Разница между правовым и неправовым государством

Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Разница между правовым и неправовым государством

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин – legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство – это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. задача власти при этом – защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства – верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права – это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство – признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство – обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия – правовое демократическое государство.

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом – без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

  • Верховенство права – подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.
  • Гарантированность прав и свобод человека – права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.
  • Всеобщее равенство перед законом – все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
  • Эффективная система контроля за соблюдением закона – контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
  • Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.
  • Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.
  • Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».
  • Взаимная ответственность государства и личности – государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.
  • Единство права и закона – все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.
  • Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.
Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

  • Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.
  • Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).
  • Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.
  • Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.
  • Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Россия – правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», – признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права World Justice Project за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 – между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру.

Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», – указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», – объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.

2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство – это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.


2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.

5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИТИПЫ ГОСУДАРСТВА
A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­миБ) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной властиB) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты праваГ) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­наД) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве1) только пра­во­вое государство2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять».

Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.Два других принципа правового государства:1. Верховенство права.2.

Приоритет прав и свобод личности.

Каково содержание важнейших признаков правового государства: кратко об основных принципах справедливой державы

Разница между правовым и неправовым государством

Сама идея правового государства (далее возможна аббревиатура ПГ) или справедливого государства появилась очень давно.

Его условное описание можно найти в трудах античных авторов (например, ещё Эврипид говорил, что государство сильно тогда, когда нём соблюдаются все законы, причём не только гражданами, но и властью), в утопических произведениях Томаса Мора и Томмазо Кампанелла, в философских трактатах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье….

  • Определение понятия
  • Предпосылки образования
  • Пути построения ПГ
  • Признаки
  • Правовое государство

Окончательно же теория того, что теперь называют ПГ, была сформирована И. Кантом. Уже тогда учёные размышляли над возможностью превращения бесправных подданных в свободных и обладающих разнообразными правами и свободами граждан, которые могут контролировать деятельность властей. Но от идеи до начала реализации прошло очень много времени.

Только в конце XX века люди придумали и начали воплощать в жизнь механизм постановки государства на службу обществу. Так каково содержание важнейших признаков правового государства, каковы основные принципы его существования, как отличить истинно правовое, демократическое государство от неправового?

Определение понятия

Существует большое количество определений термина, но наиболее универсальным считается такое определение.

ПГ – это такое государственное формирование, где права и свободы человека фактически и практически закреплены, реализованы и защищены государством, а оно стоит ниже права и ограничено им, напрямую подчинено воле народа, которое в той или иной форме выражено в конституции или в конституционных актах.

Важно! Право, как инструмент общественного регулирования, появляется вместе с государством и без него существовать не может.

Отличнымпризнаком государства является наличие права как такового, но разница между неправовым и правовым видом заключается в иерархичности: если право стоит выше государства, то оно правовое.

В самом определении заложены как предпосылки и пути образования подобного типа государственного формирования, так и его основные признаки, которые, естественно, тесно связаны друг с другом и системно определены.

Признаки правового государства

! Что такое право и организация социального обеспечения

Предпосылки образования

Любое государство должно проделать значительный путь для достижения статуса «правовое». Для этого сначала необходимо:

  • создать условия для экономической самостоятельности граждан через создание особых условий для развития предпринимательства,
  • построить истинную демократию с юридическим и фактическим суверенитетом народа,
  • создать единую систему законодательства с нормативными актами, не противоречащими друг другу,
  • обеспечить надлежащий уровень политического сознания граждан,
  • сформировать гражданское общество (далее возможна аббревиатура ГО).

Интересно, что предпосылки формирования ГО и ПГ фактически идентичны, но только через формирования гражданского общества можно построить настоящее, а не только задекларированное на бумаге, правовое государство или справедливое государство, где закон не является инструментом давления на социум, находящимся исключительно в руках чиновников.

Исходя и наличия или отсутствия предпосылок, можно говорить о том, какие пути (методы, способы) будут выбраны для построения ПГ.

! Диспозитивная и императивная норма права это: что к ним относится

Пути построения ПГ

Прежде чем говорить о путях построение ПГ, важно запомнить, что оно не только социальная ценность само по себе, призванное обеспечивать справедливость, но и важнейший социальный институт, который на практике реализует защиту прав и свобод человека и гражданина.

Существует несколько путей построения такого типа государственного формирования, можно идти по одному из них, а можно реализовывать сразу несколько направлений:

  1. Децентрализация (местная власть должна иметь достаточно свободы и возможностей для решения вопросов, не касающихся напрямую центра).
  2. Создание системы правоохранительных органов, реально содействующих сохранению порядка.
  3. Обеспечение высокого уровня правовой культуры населения (то есть, такого состояние, когда человеку понятнее, что выгоднее соблюдать закон, чем его нарушать).
  4. Нивелирование роли, так называемых, подзаконных актов, для того чтобы законы действительно регулировали все стороны человеческой жизни и не могли в произвольном порядке трактоваться разными ветвями и уровнями власти.

Необходимо обеспечить высокий уровень правовой культуры

! Что входит в судебные и нормативные акты РФ: суды общей юрисдикции по гражданским делам

Признаки

Исходя из предпосылок и путей построения подобного типа формирования, можно выделить его основные признаки или принципы существования, что не противоречит одно другому.

Таблица: признаки правового государства кратко

ПризнакСуть признака
Верховенство права (главенство закона) и его всеобщностьПервостепенное значение закона и подчинение ему всех государственных институтов. Деятельность самого государства также ограничено правовыми рамками. Не должно остаться никаких сфер жизни, нерегулируемых законом.
Наличие системы контроля и надзора за соблюдением правовых нормЗа соблюдением закона должны следить независимые суды и иные судебные инстанции. Также должна существовать полностью автономная и независимая от государства система арбитража.
Наличие реально работающей системы разделения властейСистема государственного устройства должна подчиняться основному демократическому принципу – разделение властей. Ветви власти должны быть независимы друг от друга, но при этом дополнять друг друга и контролировать действия. То есть вся полнота государственной власти не должна принадлежать ни одной из ветвей (ни одна ветвь власти не должна доминироватьнад другими), должно наблюдаться полное соответствие принципу «сдержек и противовесов».
Гарантированности и неотчуждаемость прав и свободВсе должны быть реально, фактически обеспечены правами и свободами, они должны быть гарантированы каждому человеку и надежно защищаться государством. Права и свободы должны быть высшей ценностью истинно демократического общества.
Взаимная ответственность государства и граждан друг перед другомОба субъекта политической жизни должны нести ответственность друг перед другом и подчиняться в своей деятельности только букве закона. Обязательно должна существовать как государственная, так и общественная форма контроля.
Единство закона и праваВсе законы и нормативные акты должны подчиняться международным правовым принципам и общепринятым в мире естественно-правовым началам.
Плюрализм, как политическое понятиеНаличие различных, легально действующих, партий и общественных организаций, которые, также, могут находиться в оппозиции действующей власти.
Плюрализм, как идеологическое понятиеОтсутствие единой государственной идеологии как таковой, наличие различных идеологий, которые представляют легально действующие партии и общественные организации.

! Классификация норм: к видам социальных норм относятся

Признаками правового государства также являются (по мнению некоторых правоведов)

  • федерализм,
  • приоритетная роль судов в системе государственного устройства,
  • приоритет интересов отдельно взятой личности – гражданина (господство идей гуманизма в процессе построения и реализации всей правовой системы)
  • прямое действие конституционных нормативно-правовых актов или конституции, их верховенство.

Россия – есть ПГ

Исходя из последнего тезиса, получается, что практическое воплощение ПГ – конституционное государство, где конституция есть центр всей правовой системы, в которой тезисно закреплено всё, что считается признаками ПГ. Это хорошо видно на примере Конституции РФ:

  • глава 1, статья 1 – Россия – есть ПГ,
  • глава 1, статья 4 – верховенство Закона,
  • глава 1,2 – фактическая гарантия свобод и прав человека и гражданина,
  • глава 1, статья 10 – наличие трёх, независимых друг от друга, ветвей власти.

Как уже было отмечено выше, все принципы или признаки ПГ связаны между собой.

Важно! Основным, обязательным признаком правового государства является именно верховенство права.

Таким образом, становится понятно, каково содержание важнейших признаков правового государства. Вся жизнь социума основывается на соблюдении закона, причём соблюдается этот закон ради блага самого социума и существования демократического формирования как такового. Правовое государство отличает четкое понимание его гражданами всех выгод соблюдения закона.

Правовое государство

До сих пор правоведы задаются вопросом о реальной возможности построения общества и государства такого типа.

Большинство современных развитых и развивающихся стран находится, по их оценке, лишь в процессе его становления, полный приоритет права над государственной машиной ещё не достигнут ни в одной стране мира.

Даже развитая демократия и великолепно структурированное конституционное право ещё не гарант того, что построено истинно гражданское общество и правовое государство. Но, бесспорно, сама идея ПГ есть ценнейшее достижение человеческой мысли.

! Выделение земельных участков от государства: как получить землю под строительство дома бесплатно

Загрузка…

Правовое государство: понятие и признаки, элементы правового государства

Разница между правовым и неправовым государством

Правовое государство — это понятие, которому дать чёткое определение довольно сложно. Но мы попробуем это сделать. Это такое государство, в котором власть подчиняется праву.

Идея рассматриваемого нами понятия состоит в том, что полномочия правительства, президента, судов не безграничны. Пример — Соединённые Штаты Америки, где сама система так устроена, что ни одна из ветвей власти не может узурпировать её.

Сегодня мы опишем основные признаки этой формы правления.

  • Основные признаки правового государства
  • Элементы правового государства
  • Критика правового государства
  • Выводы

Основные признаки правового государства

Итак, определение мы дали выше.

Исходя из него, основной принцип, которым характеризуется современное правовое государство — это его разделение на три ветви — законодательную, судебную и исполнительную, которые контролируют друг друга и не допускают узурпации полномочий в одном лице, органе или социальном слое. Если это случится, то речь пойдёт о деспотизме страшных масштабов, как говорит теория Ш. Монтескье.

: действующая Конституция РФ когда была принята?

Основные признаки правового государства:

  • Имеется Конституционный суд. Это орган, который должен контролировать степень соответствия жизни общества и власти конституции страны с этой формой правления. Он должен оберегать конституционный строй и не допускать, чтобы выходили законы и принимались решения, которые противоречат главному документу современной страны.
  • Верхновенство права. Если законодательный орган власти с этой формой правления принял закон, то никто не может его отменять. Любой другой нормативно-правовой акт, который числится, как подзаконный, не должен ему противоречить. Если же это случается, главным оказывается закон, к которому был выпущен акт. Если за законом закреплена возможность его использования для легализации произвола (который рассматривается, как полная противоположность праву), то его реализация должна соответствовать Конституции. Конституционный Суд имеет право возвращать в парламент законы, которые не соответствуют главному закону страны для внесения поправок.
  • Под действием закона находится каждый независимо от того, является он должностным лицом, или нет. Пример произвола — когда государство неправовой формы правления выпускает новый закон и само же его нарушает.
  • Ответственность между государством этой формы и личностью. То есть первый несёт ответственность за второго и наоборот. Пример, за нарушение закона могут посадить в тюрьму. Но если какой-то чиновник нарушает закон, он тоже может быть посажен. А если нет, люди имеют право идти и требовать, чтобы посадили. Это значит, что личность и государство влияют друг на друга, согласно теории правового государства.
  • Возможность защиты прав и свобод человека в суде, наличие качественного механизма обеспечения условий для их реализации. Согласно теории правового государства, страна с этой формой правления не должна учитывать расовую, половую, возрастную принадлежность в принятии решений.
  • Действенность надзора над соблюдением законов и других нормативных документов. Положительный побочный эффект этого — доверие людей к государству в целом, что приводит к единству общества. В этом случае люди идут в суд для того, чтобы восторжествовала справедливость, а не обращаются в другие структуры, которые могут предать ситуацию огласке или помочь другими методами, не связанными с принуждением, на какое имеет право только государство, подчиняющееся нормам права. Например, если одно из главных государственных лиц было уличено в коррупции, то в правовом государстве начнётся расследование касаемо его схем и последует ответственность за нарушение закона. Если президент уличён в подобном — его ждёт импичмент.
  • Правовая культура. Поскольку ответственность между гражданами и государством взаимна, то законы, права и обязанности должны знать не только правовые структуры, но и каждый человек. И знать глубоко, так, чтобы можно было ими воспользоваться в нужной ситуации и проверить государственные структуры на соблюдение этих законов.

Элементы правового государства

Википедия перечисляет ещё такие принципы правовой формы государства. Кое в чём они повторяются, в некоторых аспектах — дополняют вышеописанные. Опишем в целом, чтобы лучше запомнилось.

Вообще, идея правового государства строится на одной мысли — верховенство права, а всё, что нами перечисляется, это детали теории правового государства, необходимые чтобы стало более понятно.

Итак, какие принципы правового государства можно выделить?

Правление по закону

задача государства — обеспечить условия, в которых только оно имеет право применять силу для обеспечения безопасности каждого гражданина. Закон имеет высшую силу.

Нормы права могут меняться только в соответствии с процедурами, которые установлены Конституцией.

В правовом государстве разработаны механизмы, которые способны заставить должностные лица подчиняться закону.

Равенство всех перед законом

То есть, каждый должен соблюдать законы, в том числе и те, кто их издаёт. Суды не должны учитывать количество денег, власти и статус людей, которые стали перед ними.

Если от этой нормы отступают, то такое правосудие называется избирательным. Если на тебя в суд подал богатый миллиардер, то вряд ли приговор будет оправдательным.

К сожалению, во многих странах сейчас именно избирательное правосудие.

Что значит «равенство перед законом» с правовой точки зрения? Есть два признака:

  • Обобщенность правовых норм. Законы не должны быть узконаправленными, то есть указывать на конкретных лиц или социальные группы и не издаются под задачу с целью оправдать незаконные действия властей. Хотя это же требование может оказываться препятствием. Например, законы могут касаться определённой социальной группы (например, о поддержке молодёжи). Поэтому везде есть исключения. Главное, чтобы соблюдался главный принцип правового государства.
  • Равный доступ к правовой системе. При избирательном правосудии одни группы населения имеют больше шансов выиграть дело, чем другие. Поскольку социальное неравенство нельзя искоренить, то верховенство права решает и проблему, связанную с тем, что одни люди богаче, а другие — беднее.

Выполнимость

Законы должны быть написаны так, чтобы люди могли их соблюдать. Хотя бы минимальные требования должны быть написаны понятным языком. Размытые законы открывают пространство для избирательного их применения.

Неправильные действия властей может покрыть и создание законов, имеющих силу задним числом, противоречия между составляющими закона или слишком частое их изменение. Всего этого быть не должно.

В правовом государстве никто не имеет права наказывать за то, что кто-то совершил действия, которые не были незаконными на тот момент.

Кроме того, в самом тексте закона надо прописать критерии, по которым человек считается виновным. Также они должны быть справедливыми, для чего должны быть открытые СМИ, свободные выборы в представительные органы.

Независимость судов

Они должны быть изолированы от других ветвей в том плане, что ни исполнительная, ни законодательная власть не может влиять на судебную систему правового государства. Если этого не будет, то к подсудимому будет применяться нелегитимное применение силы или же законы будут писаться для оправдания или осуждения конкретного человека.

Правосудие

Правосудие, как процесс, регламентируется системой права. Всё осуществляется по заданным правилам, не допускающим произвола судей. Система должна быть построена так, чтобы обычный человек, ничего не понимающий в юриспруденции, мог предвидеть кого оправдают, а кого накажут. Правосудие максимально прозрачное и охватывает все необходимые факты.

В неправовом государствеправосудие непредсказуемое (хотя в некоторых странах это уже стало настолько нормой, что понятно: олигарх выиграет любое дело), очень развита коррупция, которая даёт возможность избежать наказания тем, кто его заслуживает.

Для того чтобы назначить уголовное наказание, необходимо соответствие таким условиям:

  • для принятия решения собраны все возможные факты, учтены все законы и аргументы, которые прозвучали в зале судебного заседания;
  • судьи непредвзяты в своих решениях, не представляют интересы ни одной из ветвей власти;
  • все улики собираются по процедурам, заранее прописанным и не нарушающим права человека;
  • соблюдено право человека быть на каждом существенном этапе судового процесса;
  • возможность подготовиться к защите и согласования действий с адвокатом;
  • возможность оспорить аргументы, которые говорит прокурор;
  • право доказать, что ты невиновен;
  • право знать причины, по которым суд огласил приговор;
  • предоставление возможности обжаловать решение в высшей судебной инстанции.

Например, если следствие использовало пытки для того, чтобы получить доказательства вины подсудимого, то суд обязан исключить из дела факты, изложенные в результате таких незаконных методов дознания.

Даже факт, что преступник будет оправдан, не должен учитываться.

Таким образом, страхуются граждане как от пыток в силу их неэффективности, так и от ложных приговоров, спровоцировавших введение правосудия в заблуждение.

Все перечисленные выше права и свободы несут позитивный посыл, заставляют государство следовать своим обязательствам. Кроме того, не должно быть задержек в системе правосудия, потому что в этом случае есть лазейки для того, чтобы оно стало избирательным.

Защита прав человека

В теории правового государства указано, что ни один закон не должен нарушать основные права человека. Но на деле нет чётких правил, описывающих в каких случаях свободы гражданина ужимаются законами, а когда нет.

Так, в США не считают казнь лишением права человека на жизнь. В скандинавских странах высокие налоги вовсе не видятся нарушением права на частную собственность и так далее.

Чтобы законодательная защита прав была эффективной, они должны входить в систему ценностей местной культуры.

Другие элементы правового государства

Законность должна восприниматься, как культурная ценность. Именно от этого зависит, насколько подобная концепция будет устойчивой. Правовая культура государства — это прежде всего использование законов для реализации собственных интересов, выдвижение требований к государству издать определённый закон. Кроме того, в ценностях должна быть законопослушность.

Некоторые специалисты считают, что правовое государство требует, чтобы власть была децентрализована, а гражданское общество было развитым. Главное — не допустить узурпацию власти.

Критика правового государства

Перечислим коротко аргументы против правового государства:

  • Если власть хорошая, то её не нужно ограничивать или обязывать.
  • Анархисты считают, что власть невозможно ограничить в достаточной степени, чтобы соблюдалось верховенство права.
  • Маркс считал, что правовое государство является лишь гарантом интересов буржуазии, поскольку правовое государство — это понятие, принадлежащее к капиталистическому строю. Тем не менее современные марксисты считают, что подобные оценки не соответствуют действительности.
  • Технократы считают, что править должны разумные люди, которые сами способны принимать мудрые разумные решения. Для этого управлять должны люди компетентные. Такая система называется верховенством знания.
  • Сама концепция процедурного правосудия критикуется за то, что суды оправдывают реальных преступников из-за того, что не были соблюдены все формальности. В свою очередь, если этого не делать, открывается широкий простор для произвола судей. Поэтому добиться полностью справедливого суда, что является ценностью правового государства, невозможно.
  • Не все государства способны быть правовыми. Если общество не имеет развитой правовой культуры, все попытки сделать из страны правовую провалятся. В свою очередь, если общество имеет развитую правовую культуру, элементы правового государства будут появляться сами собой.

Выводы

Несмотря на всю вышеописанную критику, общие правила принятия решений властью не допускает откровенно безответственных решений.

Да, разумный руководитель будет способен сам нести ответственность за свои действия и ему не требуются сдержки и противовесы, которые являются центральной категорией правового государства.

Но много ли таких? Какая гарантия, что следующий руководитель действительно будет представлять интересы народа и не станет злоупотреблять своими полномочиями?

Сама концепция правового государства не допускает попадания в правительственные круги людей, которые не будут поддерживаться обществом.

Например, президент может быть уволен в порядке импичмента, если перестаёт соответствовать интересам граждан.

Это делает возможным приход к власти настоящих лидеров, а не диктаторов, прикрывающихся лидерством для решения своих корыстных задач. Теория правового государства на данный момент является самой эффективной.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.