Разница между сказкой и небылицей

Что такое небылицы и какими они бывают для детей

Разница между сказкой и небылицей

Среди многочисленных жанров народного фольклора небылицы занимают особое место – они очень нравятся маленьким детям, ведь в таком возрасте просто поверить в сказку.

Истории сочиняются на основании вымышленных событий, но нередко имеют поучительный характер. Небылицы можно спутать с другими жанрами фольклора.

Чтобы этого не произошло, рекомендуем ознакомиться с основной информацией о данном типе жанра, а также рассмотреть несколько популярных и коротких вариантов для детей.

Описание жанра

В отличие от сказочного рассказа, который отличается своей фантастичностью, красотой повествования, небылица – шутливая история, где детали не могут произойти в реальной жизни.

Данный жанр хорошо подходит для детей, дошкольников, а также для учеников 3 класса и младше.

Смешные рассказы изучаются в школе: для 2 класса они обязательно включены в школьную программу.

Чтобы наглядно понять, что такое небылица, вспомните мультфильмы, где происходят необъяснимые, но смешные ситуации.

Описание жанра выглядит так:

  • Хороший пример русских народных небылиц – сказка Корнея Чуковского «Путаница», где все звери и птицы перестали произносить звуки, которые отведены природой: свиньи стали мяукать, а котята хрюкать.
  • Часто подаются детям в детском саду в стихотворной форме, их также можно сочинить самому: учителя нередко дают такое домашнее задание детям.
  • Данный жанр получил такое название из-за характерных приемов речи, используемых для написания текста: здесь присутствуют слова — перевертыши, речевые абракадабры.
  • Являются ярким отступлением от правил, что нравится непоседливому малышу: они помогают развить интеллект, развить фантазию и свободное мышление.

В сравнении со сказкой небылица редко учит делать мудрые выводы, однако некоторые авторы все же делают концовку поучительной, чтобы читатель смог сделать умозаключения после освоения текста.

Главные отличия небылиц от путаниц

Основное определение, которое дает множество словарей, говорит о том, что небылица – это прибауточное повествование сказочной истории с невероятными происшествиями.

Одним из популярных видов такого жанра являются путаницы или перевертыши.

Чтобы различать два этих понятия, выделим их основные отличия:

  • Небылица способна создать ирреальный мир бытия, показать настоящие события, которые были ранее в другом порядке. Путаница же расскажет про упорядоченные события, однако перестроит их, изменит, будет с ними играть.
  • Принцип, по которому строится путаница, основан на переворачивании и искажении действительности: в небылицах же не применяются столь радикальные приемы.
  • Авторы склонны приписывать животным несуществующие черты: они могут издавать «неправильные» звуки или жить неестественным образом. Например, в перевертыше четко будет видно, как медведь не впадает в спячку, а целую зиму охотится за зайцами.
  • Небылицы часто пишутся в лицах, то же самое можно сказать про путаницы, но есть отличие. Перевертыши основаны на игре детской фантазии и не всегда необходим персонаж, чтобы это продемонстрировать.

Небылица похожа на путаницу, однако является главенствующей в системе жанров фантазийного фольклора народного творчества.

Придумать такое произведение можно самостоятельно: подберите несколько синонимов к словам, означающим смешные действия, после чего распишите историю с использованием небывалых сюжетов.

Важно! Некоторые путаницы могут быть мрачными, они также полезны для развития фантазии и мышления ребенка.

Взрослые также могут сочинить оригинальные рассказы и несуществующие истории с описыванием комичных, неестественных сюжетов.

Виды небылиц

Данный жанр был основан на Руси скоморохами – они любили выдумывать смешные тексты песен, стихов, играли их на дудочках, ходя по деревне.

После этого жанр стал рассматриваться школой, а сегодня он также изучается в старшей группе детского сада.

Обратите внимание! Жанр представляет собой сразу несколько видов рассказов.

Чтобы лучше разбираться с данным фольклорным жанром, рекомендуем подробнее рассмотреть его виды и описание:

ВидОписание
ПотешкиНе содержат четкого сюжета, а являются картинками из жизни героев. Персонажами выступают звери, птицы и люди. Часто повествование происходит по типу шуток и забавных высказываний
Заклички и песниС первого взгляда они похожи на потешки, однако имеют большой размер и могут быть положены на музыку.Например, композитор Шаинский написал отличную песню-небылицу к фильму «Зловредное воскресение»
ПеревертышиОснованы на подмене понятий реальности, чем привлекают малышей. Перевертыши помогают поверить детской фантазии и развить творческое воображение
СкороговоркиПредназначены для изучения сочетаний различных звуков, их сюжет часто переходит в фантастический и смешной

Примеры коротких детских небылиц

Известные небылицы представлены в творчестве большого количества авторов.

Это Самуил Маршак, Чуковский, Горький с произведением «Случай с Евсейкой», Виталий Бианки, писавший лесные были и небылицы одновременно.

Также стоит выделить Афанасьева, написавшего «Емелины небылицы», к которому позднее были сделаны красивые рисунки. «Приключения барона Мюнхгаузена» также считаются частичной небылицей.

Полный список книг можно узнать у школьников 2-3 класса, ниже рассмотрены примеры коротких детских вариантов:

  1. Лошадь ела кашу, а мужик овес. Лошадь влезла в сани, а мужик увез.
  2. Стоит парень у ворот, широко раскрыв свой рот. И никто тут не поймет, где ворота, а где рот.
  3. Сидит заяц на березе, книжку изучает. Прилетел к нему олень, слушает, вздыхает.
  4. Между небом и землей поросенок мылся, так увлекся и хвостом к небу прицепился.

Перечисленные примеры небылиц являются малой частью огромного разнообразия народного творчества.

Литературное чтение в школе поможет ребенку всецело понять этот жанр, его можно использовать для сочинения шуточной стихотворной биографии.

Что такое небылицы? Небылицы: определение

Разница между сказкой и небылицей

Что такое небылицы? Ответим на данный вопрос. Небывальщина, или небылица – это жанр фольклора, представляющий собой стихотворное или прозаическое повествование, небольшое по объему, в основном комического содержания, сюжет которого составляет изображение действительности, нарочито искаженной.

Определение небылицы

В.Я. Пропп, филолог-фольклорист, так ответил на вопрос о том, что такое небылицы – это одна из разновидностей сказочного жанра, где наизнанку выворочена действительность.

Относятся к ним повествования о событиях, в жизни совершенно невозможных, вроде того, как, например, человек по плечи проваливается в болото, утка на его голове вьет гнездо и откладывает яйца, а затем приходит волк, чтобы полакомиться ими.

Русские небылицы

Веками на Руси существовала школа фольклора для детей в возрасте от 4 до 12 лет, в которой каждый себя проявлял с большим увлечением и охотой, называлась она небылицей.

Этот жанр основали скоморохи, сказители, удачливые на смешные песни и слова, игравшие по деревням и городам на гудках и свиристелях.

В исследовании отечественного фольклора, проведенного Андреем Синявским, были выделены небывальщины и небылицы, которые он называет рассказами о событиях, которых не было никогда и не могло быть. Вот что такое небылицы (определение Андрея Синявского).

То есть это словосочетания и ситуации, откровенно алогические, которые рассчитаны на то, чтобы произвести комический эффект. Как пример он приводит один фрагмент из “Северных сказок”, написанных Н. Е. Ончуковым. В нем говорится о том, как один человек надевал топор на босу ногу, подпоясывался топорищем, рубил дрова кушаком.

Жена его была красавицей – как выглянет в окно, так собаки три дня лают. Вот что такое небылицы. Определение этого жанра было дано в начале статьи.

Различия между докучными сказками и небылицами

Отмечает Андрей Синявский также, что в небылицах для того, чтобы достигнуть комического эффекта, у слов, поставленных рядом, значения меняются местами. Как и докучные сказки, небывальщины – это пародия на волшебную сказку как таковую. Между ними различие заключается в том, что разные стороны пародируются.

Доводит до бессмысленности докучная сказка принцип протяженности и связанности. Только пустая форма остается от нее: свернутая кольцом, растянутая в бесконечность цепочка слов. В небывальщине до абсурда доведено само содержание сказочного сюжета с его тяготением к сверхъестественному и чудесному.

Вот что такое небылицы.

Небылицы в Америке

Американский фольклор в качестве неотъемлемой части имеет жанр небылицы, который восходит к соревнованиям по хвастовству на Диком Западе.

“Тостмастерс Интернешнл” устраивает каждые два года конкурсы ораторского искусства, которые в качестве одного компонента могут включать в себя рассказывание различных небывальщин.

Участнику в этом случае дается на историю 3-5 минут, а затем она оценивается жюри.

К самым популярным героям небылиц в Америке относятся следующие персонажи, некоторые из которых являются к тому же историческими: великан-дровосек Поль Баньян, взявший топор в руки на второй день после своего рождения; Пит Корд, его младший брат; Тони Бивер; Пекос Билл, Даниэль Бун и другие.

Небылицы в других странах

Как правило, действие небылицы (фольклор Австралии) происходит в буше, например, на Спива, легендарном ранчо.

Являются их главными героями Большой Билл, выкапывающий скважины, предназначенные для добычи угля, самый тупой житель ранчо; а также знаменитый стригаль, который обладал большой силой, по имени Кривой Мик. Данный персонаж также фигурирует в произведении “Шепот на ветру” Алана Маршалла.

Популярным героем различных небылиц в Канаде является Джо Маферо, легендарный персонаж, великан-дровосек.

Небылицы в культуре современности

Популярным средством их рассказывания в начале 20 века стали изображения, которые делались на почтовых открытках.

Создатели их обычно совмещали рисунок и фотографию, использовали изменение перспективы и монтаж для изображения ловли гигантской рыбы, охоты на огромных животных или же катание на них, выращивания необычайных размеров урожая.

Также небывальщиной (что такое небылицы, читайте в начале статьи) являются различные факты о Чаке Норрисе – юмористические истории о нем.

Использование небылиц в художественной литературе

Характерны они в основном для устного народного творчества, но встречаются также литературные небылицы, в основном основанные на различных сюжетах из фольклора.

Примеры можно привести следующие: приключения Мюнхгаузена в изложении писателя Эриха Распе, Гаргантюа и Пантагрюэля из одноименного романа Рабле, поморские сказки Степана Писахова и Бориса Шергина.

Сюда же входит и стихотворение “Путаница” Корнея Чуковского, которое состоит целиком из перевертышей.

Чуковский показывает детям, что в поведении животных правильно. В основе этой сказки лежит борьба со злом: море подожгли лисички, которые взяли спички. Развязка неожиданно: никто не смог потушить его, только маленькая бабочка смогла это сделать.

Чуковскому в борьбе за сказку в 20-е годы приходилось сталкиваться с педагогами, утверждавшими, что она элемент отжившей буржуазной культуры, они даже издали научный труд – целый сборник статей под названием “Мы против сказки”. Было высказано много оскорбительного также в адрес перевертышей. Именно Чуковский возродил этот жанр. Сегодня, к счастью, отношение к сказке совсем другое.

Самуил Маршак (годы жизни – 1887-1964) сочинил известные стихи про рассеянного человека с улицы Бассейной. Они были созданы еще в довоенное время, когда писатель жил в Ленинграде, неподалеку от существовавшей в действительности улицы Бассейной (сегодня она называется улицей Некрасова).

Функции небылиц

В детском возрасте первыми логическими упражнениями являются разделение функций предмета, наделение его несвойственными признаками. Дети придумывают перевертыши и небылицы сами.

Корней Чуковский писал, что польза таких сказок и стихов очевидна: любое отступление от нормы укрепляет ребенка в ней, он оценивает все выше твердую ориентацию в этом мире.

Ребенок своим умственным силам как будто делает экзамен и выдерживает его, что поднимает уверенность в интеллекте, уважение к себе, столь необходимые детям, чтобы не потеряться в нашем хаотическом мире.

Небылицы для взрослого являются словесными абракадабрами, нелепицами, а для ребенка – забавными историями о том, чего на самом деле быть не может.

Отметим, что с незапамятных времен в народе существует этот вид фольклора, а ведь устное народное творчество сохраняет лишь самое лучшее, отсеивая бесполезное.

Ребенок, постепенно открывая закономерности этого мира, делая новые соображения, начинает постепенно играть различными понятиями, так как лишь посредством игры маленькому человеку можно понять структуру мироздания.

Дети, перевертывая различные явления, вкладывая новый смысл в известное, учатся пользоваться и лучше управлять различными понятиями, формируют фантазию, свободу мышления, благодаря чему начинают чувствовать и понимать юмор.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Мы рассмотрели, что такое небылицы. Определение, виды, функции их также были нами изучены. Как видите, жанр этот довольно интересен и полезен. Потешки и небылицы – это не просто развлекательные истории, они служат вполне определенным, серьезным целям, помогая формировать личность ребенка.

Что общего между считалкой и небылицей: подборка примеров

Разница между сказкой и небылицей

Художественная литература играет огромную роль в развитии ребёнка с раннего возраста. Причём это касается даже самых малых жанров, которые кажутся очень простыми: потешки, считалки, загадки. К подобным произведениям также относятся небылицы. Эти короткие истории отчасти схожи со считалками и так же чрезвычайно притягательны для детей.

Небылица (небывальщина, нелепица) — это фольклорный жанр, который представляет собой небольшое произведение комического содержания чаще всего в стихотворной форме.

Его сюжет нарочито искажает действительность, меняет в ней всё местами (например, ворон одет в красные сапоги, играет на трубе и рассказывает сказки). Причём это несоответствие, абсурдность утрируется, подчёркивается, за счёт чего и создаётся комический эффект.

На Руси этот жанр активно использовали скоморохи, которые разъезжали по деревням и развлекали народ.

На Руси жанр небылиц был очень популярен в репертуаре скоморохов, которые развлекали публику

В небылице активно используется литературный приём оксюморона — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан низенького роста». В. Я. Пропп, известный литературовед-фольклорист, относит небылицу к разновидности сказки, в которой действительность выворачивается наизнанку.

Зато несомненно особый вид сказочного творчества состав­ляют небылицы, т. е.

рассказы о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.

На таких небылицах основаны всемирно известные рассказы о похож­дениях Мюнхгаузена, в значительной части восходящие к фольклору.

В. Пропп «Поэтика Фольклора»

https://studfiles.net/preview/1621582/

Небылица как жанр чем-то напоминает считалку:

  • Представлена, как правило, в стихотворной форме.
  • Также имеет небольшой объём, иногда одно четверостишие.
  • Сюжет носит вымышленный, фантастический характер, несёт в себе юмор и иронию.
  • Оба жанра изначально принадлежат к фольклору.

В считалках, как и в небылицах, часто случаются различные курьёзы с животными

Существует ряд считалок, которые можно отнести и к нелепицам, например «Плыл по морю чемодан», «Свиньи в лодке танцевали…» и др.

Однако необходимо выделить и существенные отличия:

  • Считалка имеет конкретное предназначение (прикладной жанр) — распределить роли в детской игре. Небылица же носит просто развлекательный характер.
  • В считалке главный акцент ставится на ритм, читать произведение нужно чётко, отрывисто и в быстром темпе, значение сюжета здесь вторично. В небылице ритм не играет роли, главное здесь — фантазийное повествование.
  • Среди считалок встречаются варианты с реалистичным сюжетом, на бытовую тематику. В небылице такое исключено: всё здесь вымысел.

В небылицах обычно всё перевёрнуто с ног на голову

Значение небылиц для детского развития

Небылица не просто излагает бессмысленные фантастические события. Знакомство с такими произведениями полезно для развития детей:

  • Ребёнок понимает отступление от логической нормы, ищет его и таким способом тренирует свой интеллект.
  • За счёт восприятия «нелепиц» формируется литературный вкус, закладываются основы для восприятия художественного образа.
  • На примере небылиц дети могут сами сочинять «перевёртыши», развивая речь, литературные способности, фантазию, чувство юмора.

В основе небылицы — отступление от логической нормы, его понимание развивает интеллект ребёнка

Считалки — это шуточные стихотворения, помогающие распределить роли участников игры.

  • Жили-были утюги И любили пироги. За обедом каждый мог Съесть один большой пирог. Кто не верит? Это он!

    Выходи из круга вон.

  • Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох. Уродился он густой,

    Мы помчимся, ты постой!

  • Как у нас на сеновалеДве лягушки ночевали,Две лягушки ночевали,На подушке задремали,Утром встали, щей поели,

    А тебе водить велели!

  • Ёжик, ёжик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать —

    Нам водилку выбирать!

  • На палубе матросы Курили папиросы. Один не докурил, Собаке подарил. Собака побежала Кондуктору сказала. Кондуктор удивился

    И в бочку провалился.

  • Будем брёвна мы пилить, Чурки — топором рубить. Топоры стучат с утра, Дров на улице — гора. Раз, два, три, четыре, пять,

    Выходи нам помогать!

  • В бак залили мы бензину, Дружно сели мы в машину. Раз, два, три. Раз, два, три, Вправо-влево руль крути! Ты не веришь? Выходи

    И скорее поводи!

С помощью считалок дети договариваются, кто первым будет водить

Примеры небылиц

Основными действующими персонажами небылиц выступают как люди, так и разнообразные животные. Последние, как правило, являются главными героями русских народных нелепиц:

  • Лиса по лесу бежала, Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, Лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,

    Её хвост отдать просила.

  • Как петух в печи пироги печёт,Кошка на окошке рубаху шьёт,Поросёнок в ступе горох толчёт,Конь у крыльца в три копыта бьёт,

    Уточка в сапожках избу метёт.

  • Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился.

    Сюжет небылицы полностью вымышленный и до смешного абсурдный

  • В новой-то деревне Дивное диво: Утка-то в юбке, В синем полушубке. Корова в рогоже —Нет её дороже. Петушок в сапожках,

    Курочка в серёжках.

  • Жив- здоров — лежу в больнице. Сыт по горло — есть хочу,

    Хоть корову проглочу.

  • Иду, иду, и вдруг вижу — гора стоит.
    Кинул её в реку и дальше пошёл.
  • Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор На булановой телеге, На скрипучей лошади. Сапоги на нём с карманом, А жилетка с каблуком. Подпоясался дубиной,

    Опирался кушаком.

  • Белочка скулила громко, Рыба пела очень звонко, Пёс орешки всё грызёт,

    Птичка в океан плывёт.

  • Встаю я под вечер,А утром ложусь.Гогочет петух,Кукарекает гусь.Я платье для куклыСтираю метлойИ в печке дроваЗажигаю пилой.Вливаю три супаВ кастрюлю с яйцом.Песенка с крышкой,

    Кастрюля с концом.

  • Это, братцы, да не чудо ли?Бегала дубинка с мальчиком в руках,А за ним тулупчик с бабой на плечах.Кнут схватил собаку парить мужика,А мужик со страху влез под ворота.Деревня закричала: «Озеро горит!»

    Сено со дровами тушить пожар спешит.

Небылицы — прежде всего фольклорный жанр. Однако встречаются и литературные небылицы (часто они основаны на различных народных сюжетах). Ярким примером являются широко известные произведения К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Чудо-дерево», а также Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».

«Путаница» К. Чуковского почти вся состоит из перевёртышей

Небылицы Виктора Полянских:

  • «Что такое небылица?» Что такое небылица? Это значит: Волк и Львица Привезли своих ребят На машине в детский сад. А потом — умчались в горы На работу в Детский город, Где в «Салоне Доброты»

    Дарят Белочкам цветы.

  • «Лошадка и шоколадка» Лошадка травку ела, ела, И ей травка надоела. В магазин пришла Лошадка

    И купила шоколадку.

  • «Мурзик» Мурзик вылепил из снега Двухколёсную телегу. Запряглись в неё собачки,

    Повезли кота на скачки.

Можно выделить и другие авторские небылицы:

  • По реке бежит буфет,В нем лежит Большой Секрет,Он снимается в кино,

    Всем понравится оно! (Ю. Мориц).

  • Плыл троллейбус в океане,В небе ехал теплоход.Как по снегу, по сметане,Лыжники пошли в поход.На коньках верблюд катался,Щука грелась на суку,Слон на дерево забралсяИ запел: — Ку-ка-ре-ку!Сел медведь в свою ракетуИ поехал на вокзал…Я не сам придумал это.Это Костя мне сказал.Он на выдумку мастак!

    А может, и бывает так? (С. Баруздин).

  • Очень-оченьСтранный вид:Речка за окномГорит,Чей-то домХвостом виляет,ПёсикИз ружья стреляет,МальчикЧуть не слопал Мышку,Кот в очкахЧитает книжку,Старый дедВлетел в окно,ВоробейСхватил зерноДа как крикнет,Улетая:— Вот что значит

    Запятая! (Б. Заходер).

  • Дым столбом валил в трубу,Месяц с неба выл на пса,Птицы пугало пугали,Ела кошку колбаса.Соль себе пересолила,Мыло в ванне пену мыло,Шалопаев били стёкла,Пыль пошла — вода промокла,Тень отбрасывала шест —Это всё в один присестЗа шесть лет я сочинил,

    Покамест голову чинил. (Ф. Галас).

Школьникам вполне по силам придумать собственные небылицы и иллюстрации к ним

Много небылиц существует в английском и немецком фольклоре. Такие «бессмысленные» песенки стали известны маленьким русским читателям, в частности, благодаря переводам С. Маршака («Птицы в пироге», «В страну Джамблей» и др.) и К. Чуковского («Робин Бобин Барабек», «Скрюченная песня» и др.):

  • «Робин Бобин Барабек», К. Чуковский Робин Бобин БарабекСкушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника. И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу. Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит:

    «У меня живот болит».

  • «Три мудреца», С. Маршак Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в грозу. Будь попрочнее Старый таз, Длиннее

    Был бы мой рассказ.

  • «Пирог», С. Маршак Пирог сидел на ёлке, На ёлке, на иголке. А спрыгнуть он не мог. Но вот он спрыгнул с ели, На землю спрыгнул с ели,

    И тут его мы съели.

  • «Бармаглот», Л. Кэррол (пер. Д. Орловской)Варкалось. Хливкие шорькиПырялись по наве,И хрюкотали зелюки,Как мюмзики в мове.О бойся Бармаглота, сын!Он так свирлеп и дик,А в глyще рымит исполин —Злопастный Брандашмыг.Но взял он меч, и взял он щит,Высоких полон дyм.В глyщобy пyть его лежитПод дерево Тyмтyм.Он стал под дерево и ждёт,И вдрyг граахнyл гром —Летит yжасный БармаглотИ пылкает огнём!Раз-два, раз-два!Горит трава,Взы-взы — стрижает меч,Ува! Ува! И головаБарабардает с плеч.О светозарный мальчик мой!Ты победил в бою!О храброславленный герой,Хвалy тебе пою!Варкалось. Хливкие шорькиПырялись по наве,И хрюкотали зелюки,

    Как мюмзики в мове.

  • «В саду на груше» (немецкий фольклор, пер. Ю. Коринца)В саду на груше я сидел,Я свёклы накопать хотел.Но в этот миг меня позвалТот самый дед, чей лук я рвал.— Ах ты воришка! Что за грех!Опять залез ты на орех!Из-за тебя я до сих пор

    Не видел спелых помидор!

Многие известные литературные небылицы являются переводами произведений зарубежного фольклора

Небылица С. Маршака «Птицы в пироге» является литературным переводом английского шуточного стихотворения для детей «Sing a song of six реnсе».

: хор младших школьников исполняет песню «Небылицы»

Небылицы — это не просто маленькие бессмысленные истории. Этот старинный фольклорный жанр и сегодня востребованный в литературе, имеет свои самобытные особенности и служит определённым серьёзным целям, способствуя формированию личности ребёнка.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.