Разница между письменной и устной речью

Речь: свойства речи. Устная и письменная речь

Разница между письменной и устной речью

Речь делится на два основных противопоставленных друг другу, а в некоторых отношениях сопоставленных типа. Это устная и письменная речь. Они разо­шлись в своем историческом развитии, поэтому обнаруживают различные принципы организации языковых средств.

Общелитературные языко­вые средства, объединяющие такие типы, как устная и письменная речь, являются основой форми­рования и функционирования синонимических рядов.

Разъединяющие их книжно-письменные и устно-разговорные средства употребляются в полном наборе в своем типе, а в противополож­ный получают доступ с определенными ограничениями.

Устность речи

Устность является основным фактором, объединяю­щим различные разновидности, на которые подразделяется устная речь. Свойства речи письменной реализуются в разновидностях книжно-письмен­ного типа.

Разумеется, форма не единственный фактор объединения. Но в устно-разговорном типе именно она предопределяет формирование и функционирование специфических языковых средств, отличающих от письменной устную речь.

Свойства речи связаны с характером ее порождения. Рассмотрим его более подробно.

Различия в порождении устной и письменной речи

Различие форм опирается на глубин­ное психофизиологическое различие. Психологами установлено, что механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи неодинаковы. При порождении письменной речи всегда есть время на обдумывание формального плана высказывания, благодаря чему сте­пень ее структурированности высока.

Соответственно, и при чтении всегда можно остановиться, глубже обдумать написанное, сопрово­дить его своими личными ассоциациями. Это позволяет и пишущему, и читающему перевести нужную информацию из оперативной памяти в долговременную. Не то при говорении и слушании.

Свои особенности имеет звучащая, исторически первичная устная речь. Свойства речи в данном случае определяются тем, что она представляет собой некий поток, который только при ее продукции может прерываться говорящим в соответствии с его намерениями закончить или приостановить инфор­мацию.

Слушающий же должен в своей рецепции следовать за говоря­щим во времени, и у него далеко не всегда там, где ему нужно, есть возможность остановиться для более глубокого продумывания. Поэтому действует преимущественно кратковременная память, когда воспринимается устная речь.

Свойства речи в этом случае состоят в том, что она спонтанная, одноразовая, она не может повторить­ся снова в том виде, в каком уже была произнесена.

Автоматизированность

При изучении иностранного языка во время подготовки к занятию можно готовить каждое предложение заранее, но на самом занятии это не получится: задача спонтанного продуцирования требует заново в плавном речевом потоке выдавать речевые порции.

Характеристика речи устной заключается в том, что ее полностью подготовить нельзя, она продуцируется в значительной степени автоматизированно. Если говорящий будет уси­ленно ее контролировать, она утратит качество спонтанно­сти и естественности.

Контроль над собой в полной мере возможен лишь в медленной учебной речи, своим ненатуральным темпом вы­дающей свой неоригинальный характер.

От продуцируемой спонтанной устной речи следует отличать про­стое озвучивание письменного текста, осуществ­ляемое дикторами, артистами, а иногда и докладчиками. Такое озвучи­вание ничего не меняет в тексте, и он хоть и звучит, но остается таким, каким был написан. При этом сохраняется характеристика речи письменной, все ее свойства.

От устности в ней появляется только интонационный контур и возможная фонетическая экспрессивность. То есть акустические свойства звуков речи меняются. Интересно наблюдение Е. А. Брызгуновой, сравнивавшей актерские озвучивания одного и того же текста: они различались.

Это значит, что как только появляется устный речевой элемент, в данном случае интонация, возникают расхождения из-за индивидуализации.

Индивидуальность

Устная связная речь всегда индивидуальна. Для письменной же это не общее качество всех разновидностей. Индивидуальна лишь художественная речь и отчасти речь нестрогих газетных жанров.

У каждого говорящего есть своя манера, характеризующая человека как личность со стороны его психологических, социальных, даже профессиональных особенностей и общей культуры. Это касается не только речи разговорной.

В парламенте, например, выступление каждого депутата высвечивает его личностные качества и интеллектуальные возможности, дает его социальный портрет. Устная связная речь нередко больше значит для слушателя, чем содержащаяся в выступлении информация, ради которой и происхо­дит выступление.

Особенности устной речи

Если обратиться к факторам членения, действующим в устно-раз­говорном типе, то окажется, что помимо действующих в книж­но-письменном типе здесь имеются некоторые дополнительные.

Одни свойства устной речи являются общими для всего устно-разговорного типа и свойственны ему в отличие от книжно-письменного, разделяя современный русский литературный язык на две части. Другие же принимают участие в выделении разновидностей самого устно-разговорного типа.

Перечислим эти дополнительные факторы. Такими свойствами речи являются адресованность, ситуативность, рече­вой вид (использование монологов и диалогов).

Адресованность устной речи

Устная речь всегда адресована, причем непосредственно слушателю, который воспринимает ее одно­временно с ее продукцией адресантом здесь и сейчас.

Разного рода технические ухищрения вроде отсроченной и затем воспроизведенной записи могут в расчет не приниматься, так как они не лишают комму­никативный акт главного: сиюминутности восприятия, где важна вре­менная синхронность.

Адресат речи может быть: а) индивидуальный; б) коллективный; в) массовый.

Эти три вида адресованности устной литературной речи, совпадающие с действием других факторов ее чле­нения (все эти факторы, включая и адресованность, однонаправ­ленны), участвуют в выделении трех разновидностей устной литера­турной речи (устно-разговорного типа литературного языка): 1) уст­но-разговорная; 2) устная научная; 3) радио- и телевизион­ная.

Адресованность письменной речи

Здесь адресованность не непосредственная: по­средником между автором текста и читателем служит бумага, а она позволяет сколь угодно отсрочить чтение, т. е.

элиминировать фактор физического времени, сама же речь наделена качествами неспонтанности и многоразовости. В отличие от устной речи к ней непримени­ма пословица “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”.

Такая опосредованная адресованность не может быть фактором членения.

Разница между письменной и устной речью

Разница между письменной и устной речью

Первоначально существовала только устная, то есть звучащая, речь. Затем были созданы специальные знаки, и появилась письменная речь. Однако разница между этими способами общения заключается не только в применяемых средствах, но и во многом другом. Рассмотрим подробней, чем отличается письменная речь от устной.

статьи

Письменная речь – графическая система, служащая для закрепления и передачи информации, один из способов существования языка. Письменная речь представлена, например, в книгах, личных и деловых письмах, служебных документах.

Устная речь – форма языка, выраженная в произносимых и воспринимаемых на слух высказываниях. Общение с применением устной речи может происходить при непосредственном контакте (дружеская беседа, объяснения учителя на уроке) или опосредованно (телефонный разговор).

Развернутость

Письменная речь характеризуется как контекстная. То есть вся необходимая информация заключается только в самом тексте.

Такая речь часто бывает обращена к неизвестному читателю, и в этом случае не приходится рассчитывать на дополнение содержания деталями, которые обычно понятны без слов при непосредственном контакте.

Поэтому письменная речь предстает в более развернутом виде. В ней наиболее полно раскрываются все существенные моменты, описываются нюансы.

Устная речь чаще всего предполагает объединение собеседников конкретной ситуацией, понятной им обоим. При таком положении вещей многие детали остаются несказанными.

Ведь если произносить вслух то, что и без того очевидно, речь получится скучной, даже нудной, неоправданно длинной, педантичной. Другими словами, устная речь имеет ситуативный характер, и поэтому она является менее развернутой, чем письменная.

Зачастую при таком общении для понимания друг друга бывает достаточно лишь намека.

Применяемые средства

Отличие письменной речи от устной состоит в том, что у пишущего нет возможности воздействовать на адресата средствами, которые есть в арсенале у говорящего. Выразительность письменных текстов обеспечивается постановкой пунктуационных знаков, сменой шрифтов, использованием абзацев и прочим.

При устном общении многое можно показать интонацией, взглядом, мимикой, разнообразными жестами.

К примеру, сказанное «прощай» способно в одной ситуации означать «до встречи, я буду ждать», а в другой – «между нами все кончено». В разговоре даже пауза может быть многозначительной.

И иногда случается так, что произнесенная речь потрясает слушателей, а те же слова, просто записанные на бумаге, не производят абсолютно никакого впечатления.

Особенности построения

Мысли на письме должны быть изложены в предельно понятной форме. Ведь если в разговоре слушатель имеет возможность переспросить, а говорящий – пояснить и уточнить что-то, то такое непосредственное регулирование письменной речи является неосуществимым.

К письменной речи предъявляются требования орфографии и синтаксиса. В ней также присутствует стилистический компонент. К примеру, в речи, обращенной к слушателю, допускается использование неполных предложений, поскольку остальное подсказывает ситуация, а незаконченные конструкции на письме во многих случаях считаются ошибкой.

Возможность обдумывания

Вся ответственность за содержание письменного текста ложится на автора. Но вместе с тем он имеет больше времени на обдумывание фраз, их исправление, дополнение. Это во многом относится и к таким разновидностям устной речи, как доклад и лекция, которые тоже подготавливаются заранее.

Тем временем разговорная речь осуществляется в определенный момент общения и направлена на конкретных слушателей. Эти условия иногда вызывают затруднения у говорящего.

Неумение выражать мысли, незнание того, что следует дальше сказать, стремление исправить уже произнесенное, а также желание высказать все разом приводит к заметным ошибкам.

Это прерывистость речи или, напротив, нерасчлененность фраз, ненужное повторение слов, неправильные ударения. В результате содержание речи может остаться понятым не до конца.

Продолжительность существования

Рассмотрим, в чем разница между письменной и устной речью относительно срока действия каждой из них. Обратимся к письменной речи. Важным ее свойством является то, что текст после написания будет длительно существовать независимо от присутствия автора. Даже если сочинителя уже нет в живых, важная информация дойдет до читателя.

Именно то, что течение времени не оказывает влияния на письмо, дает человечеству возможность передавать из поколения в поколение накопленные знания и сохранять историю в летописях. Между тем устная речь живет только в момент звучания. При этом присутствие автора является обязательным. Исключение составляют высказывания, записанные на носители.

Вид речи: письменнаяВид речи: устная
Закреплена графическиПередается голосом
КонтекстнаяСитуативная
РазвернутаяМенее развернута
Используются знаки препинания, дробление текста, смена шрифта и прочееДополняется жестами, соответствующей мимикой, игрой интонации
Должна соответствовать требованиям орфографии, синтаксиса, стилистикиОтсутствуют правила, характерные для письменной речи
Более продуманаСпонтанная, за исключением подготовленных докладов, лекций
При чтении присутствие автора не требуетсяОбязательно присутствие автора
Длительно существует после написанияЖивет в момент звучания

10 отличий устного слова от письменного

Разница между письменной и устной речью
writing_cures

Задумывались ли вы о том, в чем, собственно, разница между устным и письменным словом? Почему в какой-то момент мы предпочитаем сказать, а в другой момент – написать? В чем преимущества и ограничения устного и письменного слова?

Можно выделить десять основных различий между ними:

  1. Различное существование во времени. Устное слово исчезает в момент произнесения, письменное сохраняется. Процессы мышления и переживания, связанные с порождением письменного слова, идут медленнее, чем те, которые связаны с порождением устного слова; это различие скорости делает «письменное мышление и переживание» качественно иным.
  2. Различное существование в пространстве. Устное слово существует в пространстве слышимости, в центре которого находится говорящий, и при этом само является не объектом, а воздействующей силой. Письменное слово – вещь в пространстве, и оно может путешествовать в пространстве независимо от того, кто его написал.
  3. Различная степень «охвата». Устное слово достигает тех, кто находится в пределах его слышимости, а их всегда конечное число. Письменное слово способно достичь потенциально бесконечного числа людей.
  4. Необходимость со-присутствия источника слова и его адресата. Устное слово говорится живым человеком другому живому человеку, находящемуся здесь и сейчас рядом. Письменное слово формулируется пишущим, как правило, в одиночестве, и адресуется известному или генерализованному читателю, в данный момент не находящемуся рядом.
  5. Влияние контекста. На то, какое именно устное слово будет сказано и как именно, влияет окружающий контекст, в частности, другие люди, непосредственно не включенные в разговор, но способные его слышать. Письменное слово может в этом отношении быть более приватным (адресованным для прочтения только кому-то конкретному) или более публичным.
  6. Селективность. Тот, кто произносит устное слово, может в большей или меньшей степени контролировать, кто непосредственно услышит то, что он собирается говорить; подобный контроль гораздо менее доступен тому, кто запечатлевает слово письменно и так или иначе публикует его.
  7. Ориентация на жанр. В современном мире люди гораздо лучше осознают различие жанров письменного текста и стремятся свой текст создавать в соответствии с требованиями того или иного жанра. Осознанность «жанровости» устного перформанса сейчас гораздо меньше, устная речь воспринимается как нечто менее формальное и более «потоковое». Хотя определенные жанры могут быть при желании выделены и в ней: кветч (собраться и вместе жаловаться на жизнь), исповедь, речь в защиту кого-либо, рассказывание баек и пр. Но как правило, человек, вступая в устное общение, не знает заранее, в каком жанре он будет выступать, в то время как в том, что касается письменной речи, жанровая определенность может присутствовать задолго до того, как будет написано первое слово.
  8. Публичность/приватность – письменное слово может очень сильно варьировать по этому параметру, публичность/приватность одного и того же текста может меняться.
  9. Локальность/нелокальность. Расширенный охват читательской аудитории и публичность/приватность ведет к тому, что письменное слово очень эффективно (особенно в эпоху масс-медиа и Интернета) может использоваться для формирования сообществ и поиска «своих». Если мы ограничены только устным словом, то мы живем преимущественно в рамках своего локального сообщества, повторяя знание, чтобы оно не исчезло, и если мы чем-то отличаемся от своих соплеменников, мы можем только верить, что где-то в мире есть люди, подобные нам. Но когда у нас появляется возможность писать и публиковать нечто, это значит, что есть шанс, что это может прочесть кто-то, кто сможет это так или иначе понять. Естественно, каждый читатель «вчитывает» свое, но все же есть надежда, что где-то есть кто-то, кто сможет увидеть и понять именно то и именно так, что автор хотел сообщить. (Для автобиографической прозы это имеет особое значение.)
  10. Письменная речь позволяет запечатлеть гораздо большую потенциальную многомерность через один канал восприятия последовательно, а устная речь позволяет реализовать селективно актуальную многомерность, симультанно через несколько каналов восприятия. Текст становится отражающей поверхностью для переживаний человека, и получается увидеть их (и себя) с разных сторон.

Как вам кажется, как именно эти различия можно учитывать, используя письменные практики для самопомощи или для помощи другим людям? Если вам вспоминается в связи с этим какая-то история и вы можете ее рассказать – расскажите, пожалуйста.

Page 3

writing_curesПервая моя попытка написать диссертацию завершилась в 2003 году. Я долго возилась с исследованием, набрала кучу материала, что-то для себя поняла… и ушла из аспирантуры.

Понятно было, что времени, сил и внимания вернуться к прежней теме у меня не будет, и было жалко, что материалы лежат и покрываются пылью на полках. А потом настал благоприятный момент, и появился человек, готовый взять две полки собранных материалов, выбрать из них что-то ценное и интересное и двинуться куда-то дальше.

Я очень благодарна Татьяне Лапшиной (в ЖЖta) за то, что она вернула жизнь проекту структурированного эмоционального дневника.Ниже – ссылка на статью Татьяны о том, что такое структурированный эмоциональный дневник, как он возник, как устроен и какую пользу может приносить.

Мне любопытно, что в этой статье ново и интересно для вас, о чем хотелось бы узнать больше?

(хотела вставить статью прямо сюда, но те, кто чинит в ЖЖ то, что не сломано, опять, похоже, _затруднили_ – не получается)

Татьяна Лапшина. Структурированный эмоциональный дневник

Page 4

?

|

writing_cures“Был ли у вас когда-нибудь такой опыт,когда вам удавалось совсем остановиться,полностью присутствовать в своем теле,полностью присутствовать в своей жизни, настолько, чтото, что вы знали и чего вы не знали,что уже сбылось – и грядущее,и то, как дела обстоят сейчас,

не несло в себе ни капли тревоги или дисгармонии?..”

(это цитата из книги Джона Кабат-Зинна “Прийти в себя: исцелить себя и мир внимательностью”
(Затравка – это тема или вопрос для самостоятельного письменного самоисследования в течение 15-20 минут. Если хотите попробовать – возьмите чистый лист или откройте файл, и перепишите в начало “затравку”. А потом поставьте таймер и пишите быстро, не критикуя и не подвергая цензуре, все, что приходит в голову в связи с этой темой. Так можно узнать о себе что-то новое. Особенно в последние семь минут письма, если вы пишете 20 минут.Полезно бывает после работы с “затравкой” написать рефлексивный отклик – о том, каково вам было писать и куда это вас привело.

Если времени не хватило и хочется продолжить – конечно, можно продолжить, в этот же день или в какой-то другой).

В комментарии сюда имеет смысл писать не две-три фразы, с ходу пришедшие вам в голову, а рефлексивный отклик после того, как вы написали где-то у себя отклик на “затравку”.Спасибо.

ЛЕКЦ�Я 3

Разница между письменной и устной речью

ЛЕКЦ�Я 3

Тема: «Виды речи».

         План:

1.   Р РµС‡СЊ внешняя Рё внутренняя. Р�С… отличия Рё взаимозависимость.

2.   Р РµС‡СЊ устная: публичная Рё обиходная.

3.   Р РµС‡СЊ письменная. Различия устной Рё письменной речи, взаимопереходымежду РЅРёРјРё.

1. Человеческаяречь бывает внешней и внутренней.

Внешняя – это произнесенная (услышанная) или записанная(прочитанная) речь.

Внутренняя – это речь, возникающая в процессе мышления и неимеющая устного или письменного оформления.

Проблема внутренней речиосвещена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Соколова,Н.�. Жинкина, С.Д. Кацнельсона,С.Л. Рубинштейна и др.

Внутренняя речь отличаетсяот внешней следующими основными характеристиками:

– обеззвученностью;

– вторичностью(производностью от внешней речи);

– фрагментарностью;

– обобщенностью;

– большей скоростью (по сравнениюс внешней речью);

– отсутствием строгой грамматической оформленности.

Часто собственно речевыеэлементы в процессе внутренней речи заменяются зрительными, слуховыми и т.д.

�менно на этот факт обращает внимание Н.�.

Жинкин,называя внутреннюю речь «предметно-изобразительным кодом», а внешнюю(«экспрессивную») – «речедвигательным кодом».

Существуютпроявления и взаимозависимости внутренней и внешней речи: 1) перед звуковымоформлением мысли мы во внутренней речи составляем план или нечто вроде конспектабудущего высказывания; 2) письменному изложению, как правило, предшествуетмысленное произнесение фраз, слов и т.п., в процессе которого происходит отборнаиболее подходящих единиц и расстановка интонационных пауз (иногда даже знаковпрепинания) последующего письменного высказывания; 3) с помощью специальныхэлектрофизиологических исследований установлено наличие скрытой артикуляции вовремя протекания внутренней речи (А.Н. Соколов).

Таким образом, внутренняяречь выполняет очень важную подготовительную функцию для осуществлениянепосредственного внешнего высказывания.

2. Внешняяречь может быть устной и письменной.

Устная речь – это речьзвучащая, которая характеризуется сравнительно свободным отношением клитературной норме. Она включает в себя:

1. Говорение, т.е. отправление речевых акустических сигналов,содержащих в себе некоторую информацию.

2. Слушание, т.е. восприятие речевых акустических сигналов и ихпонимание.

Устная речь реализуется вдвух разновидностях: публичной и разговорной(обиходной). Для их разграничения используют понятие «речевой ситуации».

Подней подразумевают множество обстоятельств, при которых осуществляется речевоеобщение и которые влияют на его форму и содержание.

В зависимости от этогосуществуют следующие определения:

Публичной речью называется такой видустного общения, для которого характерны следующие элементы речевой ситуации:1) многочисленная аудитория, 2) официальная обстановка(спектакль, концерт, лекция, собрание, школьный урок, заседание суда и т.п.).

Обиходной речью называется такой видустного общения, речевую ситуацию которого образуют: 1) небольшое числослушателей, 2) неофициальная, повседневная обстановка.

Публичная речь может бытькак неподготовленной, так и подготовленной, но лишь по некоторым аспектам (например,речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях, намеченная ввиде плана и т.п.), а разговорная (обиходная) речь бывает тольконеподготовленной.

3. Письменная речь – это речь, зафиксированнаяна РїРёСЃСЊРјРµ Рё характеризующаяся более строгим соблюдением литературной РЅРѕСЂРјС‹. Онавключает РІ себя:

1. Письмо, т.е. зашифровку речевых акустических сигналов с помощьюспециальных графических знаков.

2. Чтение, т.е. расшифровку графических знаков и понимание ихзначений.

Различия между устной и письменнойречью не ограничиваются лишь способом кодирования информации.

Устная речьявляется первичной по отношению к письменной как в историческом плане, так и впроцессе онтогенеза: ребенок сначала овладевает устной речью и только на ееоснове может научиться письменно излагать свои мысли(исключение составляют глухонемые дети). Кроме того, существуют, к примеру,языки и территориальные диалекты, которые функционируют только в форме устнойречи.

Таким образом, устная речьпо природе своей естественна, а письменная является производной от нее, т.е.

искусственной.

К тому же, для осуществления последнейнеобходимо наличие специальных технических приспособлений.

Но, несмотря на все различиямежду устной и письменной речью, нельзя их внешне совершенно противопоставлятьдруг другу, т.к. между ними существуют своего рода взаимопереходы.

Так, например, если разговорная речь имеет серьезные отличия от письменной речинаучного труда, то между устным докладом и письменной речью этих отличийзначительно меньше.

Но от подлинно устной речи, порождаемой в процессеговорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть, котораяявляется всего лишь озвучиванием письменного текста.

Л�ТЕРАТУРА

1.   РђР»РјРёСЂРѕРІР° Рў.Рђ. Функциональная взаимосвязь письменного РёР·РІСѓРєРѕРІРѕРіРѕ языка. – Рњ.: Наука, 1985. – 287 СЃ.

2.   Р’ыготский Р›.РЎ. Р�збранные психологические исследования.Мышление Рё речь. Проблемы психологического развития ребенка /РџРѕРґ ред. Рђ.Рќ. Леонтьева Рё Рђ.Р . Лурия. – Рњ.:Р�Р·Рґ-РІРѕ РђРџРќ РСФСР, 1956. – 519 СЃ.

3.   Р–РёРЅРєРёРЅ Рќ.Р�. Рћ кодовых переходах РІРѕ внутренней речи //Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ языкознания, 1964, в„– 6. – РЎ. 26-38.

4.   Р—индер Р›.Р . Очерк общей теории РїРёСЃСЊРјР°. – Р›.: Наука, 1987.– 112 СЃ.

5.   РљР°С†РЅРµР»СЊСЃРѕРЅ РЎ.Р”. Общее Рё типологическое языкознание. – Р›.:Наука, ленингр. отд., 1986. – 299 СЃ.

6.   РљРѕРјР»РµРІ Рќ.Р“. Слово РІ речевой деятельности: денотативные аспекты.– Рњ.:Р�Р·Рґ-РІРѕ МГУ, 1992. – 216 СЃ.

7.   Р СѓР±РёРЅС€С‚ейн РЎ.Р›. РћСЃРЅРѕРІС‹ общей психологии. – РЎРџР±: Питер РљРѕРј, 1999. – 720 СЃ.

8.   РЎРѕРєРѕР»РѕРІ Рђ.Рќ. Внутренняя речь Рё мышление. – Рњ.: Просвещение, 1968. – 248СЃ.

9.   Р¦РµРїР»РёС‚РёСЃ Р›.Рљ., Катлапе Рќ.РЇ. Теорияпубличной речи. – Р РёРіР°: Р�Р·Рґ-РІРѕ «Зинатне», 1971. – 120СЃ.

10.         Р©РµСЂР±Р° Р›.Р’. Р�збранные работы РїРѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ языку. – Рњ.: Гос. СѓС‡. – пед.РёР·Рґ-РІРѕ Министерства просвещения РСФСР, 1957. – 188 СЃ.

Вернуться к оглавлению

Перейти к следующей лекции

Вернуться к предыдущей лекции 

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.