Разница между очерком и рассказом

Чем новелла отличается от рассказа?

Разница между очерком и рассказом

Зарубежные критики не находят никакой разницы между такими литературными понятиями, как рассказ и новелла. На Западе эти термины называют синонимами. Однако в России новелла и рассказ считаются самостоятельными жанрами, которые обладают особыми чертами. Прежде чем определить разницу между новеллой и рассказом, следует подробно рассмотреть каждое из этих литературных явлений.

Что такое рассказ?

Рассказ, как жанр литературы, берет свое начало из далеких времен, где его прародителями стали произведения фольклора: сказки, притчи, истории, передаваемые из уст в уста. Затем, изменяясь с течением времени и наравне с другими прозаическими жанрами проходя определенные исторические этапы, рассказ стал формироваться как короткое произведение о событии из жизни одного человека.

В наши дни рассказ представляет собой повествовательный литературный жанр, для которого характерны краткость, богатство художественного изображения, глубокий психологизм, краткосрочность описываемого события.

Сюжет рассказа сосредоточен на одном важном и интересном эпизоде из жизни главного героя.

Свое личное отношение и главный замысел автор, как правило, показывает через подробное и выразительное описание внешности и характера главных действующих лиц и самого героя, их мыслей и душевных терзаний.

Повествование обычно ведется от первого лица. Рассказчиком может выступить как сам автор, так и один из героев произведения.

Что такое новелла?

Новелла, как литературный жанр, возникла в эпоху Возрождения после написания книги «Декамерон» Джованни Боккаччо. Тогда главными чертами новеллы считались: наличие в сюжете острого конфликта, неожиданных поворотов, нарушивших мирное течение жизни главного героя.

С течением времени жанр новелла менялся, приобретая новые черты. Так новеллы эпохи Романтизма, написанные Эдгаром Алланом По, Новалисом и Гофманом, имели фантастическое, мистическое, сказочное содержание. Позднее под влиянием Ги де Мопассана и Проспера Мериме новелла стала считаться исключительно реалистическим жанром.

В России новелла, как литературный жанр, смогла сформироваться благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Первыми русскими новеллами считается его произведение «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Хотя в названии указано слово «повести», литературоведы и критики все же убеждены в том, что «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» относятся именно к новеллам.

Позднее жанр новелла впитал в себя многое из физиологического очерка. Так новелла стала очерком-новеллой. Николай Васильевич Гоголь написал прекрасные очерки-новеллы, такие как «Нос», «Шинель» и другие, которые по своему содержанию были далеки от новеллы в классическом понимании.

Лишь в 20 веке в жанр новелла вдохнули новую жизнь. Знаковыми произведениями этого времени считаются новеллы Сигизмунда Кржижановского и Александра Грина.

В наши дни новелла является прозаическим литературным жанром, для которого характерны: малый объем, нейтральный стиль изображения, остросюжетность, неожиданная концовка. Внимание автора сосредоточено не на душевных переживаниях героев, а на происходящих в произведении событиях.

Его цель – показать ситуацию объективно, не выражая своего личного отношения, достичь максимального накала страстей и привести к непредсказуемому концу. Новелла имеет лишь одну сюжетную линию, любые отклонения от основного действия недопустимы. Количество действующих лиц также ограничено.

Появление новых героев, либо упоминание о них допускается лишь при том условии, что сцены с их участием усилят общую динамику сюжета.

Итак, подробно рассмотрев жанры рассказа и новеллы, можно выделить их общие и отличительные черты.

Общие черты новеллы и рассказа

  • Прежде всего, новелла и рассказ относятся к эпическим повествовательным жанрам.
  • Произведения обоих жанров должны иметь малый объем и быть изложены предельно кратко. Хотя иногда объем рассказ может достигать нескольких десятков страниц.
  • Сюжеты новеллы и рассказа ограничены определенными временными рамками.
  • Сюжеты новеллы и рассказа имеют четкую структуру, главными элементами которой являются кульминация и развязка.
  • Сюжеты произведений новеллы и рассказа освещают одно определенное событие из жизни главного героя.

Главные отличия новеллы от рассказа

  1. В рассказе события описываются с большей художественной выразительностью, чем в новелле.
  2. Автор рассказа свободно показывает свое личное отношение к происходящему в произведении, главным действующим лицам, их мыслям и поступкам. Для автора новеллы такое недопустимо.

    черта новеллы – это отсутствие всякой авторской оценки.

  3. В рассказе автор стремится показать внутренне развитее главного героя, мотивы его поступков. Для новеллы же главным являются динамика сюжета и острота конфликта. Новелла изображает событие, не анализируя психологию персонажей.

  4. Острота конфликта в новелле выражена сильнее, чем в рассказе.
  5. Очень часто рассказ несет в себе скрытый подтекст. В новелле не допускаются никакие другие трактовки основного сюжета.
  6. В рассказе допускается наличие нескольких сюжетных линий. В новелле присутствует лишь одна сюжетная линия.

Хотя в русском литературоведении новеллу и выделяют как самостоятельный литературный жанр, российские писатели редко к нему обращаются, отдавая предпочтение рассказу.

Многие российские критики единодушны с западными коллегами в том, что новелла и рассказ настолько близки, и их отличия не так значительны, чтобы считать новеллу самостоятельным жанром. Они приравнивают новеллу к рассказу, либо считают новеллу одним из разновидностей рассказа.

Разница между очерком и рассказом

Разница между очерком и рассказом

Литературные жанры, несмотря на обилие характеризующих черт, не имеют строго и четко указанных границ. Творческий процесс даже эти пунктирные линии то игнорирует, а то и самоуверенно стирает. Иной раз определить, чем отличается очерк от рассказа или эссе, практически невозможно: Тургенев свои «Записки охотника» написал больше века назад, а литературоведы до сих пор спорят о жанре.

статьи

Рассказ – жанр малой повествовательной прозы, характеризуемый небольшим объемом, ограниченным количеством персонажей и единственной сюжетной линией. Имеет, как правило, строгую композицию.

Литературный очерк считается подвидом рассказа и часто противопоставляется новелле. Характеризуется отсутствием острого конфликта и масштабной описательностью, а также широким спектром используемых изобразительных художественных средств.

С развитием периодической печати появился очерк, называемый газетным. Когда журналы стали трибуной для обсуждения социально-политических вопросов, именно в этой точке смешались художественные и публицистические жанры. Отличие очерка от рассказа в таком контексте проявляется особенно ярко.

Сравнение

Очерк всегда характеризуется наличием четкого, выраженного авторского отношения к затронутой проблеме или героям. В рассказе же автор подчеркнуто нейтрален, а его личное мнение отражено в деталях посредством выбранных художественных средств.

Рассказ как жанр оставляет за автором право на художественный вымысел, даже если в основу сюжета ложится реальная история. Литературный очерк более документален, его персонажи взаимодействуют с писателем в жизни.

Очерк публицистический подразумевает минимум отступлений от фактического материала. Новеллист может пересказывать события со слов третьего лица, очеркист же говорит только о том (или о тех), чему был свидетелем лично.

Композиция и художественного, и публицистического очерков может быть свободной в той мере, в какой позволяет это идея автора. Рассказ же имеет четкую структуру в соответствии с одним из типов. Так, О.

 Генри в новеллах предпочитал шарнирную (по классификации Веллера), когда определяющее кульминацию событие из текста изымается и раскрывается лишь в финале. Любой очерк носит больше повествовательно-описательный характер, тогда как в рассказе обязательно наличие динамичного сюжета.

Художественный очерк может такового вообще не иметь: подобным образом, к примеру, выстраиваются бытописания и нравописания.

Рассказ может охватывать значительный временной период, произвольно прерывать его, включать описания прошлых событий. Для очерка характерно сосредоточение внимания на небольшом временном отрезке. Место действия в рассказе может быть условным или постоянно меняться, следуя сюжету, очерк же локально ограничен.

Некоторые исследователи в процессе определения, в чем разница между очерком и рассказом, ошибочно наделяют образы первого конкретикой, второго – типизацией. Это мнение основано на отношениях жанра с документальной базой. На самом деле типичны как раз образы художественного очерка – в ином случае повествование было бы совершенно не интересным читателю.

В рассказе авторская ставка делается на выраженный конфликт и психологизм, а перегружать сюжет деталями, справками, размышлениями и отступлениями недопустимо. Очерк позволяет писателю в этом отношении разгуляться; публицистический (в зависимости от заявленной темы) содержит элементы масштабного исследования, включает справочную и статистическую информацию, отвечает на вопросы.

Градация литературных жанров весьма условна, и потому разбираться в отличиях очерка и рассказа гораздо приятнее, их читая. Возьмите «Вечер был…» Галины Щербаковой и «Долг» Инны Руденко, «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова и «Голос большого города» О. Генри – и никаких потемок теории.

Таблица

ОчеркРассказ
Жанр на стыке художественной литературы и публицистикиЖанр художественной литературы
Основывается на фактическом материале, во многом документаленДопускает художественный вымысел
Выраженное авторское отношение к явлению, проблеме или персонажамНейтральная авторская позиция
Свободная композицияЧеткая структура
Отсутствие динамично развивающегося сюжетаОстрый конфликт, завершенная сюжетная линия
Действие локализовано, описывается короткий временной отрезокСпособен охватывать значительный временной период, действие может переноситься
Может содержать справочную и статистическую информацию, большое количество деталейДетализация реализуется на уровне художественного метода

м

Как отличается рассказ от очерка. Очерк и его особенности

Разница между очерком и рассказом

В литературе насчитывается более полусотни различных жанров, очерк является одним из самых интересных из них. Это сочинение вобрало в себя немного от художественной литературы, немного от публицистики. Школьники и студенты по незнанию пишут обычные статьи описательного характера, но это неправильно.

Очерк – это нечто большее, в нем проскальзывает мысль автора, есть правдивая информация, факты, раздумья над решением проблемы. Чтобы написать такую статью, в некоторых случаях необходимо провести журналистское расследование. Для того и нужен пример очерка, чтобы было понятно, как оформлять сочинение и какие именно мысли излагать на бумаге.

Подобные произведения встречаются у многих именитых писателей.

Что такое очерк

Первое знакомство с таким литературным жанром происходит на уроках русского языка, а вот все его виды и подвиды более детально изучаются уже журналистами и филологами.

Чтобы правильно написать сочинение, следует разобраться в его сути. Очерк – это небольшого размера описывающее правдивые происшествия, события, конкретного человека.

Временные рамки здесь не соблюдаются, писать можно о том, что было тысячи лет тому назад и что случилось только что.

Перед тем как писать очерк, необходимо собрать все факты, поскольку они являются основой сочинения. Происшествия и действия, о которых повествует очевидец, должны быть важными для общества, затрагивать серьезные социологические вопросы. Статья пишется в описательном стиле, субъективная оценка и собственные домыслы автора в ней исключаются.

Основные компоненты очерка

Сочинение такого жанра должно содержать три главные составляющие: публицистический, социологический и образный аспект. Автор в обязательном порядке должен затронуть социально важные вопросы.

Это может быть очерк на тему подростковой преступности, алкоголизма и наркомании конкретного народа, загрязнения окружающей среды, заболевания СПИДом, раком, туберкулезом и другими опасными для общества болезнями. Писатель должен взять за основу факты, опираться на статистику.

Например, это могут быть данные по численности больных людей в конкретном регионе, стране или во всем мире, по количеству выброса в атмосферу опасных веществ и т.д. При этом произведение нельзя засорять лишь цифрами, иначе оно получится сухим, слишком официальным и не затронет чувств читателей.

Публицистика в сочинении тоже очень важна, поскольку автор выступает в качестве журналиста, проводит личное расследование. Пример очерка можно найти во многих развлекательных журналах, газетах. Чтобы получить достоверные данные, иногда приходится немало времени посвятить сбору информации.

Для этого нужно посетить библиотеку, поискать факты на официальных сайтах предприятий или государственных учреждений, пообщаться с конкретными людьми, побывать в описываемых местах, ведь нельзя расписывать, какое прекрасное озеро Байкал, увидев его лишь на картинке.

Другими словами, очеркист должен быть разносторонне развитым, любознательным человеком, великим знатоком жизни.

Чтобы заинтересовать читателя, нужно написать красивым литературным слогом очерк. Жанр – это важная составляющая произведения. Сочинение должно быть написано в художественном стиле, здесь будет логичным красочное описание проблемы, рассказ о жизни конкретного человека.

Введение в рассказ яркого и запоминающегося персонажа позволит окунуть читателя в определенную среду, понять суть проблемы. Текст имеет конкретную структуру: обозначение проблемы, ее анализ, поиск путей решения.

Сочинение такого вида – это совокупность статистики с житейскими историями.

История появления очерка

Яркий пример произведения можно увидеть в творчестве некоторых писателей XVIII века. Дело в том, что такие содержательные, яркие и увлекательные очерки возникают во времена кризиса общественных отношений, изменения привычного уклада жизни.

Великобритания к этому жанру пришла в начале XVIII века, потому как именно в тот период наблюдалось нравственное падение элиты общества.

В журналах в основном печатались социально-критические зарисовки на тему бытовых сцен или характеров представителей определенных слоев населения.

В России подобное явление наблюдалось во второй половине того же века. В сатирических журналах интеллигенция высмеивала чиновников и помещиков старого строя в очерковых формах.

В первой половине XIX века кризис достиг небывалых высот, поэтому очерки стали главным жанром писателей, желающих донести до общества мысль об упадке нравственности, угнетенности бедняков, глупости и деградации власть имущих и богачей.

В таком стиле писали Салтыков-Щедрин, Белинский, Некрасов, в том же духе продолжали Горький, Короленко и другие демократичные писатели.

Пример очерка можно найти и в советской литературе. Этот жанр подпитывают перемены в жизни общества, изменение экономической, социальной, бытовой и правовой сфер жизни.

Советские писатели развивали композиционные и содержательные формы, совершенствовали главные функции очерка: исследование проблемы, раскрытие сложности жизни. К такому жанру прибегали В. Тендряков, Е.

Радов, Ф. Абрамов, Е. Дорош и другие.

Портретное произведение

Жанр портретный очерк требует хорошей наблюдательности и начитанности от очеркиста. За неимением этих качеств у автора получится не яркое и живое описание внешности человека, а какой-то фоторобот. Хорошие очерки обычно получаются у любителей классической литературы, потому как такие люди уже знают, как примерно нужно составлять текст.

Классики уже оставили на память потомкам полноценные примеры портретных зарисовок. Также нужно приучить себя к наблюдательности, внимательно присматриваться к поведению своих родных, друзей, знакомых, простых прохожих, соседей.

Концентрироваться следует на манере разговора, стиле речи, походке, жестах, мимике, особенностях телосложения, чертах лица.

В творческих вузах, в основном на режиссерских факультетах, студентам предлагают поиграть в игру – описать незнакомого человека, попытаться угадать его профессию, куда он идет, кем ему доводится его спутник или спутница и т.д.

Сочинение в жанре портретного очерка пишется в таком же формате. Обязательно нужно носить с собой ручку и блокнот, чтобы фиксировать все увиденные интересные моменты, детали, это поможет натренироваться и научиться отделять важное от незначимого.

Опытные очеркисты с первого взгляда определяют специфические качества, присущие описываемому человеку.

Лишь описание внешности, жестов, походки героя не должен содержать портретный очерк. Пример можно посмотреть в классической литературе. Внешний облик очень часто может о многом рассказать, познакомить с внутренним миром человека, его привычками, предпочтениями.

Например, по виду и состоянию одежды можно узнать, опрятен ли герой, интересуется ли модой, любит быть в центре внимания или предпочитает слиться с толпой. При изучении человека следует опираться не только на визуальное впечатление, но и подключать осязание, слух, обоняние.

Какие на ощупь руки у героя, какой его голос, может, от него чем-то особенным пахнет.

Портретный очерк пример может содержать из жизни описываемого персонажа.

Например, в жизни героя случилось, что-то необычное, ему довелось спасать людей из горящего дома, решать глобальные вопросы, влияющие на экономику региона, сделать серьезную операцию и т.д.

Нужно проследить, как через этот поступок проявляется характер человека. Это должен быть необычный словесный портрет, состоящий из красивых слов, происшествие показывает, каков герой в жизни, можно ли на него положиться.

Путевой очерк

Перед написанием произведения желательно ознакомиться с работами других, более опытных, авторов. Пример очерка можно найти в творчестве таких великих писателей, как Пушкин, Новиков, Радищев и др. Нельзя писать сочинение такого типа, не пережив описываемых эмоций, не увидев своими глазами достопримечательностей.

Здесь нельзя полагаться лишь на фантазию, потому что очерк – это правдивое произведение, основанное на достоверной информации. Путешествуя по каким-то местам, обязательно нужно делать записи в блокноте о впечатливших деталях пейзажей, интересных происшествий, о том, что понравилось, а что пошло не так, как планировалось.

При этом нельзя описывать конкретную личность, сочинение должно быть более масштабным.

Человеку свойственно забывать о каких-то моментах из своей жизни, поэтому во время путешествия полезно не только делать заметки, но и вести аудиодневник, делать фотографии. Перед тем как написать очерк, необходимо собрать воедино все снимки и записи, освежить воспоминания, составить примерный а уже потом приступать к его написанию.

Проблемное произведение

Литературный очерк содержит аналитическое начало и художественное описание. В проблемном произведении автор может затронуть какую-нибудь экономическую, политическую, социальную, экологическую ситуацию, в которой очень хорошо разбирается.

цель очеркиста – докопаться до истины, понять, почему возникла такая проблема, к чему она может привести, какие есть пути ее решения. Сочинение требует глубинного анализа, поверхностное описание здесь не подойдет.

Перед тем как написать очерк, следует не только во всех деталях изучить проблему, но и почитать труды других авторов, ознакомиться с их взглядом на этот вопрос, изучить стиль написания.

Писать подобного рода тексты качественно сможет только тот человек, который заинтересован в решении и разборе существующей проблемы. Тема должна быть близка самому автору, только тогда он опишет ситуацию правдивым и живым языком.

В путевом очерке очень четко прослеживается индивидуальность очеркиста, текст пишется только от первого лица.

Автор должен ярко обрисовать суть проблемы, ознакомить читателей со своим видением ситуации, также произведение можно дополнить мнениями нескольких героев, очень хорошо, если они будут противоположными.

Помощь студентам – дипломная работа магистерская диссертация курсовая работа реферат отчет по практике на заказ / DiplomVipClub

Разница между очерком и рассказом

Эссе представляет собой литературное произведение, которое отражает авторскую позицию в отношении определенного вопроса. 
Основная цель эссе: проинформировать, убедить и развлечь читателя, в форме произведения, где автор может полностью самовыразиться.

 
В задачи эссе входит высказывание точки зрения автора и создание непротиворечивой совокупности аргументов, доказывающих правоту данной точки зрения. 
Как правило, написанием эссе занимаются представители гуманитарных факультетов, поэтому отличительная черта эссе – отсутствие перегруженности работы узкоспециализированными научными терминами.

Грубо говоря, эссе представляет собой более сложный вариант школьного сочинения.

По содержанию

философские, 
литературно-критические, 
исторические,
художественные,
художественно-публицистические, 
духовно-религиозные
и другие.

По литературной форме

рецензия, 
лирическая миниатюра, 
заметка,
страничка из дневника, 
письмо
и другие 

Различают также такие типы эссе как:

описательные,

повествовательные, 
рефлексивные, 
критические, 
аналитические и другие 

Кроме того эссе делятся на две большие группы: 

личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, 

эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. 

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях: 
1. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ для написания эссе не существует. Объем эссе – от трех до семи страниц. 
2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

Эссе имеет всегда конкретно заданную тему, отражает только одну мысль, развивает ее. Эссе как бы представляет собой ответ на один вопрос. 
3. Свободная композиция – важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок.

Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом “Всѐ наоборот”.
4. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений.

Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений. 
5. Склонность к парадоксам.

 Эссе призвано удивить читателя (слушателя) – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество.

Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. 
6. Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра.

Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора. 
7. Ориентация на разговорную речь.

 В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно. 

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача – сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе. 

эссе:

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: 
1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. 
2. мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут “перегрузить” изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): 

– вступление

– тезис, аргументы
– тезис, аргументы
– тезис, аргументы 
– заключение. 

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора). 

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. 
3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Очерк

Очерк является разновидностью рассказа – малой формой литературы. В отличие от новеллы, в очерке более ярко выражено описательное изображение и в нем отсутствует острый конфликт на протяжении всего произведения, разрешающийся в конце.

Очерк является особой формой литературного произведения – он сочетает в себе художественный и документальный жанры. В очерке всегда описываются реальные события, происходящие (или происходившие) с реальными людьми.

Как правило, в очерке не описывается становление личности главного героя и его конфликты с внешней средой (как это делается в новеллах и романах), а описываются проблемы непосредственно этой среды. Это выражается в некоем нравоописании отдельно взятого человека.

В очерковой литературе используются как художественные приемы, так и публицистические. Однако вымышленных персонажей в нем быть не должно, то есть, очерк является, по сути, аналогом документального фильма. 

Очерк может иметь уклон как в сторону художественной литературы, так и в сторону публицистической. 

В художественном очерке большое внимание уделяется описательной части, описываются в основном социальные проблемы, возникшие у героев. В публицистическом, или документальном, очерке приводится изложение и анализ различных фактов или явлений из общественной жизни автора произведения. 

Основное отличие очерка от других литературных жанров – описание «с натуры». Авторский вымысел здесь неуместен. Очерк построен на выборе типичных черт, присущих типичному явлению, достигая таким образом типизацию в произведении.

Данное произведение не имеет постоянной структуры, которой должны придерживаться авторы. В очерке может полностью отсутствовать сюжетная линия, либо она будет проявляться крайне слабо.

Автор может просто по порядку констатировать факты, переходя от одного к другому, а затем вернуться к первому факту и описать его с другой точки зрения.

Так как в произведении должна быть логика и взаимосвязь между происходящими событиями, авторы вставляют в свое повествование фразы от первого лица. Это дает возможность сделать очерк более интересным для читателя в виду своей насыщенностью сопоставлениями, аналогиями и рассуждениями. 

В отличие от рассказа, в очерке приветствуются публицистические рассуждения, научные толкования и приведение статистических данных. Больше, чем во всех литературных жанрах, в очерке используются элементы публицистического и научного стилей. 

Классификация очерков

Выделяют 4 типа очерков: 
портретный, 
проблемный, 
путевой,
исторический. 

Рассмотрим каждый из этих типов более подробно: 

Портретный очерк
иногда его называют биографическим. Автор проводит исследование личности героя и его внутренний мир. С помощью этого описания читатель получает информацию о социальных и психологических причинах совершенных персонажем поступков.

Важно указывать все детали, объясняющие, почему описываемый герой имеет такой характер, и что возвышает его над всеми остальными. В современной России портретный очерк представляет собой нечто другое. Это краткое изложение биографии автора, в котором уделено внимание основным классическим и человеческим качествам.

По этой причине портретный очерк и называют биографическим. Портретный очерк также считается больше литературным жанром, нежели публицистическим. 

Проблемный очерк
В задачу автора входит публицистическое освещение имеющейся проблемы. Это достигается вступлением с читателем в диалог.

Сначала описывается проблемная ситуация, а затем ее толкование, подкрепленное собственными знаниями автора, статистическими данными, и т.д.

Данный жанр популярен в журнальной периодике по причине довольно большого объема очерков, который слишком велик для газет. 

Путевой очерк

Данный тип появился намного раньше остальных видов очерка. Этому литературному жанру уже более трехсот лет. В основе путевого очерка лежит авторский рассказ о путешествии, о том, что нового он увидел и услышал. Путевые очерки писали известные русские писатели, такие, как А.С. Пушкин, А.П. Чехов, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев, и др. Возможно включение в произведение элементов других очерков. Например, описание характеров людей, повстречавшихся автору во время путешествия или изложение своих качеств характера, изменившихся после приезда куда-либо (портретный очерк); анализ ситуации в других городах и селах (проблемный очерк). 

Исторический очерк

Он представляет собой хронологическое изложение истории исследуемого объекта. Обычно исторические очерки описывают реальные события, происходившие в каком-либо месте в течение длительного периода времени. По сути, они являются аналогом летописи, но с элементами авторских рассуждений относительно каждого важного временного отрезка.

Сочинение

представляет собой самостоятельную работу, которую необходимо выполнить письменно, изложив в ней свой взгляд на заданную тему. Сочинения подразделяются по жанру: описание, повествование и рассуждение.

В сочинении-описании как правило описывается определенное явление и раскрываются его свойства, признаки. Для сочинений такого типа характерно отсутствие действия, статичность.

Примером повествовательного сочинения является рассказ. В нем происходит описание последовательности действий, развития событий во времени. Для таких сочинений характерны такие структурные элементы, как завязка, развитие, кульминация и развязка.

Сочинение-рассуждение – самый распространенный тип задания, встречающийся во многих экзаменационных работах. Как правило, это рассуждение на заданную литературную тему. Сочинения-рассуждения бывают нескольких видов: на литературную тему и на свободную.

В сочинении на литературную тему необходимо произвести анализ литературного произведения, творчества писателя; рассмотреть затронутые автором проблемы и т.п. Сочинения на свободную тему отличаются тем, что тема не задает литературный материал: подобрать его необходимо самостоятельно. В таких сочинениях необходимо выбрать тему и раскрыть свое мнение на него.

 

Если вам нужно заказать эссе, очерк или сочинение, заполните форму заказа и мы свяжемся с вами в самые ближайшие минуты для оформления заказа.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.