Разница между опытом и экспериментом

Чем психологический опыт отличается от эксперимента?

Разница между опытом и экспериментом

Основные задачи психологии решаются при помощи надежных методов познания.

Наиболее популярные из них: наблюдение, опыт и эксперимент.

Каждый метод познания имеет свои особенности.

Об основных методах исследования в психологии вы можете узнать из нашей статьи.

Понятия с примерами

Каждый метод имеет свои положительные и отрицательные особенности, которые должен учитывать специалист при проведении исследования.

Эксперимент

Эксперимент — это научный метод, при котором изучаемые объекты искусственным образом погружаются в определённую среду.

Их поведение контролируется специалистом, проводящим исследование.

Основная задача эксперимента — проверить имеющуюся теорию и выявить новые факты, которые позволят получить необходимые знания.

Эксперимент является одним из самых популярных методов познания в психологии, но при этом целесообразность его применения вызывает немало споров.

Существуют следующие виды эксперимента:

  1. Лабораторный. Проводится в специально созданных условиях.
  2. Естественный. Происходит в естественной среде обитания объектов изучения.
  3. Психолого-педагогический. Направлен на выработку у определенной группы людей полезных навыков.
  4. Пилотажный. Проводится непосредственно перед основным исследованием.

Психологический эксперимент менее информативен, чем аналогичные исследования в других областях науки. Это объясняется сложностью и многогранностью человеческой психики, которую не всегда можно оценить объективно.

Одни и те же эксперименты в одной группе людей могут давать совершенно разные результаты в зависимости от эмоционального состояния испытуемых, влияния внешних факторов на них, индивидуальности самого исследователя.

Часто получаемые данные позволяют определить не характерные качества самой личности, а выраженность реакции этой личности на конкретный эксперимент.

Психика человека спонтанна, непостоянна и уникальна. Она является крайне сложным объектом изучения.

Тем не менее эксперимент пользуется популярностью у исследователей несмотря на все свои недочеты.

Психологи применяют метод для проверки своих гипотез, поскольку он позволяет получить конкретную информацию в установленный промежуток времени.

Пример:

Преподаватель в университете желает выявить, как влияет уровень освещения в аудитории на уровень восприятия информации студентами. С этой целью он проводит эксперимент, состоящий из двух этапов.

В один день лекция в аудитории зачитывается при завешенных окнах и минимальном искусственном освещении. Во второй день студенты слушают лекцию при ярко включенном свете и полностью открытых окнах.

После каждой лекции преподаватель проводит проверочную работу, содержащую вопросы по рассмотренной теме.

По результатам общей успеваемости группы испытуемых в обоих случаях можно делать выводы о том, насколько уровень освещения влияет на внимание и усидчивость аудитории.

Наблюдение

Наблюдение — научный метод, при помощи которого можно изучать объект исследования путем фиксации его поведения.

В результате такого наблюдения выявляется информация об основных свойствах объекта.

Предметом исследования выступают вербальные (содержание и интенсивность речи, тембр голоса и др.), невербальные (мимика, жесты и т.д.) особенности поведения.

Также наблюдатель обращает внимание на двигательную активность людей — перемещение в пространстве, соблюдение дистанции, физические контакты с окружающими (касания, объятия, толчки и т.д.).

Соответственно, он проводит свое исследование путем фиксации конкретного поведения, которое можно оценить со стороны.

Поскольку с точки зрения психологии именно поведение человека является отражением его личности, по результатам наблюдения можно делать выводы о психологических свойствах объекта.

Основные преимущества данного метода: минимальный уровень вмешательства в естественную для объекта ситуацию, отсутствие у психолога потребности в специальных инструментах или оборудовании.

Подобный метод может применяться в любом месте и в любое время. Спонтанность выгодно отличает его от эксперимента, который требует тщательной подготовки.

Проводить наблюдение может любой человек, а не только профессиональный психолог.

Данный метод не требует специальных знаний и умений.

В повседневной жизни люди нередко осуществляют наблюдение за окружающими, выявляя характерные особенности их личности.

Наблюдение незаменимо в ситуации, когда специалист желает получить максимально достоверную информацию об объекте. Невмешательство в естественный процесс взаимодействия объекта со средой сводит к минимуму риск получения субъективных данных.

Ключевые особенности метода:

  1. Связь между исследователем и объектом. Если человек наверняка знает или предполагает, что за ним наблюдают, то его поведение от этого значительно меняется.
  2. Эмоциональная окраска ситуации. Наблюдатель может интерпретировать действия объекта под влиянием собственного мнения о нем.

    Например, если индивид вызывает неприятные эмоции, то его поведение будет рассматриваться в негативном ключе.

  3. Проблемы с повторением исследования. Нередко повторное наблюдение за объектом провести невозможно.

Пример:

В группе детского сада происходит распределение детей по дополнительным занятиям.

Педагогу важно выявить склонности каждого ребенка.

Это позволит определить подходящий для малыша вид деятельности, который будет вызывать у него положительные эмоции и способствовать развитию умений.

В процессе наблюдения воспитатель определяет, что одни дети часто выбирают подвижные игры с мячом и скакалкой, другие предпочитают посидеть за настольными играми, а третьи больше всего любят рисовать и лепить.

По результатам наблюдения детям из первой группы предлагают заняться плаванием или танцами, из второй — шахматами, из третьей — рисованием или рукоделием.

Опыт

Опыт — это научный метод, при котором моделируется изучаемое явление, создаются особые условия.

Опыт помогает подтвердить или опровергнуть имеющееся ранее предположение, которое было выдвинуто на основе проведенного наблюдения.

В процессе иногда возникает новое наблюдение, которое будет нуждаться в дальнейшей проверке. Соответственно, вначале выдвигается гипотеза, потом она подтверждается или опровергается опытом.

Понятие обычно применяется в точных научных дисциплинах — физике, химии и т.д.

В психологии под опытом часто понимают эксперимент, объединяя эти два метода.

Оба они направлены на исследование объекта в управляемых условиях с целью уточнения имеющихся предположений. Но некоторое различие между ними все же есть.

Эксперимент проводится впервые с целью подтверждения гипотезы. Опыт же выполняется исследователем, когда он располагает некоторыми данными, нуждающимися в уточнении.

Эксперимент преследует конечную цель, которая точно определяется исследователем.

Опыт может проводиться более спонтанно, когда перед учеными стоит задача, предполагающая различные варианты решения.

Пример:

Исследователи ставят опыт над группой людей с целью выявления закономерностей формирования определенных страхов. Группе испытуемых на большом экране демонстрируются изображения различных животных, которые не вызывают у них неприятных ассоциаций.

Каждый раз, когда на экране появляется изображение собаки, в помещении гаснет свет и раздаются неприятные, оглушающие звуки. По мере повторения демонстрации изображения собаки громкость и интенсивность неприятного звукового воздействия возрастает.

По завершении эксперимента оцениваются реакции испытуемых на изображение собаки, которое появляется на экране уже без выключения света и неприятных звуков.

Проведение опытов над людьми сопряжено с множеством споров, поскольку этичность подобного метода исследования вызывает сомнения.

В чем сходство?

Все три метода познания обеспечивают практическое применение имеющихся психологических знаний и приращение новых знаний в результате исследований.

Все они направлены на получение специалистом информации об изучаемом объекте.

При помощи методов решаются следующие задачи:

  • изучение особенностей психических процессов;
  • анализ психических явлений;
  • выявление влияния внешних факторов на работу психики;
  • изучение физиологических механизмов, которые управляют сознанием людей.

Исследования, осуществляемые при помощи данных методов, позволяют получить теоретические знания о свойствах, закономерностях, особенностях функционирования человеческой психики.

Добытые теоретические знания в дальнейшем применяются на практике в сфере межличностных отношений и трудовой деятельности, а также помогают формировать ключевые методики воспитания, образования.

В чем отличие?

Чем отличается опыт от эксперимента и наблюдения? Поскольку понятия эксперимента и опыта в психологии практически тождественны, то следует рассматривать их отличие от метода наблюдения.

Экспериментатор стремится подтвердить гипотезу, которую он выдвинул изначально. Он действует целенаправленно, активно вмешиваясь в ход событий и руководя ими.

Наблюдатель не делает никаких предположений, поскольку стремится получить новые знания при помощи оценки поведения объекта. Он часто действует спонтанно, никак не вмешиваясь в ситуацию.

Эксперимент или опыт проводятся обычно в искусственно созданной среде с применением специальных инструментов и оборудования. Наблюдение осуществляется в условиях, максимально приближенных к естественным, и не требует дополнительных приспособлений.

Эксперимент или опыт нацелены на выявление психических свойств объектов, которые невозможно определить внешне.

Наблюдение оценивает фактические действия людей, по которым можно судить об особенностях их психики.

Таким образом, данные методы позволяют получить информацию об объектах изучения и нарастить общие психологические знания.

Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки, которые следует учитывать при проведении исследования.

Наша интересная группа :

Что это – квазиэксперимент?

Разница между опытом и экспериментом

Эксперимент – это важная часть исследования, в ходе которой какое-либо явление рассматривается в условиях, контролируемых исследователем.

Этот термин широко известен, так как применяется в самых разных науках (преимущественно в естественных). Однако термин «квазиэкперимент» знаком далеко не всем.

Что это такое и каковы особенности этого вида экспериментов? Попытаемся разобрать в статье.

Кто автор термина?

Это слово введено в научный оборот Д. Кэмпбеллом, американским психологом, философом и социологом. Впервые он использовал его в своей книге «Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследования».

В ней он описывает основные проблемы, связанные со сбором качественного и количественного знания, основные модели исследований (именно здесь он использует термин «квазиэксперимент»), а также некоторые прикладные проблемы социальных наук.

Понятие введено с целью разрешить проблемы, стоявшие перед психологами, которые стремились изучать различные проблемы не в строгих лабораторных условиях, а в реальности.

Квазиэксперимент – это что?

Это слово употребляют обычно в двух значениях. В широком смысле квазиэксперимент – это общие способы планирования исследования в психологии, предполагающие сбор эмпирических данных, однако не все ключевые этапы исследования. В узком же смысле это эксперимент, который направлен на то, чтобы подтвердить некую гипотезу.

При этом в силу различных обстоятельств исследователь недостаточно контролирует условия его проведения. Возможно поэтому квазиэксперимент иногда не считают полноценным исследованием, результатам которого можно доверять и оперировать.

Однако это совершенно несправедливо (хотя нельзя отрицать, что некоторые исследования, использующие данный метод, действительно проводились недобросовестно).

Существует действительно важное различие между экспериментом и квазиэкспериментом в психологии (этот термин употребляют преимущественно в этой научной сфере). Обычно он проходит так: ученый не оказывает непосредственного воздействия на исследуемых лиц, как это должно проводиться в настоящем эксперименте.

Например, если психолог хочет изучить техники заучивания стихов наизусть в детском саду, то в случае с квазиэкспериментом он не будет разбивать детей на группы, а станет изучать уже сложившиеся группы в коллективе, которые по-разному учат стихи. Поэтому этот процесс также называют иначе – эксперимент со смешанным планированием.

Кроме того, существует еще одно название – эксперимент ex-post-facto, поскольку данные собираются и анализируются уже после того, как произошло некое событие.

Так могут изучать самые разные группы людей: жертв насилия или катастрофы, учеников в школе, приемных детей или разлученных близнецов – то есть группы, которые искусственно создать невозможно.

В эксперименте психолог непременно разобьет детей на новые группы и будет полностью контролировать процесс изучения. Таким образом, и в том, и в другом случае исследователь придет к выводам, но в случае с квазиэкспериментом в психологии есть определенный риск, что эти результаты будут носить более поверхностный и, возможно, спекулятивный, зависящий от позиции психолога, характер.

Существует всего три вида квазиэксперимента:

  1. Случай, когда исследователь не уравнивает исследуемые группы.
  2. Нет контролирующей группы, обязательной для эксперимента.
  3. Воздействие на испытуемого реально, а не создано искусственно.

Зачем их проводят?

Не следует думать, что квазиэксперименты – это удел кабинетных ученых, которые не решаются вмешиваться в окружающую действительность.

Дело в том, что многие эксперименты попросту невозможно выстроить в лабораторных условиях, а ведь только там возможна ситуация полного контролирования.

Соответственно, ученые вынуждены работать в полевых условиях с реальными ситуациями, где возможность контроля значительно снижается, а подчас и вовсе невозможна.

К тому же важно провести так называемый слепой или замаскированный эксперимент, который тоже нередко можно приравнять к квазиэксперименту. Его участники не должны знать о том, что их изучают. В этом случае исчезает эффект ожидания какого-либо результата у испытуемых.

Например, если существуют два класса, в одном из которых учеников ведут по обычной программе обучения, а в другом классе проводится экспериментальная программа, важно, чтобы дети не были в курсе этого, иначе результаты могут значительно отличаться от ситуации квазиэксперимента.

Это может проявляться по-разному, скажем, ученики, к которым применяют новую программу, могут стараться очень сильно.

Кроме того, существуют зависимости, которыми невозможно управлять. К примеру, если исследователь рассматривает, как новый закон повлиял на жизнь конкретного общества едва ли он сможет контролировать ситуацию полностью.

Общая логика метода

В целом квазиэксперимент по своей логике (да и специфике) не отличается от обычного эксперимента. Точно так же выделяются этапы, область применения, анализируются результаты. Таким образом, основную особенность квазиэксперимента составляет то, что исследователь не контролирует процесс полностью, ибо возможности его ограничены.

Однако это совсем не значит, что это некачественный метод исследования различных психологических особенностей человека. В принципе, любой реальный эксперимент, который проводится не в лабораторных условиях, в большой степени можно считать квазиэкспериментом.

8 мысленных экспериментов

Разница между опытом и экспериментом

Вы любите эксперименты? Наверное, как люди любознательные и охочие до новых знаний, скорее всего, да.

А знаете ли вы, что эксперименты бывают не только реальные, проводящиеся в специальных учреждениях или полевых условиях, с реальными людьми и использованием специализированных материалов, а ещё и мысленные? Честно говоря, мы и сами столкнулись с ними не так давно, и практически сразу же решили поделиться с вами новой информацией.

Что такое мысленный эксперимент?

Мысленным экспериментом в философии, физике и ряде других наук называется форма познавательной деятельности, где какая-либо ситуация моделируется не в привычном для каждого из нас виде реального эксперимента, а в воображении. Данное понятие впервые было введено в употребление австрийским философом-позитивистом, механиком и физиком Эрнстом Махом.

На сегодняшний день термин «мысленный эксперимент» активно употребляется различными учёными, предпринимателями, политиками и специалистами в различных областях по всему миру. Кто-то из них предпочитает проводить свои собственные мысленные эксперименты, а кто-то приводит всевозможные их примеры, с лучшими образцами которых мы и хотим вас познакомить.

Самые интересные мысленные эксперименты

Как и стало понятно из названия, всего мы рассмотрим восемь экспериментов.

1

Представьте себе ожившего мертвеца. Но не зловещего, а такого скромного, безобидного, похожего на обычного человека. Единственное, что отличает его от людей, это то, что он не может ничего чувствовать, не обладает осознанным опытом, однако в состоянии повторять за людьми их действия и реакции, к примеру, если его обжечь огнём, он искусно сымитирует боль.

Если бы такой зомби существовал, это пошло бы вразрез с теорией физикализма, где восприятие человека обусловлено только процессами физического плана.

Философский зомби также никак не соотносится и с бихевиористскими воззрениями, согласно которым любые проявления, желания и сознание человека сведены к поведенческим факторами, а такого зомби невозможно отличить от обычного человека.

Данный эксперимент частично касается также и проблемы искусственного разума, ведь на месте зомби может быть и пресловутый андроид, способный копировать человеческие повадки.

2

Второй эксперимент касается квантовой механики, но здесь меняется позиция восприятия — с позиции очевидца на позицию участника.

Взять для примера кота Шредингера, стреляющего себе в голову из ружья с механизмом, работающем на распаде радиоактивного атома. Ружьё может дать осечку в 50% случаев.

Когда нажимается курок, происходит столкновение двух квантовых теорий: «копенгагенской» и многомировой.

По первой, кот не сможет быть в двух состояниях одновременно, т.е. он будет либо жив, либо мёртв. Но согласно второй, любая новая попытка выстрела как бы разделяет вселенную на две альтернативы: в первой кот жив, во второй – мёртв. Однако альтер-эго кота, оставшееся жить, так и останется в неведении о своей кончине в параллельной реальности.

Автор эксперимента, профессор Макс Тегмарк, склоняется к теории мультивселенной. Но большая часть специалистов в области квантовой механики, которые были опрошены Тегмарком, доверяет «копенгагенской» квантовой теории.

3

Миллионер ставит перед участником эксперимента ёмкость с ядом, который не убивает человека, но заставляет его ужасно страдать и испытывать муки на протяжении суток.

Миллионер предлагает герою выпить яд завтра днём, а в случае согласия герой получит миллион долларов ещё раньше – завтра утром.

Получается, что принимать яд человек не обязан, ведь разбогатеет он до того как наступит время принятия яда.

Рассуждая с точки зрения здравого смысла, следует согласиться на предложение, получить деньги, но яд не пить. Но здесь вступает в силу парадокс: как вообще человек собираться что-либо совершить (деньги-то платятся именно за намерение выпить яд), не собираясь этого совершать? Отсюда вывод: быть честным, но не выпить яд – не получится.

4

Эксперимент должен навести на мысли о разнице между реальным опытом и знаниями о нём.

Вообразите чёрно-белую комнату, в которой сидит за чёрно-белым монитором девушка Мария. Она является специалистом по нейрофизиологии зрения. Ни разу она не видела цвета, но знает всё о том, как человек на него реагирует: что испытывает при виде красной розы или синего неба и т.д. Вопрос: может ли узнать Мария что-либо новое, увидев цвет сама?

Здесь опровергается знание физикалистов, которые считают, что знанием является только знание о фактах физических. Но и некоторые философы склонны считать, что личное «цветовое» переживание не поразит Марию. Даже если пошутить над девушкой, дав ей вместо обычного банана синий, теоретическая база Марии поможет ей отреагировать верным образом.

5

Британским философом Джоном Харрисом была придумана довольно жестокая головоломка. Нужно представить мир, в котором прекрасно осуществляются операции по пересадке органов, а этика общества такова, что убить человека и дать ему умереть является одним и тем же.

В итоге, человечество даёт согласие на участие в «лотерее на выживание»: если один человек оказывается при смерти, в случайном порядке выбирается тот, кто пожертвует жизнь, чтобы его спасти.

Донор может избавить от смерти нескольких человек, а значит, жертва статистически является оправданной.

Казалось бы, всё по справедливости, однако в таком мире жить хочется не особо. Но всё же появляется повод подумать о том, оправдано ли самопожертвование, и какова грань между убийством и невмешательством. Но здесь есть и ещё кое-что: человек может многими способами довести себя до предела, но виноват ли он в этом, и насколько осознан он был в течение жизни?

6

Прекрасный эксперимент на тему социальной справедливости.

Пример: всё, что касается социальной организации, доверено определённой группе людей. Чтобы та концепция, которую они придумали, была максимально объективной, эти люди были лишены знаний о своём статусе в обществе, принадлежности к классам, коэффициенте интеллекта и других личных качествах, которые могут гарантировать конкурентное превосходство – это всё и есть «занавес неведения».

Вопрос состоит в том, какую концепцию организации общества выберут люди, будучи неспособными к учёту своих собственных личных интересов?

7

Человек, который не знает китайского языка, находится в комнате с корзинами, наполненными иероглифами.

В его распоряжении подробное пособие на родном языке, объясняющее законы сочетания необычных знаков. Понимать значение всех иероглифов не нужно, т.к. применяются только правила начертания.

Но в процессе работы с иероглифами можно создать текст, ничем не отличающийся от письменной речи жителя Китая.

За дверью комнаты стоят люди, передающие затворнику карточки с вопросами на китайском языке. Наш герой, учитывая правила из учебника, отвечает на них – его ответы для него смысла не имеют, однако для китайцев вполне логичны.

Если представить героя в качестве компьютера, учебник – в качестве информационной базы, а послания людей – в качестве вопросов компьютеру и ответов на них, эксперимент покажет ограничения возможностей компьютера и его неспособность к тому, чтобы овладеть мышлением человека в процессе простого реагирования на исходные условия посредством запрограммированного способа.

Помимо этого, эксперимент рекомендует отказаться от механического подхода к образованию, т.к. даже отработанный навык решения какой-либо задачи ещё не является показателем того, что обучающийся понимает смысл производимых действий.

8

Исходя из этого эксперимента, абстрактная обезьяна, если будет в хаотичном порядке бить по клавишам печатного механизма в течение вечности, в один из моментов сможет напечатать любой текст, заданный изначально, например, «Гамлета» Шекспира.

По воплощению этого эксперимента в жизнь даже были предприняты попытки: преподаватели и студенты Плимутского университета собрали две тысячи долларов, чтобы выдать шести макакам в зоопарке компьютер.

Прошёл месяц, но «испытуемые» так и не достигли успеха – их литературные наследие содержит всего пять страниц, где преобладает буква «S». Компьютер же был практически полностью уничтожен.

Но сами экспериментаторы сказали, что извлекли из своего проекта много полезного.

Вы можете придумать и какие-то свои необычные мысленные эксперименты – для этого нужно лишь включить голову и пошевелить мозгами.

А не задумывались ли вы, кстати говоря, о том, что многие из нас практически каждый мысленно проводят всевозможные эксперименты с участием, например, себя, кого-то из близких или даже домашних животных? В следующий раз, представляя какую-нибудь ситуацию, запишите на бумаге или вообще опубликуйте – быть может, ваши идеи получат неплохое развитие.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.