как сопереживание) представляет собой проникновение одного человека во внутренний мир другого, восприятие чужих мыслей и чувств как своих личных качеств.
Институт социально-гуманитарных знаний особое внимание при проведении исследований уделяет выявлению сходных эмоций у группы единомышленников, которые вместе перенесли какие-то опасности и трудности.
Основывается данный метод на симпатии, то есть внутреннем расположении (сопереживании) к какому-то человеку.
Симпатия
Можно считать эмоционально окрашенную бессознательную положительную оценку действий человека, базируясь на опыте общения. С ее помощью проявляется общность между разными людьми. Специфика социально-гуманитарного знания заключается в том, что только оно предполагает использование эмпатии и интроспекции. При изучении природных процессов подобные методы не применяются.
Уникальность изучаемых объектов
Система социально-гуманитарного знания обладает высокой степенью уникальности рассматриваемых объектов. Они обладают неповторимой совокупностью определенных свойств, что прибавляет проблем при создании единой исследовательской системы в гуманитарной сфере.
Если физик сталкивается только с несколькими терминами, биолог с двумя соснами, то педагог либо юрист должны работать с двумя абсолютно разными людьми. Сравнивая химическую реакцию с ростом березы и с экономической реформой, отметим, что для их детального изучения потребуются различные методы.
Для технического и естественного направлений применение индивидуального подхода необязательно, ведь объекты, рассматриваемые в этих науках, однотипны. Различия в основном несущественные, поэтому их можно упускать. А вот у педагога, психолога, юриста нет возможности абстрагироваться от особенностей человека.Классификация социально-гуманитарных наук многогранна, так как существует множество разновидностей в каждой науке.
Объяснение социально-гуманитарных объектов
Для этого необходимо установить особенности проявления в конкретном объекте определенного закона. В противном случае не удастся в полной мере объяснить объект, провести с ним практические действия.
Для выявления социально-психологических особенностей индивида либо социальной группы в данный момент применяется категория менталитета. Подобное исследование намного сложнее, чем изучение индивидуального духовного мира человека.
Выявить менталитет означает определить уникальное из единичного, то есть выбрать социально-психологические признаки.
Алгоритм изучения
Институт социально-гуманитарных знаний (Казань) на протяжении длительного промежутка времени занимался разработкой последовательности действий, направленных на изучение уникальных признаков живого субъекта. В итоге было выявлено два основных этапа:
- идентификация признаков различных субъектов, а также степени их выраженности;
- сравнение их разных субъектов, определение на основе этого специфических характеристик, выявления для каждого менталитета.
Если не будет проводиться подобное сравнение, пойдет речь об изучении личности, сознания, но не о менталитете. Психологи и социологи понимают важность учета законов функционирования исследуемых объектов.
В социально-гуманитарной сфере применяют статические законы. Они обладают вероятностной причинностью, допускается порождение причиной одного из разных действий.
Именно поэтому все предсказания в социально-гуманитарной науке являются приблизительными, а в технике и природе – четкими и точными.
Среди особенностей рассматриваемого направления выделим и ограниченность использования в них полноценного эксперимента. К примеру, при изучении истории отдельной страны говорить об эксперименте неуместно, ведь события уже произошли.
Нельзя использовать исследования в социологии для анализа межнациональных отношений. Неуместен эксперимент и при изучении миграции населения. Некорректно специально переселять людей, менять их жилищные условия, уровень заработной платы, состав семьи, чтобы получить какой-то результат.
Кроме того, существуют и этические ограничения для проведения исследований в социально-гуманитарных науках. Запрещены опыты, которые могут нанести вред здоровью людей, унизить человеческое достоинство, ущемить авторитет.
Из-за ограниченности опытов эмпирическая база в данной сфере будет менее достоверной, чем в технических дисциплинах. Социальное направление использует определенные критерии научности:
- рациональность;
- доказательность;
- опытная и практическая проверяемость;
- возможность воспроизведения эмпирического материала;
- эссенциальность.
Доказательная база в социально-гуманитарном цикле менее серьезная и строгая, нежели в точных науках. Причина в недостаточном количестве теоретических положений и установленных фактов. Часто вместо законов, психологи и педагоги действуют интуитивно, чтобы изучить определенные объекты.
Заключение
В гуманитарной сфере эмпирическая проверяемость предполагает применение наблюдений, интервью, анкетирования, тестирования. Воспроизведение фактов возможно только в том случае, если существуют результаты статистических исследований по определяемой тематике.
Если провести эксперимент не удается, его альтернативой считают свидетельства нескольких источников. К примеру, в юриспруденции, педагогике используют показания участников события. Все объекты социально-гуманитарной сферы являются сложными многоуровневыми иерархически построенными системами.
Для того чтобы в полной мере изучить системы, требуется существенный временной промежуток.
Немецкий философ В. Дильтей говорил о том, что основным критерием отличия наук разнообразного вида является применяемый метод. Именно немецкий ученый предлагал подразделять все науки на те, что изучают дух, и те, которые исследуют законы природы.
Не только анализ самого человека, но и знакомство с текстами, старинными рукописями широко применяют в социально-гуманитарном цикле.
Понимание и интерпретация определенной информации помогают психологам, педагогам, юристам, справляться с задачами, поставленными перед ними, в первую очередь изучать индивидуальные особенности каждой отдельной личности.
Источник: .ru
Особенность социальных наук
Они представляют собой детальное изучение общества, а также всех его существующих сфер: юридической, политической, экономической. Для того чтобы познакомиться с особенностями данного гуманитарного направления, исследователи проводят социологические опросы, анализируют изменение состава ректората. Среди социальных наук выделяют юриспруденцию, политологию, историю, философию, экономику.
Проблемы
Институт социальных и гуманитарных знаний сталкивается и с такой проблемой, как идеальность сознания. Оно не имеет определенных химических и физических свойств, например степени окисления, валентности, заряда ядра. Особенность его в том, что оно бесплотно, бестелесно. По сути, информация предоставляется в идеальном виде, независимо от непосредственного носителя – мозга.
Именно по этим причинам не получается зафиксировать сознание объективными методиками. Чувства человека нельзя измерить линейкой, определить динамометром. Разнообразные медицинские и физические приборы дают возможность фиксировать лишь физиологические мозговые процессы, которые являются носителями сознания.
Например, можно установить частоту возбуждения нервных клеток, их пространственную структуру. Сознание человеку дано в качестве внутренних, субъективных переживаний. Его нельзя определить приборами, можно лишь почувствовать. Несмотря на все трудности, которые существуют при изучении духовности человека, их нельзя считать непреодолимыми.
Социально-гуманитарный профиль предполагает детальное изучение речи и деятельности людей, получение знаний о структуре, составе, функциях человеческого сознания.
Симпатия
Можно считать эмоционально окрашенную бессознательную положительную оценку действий человека, базируясь на опыте общения. С ее помощью проявляется общность между разными людьми. Специфика социально-гуманитарного знания заключается в том, что только оно предполагает использование эмпатии и интроспекции. При изучении природных процессов подобные методы не применяются.
Объяснение социально-гуманитарных объектов
Для этого необходимо установить особенности проявления в конкретном объекте определенного закона. В противном случае не удастся в полной мере объяснить объект, провести с ним практические действия.
Для выявления социально-психологических особенностей индивида либо социальной группы в данный момент применяется категория менталитета. Подобное исследование намного сложнее, чем изучение индивидуального духовного мира человека.
Выявить менталитет означает определить уникальное из единичного, то есть выбрать социально-психологические признаки.
Заключение
В гуманитарной сфере эмпирическая проверяемость предполагает применение наблюдений, интервью, анкетирования, тестирования. Воспроизведение фактов возможно только в том случае, если существуют результаты статистических исследований по определяемой тематике.
Если провести эксперимент не удается, его альтернативой считают свидетельства нескольких источников. К примеру, в юриспруденции, педагогике используют показания участников события. Все объекты социально-гуманитарной сферы являются сложными многоуровневыми иерархически построенными системами.
Для того чтобы в полной мере изучить системы, требуется существенный временной промежуток.
Немецкий философ В. Дильтей говорил о том, что основным критерием отличия наук разнообразного вида является применяемый метод. Именно немецкий ученый предлагал подразделять все науки на те, что изучают дух, и те, которые исследуют законы природы.
Не только анализ самого человека, но и знакомство с текстами, старинными рукописями широко применяют в социально-гуманитарном цикле.
Понимание и интерпретация определенной информации помогают психологам, педагогам, юристам, справляться с задачами, поставленными перед ними, в первую очередь изучать индивидуальные особенности каждой отдельной личности.
Разница между социальными и гуманитарными знаниями
Важная часть науки — социальные и гуманитарные знания. В чем их специфика? Чем отличаются социальные знания от гуманитарных?
статьи
Под социальными понимаются знания об обществе, о тех процессах, что происходят в нем. Это может быть взаимодействие людей друг с другом на уровне решения бытовых вопросов, в области бизнеса, в сфере политики.
Социальные знания призваны обеспечивать лучшее понимание особенностей данного взаимодействия, а также содействовать успешному разрешению отмеченных вопросов.
Это возможно за счет изучения исторических фактов, проведения различных исследований, анализа общественных процессов.
Главные научные дисциплины в рамках социальных знаний — социология, история, политология.
В некоторых случаях ученые задействуют инструментарий из иных наук — например, математики (как вариант, если стоит задача — вывести ту или иную статистику), экономики (если нужно выявить влияние хозяйственных процессов на общество), географии (для определения закономерностей, характеризующих общественные процессы в тех или иных регионах).
Основными ресурсами социального знания можно считать:
- событие, отражающее факт взаимодействия людей друг с другом (например, это могут быть выборы в органы власти, митинг, манифестация, шествие, конференция);
- процесс, формирующийся за счет взаимодействия людей друг с другом (переговоры, соревнование, миграция).
Посредством соответствующего научного инструментария исследователь выявляет то, какие факторы влияют на ход тех или иных событий и процессов, а также то, каким образом они могут влиять на развитие общества.
Факты о гуманитарных знаниях
Под гуманитарными понимаются знания о человеке как самостоятельном субъекте мышления и действия.
В большинстве случаев они связаны с общественными процессами, поскольку люди так или иначе взаимодействуют между собой.
Но исследование коммуникаций человека с другими людьми в гуманитарном знании осуществляется прежде всего исходя из рассмотрения личных мотивов, целей, духовных ценностей, приоритетов участников взаимодействия.
Главные научные дисциплины в рамках гуманитарных знаний — философия, психология, лингвистика, антропология. Но, безусловно, значительный объем исторических, политологических и социологических знаний также, по сути, изучает гуманитарные процессы.
Основным ресурсом гуманитарного знания можно считать некий первоисточник, характеризующий действия и установки человека или группы людей. Он может быть реальным и представлять собой, к примеру, отраженные в документах цитату, публичное выступление, дневник, художественное произведение конкретного человека или группы людей.
Он может быть абстрактным, выраженным в виде культурного наследия, правовых традиций, обычаев.
Посредством научного инструментария изучается то, что повлияло на формирование того или иного первоисточника — реального или абстрактного, и как это может воздействовать на сложившиеся научные подходы к пониманию сущности действий и мотивов человека.
Сравнение
Главное отличие социальных знаний от гуманитарных в том, что первые изучают общество, а вторые — человека. Безусловно, их объект во многом совпадает, поскольку современный человек в большинстве случаев является частью общества. Которое, в свою очередь, состоит из людей.
Социальное знание достаточно легко сочетается с гуманитарным. Научные методы, что характерны для второго направления науки, как правило, всегда можно дополнить концепциями, свойственными первой научной сфере, — и наоборот.
Например, в антропологических исследованиях могут рассматриваться факты, выявляемые учеными-историками.
В политологии, в свою очередь, для изучения тенденций в социально-политических процессах могут потребоваться знания из сферы психологии, лингвистики.Определив, в чем разница между социальными и гуманитарными знаниями, зафиксируем выводы в таблице.
Таблица
Знания социальные | Знания гуманитарные |
Что между ними общего? | |
Социальные знания могут дополняться гуманитарными — и наоборот | |
Научные методы, характеризующие социальные знания, могут использоваться при исследовании различных объектов в гуманитарном знании — и наоборот | |
В чем разница между ними? | |
Изучают главным образом общество | Изучают преимущественно человека |
Важные дисциплины — история, политология, социология | Главные дисциплины — психология, лингвистика, философия, антропология |
Основной объект изучения — события и процессы, отражающие взаимодействие людей друг с другом | Основной объект изучения — первичные источники, отражающие деятельность человека как самостоятельного субъекта |
Социально-гуманитарное познание: характерные особенности, задачи
Выставить границы гуманитарного познания достаточно сложно, хотя бы потому, что нужно провести две чёткие границы. Одна, которая отделяет все гуманитарные науки от естественных, а вторая, которая разделяет гуманитарные науки и творчество, в первую очередь, словесного.
Но с другой стороны, определение области между этими границами и есть составляющая часть процесса развития гуманитарного знания, как части научного знания, которая имеет собственную предметную сферу. Чтобы понять в чём заключается социально-гуманитарное познание, необходимо подробнее остановится на особенностях объекта того самого исследования.
Рассмотреть методы, которые применяются при изучении человека, культуры общества, а также способы отбора, толкования и систематизации фактов в гуманитарных науках.
Особенности социально-гуманитарного познания
Познание – человеческая деятельность, которая подразумевает возможность определить объект и субъект. Если подразумевать разум как способность ставить цели, которые в свою очередь, направляют волю, и находить средства их достижения, то познание понимается как к цели – знанию, соответствующее объекту.
В этом случае достаточно логично заметить, что типы познания бывают нескольких видов:
- Объекты познавательной деятельности, соответствующие искомому знанию.
- Пути, которые достигаются субъектом этого знания.
Оба вида познания: определённость предмета и определённость метода всякий раз необходимо определять, чтобы понимать, насколько возможно осмысленно говорить о виде познания или реально существующей науке.
Самое общее определение социально-гуманитарного познания звучит так: понимание знания о законах действия людей как разумных существ, а также о законах, которые сами разумные существа и устанавливают себе.
Говоря об особенностях социально-гуманитарного познания, нужно иметь в виду специфическую возможность обозначить границы, которые отделяют один тип познания от другого (по преимуществу, от естествознания).
Синтез этих двух видов на практике показывает реальную картину, где совместное взаимное дополнение отражает единство научного знания.
В различные периоды существования наук возможны подобные обстоятельства:
- Характеристики одного типа познания оспариваются, а другого признаются более значительными для достижения конечной цели познания. (Для справки: в Новое время математическое и естественнонаучное познание считаются эталоном научности).
- Особенно выделяют специфические характеристики одного вида познания, это тесно связано со становлением некоторых наук (например, формирование социогуманитарного познания как отдельной отрасли исследований в XIX в.).
- Совмещение убеждений и методов разных видов познания. Интересно, что такое объединение типов познания становится объектом интереса методологии научного познания, а также встречается в реальной исследовательской работе.
Современный тип научной рациональности, в своих двух формах (неклассической и постнеклассической) соединён с признанием черт социально-гуманитарного познанияв качестве самостоятельных и определяющих виды гуманитарных и общественных наук. Эти черты начинают играть роль стандартов научной рациональности в целом.
Такое признание этого вида познания заключается в развитии социальных и гуманитарных наук, а также с разработкой и объяснением собственных убеждений и взглядов – это, во-первых. Во-вторых, это связывают с принятием значения этих методов и мировоззрений в разных областях наук, когда они обычно противопоставляют себя основе социально-гуманитарного знания.
В, в-третьих, связывают с острым осмыслением потребности в ответственности учёного за последствия научной деятельности.В свою очередь ответственность возможна при условии, что осмысление своей общественной и исторической укоренённости должна быть дополнена положительной научной работой, и обязательно критическим воззрением на свою персону, в качестве объекта социально-гуманитарного познания.
Типичные черты социально-гуманитарного познания
Объектом социально-гуманитарного познания является человеческая деятельность и её конфигурация и последствия.
Первым, кто сформулировал определение человеческой деятельности, в качестве объекта исследования социально-гуманитарного познания был итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744).
Он ставил перед собой задачу поиска законов человеческой деятельности. Также выдвинул исходные положения “новой науки” о мире, где создателями выступали люди.
Пример 1
Джамбаттиста Вико писал: “В этой густой ночной тьме, покрывающей первую, наиболее удаленную от нас Древность, появляется вечный, незаходящий свет, свет той Истины, которую нельзя подвергнуть какому бы то ни было сомнению, а именно, что первый Мир Гражданственности был, несомненно, сделан людьми.
Поэтому соответствующие основания могут быть найдены (так как они должны быть найдены) в модификациях нашего собственного человеческого ума. Всякого, кто об этом подумает, должно удивить, как все Философы совершенно серьезно пытались изучать Науку о Мире Природы, который был сделан Богом и который поэтому он один может познать, и пренебрегали размышлением о Мире Наций, т.е.
о Мире Гражданственности, который был сделан людьми, и Наука о котором поэтому может быть доступна людям”
Сформулировать наиболее точное определение объекта социально-гуманитарного познания удалось одному из представителей баденской школы неокантианства Г. Риккерту. Он видвагал идею противопоставления предмета “наук о природе” и “наук о культуре”.
“Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту.
Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности” – писал Г. Риккерт.
Исходя из этого понятия, можно сделать вывод, что естественные науки, как и все в общей массе, имеют отношение к объектам естества или к культурным феноменам, являя собой совместную деятельность учёных, работающих по установленным ими целям, подвержено объяснению как предмета “наук о культуре”. Нужно обязательно выделить тот момент, что в термине человеческой деятельности в качестве предмета социально-гуманитарного познания оба понятия играют важную равносильную роль.
Учитывая все вышеперечисленные факторы, нельзя опускать тот факт, что человек – сознательное существо и его деятельность, логично предположить, направлена на достижение конкретных целей и ориентирована на общие человеческие ценности. Немецкий философ и социолог Г.
Зиммель (1858-1918) говорил: “единство, которое реализуется только своими собственными элементами, ибо они сознательны” имея в виду конкретный объект исследования – общество.
Исходя из этого, можно говорить, что основная задача учёного заключается в том, чтобы выяснить, какие факторы могут воздействовать на реальность, чтобы в индивидуальном сознании они выступали как истинные процессы социализации. И какие части целого могут быть рассмотрены в качестве итогов производства индивидов общественного сознания.Рассуждая далее о не менее существенных элементах определения, следует говорить о конфигурациях и последствиях человеческой деятельности не как о самостоятельных формах, а, логично предположить, в связке с этой самой деятельностью. Отличным примером такого искаженного представления о предметах исследования являются исследования М. К. Мамардашвили (1930-1990) в научной статье “Превращенные формы”.
Пример 2
М. К. Мамардашвили писал: “Такова, например, капитализированная стоимость в системе буржуазной экономики, обнаруживающая “способность” к самовозрастанию. Это – типичный случай иррациональной превращенной формы, когда вещь наделяется свойствами общественных отношений и эти свойства выступают вне связи с человеческой деятельностью, то есть вполне натуралистически”.
Задачи социально-гуманитарного познания
Основной задачей социально-гуманитарного познания является восстановление и установление действительности отношений, а также закономерности появления превращённых продуктов этих отношений.
К характерным особенностям социально-гуманитарного познания можно отнести безотносительно понятый субъект познания. Эта специфическая черта имеет несколько объяснений:
- Под субъектом и объектом подразумевается человеческая деятельность в различных смыслах.
- Отсутствие возможности провести чистый эксперимент и необходимость использование метода включенного наблюдения.
Так во втором случае подтверждается, что в первом методе объект имеет зависимость от средств и обстоятельств во время наблюдения, а во втором необходимо отметить наличие борьбы для достижения знаний об исследуемом объекте.
Но не стоит забывать и о том, что в современной науке естествознания также существует риск похожей интерпретации объекта исследования, принимая во внимание констатацию зависимости эффектов наблюдения от его возможностей и потенциала. Социально-гуманитарное познание должно допускать такое отношение к объекту, при чём это продиктовано именно определённостью этого вида познания.
М. М. Бахтин (1895-1975) много исследовал эту особенность и писал о познавательном взаимодействии следующее: “Точные науки – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект – познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся).
Ему противостоит только безгласая вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь.
Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласым, следовательно, познание его может быть только диалогическим”.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: недостаточно просто понимать относительность, в качестве зависимости объекта от субъекта.
Более того, не стоит удваивать субъект и понимать эту связь как субъект познающий и субъект действующий (часть объекта). В первую очередь потому, что зависимость объекта и субъекта должна восприниматься как взаимная и неизбежная.Во вторую очередь, не стоит упускать тот фак, что если человек действующий противостоит как объект, то он уже не является субъектом по сути своей.
Главной задачей социально-гуманитарного познания является преодоление самой объективизации.
Естествознание и гуманитарное знание, сходства и различия
Под гуманитарными науками понимаются науки, которые возникли в период эпохи Возрождения. В этот период философы и мыслители сумели восстановить античные знания о человеке.
С этой точки зрения человек представляется субъектом творчества и духовности, который имеет способность развиваться, достигать успехов в различных сферах деятельности – культурной, общественной, политической, правовой.
Таким образом, гуманитарные науки – это науки, целью изучения которых является человек и его жизнедеятельность в обществе.
Ключевым инструментом гуманитарных наук является интерпретация фактов. Такими фактами могут быть исторические события, различные исторические процессы, появление литературных произведений, оказавших большое влияние на развитие общества.
В гуманитарных науках интерпретацию фактов в большинстве случаев сложно осуществить при помощи математических методов, применение формул, статистических расчетов и методов математического моделирования в данном случае не принесет необходимого результата.
Поэтому для осуществления интерпретации фактов в гуманитарных науках используются другие методы:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Компаративные подходы. Этот метод предполагает сравнение одних фактов с другими
- Теоретические методы – в данном случае в основе интерпретации лежит обоснованное предположение
- Логика – полученному результату интерпретации сложно найти разумную альтернативу.
Замечание 1
Примерами современных гуманитарных наук являются история, философия, религиоведение, педагогика, психология, искусствоведение. Необходимо отличат гуманитарные науки от общественных – общественные науки изучают социальные явления.
Понятие естественных наук
Определение 1
Естественные науки – это науки, предметом исследования которых являются природные явления во всем их разнообразии. К ним относятся физические и химические процессы, в которых отражается взаимодействие веществ, элементарных частиц друг с другом, также это может быть взаимодействие в природе живых организмов.
Ключевым инструментом естественных наук является выявление в рамках указанных взаимодействий закономерностей. Выявленные закономерности взаимодействия проходят процесс подробного изучения и описания, а затем, если это необходимо, приспосабливаются к использованию в практической деятельности.
В связи с этим, в изучении естественных наук используются более точные методы, нежели в гуманитарных. К таким инструментам относятся математические и инженерные. Компаративные и теоретические методы также могут использоваться и играть важную роль, но их применение оказывается недостаточным.
В свою очередь, естественные науки не следует путать с техническими. К которым относятся механика и информатика. Технические науки могут являются важным инструментарием для естественных, но в рамках одной категории они не рассматриваются. Математика скорее относится к формальным наукам, но математический инструментарий для гуманитарных наук играет ключевую роль и имеет важное значение.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных характеристик гуманитарных и естественных наук, можно выделить то, что они имеют общую черту, а именно во многих случаях используется схожий инструментарий, и методы изучения одних видов наук с успехом могут использоваться при изучении других видов наук.
Различия гуманитарных и естественных наук
Главным отличием естественной науки от гуманитарной является то, что первая рассматривает природные явления в их широком разнообразии, а вторая изучает преимущественно человека как самостоятельного субъекта.
Следующим отличием рассматриваемых наук является инструментарий. В случае с гуманитарными науками основным методом является интерпретация фактов, а в случае с естественными науками – описание закономерностей, лежащих в основе происходящих процессов.
Естественные науки рассматривают мир как существующий объективно, изучают структуру этого мира и природу его элементов. Естествознание обращается к опыту, который считается основанием знания и одним из критериев истины.
Гуманитарные науки же изучают мир, созданный человеком, с позиции его духовного содержания и культурной ценности. В связи с этим, гуманитарные науки опираются на значимость вещей, на смысл, который они несут. Гуманитарные науки связаны со знаковыми системами и и отношением этих систем к человеческой действительности.
Естественные науки отличаются от гуманитарных и по функциям. Естественные науки выполняют функцию описания, объяснения и предсказания явлений и свойств объективного мира.Функцией гуманитарных наук является понимание. Эта функция специфична, и заключается в раскрытии и истолковании смысла какого-либо произведения. Понимание в свою очередь имеет два определения:
Первая трактовка – психологическая, согласно ей процесс понимания заключается в выявлении замысла, мотива и целей автора произведения.
К примеру, если необходимо понимание какого-либо исторического явления – в данном случае, оно будет являться произведением – то берутся во внимание социально-экономические условия, политические и культурные условия, а также рассматриваются личностные и психологические качества субъекта исторических действий.
Вторая трактовка понимания связана с идеей произведения как знаковой системы, то есть произведение воспринимается как «текст» в широком понимании этого слова. Объектом понимания в данном случае является смысл, который объясняется как содержание «текста» относительно «пересказов», или «текст» представляется различными знаковыми системами.
Границы, определяемые между различными видами наук, в достаточной степени являются условными. Для современного этапа развития научного познания характерным является то, что обогащение научных методологий носит взаимный характер.
Теоретические уровни наук сходятся в общетеоретическом объяснении принципов и законов, а каждая наука служит формированию мировоззрения.