Разница между приставкой и предлогом

Приставки и предлоги правило Советник

Разница между приставкой и предлогом

Итак, приставка – это та часть слова, которая располагается перед его корнем. Она необходима для того, чтобы из основы образовать новое слово.

Предлог – это часть речи, относящаяся к категории служебных и никогда не употребляющаяся перед глаголами. Они служат для того, чтобы связывать между собой слова в предложении.

https://www..com/watch?v=ytdev

На первый взгляд все кажется простым, но как на деле отличить приставку от предлога и наоборот, если они пишутся одинаково?

Тем более, что предлог не изменяется ни по каким формальным признакам.

Способ есть: если ученик сомневается, часть слова перед ним или часть речи, нужно попробовать поставить между ним и основой другое слово – прилагательное или местоимение.

Если удалось это сделать – перед школьником предлог, а если нет, то это приставка. Также можно попробовать поставить вопрос, при этом действует аналогичный принцип.

В большинстве случаев слова с предлогом можно превратить в конструкцию с приставкой, что помогает лучше понять принцип использования и того, и другого в русском языке.

Различия между приставками и предлогами в глаголах, наречиях, причастиях

Напомню! Существительные обозначают:

  • предмет (вещь),
  • лицо (одушевлённое)
  • или какое-либо явление (событие)

Если можно вставить слово, значит это предлог, и он пишется раздельно, а если слово вставить нельзя, значит это приставка, и она пишется слитно.

Примеры: На миг (на один миг), с маху (со всего маху), в тиши (в лесной тиши), на скаку (на всём скаку), в тупик (попал в глухой тупик).

  • При наличии пояснительных слов к соответствующим существительным, слова пишутся раздельно.

Примеры: на верх горы, в высь поднебесную, в даль степую, в дали голубой, во веки веков, на веки вечные, в начале жизни, с начала учебного года.

  • Если существительное начинается с гласной буквы, пишем раздельно.

  Новые пособия с 2018 года Советник

Примеры: в обмен, в обрез, в обнимку, в отместку, в обтяжку, в обхват, в одиночку, в охапку, в упор, под уклон, без оглядки, до отвала, на ощупь.

  • Частицы «не» и «ни» с существительными пишем раздельно.

Примеры: не в меру, не в зачёт, не под силу, не по вкусу, не к добру, ни на йоту, ни за грош, не к спеху.

  • Помни! При глаголах предлогов не бывает! При глаголах бывают только приставки.

Примеры глаголов с приставками: сделать, обналичить, нарисовать, уехать, отлететь, воспламенить, перебросить, недопить, поработать, раскрутить.

  • Известно, что глаголы с частицами «не» пишутся раздельно. Однако! Есть глаголы, которые не употребляются без частиц «не» — такие глаголы пишутся слитно.

Примеры: ненавидеть, невзлюбить, недоумевать, несдобровать, недомогать. Ибо не бывает глаголов: навидеть, взлюбить, доумевать, сдобровать, домогать.

Напомню!

  • Глагол – это действие
  • Наречие — неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия (хорошо, вдруг, быстро, смело…)
  • Причастие – признак чего бы то ни было (действия, предмета или другого признака)

Примеры наречий с приставками: издалека, затемно, влево, вправо, запросто, досрочно, непосредственно, вверху, внизу, почему, потому, поэтому, посему, отчего, оттого, зачем, затем, почём.

Примеры причастий с приставками: призадумавшийся, приходящий, неуходящий, неувядаемый, неизбывный, изголодавшийся, нагрубивший, оболгавший, предписанный.

  • Когда в предложении есть противопоставление, тогда слово с частицей пишется раздельно.

Пример: Не в далеке, а рядом. Сравните: « Невдалеке (поблизости, неподалёку) играли дети».

Вот основные моменты, которые нужно знать для различения предлогов и приставок. Но, чтобы понять эту тему предлогов и приставок, поупражняйтесь в диктантах.

Предлоги

без: без просыпу, без разбору, без толку, без удержу, без умолку, без устали;до: до зарезу, до отказа, до смерти, до упаду (но: доверху, донизу)на: на бегу, на лету, на запятках, на ходу, на весу, на виду, на вкус, на глазок, на диво, на славу, на смех, на грехс: с налёту, с разбегу, с разгона, с размаху, с наскока, с ходупод: под мышками, из-под мышек; под пениек: кверху, книзу

  Взять ипотеку при алиментах Советник

Приставки

доныне, извне, навсегда, напротив, насквозь, позавчера, послезавтра, донельзя, навряд ли, задаром, замертво, издалека, наскоро, понемногу, попусту, потихоньку, сгоряча.

вдвое, втрое, вчетверо… надвое, натрое, вкрутую, вплотную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, впервые, наверное, вничью, вовсю, вперёд, сбоку, подчас, воочию, встарь, взапуски, наугад, вдобавок, наоборот, поневоле, всмятку, вприсядку, вблизи, вдоволь, вдогонку, вдребезги, взаймы, взамен, взаперти, взапуски, взасос, взашей, вкось, вкривь, внаймы, внутри, внутрь, воочию, восвояси, вперевалку, вперегонки, впереди, вперемежку, вперемешку, вплавь, вповалку, впопыхах, вприглядку, впроголодь, впросак, впросонках, вразвалку, врасплох, врозь, всерьез, вскачь, вскользь, всмятку, встарь, втихомолку, второпях, втридорога, дотла, замуж, запанибрата, изнутри, искони, исподволь, исподлобья, исподтишка, испокон, исполу, исстари, набекрень, наверняка, навзничь, навзрыд, навыворот, назади, наземь, наизусть, наискосок, наискось, наобум, наотмашь, наперегонки, наперекор, наперерез, наперечёт, наповал, напрямик, нарасхват, наружу, насмарку, настежь, настороже, натощак, наугад, наутёк, начеку, наяву, невдомёк, невзначай, невмоготу, невпопад, оземь, поделом, позади, понаслышке, поодаль, поперёк, пополам, пополудни, сдуру, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, спросонья, чересчур, вдобавок, вброд, влёт, вволю.

Правописание предлога и приставки

То правило, которое определяет их написание, достаточно простое, его легко запомнить. Для того, чтобы понять, как писать слово, достаточно знать, что перед учащимся – приставка или предлог, ведь первая всегда пишется слитно, а второй – раздельно. Правило касается написания предлогов приставок со всеми частями речи.

Глагол в данном случае значительно облегчает задачу: поскольку предлоги с ним не употребляются, остаются только приставки, которые пишутся всегда слитно.

https://www..com/watch?v=ytpolicyandsafety

Таким образом, чтобы выяснить, как пишется слово, нужно для начала определить его часть речи. Если это глагол, то актуальным всегда будет слитное написание.

В остальных случаях нужно поставить между словом и предполагаемой приставкой вопрос или другое слово. Если это удалось – значит, нужно писать раздельно, ведь перед учащимся приставка.

Если же ничего не вышло, то слово нужно писать слитно, потому что использован предлог. Это достаточно понятное и простое для усвоения правило.
  Федеральный закон об образовании 2011-2012 Советник

В речи и на письме предлог и приставка пишутся одинаково, так что различить их непросто. зато с написанием все проще: предлог всегда пишется со словом раздельно, а приставка, как словообразующий элемент, слитно.

Таким образом нужно просто попытаться разделить их с помощью вопросов или дополнительных слов. В случае удачного разделения правильным будет раздельное написание, так как использован предлог.

Если же ничего между словами поставить нельзя, то это не слово с предлогом, а одна речевая единица, пишущаяся всегда слитно.

Что мы узнали?

В речи и на письме предлог и приставка пишутся одинаково, так что различить их непросто. зато с написанием все проще: предлог всегда пишется со словом раздельно, а приставка, как словообразующий элемент, слитно.

Таким образом нужно просто попытаться разделить их с помощью вопросов или дополнительных слов.

Чем предлоги отличаются от приставок (основные отличия). Различие предлогов и приставок

Разница между приставкой и предлогом

Подбежал и подскочил, выбежал и выскочил,

А потом из подворотни, под калиткой, под забором,

Под скамейкой, за столбом, на крылечко и за дом.

Влево, вправо, сверху, вниз, под ногами и под низ,

Сзади, сбоку, за спиной – всюду он теперь со мной.

Беспрестанно слышен лай, это мой щенок Абай.

Ах, какой щенок! Ни минуты на месте! Но не он герой в данном стихотворении, а слова с предлогами и приставками.

Почему мы пишем слитно слова “подбежал” и “подскочил”, “выбежал” и “выскочил”, “подворотня”, “влево”, “вправо”, “сверху”, “вниз”, “сзади”, “сбоку”, “беспрестанно”?

Почему мы пишем раздельно “под калиткой”, “под забором”, “под скамейкой”, “за столбом”, “на крылечке”, “за дом”, “под ногами”, “под низ”, “за спиной”, “со мной”?

Ответ на эти вопросы довольно прост: слитно пишутся приставки, а раздельно – предлоги.

А чем предлоги отличаются от приставок?

Предлоги и приставки – разные единицы языка

Являясь совершенно разными единицами языка, приставки и предлоги определяются следующим образом:

  • Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования нового слова.
  • Предлог – это служебная часть речи, связывающая слова друг с другом.
приставкипредлоги
ставить – подставитьиграть – выигратьделать – сделатьгнуть – загнутьрастёт под окномзаглядывает в окносвернул с дорогисвернул за угол

На этом этапе важно усвоить, что перед глаголами предлогов не бывает, а бывают только приставки, а они пишутся со словами слитно.

Предлоги и приставки по-разному связываются со словами

Существует верный способ, который обязательно подскажет, как можно отличить предлог от приставки.

Дело в том, что предлоги и приставки по-разному связываются со словами. Предлоги допускают вставку слов между собой и последующим словом, а приставки нельзя разделить со словами, которые они образуют приставочным способом.

Для доказательства можно провести эксперимент:

  • Грибы растут под берёзами. – Грибы растут под (этими) берёзами (вставка слова возможна – пишется раздельно).
  • Там растут подберёзовики. – Там растут под(эти)берёзовики (вставка слова невозможна – пишется слитно).

Примеры слов с приставкой под-: подберёзовик, подосиновик, подстаканник, подбородок, подлесок, подполье, подоконник, подвеска, подстилка, подставка, подгонка, подпорка, подъезд, подход, подвоз, подпил, подрез, подвес и др.

Существует множество слов и с другими приставками, общая же модель их образования будет всегда одна и та же.

Различие предлогов и приставок при помощи вопроса

Если поставить падежный вопрос от главного слова к зависимому, то можно с лёгкостью отличить предлог от приставки. Предлоги будут частью вопроса, и писать их нужно раздельно:

  • вышел (от кого?) от друга;
  • верил (во что?) в справедливость;
  • сражался (за что?) за родину;
  • думал (о чём?) о задании;
  • искал (в чём?) в дневнике;
  • бег (в чём?) в мешках;
  • игра (во что?) в домино;
  • счастлив (от чего?) от победы.

Надо обратить внимание, что используются только вопросы косвенных падежей:

  • род. п. – справился (без чего?) без ошибок;
  • вин. п. – заплатил (за что?) за электричество;
  • дат. п. – сходил (за чем?) за хлебом;
  • тв. п. – встретился (с кем?) с товарищем;
  • пр. п. – думал (о чём?) о деле.

Обычно дети любят лингвистические сказки, одна такая поможет им понять, чем предлоги отличаются от приставок.

“Жили-были в стране Лингвинии слова. Они жили дружно, часто соединялись в семьи и становились родственниками. В этом огромную роль играла Приставка, которая только своим присутствием превращала одни слова в другие. Все так любили её, что желали встать к ней как можно ближе – слитно.

Но вот однажды появился в той стране Предлог, он очень походил на Приставку, но характер у него был другой. Он был настоящий склочник. Вскоре Предлог перессорился со всеми словами: Существительным, Прилагательным, Местоимением. Но больше всего рассердился Глагол. Он так был разгневан, что отказывался стоять рядом с Предлогом.

Так и живут в волшебной стране Приставка и Предлог. Отличия их в том, что слова стремятся встать к Приставке поближе, а от Предлога подальше. Глагол совсем не разрешает ему стоять перед собой, признаёт только Приставку”.

Задания на различение предлогов и приставок во втором классе

Каждый второклассник должен знать, чем отличается приставка от предлога. 2 класс с лёгкостью справляется с заданиями, например такими:

1) Спишите текст, раскрыв скобки:

Что за прелесть – новый мяч!

(По)катился сразу (в)скачь

И (за)прыгал (по)тропинке,

(вы)скочил под ноги Нинке.

Нина мячик (у)видала,

С ним немножко (по)играла:

(По)бросала, (по)кидала,

(Из-под) лесенки (до)стала,

(Под) кустом его взяла,

(С)нова мне мой мяч дала.

2) Где нельзя вставить предлог?

Играет…

  • фортепиано;
  • домино;
  • скрипке;
  • дома;
  • музыка;
  • баяне.

3) Чем предлоги отличаются от приставок?

  • буквами и звуками;
  • составом слова;
  • раздельным написанием.

4) Вставьте предлоги и приставки в словах:

  • …ехали … бабушке;
  • …стучал …. дверь;
  • …играли …площадке;
  • …брались …города;
  • …шли …лес;
  • …брались …чащу.

5) Преврати словосочетания с предлогом в слова с приставкой:

  • повязка на рукаве _________________________________
  • часы на стене _____________________________________
  • лампа на столе ____________________________________
  • час перед рассветом ________________________________
  • песни за столом__________________________________
  • жители под водой________________________________
  • посёлок за рекой_________________________________

Предлоги и приставки в наречиях

Следующий этап изучения предлогов – 7 класс. На этом этапе изучаются наречия, образованные способом перехода из существительных с предлогами.

Это очень трудная тема, так как слитное и раздельное написание наречий чаще всего нужно запоминать. Бывает сложно определить в них, чем отличается приставка от предлога, в чем разница написания таких слов.

  • Наречия с приставками: влево, вправо, вверх, вниз, вверху, внизу, вкривь, вкось, налево, засветло, затемно, заранее, направо, наверх, начисто, набело, наголо, поверху, понизу, посуху, сверху, снизу, слева, справа и др.
  • Наречия с предлогами: без толку, без умолку, в насмешку, до отвала, до упаду, до смерти, за полночь, на бегу, на скаку, на славу, на смех, от силы, по старинке, с наскока, на радостях, по памяти, по совести, под шумок, под уклон и др.

Чем предлоги отличаются от приставок в наречиях?

В большинстве случаев перед наречиями пишутся приставки, предлоги пишутся реже. Обычно правописание приставок и предлогов у этой части речи обусловлено тем, от каких слов они образованы. Рассмотрим некоторые из этих условий.

1) Наречия, которые образованы от других наречий, пишутся слитно, но если они употреблены в значении существительного, то пишутся раздельно:

  • Назавтра все пришли вовремя (пришли вовремя когда?) – значение наречия.
  • Собрание назначили на завтра (назначили на какое время?) – значение существительного.

2) Слитно пишутся наречия, образованные от существительных, которые в данное время без приставки не употребляются.

Примеры таких слов: вдоволь (доволь), вдребезги (дребезги), взаперти (заперть), восвояси (свояси), впритык (притык), впросак (просак), врасплох (расплох), всмятку (смятка), втихомолку (тихомолок), дотла (тло), изнутри (нутрь), исподлобья (подлобье), исподтишка (тишок), наземь (земь), наискось (искось), насмарку (смарка), наспех (спех), натощак (тощак), наугад (угад), начеку (чека), невдомёк (домёк), невзначай(взначай), невмоготу (могота), невпопад (попад), поодаль (одаль), поперёк (перёк), пополам (полам), пополудни (полудень), снаружи (наружь), спозаранку (позаранок), спросонок (просонок), сызмальства (мальство), чересчур (чур).

3) Пишутся слитно наречия, образованные от:

  • числительных: вдвое, втрое, надвое (но: по двое, по трое, по четверо);
  • кратких прилагательных: влево, затемно, докрасна, издавна, сдуру, попросту;
  • полных прилагательных: вплотную, впустую, вслепую (но если прилагательное начинается с гласной, пишется раздельно: в открытую);
  • местоимений: вничью, вовсю;
  • существительных, если нельзя вставить слово между словом и предлогом: вброд, вволю, впоследствии, вправду, вскорости, всухомятку, наизготовку, напролёт, начистоту, сроду.

4) Пишутся слитно наречия с приставкой в- и суффиксом –ку: вперемежку, впритирку, вразброску, вразмашку.

Исключения: в насмешку, в рассрочку, в диковинку, а также со словами, начинающимися с гласного: в одиночку.

5) Пишутся слитно наречия, которые имеют пространственные или временные значения: вверх, вниз, слева, вправо, вначале, наконец, навеки.

Предлоги пишутся перед наречиями, если можно вставить какой-то элемент между ними и словом: без (моего) ведома, без (всякого) запроса, без (лишних) обиняков, без (всякого) удержу.

Портал педагога | Различие в написании приставок и предлогов

Разница между приставкой и предлогом

Кабакова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ “СОШ №37”
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока по русскому языку
Тема: Различие в написании приставок и предлогов
26.04.2017
Раздел: начальное образование

Урок русского языка во 2 «Г» классе

Тема: «Развитие умения различать приставки и предлоги».

Цели: – организовать деятельность учащихся направленную на

формирование умения учащихся фиксировать собственные затруднения в

разграничении приставок и предлогов, выявлять их причину, строить и

реализовывать проект выхода из затруднений (для учителя);

– фиксировать собственные затруднения в разграничении приставок и

предлогов, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из

затруднений (для обучающихся).

Задачи:

образовательные:

развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их;

продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;

выделять приставки в словах;

развивающие:

развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы,

обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные

вопросы, творческие задания;

развитие мышления, внимания и речи учащихся;

воспитывающая:

воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные:

учить распознавать приставки и предлоги,

совершенствовать навыки написания предлогов и приставок

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с

материалом источника информации;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре, группе.

Личностные результаты:

1) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности

Ход урока.

1.

Мотивированние к учебной деятельности( орг. момент):

Слайд 2:

Приветствие учащихся;

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

-Я рада приветствовать на уроке не только вас ребята, но и гостей.

-Ребята поприветствуйте пожалуйста наших гостей. Садитесь.

– Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать его

секреты.

– Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

– Что для этого нужно?

Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте

старательными и внимательными.

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет чудес необычайных

Узнаете вы за полчаса.

Орешек знанья тверд, но всё же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать

2.

Актуализация

Чтобы нам приблизиться к тайне, я предлагаю вам поработать.

Слайд 3:

У: Исследуйте эту строчку.

н а о т д р у з ь я у к п о з н а ю т с я п о з а б е д е и з

У: Что можете сказать?

Д: – Это набор букв.

– Можно составить слова.

– В строчке спрятались слова.

У: Назови слова из известной пословицы.

Д: Друзья познаются беде.

У: Что можете сказать об оставшихся словах?

Д: Это предлоги.

Слайд 4:

У: Что такое предлог?

Д: Это маленькое слово.

У: Для чего служат предлоги?

Д: Для связи слов в предложении.

У: Как пишутся предлоги со словами?

Слайд 5:

У: А пословица получилась?

Д: Нет. Не хватает предлога.

У: Среди данных предлогов есть нужный?

Д: Да, предлог- в. Давайте его добавим.

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Эта пословица будет девизом нашего урока.

2.

Выявление места и причины затруднения.

Продолжаем двигаться к нашей тайне. Отгадайте загадку.

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

– Кто это?

У: В одном лесу жила семья белочек.

Слайд

Отрывок из мультфильма “ Лесные путешественники”.

И вот однажды бельчонок Белоносый увлёкся разговором с сойкой из соседнего леса и

ускакал далеко от своего дупла.

Отрывок из мультфильма

Слайд

У: Какая беда с бельчонком приключилась? Давайте ему поможем. Друзья должны

помогать друг другу.

Слайд

У: Какое задание вы можете предложить?

Д: Вставить нужные предлоги. Работа в парах.

выбежал … дупла;

сбежал … ели;

побежал … дорожке;

забежал … пенёк;

подбежал … речке.

У: Найдите однокоренные слова. Докажите, что это однокоренные слова.

Слайд

Д: Выбежал, сбежал, побежал, забежал, подбежал. У этих слов один корень и они близкие

по смыслу.

У: Выделите корень слов. (на парте у каждого карточки со словами).

У: А чем отличаются однокоренные слова?

Д: Разные приставки.

Слайд

У: Что такое приставка?

Где стоит приставка? Для чего служит? Как пишется со словами?

Д: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования

новых слов.

Что мы сейчас делали? (Повторяли) ……………

У: А Белоносый наслушавшись рассказов Сойки, о том что в соседнем лесу очень много

еды отправился на разведку. Всё было бы хорошо если не …река.

Отрывок из мультфильма “ Лесные путешественники”

Слайд

-Что случилось на этот раз с бельчонком? Поможем?

Работа в группах.

Поработайте со словосочетаниями, раскройте скобки:

(за)красила картинку

пошёл (за)красками

(за)глянул (за)сарай

-В каких местах написали за- вместе, а в каких раздельно. Почему за написано то слитно,

то раздельно?

– Как это доказать? Мы не знаем.

На какой вопрос мы должны ответить? Как отличить приставку от предлога.

Итак кто может назвать тему урока. (Отличие приставок и предлогов.)

3.Построение проекта выхода из затруднения.

-Что нам поможет отличить приставки от предлогов? (Правило или алгоритм).

-Какие шаги нам нужно выполнить, чтобы вывести правило?

Слайд

План действий:

1.Понаблюдаем.

2..Сравним.

3.Сделаем вывод.

– Что вы сейчас делали? (Планировали)

Физминутка.

Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать над словами:

Закончите словосочетания:

Добрался до ………(дома)

Влетел в ……….(окно)

Отстал от ……….(поезда)

– Как записаны первые слова? Почему?

– Как записали новые слова? Почему?

Я предлагаю послушать сказку.

«

Сказка про написание предлогов и приставок

»

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были

свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что

были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда

нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4 )

Рис. 1. Предлоги в, на

Р

ис. 2. Предлоги под, над

Рис. 3. Предлоги за, у

Рис. 4. Предлоги из, в, через, по, к, от, до

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу,

подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали уче-

ники их путать

.

Рассердились предлоги. Задумалась царица- Грамматика: как быть? И тут на

помощь пришли слова- признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова и мы встанем между вами.

Вы своего значения не потеряете, а от приставок будете отличаться.»Например: Лодка отплыла

от берега. Лодка отплыла от (крутого) берега. Решили этим воспользоваться приставки и тоже

впустили слова- признаки. Вот что получилось: Лодка от( крутого) плыла от берега..

Возмутилось предложение: «Кто же меня поймет?». Испугались приставки , приклеились к своим

словам и больше с ними никогда не расставались.

4. Физ. минутка.

5. Пробное действие.

Вспомните на какой вопрос мы должны ответить?

Вставьте по смыслу слова признаки между предлогом и словом, приставкой и словом.

– Что получилось?

На основе своих наблюдений сделайте вывод.

Давайте сравним с авторским.

Работа по учебнику с. , прочитать правило.

Вернёмся к заданию которое мы не закончили.

(за)красила картинку

пошёл (за)красками

(за)глянул (за)сарай

Работая над словами ученики создают алгоритм.

6. Закрепление.

У: А бельчонок добрался до леса, где нашёл много вкусной еды!

Отрывок из мультфильма “Лесные путешественники”.

У: Давайте и мы поможем бельчонку собрать вкусности. А что едят белочки?

– А сейчас, ребята, важный момент урока – самостоятельная работа. Я

предлагаю выбрать

понравившееся задание. (на доске)

Жёлтый грибочек – задание, с которым может справиться каждый, оранжевый и красный – задания

посложнеее.

Жёлтый грибочек:

1.Списать. Выделить приставки, подчеркнуть предлоги.

Солнце зашло за тучу. По дорожкам сада побежали ручейки.

Бельчонок спрыгнул с ветки. Он нашёл на дороге грибок.

Оранжевый грибочек:

2. Списать предложения, раскрывая скобки:

(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

Серёжа (с)катился (с) большой горки.

Вере (в)плели (в)косу ленту.

Красный грибочек:

3. Составить со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на.

Дорожке, шел, мальчик, садовой.

Мешал, повар, сливки, мукой.

Бросила, плечи, платок, бабушка

Взаимопроверка. (Тексты на слайде)

Путешествие нашего бельчонка закончилось. ………………..?

7.Составление кластера.

А теперь вернёмся к работе в парах. Завершим заполнение таблички.

Предлог

Приставка

1.Как доказать, что перед нами предлог?

Между предлогом и следующим словом

можно поставить вопрос или другое

слово.

1 Как доказать, что перед нами приставка?

Можно назвать другие слова с такой же

приставкой.

2. Маленькое слово

2. Часть слова

3. Служит для связи слов в предложении.

3. Служит для образования новых слов.

4. Пишется раздельно.

4. Пишется слитно.

8. Рефлексия.

Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения:

Я узнал на уроке………….

Мне было интересно……………….

Пришлось задуматься………………

Могу рассказать другим……………

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы

этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам

преодолеть все трудности учёбы.

Правописание приставок и предлогов

Разница между приставкой и предлогом

Приставки и предлоги бывают похожи (по, над, с, в и другие).

Приставка – это значимая часть слова, которая пишется слитнопобежал. 

Предлог – это самостоятельная часть речи, она пишется раздельно с другими словами – бежал по дорожке.

Чтобы понять, что перед нами, – приставка или предлог, по­про­буй в том месте, где воз­ник во­прос, вста­вить дру­гое слово (или вопрос). Если вста­вить слово можно, зна­чит, это пред­лог, пи­шет­ся раз­дель­но. Если слово нель­зя, зна­чит, это при­став­ка, пи­шет­ся со сло­вом слит­но.

Например:

побежал по дорожке – побежал по (грунтовой) дорожке

зашёл за другом – зашёл (за кем?) за другом

Запомни! При гла­го­лах пред­ло­гов не бы­ва­ет. Пред­ло­ги пишутся перед име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, прилагательными, числительными или ме­сто­име­ни­я­ми.

Запомни! Наречия издалека, издавна, вверх, вниз, направо, налево и другие пишутся слитно. 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 163, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 185, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 180, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 125, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 140, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 5, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 210, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 5, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 6, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 185, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 236, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 144, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 189, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 239, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 110, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 20, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 150, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 4, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 5, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 16, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 122, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 115, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 101, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 27, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 86, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 103, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 209, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 138, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 614, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 59, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 60, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 64, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 95, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 97, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 163, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 348, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 364, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 369, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 153, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 31, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 70, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 211, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 516, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 567, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 600, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 609, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 619, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 105, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 13, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 25, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 208, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 228, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 392, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 437, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 458, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 501, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 101, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 187, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 227, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 277, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 300, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 319, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 325, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 335, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Различие между приставками и предлогами

Разница между приставкой и предлогом

Предлоги – это слова; приставки – это части слов. Предлоги пишутся раздельно, приставки пишутся слитно. Между приставкой и словом не получается вставить слово (и задать вопрос); между предлогом и словом вполне можно вставить дополнительное слово (и можно задать вопрос).

Чтобы понять разницу между приставками и предлогами, лучше поупражняться на примерах:

Попал в точку!

  • Попал в (дальнюю, ближнюю, центральную; чёрную, белую…) точку.
  • Попал в (какую?) точку.

Взять на поруки. Взять на что? («Поруки» – поручительство).
Пройтись на цыпочках. (Пройтись как?)

Различие между приставками и предлогами в существительных

Напомню! Существительные обозначают:

  • предмет (вещь),
  • лицо (одушевлённое)
  • или какое-либо явление (событие)

Если можно вставить слово, значит это предлог, и он пишется раздельно, а если слово вставить нельзя, значит это приставка, и она пишется слитно.

Примеры: На миг (на один миг), с маху (со всего маху), в тиши (в лесной тиши), на скаку (на всём скаку), в тупик (попал в глухой тупик).

  • При наличии пояснительных слов к соответствующим существительным, слова пишутся раздельно.

Примеры: на верх горы, в высь поднебесную, в даль степую, в дали голубой, во веки веков, на веки вечные, в начале жизни, с начала учебного года.

  • Если существительное начинается с гласной буквы, пишем раздельно.

Примеры: в обмен, в обрез, в обнимку, в отместку, в обтяжку, в обхват, в одиночку, в охапку, в упор, под уклон, без оглядки, до отвала, на ощупь.

  • Частицы «не» и «ни» с существительными пишем раздельно.

Примеры: не в меру, не в зачёт, не под силу, не по вкусу, не к добру, ни на йоту, ни за грош, не к спеху.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.