Разница между причастным и деепричастным оборотом

Что такое причастие и деепричастие. Запятые при причастных и деепричастных оборотах

Разница между причастным и деепричастным оборотом

Причастие – форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Отвечает на вопросы «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?». Примеры причастий: «Человек, зашедший следом», «Постриженные волосы».

Деепричастие – форма глагола, обозначающая добавочное действие. Отвечает на вопросы «что делая?» и «что сделав?». Примеры деепричастий: «Заглянув в дом, я увидел…», «Спортсмен остановился, пробежав полкилометра».

Причастия. Чем они отличаются от прилагательных

Причастие в полной форме в предложении обычно выступает в роли определения. Оно согласуется с существительными или местоимениями. Примеры: «Из иллюминатора было видно укрытое снегом поле»; «Ежик с Медвежонком неподвижно сидели под вязом и смотрели на заходящее солнце».

Причастия в краткой форме выступают именной частью составного сказуемого: «И парусная лодка закатом медно-красным зажжена» (Г. Иванов).

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Отличить их не так сложно: причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же самое действие.

Например: «Всюду на болу лежали разбросанные игрушки» – «Всюду на полу кто-то разбросал игрушки». А прилагательное можно заменить другим прилагательным-синонимом.

Например: «Он был очень рассеянный» – «Он был очень невнимательный, забывчивый».

Деепричастия и их виды

В предложениях деепричастия, как и наречия, выполняют синтаксическую роль обстоятельства («Оглянувшись, я заметил слежку»). Деепричастия зависят от глагола, выполняющего роль сказуемого.

Деепричастия бывают двух видов – совершенного и несовершенного.

Деепричастия несовершенного вида обозначают действие, протекающее одновременно с основным. Отвечают на вопрос «Что делая?».

Примеры деепричастий несовершенного вида: «Спортсмен бежал, преодолевая препятствия»; «Я помахал рукой, приветствуя знакомого»; «Мы гуляли, любуясь закатом».

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, совершенное раньше основного. Отвечают на вопрос «Что сделав?».

Примеры деепричастий совершенного вида: «Умывшись и одевшись, я принялся за работу», «Развернувшись на перекрестке, автомобиль тут же поехал в обратную сторону».

Причастные и деепричастные обороты – как ставить запятые?

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, его нужно выделять запятыми с обеих сторон. Пример: Солдат, стоявший на часах, заметил что-то подозрительное.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, выделять запятыми его не нужно. Пример: Стоявший на часах солдат заметил что-то подозрительное.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастные обороты всегда выделяются запятыми. Примеры: «Взглянув на часы, я удивился – был уже полдень»; «Я увидел его, выглянув в окно, и тут же помахал рукой».

Ошибки при употреблении причастных и деепричастных оборотов

Причастия и деепричастия – это «книжные» обороты, поэтому пользоваться ими умеют не все. Чтобы не выглядеть глупо, запомните несколько правил:

Не употребляйте с причастиями частицу «бы». Неправильно: «Нужен человек, сделавший бы эту работу для нас». Правильно будет заменить причастный оборот придаточным предложением: «Нужен человек, который сделал бы для нас эту работу».

Не добавляйте к причастному обороту союзы. Неправильно: «Собеседник, поскольку удивленный моими словами, замолчал». Правильно – без вспомогательного слова: «Собеседник, удивленный моими словами, замолчал».

Ставьте причастный оборот прямо перед определяемым словом или сразу после него. Не вставляйте между оборотом и определяемым словом ничего лишнего. Неправильно: «Дети бегут в класс, спешащие на уроки». Правильно – причастный оборот сразу после главного слова: «Дети, спешащие на уроки, бегут в класс».

Не ставьте определяемое слово внутри причастного оборота. Неправильно: «У него было раскрасневшееся лицо от мороза». Правильно: «У него было раскрасневшееся от мороза лицо».

Учитывайте время. «Продукция, производимая заводом в 1960-е годы, была некачественной» – неправильно. Речь идет о событиях прошлого, так что правильнее сказать: «Продукция, производившаяся заводом в 1960-е годы, была некачественной».

Не путайте действительные и страдательные причастия. Следите – где субъект, а где объект действия. Действительное причастие – «мальчик, прочитавший книгу». Страдательное причастие – «книга, прочитанная мальчиком».

Будьте осторожны с суффиксом -ся. Он подразумевает, что речь идет о субъекте, который активно действует сам. Поэтому неправильного говорить: «Детали, производящиеся на фабрике». Детали не производят сами себя, так что правильно сказать: «Детали, производимые на фабрике»

Заменяйте неблагозвучные обороты. В суффиксах причастий порой встречается избыток шипящих: «ищущий», «тащащий», «встретившийся». Это звучит нехорошо, и лучше заменять подобные обороты на придаточные предложения. Например, лучше сказать не «человек, затащивший в помещение большую сумку», а «человек, который затащил в помещение большую сумку».

Как не опозориться, употребляя деепричастные обороты

Деепричастные обороты вызывают трудности даже у грамотных людей. Например, у русских классиков тут и там встречаются неправильно использованные деепричастные обороты.

У Пушкина в «Выстреле»: «Вы согласитесь, что, имея право выбрать оружие, жизнь его была в моих руках».

Остается только гадать, что это – неудачная калька с французского или ошибка, намеренно вложенная автором в уста героя.

Аналогичную ошибку обыгрывает в «Жалобной книге» Чехов: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Комический эффект возникает из-за того, что и глагол «слетела», и деепричастие «подъезжая» словно относятся к шляпе. Она будто бы сама подъезжала к станции и слетела с головы у малограмотного путешественника.

Как не сделать ошибку?

Следите, к какому слову относится деепричастие. Деепричастие в предложении используется вместе со сказуемым. И сказуемое, и деепричастие обозначают действия одного и того же субъекта. Если к станции подъезжает путешественник, то нужно сказать: «Подъезжая к станции, я потерял шляпу».

К слову, в другой записи из чеховской «Жалобной книги» гимназист верно употребляет деепричастие: «Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души…»

Будьте осторожнее с безличными конструкциями. Еще одна типичная ошибка: «Читая книгу, мне стало скучно». Вроде бы понятно, что человек читал книгу и заскучал.

Но для глагола и деепричастия требуется один субъект – и он должен быть явно обозначен. Поэтому лучше не используйте деепричастия в сочетании с безличными конструкциями.

Скажите просто: «Я читал книгу и мне стало скучно» или «Читая книгу, я заскучал».

При этом деепричастные обороты можно употреблять в безличных предложениях при неопределенной форме глагола. Пример: «Работая с прибором, нужно руководствоваться инструкцией».

Не используйте деепричастия в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или сказуемыми. В XIX веке это было нормально, М.Ю.

Лермонтов в «Герое нашего времени» писал: «Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям».

Сейчас это считается грамматической ошибкой, и следовало бы написать: «Печорин, закутавшись в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям».

Следите за временем. Помните, что деепричастия совершенного вида означают, что дополнительное действие было совершено ранее основного. Неправильно: «Сломав ногу, он упал на льду». Получается, что несчастный сначала получил перелом, а уже потом упал. Правильно наоборот: «Он упал на льду, сломав ногу» или «Поскользнувшись на льду, он сломал ногу».

Причастные и деепричастные обороты. Употреблять или не употреблять?

Некоторые авторы, освоившие причастные и деепричастные обороты, начинают использовать лихо закрученные конструкции где ни попадя, усложняя текст и затуманивая мысль, выраженную в предложении.

Ничего не поняли в предыдущей фразе? О том и речь! Не злоупотребляйте причастными и деепричастными оборотами.

  • В устной речи избегайте причастных и деепричастных оборотов. Если причастия еще воспринимаются на слух, то вот деепричастия – с трудом. Просто подумайте, как обойтись без них.
  • На письме пользуйтесь этими оборотами только там, где они упрощают и укорачивают фразу. Не ставьте в одно предложение сразу несколько причастных и деепричастных оборотов. Лучше не добавляйте причастные и деепричастные обороты в сложные предложения, где уже есть запятые.
  • В общем, не усложняйте без нужды. Будьте проще: ваши собеседники и читатели это оценят.

Причастный и деепричастный обороты

Разница между причастным и деепричастным оборотом

Причастный и дее­при­част­ный обо­рот обра­зу­ют при­ча­стие и дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми. Рассмотрим, что такое при­част­ный и дее­при­част­ный обо­рот в рус­ской грам­ма­ти­ке, осо­бен­но­сти поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния и при­ве­дем при­ме­ры.

Что такое причастный оборот?

Чтобы понять, что  такое при­част­ный обо­рот, вспом­ним, какое сло­во назы­ва­ет­ся при­ча­сти­ем в рус­ском язы­ке.

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая гла­голь­ная фор­ма, обо­зна­ча­ю­щая при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое он сам про­из­во­дит или испы­ты­ва­ет со сто­ро­ны.

  • ехать — еду­щий на поез­де;
  • лежать — лежа­щий на сто­ле;
  • напи­сать — напи­сав­ший пись­мо;
  • смы­вать — смы­ва­е­мый дождем;
  • опу­стить — опу­щен­ные што­ры.

В пред­ло­же­нии оди­ноч­ное при­ча­стие упо­треб­ля­ет­ся как опре­де­ле­ние.

На фут­боль­ном поле игра­ю­щие дети бега­ли за мячом.

У при­ча­стия могут быть зави­си­мые сло­ва, кото­рые вме­сте с ним обра­зу­ют син­так­си­че­скую кон­струк­цию — при­част­ный обо­рот.

На вок­за­ле мы встре­ча­ем род­ствен­ни­ков, (каких?) при­е­хав­ших к нам.

Причастный обо­рот — это при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми.

В пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие? что дела­ю­щий? что сде­лав­ший?

Эта син­так­си­че­ская кон­струк­ция чаще все­го явля­ет­ся обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем.

Рассмотрим, в каких слу­ча­ях при­част­ный обо­рот выде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Причастный оборот и знаки препинания

1. Причастный обо­рот выде­ля­ет­ся запя­ты­ми, если нахо­дит­ся непо­сред­ствен­но за опре­де­ля­е­мым сло­вом:

Солнце, спус­кав­ше­е­ся за лес, бро­са­ло послед­ние лучи на дерев­ню, поле и доро­гу.

2. Знаками пре­пи­на­ния необ­хо­ди­мо выде­лить обо­рот с при­ча­сти­ем, если он отде­лён от опре­де­ля­е­мо­го суще­стви­тель­но­го дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния:

Ветер нале­тел на дере­вья и, запу­тав­ший­ся в их густой кроне, покор­но затих.

3. Причастный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния, если пояс­ня­ет лич­ное место­име­ние:

Мы, раду­ю­щи­е­ся неожи­дан­ной пере­дыш­ке, побе­жа­ли к реч­ке, что­бы иску­пать­ся.

Надвигалась гро­за. Быстро затя­нув­шая небо серы­ми туча­ми, она гро­зи­ла ярки­ми вспо­ло­ха­ми мол­ний и гром­ким вор­ча­ни­ем гро­ма.

4. Причастный обо­рот, нахо­дя­щий­ся передопре­де­ля­е­мым сло­вом выде­ля­ет­ся толь­ко тогда, когда име­ет доба­воч­ный отте­нок обсто­я­тель­ствен­но­го зна­че­ние при­чи­ны, усло­вия и пр.

Уставшие к кон­цу дня, вече­ром они не ста­ли ниче­го обсуж­дать.

Рассерженная на Алексея, мать мол­ча­ла весь вечер.

В осталь­ных слу­ча­ях этот обо­рот, рас­по­ло­жен­ный перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, не выде­ля­ет­ся запя­ты­ми.

Нарастающее с каж­дой мину­той гро­хо­та­ние гро­ма стре­ми­тель­но при­бли­жа­ет­ся.

Предложения ослож­ня­ет не толь­ко обособ­лен­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­част­ным обо­ро­том, но и обсто­я­тель­ство, обо­зна­чен­ное дее­при­част­ным обо­ро­том.

Что такое деепричастный оборот?

Основу дее­при­част­но­го обо­ро­та, как мож­но понять из назва­ния этой син­так­си­че­ской кон­струк­ции, состав­ля­ет дее­при­ча­стие.

Деепричастие — это осо­бая неиз­ме­ня­е­мая гла­голь­ная фор­ма, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым, и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав?

Девочка рас­смат­ри­ва­ла цве­ту­щий кле­вер, наблю­дая за пче­ла­ми.

Рассматривала, (что делая?) наблю­дая.

Наблюдая — это дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида.

Девочка рас­смат­ри­ва­ла (основ­ное дей­ствие) и наблю­да­ла (доба­воч­ное дей­ствие).

В этом пред­ло­же­нии ука­жем у дее­при­ча­стия зави­си­мые сло­ва:

наблю­дая (за кем?) за пчё­ла­ми.Деепричастный обо­рот — это дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми.

В пред­ло­же­нии дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством, кото­рое обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в пред­ло­же­нии.

Не выде­ля­ют­ся дее­при­част­ные обо­ро­ты, пред­став­ля­ю­щие собой фра­зео­ло­ги­че­ские соче­та­ния, а так­же обо­рот, соеди­нен­ный сою­зом «и» с дру­гим одно­род­ным обсто­я­тель­ством.

Примеры

Услышав стук колес подъ­ез­жа­ю­щей теле­ги, дедуш­ка Евсей открыл воро­та настежь.

Как-то летом, набрав пол­ные кор­зин­ки зем­ля­ни­ки, мы воз­вра­ща­лись в дерев­ню.

Дети улег­лись на печи,  быст­ро уснув под тихий раз­го­вор взрос­лых.

Сказки бабуш­ки Авдотьи ребя­тиш­ки слу­ша­ли рас­крыв рот.

Весь день стро­и­те­ли спо­ро рабо­та­ли засу­чив рука­ва.

Как ни спе­ши голо­ву сло­мя, все рав­но не успе­ешь засвет­ло вер­нуть­ся.

Лектор гово­рил чет­ко и осо­бо выде­ляя тоном голо­са важ­ные поня­тия.

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Разница между причастным и деепричастным оборотом

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:


Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

1 схема2 схема3 схема
Преодолевающие болезнь, переплывающие через реку, представляющий интерес, увидевший волка Наблюдающееся явление, горящие костры, сидящая девушка, подсохшее дерево, летящая стрела, обрабатываемая земля, огороженная территория Поднявшихся медленно, ярко белеющие, быстро потемневшее

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.

), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании».

На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.


Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:


Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:


Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложениеПредложение, отредактированное школьником по схеме
Лодка, которую увлекает сильный поток, … . Лодка, увлекаемая сильным потоком, стремительно неслась вниз по течению. Увлекаемая сильным потоком лодка стремительно неслась вниз по течению.
Книга, которую прочитал школьник, … . Книга, прочитанная школьником, сиротливо лежала на книжной полке. Прочитанная школьником книга сиротливо лежала на книжной полке.
Тучи, которые гонит ветер, … . Тучи, гонимые ветром, принесли с собой шторм. Гонимые ветром тучи принесли с собой шторм.
Старые письма, которые хранит бабушка, … . Старые письма, хранимые бабушкой, пожелтели от времени. Хранимые бабушкой старые письма пожелтели от времени.
Земля, которая освещается солнцем, … . Земля, освещаемая солнцем, быстро согрелась. Освещаемая солнцем земля быстро согрелась.

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.



Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.


Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложение
Углом называется геометрическая фигура, (образованный) точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки. Углом называется геометрическая фигура, образованная точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки.
Представление о прямой даёт (натянутый) луч света, (выходящий) из малого отверстия. Представление о прямой даёт натянутый луч света, выходящий из малого отверстия.
О точках, (принадлежащий) прямой, говорят, что они лежат на прямой. О точках, принадлежащих прямой, говорят, что они лежат на прямой.
Треугольником называется фигура, (состоящий) из трёх отрезков, попарно (соединяющий) три точки, (не лежащий) на одной прямой. Треугольником называется фигура, состоящая из трёх отрезков, попарно соединяющих три точки, не лежащие на одной прямой.

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.


Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложение
По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. По краям дороги виднелись чахлые тополя с листьями (какими?), посеревшими от пыли.
Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. Он не замечал ни лесов, ни озер (каких?), заросших кувшинками.
Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. Люди пользуются водой (какой?) из колодца, вытекающей из земных недр.
На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. На деревьях распустились первые листочки (какие?), растущие около дома.
Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. Мы подошли к домику (какому?), стоявшему на небольшой полянке и (какому?) освещенному яркими лучами солнца.

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?


Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.


Предлагаем вариант выполнения данного задания:

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.


Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.


Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Деепричастный оборот – правила построения и примеры употребления

Разница между причастным и деепричастным оборотом

Учащиеся делают массу грамматических ошибок на тему «Деепричастный оборот», изучаемую в 7 классе. Достаточно один раз разобраться, и вы сможете не только правильно выполнять упражнения, но и объяснять правила другим.

Что такое деепричастный оборот в русском языке

Оборот состоит из деепричастия и зависимых слов. Он употребляется, чтобы выразить дополнительное действие подлежащего и относится к сказуемому. 


Отвечает на вопросы: «Что делая?», «Что сделав?».

Примеры:

  • «Не открывая глаз, я наслаждалась запахом весенних цветов».
  • «Сказав главную причину, он вышел из кабинета».

Конструкция характеризует действие, выполненное местоимением, однако относится к глаголу: «наслаждался» (я наслаждался как? – не открывая глаз) и «вышел» (вышел как? – сказав).

Правила расстановки знаков препинания

Неважно, в начале предложения стоит оборот или в конце, он всегда выделяется запятыми:

  • «Взяв в руки карандаш, она начала рисовать всё, что попадалось на глаза».
  • «Он читал «Преступление и наказание», но, посмотрев на часы, решил отложить книгу».

Конструкция не выделяется запятыми, когда это фразеологизм:

  • «Наши специалисты пишут текст спустя рукава»;
  • «Он выбежал на тренировку сломя голову».

Синтаксическая роль деепричастного оборота

Синтаксическая роль деепричастного оборота – обстоятельство.

Из этого можно сделать вывод, что оборот отвечает на те же вопросы, что и обстоятельство (цели, места, времени, образа действия и так далее):

«Мы долго работали и, завершив все сложные дела, ушли на заслуженный отдых».

Ушли на заслуженный отдых когда? – завершив все дела.

Конструкция обозначается на схеме штрихпунктирной линией.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Чтобы правильно составить предложение с деепричастным оборотом, нужно помнить, что конструкция описывает то действие, которое совершило подлежащее:

Открыв дверь холодильника, лосось начал вонять. Это предложение построено неправильно. 

Деепричастный оборот «открыв дверь холодильника» описывает действие, выполненное подлежащим «лосось». То есть в буквальном смысле получается так, что этот лосось сам открыл холодильник.

Правильным вариантом будет:

«Открыв дверь холодильника, я почувствовал неприятный запах лосося».

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь показаны верные с точки зрения русского языка и неправильные построения деепричастного оборота.

ПравильноНарушение синтаксических норм
Упав с крыши, мальчик сломал руку.Упав с крыши, рука мальчика сломалась.Получается, что рука мальчика упала с крыши и сломалась, а на самом деле упал мальчик.
Не понимая, что происходит, я отошла в сторону.Не понимая, что происходит, меня отвели в сторону.Вторая часть предложения – безличная. То есть подлежащего нет. Так быть не может, потому что деепричастие характеризует действие, выполненное подлежащим.
Подойдя к квартире, я услышала шорох.Подойдя к квартире, раздался шорох.Получилось так, что шорох подошёл к квартире и раздался.
Встретившись после такого долгого расставания, я заплакала.Встретившись после такого долгого расставания, слёзы сами катились по моим щекам.Получается так, что слёзы встретились и начали катиться.

Как найти деепричастный оборот в предложении

Чтобы правильно найти границы конструкции, нужно верно определить деепричастие.

Сделать это можно двумя способами:

  • по вопросам;
  • по суффиксам –а, -я, -вши, -ши, в.

Подсказкой можно служить и пунктуация.

Чтобы понять, правильно ли определены границы конструкции, уберите её из предложения. Если всё определено верно, получится второе полноценное предложение.

Разберём на примере:

«Кончив плясать, они решили поехать домой».

Убираем оборот и получится: «они решили поехать домой».

Смысл фразы поменялся, но в данном случае он нам и не важен. Главное, что без оборота получилось нормальное предложение. А значит деепричастие дополняет предложение.

Причастный и деепричастный оборот – отличия и примеры

При синтаксическом разборе предложения учащиеся часто путают деепричастные и причастные конструкции. 

Чтобы не путать две конструкции, изучите таблицу.

ПричастиеДеепричастие
На какой вопрос отвечают?
Какой? Что делающий? Что сделавший? Что сделанный? Что делаемый?Из окна были слышны дети, бегающие по двору.Дети (что делающие?) бегающие.Что делая? Что сделав(ши)?Сияя от радости, я решила рассказать всем эту новость.Я (что делая?) сияя.
Определяемое слово
Существительное или местоимениеБольшая коробка, украшенная красной лентой, стояла на столе.Глагол сказуемоеПоздравив родителей с годовщиной, она уехала домой.
Синтаксическая роль
Определение (отвечает на вопросы определения).Обстоятельство (отвечает на вопросы обстоятельства).
Суффиксы
ущ, ющ, ащ, ящ, ем, ом, им, вш, ш, енн, ённ, нн, тзавершённый, заключающий, сверкающий, покрытыйа, я, вши, ши, впрогулявшись, сияя, прочитав, написав

Не забывайте про обособление. Деепричастный оборот, в отличие от причастного, всегда обособляется запятыми с двух сторон. Поэтому, если в предложении конструкция не обособлена, значит это причастная конструкция.

Чтобы не только запомнить правило, но и уметь им пользоваться, обязательно тренируйтесь на практических упражнениях.

Обособление деепричастного оборота: всегда ли нужны запятые?

Разница между причастным и деепричастным оборотом

Словосочетание «деепричастный оборот» часто ассоциируется с обязательным обособлением. Однако обособление деепричастного оборота на письме требуется не всегда.

Уместность запятой после деепричастного оборота (и перед ним) зависит от того, в какой мере деепричастие сохранило глагольные свойства, есть ли при нём союзные слова или однородные необособленные наречия, а также от того, насколько «застывшим» является сочетание слов в обороте.

Как найти деепричастный оборот в предложении?

Найти обособленное обстоятельство можно, задав от сказуемого вопросы, на которые отвечает деепричастие. Их всего два:

  • «что делая»;
  • «что сделав».

Ребёнок, (что сделав?) забыв о разбитой коленке, весело смеялся, (что делая?) играя с кошкой.

Оба деепричастия в примере относятся к подлежащему «ребёнок» и примыкают к сказуемому «смеялся».

Форма совершенного вида (первое деепричастие) означает, что что-то произошло перед чем-то: ребёнок сначала забыл (о разбитой коленке), а потом стал смеяться. Форма несовершенного вида (второе деепричастие), наоборот, указывает на одновременность действий: ребёнок смеялся и играл.

Важно! Довольно часто деепричастный оборот и сказуемое начинают относить к разным субъектам действия, что является стилистической ошибкой.

Гуляя в лёгкой обуви, у меня замёрзли ноги.

Субъект действия для «гуляя» — «меня», для «замёрзли» — «ноги», однако грамматически субъект для «гуляя» — «ноги», что звучит комично (обычно ноги не гуляют сами по себе).

Правило: субъект действия у сказуемого и примыкающего к нему деепричастия всегда одинаковый.

Отличия причастного и деепричастного оборота

Чтобы не спутать одно с другим, можно проверить, от какого члена предложения к этому слову задаётся вопрос (от сказуемого или подлежащего).

Если вопрос задаётся от подлежащего, это причастный оборот.

Воробей (что сделавший?), подлетевший к лавочке, стал клевать крошки.

Если вопрос можно задать только от сказуемого — оборот деепричастный.

Воробей (что сделав?), подлетев к лавочке, стал клевать крошки.

Стал клевать (что сделав?) подлетев к лавочке.

Когда деепричастный оборот выделяется запятыми

Если слово в полной мере сохранило глагольные свойства, обособление деепричастного оборота необходимо. Отсутствие запятых в этом случае — ошибка.

Обособляется деепричастный оборот запятыми с обеих сторон.

Устав от беготни, присела отдохнуть.

Чья-то собака, забыв об осторожности, перебегала дорогу на красный свет.

Когда деепричастный оборот не обособляется запятыми

Ниже приведены случаи, в которых деепричастный оборот не выделяется запятыми и не обособляется интонационно.

Деепричастия, объединившиеся со сказуемым по смыслу

Когда деепричастный оборот объединяется со сказуемым, выражая комплексное действие, выделение не производится.

Она (что сделала?) не задумываясь села на окрашенную скамейку.

Здесь нельзя отделить деепричастие «не задумываясь» от сказуемого «села», так как это одно действие.

Деепричастие, утратившее глагольное значение

В предложениях с деепричастием, ставшим предлогом выделение не нужно. Например:

  • «начиная с»;
  • «исходя из»;
  • «смотря по»;
  • и т.д.

В банке я работала начиная с 2013.

Важно! Когда эти слова не являются предлогами, обособлять их всё же нужно. Важно уметь видеть разницу.

1 Конструкция со словом «начиная» отделяется запятыми, если:

а) является уточняющей;

В США, начиная с войны севера и юга, появилось противопоставление двух литератур.

б) не имеет временного значения.

Её стиль, начиная с модной стрижки и заканчивая смартфоном, был безупречным.

2 Обособление необходимо, если есть акцент на действии.

Словари составляются исходя из тысяч печатных источников.

Но:

Я сделала выводы, исходя из той информации, что вы мне дали.

3 Если оборот что-то уточняет либо присоединяет к общему смыслу.

Действуйте смотря по обстановке.

Но: 

Соседка общалась с нею по-разному, смотря по настроению, которое менялось у неё ежечасно.

Деепричастие со значением наречия

Некоторые деепричастия на -а/-я в предложении несут функции наречия и отвечают на вопрос «как?». Обособление здесь не нужно.

Читала (как?) стоя.

Писал (как?) сидя.

Ели (как?) не спеша.

Деепричастный оборот в составе фразеологического выражения

Устойчивые словосочетания с деепричастием (их список довольно мал) на письме не обособляются.

Делала всё спустя рукава.

Вопил не помня себя от страха.

Деепричастный оборот, примыкающий к причастному обороту либо одиночному причастию

Когда причастие и деепричастие относятся к одному действию, обособление внутри конструкции не требуется.

Кошка, мурлыча щурившаяся на огонь, всем своим видом выражала безмятежность.

Слово «который» в составе деепричастного оборота

Когда в придаточном предложении рядом с деепричастием стоит зависимое слово «который», запятая не нужна.

Придётся вникать в азы ремесла, не разобравшись с которыми нельзя двигаться дальше.

Деепричастный оборот в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством или после наречия обстоятельства с союзом «и» между ними

Если деепричастный оборот становится в предложении однородным необособленному обстоятельству или наречию обстоятельства, соединёнными с оборотом союзом «и», обособление не нужно.

Она отвечала просто, уверенно и не задумываясь над вопросом более секунды.

В мою комнату отец входил обычно на цыпочках и покряхтывая от усилия казаться тихим.

Два деепричастных оборота с союзом «и» между ними

Если в предложении есть два деепричастных оборота, а между ними — «и», т.е. сочинительный союз, постановка запятой внутри конструкции зависит от того, к одному сказуемому относятся обороты или к разным.

Маленькая девочка лет шести, только вбежав с улицы и сильно запыхавшись, с порога затараторила что-то про щенка.

Здесь к сказуемому «затараторила» относятся оба деепричастия: (что сделав?) «вбежав» и (что сделав?) «запыхавшись» — запятая перед союзом «и» не ставится.

Если каждое деепричастие примыкает к своему отдельному сказуемому, запятая ставится между оборотами, а также перед союзом «и».

Маленькие девочки вбежали домой, неся на руках чёрного щенка, и, перебивая сестрёнку, Таня начала рассказывать, как всё было.

Первое деепричастие относится к сказуемому «вбежали» (что делая?) «неся на руках чёрного щенка», второе — к сказуемому «начала рассказывать» (что делая?) «перебивая сестрёнку».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.