Разница между ощущением и восприятием

Отличие восприятия от ощущений. Виды и примеры ощущений и восприятия

Разница между ощущением и восприятием

Способностью чувствовать и ощущать природа наделила всех живых существ на земле, но умение воспринимать происходящее требует наличия не только нервной системы, но и более высокоразвитых функций.

Психология занимается исследованием большого спектра психических процессов, в том числе ощущений и восприятия человека.

Эти понятия часто используются как равнозначные и взаимозаменяемые в речи, но в рамках научного подхода каждое из них имеет свои особенности.

Определение

Ощущение – это первичный этап сенсомоторной реакции. И оно крепкими нитями связано с восприятием. Оба явления выступают посредниками в передаче окружающей обстановки, существующей вне зависимости от сознания, на основе воздействия на органы чувств: это их объединяет.

Но в психологии восприятие – это не просто чувственный образ предмета или явления, но и его осознание. Оно характеризует разнообразный спектр отношений, результатом которых становятся осмысленные ситуации. Так, восприятие можно смело назвать формой познания действительности.

Формирование восприятия

Развитие восприятия неотрывно связано с деятельностью. Решая различные задачи, человек при этом неизбежно воспринимает окружающее.

И в этом процессе человек может не только видеть, но и смотреть или даже всматриваться, не только слышать, но и слушать, и возможно, прислушиваться.

Таким образом, он совершает определенные действия, направленные на то, чтобы соотнести образ восприятия с предметом, необходимые вначале для осознания самого объекта, а затем для его практического применения.

Это и составляет наиболее существенное отличие восприятия от ощущений: способность не просто реагировать на чувственный раздражитель, но и проникать сознанием в то или иное качество, принадлежащее определенному предмету. Потому такое явление предусматривает достаточно высокое развитие не только сенсорики, но и двигательных функций.

Так, на примере творческой работы художника связь восприятия с деятельностью представляется особенно ярко: созерцание окружающего пространства художником и последующее изображение на картине являются составляющими единого процесса.

Ощущение как основа восприятия

Любое восприятие проходит через ознакомительный этап распознавания предмета, которое строится на чувственных показателях ощущений, передаваемых органами чувств. А они, в свою очередь, реагируют на внешние раздражения. Это делает оба явления связанными друг с другом.

Но восприятие – это не просто набор ощущений. Оно является достаточно сложным целостным процессом, качественно отличным от тех первоначальных чувств, которые составляют его основу. Помимо этого, в него включается наработанный опыт, мышление воспринимающего, а также эмоции.

Так, в психологии восприятие – это единство чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Но при этом разум опирается на впечатление, используя его в качестве отправной точки для дальнейшего своего развития.

Характеристика ощущений

Чтобы лучше понять, что же является фундаментом восприятия как психического явления, необходимо обратиться к природе самих ощущений, которые являются зависимыми от внешних раздражителей и, отражая их отдельные черты, обладают рядом определенных свойств:

  • Одна из основных характеристик – это качественный порог. Например, для зрительных ощущений – контрастность цвета, для слуховых – тембр голоса и т. д.
  • Количественный порог, или интенсивность – обусловлен силой действия раздражителя и состояния самого рецептора.
  • Пространственная локализация – соотнесение с определенной частью тела, которая подвергается воздействию раздражителя.
  • Адаптация – приспособление органов чувств к воздействующему раздражителю. Например, адаптация к какому-либо запаху, который постоянно окружает.

В отличие от ощущений восприятие отражает совокупность всех свойств предмета, т. е. рассматривая его как единое целое, не дробя по частям. И при этом оно имеет ряд своих специфических особенностей:

  • Целостность – распознавание целого предмета по его отдельным частям, умение воспринимать целую картину. Например, увидев хобот, человек достраивает в своем сознании образ слона.
  • Константность – заключается в постоянстве формы, величины, цвета при варьирующихся условиях их восприятия, в соотношении объективной действительности и определенного предмета в ней.
  • Предметность – распознавание не набора ощущений, а непосредственно предмета, имеющего определенную функцию.
  • Осмысленность – осознание значения предмета, включение процесса мышления, анализа и оценки.

Так, свойства восприятия и свойства ощущения, с одной стороны, неоднородны по своей природе, а с другой – без принятия той основы, построенной из отдельных характеристик, невозможно формирование такого психического явления, как восприятие. Это целое состоит из преобразованных частей, пропущенных через призму осознания и опыта.

Классификация ощущений

Поскольку ощущения порождает определенный физический раздражитель, то и подразделяются они в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на различные рецепторы:

  1. Органические – связаны с органическими потребностями: жажда и голод, дыхание и т. д. Ощущения этого рода, как правило, обладают относительно яркой эмоциональной насыщенностью и часто являются не осознаваемыми. Так, заболевания связаны не только с болью, но и с эмотивным состоянием: проблемы сердца с дефицитом радости, любви, страхами; проблемы печени – с раздражительностью и гневом.
  2. Статические – показания о состоянии тела в пространстве, активных и пассивных движениях, а также движениях отдельных частей тела относительно друг друга.
  3. Кинестетические – вызываются возбуждениями, исходящими от рецепторов, находящихся в суставах и мышцах. Кинестезия тесно связана со зрением: зрительно-двигательные координации играют важную роль в движениях, осуществляемых под контролем зрения.
  4. Кожные – боль, температура, прикосновение, давление.
  5. Осязательные – в отличие от прикосновения, активны по своей природе, поскольку имеет место намеренное ощупывание предмета, сопряженное с воздействием на него. При осязании познание мира происходит в процессе движения.
  6. Обонятельные и вкусовые – особое значение оказывают на формирование эмоциональной обстановки, вызывающей у человека приятные или неприятные ощущения.
  7. Слуховые – носят двойной характер, иными словами, человек воспринимает звук обоими ушами. Так, люди, имеющие глухоту на одно ухо, затрудняются определить источник и направление звука.
  8. Зрительные – любой цвет оказывает воздействие на человека, что обусловлено не только физиологическим влиянием на организм, но и ассоциациями самого человека. Некоторые цвета способны возбуждать нервную систему, другие способны ввести в транс и т. д. Например, голубой цвет, как правило, ассоциируется с голубым небом, оранжевый – с огнем и т. д.

Разновидности восприятия

В отличие от ощущения восприятие подразделяется на такие виды:

  1. Восприятие пространства, величины и формы – считается продуктом развития и личного опыта человека. В зрительном восприятии пространства, в первую очередь, важны глубинные ощущения, когда чувственные и мыслительные процессы работают сообща.
  2. Восприятие движения – с одной стороны, возникает как результат слияния набора зрительных ощущений, а с другой – является специфическим переживанием, которое может разниться в зависимости от восприятия самих предметов в движении, т. е. формируется на основе нажитого опыта, а не в рамках определенных закономерностей.
  3. Восприятие времени – его основой выступает ощущение длительности, на которое оказывает влияние субъективная оценка происходящего. А переживания, в свою очередь, обусловлены ритмичностью самих жизненных процессов и органическими ощущениями человека. Так, например, по отношению к прошлому, насыщенному запоминающимися событиями, время воспринимается как длительный промежуток, и как достаточно короткий, если оно не было заполнено чем-то интересным. В отличие от восприятия настоящего, когда скучные периоды тянутся вечно, а яркий эпизод пролетает за мгновение.

Виды ощущений и виды восприятия очень плотно переплетаются, но только категории первого явления являются именно основой для создания второго, т. е. обладая зрением и слухом, человек способен к восприятию пространства, движения и т. п.

Адекватное восприятие человека определяется тем, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, он, как правило, осознает его как единичный случай из общей практики. По этой причине восприятие зависит от мыслительных операций. Насколько человек понимает окружающий мир, настолько он его и воспринимает, т. е. через призму своего мировоззрения и нажитого опыта.

При разного рода психических расстройствах происходит нарушение вышеописанных процессов ощущения и восприятия, и, соответственно, искажение в отражении реальности. Так, существует расстройство «схемы тела»: проблема в осознании формы, положения собственного тела, распад его на части, ощущение лишних конечностей и тому подобное.

Нарушение целостности ощущений разной модальности может приводить к неадекватному восприятию реальности, как, например, звуки речи, исходящие от человека, не соотносятся с самим человеком, а воспринимаются как два самостоятельных объекта.

Существует целый ряд различных отклонений в восприятии: иллюзии, галлюцинации, агнозии и другие, но все они изначально представляют проблему принятия каких-либо чувств, эмоций, неприятных ощущений, поскольку именно на основе сенсорных данных человек выявляет смысл и значение явлений и событий.

Синестезия как особый способ восприятия мира

Синестезия – феномен восприятия, при котором впечатление, специфичное для одного органа чувств, сочетается с другим дополнительным ощущением или образом.

Так, например, фразы типа: “соленая шутка”, “горький упрек”, “жалящая речь”, “сладкая ложь” и тому подобные – обретают вполне конкретное ощутимое значение. Наиболее распространенным видом синестезии считаются ассоциации буква-цвет и цифра-цвет, когда, например, «6» вызывает образ желтого оттенка или буква «В» воспринимается как фиолетовый цвет.

Версия происхождения данного явления гласит, что в младенчестве все люди являются синестетами: определенные нейронные связи изначально поддерживают контакт между органами чувств, и, таким образом, звуки и запахи переплетаются в сознании, окрашивая, например, буквы алфавита в разные тона. У некоторой группы людей подобная особенность ощущения и восприятия окружающего мира сохраняется всю жизнь.

Упражнение на восприятие

Перед испытуемым выкладываются фрукты различных цветов, они могут быть разного типа и фактуры. Человек с закрытыми глазами пробует дать максимальное описание каждому из них: сначала фиксируя просто свои ощущения (холодно, горячо, гладкий, шершавый и т. д.), далее пробуя почувствовать интуитивно его цвет, и в конце, подключив мышление и опыт, дает полную характеристику объекту.

Подобный эксперимент помогает понять размытую границу между двумя явлениями и отличить восприятие от ощущений. Так, в реальной жизни это дает возможность четко осознавать, когда человек просто ощущает какое-либо явление, событие, не принимая во внимание оценку и рассуждения, а когда в процесс включается мышление.

Ощущение и восприятие

Разница между ощущением и восприятием

Каждый день мы переживаем огромное количество ощущений: чувствуем запахи, различаем цвета, температуру, яркость света и многое другое. Что это за особенность нашего организма и как при этом функционирует мозг? Чем ощущение отличается от восприятия? И зачем все это нужно знать? В этой статье мы ответим на эти вопросы.

Что такое ощущение

Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.

Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:

  1. Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
  2. Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
  3. Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).

Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.

Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт.

Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде.

В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.

Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:

  1. Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
  2. Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
  3. Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.

Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.

Теория обнаружения сигналов

Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.

Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств.

Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом.

Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.

Сенсорная адаптация

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?

Зачем и как тренировать ощущения?

Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете память. Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с творческим мышлением. Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.

Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:

  • Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
  • Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их. Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
  • Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
  • Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
  • Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.

Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно. Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей».

Что такое восприятие

Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.

Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.

Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.

Принцип гештальта

Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», а гештальт-психологи полагают, что целое больше, чем сумма его частей. Согласно теории, чтобы интерпретировать то, что мы получаем при помощи наших чувств, мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет интерпретировать информацию в будущем без ненужного повторения.

Например, когда вы видите одну точку, то воспринимаете ее как таковую, но когда видите пять точек вместе, то группируете их, говоря «ряд точек». Без такой тенденции наше восприятие этот же ряд будет рассматривать как «точка, точка, точка, точка, точка». При этом сам процесс обработки увеличится примерно в пять раз по времени, а также уменьшает перцептивную способность.

Сохранение постоянства восприятия

Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.

К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.

Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.

Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.

Постоянство яркости относится к нашей способности распознавать, что цвет остается неизменным независимо от того, как он выглядит при разных уровнях.

Эта темно-синяя рубашка, которую вы носили на пляже, внезапно «становится» черной, когда вы заходите в темное помещение.

Без постоянства цвета мы будем постоянно переинтерпретировать цвет и будем поражены чудесным преобразованием, которое постоянно «происходит» с нашей одеждой.

Тренировка восприятия

Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:

  • Насколько адекватно мое восприятие?
  • Много ли сейчас во мне субъективного и эмоциональной пристрастности?
  • Есть ли у меня страх увидеть то, что происходит на самом деле?
  • Как я воспринимаю мир в его движениях, красках, формах и запахах?
  • Сколько информации из органов чувств я могу вобрать в себя одновременно?
  • Мое восприятие целостное?
  • Мое сознание смотрит вглубь или скользит по поверхности?

Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.

Разница между ощущением и восприятием

Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.

У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями.

Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах.

В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.

Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.

У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.

В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться.

Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым.

А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.

Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?

Разница между ощущением и восприятием

Контактируя с внешней действительностью, человек осуществляет познавательный процесс, который делится на множество элементов.

Это и внимание, и память, и мышление, и множество других явлений психики. Самые базовые и первичные из них — это ощущение и восприятие. Они связаны между собой, но представляют из себя совершенно разные психологические процессы.

Данные механизмы психики дают человеку знания о мире. Но между ними есть разница, на которую влияет количественный и качественный факторы. Рассмотрим сходства, различия и взаимосвязь между ощущением и восприятием в статье.

О механизмах восприятия пространства в психологии читайте здесь.

Определение и сущность: кратко

Ощущение — это процесс, базирующийся на явлении отражения в сознании индивидуума неких характеристик предметов или явлений, воздействующих на его органы чувств в конкретный момент.

Органы чувств здесь служат механизмом, благодаря которому сведения об окружающей нас действительности поступают непосредственно в мозг индивида.

Восприятие — процесс, во время исполнения которого производится отражение совокупности свойств и частей предметов и явлений, воспринимаемых человеком в момент их влияния на органы чувств, при этом мозг организует и интерпретирует полученную информацию и совмещает её с контекстом.

Этот процесс складывается из целого набора ощущений. В нём участвуют анализаторы, и каждый анализатор при получении какой-либо информации настраивает её и фильтрует, а затем направляет в кору головного мозга.

Психология явлений

Психология ощущений и восприятия — тот базис, на котором основываются наши представления об окружающем мире. Именно через них мы получаем информацию о том, что происходит вокруг нас.

Процесс восприятия помогает классифицировать и упорядочить эти знания, вплести их в единую канву психики индивида, закрепившись в ней неким образом предмета или явления.

Благодаря познавательным механизмам психики формируются знания об окружающей действительности, которые сохраняются в голове как ассоциативные связи.

И потому, получив определенные представления через эти процессы, мы всегда можем представить шум волн, бьющихся о берег или же стук дождя по оконному стеклу.

Для восприятия характерна осмысленность, созерцаемый человеком объект наделяется смысловой оценкой, встраивается в ряд уже имеющихся представлений, человек обозначает его признаки и связи с другими объектами.

И всё-таки субъективность в процессе познания действительности присутствует, и каждый индивидуум воспринимает мир разным образом. Что же влияет на разницу в восприятии?
  1. Первой причиной является то, что склад ума у людей различен. Кто-то акцентирует внимание на деталях, то есть обладает аналитическим умом.

    Люди с синтетическим складом мышления уделяют внимание к целому, не цепляясь за отдельные части.

  2. Вторая причина — чувства, испытываемые человеком, его личные переживания, прошлый опыт в познании мира, и сложившиеся в ходе этого опыта персональные симпатии и антипатии.

Физиологические основы

Ощущение — это исток психологического процесса.

Это то, чем обладают все: и млекопитающие, и некоторые простые организмы, и, конечно, человек.

С физиологической точки зрения, в их появлении принимают участие рецепторы, воспринимающие раздражение. Без рецепторов эти переживания были бы недоступны человеку или животному.

Рецепторы при этом можно разделить на две категории: те, которые доносят сигналы из внешнего мира, и те, что анализируют сведения, поступающие изнутри. Внутренняя информация может проявляться в чувстве боли, голода или жажды.

В восприятии главную роль играет первый тип рецепторов, ведь именно они предоставляют информацию о внешнем мире, характеризующуюся относительной объективностью.

В распоряжении у человека пять органов чувств, но внешних ощущений у него шесть, шестым является моторика, которая, хоть и не имеет определенного органа чувств, который отвечал бы за её проявление, но тоже способна вызывать определенные переживания.

Можно выделить следующие шесть типов внешних ощущений:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • обонятельные,
  • тактильные (осязательные и температурные),
  • вкусовые,
  • кинестетические.

Первый способ восприятия является основным, именно благодаря зрению к нам поступает большая часть сведений об окружающем мире.

Орган, сопутствующий зрительному мировосприятию — глаз. Он различает сведения о свете и цвете.

Слух позволяет воспринимать громкость, разделять звуки на шумовые и музыкальные, разница между которыми состоит в ритмичности и регулярности.

Изредка ощущения у человека могут сливаться в одно, например, существует такое явление, как синестезия, когда зрение и обоняние ассоциативно связаны. Это случается крайне редко, и самым ярким примером может послужить герой романа «Парфюмер» Патрика Зюскинда.

Кинестетические ощущения играют ощутимую роль в жизни человека, хоть и не имеют отдельного органа чувств, отвечающего за их проявление. Они сопутствуют нам постоянно, их вызывает раздражение нервных окончаний, которые находятся внутри нас.

За вкусовые ощущения отвечают язык и нёбо. Вроде чувствование вкуса не является жизненно необходимым, особенно в сравнении с другими ощущениями, и сейчас для выживания человеку оно не нужно, поэтому вкус — это настоящий подарок человеку от природы.

У человека есть несколько зон сенсорной коры, и каждая из них отражает какую-то часть мира, когда мы говорим о восприятии, то происходит взаимодействие нескольких участков коры, которые образуют нечто новое.

Примеры

Если мы возьмем в руки зеленое яблоко, то мы можем прочувствовать его поверхность, ощутить вкус, почувствовать запах, увидеть желтый, зеленый или красный круг.

В процессе восприятия все эти ощущения накладываются друг на друга и возникает образ, то есть субъективная форма предмета, этот образ является порождением внутреннего мира определенного человека.

Образ поступает в мозг, и в дальнейшем наша психика оперирует им. По итогу человек может получить информацию, что яблоко — это сладкий (или немного кислый) съедобный предмет, который пахнет определенным образом, гладкий на ощупь.

И теперь, увидев другое яблоко, он узнает его, и свяжет уже имеющуюся в мозге информацию с ним.

Восприятие целостно, а потому при несущественном изменении каких-либо отдельных характеристик предмета или явления, мозг всё равно узнает его.

Так, мы знаем из каких частей состоят буквы. Даже если они будут написаны по-разному, мы всё равно поймем, что это — буква «б», а это — «а», главное, чтобы сохранилось соотношение частей, характеризующее целостность объекта.

Или почувствовал человек аромат алой розы, рассмотрел шипы, запомнил облик предмета. И теперь, если он увидит розу на картинке, то он узнает, какой именно этот цветок, даже если она будет другого цвета, и он не сможет ощутить её запах.

Взглянем подробнее на работу одного из самых мощных чувств — зрения.

Способность человека видеть своё лицо в зеркале — результат последовательности множества мгновенных событий, свет отражается от лица, а затем от зеркала, и затем попадает в глаза, которые воспринимают и преобразуют энергию света в нервные импульсы, которые мозг обрабатывает и превращает в то, что человек по итогу видит — своё лицо.

Мозг мгновенно анализирует ситуацию, и, благодаря предшествующему созданию образа, произошедшему благодаря совокупности психических познавательных процессов, человек узнает, что это — именно он в отражении.

Таким образом, ощущение сиюминутно и раскрывает нам лишь одну часть объекта, тогда как восприятие передает в мозг целостную информацию, складывающуюся из множества ощущений.

Предполагается, что познавательные процессы дают достаточно объективную информацию и сведения. Однако, чем дальше наука их изучает, тем больше убеждается в том, что мы видим то, что хотим увидеть, замечаем то, что соответствует нашему прошлому опыту, и игнорируем то, что ему не соответствует.

Каждый человек уникален, и воспринимает мир по-разному. Психология восприятия — инструмент, позволяющий расширить горизонты познания о личностных особенностях человека.

Пример того, как ощущение и восприятие связаны, но не являются одним и тем же:

Наша интересная группа :

В чем разница между восприятием и ощущением

Разница между ощущением и восприятием

От рождения нам дано познавать мир всеми доступными способами. Психология разделила этот естественный процесс на «ощущение» и «восприятие». Данные понятие имеют разительные отличия, но и одновременно связаны между собой. В тандеме они способствуют чувственному пониманию мира.

Восприятие как способ отражения реальности

Восприятие представляет собой психически сложное действие, результатом которого становится целостное отражение объектов и явлений окружающего мира через их непосредственное воздействие на органы чувств человека.

К основным свойствам данной категории относятся:

  • Целостность, выражающаяся в мысленном достраивании образа. Человек обрабатывает полученную информацию, детали, получая при этом общую картину. Синтез основывается на способности интегрировать отдельные элементы, связывать их.
  • Предметность, выражающаяся в том, что мир отражается посредством взаимосвязанных объектов, имеющих свои причины.
  • Осмысленность, проявляющаяся в связи с мышлением. Акт провоцирует отражение сущности предмета.
  • Избирательность, связанная с таким понятием как внимание. Человек избирательно выделяет ряд объектов на фоне остальных.
  • Отнесенность к категориям связана с обобщенностью психологического действия. Предмет наделяется определёнными характеристиками и обозначается «понятием». Далее предмет указывается, то есть происходит его опознание.
  • Постоянность, то есть созерцание объекта независимо от поменявшегося положения.
  • Воздействие прошлого опыта. Деятельность и индивидуальные особенности человека накладывают отпечаток. Может быть устойчивая апперцепция, которая выражается во взаимосвязи акта от уровня образования и отношения к миру, временная – возникает спонтанно, зависит от ситуации (эмоциональный фон, мотивация).

Ощущение – процесс отражения отдельно взятых элементов

Ощущение считается простейшим физическим процессом, проявляющимся в отражении конкретных свойств в момент их непосредственного воздействия.

Существует 3 типа:

  1. Интероцептивный.
  2. Проприцептивный.
  3. Эксгерорецептивный.

Первый передает сигналы о внутреннем состоянии организма (сердце, желудок и т. д). Считается древнейшей группой. Второй тип ответственен за регуляцию человека в пространстве посредством его движений. Третий связан с внешним миром, получением информации извне.

Ощущение – первоначальный опыт, полученный с помощью органов чувств, то есть при их раздражении происходит психический акт. Но этим не ограничивается, так как происходит не только сенсорная стимуляция. Раздражение органов чувств провоцирует ответную реакцию с учетом мировоззрения, опыта и накопленных знаний.

Общее между «восприятием» и «ощущением»

Ощущение первично, с него начинается познание. Именно оно является источником сведений о мире и самом себе. Оно возникает вследствие реакции на раздражители, но исключается пассивность деятельности. Восприятие сложнее, строится на целостности, но базируется на более простом психическом акте. Существует два первостепенных сходства между понятиями:

  1. Обе категории относятся к познавательным психическим процессам, посредством которых происходит отражение окружающего мира.
  2. Возникают исключительно после влияния раздражителя.

От рождения человек способен ощущать, так как обладает развитой нервной системой.

А восприятие доступно лишь людям и высшим животным, на протяжении жизни оно совершенствуется, так как приобретается опыт, знания и так далее. Ощущения внутри, соотносятся с переживаниями.

Восприятие хоть и строится по принципу объективации, но взаимосвязано с реакциями, полученными с помощью первичного осмысления. Оба понятия ответственны за чувственное познание.

Сравнительная характеристика

Отечественная психология рассматривает восприятие как деятельность, строящуюся с использованием памяти, мышления. Благодаря этим процессам строится полноценный образ. Ощущение кратковременно, не носит обобщенный характер. Отмечаются следующие различия:

  • Ощущение строится на отражении отдельных свойств объекта, а восприятие целостно и обобщенно.
  • На базе впечатлений появляется размытое чувство, а посредством восприятия возникает ясный образ. Понимание состоит из множества ощущений, но никогда не станет просто их суммой, так как происходит достраивание образа с помощью воображения.
  • Ощущения связаны с конкретной сенсорной системой, а восприятие комплексно в этом плане.

Восприятию свойственно отражать совокупность свойств в отличие от ощущений. Оно связано с субъективной оценкой, наложением миропонимания.

Простое чувствование находится внутри человека и не выходят за его пределы, масштабный же психологический акт не имеет строгой локализации.

Основным отличием между двумя понятиями является их конечный результат.

Итогом ощущения становится обособленное чувство (ощущение кислого или сладкого, громкости и так далее). У восприятия в итоге образуется комплексная картина, где все элементы взаимосвязаны.

Чтобы это произошло, иногда требуется встречно активизироваться в сторону предмета, исследовать его или уточнить.

Простой акт этого не требует, оно примитивным образом возникает и так же пропадает, в то время как более сложный характеризуется отсутствием спонтанности, наличием длительности и остаточного впечатления.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.