Разница между отметкой и оценкой
Критерии выставления оценок по пятибалльной шкале
Как выставляют текущие и итоговые оценки в школе.
Многие родители говорят своим детям:
Ты учишься не ради а ради знаний.
Но ведь оценки и придуманы для того, чтобы объективно оценить уровень полученных знаний. Без них сложно понять уровень подготовки по тому или иному предмету, а также определить, кто успевает лучше, а кто хуже.
В России принята пятибалльная шкала оценивания в школах. Это привычная нам с советских времен система. Но разобраться, какими принципами руководствуются современные учителя, выставляя оценки ученикам, бывает трудно.
Но существуют единые критерии, которых должны придерживаться педагоги.
За что двойка?
Если представить эти критерии, которые отличаются в зависимости от предмета в виде совсем простой схемы, то получится такая картина:
- «5» – выполнил всё задание правильно;
- «4» – выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
- «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
- «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
- «1» – вообще не выполнил задание.
На практике оценки снижают за неаккуратность, плохой почерк, неправильное оформление и многое другое. Однако, в соответствии с установленными критериями учитель должен помнить о главном:
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Правила выставления оценок предусматривают, что нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки должны быть известны заранее и педагогам и учащимся.
Это значит, что учитель должен обязательно сообщить ученикам за что он будет ставить четверки, тройки, двойки и, конечно же, пятерки. Подход должен быть единым для всех.
По каждому предмету свои оценки
Общие принципы и критерии должны быть закреплены в нормативных актах школы. Это необходимо для того, чтобы справедливость выставления оценок можно было проверить. Обычно такой документ называется «Положение о системе формах и порядке промежуточной аттестации».
В нем должны быть прописаны критерии для каждого предмета в разрезе начальной и средней школы. В частности, для оценивания чтения в начальной школе важную роль играет техника чтения и понимание смысла прочитанного текста. В средней школе на первый план выходит умение анализировать прочитанное и делать выводы.
Точно так меняются критерии и по другим предметам.
Чтобы четко понимать справедливые оценки получает ребенок или нет, родители имеют право ознакомиться с Положением об оценивании. Оно может быть выложено на сайте школы в актуальной редакции, или находится у администрации школы и выдаваться по первому требованию всем желающим. И знать, о чем написано в этом документе очень важно.
Ведь человеческий фактор никто не отменял, и многие учителя бывают необъективны при выставлении отметок. Часто бывает так, что троечник в начальной школе становится твердым хорошистом в 5 классе, а отличник вдруг начинает получать у других учителей тройки.Если для ребенка важны оценки (а это нормально) нужно стараться восстанавливать справедливость по горячим следам.
Итоговая оценка: как посчитать?
Текущие оценки рано или поздно должны превратиться в итоговые: четвертные и годовые. Редко бывает, чтобы один ученик всю четверть получал одинаковые оценки.
Как правило, бывают и четверки, и пятерки, а иногда и двойка случается. Поэтому при выставлении итоговых оценок учителя руководствуются средним арифметическим результатом.
То есть, они берут все оценки за четверть, суммируют их, а затем делят на количество. Например:
Ученик получил по алгебре за 2 четверть 4 + 5 + 4 + 4 + 3 + 3 = 23. После этого нужно разделить 23 на 6 оценок (чтобы получить среднее арифметическое) Получается 3,83.
Но ведь это не целое число и поставить такую оценку в табель нельзя. Поэтому применяется правило округления. В данном случае до целой «4», которая и будет итоговой оценкой за четверть.
А вот, если бы получилось среднее арифметическое 3,36, то и за четверть была бы тройка.
Правда, и тут случаются перегибы. Например, учитель может не поставить «5», если у ученика получилось 4,56 или даже 4,60. И если пойти на принцип такую четвертную оценку можно оспорить. Но мало кто этим занимается. А иногда, особенно в старших классах, каждый балл может быть очень важен.
А ваши учителя справедливо выставляют оценки?
В чем разница между оценкой и отметкой – что лучше
Учитель Шалва Александрович Амонашвили (родился в 1931 году в Тбилиси) — создатель гуманной педагогики. Почти полвека назад он отказался от системы отметок в школе. О том, почему отметки не только мешают учиться, но и портят ребенка, Амонашвили рассказал Кириллу Михайлову.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Что такое гуманная педагогика?
То, что сотворили мы с коллегами, это не метод, это направление — гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе. Более коротко это называют гуманной педагогикой.
Отметки просто необходимы в авторитарном педагогическом процессе. Если их просто изъять — это как провести хирургическую операцию и по ошибке изъять из организма что-то очень важное.
Так что в авторитарном процессе, наиболее массовом в бытующей практике, отметка выполняет функцию устоя, на отметках держится образовательный авторитарный мир.
Не надо смущаться слова «авторитарный», потому что и вы, и я — воспитанники авторитарного процесса, мы получили неплохое воспитание, и знания тоже получили. Отметки родились в рамках авторитарного сознания, это очень давняя традиция.
В Средние века обучение детей велось при храмах, там применялись очень жесткие способы принуждения детей к учению — физические наказания, унижения.Можно посмотреть альбом Роберта Альта, где все это проиллюстрировано: учитель в одной руке держит книгу, а в другой розги.
С появлением схоластических школ в XV веке наказания в виде унижений (например, стоять в углу на коленях) остались, но от телесных наказаний отказались, а взамен ввели отметки.
Когда вместо телесных наказаний появились отметки, все строгости были переложены на плечи родителей, и возникло «отцовское время»
Родители в те времена уже понимали, что от образования зависит жизнь не только их детей, но и всей семьи, поэтому за плохие оценки наказывали очень строго.
Классика педагогики — Квинтилиан, Коменский, Песталоцци, Локк, Руссо, у нас это будут Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, — об отметках практически ничего не говорят.
Они видят зло в отметках, и поэтому, не зная, как с этим бороться, не касаются этой темы. Они говорят о гуманном подходе к детям, вере в ребенка, в свои силы.
В основе почти у всех классиков христианская культура, в которой нет наказания и принуждения, просто сказано — бойтесь Бога, то есть имейте совесть.
В XX веке педагогика начинает обнаучиваться, хотя это не наука, это высочайшее искусство, философия. Педагогика зиждется на вере: вере в Бога, красоту, добро, в себя, в ребенка, наконец.Шалва Александрович Амонашвили
А вы верите в Бога?
Я последователь классики, я не могу не верить в Бога. Я как педагог исхожу из христианских постулатов. Итак, вера лежит в основе классического образования, но начался процесс обнаучивания образования. Научные понятия начали накладывать на процессы и они стали выхолащивать дух образования.
Получилось, что урок есть форма организации учебного процесса. Грустно, да? Школа есть учебно-воспитательное заведение. А зачем мне в заведении работать? Учитель — это предметник, опять грустно становится. Христос был Учитель, неужели Он какой-то предмет нес кому-то? Вот как это стало выглядеть.
Но тут есть другой важный аспект. Хотя корни традиционной педагогики в храмах, но там же рождалось и неверие в ребенка: он изначально не хочет учиться, поэтому мы должны разными способами принуждать его — кричать, грубить, угрожать, выставлять на посмешище перед одноклассниками.
А ведь Христос сказал: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф 18:5). А учитель может выгнать ребенка из класса, он посылает родителям донос в виде отметки, настраивает их против ребенка. Этого учительского зла сейчас в школе очень много.
Может, учителя и не хотят быть такими, но сама обнаученная педагогика вынуждает их так поступать. А впереди еще ЕГЭ, а ЕГЭ не верит в дух человека.
Вы начали работать в школе в 1950-е годы, идеи гуманной педагогики появились сразу?
Нет, эти идеи пришли ко мне, когда я начал вести эксперименты в 1962–1963 году. Я сам — бывший двоечник, я помогал детям, чтобы они не стали двоечниками. Мы с коллегами занимались проблемами развития и увидели, что во время экспериментов дети очень быстро развивались, могли перейти из третьего в пятый класс.
В 1969 году мы ввели пятидневку, так из Грузии она и пошла по всей стране, решение принималось на уровне ЦК. В 1967 году мы отказались от отметок: словесных, в виде цифр, поощрений, которые могли восприниматься как отметки. Скажешь: «Молодец». Ребенок бежит домой: «Я сегодня „молодец“ получил!» Взамен мы ввели оценки.
До сих пор очень многие учителя путают отметки и оценки.
Оценка — это мой взгляд: вот я на вас смотрю, улыбаюсь, посмотрел в вашу тетрадку: «Ой, как интересно ты пишешь. А может, вот так попробуешь?» Вызываю к доске, задаю вопросы, хвалю, что ребенок исправил свои ошибки. То есть я выражаю свое отношение к ребенку, это уже оценочная деятельность учителя, через нее я взращиваю личностные качества ребенка.
Шалва Александрович Амонашвили с учениками
Да, это материализованная сторона процесса образования. Процесс имеет глубокое содержание, а отметка не имеет. Когда ваш сын придет домой с пятеркой, вы думаете, что все хорошо. А если с тройкой или двойкой, то отец уже недоволен.
Отметки начинают портить отношения родителей и детей. Даже пятерки портят, потому что у ребенка взращивается гордыня. Но самое главное — отметки отводят детей от их природы, заслоняют познавательные мотивы.
Дети от рождения хотят учиться и познавать, это суть человека — познать все от черных дыр до атомов. Но когда ребенок идет в школу, то вместо роста знаний он ориентируется на отметки, то есть подменяется мотив.А через год-другой ребенок не только привыкает к отметкам, но уже хочет получить то, что они ему дают: хорошее отношение родителей, велосипед, карманных денег.
А как развивать оценочные суждения у старшеклассников на таком материале, как, например, коллективизация или холокост?
Учитель должен прививать детям оценочные эталоны, чтобы сравнить новый предмет с эталоном и найти в этом предмете хорошие и плохие стороны.
Я как учитель должен рассказывать о коллективизации и холокосте так, как государство мне велит.
Но у вашего учителя есть своя оценка, так что за рамками урока я расскажу вам, что я думаю о коллективизации или холокосте, а завтра жду вашего собственного мнения по этому факту.
Как вам удавалось делать это в советское время? Это же прямая антисоветчина?
Ну в Грузии о нас писали как о буржуазных педагогах, нас несколько раз закрывали. Но нас почему-то всегда защищала Москва: газета «Правда», Академия педагогических наук. И мы продолжали работать, даже как-то ухитрялись печатать учебники.
Шалва Александрович Амонашвили за работой
А как бы вы поступили, столкнувшись в наши дни с откровенным шовинизмом среди старшеклассников?
Такое может быть. Учитель должен терпеливо излагать свое мнение, он должен стать не преподавателем, а именно учителем. Он должен подружиться со своим учеником, чтобы тот видел, что учитель любит его: не отметками, не криками, любит его и с шовинизмом, принимает таким, какой он есть.
Из этого рождается духовная общность с ребенком, который начнет хотя бы прислушиваться. Именно это и называется гуманной педагогикой, это не технология, а духовный мир учителя, культура, может быть и вера.
А потом, если эта общность усилится, пусть учитель пойдет вместе с ребенком в компанию, где собираются эти шовинисты, чтобы потом обсудить, что там было. Мир мы этим не перестроим, но, может быть, у одного учителя получится предотвратить один будущий теракт.
И если такого шовиниста будут исключать из школы, я горой встану за него: не отдам! Пусть он так и останется при своих убеждениях, но он будет помнить, как я его защищал.
У вас в детстве был такой учитель?
Я был двоечником. Моя учительница по родному языку и литературе увидела эти двойки и начала ставить мне пятерки. Я ее очень полюбил, потому что она одна увидела во мне человека.
И однажды она сказала мне: «Мальчик, мои пятерки краснеют рядом с двойками. Как быть?» Для меня были важны не пятерки, а то, что она верит в меня.
Я начал зубрить математику, химию, физику… И вот в итоге я стал тем, кем стал.
В старших классах мы должны девальвировать сам смысл отметок. Кстати говоря, Министерство образования РФ разрешило не ставить отметки в начальных классах. Но многие учителя этого не знают, а многие не готовы к этому.Вообще, детский психолог Даниил Эльконин дал такое определение: отметки — это винтовка, нацеленная в лоб ребенка. Он не уточнил, двойки или тройки.
А я бы сказал — пятерки нацелены в сердце, потому что они искажают нравственность ребенка, тройки порождают равнодушие, двойки вызывают возмущение ребенка.
В старших классах пусть учителя по каждому предмету скажут: «Давайте сейчас проведем контрольную, и каждый из вас сам проверит свою работу и поставит себе отметку».
Это и ошибки исправить помогает, и совесть проверяется, то есть развивается личность. Учитель только должен помочь и подсказать. Отметки превращаются в термометр — мы измерили уровень наших знаний.
Ведь мама не кричит на ребенка, когда термометр показывает у него 39. Но надо не забывать, что отметка не измеряет личность.
Вот, например, кончается четверть, ставится итоговая отметка. Это нечто среднеарифметическое. Но получается, что где-то ребенок ленился, получил двойку, и так и не знает этого материала. А где пятерка — знает. И на что влияет и что показывает итоговая отметка? Можно сунуть голову в духовку, а ноги в морозилку и сказать, что средняя температура 36,6?
Так что давайте отдадим отметки детям, они же люди, мы же их для жизни готовим. Они должны оценивать мир, себя, свое отношение к людям.
Как ЕГЭ влияет на школьное образование?
Меня приглашал министр образования Владимир Филиппов (1998–2004) и просил поддержать ЕГЭ, но я отказался. Что мы хотим получить от выпускника школы? Чтобы это был робот? Компьютер, начиненный знаниями? Или гражданина страны?
ЕГЭ, конечно, не измеряет качества гражданина. Личностные оценки вообще не принимаются в расчет. Измеряются знания, но случайными способами
Один вопрос, три ответа, иногда ответы абсурдные. К ЕГЭ готовят уже не репетиторы, а тренеры.
Ради того, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, во многих московских школах уже в 9 классе детей переводят на домашнее обучение или на вечернее, или они начинают прогуливать ради занятий с репетитором, а в школах на это смотрят сквозь пальцы. Это только в сельской местности, где нет репетиторов, школа готовит к ЕГЭ. А в городах все по-другому.9, 10 и 11 классы — это лучший сензитивный период у подростка, время становления мировоззрения. Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос патриотом? Школьник, который просто читает стихи о Родине — в нем ничего не останется. Это не любовь к Родине, это язык крутится во рту.
Разве ЕГЭ это проверяет? Нет. Эту болезнь мы должны пройти и прийти к чему-то лучшему. А учитель должен понять, что его сила и влияние на детей не в отметках, а в доброте, в том, что он защитник для детей.
Личность воспитывается личностью, а не отметками, технологиями или предметом.
Где сейчас есть такие школы?
Сейчас уже во многих школах можно встретить Марью Ивановну, учительницу начальных классов, которая применяет методы гуманной педагогики. Но одновременно вы встретите трех других учителей, которые работают по-старому.
Я был премирован Министерством образования за внедрение гуманной педагогики в России, так что даже наше правительство одобряет это направление.
Несколько десятков тысяч учителей — наши последователи, причем не только в России или бывших советских республиках, но даже в Финляндии и в Германии. Это движение пошло именно из бывшего СССР, образовательный мир не знает ничего похожего.
Но мы очень осторожны в распространении наших идей, потому что не все это поймут, а кто-то может и исказить.
Московская школа № 200 в Ясеневе уже больше 15 лет работает без отметок. Мы сделали ее такой за два года: отказались от авторитаризма, подготовили учителей, кто не хотел — ушли.
Источник:
Разница между отметкой и оценкой
Считать слова «отметка» и «оценка» полными синонимами неверно. Все-таки первое из этих понятий несколько уже, чем второе.
Отметка – цифра, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы. Отметки также зовутся баллами. Они выставляются в школьный журнал и дневник ученика. В России система отметок пятибалльная, где высшим показателем является «5».
Оценкой в переносном смысле может называться и отметка. Но в общем значении под оценкой понимается сжатое или развернутое суждение о достижениях учащегося. Критерием при этом являются требования образовательной программы.
Сравнение
Каждое из двух понятий непосредственно связано с учебным процессом. Но отличие отметки от оценки заключается в том, какую нишу занимает каждая из них. Отметка представляет собой графический знак, как правило, цифру. Это лишь количественный показатель, по которому можно судить об уровне успеваемости.
Оценка, в прямом понимании, предполагает не конкретный балл, а словесную информацию о качестве выполнения задания. Например: «Молодец! На этот раз ты хорошо постарался, сделал все без ошибок». Или: «Твою работу нельзя назвать безупречной. Чтобы добиться лучшего результата, тебе нужно повторить правило».
Прежде чем сформулировать оценочное суждение, учитель должен проанализировать работу (ответ) школьника и сравнить ее с эталонами, представленными в образовательной программе. В высказывании педагога может содержаться информация о том, что ученику удалось сделать верно, где имеются пробелы в знаниях и как их устранить.
Разница между оценкой и оценкой
Оценка определяется как процесс оценки чего-либо или кого-либо, то есть акт измерения качества, ценности или важности.
В отличие от этого, оценка фокусируется на вынесении суждения о ценностях, количестве или производительности кого-либо или чего-либо.
Оценка проводится для определения уровня эффективности личности, тогда как оценка проводится для определения степени достижения целей.
Основное различие между оценкой и оценкой заключается в ориентации, то есть, когда оценка ориентирована на процесс, оценка ориентирована на продукт. Представленная вам статья описывает все отличительные черты между этими двумя.
Сравнительная таблица
Имея в виду | Оценка – это процесс сбора, анализа и использования данных с целью улучшения текущих показателей. | Оценка описывается как акт вынесения суждения на основе набора стандартов. |
Природа | диагностика | преднамеренный |
Что оно делает? | Обеспечивает обратную связь о производительности и областях улучшения. | Определяет степень достижения целей. |
Цель | созидательный | суммирующий |
ориентация | Процессно-ориентированный | Ориентированный на продукт |
Обратная связь | На основании наблюдений и положительных и отрицательных моментов. | На основе уровня качества в соответствии с установленным стандартом. |
Отношения между сторонами | отражающий | предписывающий |
критерии | Устанавливается обеими сторонами совместно. | Устанавливается оценщиком. |
Стандарты измерений | абсолют | Сравнительная степень |
Определение оценки
Оценка определяется как методический способ получения, просмотра и использования информации о ком-то или о чем-то, чтобы в случае необходимости улучшить ситуацию. Термин интерпретируется по-разному: образовательный, психологический, финансовый, налоговый, кадровый и так далее.
В целом, оценка – это непрерывный интерактивный процесс, в котором участвуют две стороны (оценщик и оценщик). Оценщик – это тот, кто оценивает результаты на основе определенных стандартов, а оценивающий – это тот, кого оценивают.
Процесс нацелен на определение эффективности общей работы оцениваемого и областей улучшения. Процесс включает в себя постановку целей, сбор информации (качественной и количественной) и использование информации для повышения качества.
Ключевые различия между оценкой и оценкой
Существенные различия между оценкой и оценкой обсуждаются в пунктах, приведенных ниже:
- Процесс сбора, анализа и использования данных с целью улучшения текущей деятельности называется оценкой. Процесс вынесения суждения на основе определенных критериев и доказательств называется оценкой.
- Оценка носит диагностический характер, поскольку имеет тенденцию выявлять области улучшения. С другой стороны, оценка носит оценочный характер, поскольку она направлена на получение общей оценки.
- Оценка дает обратную связь о производительности и способах повышения производительности в будущем. В отличие от этого, оценка устанавливает, соблюдаются ли стандарты или нет.
- Цель оценки является формирующей, то есть повысить качество, тогда как оценка заключается в оценке качества, поэтому цель является суммарной.
- Оценка касается процесса, тогда как оценка фокусируется на продукте.
- В оценке обратная связь основана на наблюдениях и положительных и отрицательных моментах. В отличие от оценки, в которой обратная связь зависит от уровня качества в соответствии с установленным стандартом.
- В оценке отношение между оценщиком и оценивающим является отражающим, то есть критерии определяются внутренне. Напротив, оценщик и оценивающий имеют общие предписывающие отношения, в которых стандарты устанавливаются извне.
- Критерии оценки устанавливаются обеими сторонами совместно. В отличие от оценки, при которой критерии устанавливаются оценщиком.
- Стандарты измерения для оценки являются абсолютными, которые стремятся достичь наиболее существенного результата. В отличие от этого, стандарты измерения для оценки являются сравнительными, что делает различие между лучшим и худшим.
Заключение
Итак, после рассмотрения вышеприведенных пунктов было бы ясно, что оценка и оценка совершенно разные. Хотя оценка предполагает вынесение суждений, оценка связана с исправлением недостатков в работе. Хотя они играют решающую роль в анализе и уточнении работы человека, продукта, проекта или процесса.
«Отметка — это винтовка, приставленная ко лбу ребенка»
Учитель Шалва Александрович Амонашвили (родился в 1931 году в Тбилиси) — создатель гуманной педагогики. Почти полвека назад он отказался от системы отметок в школе. О том, почему отметки не только мешают учиться, но и портят ребенка, Амонашвили рассказал Кириллу Михайлову.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
В чем разница между оценкой и отметкой
Каждый человек хотя бы раз в жизни, получив в школе или институте свою тетрадь после проверки, задавался вопросом, почему так? Почему 4, а не 5? Почему преподаватель похвалил, но поставил 3?
Прежде всего, стоит разобраться, что похвала и выставленная отметка – не одно и то же. Именно поэтому в педагогике существует два понятия: оценка и отметка. В некоторых случаях они являются синонимами, однако обозначают разные вещи.
Оценка
Слово «оценка» образовано от глагола «оценивать», то есть высказывать суждение о ценности или значимости чего-либо. Когда речь идёт об ученическом ответе, учитель смотрит содержание и правильность. Результатом этого процесса является отметка, которая выставляется в тетрадь или журнал.
Анализируя работу, педагог высказывает мысли не только о том, насколько верно она выполнена, но и об успехах ребёнка при выполнении данного задания. Например, когда не очень успешный ученик, обучающийся обычно на 2-3 балла, выполняет сложное задание, учитель говорит «Молодец», «Умница» и т.п., но в журнал пишет цифру, а не слово.
Педагог анализирует работу, подсчитывая ошибки, проще говоря, рецензирует полученный материал. Исходя из полученных результатов или при сравнении успеваемости одного и того же ученика в разные периоды, учитель высказывает заключение, основанное на критериях оценивания. То есть отметка является результатом оценивания.
Отметка
Если посмотреть на словообразовательную цепочку самого слова, станет ясно, что образовано оно от глагола «отмечать», т.е. делать метку.
Под меткой в педагогике понимается некий символ, который преподаватель выставляет в журнал успеваемости. Для российских школ наиболее распространённый тип меток: 1,2,3,4,5. То есть это количество баллов, полученных за ответ.
Существует десяти- и стобалльная система. Для Америки характерно выставление буквенных меток, где О приравнивается к 5+, а U к 1.
Армения, Грузия, Белоруссия обучаются по десятибалльной системе, а Украина перешла на 12-балльную.Критерии, по которым педагоги выставляют ту или иную отметку, прописаны в рабочих программах по каждому предмету, и обычно каждый предметник заранее озвучивает, какой балл за что ставится.
Однако даже в рамках одного предмета эти критерии могут меняться.
Так за 3 ошибки в диктанте по русскому языку ученик ещё может получить «4», если две из них на одно правило; а вот в словарном диктанте выше «тройки» за такую работу ставить нельзя.
Также будут отличаться отметки за выполнение задач различной сложности. В некоторых школах, например, для контрольных работ готовят несколько вариантов заданий: на 3 балла, на 4 и на 5. Школьник, выполнивший верно все задания на «тройку», 3 балла и получит. А тот, кто допустит ошибки, но будет выполнять задания на «пятерку», запросто может рассчитывать на 4 балла.
«Единица» ставится в том случае, когда задание не выполнено вообще или списано, и преподаватель смог это доказать.
Общие черты
Как бы не отличались понятия «Оценка» и «отметка», в некоторых случаях они синонимичны.
Когда учитель рядом с «пятёркой» пишет «Молодец!», оценочная составляющая совпадает с балльной. Так же происходит, когда «кол» или «двойка» выведены жирным шрифтом или занимают бОльшую часть тетрадного листа. В этом случае о негодовании учителя говорит именно шрифт, а не сами слова.
В 1 классе учителя начальной школы обычно клеят наклейки или ставят печати со смайликами. Выражение мордочки смайлика соответствует определенному баллу. Таким образом, учитель с помощью эмоции смайлика показывает результат проверки работы ученика. А родители, зная, какой смайлик какому баллу соответствует, делают выводы об успеваемости своего ребёнка.
Различие понятий
Итак, определив понятийный аппарат, можно сделать вывод, что отметка – понятие более узкое, нежели оценка. Первая выражается одним-двумя символами, в то время как вторая может быть высказана достаточно длинной речью.
Отметка всегда фиксированная (за исключением случая добавления + или -), но в официальные бланки такие полубаллы не ставятся. В школьном аттестате или дипломе вуза цифра заменяется словами «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно», что соответствует 5, 4 или 3.
Оценка же может быть любой, главное, чтобы она была озвучена (или прописана) грамотно, цензурно и необидно для ученика. Оценка призвана стимулировать школьника или студента к дальнейшей плодотворной работе.
Например, если преподаватель скажет, что ребёнку совсем чуть-чуть не хватило до «пятёрки», при этом похвалит старание, вероятность того, что ребёнок в следующий раз приложит все усилия для более качественной подготовки или ответа, будет гораздо выше.
И наоборот: если ученика постоянно ругать и указывать на ошибки, не обращая внимания на успехи, качественная успеваемость будет падать.
Поэтому лучшей оценкой будут высказывания типа «Сегодня не получилось, но видно, что старался. В следующий раз обязательно получится». Большую ошибку допускают учителя, сравнивающие разных обучающихся.
С точки зрения педагогики, единственно верным будет сравнение ученика только с самим собой в динамике. Например, в 1 четверти Вася делал 20 ошибок в примерах на деление, а в 3 четверти уже 10.
Да, это всё ещё «двойка», но прогресс большой.
Разобраться в понятийном аппарате этих схожих слов совсем нетрудно, однако, к сожалению, современное педагогическое образование таково, что далеко не все специалисты, приходящие работать в школу, понимают разницу. Отсюда и трудности в оценивании, и недостаток мотивации у детей, обучающихся у таких педагогов.