Разница между словом и словосочетанием

Понятие синтаксиса. Учение о словосочетании. Сходства и различия между словом, словосочетанием и предложением. Словосочетание. Синтаксис словосочетания

Разница между словом и словосочетанием

Библиографическая запись: Понятие синтаксиса. Учение о словосочетании. Сходства и различия между словом, словосочетанием и предложением. Словосочетание. Синтаксис словосочетания // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт].

– 2016-08-26 11:31:52. – URL: https://myfilology.ru//russkiiyazyk/sintaksis/ponyatie-sintaksisa-uchenie-o-slovosochetanii-sxodstva-i-razlichiya-mezhdu-slovom-slovosochetaniem-i-predlozheniem-slovosochetanie-sintaksis-slovosochetaniya/ (дата обращения: 31.01.

2020)

Понятие синтаксиса. Учение о словосочетании. Сходства и различия между словом, словосочетанием и предложением. Словосочетание. Синтаксис словосочетания

  1. 1. Синтаксис – это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
  2. 2. Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строй связной речи. Основные единицы, которые изучает синтаксис: словосочетание и предложение.
  1. 1. Синтаксис – это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
  2. 2. Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строй связной речи. Основные единицы, которые изучает синтаксис: словосочетание и предложение.

Предложение – это основная единица синтаксиса, которая представляет собой грамматически оформленное и интонационно законченное соединение слов.

Учение о словосочетании

Учение о словосочетании тесно связано с учением о частях речи. Словосочетания классифицируются по главному слову как именные, глагольные и т. п.

, и в зависимости от принадлежности к той или другой категории, выполняют разные функции в составе предложения и по-разному входят в состав сложных словосочетаний. Хотя такие понятия, как согласование, управление и т. п.

, относятся и к словосочетанию и к предложению, они имеют в отношении к этим категориям совершенно разный объем и характер. То же относится и к ритмико-интонационным средствам.

Сходства и различия между словом, словосочетанием и предложением

Понятие словосочетания естественно соотносится с понятием слова и понятием предложения.

Признаками, которые объединяют понятия слова и словосочетания, являются:

  1. 1) не являются коммуникативными единицами языка, входят в речь только в составе предложения;
  2. 2) не имеют предикативных значений, интонации сообщения;
  3. 3) выступают как номинативные средства языка, называя предметы, их признаки, действия;
  4. 4) имеют парадигму изменения.

Признаки различия проявляются в структуре и в значении: 

  1. 1) слово – лексическая единица, состоящая из морфем,словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из 2-х и более знаменательных слов, объединенных подчинительнойсвязью.
  2. 2) Слово называет предметы и явления действительности в нерасчлененном виде.

    Оно может иметь большой набор потенциальных сем, который определяет количество возможных словосочетаний, где потенциальные семы уточняются и раскрываются (ср.: писать письмо, писать красиво, писать ручкой, писать на доске, писать другу; спать на диване, спать крепко, спать два часа и т.п.).

  3. Словосочетания называют предметы и явления действительности в расчлененном виде, то есть имеют конкретное, развернутое наименование, не требующее дальнейшего уточнения. Эта особенность лишает данную единицу возможности иметь потенциальные семы (ср.: обеденный стол, письменный стол, диетический стол, паспортный стол и т.п.).

  4. 3) В соотношении понятий словосочетание и предложение основным признаком, различающим их, является наличиепредикативности, модальности, синтаксического времени и интонационной завершенности у предложения и отсутствие названных признаков у словосочетания.

Также можно сказать, что словосочетание и предложение — понятия разных семантических рядов и разных стилистических плоскостей. Они соответствуют разным формам мышления.

Предложение — вовсе не разновидность словосочетания, так как существуют и слова-предложения. Но оно и по внутреннему существу своему, по своим конструктивным признакам непосредственно не выводимо из словосочетания.

Словосочетание, синтаксис  словосочетания 

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи.

Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики

Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется

Понятие словосочетания

1. Словосочетание- это соединение двух или более знаменательных слов, которые связаны по смыслу и грамматически, служащее для выражения единого, но расчлененного понятия или представления.

Словосочетание, как и. слово, служит строительным материалом для предложения. Например, в предложении Снежинки падают на землю можно выделить слово снежинки, которое является подлежащим, и словосочетание падают на землю, которое представляет собой группу сказуемого.

Не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом, например: идет дождь; светит, но не греет; у моря, возле моря.

2. Словосочетание- это минимальная, синтаксическая единица

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями  и отношениями..

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.

Примечание

Словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание – уровень докоммуникативный, предложение – уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение

Дифференциальные признаки словосочетания

Для словосочетания как единицы низшего уровня синтаксической системы целесообразно выделить следующие различительные (дифференциальные) признаки и учитывать их при анализе словосочетания:

  1. 1) грамматический – непредикативная единица;
  2. 2) функциональный – единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;
  3. 3) структурный – конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания;
  4. 4) семантический – конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;
  5. 5) парадигматический – единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова

2 вида синтаксической связи в словосочетании

Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксической единице, то есть служит для выражения синтаксических отношений между словами, во-вторых, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания, в-третьих, создает условия для реализации лексического значения слова.

Основные виды (типы) синтаксической связи – сочинение и подчинение

Сочинение и подчинение являются структурными, собственно языковыми отношениями, призванными структурно оформлять объективные отношения.

  1. 1. Подчинение- это сочетание двух слов, при котором одно слово является  главным,  а второе зависимым.
  2. 2. Сочинение-это сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по отношению друг к другу.

2 типа сочинительной связи

Сочинительная связь делится на открытую и закрытую.

  1. 1. Открытая связь – это такая связь, при которой сочинительный ряд потенциально не ограничен, но между каждым таким компонентом устно вливаются одни и те же смысловые отношения. Чаще всего, между компонентами открытой связи существуют перечислительные отношения. Между компонентами, чаще всего, стоят соединительные союзы. Формальный показатель – наличие разделительного союза, повторяющиеся союзы, отсутствие союза, интонационная связь.
  2. 2. закрытая связь – это бинарная связь, при которой только 2 компонента сочинительного ряда связаны одними и теми же сочинительными отношениями. Не допускают пополнение ряда с сохранением тех же отношений.

Пример: Он шутил1, а я злобствовал2 и продолжал3 на него обижаться.

1 и 2, 1 и 3 – сопоставительные отношения; формальные показатели – сопоставительные союзы (а, же (=а), да (=а)), противительные союзы (но, зато, да (=но)), пояснительные союзы (а, именно), градационные союзы ( не столько…сколько)

Сочинительная связь – это такой тип связи, который характеризует разные типы синтаксических единиц.

Обязательность /необязательность появдения зависимого компонента. Некоторые слова автосемантичны, т.е. им не нужны слова для поддержания смысла (e.g. дом, кафедра). Семантичные слова зависимы, т.е. неспособные передать четкую информацию (e.g.

слыть; Он слывет умником – обязательная связь). Я читаю, и Я читаю книгу – это слова семантичные и самодостаточные, но детально передать информацию не могут (сущ.+определение). Когда зависимое слово предопределено грамматическим значением главного слова – это обязательная связь.

E.g. переходный гл.+сущ. В, Р.п.

Предсказуемая / непредсказуемая – предсказывает ли главное слово своим семантическим устройством ту, или иную форму зависимого слова. E.g. вход в дом.

При главном слове могут появляться разные форма зависимого слова, которые друг от друга практически не отличаются по своей семантике (вариативность). E.g.

Рассказать о чем? – Рассказать про что? (предсказуемая связь). Бросить курить / курение.

Три типа подчинительной связи между словами в словосочетании

В словосочетании одно слово главное, а другое – зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

1. Согласование – вид связи, при котором зависимое слово уподобляется по своей форме    главному слову, т.е. стоит при главном в том же роде, числе и падеже. Например:    красивая шляпка, об интересном рассказе;

Согласование может быть полным (зеленая трава, грамотный человек, жаркое лето) или   неполным (при изменения формы р. ч. или п. зависимого слова)  (наша врач, на озере Байкал, на семи ветрах).

2. Управление – вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме а зависимости от лексико-грамматического значения главного слова, например: ненависть к врагу, читать книгу;

Управление может быть сильным и слабым.

  1. 1) При сильном управлении главное слово своими лексико-грамматическими свойствами предопределяет обязательное появление при нем управляемой падежной формы, то есть связь является необходимой. Сильное управление обнаруживается регулярно при переходных глаголах, может встречаться при существительных и прилагательных определенной лексической семантики, например: послать письмо, слушать радио, уйма времени, тьма дел, верен долгу, предан другу и т.п.
  2. 2) При слабом управлении распространение господствующего слова является факультативным.

3. Примыкание -вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения): петь красиво, лежать дрожа.

На базе основных типов связи в лингвистической литературе выделяется:

  1. 1) пояснительная связь;
  2. 2)двунаправленная связь;
  3. 3) детерминантная связь.

Они характерны для предложения.

26.08.2016, 5806 просмотров.

Что такое словосочетание в русском языке: примеры, что не является словосочетанием, виды в таблице с примерами

Разница между словом и словосочетанием

Синтаксис допускает две основные формы связи сочинительного типа и подчинительного. Предложение представляет собой такую единицу языка, в которой могут использоваться два вида связи.

Основные понятия

Связи первого типа нужны для объединения равноправных членов, простых предложений или их фрагментов.

Примеры равноправных слов:

  • мужчина, женщина,
  • чашка, стакан,
  • зима, холодная,
  • звезда, светить.

Примеры связей для этих слов соответственно:

  • мужчины и женщины,
  • чашки и стаканы,
  • зима будет холодной,
  • звезда начала светить ярче.

Ос­нов­ное сред­ство связи при со­чи­не­нии – со­чи­ни­тель­ные союзы.

Связи подчиняющего типа нужна для объединения главных слов и слов, зависящих от них. При подчинительной связи, как правило, является возможным задать вопрос от основного слова к тому, которое от него зависит.

Например, возьмем пример подчинительной взаимосвязи слышать мышь или трактат о социуме. Мы можем задать вопрос: слышать (кого) мышь, трактат (о чем) о социуме. Подчинительную зависимость одного слова от другого можно отобразить таким образом: слышать (кого?) мышь, трактат (о чем?) о социуме.

Основные понятия словосочетан

Довольно часто подчинительный тип можно распознать по окончанию. Например: уважать профессора, услышать за деревом.

Для уточнения подчинительной связи часто используют предлоги. Например:

Повесть об Анне, лежать в укрытии, улететь в небо, стоять за деревом, бежать за преступником, бежать от преступника.

Что такое словосочетание в русском? Сло­во­со­че­та­ние это такая единица синтаксиса, которая состоит из двух (или больше) самостоятельных слов, которые соединены при помощи подчинительной связи.

Важно! В сло­во­со­че­та­ниях принято использовать исключительно связи подчинительного типа, в то время как в предложениях используют и сочинительную и подчинительную типы связей.

Что такое главное слово в словосочетании

Словосочетания состоят из главных слов и зависимых. Главное слово в словосочетании бывает следующего типа:

  1. Глагольное.Например: открыть дверь, скрыть правду, поймать рыбу.
  2. Именное.
  3. Субстантивное (когда главное слово существительное). Например: красота природная, стол деревянный, поход в горах.
  4. Адъективное (когда главное слово прилагательное). Например: красивая девушка, злой профессор, зеленая елка.
  5. Количественное (когда главное слово числительное). Например: три дерева, первый герой.
  6. Местоименное (главное слово местоимение). Например: где-то в лесу, некто новый.
  7. Наречное (главное слово наречие). Например: особо необходимо, вдалеке от города.

Главное слово в словосочетании

Виды словосочетаний

Отличительной особенностью словосочетаний является наличие основных и второстепенных слов. От основного всегда возможным является задать вопрос. Приведем еще несколько примеров:

Пойти (куда?) домой, разрядились (что?) смартфоны, восемьдесят (чего?) лет, белый (что?) ноутбук, врать (как?) красиво.

задача словосочетаний называть предметы и их действия. В отличии от единичного слова, сложное словосочетание обладает большей конкретикой. Проведем сравнение.

Таблица сравнений смысловой нагрузки слов и словосочетаний

СловоСловосочетание
ВечерЗимний вечер.
РазговариватьМедленно разговаривать.
СмеятьсяКрасиво смеяться.
ЗавтракВкусный завтрак.
ДомРазрушенный дом.

Между основным словом и тем, которое зависит от него, существует три разновидности связей. Все они являются частным случаем подчиняющих взаимосвязей. Соединение слов между собой происходит тремя возможными способами:

  • согласованности,
  • управляемости,
  • примыкаемости.

Важно! Связь между подлежащим и сказуемым не относится к подчиняющим разновидностям связей.

Таблица: виды словосочетаний

ВидПримерыЧасти речи второстепенного слова словаХарактеристика
СогласованиеПриятные моменты. Красивые люди.Нужные строки.Прилагательные.Со стороны основных слов диктуется род слов, числа, падежи. Слово которое зависит, стоит в таком же роде и числе, что и основное.
Крутящий момент. Светящий след.Знающий гражданин.Причастия.
Ваше лицо. Твоя тетрадь.Моя жизнь.Согласуемые местоимения.
Восьмой уровень. Девятнадцатый год.Порядковые числительные.
Красавец сын. Доктор Васильковский.Согласуемые существительные.
УправлениеКонец войны. Холодно у стенки.Середина дня.Существительными (чаще всего с предлогами).Основные слова определяют у зависимых только их падежи.
Раскрашивать его. Просить тебя.Ненавидеть себя.Местоимения, выполняющие функции существительных.
ПримыканиеБежать босиком. Говорить красиво.Наречия.Главные слова никаким образом не влияют на формы зависимых, потому что зависимые слова неизменны.
Врать молча. Говорить улыбчиво.Деепричастия.
Умолял открыться. Желание врать.Мечтал проснуться.Неопределенные формы глаголов.
Знать больше. Бежать дольше.Сидеть тише.Сравнительные степени прилагательных.

Согласование

Со­гла­со­ва­ние в русском языке представляет собой такие типы, при которых со стороны основных слов диктуется род слов, числа, падежи. В связи с этим, слово которое зависит, стоит в таком же роде и числе, как и основное.

При согласовании, основные слова, как правило, выражаются:

  • при­ла­га­тель­ными (за­ни­ма­тель­ные книги, красивые люди, темные ночи, веселые улыбки),
  • при­тя­жа­тель­ными ме­сто­име­ниями (кроме них, красивее его, мои здания, твои мысли),
  • при­ча­стиями (проверенная контрольная, расстроенная гитара, сведенная таблица),
  • по­ряд­ко­выми чис­ли­тель­ными (вторую ручку, две тетради, четверо друзей).

Согласование в словосочетании Важно! В словосочетаниях с порядковыми числительными, слово оба является согласованным в числах и родах: обоих детей, обеих девушек.

Управление в словосочетаниях

Управление представляет собой такой вид словосочетания, в котором зависимое слово принято ставить возле основного в конкретных падежах.

Основными словами с управленческим видом подчинительной связи являются:

  • гла­голы (рисовать картину, бежать домой),
  • имена существительные (остановка грузовика, закон жизни, порядок законодательства),
  • имена прилагательные (ошарашенный новостями, одурманенный любовью, расшатанный работой),
  • на­ре­чия (наедине с собой, вкратце о главном, немного про жизнь).

Второстепенно слово, как правило, выражено именами существительными или словом, относящимся к любым частям речи. Например: сесть на скамейку, послушать говорящего, бежать за людьми, отговаривать друга, расставлять на места.

Важно! Правильным будет высказывание: за­пла­тить за учебу (за что?), освятить статую (освятить что?)

Во время управления падежная форма большого количества существительных (вещественного и собирательного типа) зависимы от значений:

  • при обо­зна­че­ниях частей целых меняется окончание на у (-ю) – килограмм меду,
  • при обо­зна­че­ниях це­лой вещи (не разделенной) меняется окончание на а (-я) – запах меда.

Тем не менее когда существительное с окончанием -у (-ю) определяется, его окончание остается -а (-я) – два килограмма французского меда.

Управление в словосочетаниях

Примыкания в словосочетаниях

При­мы­ка­нием принято называть такие разновидности, при которых слова, которые зависят от основного, связаны с основными лишь в смысловом смысле.

Главные слова могут быть выражены глаголами, существительными, а зависимые слова могут быть выражены наречиями, деепричастиями.

Например:

Бежать не спеша, мало говорить, рассказ по-немецки, рвение считать, очень трудолюбивый, расчесанный небрежно, чрезмерно пусто, чересчур поздно, бежать голышом, плыл раздумывая, ожидал увидеть, цвет жизни, умение видеть, бежал предполагая.

Строение словосочетаний виды связи в словосочетаниях

Задание 6. Словосочетание

Чем отличается словосочетание от слова и предложения?

Разница между словом и словосочетанием

При изучении языка возникает вопрос, а что такое слово, словосочетание и предложение. Как научится разбираться в этих понятиях и не путать при использовании на письме и в устной речи. Для того чтоб выявить разницу между словом, предложение и словосочетанием необходимо дать определение каждому из понятий.

Определение понятие — слово

Слово – это основная синтаксическая единица языка, которая служит для именования предметов, их свойств, признаков и так далее.

Без слова не было бы языка, изначально человечеством создавались звуки, которые впоследствии складывались в слова. Слово необходимо как для устного общения, так и для передачи данных.

Слово как единица может нести смысл, а может являться вспомогательной частью речи, как например предлоги и союзы.

Слова

Определение понятия – предложение

Предложение – это конструкция из одного, двух и более слов, несущая грамматическую и синтаксическую  и смысловую законченность.  Предложение создается из слов и словосочетаний. На письме предложение обязательно заканчивается знаком препинания, но только не запятой.

Примеры предложений (сложносочиненных)

Определение понятия – словосочетание

И наконец, словосочетание – это синтаксическая конструктивная группа двух или более слов, связанных между собой подчинительной связью. Словосочетание может содержаться в предложении, но не может быть предложением.

Виды словосочетаний

В чем отличие слова от словосочетания

В чем же разница между словосочетанием и словом. Как уже говорилось выше словосочетание это два или более связанных слова, значит, просто слово не может быть словосочетанием.

Слово основа всего, но оно не может передавать всей информации, как например предложение или словосочетание.  Например, слово «яблоко» это определение предмета, можно произнеся его понять, о чем речь.

А вот словосочетание «красное яблоко» уже говорит не только о самом предмете, но и о его свойстве.

Хотя слово «красное» тоже является просто словом, обозначающим признак предмета. Словосочетание не может состоять только из одного слова, это обязательно два или более слова связанных между собой.

В чем отличие словосочетания и предложения

Словосочетание и предложение отличаются тем, что предложение – это законченная мысль, которую невозможно продолжить.

И хотя предложение может состоять всего из одного слова, как например классическое «Вечерело», оно является законченным, по этому предложению можно понять о происходящем действии и событии. Продолжить или связать такое предложение нет смысла.

Однако предложение, состоящее из нескольких связанных по смыслу между собой слов, может содержать в себе несколько словосочетаний.

Так, например, в предложении «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе» содержится несколько словосочетаний: «осенняя погода, стояла на дворе, стояла долго», но основа предложения не является словосочетанием: «погода стояла». Предложение еще и в отличие от слова и словосочетания имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. В словосочетании такую связку найти невозможно.

Словосочетание можно считать переходом от слова к предложению. Общаться устно словосочетаниями невозможно, эту грамматическую связку используют лишь на письме и в решении синтаксических задач.

  Словосочетанием невозможно выразить всю смысловую нагрузку текста, это лишь небольшой отрезок связанных между собой слов.

Слово является и воспринимается как часть речи, но словосочетание таковым не является.

В отличие от предложения, которое имеет грамматическую основу, словосочетание, включенное в предложение, является дополнением, определением или обстоятельством.

При разборе на письме словоформы и определения к слову, словосочетанию или предложению оно относиться следует действовать по плану, отвечая на вопросы:

  • Сколько грамматических единиц в словоформе содержится.
  • Как связаны между собой слова, если их несколько.
  • На какие вопросы отвечают.
  • Каким знаком препинания заканчиваются.
  • Какие определения несут.

Изучение слова, словосочетания и предложения как грамматических основ текста проходит на уроках русского языка в младших классах. Ведь необходимо изначально знать различие таких понятий, как слово, словосочетание и предложение и не путать их между собой.

И если различия между словом и словосочетанием очевидны, то в паре словосочетание и предложение часто происходит замешательство. Главное правило отличия этих двух понятий.

Предложение имеет законченный смысл и на письме заканчивается точкой, восклицательным или вопросительным знаком и никак иначе.

Правильно определив на письме, что является словом, словосочетанием и предложением в дальнейшем становится главным в оформлении письменной речи и правильном написании текстов.

Невозможно составить хороший текст из только слов, пусть даже и связанных между собой по смыслу или из словосочетаний. Помимо основных понятий должно присутствовать умение использовать знаки препинания.

Связывая между собой словосочетания и слова можно составить красивый, правильный текст и предложений.

Знание русского языка, как впрочем, и любого другого языка начинается с изучения слов, и умения складывать их в предложения используя словосочетания и слова вспомогательного характера. Всему этому помогает умение различать основные понятия, такие как слово, словосочетание и  предложение. Изучение языка трудная работа, но дает умение красиво выражать свои мысли.

Чем отличается словосочетание от слова и предложения? – Что лучше

Разница между словом и словосочетанием

05.12.2019

Чем отличается словосочетание от предложения?

  • Словосочетание может состоять из разных частей речи и разных членов предложения. Но словосочетание не может состоять из сказуемого и подлежащего.Поэтому предложение Мы уехали не может быть словосочетание.А в словосочетание одно слово связано с другим
  • Вопрос о сопоставлении словосочетаний и предложений возникает из-за того, что обе эти речевые единицы изучаются в разделе quot;синтаксисquot;. Они легко разделяемы на компоненты, и эти компоненты при разделении, перестановке, изменении их форм не будут терять своего основного лексического значения.Тем не менее, разница между ними очень велика:Словосочетание.Это контекстное грамматическое и смысловое соединение двух или нескольких самостоятельных слов. Например: стремительно бежать, любоваться интерьером.Но эти соединения как будто не закончены. В них не хватает лексически главных компонентов. Куда бежать? Кто бежит? Мы не знаем.Предложение. А вот в предложении смысл помещн полностью, он завершн и графически оформлен. По сути, это некое суждение, в большинстве случаев. Даже если предложение состоит из одного слова. В предложении в большинстве случаев имеется грамматическая (она же и лексическая) основа. Полная или однокомпонентная.Например: Лес вдали виден. Небо над ним светлеет. Тишина.
  • Словосочетание — это несколько связанных между собой слов в предложении. Есть устойчивые словосочетания, превратившиеся в предложения. Предложение же не обязательно является словосочетанием, главное, чтобы оно передавало законченную мысль. Существуют предложения из одного слова, например: Светало.
  • Словосочетание—это два слова с подчинительной связью. ( согласование, управление, примыкание)Предложение—основная единица языка и синтаксиса. Предложение—наименьшая единица общения. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение( приказ, просьба, совет). Предложение имеет грамматическую основу,состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого, между которыми СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ)или одного из них.Зеленеет трава. Началась весна. (Пришвин) Сумерки.Летний вечер. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно. (И.С. Тургенев)
    • Словосочетание — это несколько слов, связанных между собой по смыслу.
    • Предложение — это не только сочетание нескольких связанных между собой слов, но и какая-то законченная мысль, несущая определенную интонацию и смысл.
    • Словосочетание может стать предложением, если к нему добавить эмоциональный окрас и законченность мысли.
    • Предложение может включать с себя несколько словосочетаний.
    • Как-то так)
  • Словосочетание представляет собой несколько слов, связанных между собой. Например: делать работу. Слова связаны между собой по смыслу, делать что? работу. А предложение — это набор слов, который передает законченную мысль. Пример: Я пошла делать работу. Этим предложением передается законченная мысль.

  • Словосочетанием принято называть два слова с подчинительной связью между ними.

    Предложение, как правило, состоит из подлежащего, сказуемого и нескольких слов, которые в сочетании образуют законченную мысль.

  • Там, где Вы можете определить Сказуемое (Что делать (ют)? — Гуляют) и Подлежащие (Что? Кто? — Животные) — это и есть Предложение (По набережной гуляют животные со своими хозяевами).

    1. Если мы видим просто два слова, связанные между собой мыслью, но не находим сказуемого с подлежащим — это словосочетание.
    2. Животные со своими хозяевами — словосочетание
    3. Гуляют по набережной — словосочетание

Источник:

Чем слово отличается от словосочетания

Чтобы высказать самое простое суждение о чем-либо, нужны слова. Однако их употребление в речи должно быть подчинено требованиям правильности, точности, логичности и стилистической совместимости. Именно по этим требованиям слова соединяются в предложение, минимальной синтаксической единицей которого выступает словосочетание.

Что такое слово и словосочетание

Слово – лексическая единица, обладающая грамматическими признаками и соответствующая определенной части речи.

Слово обладает информационной функцией и является смысловой основой любого суждения.
Словосочетание – минимальная синтаксическая единица речи, входящая в состав предложения.

Словосочетание состоит из двух или нескольких слов, грамматически и по смыслу связанных между собой.

Сравнение слова и словосочетания

В чем же разница между словом и словосочетанием?
Слово можно рассматривать как часть речи, как самостоятельную лексему, как языковой элемент, относящийся к определенной грамматической категории. Слово обладает структурой, состоящей из лексического ядра – корня и формообразующих частей: приставки, суффикса и окончания.

Однако, с точки зрения устной и письменной речи, этих характеристик недостаточно, чтобы слово вне предложения могло выполнять важнейшие информационные и коммуникативные функции.
Только в предложении слово в полной мере проявляет свое лексическое значение. Кроме грамматической основы, в предложение входят слова, дополняющие и уточняющие его смысл.

Объединенные в грамматически связанные группы, они составляют словосочетания.

Словосочетание строится по принципу соединения главного и зависимого слов при помощи связи согласования, управления или примыкания:зеленая листва, железный обруч, яркое солнце (согласование);ужинать за столом, выпить чаю, заботиться о ребенке (управление);

очень хорошо, завтра в восемь, спор на деньги (примыкание).

Словосочетание, как и слово, может входить в синтаксическую конструкцию предложения в качестве дополнительного члена: дополнения, обстоятельства, распространенного определения. В этом случае оно рассматривается как единое целое и подчиняется общим для данного типа предложений правилам пунктуации.

Station20.ru определил, что отличие слова от словосочетания заключается в следующем:

Слово – основная лексическая единица языка. Оно имеет смысловое значение, которое может восприниматься вне какого-либо контекста.
Словосочетание – минимальная синтаксическая единица, входящая в состав предложения.

В речи словосочетание может употребляться только в связи с другими структурными элементами предложения.Словосочетание состоит из двух или нескольких слов.Слово воспринимается как часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение.

Словосочетание не является частью речи.

В предложении оно выступает в качестве второстепенных членов: дополнения, определения или обстоятельства.

Источник:

§ 49. Словосочетание и предложение

Ксинтаксическим единицам, как уже былосказано, относят словосочетание ипредложение. Под словосочетаниемпонимают номинативную единицу, котораяв расчлененном виде передает единое

понятие (письменный
стол, четырехэтажный дом)
.

Основная функция словосочетанияпроявляется в том, что оно служитстроительным материалом для предложения.Спецификой сочетания как синтаксическойединицы является ее производствонепосредственно в речи (сравните своспроизводимыми фразеологическим

сочетаниями).

Производство сочетанийосуществляется по определенным моделям,поэтому единицами синтаксического

уровня являются модели сочетаний.

Например, существует модель субстантивного
сочетания (медицинский
институт, красный диплом, яркий свет
),можно выделить модели наречных, глагольных

сочетаний.

Надо отметить,что в определении словосочетания нетединства. Помимо выше­приведенногоопределения, есть более широкое пониманиетермина. Словосочетанием называют любоесочетание слов, между которыми существуетформально выраженная смысловая связь.В этом случае в числе словосочетанийоказываются сочетания подлежащего со

сказуемым.

Пришироком определении словосочетанияими будут являться не только сочетанияс подчинительной связью, но и с

сочинительной.

Подчинительная связь –это формально выраженная связь междудвумя словами, отношения между которыминеравноправны: один элемент сочетанияоказывается главным, другой – подчиненным,

зависимым.

Например: дикие
животные, стол из дерева, быстро бегать.
Форма зависимого слова в сочетаниях сподчинительной связью диктуется главным

словом.

Сочинительнаясвязь присутствует в сочетаниях, элементы

которых равноправны: кошкии собаки, ручка или карандаш, умный, но

недобрый.

Обычно

слова в таких сочетаниях можно менятьместами, что не всегда возможно приподчинительной связи. Формы одного

слова не изменяются под влиянием второго.

Характерсвязи между подлежащим и сказуемымучеными трактуется по –разному. Согласноодной точке зрения эта связь являетсяподчинительной. В качестве главногослова выступает подлежащее, посколькуоно диктует формы числа, лица и родасказуемому. Однако такая точка зрения

может быть оспорена.

Во многихязыках сказуемое может вообще формальноне согласовываться с подлежащим. Вдругих случаях сказуемое согласуетсяне только с подлежащим, но и с дополнениями.Поэтому существует другая точка зренияна отношения между подлежащим и сказуемым,она выражена в академической «Русской

грамматике» (1980 г.

): подлежащее и сказуемоенаходятся в отношениях координации.Особенностью этого вида связи являетсясоединение определенных форм слова,которое осуществляется в определенныхсинтаксических позициях. Так, подлежащее– это слово, находящееся в формеименительного падежа, а не в формевинительного или какого-либо другого

падежа.

Или, если это глагол, то он,выполняя роль подлежащего, используется

только в форме инфинитива.

Болеесложной единицей синтаксиса являетсяпредложение. Предложение выполняеткоммуникативную функцию, с помощьюпредложений осуществляется общениелюдей. Каждое предложение соотнесенос определенной ситуацией. Эта соотнесенностьпроявляется в темпоральности и

модальности.

Темпоральность – этовыражение в предложении отношения ковремени, модальность – выражениеотношения к действительности.Темпоральность выражается обычноморфологической категорией времени,

модальность – глагольными наклонениями.

Например, предложение Брат
приехал
соотнесено с реальной ситуацией, котораябыла в прошлом. Соотнесение сдействительностью, временным планомосуществляется при помощи глагольной

формы прошедшего времени.

В другом
предложении Я
хотел бы поехать в Москву
через форму сослагательного наклонениявыражается не реальная ситуация, а

желаемая.

Втех предложениях, где нет глагольныхформ, темпоральность и модальностьтакже присутствует. Так, в предложениях

Ночь. Тишина есть

отношение к действительности (реальнаямодальность). Темпоральность и модальность

выражены интонацией.

Модальностьи темпоральность составляют предикативность,которая характеризует каждое предложение.Часто в понятие предикативности включаютеще значение персональности, т.е.

выражение отношения к лицу: Ребенок
читает
(лицо

– производитель действия – выраженоглагольной формой 3-го лица настоящего

времени).

Предложениеможет реализоваться в одном слове или

в нескольких словах.

Отличие предложенияот слова проявляются прежде всего винтонационной оформленности предложения:

Пожар! Пожар?!

Интонация в этих предложениях являетсясредством передачи предикативности исоотносит предложение с конкретной

реальной ситуацией. Слово пожар

лишь называет класс предметов, несоотнося их с временным планом и

действительностью.

Отличиесочетания слов от предложения такжесвязывается с наличием или отсутствием

предикативности. Сравните зеленое
платье
и

Платье
зеленое
.

Впервом случае мы наблюдаем словосочетаниес подчинительной связью, при этомосуществляется уподобление прилагательногосуществительному. Такой тип сочетанияостается и при изменениях главного

слова: зеленому
платью, зеленым платьем
.

Что не является словосочетанием в русском языке

Разница между словом и словосочетанием

По типу связи слов сочетания могут быть классифицированы на подчинительные и сочинительные. Определить, словосочетание это или нет, на конкретных примерах помогут некоторые признаки:

  1. Наличие минимум двух знаменательных единиц, среди которых нет сочетания подлежащего и сказуемого. В последнем случае речь идет о предложении. Например, «я сижу» — это короткое нераспространенное предложение, состоящее из главных членов, но не словосочетание.
  2. Присутствие грамматической связи. Компоненты, входящие в состав этой синтаксической единицы, должны быть объединены между собой. К примеру, «кошка духовка» — это не словосочетание, а набор двух не связанных между собой грамматически слов.
  3. Лексико-семантическая сочетаемость. Слова должны быть объединены не только грамматически, но и логически по значению, то есть семантически.

Относительно способа связи существуют две противоположные позиции. Одни лингвисты полагают, что словосочетанием могут называться слова, объединенные между собой исключительно подчинением («читать журнал», «синяя кофта», «гулять в лесу»).

Обороты типа «красивый и здоровый», «дикие и домашние», «в лесу и в поле» к подобным единицам не относятся, поскольку элементы в них объединены по принципу сочинения, то есть являются равнозначными. Другие же языковеды уверены, что и такие конструкции могут быть названы сочетаниями, поскольку словами либо предложениями они быть не могут.

Определение термина

Чтобы отличить словосочетание от не словосочетания, следует запомнить следующее определение синтаксической единицы — это некоммуникативный элемент синтаксиса, в который включены значимые слова (два и более), объединенные между собой подчинительной связью, обладающие конкретным лексическим и грамматическим значением, сочетающиеся на семантическом уровне. Таким образом, словосочетание характеризует определенное явление действительности, но в более развернутом и сложном виде, чем это сделало бы простое слово.

Сравним «платье» и «красное платье». В первом случае становится очевидным, что речь идет о конкретном предмете одежды, во втором примере человек получает более подробную информацию, узнав о расцветке текстильного изделия.

Еще один пример: «в лесу» и «грибы в лесу» — две простые конструкции, относящиеся к синтаксису. Но в первом случае становится понятным только место действия — лес. Это слово с предлогом. Во втором варианте читатель получает более детальную информацию, узнает, что в лесу находятся грибы.

Словосочетание является составной частью предложения и само по себе в процессе коммуникации не участвует. При синтаксическом разборе предложения иногда важно выделить все имеющиеся в нем сочетания слов. Пример: «Осенью в лесу можно встретить многообразие грибов: подберезовиков и подосиновиков, опят и маслят». Здесь можно найти несколько сочетаний:

  1. Осенью в лесу.
  2. Многообразие грибов.
  3. В лесу можно.
  4. Многообразие грибов в лесу.

В каждую из этих конструкций входит более чем одно знаменательное слово. В своем сочетании они позволяют детальней охарактеризовать предмет или явление действительности, чем это сделало бы одно слово.

Однако конструкции «можно встретить» или «в лесу» к числу рассматриваемых лексических единиц не относятся. В первом случае речь идет о составном глагольном сказуемом, во втором — о слове с предлогом.

Они не являются словосочетаниями, и примеры наглядно иллюстрируют разницу.

Фразеологизмы и другие исключения

Есть несколько групп-классов лексических и синтаксических единиц, которые нельзя отнести к категории сочетаний. Хоть в их состав входят две знаменательных единицы и более, объединенных между собой по смыслу, назвать их словосочетаниями нельзя. К их числу относятся несколько групп:

  1. Фразеологизмы. Например, «повесить нос», «спустя рукава», «как кошка с собакой». Как правило, данные сочетания можно заменить синонимичной единицей или оборотом. Например, в первом случае это «приуныть», во втором — «кое-как, недобросовестно», в третьем — «врагами», «недружно». Такие устойчивые идиоматические единицы очень похожи на словосочетания, но не относятся к этому классу грамматических конструкций. Их отличительные черты — наличие единого смысла и возможность замены синонимом.
  2. Сочетание подлежащего и сказуемого. Это грамматическая основа. Даже если имеются только они без какого-либо распространения, то речь идет о простом нераспространенном предложении. Здесь подлежащее может быть выражено существительным, сказуемое — глаголом («светит солнце», «гуляют дети», «льет дождь»). Еще пример — «льет сильный дождь». Это предложение, в котором главными членами являются «льет (подлежащее) дождь (сказуемое)», а существительное с прилагательным «сильный дождь» представляет собой словосочетание, поскольку связь между ними подчинительная.
  3. Сочетания однородных членов. Некоторые исследователи относят их к числу сочетаний, но большинство языковедов склоняется к тому, что ключевым признаком таких конструкций является наличие подчинения. К примеру, «красные и зеленые» — это не словосочетание, а пара однородных определений в составе предложения, а «красные шары» — словосочетание. Причем и те и другие могут входить в состав текста, делая его более информативным и интересным для читателя либо слушателя.
  4. Сочетание слова с предлогами (даже сложными) — это не словосочетание. Например, «около магазина» — это слово с предлогом, поскольку «около» не несет в себе смысловой нагрузки. «Напротив школы», «на уроке» — это сочетания существительных и предлогов.

Поиск в предложении

Чтобы выделить словосочетание в тексте, важно помнить его основные признаки, то есть наличие двух слов — главного и зависимого. От главного можно задать вопрос к зависимому: «грибы в лесу» — грибы (где?) — в лесу; «красное платье» — платье (какое?) — красное. «Правильный выбор» — тоже словосочетание.

Отсутствие равноправия — также важный признак. Пытаясь выявить, где скрываются словосочетания в предложении или тексте, важно помнить, что их должна связывать подчинительная связь, то есть одно слово должно быть зависимо от другого по значению.

Состоять между собой в подчинении, согласно наиболее популярной позиции языковедов, они не могут. Следующая возможность выявить словосочетание — задать вопрос от главного слова к зависимому. Когда речь идет о ряде однородных членов, то сделать это не получится, даже если они обладают противоположным значением.

Варианты типологии

Есть несколько видов словосочетаний. Самыми распространенными являются именные, в которых главный компонент — имя существительное, прилагательное, местоимение или числительное («красивый фрукт», «гадкий я», «семеро милых»). Вопрос в этом случае задается от имени к зависимой части: фрукт (какой?) красивый, я (какой?) гадкий, семеро (каких?) милых.

Глагольные сочетания — такие, в которых главным словом выступает глагол, причастие либо деепричастие («бежать быстро», «бежавший на скорость», «бегая рысью»). Можно и осложнить: «бежать изящной рысью». Это сложное сочетание, в котором содержится несколько вариаций: бежать (как?) рысью, рысью (какой?) изящной.

Следующий тип — наречные, в них главное слово выражено наречием. «Очень хорошо» — пример такого сочетания, главной и зависимой лексемами являются наречия.

Чтобы выявить словосочетание в тексте, важно знать общие признаки этой синтаксической единицы, а также уметь задавать вопросы от главного слова к зависимому. Избыточные обозначения, например, принадлежность элементов разным частям речи, также помогут не допустить ошибки.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.