Разница между природным и сжиженным газом

Разница между природным и сжиженным газом

Разница между природным и сжиженным газом

Природный газ, подготовленный к использованию в качестве топлива, может быть представлен в сжиженном варианте. В чем его специфика в данной разновидности? Чем отличается природный газ от сжиженного как продукта, прошедшего необходимую переработку, а также от углеводородных видов топлива?

статьи

В широком смысле под природным газом принято понимать практически любой из тех газов, которые применяются в качестве топлива, поскольку все они добываются из недр земли.

В узком смысле под природным может пониматься газ, максимально приближенный по своим свойствам к тому, который извлекается из недр. То есть речь идет о топливе, представленном в виде несжатого, перемещаемого по специальным трубам газообразного вещества.

С точки зрения химического состава традиционный природный газ чаще всего представлен метаном.

Рассматриваемый вид топлива с момента добычи и до доставки потребителю практически не меняет физического состояния и в большинстве случаев остается собственно газом.

Его хранение осуществляется при задействовании специальной инфраструктуры — газовых хранилищ, в которые он закачивается.

Перемещение соответствующей разновидности топлива к потребителям осуществляется, как мы отметили выше, с помощью труб.

Что представляет собой сжиженный газ?

Под сжиженным газом понимаются:

  • разновидность природного газа, представленного в особом физическом состоянии — в виде жидкости, которая образуется посредством охлаждения газообразного топлива;
  • углеводородные газы, которые сжижаются под высоким давлением;
  • компримированный природный газ.

Сжижение природного газа осуществляется главным образом в целях удобства его транспортировки — когда использование труб невозможно или невыгодно, а также для хранения голубого топлива.

Сжиженный природный газ — это жидкость, которая примерно вдвое легче воды. Закипает она при температуре около минус 158-163 градусов Цельсия. Как и традиционный природный газ, по химическому составу сжиженное топливо представлено преимущественно метаном.

Его хранение осуществляется в специальных резервуарах, рассчитанных на размещение как раз таки жидкой модификации природного газа.

Транспортировка соответствующей разновидности газа происходит в криоцистернах, в которых поддерживается необходимая для сохранения его жидкого состояния температура.

Превращение традиционного топлива, добываемого из недр земли, в сжиженное занимает несколько этапов. На первом природный газ сжимается под давлением. После — охлаждается.

Объем сжиженного газа в сравнении с исходным топливом уменьшается приблизительно в 600 раз.

Обратная операция — превращение сжиженного газа в стандартное физическое состояние — осуществляется при задействовании регазификационных терминалов.

Процесс преобразования исходного топлива, которое добыто в недрах земли, в жидкость, а также его регазификация требуют значительных энергозатрат. Поэтому себестоимость изготовления сжиженного газа в расчете на 1 кубометр топлива, готового к использованию, как правило, заметно выше, чем та, что характеризует получение традиционного газа.

Что касается сжиженных углеводородных газов, они представлены чаще всего такими веществами, как пропан и бутан. По своим химическим и физическим свойствам они отличаются от метана: в частности, их сжижение возможно без высокой температуры.

Это позволяет заправлять пропаном и бутаном зажигалки, размещать их в баллонах — в том числе тех, что выполняют функцию топливных носителей в автомобилях.

Данные вещества довольно редко поставляются потребителям по магистральным трубопроводам, поскольку имеют существенно более высокую себестоимость изготовления в расчете на 1 кубометр, чем традиционный природный газ в виде метана.

К сжатым также принято относить компримированный природный газ. Он тоже представлен метаном, однако в жидкость он превращается не посредством охлаждения, а под очень большим давлением.

Хранится такой газ в специальных накопителях под давлением порядка 200 бар. Рассматриваемый вид топлива чаще всего применяется для заправки автомобилей.

Он считается существенно более выгодным, чем углеводородные газы.

Сравнение

Главное отличие природного газа от сжиженного (если рассматривать и тот и другой в узком смысле) заключается, прежде всего, в том, что первый находится в газообразном состоянии — с температурой, примерно соответствующей той, что есть у окружающей среды, обладает минимальным давлением и является метаном.

Второй может быть очень сильно охлажденной жидкостью (если это сжиженный метан), сжатым до состояния жидкости газом с иными химическими свойствами (если это пропан и бутан) либо веществом, превращенным в жидкость посредством сильной компрессии (если речь идет о компримированном газе, добытом из недр земли).

Отсюда разница в методах транспортировки газа, в способах его хранения.

Традиционный природный газ, как правило, не требует дополнительной переработки перед доставкой непосредственно потребителю — достаточно обеспечить его поступление в трубу и осуществить последующее распределение топлива. Сжиженный газ, прежде чем подавать потребителям, необходимо регазицифировать либо извлечь из баллона, превратив из жидкости в стандартное состояние.

Определив, в чем разница между природным и сжиженным газом, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Природный газСжиженный газ
Что между ними общего?
Сжиженный газ в виде охлажденного метана и компримированного газа изначально является природным — до того как пройдет, соответственно, криообработку или сжатие в целях приведения в жидкое состояние
В чем разница между ними?
Представлен в газообразном состоянииЖидкость
Является метаномМожет быть также пропаном и бутаном
Имеет температуру и давление, в целом соответствующие той, что характеризует окружающую средуИмеет очень низкую температуру, требует размещения в специальных криоцистернах (сжиженный метан), сжат под высоким давлением (компримированный газ)
Не нужна значительная обработка перед доставкой потребителямНеобходимы регазификация либо извлечение из баллонов перед использованием
Как правило, стоит дешевлеОбычно стоит дороже

Сжиженный и природный газ: в чем отличие и каким образом устанавливаются тарифы? Разъяснения властей

Разница между природным и сжиженным газом

05.02.2018

Газ / Тарифы на газ

Газ бывает трубопроводный, а бывает в баллонах или газгольдерах. Первый дешевле, но его дорого провести. Второй – гораздо проще купить, но обходится он по более высокой цене. В чем отличия этих двух видов топлива и как формируется цена? Публикуем разъяснения Региональной энергетической комиссии Омской области по этому вопросу.

Чем отличаются сжиженный и природный газ?

Природный газ относится к полезным ископаемым, это смесь разных газов природного происхождения. Большую ее часть составляет метан.

Природный газ не имеет запаха, поэтому в него обязательно вводятся одоранты – неприятно пахнущие вещества – для того, чтобы быстро обнаружить утечку.

Удельная теплота сгорания такой смеси составляет от 7 600 до 8 500 ккал, точный показатель зависит от состава природного газа.

Природный газ добывают из недр земли, закачивают в специальные газовые хранилища и по газовым трубам доставляют до потребителей.

Сжиженный углеводородный газ – это продукт переработки попутного нефтяного газа и газов нефтеперерабатывающих заводов, являющихся углеводородами.

При производстве сжиженного газа используется сжиженная пропан-бутановая смесь.

В таком состоянии плотность газа повышается в сотни раз, что увеличивает эффективность и удобство транспортировки, хранения и потребления смеси.

Сжиженный газ заполняется в специальные баллоны или закачивается в резервуары-газгольдеры. Удельная теплоемкость такой смеси несколько выше и в среднем составляет 9 500 ккал.

В соответствии с законодательством выделяют СУГ для коммунально-бытового потребления и промышленных целей и СУГ для автомобильного транспорта. В СУГ также добавляют одоранты.

По своим характеристикам СУГ для бытовых нужд и для заправки автомобилей различается, в связи с этим не рекомендуется использование СУГ для коммунально-бытового потребления в качестве топлива для автомобилей.

Отличие природного и сжиженного газа по способам реализации

Способы реализации природного газа и СУГ различны: природный газ поставляется потребителям по трубопроводу, СУГ для населения поставляется потребителям автомобильным транспортом в емкостях различного объема, в том числе в индивидуальных баллонах, либо цистернами для закачки в групповые резервуарные установки (ГРУ), которые находятся в непосредственной близости от домов населенного пункта.

В связи с этим сжиженный газ не может быть повсеместно заменен на природный, так как для этого необходимо возведение разветвленной сети трубопроводов.

Баллоны СУГ для бытовых нужд населения заполняются на газонаполнительных станциях или на газонаполнительных пунктах.

Баллоны СУГ для автомобилей заполняются на автомобильных газозаправочных станциях. Реализация сжиженного газа на автомобильных заправках не подлежит государственному тарифному регулированию.

Кто устанавливает цены на природный и сжиженный газ?

Цены и природного, и сжиженного газа для бытовых нужд подлежат государственному регулированию, однако и здесь есть своя специфика.

В случае с природным газом сначала ФАС России устанавливает оптовую цену на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа.

Затем на основе этих составляющих РЭК Омской области формирует и утверждает розничную цену на природный газ для населения.

Цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, устанавливаются на уровне субъектов и состоят в основном из региональных компонентов. Федеральный компонент – оптовая цена на сжиженный газ (устанавливается ФАС России).

Структура цен на сжиженный и природный газ, которая обуславливает отличия в тарифах.

Различия в технологии поставки сжиженного и природного газа до потребителей во многом определяют разницу в структуре цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.

Постатейная структура розничной цены на природный газ в Омской области следующая:

— 80,01% – приобретение газа;

— 16,63% – транспортировка газа по газораспределительным сетям;

— 3,36% – стоимость снабженческо-сбытовых услуг.

Розничные цены на природный газ РЭК Омской области утверждает в летний период, поскольку только к этому времени появляются все составляющие для этих цен.

Постатейная структура розничной цены на сжиженный газ напоминает структуру других тарифов на коммунальные услуги, которые устанавливаются на уровне субъектов федерации. Так, в городе Омске структура розничной цены на сжиженный газ следующая:

— 35,13% – приобретение газа;

— 26,09% – заработная плата;

— 3,2% – амортизация;

— 35,58% – прочие расходы, в том числе на охрану труда персонала, услуги по диагностике, экспертизе, освидетельствованию газового оборудования, услуги автотранспортного хозяйства, услуги по транспортировке газа, содержанию газонаполнительных станций.

Розничная цена на сжиженный газ на очередной год устанавливается в декабре текущего года.

Стоимость природного и сжиженного газа

Природный газ значительно дешевле в связи с тем, что это уже готовый продукт, который необходимо только доставить до потребителя.

Стоимость природного газа также различается по направлениям использования. Если использовать газ и на приготовление пищи, и на отопление, и на подогрев воды для горячего водоснабжения, то стоимость кубометра будет гораздо дешевле, чем, например, для пищеприготовления без использования на другие цели.

Специфика производства и доставки сжиженного газа для бытовых нужд обуславливает более высокую его цену.

У сжиженного газа тоже есть свои виды использования, которые отличаются по стоимости: газ может поставляться через газораспределительные устройства (газгольдеры) (в основном для многоквартирных домов) или в баллонах (в основном для частных домов) с доставкой непосредственно потребителю или с доставкой до промежуточных мест хранения. Забрать баллон с газом с промежуточного места хранения дешевле, чем доставить его до двери потребителя.

Виды газомоторного топлива, их преимущества и недостатки

Разница между природным и сжиженным газом
 

Одна из многочисленных причин медлительности в газификации транспорта в том, что номенклатура газомоторного топлива довольно-таки обширна:

  • сжиженный нефтяной газ (СНГ);
  • компримированный (сжатый) природный газ (КПГ);
  • сжиженный природный газ (СПГ).

Главные преимущества газомоторного топлива в его цене, цене и еще раз цене. Пока эти преимущества перевешивают многочисленные и разносторонние недостатки.

Этот газ представляет собой смесь пропана С3Н8 и бутана С4Н10, извлекаемую их попутных нефтяных газов, из конденсатных фракций природного газа, из газов процессов стабилизации нефти и конденсата, из нефтезаводских газов, получаемых с установок переработки нефти.

Помимо пропана и бутана нефтяной газ содержит по массе порядка 6% других углеводородов – этана, этилена, пропилена, бутилена и их изомеров, то есть состав СНГ неоднороден и непостоянен. Для контроля утечек в состав СНГ вводят зловонные вещества – меркаптаны.

Меркаптаны легко идентифицировать носом, когда на улице мимо вас проезжает газобаллонная «ГАЗель».

Главное преимущество пропана и бутана в высокой критической температуре. Критической называют температуру, при которой плотность жидкости и ее насыщенного пара становятся равными и граница раздела между ними исчезает.

У пропана критическая температура 96,8 °C, у бутана 152,0 °C, что позволяет легко сжижать эти газы и хранить в жидком состоянии при относительно невысоком давлении до 1,6 МПа.

Это также означает, что сосуд для хранения СНГ будет сравнительно легким, а храниться в сжиженном состоянии газ может сколь угодно долго при условии полной герметизации сосуда.

Вместе с тем баллон для СНГ – это сосуд под давлением, и ему невозможно придать любую форму, как, например, бензобаку. Это обстоятельство порождает проблемы с размещением газового баллона на машине.

Для заправки автотранспорта используют две марки СНГ: летнюю и зимнюю. Летняя марка, или пропан-бутан автомобильный (ПБА), содержит 50±10% пропана по массе. Зимняя, или пропан автомобильный (ПА), содержит 85±10% пропана по массе. Таким образом, регулируя содержание легкого пропана, обеспечивают круглогодичную эксплуатацию газобаллонных автомобилей.

Применение СНГ огра­ничено бензиновыми двигателями, то есть двигателями с низкой степенью сжатия и исковым зажиганием. Это легковые автомобили, мало- и среднетоннажные грузовики и энергетические установки.

Расход СНГ на 10–15% выше, чем бензина, из-за меньшей объемной теплотворности: 1 л бензина будет эквивалентен 1,1–1,15 м3 СНГ, а в реальных условиях из-за падения мощности двигателя – 1,15–1,3 м3 СНГ.

При низкой температуре двигатель пускают на бензине, после прогрева водитель может переключиться на газ прямо из кабины. Переходить с одного вида топлива на другой можно на ходу.

Пропан-бутан тяжелее воздуха в 1,5–2 раза и при утечке скапливается у земли, создавая взрывоопасную и вредную для здоровья атмосферу. Поэтому газобаллонные автомобили хранят на открытых стоянках, а ремонтные зоны оснащают хорошей вентиляцией. Длительное вдыхание пропан-бутана не только малоприятно по причине меркаптанов, но и ведет к плохому самочувствию, вплоть до отравления.

Октановое число СНГ около 105, и, как утверждают, ни в одном режиме работы двигателя не возникает детонация. Это утверждение не должно служить поводом для самоуспокоения, при определенной пытливости ума детонации можно добиться.

С учетом затрат на оборудование газовой аппаратурой, ее массы и меньшего запаса хода на одной заправке перевод автомобиля на СНГ остается выгодным благодаря цене.

Локомотивом продвижения СНГ в массы были и остаются легковые автомобили и малотоннажные грузовички.

Сжиженные нефтяные газы вырабатывают те же компании как побочный продукт производства жидкого топлива, что сказывается на количестве газовых заправок – компании заинтересованы в сбыте собственного продукта.

Что касается дизельных двигателей, то здесь пропан-бутан не имеет перспектив из-за нестабильности горения при высокой степени сжатия. Это основная причина, почему СНГ не прижились на дизелях. Но потенциал СНГ полностью еще не раскрыт.

Общая справка о метане

Под природными газами понимается метан СН4 – простейший углеводород без цвета и запаха. Метан – третий по распространенности газ во вселенной после водорода и гелия. О происхождении залежей природного газа в земной коре нет окончательного мнения, как и о происхождении нефти.

Природный газ содержит от 70 до 98% метана, остальное приходится на более тяжелые углеводороды: этан, пропан и бутан, а также неуглеводороды: воду, сероводород, углекислый газ, азот, гелий и другие инертные газы.

Перед подачей в газотранспортную систему (ГТС) природный газ необходимо очистить и осушить, избавившись от воды, сероводорода, отделить тяжелые углеводороды и другие примеси.

В магистрали пары воды могут конденсироваться или образовывать с газом кристаллические соединения – гидраты – и скапливаться на изгибах трубопровода, затрудняя продвижение газа. Сероводород вызывает сильную коррозию газового оборудования. В зависимости от состава природного газа применяют различные технологии осушки и разделения газов.

Таким образом, остается чистый метан с незначительными примесями. Через ГТС метан поступает потребителям. Если ваше жилище подключено к газораспределительной системе, то на кухне в конфорке у вас горит именно метан. Этим же метаном после сжатия или сжижения заправляют газобаллонную технику.

Метан – газ без запаха, характерный аромат («При запахе газа звонить 09») ему придают меркаптаны, которые впрыскивают в газ перед закачкой в ГТС (16 г на 1000 м3).

Этот метод придумали для обнаружения утечек из ГТС, протяженность которой насчитывает тысячи километров.

При утечке меркаптановая отдушка привлекает ворон, скопища которых легко обнаружить во время облета трубопровода на вертолете.

Метан в 1,6 раза легче воздуха и при утечке моментально улетучивается. Метан взрывоопасен при концентрации в воздухе от 4,4 до 17%. Самая взрывоопасная концентрация – 9,5%. Определить наличие в воздухе метана легко по меркаптановым ароматам.

В местах природного образования метана, где невозможно его определить по запаху, например в шахтах, используют газоанализаторы. Первыми шахтными газоанализаторами были канарейки. Газобаллонную технику хранят на открытых стоянках, а закрытые ремонтные зоны оснащают принудительной вытяжной вентиляцией.

На магистральном газе без какой-либо подготовки работают энергетические установки различной мощности, подключенные непосредственно к трубе.

Компримированные природные газы (КПГ)

Критическая температура метана составляет –82,3 °С, и его сжижение весьма затратно, поэтому метан как газомоторное топливо используется в основном в компримированном (сжатом) виде, при этом газ сокращается в объеме в 200–250 раз.

К автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) подводят газопровод и компримируют газ на месте. Сжимают, точнее, дожимают магистральный газ компрессором до 20 МПа и осушивают. На станции КПГ хранят в небольшом сосуде высокого давления, из которого газ закачивают в баллоны автомобиля.

Что касается перевозки готовых КПГ, то для этого служат специальные газовозы, представляющие собой батарею баллонов, небольших по объ-ему в сравнении с цистерной для сжиженных газов, то есть перевозка готовых КПГ – занятие дорогое и специфичное.

Подвод магистрального газа к заправочной станции необходим, что несколько затрудняет расширение сети газовых заправок. Сегодня в 58 регионах РФ действует 246 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), заправляющих транспорт КПГ.

Безусловным лидером национального газомоторного рынка является «Газпром» – в его собственности находится 210 АГНКС. Более 10 лет «Газпром» занимается популяризацией в России газомоторного топлива – АГНКС есть в 70% регионов, а не во всех, 246 АГНКС – это 1% на фоне всех АЗС на территории РФ, а безусловный лидер вводил в эксплуатацию по 2,1 АГНКС в год.

Высокое давление КПГ требует очень прочных, толстостенных, тяжелых баллонов. Но это еще не всё. На КПГ можно проехать в 3,5 раза меньшее расстояние, чем на СНГ при равных объемах газовых баллонов. Либо обвешиваться баллонами, либо часто заправляться – в этом основной недостаток КПГ, определяющий сферу его применения: вблизи заправки, а также типы двигателей, на них работающих.

Ввиду того, что нужно значительное пространство дляразмещения баллонов для КПГ, этот вид топлива представляет интерес для средне- и крупнотоннажных автомобилей и тракторной техники.

Наибольший интерес сегодня представляют двухтопливные двигатели – газодизели, работающие на дизельном топливе и КПГ, именно из-за скудной инфраструктуры КПГ, чтобы было на чем доехать до заправки.

Под второй вид топлива дизельный двигатель переделывается сравнительно просто и быстро, впрыск дизельного топлива в камеру сгорания служит для воспламенения горючей смеси.

Производители газовой аппаратуры достигли соотношения расхода дизельного топлива и метана 20:80 на магистральных тягачах с топливной системой Common Rail и 30:70 на тракторной технике с ТНВД. Перевод машины на КПГ в 3–4 раза дороже, чем аналогичная операция с СНГ, тем не менее затраты окупаются примерно в течение года благодаря разнице в цене на газ и дизельное топливо.

Машиностроение предлагает и однотопливные двигатели на КПГ с пониженной степенью сжатия и искровым зажиганием. Надо понимать, что такие машины буквально цепью прикованы к заправке.

КПГ – отличное топливо для дизельного двигателя. Метан не образует отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и уменьшая износ двигателя.

Метан сгорает полностью, не образуя твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндро-поршневой группы. Таким образом, использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет увеличить срок службы двигателя в 1,5–2 раза. Метан экологичен: он дает очень чистый выхлоп.

А главное, КПГ стоит втрое дешевле бензина и дизельного топлива, хотя на самом деле должен стоить еще меньше.

Сжиженный природный газ (СПГ)

При сжижении метан уменьшается в объеме в 600 раз – в этом главное преимущество сжижения, что определяет сферу его применения: автобусы, магистральные тягачи, карьерные самосвалы, то есть там, где топливные емкости должны занимать место по минимуму, а вмещать по максимуму. Один и тот же объем вмещает СПГ в три раза больше, чем КПГ.

Сжижение проходит при температуре –161,5 °С. Процесс энергозатратный и требует криогенного оборудования. Сжиженный метан хранится при температуре внутри термоизолированного сосуда от –160 до –196 °С.

Необходима очень качественная термоизоляция. И точно так же, как с КПГ, пере­оборудуют дизельные двигатели в двутопливные.

Автомобильное оборудование для СПГ отличается баллоном-термосом и испарителем, остальные узлы такие же.

Сжиженный метан распространен еще менее, чем сжатый. Некоторые автобусные парки строили у себя газовые заправки. Эти опыты до сих пор носят более экспериментальный характер.

Заключение

Когда возникают дискуссии о газомоторном топливе и его медленном распространении, всегда поднимается вопрос о том, что первично: парк газобаллонных автомобилей или сеть газовых заправок.

Абсолютно понятно, что первична заправочная сеть. Отсюда вытекает извечный вопрос: кто виноват? Собственники заправочных сетей. Собственникам не интересно то, что интересно стране, ибо не видят они в том прибыли.

Собственники и далее будут продолжать саботаж газификации транспорта.

Что делать? Единственным действенным средством борьбы с естественными монополиями и стимулирования экономики в целом остается национализация в первую очередь ПАО «Газпром», всех его дочерних предприятий и всех газораспределительных сетей.

Негоже предприятиям, решающим экономические и социальные задачи в масштабах Российской Федерации, субъектов и частей субъектов Федерации, служить для удовлетворения амбиций узкого круга физических лиц.

Регулирование тарифов на данном направлении не более чем паллиатив.

Котлы на сжиженном газе или с подключением к газопроводу?

Разница между природным и сжиженным газом

Для обеспечения комфортного микроклимата в доме зимой необходимо грамотно рассчитать и смонтировать систему отопления. В настоящее время наиболее удобный и экономичный вариант – установка газового котла. Обычно газ используется магистральный, однако не везде он проведен.

Поэтому, если подключение котла к газопроводу невозможно, а ведение трассы не планируется еще продолжительное время, можно установить котел на сжиженном газе. Оба варианта обладают своими достоинствами и недостатками, для более ясной картины в данной статье мы разберем их подробнее.

Расчет мощности котла

Перед покупкой отопительного оборудования необходимо рассчитать, какой мощности оно необходимо. Не стоит самостоятельно заниматься расчетом, так как без опыта в подобных вопросах не обойдется без погрешностей. Обратитесь в специализирующуюся на отопительном оборудовании фирму, предоставив ей следующую информацию:

  1. План дома.
  2. Материал стен и утеплителя.
  3. Фото (желательно).

Конечно, можно воспользоваться усредненным расчетом, где на 10 м2 необходим 1кВт. Но данное уравнение не учитывает степень утепления стен. Таким образом, можно купить газовый котел слишком большой мощности (так как котел всегда берется с запасом), он не будет работать на полную мощность, а деньги окажутся выкинутыми на ветер.

Котлы на газопроводе

Котел, получающий газ из магистрали – в настоящее время наиболее экономичный вариант для дома.

Природный газ

Смесь газов, добываемых в природе, называется природным газом. Основной элемент – метан (примерно 98%), дополнительные элементы: углекислый газ, азот, предельные углеводороды (пропан, бутан, этан).

Данные составляющие делятся на горючие и негорючие. Горючие:

  • Метан (нетоксичный газ, не имеющий цвета и запаха).
  • Водород (неядовитый газ, его смеси являются взрывоопасными).

Негорючие:

  • Азот.
  • Кислород.
  • Углекислый газ.

Все составляющие такого газа бесцветные и не имеют запаха, поэтому для оперативного обнаружения и устранения утечек, перед подачей в трубы, газу придают особенный запах. Благодаря чему даже небольшое количество газа может быть быстро обнаружено.

Давление газа в магистрали

Если вы решили купить котел зарубежного производителя, следует обратить внимание на возможность работы с российской сетью. Ведь в наших газопроводах давление топлива значительно ниже, чем в других странах.

Важные условия в данном случае: номинальное и минимальное значение давления.

Номинальным называется значение, при котором котел будет вырабатывать установленную заводом мощность.

Минимальное – нижний предел, если давление опустится ниже, котел перестанет функционировать.

Причем в странах Европы номинальное значение в магистрали – 20мбар, в России – 13-17мбар. Производители стараются выпускать максимально универсальные котлы, однако есть среднее значение номинального и минимального значения данного параметра, в зависимости от типа агрегата:

  • Настенные котлы. Номинальное значение – 13мбар, минимальное – 4,5мбар.
  • Напольные котлы. Номинальное – 18мбар, минимальное зависит от индивидуальных настроек агрегата.
  • Напольные с атмосферной горелкой. Номинальное – 15мбар, минимальное – 5мбар.

Данные цифры не являются обязательными, все зависит от производителя. Для точного подбора оборудования лучше обратиться за помощью к профессионалам. Ведь, сделав неправильный выбор, вы можете выбрать котел, который, например, будет производить необходимое количество энергии, но работать будет далеко не в полную силу. Поэтому такая покупка не будет оправданной.

Преимущества котлов на газопроводе

Данный вид отопительного оборудования получил широкую известность в России благодаря некоторым преимуществам:

  • Безопасность. Несмотря на то, что газ является взрывоопасным топливом, использование его в современных котлах не связано с какими-либо рисками, благодаря современной системе автоматики, останавливающей работу агрегата при любых сбоях.
  • Стоимость. Газ – самое дешевое топливо в России, поэтому в эксплуатационных расходах ему нет равных. Подключение газопровода, конечно, затратный процесс, однако все расходы быстро окупаются.
  • Бесшумность.
  • Простота использования. Процесс автоматизирован, поэтому вмешательство человека сведено к минимуму.

Недостатки котлов на газопроводе

Несмотря на широкое распространение данного вида топлива в нашей стране, котлы на газопроводе обладают существенными недостатками:

  1. Сложность установки. Недостаточно подобрать и подключить котел, необходимо разработать проектную документацию на подключение к магистрали (это должна делать аккредитованная фирма). Кроме того, установка данного агрегата – ответственное дело, поэтому ее должны проводить профессионалы, что увеличивает стоимость монтажных работ.
  2. Не всегда стабильная работа газовой сети. Возможны скачки давления, способные привести к отключению отопления в вашем доме и быстрому износу оборудования.

В случаях, когда данные недостатки являются критичными, или же нет возможности провести к дому газопровод, отличное решение – установить котел на сжиженном газе.

Котлы на сжиженном газе

Когда подключение к магистральному газопроводу невозможно, отличный вариант – котел на баллонах со сжиженным газом. На подключение данного котла потребуется меньше средств, однако эксплуатационные расходы возрастут. Главное отличие от котла, работающего на газопроводе – иной тип форсунки, которая подходит для топлива с более высоким давлением.

Многие производители выпускают стандартное оборудование с возможностью замены форсунки, иногда она даже идет в комплекте к котлу. Если ее нет, покупка обойдется в 2-4 тысячи рублей. Важно, чтобы замену производили профессионалы, так как данное топливо является взрывоопасным.

Сжиженный газ

Еще несколько лет назад для котлов данного вида применялся природный сжиженный газ. Однако расходы на его хранение и перевозку были высоки (из-за более высокого давления и температуры сжижения), и такое решение могло быть оправданным только, когда это коммерческое помещение большой площади. Поэтому теперь применяются газовые смеси из следующих компонентов:

  1. Изобутан.
  2. Бутилен.
  3. Изобутилен.
  4. Пропилен и другие менее распространенные.

Такие смеси легко переходят в жидкостное состояние, отчего их становится легче перевозить и хранить. Затрат же и времени на такой переход нужно не много.

Природный газ гораздо легче, чем пропан-бутановая смесь, поэтому горелки для второго топлива обладают некоторыми конструктивными особенностями (например, форсунка котла на сжиженном газе меньшего диаметра).

Поставляется сжиженный газ в баллонах, при использовании которых, необходимо помнить о технике безопасности:

  1. Если заполнение баллона происходит на улице при отрицательных температурах, запрещается делать это больше чем на 95%. В противном случае, когда вы занесете его в помещение, газ расширится при комнатной температуре, и возможен взрыв.
  2. При покупке нового баллона необходимо проверить его комплектацию, обязательно должны быть: клапан сброса, уровнемер и отсечная арматура.

Сжижение разных компонентов смеси происходит при разной температуре (например, выше всего температура сжижения бутана), поэтому возможно возникновение конденсата. Из-за этого нарушается процесс выхода газа.

Избежать процесса конденсации можно, утеплив комнату хранения баллонов, так как данный процесс активно проходит при пониженных температурах.

Если же баллоны хранятся в холодном помещении, необходимо продумать безопасный процесс него нагрева перед использованием.

Наличие масляного осадка возможно, когда баллон уже закончился. Это можно узнать по разной температуре поверхности или по весу. Избавиться от него можно следующим образом: вывести баллон на открытое пространство вдали от нагретых поверхностей и взрывоопасных предметов, и спокойно слить осадок.

Преимущества и особенности котлов на сжиженном газе

Использование котлов на сжиженном газе – относительно новая технология. С каждым годом она все более популярна за счет ряда преимуществ:

  1. Во время сжижения газ значительно уменьшается в объеме (примерно в 600 раз), при этом энергоемкость остается прежней.
  2. Длительный срок и пониженные условия хранения.
  3. Простота перевозки (из-за уменьшения объема).
  4. Минимальное количество примесей в данном топливе (за счет особенностей процесса сжижения).
  5. Безопасность при хранении и транспортировке (данный газ невзрывоопасен в жидком состоянии).
  6. Отсутствие запаха.

Большинство современных газовых котлов не исключает работу со сжиженным газом, кроме форсунки необходимо изменить настройки в блоке автоматики и, если отсутствует регулятор давления газа, установить редуктор. Кроме того, важно проверить возможность работы котла с пониженным давлением топлива, в противном случае возможно образование осадка до 30% объема.

При нормальных условиях эксплуатации в хорошо утепленном помещении баллоны смогут стать прекрасной временной альтернативой котлу на газопроводе. Обычно для небольшого дома достаточно 3-7 баллонов в месяц. Их можно объединить в одну кассету с помощью специализированного оборудования, что упростит эксплуатацию (менять баллоны придется реже).

Различия котлов на газопроводе и на сжиженном газе

Несмотря на использование одного природного ресурса, котлы на сжиженном газе сильно отличаются от котлов на газопроводе:

  1. Для преобразования топлива в газообразное состояние необходима установка специального оборудования (редуктора), при подаче газа напрямую из магистрали, это не требуется.
  2. Высокий КПД. Коэффициент полезного действия сжиженного газа достигает 95-98%. Производители следят за данным показателем и стараются его повышать, так как данное топливо не самое дешевое, и необходимо использовать его потенциал по максимуму.
  3. Форсунки.
  4. Меньшее давление – ключевое отличие котла на сжиженном газе от котла с газопроводом.

Вывод

Для отопления частного дома идеальный вариант – установка котла на газопроводе.

Но в некоторых случаях (например, при редком нахождении на даче зимой, или когда проведение магистрального газопровода только планируется) такие работы не проводятся, так как отнимают много времени и денежных средств, или же пока невозможны.

Прекрасная альтернатива – приобретение котла на сжиженном газе. Главное – правильно рассчитать необходимую мощность и провести монтаж согласно всем нормам. Тогда у вас не возникнет проблем с утечками, а комфортный микроклимат в доме будет беспрерывным.

28.06.2017

Возврат к списку

Природный и сжиженный газ: описание и чем они отличаются

Разница между природным и сжиженным газом

Газ существует в различных формах, каждая из которых нашла применение в промышленности. Природный газ, подготовленный для успешного и безопасного использования в виде топлива, становится сжиженным. Именно этот факт и способствует основному, самому большому, разделению вещества. Однако в чем же заключаются отличия и на что следует ориентироваться?

Традиционный природный газ: что это?

Природный газ – это любой газ, который может использоваться в виде топлива. При этом предполагается добыча полезного сырья из земли.

Если же ориентироваться на узкое понятие, предполагается газ, который обладает максимально похожими характеристиками к тому сырью, которое извлекается из недр грунта.

Такое топливо не обрабатывается, поэтому оно может успешно транспортироваться только по специально созданным и спроектированным трубам.

Самый распространенный  тип газа – метан

Среди преимуществ топлива нужно отметить возможность сохранять оптимальные физические параметры при транспортировке к потребителю. Чаще всего природный газ сохраняет свое газовое состояние.

Для хранения используются специальные объекты инфраструктуры, благодаря которым можно рассчитывать на успешное использование газа.

В дальнейшем для перемещения топлива к его пользователям используются правильно спроектированные трубы.

Сжиженный газ: что это?

Сжиженный газ бывает следующим:

  • Видоизмененное состояние природного газа, которое предполагает форму жидкости. Предполагается образование путем охлаждения газообразного топлива.
  • Газы, в составе которых присутствует углеводород. Предполагается возможность сжатия подобных веществ;
  • Газ, который прошел компримирование.

Танкер со сжиженным газом

Сжижение газа требуется для удобной транспортировки, если полноценное использование труб оказывается невозможным или невыгодным. Более того, присутствует возможность для успешного хранения ценного голубого топлива.

Сжиженный газ природного происхождения – это специальная жидкость, которая обладает вдвое меньшим весом, чем обычная вода. Предполагается возможность закипания при температуре, по крайней мере, минус 158 градусов.

Однако закипание может происходить и при меньшей температуре!  Прежде всего, топливо своим химическим составом напоминает метан. Для его хранения используются специальные резервуары, позволяющие гарантировать безопасную транспортировку жидкой версии природного газа.

Для успешного перемещения принято использовать криоцистерны, в которых поддерживается оптимальный температурный режим.

Для превращения классического газа в сжиженный требуется сразу несколько этапов. Изначально природный газ нужно сжать под определенным давлением, а затем – охладить. Объем уменьшиться приблизительно в шесть сотен раз.

Присутствует возможность проведения обратной реакции, когда сжиженный газ превращается в обычное физическое состояние. Для этого обязательно задействуют регазификационное оборудование.

Для сжижения начального газа, который был добыт в недрах земли и впоследствии его регазификация, требуют обязательных энергетических затрат, которые могут быть существенными.

В результате себестоимость выпуска сжиженного газа в расчете на один кубический метр топлива, который можно использовать, оказывается существенно выше стоимости, характеризирующей получение традиционного газа и его использования без дополнительных мер.

Сжиженные углеводородные газы чаще всего представлены пропаном и бутаном. По физическим и химическим параметрам оба вещества кардинально отличаются от метана. Например, сжижение можно проводить без высокой температуры.

В результате пропан и бутан можно использовать для зажигалок, баллонов, отопительного автомобильного оборудования.

Нужно понимать, что бутан и пропан редко поставляются по магистральным трубопроводам, ведь они обладают высокой себестоимостью в расчете на 1 кубический метр, по сравнению с природным газом, выпускаемым в виде метана.

К сжиженным газам также принято относить компримированный природный газ. Он традиционно представлен метаном, но в жидкость он превращается только под очень большим давлением.

Для хранения традиционно используют специальное оборудование, давление в котором составляет около двухсот бар.

Чаще всего компримированный природный газ используют для заправки автомобилей, ведь он радует максимальной выгодой, по сравнению с углеводородными газами.

В чем же кроется разница?

Основное отличие – состояние газа:

  • природный газ пребывает в первоначальном, газообразном, состоянии. Температура приблизительно соответствует окружающей среде. Кроме того, предполагается минимальное давление;
  • сжиженный газ – переводится в состоянии жидкости. При этом требуется обязательное влияние холодного воздуха или компрессии.

В результате предполагается разница в способах транспортировки и хранения газа. Традиционный газ можно доставлять только с помощью трубы, но без дополнительной обработки, если соблюдаются строгие требования к условиям транспортировки. Сжиженный газ нужно регазифицировать или извлечь из баллона с обязательным превращением в стандартное состояние.

Природный газ обычно стоит дешевле, сжиженный – дороже. К такой разнице в стоимости приводит необходимость обработки сжиженного газа.

Общее – сжиженный газ до своей обработки представлял собой природный. После этого он меняет свои характеристики под влиянием криобработке или сжатия для приведения в жидкое состояние. Правильная эксплуатация газа обязательна для промышленности.

Отопление частного дома сжиженным газом и другими видами топлива: что выбрать?

Разница между природным и сжиженным газом

Для того, чтобы отапливать загородный дом, дачу или коттедж, необходимо топливо. Хорошо, если есть возможность подключиться к газопроводу. Что делать, если её нет? Попробуем разобраться в плюсах и минусах других способов отопления.

Высокая стоимость. Если природный газ — самый дешёвый источник энергии, то электричество — если и не самый дорогой, то один из самых дорогих. Один киловатт-час электроэнергии обойдётся в . Для сравнения, киловатт-час природного газа стоит , а пропан-бутана – . За год эта разница может вылиться в десятки и сотни тысяч рублей дополнительных расходов.

Недостаточное выделение. Общедоступность электричества (оно, в отличие от природного газа, есть действительно везде) вовсе не означает, что энергии хватит для отопления целого загородного дома.

Потребляемую отопительной системой мощность потянет далеко не всякая загородная электросеть. Если сеть не справляется, решить эту проблему почти так же трудно, как провести магистральный газопровод.

Недостатки электроотопления

  • Высокая стоимость.
  • Просадка напряжения в сети в морозы.
  • Недостаточное выделение электричества.

Пропан-бутан — это сжиженный газ, которым заправляют автомобили с газовым двигателем и общеизвестные “дачные” газовые баллоны красного цвета. Он даёт лучшее сочетание цены и комфортности после природного газа.

Для автономного отопления частного дома газом необходимо установить на участке подземный резервуар-газгольдер. В одном газгольдере умещается несколько тысяч литров сжиженного газа. Такого объёма хватает на отопление дома в течение многих месяцев. Когда газгольдер опустеет (это случается один-два раза в год), его пополнят специальные заправочные автомобили.

Низкая цена. Пропан-бутан обходится в полтора-два раза дешевле, чем электричество или дизельное топливо: за кВт*ч против у электроэнергии и у дизельного топлива.

На практике это означает разницу между – столько стоит отопление 100 квадратных метров сжиженным газом в течение года – и – гораздо более весомой суммой, которую потребовалось бы выложить при использовании дизельного топлива.

Удобство. Как и природный газ или электричество, пропан-бутан подаётся в отопительную систему без участия человека. Это не дрова и не уголь, которые нужно подкидывать несколько раз в сутки.

Сжиженный газ не требует регулярной загрузки и постоянного присмотра. Газгольдер нуждается в заправке один или два раза в год, и этим занимается специалист, а не домовладелец.

Возможно, зимой понадобится расчистить снег, чтобы заправочный автомобиль смог подъехать к участку. Это худшее, что может случиться.

Не занимает места. Газгольдер располагается под землёй. По нему можно ходить, над ним могут расти травянистые растения и даже кусты. При работе система газового отопления не испускает заметного запаха. Никакого сравнения с дровами, углём, пеллетами или дизельным топливом, на хранение которых придётся тратить место на участке или в доме.

Недостатки отопления при помощи сжиженного газа

  • Иногда приходится чистить снег для зимней доставки.

Для отопления дизельным топливом тоже потребуется резервуар, причём расходы на его установку окажутся сравнимы с расходами на автономную газификацию дома. При этом, в отличие от пропан-бутана, дизельное топливо никак не назовёшь дешёвым.

Высокая стоимость. Дизельное топливо – это самый дорогой источник энергии, используемый для автономного отопления частного дома. Киловатт-час дизельного топлива стоит . Даже электричество обходится немного дешевле. Потратить на отопление больше будет, пожалуй, непросто.

Неприятный запах. Это неизбежное свойство дизельного топлива. Сильный запах будет преследовать несчастного обладателя резервуара с соляркой повсюду. В доме будет пахнуть, как в гараже, а на участке — как от работающего трактора, и с этим ничего не поделаешь.

Проблемы при использовании некачественного топлива. Использование некачественного дизельного топлива может привести к серьёзной поломке отопительного оборудования. У тех, кто использует сжиженный газ и газгольдеры АвтономГаз, такой проблемы нет: качество пропан-бутана не влияет на его потребительские свойства.

Недостатки отопления при помощи дизельного топлива

  • Высокая стоимость.
  • Иногда приходится чистить снег для зимней доставки.
  • Сильный запах в доме и на участке.
  • Использование помещения под хранилище.

Подробнее о минусах дизельного топлива: Почему сжиженный газ лучше дизельного топлива.

Дровам и углю свойственны одни и те же недостатки. Они нуждаются в очень частой загрузке (настолько частой, что для большого дома, возможно, понадобится истопник), требуют регулярной чистки золы, а их хранения отнимает изрядную площаь на участке. Кроме того, они тоже распространяют сильный запах.

Частая загрузка. Дрова требуется загружать в отопительную систему три-четыре раза в день. В течение сезона на это уйдёт по меньшей мере часов. Три с лишним рабочие недели непрерывного физического труда, отработанные от звонка до звонка.

Неудивительно, что многие предпочитают найти истопника. Однако это, в свою очередь, влияет на цену. С учётом оплаты истопника годичное отопление дома площадью 100 квадратных метров при помощи дров обойдётся в .

Это больше аналогичной суммы для дизельного топлива () или электричества ().

Уголь в этом смысле не особенно лучше. Его необходимо загружать в отопительную систему два-три раза в день, то есть немного реже, чем дрова. В итоге затраты времени (и, соответственно, денег, если придётся платить истопнику) оказываются немного меньше, чем при использовании дров, но разница несущественна: для отопления дома площадью 100 квадратных метров с учётом оплаты истопника.

Справедливости ради, нужно заметить, что эта проблема имеет частичное решение. Существуют специальные котлы с бункером, в которые уголь заправляется не несколько раз в день, а лишь раз в три-четыре дня. Это значительный прогресс по сравнению с заправкой каждые несколько часов, но на фоне пропан-бутана или даже дизельного топлива он смотрится довольно бледно.

Место под склад. Особенность дров – потребность в большом помещении для храния и сушки. Чтобы на выпаривание влаги не тратилось до 40% энергии, их необходимо просушивать в течение трёх лет. Большое помещение будет занимать часть участка, которой в противном случае можно было бы найти более полезное применение. Для хранения угля также требуется значительная площадь.

Опасность отравления. Неприятный запах – постоянный спутник любого вида твёрдого топлива, однако в данном случае речь может идти об угрозе не только обонянию, но и жизни. Если котельная располагается прямо в доме, при использовании твёрдых видов топлива нельзя полностью исключить опасность отравления угарным газом.

Недостатки отопления при помощи дров или угля

  • Очень частая загрузка.
  • Необходимость чистки золы и оплаты истопника.
  • Запах в доме и на участке.
  • Часть участка занимает склад.

Топливные гранулы, изготавливаемые из торфа и древесных отходов, отличаются от дров более высокими плотностью и теплотворной способностью.

Это наиболее выгодное и комфортное твёрдое топливо, но все его плюсы перевешивают уже знакомые минусы: необходимость частой загрузки, сильный запах, большое помещение для хранения мешков с пеллетами.

Низкая цена. Пеллеты стоят на удивление дёшево: всего за кВт*ч. Если бы не приходилось тратить столько времени на загрузку, они стали бы самым дешёвым видом топлива.

Но время всё же приходится тратить, пусть и меньше, чем при использовании угля или дров.

Загрузка пеллетов должна производиться не реже раза в неделю, и с учётом труда истопника этот вид топлива можно считать средним по стоимости, но никак не самым дешёвым: за отопление ста квадратных метров в течение года.

Недостатки отопления при помощи пеллетов

  • Очень частая загрузка.
  • Необходимость чистки золы и оплаты истопника.
  • Запах в доме и на участке.
  • Часть участка занимает склад.

АвтономГаз © 2004-2014. Все права защищены.

г. Москва, ул. Наметкина, д.12 а, БЦ «ГазОйл Плаза»

Консультация по телефону +7 (495) 220-74-46, а также телефону, WhatsApp и Viber +7 (985) 220-99-98 ежедневно с 9:00 до 24:00

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.