Разница между RGB и CMYK

Системы цветопередачи RGB, CMYK, HSB, чем отличаются

Разница между RGB и CMYK

28 сентября 2018

Заявка на расчёт

Очень часто у людей, напрямую не связанных с полиграфией, возникают вопросы: «Что такое CMYK?», и «Почему нельзя использовать ничего, кроме CMYK?». В этой статье постараемся разобраться, что такое цветовые пространства CMYK, RGB и HSB и почему один и тот же фирменный цвет в макете на экране компьютера и на бумаге выглядит по-разному.

Наша продукция:

Печать каталогов

Печать газет

Системы цветопередачи RGB, CMYK и HSB

Загадочные RGB и CMYK относятся к базовым знаниям графического дизайна. Мы поговорим о различиях цветопередачи для того, чтобы стало понятно, почему один и тот же цвет в макете на экране компьютера и на бумаге будет выглядеть по-разному. Возможно, вы уже сталкивались с чем-то подобным при заказе полиграфии.

Цветовая модель — это способ описания цвета с помощью количественных характеристик.

Под цветовой моделью обычно подразумевают термин, который обозначает абстрактную модель описания представления цветов в виде трех- или четырехзначных чисел, называемых цветовыми компонентами (иногда — цветовыми координатами).

Цветовая модель используется для описания излучаемого и отраженного цветов. Вместе с методом интерпретации этих данных множество цветов цветовой модели и определяет цветовое пространство.

Что такое RGB

Начнём с цифр. 16,7 миллионов оттенков отображает современный монитор компьютера или хорошее печатающее устройство. Такая большая палитра получается смешением всего трёх цветов в разных пропорциях — красного, синего и зелёного. В графических редакторах каждый из них представлен 256 оттенками (256х256х256=16,7 миллионов).

RGB — цветовая модель, названная так по трём заглавным буквам названий цветов, лежащих в ее основе: Red, Green, Blue, или красный, зелёный, синий.

Эти же цвета образуют и все промежуточные. Научное название — аддитивная модель (от англ.слова add — «добавлять»). Служит для вывода изображения на экраны мониторов и другие электронные устройства.

Обладает большим цветовым охватом.

Цветовая модель RGB предполагает, что вся палитра складывается из светящихся точек.  Это значит, что на бумаге невозможно изобразить цвет в цветовой модели RGB, так как бумага поглощает цвет, а не светится. Исходный цвет можно получить, если прибавить к несветящейся — или изначально чёрной —поверхности проценты от каждого из ключевых цветов.

RGB-цвет получается в результате смешения красного, синего и зелёного в разных пропорциях: каждый оттенок можно описать тремя числами, обозначающими яркость трёх основных цветов.

Цветовая модель RGB

Представьте, что мы направили лучи красного, зелёного и синего цветов в одну точку на белой стене. В центре получится белое пятно, интенсивность цветов в этой точке достигает 100 %. В местах, где лучи соприкасаются, вы увидите новые оттенки:

  • зелёный+синий — голубой (Cian)
  • синий+ красный — пурпурный (Magenta)
  • красный+зелёный — жёлтый (Yellow)

Что такое CMY(K)

Эти три цвета лежат в основе цветовой модели CMYK — субстрактивная модель (от англ. слова subtraсt — «вычитать»), которая основана на вычитании из белого первичных цветов: голубой цвет вычитает из белого цвета красный, желтый — синий, а пурпурный — зелёный.

 Модель CMY(K) используется в полиграфии для стандартной триадной печати и в сравнении с RGB-моделью обладает меньшим цветовым охватом. Бумага и другие печатные материалы — это поверхности, которые отражают свет.

Согласитесь, гораздо удобнее считать, какое количество света отразилось от той или иной поверхности, чем считать, сколько поглотилось.

Если вычесть из белого три первичных цвета — RGB, получаются три дополнительных цвета CMY.

Цветовая модель CMYK

В модель CMYK добавлен дополнительный черный цвет, и на это есть веские причины. В теории при смешении трёх основных цветов должен получиться чёрный цвет. В реальности же в красках есть примеси, и вместо чистого черного получается неопределенный грязно-коричневый.

Тем более при печати смешение сразу трёх цветов ради получения черного очень сильно увлажняет бумагу, возрастает риск ее переувлажнения при не всегда идеальных внешних условиях и в силу особенностей самих красителей. Именно поэтому в модель введён чёрный цвет для получения тёмных оттенков и непосредственно самого чёрного.

Буква К в названии модели CMYK взята у слова Black, и она обозначает ключевой цвет — Key Color.

Перед тем, как подвести итог, подчеркнём: модели RGB и CMYK не так хорошо соответствуют понятию собственно цвета, как цветовая модель HSB. Это аббревиатура с английских слов: Hue, Saturation, Brightness — тон, насыщенность, яркость.

HSB основана на модели RGB, но у неё другая система координат: каждый цвет в этой модели получается путем добавления к основному спектру черной или белой краски.

При этом тон — это собственно цвет и есть, насыщенность — процент добавленной к цвету белой краски, а яркость — процент добавленной чёрной краски.

Описание цветов в этой модели не соответствует цветам, воспринимаемых человеческим глазом. Эта модель используется в графических редакторах при настройке палитры цвета. Художники используют её для тщательного подбора оттенков.

Цветовая модель HSB

Итак, подведем краткий итог:

  • RGB — цветовая модель, по которой строятся цвета на экране. Основана на сложении цветов.
  • CMYK — цветовая модель, по которой формируется изображение для печати. Основана на вычитании цветов.

Разница между CMYK и RGB заключается в том, что RGB-цвет по сути лишь излучаемый цвет (или свет), а CMYK-цвет — цвет отражаемый (краска). Первый образуется за счёт интенсивности свечения, а второй получается как результат наложения красок в полиграфии.

Соответственно, любые изображения в электронном виде — рисунки на мониторе компьютера, фотографии на экране телефона — основываются на RGB-модели. Модель CMYK применяется для полноцветной печати. А чтобы цвета не потерялись, изображение перед печатью выводят из аддитивной модели в субстрактивную.

Говоря на языке дизайнеров и специалистов подготовки макетов, модель CMYK — рабочий инструмент офсетной типографии, который выводит цвета на бумагу.

Отличие систем цветопередачи RGB и CMYK

Обычно при печати используют четыре краски: голубую, пурпурную, желтую и черную, что и составляет палитру CMYK.

Макеты для печати обязательно должны быть подготовлены в цветовой модели CMYK, так как в процессе вывода форм растровый процессор однозначно трактует любой цвет как составляющую CMYK.

Важно помнить, что цветовой охват CMYK меньше, чем RGB, поэтому все изображения, при подготовке макета на печать, требуют цветокоррекции и правильной конвертации в цветовой пространство CMYK.

Прежде, чем сделать заказ полиграфии, важно помнить, что на цвет при печати влияет ещё много факторов — качество и поверхность бумаги, возможности печатанной машины, внешние условия. В идеале лучше сделать цветопробу и увидеть на бумаге цвет будущего тиража. Цветопроба не отнимет много времени, но поможет избежать возможных ошибок при печати. Это просто: набор нужных сочетаний триадных красок печатают на цветопробной бумаге на полностью откалиброванном под печатные машины принтере, а затем данные сравниваются с эталонными значениями. Подробнее о цветопробе можно прочитать в другой статье нашего блога: Цветопроба — инструмент предсказуемой печати. (31 4,74 из 5)
Загрузка…

RGB против CMYK: в чем разница?

Разница между RGB и CMYK

Независимо от того, являетесь ли вы дизайнером или получаете дизайн, важно знать разницу между цветовыми режимами RGB и CMYK, чтобы вы могли планировать и оптимизировать каждый этап процесс проектирования.

Это выходит за рамки простого знания того, что означают буквы — оповещение о спойлере: в основном это цвета! — потому что больше важно знать, какая из них лучше для вашего проекта.

В зависимости от того, где и как отображается окончательный результат, одно цветовое пространство всегда лучше другого.

Никогда больше не бойтесь этих сокращений! Мы собираемся объяснить, что такое цветовые режимы RGB и CMYK, как они работают и когда лучше использовать каждый из них.

В чем разница между RGB и CMYK?

Как RGB, так и CMYK являются режимами для смешивания цветов в графическом дизайне. Для справки: цветной режим RGB лучше всего подходит для цифровой работы, а CMYK используется для печатной продукции. Но чтобы полностью оптимизировать свой дизайн, вы должны понимать механизмы, стоящие за каждым. Давайте погрузимся глубже.

Что такое RGB?

RGB (красный, зеленый и синий) — это цветовое пространство для цифровых изображений. Используйте цветной режим RGB, если ваш дизайн должен отображаться на любом экране.

Смешивание RGB и аддитивного

Источник света внутри устройства создает любой цвет вам нужно, смешивая красный, зеленый и синий и варьируя их интенсивность.

Это известно как аддитивное смешивание: все цвета начинаются как черная темнота, а затем красный, зеленый и синий свет добавляются друг на друга, чтобы осветлить его и создать идеальный пигмент.

Когда красный, зеленый и синий свет смешиваются с одинаковой интенсивностью, они создают чистый белый цвет.

https://www.youtube.com/watch?v=YdiCnnFRuVY

Дизайнеры могут управлять такими аспектами, как насыщенность, вибрация и затенение, изменяя любой из трех исходных цветов. Поскольку это делается цифровым способом, дизайнер манипулирует отображением света на экране, создавая нужный цвет.

Когда использовать RGB?

Если конечным пунктом вашего дизайн-проекта является цифровой экран, используйте цветовой режим RGB. Это касается всего, что связано с компьютерами, смартфонами, планшетами, телевизорами, фотоаппаратами и т. Д.

Обратитесь к RGB, если ваш дизайн-проект включает в себя:

  • Дизайн веб-приложений
  • брендинг
    • онлайн логотипы
    • Интернет реклама
  • Социальные сети
    • изображения для постов
    • Картинки профиля
    • профильные фоны
  • Визуальный контент
    • видео
    • цифровая графика
    • инфографика
    • фотографии для веб-сайта, социальных сетей или приложений

Каковы лучшие форматы файлов для RGB?

Форматы файлов RGB

JPEGs идеальны для файлов RGB, потому что они являются хорошим посредником между размером и качеством файлов, и их можно читать практически где угодно.

PSD — это стандартный исходный файл для документов RGB, при условии, что все члены команды работают с Adobe Photoshop.

PNG поддерживают прозрачность и лучше подходят для графики, которую необходимо наложить на другие. Рассмотрим этот тип файла для элементов интерфейса, таких как кнопки, значки или баннеры.

GIF-файлы фиксируют движение, поэтому, если вы используете анимированный элемент, такой как движущийся логотип или подпрыгивающий значок, этот тип файла будет идеальным.

Лучше избегать TIFF, EPS, PDF и BMP для целей RGB. Эти форматы несовместимы с большинством программного обеспечения, не говоря уже о том, что они могут быть излишне большими с точки зрения данных.

Что такое CMYK?

CMYK (голубой, пурпурный, желтый, ключ / черный) — это цветовое пространство для печатных материалов.

CMYK и вычитающее смешивание

Печатная машина создает изображения путем объединения CMYK цвета в разной степени с физическими чернилами. Это известно как вычитающее смешивание. Все цвета начинаются с чистого белого цвета, и каждый слой чернил уменьшает начальную яркость для создания предпочтительного цвета. Когда все цвета смешаны вместе, они создают чистый черный.

Когда использовать CMYK?

Используйте CMYK для любого проекта, который будет напечатан физически, а не на экране. Если вам нужно воссоздать ваш дизайн чернилами или красками, цветной режим CMYK даст вам более точные результаты.

Обратитесь к CMYK, если ваш проект включает в себя:

  • Брендинг
    • визитные карточки
    • стационарные
    • наклейка
    • Знаки и витрины
  • Реклама
    • рекламные щиты
    • постеры
    • листовок
    • автомобильные накидки
    • брошюра
  • Товары
    • футболки, шапки и другая брендовая одежда
    • промо-акция (ручки, кружки и т. Д.)
  • Основные материалы
    • Упаковка продукта
    • Меню ресторана

Каковы лучшие форматы файлов для CMYK?

Форматы файлов CMYK

PDFs идеально подходят для файлов CMYK, потому что они совместимы с большинством программ.

AI — это стандартный исходный файл для CMYK, при условии, что все члены команды работают с Adobe Illustrator.

EPS может быть отличной альтернативой исходному файлу AI, поскольку он совместим с другими векторными программами.

Учитывая все обстоятельства, всегда лучше проконсультироваться с вашим принтером заранее, чтобы выяснить, какой формат файла они предпочитают.

Как настроить цветовые режимы RGB и CMYK в программах проектирования

Если вы используете программное обеспечение Adobe, вот как настроить цветовой режим для нового проекта.

Как установить цветовой режим в Photoshop

Настройка цветового режима в Photoshop включена в окно «Новый документ»

При создании нового документа в Photoshop параметр «Цветовой режим» будет включен с другими параметрами в окне «Новый документ» .

Как установить цветовой режим в Illustrator

Настройка цветового режима в Illustrator скрыта в меню «Дополнительные параметры» в окне «Новый документ»

При создании нового документа в Illustrator параметр «Цветовой режим» будет скрыт в раскрывающемся меню «Дополнительные параметры» . Нажмите на стрелку, чтобы развернуть это меню.

Как установить цветовой режим в InDesign

InDesign автоматически устанавливает цветовой режим по умолчанию в зависимости от того, какой тип документа вы выберете (в категории «Печать» или «Интернет / мобильная связь», которые переводятся соответственно в CMYK или RGB).

Когда вы работаете с цветами внутри программы, вы заметите, что образцы уже будут измеряться в значениях RGB или CMYK в зависимости от типа документа, с которым вы работаете. Поскольку InDesign позволяет смешивать цветовые пространства, вы можете изменить цветовой режим отдельных образцов всякий раз, когда вы его создаете, но в целом лучше сохранять цвета согласованными.

Как проверить, находится ли ваш документ в режиме RGB или CMYK

Если вы не помните, в каком режиме вы устанавливаете документ или работаете с чужим файлом, вот как вы проверяете цветовой режим.

Как проверить цветовой режим в Photoshop

Изображение> Mode

В Photoshop, цветной режим указан в скобках на вкладке документа. Вы также можете найти его, перейдя в Изображение> Режим . Цветной режим документа будет иметь галочку рядом с ним.

Как проверить цветовой режим в Illustrator

Файл> Цветовой режим документа

В Illustrator Цветовой режим указан в скобках на вкладке документа. Вы также можете найти его, перейдя в Файл> Цветовой режим документа . Цветной режим документа будет иметь галочку рядом с ним.

Как проверить цветовой режим в InDesign

Цветовой режим CMYK отображается на панели «Цвета»

Одним из простых способов проверки цветового режима в InDesign является использование панели «Цвет». Перейдите к Окно> Цвет> Цвет чтобы открыть панель Цвет, если она еще не открыта. Вы увидите цвета, измеренные в отдельных процентах от CMYK или RGB, в зависимости от цветового режима вашего документа.

Как конвертировать между RGB и CMYK

Некоторые из вас могут подумать: «Ну, эта статья пригодилась бы, когда я впервые запустил проект!»

Не отчаивайся. Да, важно начать проект в правильном формате, но все еще можно конвертировать между RGB и CMYK, если вам нужно.

Будьте готовы к тому, чтобы цвета выглядели по-разному (темнее или светлее из-за аддитивного или субтрактивного смешивания). Если вы дизайнер, вам придется объяснить это вашему клиенту. И в дополнение к изменению цветового пространства документа, вам может потребоваться изменить сами цвета, чтобы найти приближение к тому, что у вас было раньше.

Ниже описано, как использовать программное обеспечение для проектирования для преобразования цветовых режимов RGB и CMYK.

Как изменить цветовое пространство в Photoshop

Чтобы изменить цветовой режим вашего документа Photoshop, перейдите в Редактировать> Преобразовать в профиль . Это вызовет диалоговое окно. На что вы хотите обратить внимание — это поле Место назначения . Используйте раскрывающийся список, чтобы выбрать нужный цветовой режим.

Существуют разные библиотеки цветов RGB и CMYK, поэтому вы увидите несколько вариантов. Для общих целей подойдут первые два варианта, но вы можете заранее проконсультироваться с принтером, чтобы убедиться, что им нужно.

Если ваше изображение еще не сглажено, установите флажок «Свести изображение для сохранения внешнего вида» поскольку цвета могут не отображаться в нескольких слоях с смешиванием / прозрачностью между ними. Когда вы будете готовы, нажмите OK, и вы увидите изменение информации о цветовом режиме на вкладке в верхней части документа.

Как изменить цветовое пространство в Illustrator

Правка> Редактировать цвета, выберите цветовое пространство, которое требуется преобразовать в

Чтобы изменить цветовой режим файла Illustrator, выберите все объекты в документе. Перейдите к Edit> Edit Colors и выберите желаемое цветовое пространство.

Как изменить цветовое пространство в InDesign

Вы можете изменить цветовой режим вашего документа InDesign в процесс экспорта. Перейдите к Файл> Предустановки Adobe PDF> [Press Quality] и выберите место сохранения. Во всплывающем окне «Экспорт Adobe PDF» выберите «Вывод» слева и в раскрывающемся меню «Назначение» в разделе «Цвет» выберите нужный цветовой режим.

Этот метод может быть полезен в крайнем случае, но если вы работаете с большим количеством разных изображений, лучше изменить цветовой режим изображения с помощью их собственных программ (таких как Photoshop или Illustrator), предполагая, что вы их связали.

Знание того, как цвета взаимодействуют для определения пигмента, может дать вам больший контроль над тем, как выглядит окончательный цвет, и, следовательно, больший контроль над вашим окончательным дизайном.

Чем больше вы работаете в определенном цветовом режиме, тем лучше вы сможете предсказать, как файл дизайна преобразуется в конечный продукт.

Вот почему, если вы хотите каждый раз получать идеальные цвета, лучше всего нанять профессионального дизайнера.

Эта статья была первоначально написана Петром Вуковичем и опубликована в 2012 году. Она была обновлена ​​новыми примерами и информацией.

Сообщение RGB против CMYK: в чем разница? впервые появился на 99designs.

Различия цветовых моделей RGB, CMYK, HSB

Разница между RGB и CMYK

Загадочные RGB и CMYK относятся к базовым знаниям графического дизайна. Мы поговорим о различиях цветопередачи для того, чтобы стало понятно, почему один и тот же цвет в макете на экране компьютера и на бумаге будет выглядеть по-разному. Возможно, вы уже сталкивались с чем-то подобным при заказе полиграфии.

Цветовая модель — это способ описания цвета с помощью количественных характеристик.

Под цветовой моделью обычно подразумевают термин, который обозначает абстрактную модель описания представления цветов в виде трех- или четырехзначных чисел, называемых цветовыми компонентами (иногда — цветовыми координатами).

Цветовая модель используется для описания излучаемого и отраженного цветов. Вместе с методом интерпретации этих данных множество цветов цветовой модели и определяет цветовое пространство.

Что такое RGB

Начнём с цифр. 16,7 миллионов оттенков отображает современный монитор компьютера или хорошее печатающее устройство. Такая большая палитра получается смешением всего трёх цветов в разных пропорциях — красного, синего и зелёного. В графических редакторах каждый из них представлен 256 оттенками (256х256х256=16,7 миллионов).

RGB — цветовая модель, названная так по трём заглавным буквам названий цветов, лежащих в ее основе: Red, Green, Blue, или красный, зелёный, синий.

Эти же цвета образуют и все промежуточные. Научное название — аддитивная модель (от англ.слова add — «добавлять»). Служит для вывода изображения на экраны мониторов и другие электронные устройства.

Обладает большим цветовым охватом.

Цветовая модель RGB предполагает, что вся палитра складывается из светящихся точек. Это значит, что на бумаге невозможно изобразить цвет в цветовой модели RGB, так как бумага поглощает цвет, а не светится. Исходный цвет можно получить, если прибавить к несветящейся — или изначально чёрной —поверхности проценты от каждого из ключевых цветов.

RGB-цвет получается в результате смешения красного, синего и зелёного в разных пропорциях: каждый оттенок можно описать тремя числами, обозначающими яркость трёх основных цветов.

Как выглядит цветовая модель RGB?

Представьте, что мы направили лучи красного, зелёного и синего цветов в одну точку на белой стене. В центре получится белое пятно, интенсивность цветов в этой точке достигает 100 %. В местах, где лучи соприкасаются, вы увидите новые оттенки:

  • зелёный+синий — голубой (Cian)
  • синий+ красный — пурпурный (Magenta)
  • красный+зелёный — жёлтый (Yellow)

Что такое CMY(K)

Эти три цвета лежат в основе цветовой модели CMYK — субстрактивная модель (от англ. слова subtraсt — «вычитать»), которая основана на вычитании из белого первичных цветов: голубой цвет вычитает из белого цвета красный, желтый — синий, а пурпурный — зелёный.

Модель CMY(K) используется в полиграфии для стандартной триадной печати и в сравнении с RGB-моделью обладает меньшим цветовым охватом. Бумага и другие печатные материалы — это поверхности, которые отражают свет.

Согласитесь, гораздо удобнее считать, какое количество света отразилось от той или иной поверхности, чем считать, сколько поглотилось.

Если вычесть из белого три первичных цвета — RGB, получаются три дополнительных цвета CMY.

В модель CMYK добавлен дополнительный черный цвет, и на это есть веские причины. В теории при смешении трёх основных цветов должен получиться чёрный цвет. В реальности же в красках есть примеси, и вместо чистого черного получается неопределенный грязно-коричневый.

Тем более при печати смешение сразу трёх цветов ради получения черного очень сильно увлажняет бумагу, возрастает риск ее переувлажнения при не всегда идеальных внешних условиях и в силу особенностей самих красителей. Именно поэтому в модель введён чёрный цвет для получения тёмных оттенков и непосредственно самого чёрного.

Буква К в названии модели CMYK взята у слова Black, и она обозначает ключевой цвет — Key Color.

Что такое HSB?

Перед тем, как подвести итог, подчеркнём: модели RGB и CMYK не так хорошо соответствуют понятию собственно цвета, как цветовая модель HSB. Это аббревиатура с английских слов: Hue, Saturation, Brightness — тон, насыщенность, яркость.

HSB основана на модели RGB, но у неё другая система координат: каждый цвет в этой модели получается путем добавления к основному спектру черной или белой краски.

При этом тон — это собственно цвет и есть, насыщенность — процент добавленной к цвету белой краски, а яркость — процент добавленной чёрной краски.

Описание цветов в этой модели не соответствует цветам, воспринимаемых человеческим глазом. Эта модель используется в графических редакторах при настройке палитры цвета. Художники используют её для тщательного подбора оттенков.

В чем отличие RGB от CMYK?

Итак, подведем краткий итог:

  • RGB — цветовая модель, по которой строятся цвета на экране. Основана на сложении цветов.
  • CMYK — цветовая модель, по которой формируется изображение для печати. Основана на вычитании цветов.

Разница между CMYK и RGB заключается в том, что RGB-цвет по сути лишь излучаемый цвет (или свет), а CMYK-цвет — цвет отражаемый (краска). Первый образуется за счёт интенсивности свечения, а второй получается как результат наложения красок в полиграфии.

Соответственно, любые изображения в электронном виде — рисунки на мониторе компьютера, фотографии на экране телефона — основываются на RGB-модели. Модель CMYK применяется для полноцветной печати. А чтобы цвета не потерялись, изображение перед печатью выводят из аддитивной модели в субстрактивную.

Говоря на языке дизайнеров и специалистов подготовки макетов, модель CMYK — рабочий инструмент офсетной типографии, который выводит цвета на бумагу.

CMYK и RGB: применение на практике

Обычно при печати используют четыре краски: голубую, пурпурную, желтую и черную, что и составляет палитру CMYK.

Макеты для печати обязательно должны быть подготовлены в цветовой модели CMYK, так как в процессе вывода форм растровый процессор однозначно трактует любой цвет как составляющую CMYK.

Важно помнить, что цветовой охват CMYK меньше, чем RGB, поэтому все изображения, при подготовке макета на печать, требуют цветокоррекции и правильной конвертации в цветовой пространство CMYK.

Прежде, чем сделать заказ полиграфии, важно помнить, что на цвет при печати влияет ещё много факторов — качество и поверхность бумаги, возможности печатанной машины, внешние условия. В идеале лучше сделать цветопробу и увидеть на бумаге цвет будущего тиража.

Цветопроба не отнимет много времени, но поможет избежать возможных ошибок при печати. Это просто: набор нужных сочетаний триадных красок печатают на цветопробной бумаге на полностью откалиброванном под печатные машины принтере, а затем данные сравниваются с эталонными значениями.

Подробнее о цветопробе можно прочитать в другой статье нашего блога: Цветопроба — инструмент предсказуемой печати.

Цветовые модели RGB и CMYK: в чем различия?

Разница между RGB и CMYK

Зачем нужны разные цветовые модели и почему один и тот же цвет может выглядеть по-разному

Предоставляя услуги дизайна как в области веб, так и в сфере полиграфии, мы нередко сталкиваемся с вопросом Клиента: почему одни и те же фирменные цвета в дизайн-макете сайта и в дизайн-макете полиграфической продукции выглядят по-разному? Ответ на этот вопрос заключается в различиях цветовых моделей: цифровой и полиграфической.

Цвет компьютерного экрана изменяется от черного (отсутствие цвета) до белого (максимальная яркость всех составляющих цвета: красного, зеленого и синего). На бумаге, напротив, отсутствию цвета соответствует белый, а смешению максимального количества красок – темно-бурый, который воспринимается как черный.

Поэтому при подготовке к печати изображение должно быть переведено из аддитивной (“складывающей”) модели цветовRGB в субтрактивную (“вычитающую”) модель CMYK. Модель CMYK использует противоположные исходным цвета – противоположный красному голубой, противоположный зеленому пурпурный и противоположный синему желтый.

Цифровая цветовая модель RGB

Что такое RGB?

Аббревиатура RGB означает названия трех цветов, использующихся для вывода на экран цветного изображения: Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий).

Как формируется цвет RGB?

Цвет на экране монитора формируется при объединении лучей трех основных цветов – красного, зеленого и синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100%, то получается белый цвет. Отсутствие всех трех цветов дает черный цвет.

Таким образом, любой цвет, который мы видим на экране, можно описать тремя числами, обозначающими яркость красной, зеленой и синей цветовых составляющих в цифровом диапазоне от 0 до 255. Графические программы позволяют комбинировать требуемый RGB-цвет из 256 оттенков красного, 256 оттенков зеленого и 256 оттенков синего. Итого получается 256 х 256 х 256 = 16,7 миллионов цветов.

Где используются изображения в режиме RGB?

Изображения в RGB используются для показа на экране монитора. При создании цветов, предназначенных для просмотра в браузерах, как основа используется та же цветовая модель RGB.

Полиграфическая цветовая модель CMYK

Что такое CMYK?

Система CMYK создана и используется для типографической печати.

Аббревиатура CMYK означает названия основных красок, использующихся для четырехцветной печати: голубой (Сyan), пурпурный (Мagenta) и желтый (Yellow).

Буквой К обозначают черную краску (BlacK), позволяющую добиться насыщенного черного цвета при печати. Используется последняя, а не первая буква слова, чтобы не путать Black и Blue.

Как формируется цвет CMYK?

Каждое из чисел, определяющее цвет в CMYK, представляет собой процент краски данного цвета, составляющей цветовую комбинацию. Например, для получения тёмно-оранжевого цвета следует смешать 30 % голубой краски, 45 % пурпурной краски, 80 % жёлтой краски и 5 % чёрной. Это можно обозначить следующим образом: (30/45/80/5).

Где используются изображения в режиме CMYK?

Область применения цветовой модели CMYK – полноцветная печать. Именно с этой моделью работает большинство устройств печати. Из-за несоответствия цветовых моделей часто возникает ситуация, когда цвет, который нужно напечатать, не может быть воспроизведен с помощью модели CMYK (например, золотой или серебряный).

В этом случае применяются краски Pantone (готовые смешанные краски множества цветов и оттенков), их также называют плашечными (поскольку эти краски не смешиваются при печати, а являются кроющими).

Все файлы, предназначенные для вывода в типографии, должны быть конвертированы в CMYK. Этот процесс называется цветоделением. RGB охватывает больший цветовой диапазон, чем CMYK, и это необходимо учитывать при создании изображений, которые впоследствии планируется печатать на принтере или в типографии.

При просмотре CMYK-изображения на экране монитора одни и те же цвета могут восприниматься немного иначе, чем при просмотре RGB-изображения. В модели CMYK невозможно отобразить очень яркие цвета модели RGB, модель RGB, в свою очередь, не способна передать темные густые оттенки модели CMYK, поскольку природа цвета разная.

Отображение цвета на экране монитора часто меняется и зависит от особенностей освещения, температуры монитора и цвета окружающих предметов. Кроме того, многие цвета, видимые в реальной жизни, не могут быть выведены при печати, не все цвета, отображаемые на экране, могут быть напечатаны, а некоторые цвета печати не видны на экране монитора.

Так, подготавливая логотип компании для публикации на сайте, мы используем RGB-модель.

Подготавливая тот же логотип для печати в типографии (например, на визитках или фирменных бланках), мы используем CMYK-модель, и цвета этой модели на экране визуально могут немного отличаться от тех, которые мы видим в RGB.

Не стоит этого опасаться: ведь на бумаге цвета логотипа будут максимально соответствовать тем цветам, которые мы видим на экране.

Стандарты отображения цвета

Разница между RGB и CMYK

Статья описывает моменты, которые не всегда очевидны, но могут быть полезны для понимания основ цветопередачи и цветовоспроизведения.

Требования к макетам содержат специальные термины, поясним кратко, что они означают.

Используемые термины:

Цветовое пространство это определенная модель представления цвета, применяемая в цифровых технологиях. RGB это цветовое пространство применяется для устройств, излучающих свет, таких, как монитор компьютера.

Основные цвета – красный, зеленый, синий CMYK это цветовое пространство, описывающее синтез отражённого цвета, применяется для воспроизведения цвета при печати на бумаге. Основные цвета: синий, малиновый, желтый, черный. “Битность” цвета определяет возможные значения яркости цветовых каналов.

Например, “24 бита” = 8 бит на канал (256 различных значений), что позволяет отобразить цветовую палитру в 16.7 миллионов цветов. Растр “точечная сетка”, из которой состоит изображение, отпечатанное или воспроизведенное на мониторе.

lpi (Линатура растра) количество линий на дюйм – количество линий растровой сетки, которые могут быть отчетливо напечатаны на дюйме носителя. dpi/ppiколичество точек/пикселей на дюйм, – величина разрешения изображения, количество точек (пикселей) которые могут отображаться в одном дюйме при печати или на мониторе.

Стандарт RGB – разрешение и особенности

В основном это цветовое пространство применимо для устройств, излучающих свет.

Изображение в данном цветовом представлении раскладывается на 3 канала: красный, зеленый и синий. Для каждого пикселя изображения суммируются значения яркости по каждому каналу. Чёрный цвет соответствует нулевому значению яркости на всех каналах, белый – максимальному.

Пиксели изображения или самостоятельно “светятся” (люминофор в старых телевизорах и мониторах с лучевой трубкой), либо фильтруют свет, излучаемый лампами подсветки.

Нетрудно понять, что палитра цветов, сформированных по RGB методу, зависит от устройства. Так как яркость ламп подсветки и характеристики фильтров (люминофора), а также физические их свойства (свечение или светопропускание) отличаются даже в рамках одной модели (!), незначительно, чаще всего разницу можно уловить только прибором.

Реализация RGB в мониторах

Почти все современные мониторы формируют цвет дискретно, что связано с необходимостью управлять яркостью красного, зелёного и синего канала для нескольких миллионов пикселей.
Поэтому технически можно обеспечить и 48-битный цвет, но не для общеупотребительных мониторов.

На то есть ряд причин:

  • Стоимость возрасла бы сильно;
  • LCD-мониторы не смогут обеспечить подобную дискретность в силу физических ограничений технологии;
  • Существующие каналы передачи информации от видеокарты к монитору слишком “узкие” для подобной глубины цвета.
  • Нет резона отображать очень широкое цветовое пространство (смотрите описание CMYK).

Замечание:

Некоторые профессиональные LCD-мониторы в состоянии отображать >1 млрд цветов (10 бит на канал).

Стандарт sRGB и его отличия от RGB

Искусственно ограниченное цветовое пространство для устройств отображения.

Так как степень соответствия каждого монитора стандарту RGB, даже 24-битному, ограничена, появилась необходимость в его искусственном ограничении. В противном случае, графические элементы всегда выглядели бы неодинаково в зависимости от монитора даже если они настроены одинаково.

Стандарт строго ограничивает минимальную и максимальную яркость каждого канала, что позволяет отображать те же 16.7 миллионов цветов единообразно и почти независимо от устройства.

Замечания

Не все мониторы в состоянии соответствовать даже усечённому стандарту sRGB на 100 процентов.У автора статьи откалиброванный под sRGB монитор охватывает ~98.3% требуемых стандартом цветов.

Обычно ненастроенный (не откалиброванный) современный LCD-монитор соответствует стандарту на 85…99.5%.

Повышенный цветовой охват

Некоторые мониторы обладают “расширенным” относительно sRGB цветовым охватом. Количество цветов то же, но каналы (иногда все, иногда только один) на максимальной яркости выдают более чистый цвет, чем предусматривает стандарт. Чем это грозит – читайте ниже.

Цветовая модель CMYK

Цветовое пространство применимо для устройств, которые выводят изображения на печать.

Отличия от RGB или как печатают принтеры

Цвета, которые описывает пространство, отражённые. Изображение раскладывается на 4 канала. Определяется максимальное количество красителя для получения чистого цвета. Для отображения полутонов используется пропорциональное смешение красителей в одной точке.

Белый цвет – отсутствие красителя, чёрный, теоретически, можно получить смешением трёх красителей в равной пропорции и в максимальном количестве возможно, но реальный результат неудовлетворительный.

Таким образом, если очень упрощённо сравнить RGB и CMYK цветовые пространства, получим:

Цветовой охват CMYK уже, чем RGB/sRGB.

У CMYK меньше динамический диапазон. При печати на реальном устройстве, ввиду отсутствия “идеального носителя” и “идеальных красителей” отличия в цветовоспроизведении ещё более выражены.

В результате происходит следующая ситуация: Макет для печати верстается на мониторе (sRGB цветовой охват), а печатать его нужно будет на устройстве с сокращённым, относительно монитора, цветовым охватом. Именно по этой причине требования к макетам – CMYK.

Разрешение изображения

Характеризует способность воспроизводящего оборудования разрешать (дифференцированно отображать или печатать) мелкие детали. Вкратце – чем выше разрешение, тем более мелкие детали можно воспроизвести.

dpi/ppi/lpi и отличия

Возьмём для наглядности фрагмент изображения в 1 квадратный дюйм. В устройствах отображения (например, монитор) корректно говорить о количестве пикселов на дюйм. Например, на мониторе с разрешением 150ppi фрагмент изображения 150х150 пикселей будет занимать ровно 1 дюйм на экране.

По простой причине – монитор отображает изображение поточечно и каждый конкретный пиксель на экране в каждый момент времени имеет предсказуемый цвет. То есть мы можем очень точно видеть (с использованием специальной аппаратуры), что все 22 500 пикселей отображаются корректно. В устройствах печати всё сложнее.

Нет возможности отрегулировать количество краски, нанесённой на конкретную точку (технические ограничения).

Поэтому изображение перед печатью растрируется, то есть разбивается на сетку с указанием, какая ячейка сетки будет закрашена, какая нет. Грубо говоря, на изображение “накладывается” мелкая сетка с чередующимися светлыми и тёмными промежутками.

И вот количество рядов (“линий”) в этой воображаемой сетке и будет показателем lpi.
Напечатанная “растровая точка” формируется при цветной печати по стандарту CMYK четырьмя проходами.

И то, насколько точно устройство вывода может намагнитить барабан, переносящий краситель (в случае лазерного устройства) или “выпустить чернила” (для струйного устройства) для формирования одной точки и определяет показатель dpi устройства.

Если проще – максимальная точность формирования “растровой точки” из нескольких подточек печатным устройством.

Характеристика печатного устройства 150 lpi и 2400 dpi будет означать, что устройство способно отпечатать на одном дюйме 150 линий по 150 растровых точек в каждой, каждую точку будет формировать “участок сетки” размером 16 на 16 вспомогательных точек (256 фрагментов краски). Соответственно, цветовоспроизведение такой печати – 256 оттенков на растровую точку.

Замечания:

чем больше dpi и , одновременно, меньше lpi , тем качественнее цветовоспроизведение полутонов.
Максимально точное воспроизведение мелких фрагментов обеспечивает монохромная – чёрно-белая печать. параметр lpi характеризует теоретически достижимую точность отображения, в реальной печати lpi зависит как от возможностей печатного устройства, так и от носителя.

Вопросы и ответы

Простые ответы на сложные вопросы.

Вопрос: RGB изображение на мониторе смотрится лучше, чем CMYK, почему не сделать макет в RGB?

Ответ:

  1. Изображение в цветовом пространстве CMYK можно значительно более достоверно напечатать, потому что даже идеальное печатное устройство физически не может отображать все цвета, доступные для обычного монитора.
  2. Качественный макет в CMYK может быть практически неотличим от RGB – макета.
  3. Заказчик видит на мониторе то, что получится на печати.

Вопрос: Есть фиксирующая аппаратура, обеспечивающая разрешение более 50 точек на миллиметр (36 млн. пикселей, макет 70*50 мм). Имеет ли использовать её для подготовки макета?

Ответ:

Можно, но подобное линейное разрешение избыточно. Тем более мы принимаем в работу векторные, но не растровые, макеты (смотрите раздел требований).

Вопрос: 100 lpi – не слишком ли мало для качественного отпечатка?

Ответ: Физический размер растровой точки при подобной линатуре ~ 0.25 мм, средний размер пикселя на мониторе ~ 0.23 – 0.3 мм. Поэтому отпечаток с точки зрения детализации будет сопоставим с отображаемым на мониторе макетом.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.