Разница между преданием и легендой

Мифы и легенды

Разница между преданием и легендой

Английская мифология

Мифы Древней Греции

Мифы Древнего Египта

Мифы Древней Индии

Мифы Древнего Рима

Мифы Древнего Шумера

Верования славян: пословицы и поговорки

Верования славян: славянские символы

Мифология Китая

Мифология Кореи

Мифология Японии

Скандинавская мифология

Слово «миф» произошло от греческого слова mythos, имеющего значения «слово», «сказание» или «рассказ». Мифы или предания существуют в каждой культуре, отражая ее ценности, географические и исторические особенности. К примеру, японские мифы связаны с островным положением страны, мифы американских аборигенов — с их занятиями охотой и собирательством.

Рядом со словом «миф» часто стоит слово «легенда». Оно произошло от латинского legendus, означающее «то, что надо прочитать».  Основное различие между мифом и легендой в том, что мифы описывают мир сверхъестественного или священного, а легенды основаны на реально существующих фактах. Иногда эти различия становятся незаметны, как например, в описании деяний пророков или святых.

Мифы

Тематика мифов обширна, с их помощью люди пыталась объяснить происхождение земли и космоса (космогония), непонятные для них природные явления, проблемы жизни и смерти (эсхатология).

Один из основных вопросов, на который отвечают предания и сказания, это зарождение земли и планет. У многих народов этот процесс представлен в мифах как результат действия сверхъестественной силы, всемогущего существа или богов.

До творения  была пустота, или же всюду была только вода, или царил бесконечный хаос – таким мир видели древние создатели мифов. Затем сверхъестественная сила создала землю, небо и всех их обитателей.

У скандинавов такой силой был великан, у египтян – бог-творец Пта, у шумеров – боги, у индейцев – Великий Небесный Дух.  Во многих случаях эти идеи перешли в религиозные учения.

Отдельный вопрос – конец жизни на земле. Древние германцы представляли его как финальную битву богов, индейцы – как превращение людей в звезды после появления на небе звезды смерти. Идеи о финальной битве сил добра и зла, о появлении знамения на небе перед концом света вошли во многие религии, что подтверждает связь мифологии и религии.

Темой многих мифов являлось объяснение происхождения явлений природы, появления животных и растений. Движение планет  зачастую связывали с действиями богов: в греческих мифах восход солнца объяснялся появлением на небе колесницы бога Феба. У северо-американских индейцев растение маис (кукуруза) ассоциировалось с образом девушки с шелковистыми волосами.

С возникновением государств появилась потребность в понимании, почему одни люди правят другими. В  древних цивилизациях Китая, Египта, Индии, инков и других народов мифы разъясняли, что власть правителей основана на их божественном происхождении.

Значительное место в мифологической тематике отводилось героям, наделенных неведомой силой и сражавшихся с многочисленными врагами.

В русской мифологии это богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие. У скандинавов-викингов бог Тор сражался с великанами, олицетворением зла.

В английских сказаниях Беовульф воевал с драконами и заплатил своей жизнью за победу над Ужасом-Летающим -по-Ночам.

Иногда на основе мифов учеными делаются фантастические предположения. Например, африканский народ догоны из Республики Мали в мифах рассказывает о прибытии на Землю в «крутящемся ковчеге» неизвестных существ со звезды Сириус, что, по мнению ученых, может свидетельствовать о возможном прибытии пришельцев на Землю.

Легенды

Этим термином в литературном смысле чаще всего обозначают нереальную историю, основанную на исторических фактах.

Всемирно известными являются легенды о Летучем Голландце – корабле – призраке, появление которого фиксировалось в судовых журналов в XVIII-XX столетиях.

Легенды о князе Рюрике, приглашенного русами (русскими) на правление, и о князе Олеге, погибшего «от коня своего»,  вошли в учебники истории и стали темами для литературных произведений.

Герои и сюжеты переходили из мифов и легенд одних народов в сказания других; так произошло с образом короля Артура и историей любви Тристана и Изольды из кельтской мифологии.

Образы сказочных существ: эльфов, гномов, великанов, валькирий под разными названиями появились в мировой литературе из скандинавской мифологии.

Моргены — водные духи из бретонских и валлийских сказаний, которые принимали женский образ и привлекали людей своей красотой, а затем увлекали их в водную пучину, напоминают русалок из русской мифологии.

Мифы и легенды и сегодня важны для нас. Они представляют ценность как образцы литературного творчества; они дают нам возможность мысленно перенестись в другие времена и другие страны. Они вдохновили поэтов и писателей на создание произведений, которые живут века. Для современного читателя они не менее  увлекательны, чем чтение фэнтези.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.