Разница между простым и сложным предложением
Виды сложных предложений
Сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные, а союзные — на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Бессоюзное предложение
Бессоюзное предложение — это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.
Стемнело, на улице зажглись фонари.
У этого предложения две части. Основа первой части — стемнело, основа второй части — зажглись фонари. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.
Я смотрю в окно и вижу: идет снег.
У этого предложения две части. Основа первой части — я смотрю (и) вижу, основа второй части — идет снег. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненное предложение — это союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы — это союзы и, а, но, да, или, либо, не только … но и, как … так и, или … или, либо … либо, ни … ни, зато, то есть и др.
Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.
Поезд остановился, и пассажиры вышли из вагона.
У этого предложения две части. Основа первой части — поезд остановился, основа второй части — пассажиры вышли. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом и, поэтому это сложносочиненное предложение.
Я тебе уже два часа объясняю теорию относительности Эйнштейна, а ты ничего не можешь понять.
Основа первой части — я объясняю, основа второй части — ты не можешь понять. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом а, поэтому это сложносочиненное предложение.
Не только воздух прогрелся, но и вода стала теплее.
Основа первой части — воздух прогрелся, основа второй части — вода стала теплее. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом не только … но и, поэтому это сложносочиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение — это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов (что, если, потому что, когда и др.) или союзных слов (который, какой, что-местоимение и др.).
В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). От главной части можно задать вопрос к придаточной.
В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные. О типах придаточных предложений читайте в отдельной статье.
Порядок частей сложноподчиненного предложения не имеет значения: придаточная часть предложения может стоять перед главной частью или находиться внутри главной части.Наполеон понял, что он проиграл битву.
Основа главной части — Наполеон понял, основа придаточной части — он проиграл. Части предложения соединены подчинительным союзом что. От главной части к придаточной можно задать вопрос: Наполеон понял — что? — что он проиграл битву.
Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. (И. Бродский)
Основа главной части — лучше жить, основа придаточной части — выпало родиться. Части предложения соединены подчинительным союзом если. От главной части к придаточной можно задать вопрос: лучше жить в глухой провинции у моря — при каком условии? — если выпало в Империи родиться.
Животные, которые родились в зоопарке, не приспособлены к жизни в дикой природе.
Основа главной части — животные не приспособлены, основа придаточной части — которые родились. Части предложения соединены союзным словом которые. От главной части к придаточной можно задать вопрос: животные — какие? — которые родились в зоопарке.
Одной главной части может подчиняться несколько придаточных предложений. О видах подчинения в предложениях с несколькими придаточными читайте в отдельной статье.
Я знаю, как тебя зовут и где ты живешь.
В этом предложении три части. Основа главной части — я знаю, основа первого придаточного — зовут, основа второго придаточного — ты живешь.
Оба придаточных зависят от сказуемого главной части знаю и отвечают на вопрос что? Хотя вторая и третья часть соединены сочинительным союзом и, все предложение в целом является сложноподчиненным.
Сложные предложения с разными видами связи
В сложном предложении может быть больше двух частей. При этом между каждой парой частей сложного предложения может быть свой тип связи. Например, бывают предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, а также предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.Это сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
В ходе первой экспедиции следы древнего города найти не удалось, и археологи продолжили исследования, которые заняли несколько лет.
Это сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Связь между первой и второй частями сочинительная, а между второй и третьей частями — подчинительная.
Сложные предложения: 5 сложных предложений, как их составить?
Предложение – это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.
У предложения есть грамматическая основа – подлежащее и/или сказуемое.
Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами – сложными.
Читайте подробнее: Простое предложение в русском языке. Примеры
Что такое сложное предложение?
Сложное предложение – это предложение, в котором несколько грамматических основ. Чаще всего их две, но может быть и больше.
Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. Связь между частями сложного предложения может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).
Для примера приведем два сложных предложения:
Вы пообещали приехать, и мы очень обрадовались.
Алексей заранее отправился на почту, чтобы посылка с подарками дошла вовремя.
Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения
Сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.
- Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью – то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.
- Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.
- Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.
- Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.
5 сложных предложений – примеры
В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)
Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)
Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)
Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)
Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)
Как составить или найти сложное предложение?
Чтобы составить сложное предложение, необходимо:
Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).
Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.
Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:
Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
Первая грамматическая основа – река не замерзла. Вторая – волны чернели.Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки – однородные подлежащие, играли и веселились – однородные сказуемые. Это простое предложение.
Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях
В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:
- и, да, ни… ни
- а, но, однако
- или, либо, или… или,
- да, да и, тоже, также
- то есть, а именно
Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.
В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:
- Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь
- Между двумя назывными предложениями:Хриплый стон и скрежет ярый.
- Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:Это кто такие и что им надобно?
- Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.
- Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.
Подробнее о пунктуации в сложносочиненных предложениях.
В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.
- Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.
- Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…
Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:
- Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.
- Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.
- Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).Я бы тоже желал знать почему.
- Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:Позвонят – расспроси кто и зачем.
Подробнее о пунктуации в сложноподчиненных предложениях.
В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.
Была без радости любовь, разлука будет без печали.
Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.
Подробнее о пунктуации в бессоюзных предложениях.
Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами
Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.
О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения
О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие
О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке
Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке
10 примеров сложных предложений из русской литературы
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»
Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»
Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.
А.П. Чехов. «Три сестры»
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
И.А. Бунин. «Темные аллеи»
Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов. «Чевенгур»
Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую
В.В. Набоков. «Дар»
Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения
Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку – найти ошибку в построении сложного предложения.
К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:
- Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.
- Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.
- Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.
- Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
- Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.
- Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
- Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.
- Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.
Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:
Задание 1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотомБ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемВ) нарушение связи между подлежащим и сказуемымГ) ошибка в построении сложного предложенияД) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 1) На уроке все, кто прочитал учебник, смог выполнить самостоятельную работу.2) Вечером мы уже были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.3) Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она.4) Тех, кто в ХVIII столетии высказал предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазерами.5) Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л. Волынский в книге «Лицо времени».6) Согласно плану операции, мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.7) Никто не удивился, что он идет и стал копать вместе с рабочими8) В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.9) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. |
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз – «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.
Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотомБ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемВ) нарушение связи между подлежащим и сказуемымГ) ошибка в построении сложного предложенияД) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз – «что».
Как отличить простое предложение от сложного? Алгоритм и пояснения к уроку русского языка
- Читаем предложение полностью.
- Находим основу (или основы предложения). Читайте, что такое грамматическая основа предложения.
- Если основа в предложении одна → предложение простое.
- Если основ две (или более) → предложение сложное.
Примеры. Бежит тропинка полевая то под откос, то вновь на бугорок.
(Основа одна (Что?) тропинка (тропинка (что делает?) бежит → предложение простое.
Встаёт солнце1, и вместе с солнечным светом оживают лесные поляны2.
Основ две: в первом предложении речь идет о солнце (Что?) солнце (солнце (что делает?) встаёт). Во втором предложении говорится о полянах (Что?) поляны (поляны что делают?) оживают). Предложение сложное.
То есть определение простое перед нами предложение или сложное, заключается как раз в умении найти в предложении его основу или несколько основ.
Определение грамматической основы предложения
Начнем с того, что в любом предложении есть его смысловой и грамматический центр — это и есть его грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).
Самый распространенный вариант основы — это тот случай, когда подлежащее выражено именительным падежом существительного (или местоимения), а сказуемое — глаголом.Примеры: Земля вращается вокруг Солнца. Кто-то стучит в дверь.
Дело в том, что основа предложения «может быть сконструирована» практически из любых частей речи, не всегда из существительного и глагола. В таких случаях определить грамматическую основу, а значит, простое или сложное предложение, несколько сложнее.
Подлежащим может быть не только существительное или местоимение. Примеры:
- Счастливые часов не наблюдают. (Здесь подлежащее в форме имени прилагательного)
- Отдыхающие собрались на веранде. (Здесь в форме причастия)
- Семеро одного не ждут. (Здесь в форме числительного)
- Учиться — всегда пригодится. (Уже выражено неопределенной формой глагола)
- На солнышке Полкан с Барбосом грелись. (И даже словосочетанием)
Сказуемое тоже не всегда выражено глаголом. Примеры:
Некоторые из способов выражения сказуемого
- Я хочу заниматься спортом. (Сказуемое составное глагольное, т.е. оно состоит из двух глаголов, один их которых стоит в неопределенной форме)
- Книга — это волшебница. (Сказуемое выражено именем существительным)
- Моя сестра будет врачом. Сказуемое составное именное, т.е. главная его часть выражена именем существительным + связка быть)
Отсюда становится ясно, что для правильного определения, сложное или простое перед нами предложение, нужно тренироваться в нахождении основы в предложении, уметь быстро определять его главные члены.
Важно! При этом важно различать (и ни в коем случае не смешивать их!) члены предложения и части речи. (Части речи «работают» в предложении каким-то из членов предложения)
Однородные члены предложения. Как это мешает?
Ситуацию с определением типа предложения могут осложнять однородные сказуемые в одном из простых предложений. А то и в обоих предложениях в составе сложного!
Сравните. 1) Осень наступила1, и полили дожди ². 2)Шумели и метались ветры1, и лили дожди. 2
Первое сложное предложение имеет две обычные основы, а во втором первое предложение осложнено двумя однородными сказуемыми.
Чтобы не ошибиться, нужно внимательно смотреть, к какому подлежащему относится каждое из сказуемых: ветры (что делали?) шумели и метались. А дожди (что делали?) лили.
Значит, первые два сказуемых относятся к основе первого предложения, а третье — к основе второго предложения. А всё предложение будет сложным.
Сложные предложения, в составе которых есть односоставные
Сложность представляют также такие предложения, в которых одно из них может иметь основу, состоящую только из одного члена предложения. С ними надо быть особенно внимательными.
Пример: Осень наступила1, и сразу похолодало. 2
Предложение сложное, в нем две основы, но вторая основа состоит только из сказуемого.
О сложных предложениях
Таким образом, чтобы разобраться в типе предложения, нужно:
- Внимательно его прочитать и понять смысл предложения.
- Найти основу (или основы) в предложении.
- Сделать вывод и определиться с пунктуацией.
Об авторе: Степанова Наталья, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 30 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Отличие сложного предложения от простого
Класс: 4
Цели урока:
- Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, определять границы незнания.
- Метапредметные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах, умения изучающего чтения (задавать вопросы, составлять план, пересказывать с опорой на план и т.д.)
- Предметные: формирования понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания в предложениях разной структуры.
- Коммуникативные: развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении, умение работать в группах, паре.
- Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
2. Языковая разминка
– Найдите орфограммы в следующих словах:
Слайд
- дождя
- осенний
- алмазными
- искрится
- лес
– Какое слово вы не смогли проверить? Как называются такие слова?
-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом алмаз.
– Что означает это слово?
– Запишите в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Слайд
– Знаете ли вы, что родственники алмаза-сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3 тысяч лет до нашей эры.
– Составьте словосочетания с этими словами.
Слайд
- весенний лес
- каплями дождя
- искрится лес
- алмазными каплями
– Какая пара слов не является словосочетанием? (искрится лес)
– Чем она является в предложении ? (грамматической основой)
– Какое это будет предложение по наличию второстепенных членов?
– Распространите предложение данными словосочетаниями – Искрится лес.
Весенний лес искрится алмазными каплями дождя.
– Дайте полную характеристику предложения.
– По цели высказывания. Повеств.
– По интонации. Невоскл.
Что мы знаем о простом предложении ?
3. Работа по слайду, с использованием таблицы
– Дайте характеристику предложения.
– По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные – По интонации:восклицательные, невосклицательные – По наличию второстепенных членов: распространённые нераспространённые – По наличию однородных членов в предложение (с однородными или без)
– В предложениях запятая ставится, если есть однородные члены, союз а, но, повторяющийся союз и.
4. Работа с предложениями с однородными членами
-Найдите в предложениях однородные члены и определите знаки препинания.
Слайд.
– Сколько грамматических основ в последнем предложении?
– Какое это предложение? Сложное.
– Как ставится запятая в сложном предложении?
5. Формулирование темы и цели урока
– Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске. 1) Познакомиться с … и …; 2) учиться различать … и …; 3) учиться ставить …
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
6. Работа с учебником
Стр.64 упр.66
– Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).
– Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).
– Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).
– Посмотрите на первое сложное предложение. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).
9. Закрепление
– Продолжите предложения так, чтобы получились простые предложения с однородными членами и сложные.
Бабушка подоила корову ………………………. .
Итог
– Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
– Из чего состоит сложное предложение?
– Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
Презентация
3.12.2019
В чём отличие простого предложения от сложного: что общего и в чём разница между простым и сложным предложением, их взаимосвязь
Одной из единиц языка является предложение.
Оно состоит из слов, объединённых по смыслу, выполняет коммуникативную функцию, может использоваться для передачи информации, побуждения к действию, выражения эмоций, формулировки вопроса.
По структуре предложения подразделяются на простые и сложные. Зная в чём их отличие, можно правильно решать различные пунктуационные задачи — т. е. грамотно использовать знаки препинания.
Простое
Важной частью любого предложения являются его главные члены. Они называются подлежащим и сказуемым, образуют грамматическую основу или предикативную единицу. Если при разборе была найдена только одна такая единица, предложение является простым.
Оно может содержать члены, называемые второстепенными. Они могут указывать на обстоятельство, являться дополнением или определением. Их наличие делает предложение распространённым. В случае их отсутствия оно называется простым нераспространённым.
Таблица: примеры простых предложений
Нераспространённые | Распространённые |
Звенит звонок. | Громко звенит школьный звонок. |
Облака бегут. | От рассвета до заката облака бегут куда-то. |
Прилетели птицы. | Ранней весной прилетели птицы. |
Ветер дует. | Целое утро ветер дует с Чёрного моря. |
Гудели пчёлы. | Вокруг дикой груши гудели пчёлы. |
Дверь отворилась. | Дверь тихонько отворилась. |
Побежали ручьи. | Побежали ручьи по дорожкам. |
Щука дремлет. | Щука дремлет на дне реки. |
Основа может быть представлена одним или двумя членами.
В первом случае предложение называется односоставным, во втором — двусоставным.
Сложное
Наличие более одной предикативной основы делает предложение сложным. Связь между основами может быть разной. В зависимости от её вида предложения могут быть сложносочинёнными — ССП, сложноподчинёнными — СПП, бессоюзными — БСП или смешанными:
- сложносочинённые — включают несколько простых, связь между которыми обеспечивают сочинительные союзы;
- сложноподчинённые — содержат одну несамостоятельную в грамматическом смысле часть, которая связывается с другой при помощи подчинительных союзов;
- бессоюзные — объединяют простые языковые единицы, каждая из которых обладает самостоятельным значением и не зависит от другой.
Таблица: примеры сложных предложений
Сложносочинённые | Сложноподчинённые | Бессоюзные | Смешанные |
Расстались мы, но твой портрет я на груди храню. | Я люблю весну, когда она приходит рано. | Солнце дымное встаёт — будет день горячий. | Слоны очень привязываются к своим погонщикам, и бывали случаи, когда после смерти человека слон умирал от горя. |
Начался дождь, и все разбежались. | Возьми книгу, которая лежит на полке. | В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки. | Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге. |
Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело. | Когда я обернулся, тропинка была уже пуста. | Богатому не спится: богатый вора боится. | Стадо диких уток с шумом промчалось где-то над нами, и мы слышали, как оно опустилось на озеро. |
То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал. | Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. | Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. | Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. |
Помимо нескольких основ, в таких языковых единицах также могут быть второстепенные члены.
Что общего и в чём разница между простым и сложным предложением, их взаимосвязь
Любое предложение в своём составе содержит предикативную единицу. Она может дополняться второстепенными членами. Состав сложных включает простые предложения.
Главным критерием, определяющим отличие, является разное число грамматических основ или предикативных единиц. В простом — одна основа, в сложном — две и более.
Справка! В большинстве случаев предикативная единица состоит из существительного или местоимения и глагола. В противном случае найти основу становится сложнее. Подлежащее может быть числительным, причастием или даже прилагательным, а сказуемое выражаться существительным или двумя глаголами.
Примеры сложных случаев определения предикативной основы:
- «Трое незаметно проскользнули во двор». В роли подлежащего выступает числительное.
- «Стойкий всегда побеждает». Подлежащее — прилагательное.
- «Гуляющие любовались закатом». Подлежащее — причастие.
- «Зелень — это песня земли». Сказуемое выражается существительным.
- «Он начал писать сочинение». Сказуемое — составное глагольное.
Односоставным и двусоставным может быть только простое предложение, состоящее из слов и их сочетаний. Сложная языковая единица по такому признаку не классифицируется и состоит из простых предложений.
Простое и сложное предложения
Предложения бывают простыми и сложными.
Простым называется предложение, в котором одна грамматическая основа.
Например:
Солнце скрылось за тучами.
Сложным называют предложение, в котором два и более простых предложения. При этом грамматических основ столько же, сколько простых предложений в его составе.
Например:
Солнце скрылось за тучами, вдалеке ударил гром.
Зелёный лес замер в ожидании грозы, звери попрятались, а птицы перестали петь.
Части сложного предложения всегда разделяются запятой!
Простые предложения в составе сложного связаны между собой:
- интонацией, без помощи союзов. Такие предложения называют бессоюзными. Например: Солнце скрылось, гром гремит.
- при помощи союзов. Такие предложения называют союзными. Например: Щенок принес мышку, чтобы мы его похвалили. (простые предложения сязаны союзом чтобы).
Союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Виды предложения по цели высказывания
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Предложение с обращением
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Второстепенные члены предложения
Предложения распространенные и нераспространенные
Однородные члены предложения
Предложения с прямой речью
Словосочетание
Предложение
Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Упражнение 35, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 37, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 142, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 253, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 445, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 452, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 454, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 458, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 53, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 51, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 54, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 55, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 165, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 121, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 174, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 46, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 69, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
5 класс
Упражнение 239, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 371, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 312, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 49, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 122, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
7 класс
Упражнение 15, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 216, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 226, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 287, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 341, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 355, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 400, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 95, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 211, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 214, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 12, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 13, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 15, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 16, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 20, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 120, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 247, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 252, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 289, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 334, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© budu5.com, 2020
Пользовательское соглашение
Copyright
Нашли ошибку?
Связаться с нами