Разница между общением и коммуникацией

Чем общение отличается от коммуникации – таблица

Разница между общением и коммуникацией

Постоянные взаимодействия между членами общества обуславливаются на двух уровнях.

С одной стороны, это социальная жизнь – то есть жизнь, полезная для общества, с другой стороны – личная жизнь, которую человек выстраивает произвольно в зависимости от своих индивидуальных потребностей в общении.

То есть, на первом – социальном – уровне мы все взаимодействуем между собой, вне зависимости от того, хотелось бы нам того или нет.

На этом уровне обеспечивается поддержание общественного устройства и порядка, каждый член общества вносит свой вклад в функционирование этой отлаженной системы, являясь одновременно и потребителем товаров и услуг, и производителем, а также поддерживает институты медицины, образования и правопорядка. Поэтому общение – неотъемлемая часть жизни человека, как социального организма. Многие путают коммуникации и общение. Отличия, между тем, довольно существенны.

Общение – многосложный процесс

В повседневной жизни мы воспринимаем общение как само собой разумеющееся, и не разделяем его на составные части. Мы не задумываемся, например, о своих действиях, когда утром за завтраком просим кого-нибудь поставить поближе сахарницу.

Однако с точки зрения психологии общению можно дать определенную характеристику и выделить основные аспекты. Здесь существуют две разные области – объективная и субъективная. Объективная область общения выражается в фактических связях, таких, как зависимость, подчинение, кооперативность, взаимовыручка.

Субъективная область выражается в личностных отношениях участников друг к другу. При этом объективная и субъективная области находятся под непрестанным взаимным влиянием.

Общение, как сложный процесс налаживания и поддержания контактов между людьми, осуществляется путем коммуникации, взаимодействия, и взаимовосприятия, и нужно понимать, чем общение отличается от коммуникации.

Коммуникация, как один из аспектов общения, являет собой процесс обмена информацией. Важно усвоить не только чем общение отличается от коммуникации, но и разницу между коммуникацией и другими составляющими общения.

В отличие от взаимодействия, она несет чисто теоретический характер, без практических действий и поступков, влияя на взгляды оппонента и мотивируя его к определенной активности.

И, в отличие от взаимовосприятия, она не включает в себя субъективных ощущений индивида, хотя может влиять на взаимовосприятие, а также способ и окраска коммуницирования могут изменяться в зависимости от взаимовосприятия. Можно сказать, что коммуницирование – это способ непосредственного влияния людей друг на друга.

Важно понимать, что здесь имеется в виду именно процесс взаимного обмена информацией, который ведет к оптимизации совместной деятельности. Для успешного коммуницирования все участники должны иметь общий свод символов и понятий, быть взаимозаинтересованными, а также сосредоточенными на усвоении и принятии информации. К средствам коммуникации можно отнести устную и письменную речь, невербальное взаимодействие.

Чем общение отличается от коммуникации? Коммуникация является всего лишь одной из составляющих многогранного процесса общения. Несмотря на то что она является двусторонним механизмом передачи и принятия информации, она не может описать сложных личностных связей, возникающих между людьми.

Коммуникация непосредственно не выражает образность мысли, которая возникает в голове человека относительно своего собеседника. А также она не включает в себя другие проявления человеческого взаимодействия. Оптимизируя совместную деятельность, сама она деятельностью не является, и все поступки выходят за рамки коммуникации.

По этой причине, как правило, достичь эффективного коммуницирования намного проще, чем преуспеть в остальных аспектах – для осуществления качественного обмена информацией и идеями существует множество различных инструментов.

Чтобы достоверно сообщать о своих намерениях, передавать данные, задавать вопросы, люди пользуются едиными языком, специфическими понятиями, понятными жестами и символами.

Вне зависимости от того, чем общение отличается от коммуникации, это все средства, общепринятые среди конкретной группы лиц, размер которой может быть абсолютно любой – неважно, это два человека, одна семья, спортивная команда, служащие офиса, работники одной сферы, граждане одного государства, носители одного языка, или все люди в мире. Это деление может также не зависеть от временных или территориальных рамок, своя система знаков и выражений может существовать в пределах, скажем, определенной субкультуры.

Коммуникация, взаимодействие и взаимовосприятие как составные части общения

Чтобы понять, чем общение отличается от коммуникации, в чем разница между коммуникацией и другими составляющими общения, нужно рассмотреть еще один важный момент.

Коммуникация, в отличие от полноценного общения, может осуществляться с иллюзорным партнером, например, с животным.

Все мы знаем, что животные поддаются дрессировке. Кроме того, учеными доказано, что многие виды животных понимают человеческую речь и, более того, реагируют на нее сообразно ситуации.

Она возможна даже с неживым объектом, таким, как компьютер, или другой оперативно-вычислительный прибор.

Наглядно показывая, чем общение отличается от коммуникации, таблица приводит для сравнения характеристики различных составляющих общения и их относительность касательно потенциального объекта.

Общение
Составляющая общенияХарактеристикаПотенциальный объект
КоммуникацияОбмен информациейЧеловек, иллюзорный партнер, неживой объект
ВзаимодействиеСовершение действий, направленных на общую активностьЧеловек, иллюзорный партнер
ВзаимовосприятиеФормирование субъективного восприятия и взаимное психологическое влияниеЧеловек

Эффективная коммуникация – составляющая полноценного общения

Эффективность коммуникации складывается из нескольких факторов, степень значения которых нельзя определить однозначно, вследствие индивидуальных особенностей разных людей.

На успешность обмена информацией оказывают воздействие доступность и понятность информации, ее ценность, и, как правило, уникальность, а также авторитетность говорящего и персональные симпатии или антипатии.

Отличие общения от коммуникации в том, что при полноценном общении происходит не только передача и усвоение определенных посланий, но также деятельность направлена на формирование восприятия одного человека другим, на выстраивание межличностных мостов и на всестороннее развитие отношений.

Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия? – Что лучше

Разница между общением и коммуникацией

Важной составляющей совместной деятельности является информационный обмен между субъектами.

Коммуникативное общение осуществляется при помощи различных средств и приемов.

Об этических принципах общения вы можете узнать из нашей статьи.

Основные понятия: кратко

  • Общение представляет собой сложный, многоуровневый процесс социального взаимодействия между людьми, группами.
  • Информационно-коммуникативная функция общения заключается в установлении взаимопонимания, взаимосвязи между субъектами совместной деятельности.
  • Процесс общения включает коммуникативную составляющую (обмен информацией), интеракцию (непосредственную деятельность), перцепцию (восприятие, познание оппонента).
  • Коммуникация — это активное взаимодействие, во время которого происходит обмен информацией.
  • Ее успешность зависит от того, насколько транслируемые одним собеседником сведения достоверно и объективно воспринимаются вторым собеседником.

Общение и коммуникация: сходства и различия

Чем общение отличается от коммуникации? Оба процесса являются формами взаимодействия между людьми, необходимыми для построения межличностных, деловых отношений.

При этом существует ряд отличий, которые не позволяют объединять понятия в один общий процесс:

ОбщениеКоммуникация
Взаимный обмен информацией между равноправными субъектами.Направленность информации от субъекта (источника сведений) к объекту (слушателю).
Организация взаимодействия может происходить спонтанно, без наличия конкретной цели.Всегда присутствует конкретная цель как минимум у одного из оппонентов.
Возникают сложные ответные реакции, эмоции, личные симпатии и антипатии.Отсутствуют сложные эмоциональные реакции, личностные связи между людьми.

Общение как коммуникативный процесс представляет собой взаимодействие между людьми, обеспечивающее информационный обмен.

Оно состоит из пяти последовательных компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию:

  1. Источник сведений. Это субъект взаимодействия, который располагает информацией и готов ею поделиться.
  2. Передатчик. Он преобразует транслируемые данные в сигналы, передаваемые по каналу связи (как правило, это речь — устная или письменная).
  3. Канал связи. Путь, по которому информация доходит от субъекта к объекту (личный контакт, письмо, сообщение, газетная статья и т.д.).
  4. Приемник. Он декодирует сигналы и переводит их в сообщение (зрение, слух, мышление).
  5. Получатель. Индивид, которому предназначено сообщение.

Таким образом, коммуникативное общение возможно только при наличии определенных средств построения взаимодействия и готовности сторон участвовать в процессе отправки и приема информации.

Функция и аспекты

  1. Функция заключается в передаче данных между людьми.
  2. Общение как обмен информацией дает возможность делиться различными идеями, мыслями, открытиями, представлениями, чувствами и эмоциями.

  3. В зависимости от открытости и готовности индивида принимать те сведения, которые поступают к нему от его собеседника, зависит эффективность коммуникации, ее продуктивность.

Так, информация может быть принята и понята лишь частично, поверхностно.

Часто происходит полная потеря изначального смысла транслируемых сведений.

Это связано с тем, что у каждого человека есть своя система ценностей, взглядов и убеждений. Соответственно, одни и те же понятия вызывают разные ассоциации и представления.

Когда субъект и объект коммуникации находятся на разных уровнях развития (интеллектуального, духовного, эмоционального) рассчитывать на полноценный обмен информацией не следует.

Если же исходящие от субъекта сведения не только принимаются, но в полной мере осознаются и разделяются объектом, происходит полноценная коммуникация. Ключевые аспекты процесса:

  1. Выравнивание имеющихся у индивидов различий ввиду их разной информированности о предмете обсуждения.
  2. Передача и принятие значений. Происходит непосредственно процесс информирования, обучения и т.д.
  3. Стремление понять собеседника. Оппоненты прилагают усилия для того, чтобы уровень передачи информации был максимально высок. Субъект старается ее представить в ключе, понятном для объекта. А объект, в свою очередь, прилагает усилия для объективной оценки полученных сведений и их осмысления.
  4. Оценка полученных результатов. Судить о продуктивности коммуникации можно по тому, к каким результатам пришли стороны. Позитивные варианты — это компромисс, согласие, принятие. Негативное развитие событий подразумевает наличие непонимания, несогласия, отрицания.

Общение как коммуникативная деятельность требует определенных умений. Наибольшего успеха в обществе добиваются люди, умеющие грамотно общаться с окружающими.

В каждой социальной сфере, группе существуют свои правила общения и поведения. Более того, каждый человек требует индивидуального подхода в зависимости от его возраста, темперамента, статуса и т.д.

  • Эффективность коммуникативного общения напрямую зависит от личных качеств и имеющегося опыта.
  • Навыки ведения грамотного информационного обмена можно осваивать на практике и постоянно совершенствовать.
  • В чем это выражается? В повседневной жизни и в бизнесе наиболее актуальны следующие навыки коммуникации:
  • умение выражать заинтересованность темой разговора;
  • умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • избегание ненужных споров, возражений, оценочных суждений;
  • стремление к обсуждению позитивных тем и игнорированию любых негативных аспектов в любом разговоре;
  • избегание категоричности (мягкость тона и готовность пересмотреть свою позицию);
  • обширный словарный запас;
  • деликатность и воспитанность;
  • лаконичность;
  • структурированность речи;
  • демонстрация интереса к мнению оппонента по обсуждаемой теме;
  • избегание упреков, обвинений, критики;
  • ненавязчивое использование комплиментов, благодарности, похвалы.

Стили коммуникативного общения:

  1. Ритуальный. Этот стиль напрямую зависит от той культурной среды, в которой люди существуют. Так, в западном обществе принято при встрече задавать ни к чему не обязывающий вопрос о состоянии дел в жизни («Как дела?») и получать ожидаемый поверхностный ответ («Все нормально»). При этом реальное положение вещей никого не интересует. В нашей стране люди при встрече начинают подробно и красочно описывать все события последнего периода их жизни и в ответ с удовольствием слушают не менее эмоциональное повествование собеседника о его жизни. Соответственно, встретившиеся представители разных культур попросту не смогут принять и понять ритуалы друг друга.
  2. Императивный. Авторитарное взаимодействие, при котором занимающий главенствующее положение субъект оказывает влияние на объект, находящийся в состоянии подчинения. В качестве средств связи используются различные предписания, приказы, распоряжения.

    Подобный стиль коммуникации распространен в армии, в организациях со строгой системой иерархии.

  3. Манипулятивный. Цель субъекта коммуникации заключается в том, чтобы добиться подчинения объекта своей воле. Причем влияние оказывается завуалированно, чтобы человек не смог понять, что им в данный момент манипулируют. Такой стиль коммуникации губителен для обеих сторон, поскольку основной целью становится не обмен информацией, а преследование личных мотивов. Как правило, манипуляторы настолько вживаются в свою роль, что начинают проявлять подобное поведение во всех сферах своей жизни.
  4. Гуманистический. Это наиболее эффективный стиль, при котором наблюдается полное взаимопонимание между сторонами. Субъект и объект обладают одинаковыми правами, в результате чего информация воспринимается максимально открыто и эффективно.

Сторона

  1. Что предполагает коммуникативная сторона общения?
  2. Коммуникация представляет собой не просто перемещение информации, а взаимный обмен.

  3. Общий смысл вырабатывается, когда сведения не только принимаются, но и осмысливаются.

Соответственно, коммуникация становится возможной, когда источник сведений и их получатель обладают схожей системой кодирования и декодирования. Иными словами, они должны общаться на «одном языке».

Часто построить взаимодействие мешают коммуникативные барьеры. Например, взрослый человек не может объяснить двухлетнему ребенку вопрос, который находится за пределами понимания ребенка.

Это объясняется наличием возрастного барьера, из-за которого у субъекта и объекта взаимодействия значительно отличаются уровни интеллектуального развития.

Также ученый не сможет доступно донести информацию по научному вопросу до спортсмена, поскольку у них разные уровни знаний о предмете обсуждения.

Средства

Средства коммуникации в психологии делят на две основные группы:

  1. Вербальные. Знаковой системой, при помощи которой передается информация, является речь. Это универсальное средство коммуникации. Во время речевого общения смысл передаваемых от субъекта объекту сведений усваивается лучше всего. При помощи речи коммуникатор (говорящий) кодирует информацию, а реципиент (слушатель) ее декодирует.
  2. Невербальные. Часто значение слов, произнесенных говорящим человеком, варьируется в зависимости от его невербальных сигналов (жестикуляция, мимика, тональность голоса, взгляд, поза, паузы и т.д.). То есть, важно не то, что человек говорит, но и то, как он говорит.

Функция речи

Речь — форма общения людей между собой при помощи языковых конструкций, создаваемых по определенным правилам.

Это основной способ взаимодействия, который позволяет максимально эффективно обмениваться мыслями, идеями, взглядами, знаниями.

В речевом общении участвуют два субъекта — создающий речевое высказывание и принимающий его. Это активное, целенаправленное взаимодействие, обусловленное конкретной ситуацией.

Виды речевой деятельности:

  • говорение;
  • слушание,
  • письмо,
  • чтение.

Более эмоционально окрашенной является устная речь. Во время устного общения люди могут не только получать конкретную информацию, но и вступать в невербальный контакт с собеседником.

Соответственно, появляется дополнительная возможность получения данных, субъективной оценки ситуации. Устная речь делится на монологическую, диалогическую и групповую.

Монолог применятся в ситуациях, когда требуется целенаправленно передать информацию. В этом случае конкретное лицо при помощи связного повествования сообщает о каких-либо фактах, явлениях, событиях.

Диалог представляет собой разговор двух или более человек, состоящий из отдельных реплик.

Это могут быть чередующиеся обращения или беседа.

Под групповой речью понимается коллективное взаимодействие, во время которого применяются монологи и диалоги. Активно используется при проведении общественных, культурно-массовых мероприятий.

  • Письменная речь позволяет получить информацию, но не дает представления о реальном настроении и намерениях подготовившего сообщение субъекта.
  • Во время чтения текста, человек непроизвольно рисует в воображении собственные образы и впечатления, которые ассоциируются у него с написанным.
  • Тем не менее, при отсутствии возможности организации устной беседы именно переписка является единственным способом коммуникации.

Таким образом, коммуникативное общение обеспечивает информационный обмен между людьми. Передача сведений происходит при помощи вербальных, невербальных средств коммуникации.

Что такое коммуникативное общение?

Разница между общением и коммуникацией

Важной составляющей совместной деятельности является информационный обмен между субъектами.

Коммуникативное общение осуществляется при помощи различных средств и приемов.

Об этических принципах общения вы можете узнать из нашей статьи.

Функции, виды и барьеры коммуникации

Разница между общением и коммуникацией

Стоит сразу отметить, что ошибочно употреблять слова «коммуникация» и «общение» в качестве синонимов. Общение (по толковому словарю Ожегова) – взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Это старославянское слово, давно вошедшее в состав русского литературного языка.

«Коммуникация» произошло от латинского слова «communicare».  Означает не только «общаться», но и «делать нечто общим; делиться чем-либо; действовать заодно, сообща». Оба термина объединяет слово «общий», а под этим общим подразумевается предмет разговора. В чем же разница?

Определение

Общение – межличностное взаимодействие, которое заключается в обмене эмоционально значимыми сообщениями. Оно не несет четкую структуру, часто бесцельно.

Собеседники делятся друг с другом чувствами, впечатлениями, любопытными сведениями. Другими словами, общение запускается эмоциями.

Манипулирование собеседником при общении зависит от типа личностей, настроения и делается по большей части неосознанно.

Коммуникация является чисто информационным процессом. Это обмен информацией между индивидами, при котором сообщение передается целенаправленно. При этом манипулирование используется осмысленно.

В отличие от общения обязательно имеет осознанную цель как минимум у одного из участников (привлечение собеседника на свою позицию, побуждение его к необходимому действию или просто увеличение информационного фонда).

К коммуникациям относят деловую переписку, переговоры, доклады, семинары, пресс-конференции, дискуссии. Эмоции для этого процесса не столь характерны.

Функции коммуникации

  1. Информационно-коммуникативная — обмен информацией.
  2. Интерактивная функция общения связана с выработкой правил взаимодействия людей, четкой  организацией их совместной деятельности для достижения поставленных целей.
  3. Познавательная – освоение новой информации для применения ее в практической деятельности.

  4. Аксиологическая – оценивание объекта или процесса с точки зрения полезности (ценности) для личности или общества в целом.
  5. Нормативная – передача и закрепление норм в обыденном сознании.
  6. Психотерапевтическая – установление человеческих отношений.

    Известно, что человек – существо социальное, поэтому без общения с другими индивидами неизбежно наступает ассоциализация, впоследствии приводящая к грубым психическим расстройствам. Известно, что самым страшным наказанием является одиночная камера, в которой заключенный в скором времени сходит с ума.

  7. Социально-практическая – обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками.

Модель коммуникации

Согласно традиционной модели коммуникации выделяют такую последовательность элементов:

  • Источник информации (адресант) – человек, имеющий определенную цель коммуникации, идею.
  • Кодирование – процесс перевода мыслей в знаковую систему (слова, выражение лица, жесты), которую можно передать.
  • Каналы коммуникации – средства передачи информации. Это технические средства: телефон, интернет или окружающая среда (воздух, свет, вода).
  • Декодирование – процесс расшифровки, при котором получатель (адресат) придает закодированной информации реальный смысл.
  • Получатель (адресат) – тот, кому предназначалась информация.
  • Ответная реакция – то, что ощущает получатель в ответ на полученную информацию
  • Обратная связь – та часть ответной реакции, которую получатель доводит до отправителя словами, действиями, символами, эмоциями. При этом коммуникационные роли меняются.

Отдельно выделяют еще один элемент – шум. Это те внешние факторы, которые искажают передаваемые данные, нарушают их целостность, возможность восприятия адресатом. К шуму также относятся коммуникативные барьеры, то есть психологические препятствия, нарушающие адекватное восприятие передаваемой информации.

Коммуникативные барьеры

  • Фонетический барьер. Он обусловлен особенностями речи. Бывает полным или неполным. Неполное непонимание возникает тогда, когда человек невнятно произносит слова, шепелявит, говорит очень быстро. Полное непонимание может быть, например, при доведении информации на иностранном языке. Фонетический барьер также возникает при резком повышении тона, так как при этом блокируется понимание сказанного, а  внимание переносится на отношение говорящего. Фонетический барьер можно преодолеть грамотной расстановкой пауз, умеренно спокойной речью.
  • Семантический барьер. Возникает тогда, когда собеседник не понимает смысла сказанного. Это связано, например, с применением представителями различных субкультур жаргонных слов. Для преодоления  данного барьера необходимо отказаться от применения речевых форм, применяемых сугубо в вашей субкультуре.
  • Стилистический барьер. Это несоответствие стиля передачи данных их содержанию. Например, представление рецепта блюда в художественном стиле.
  • Логический барьер возникает у людей с неодинаковым типом мышления. К примеру, один собеседник обладает абстрактно-логическим, другой наглядно-образным. Можно абсолютно разными способами объяснить дорогу. У человека с абстрактно-логическим мышлением это будет выглядеть таким образом: «пройдете прямо 200 метров до знака пешеходного перехода, после него поверните налево и пройдите вперед до упора, пока не встретите желтую вывеску». Для человека с наглядно-образным мышлением будет характерно такое объяснение: «Идите туда (показывает рукой вперед), пока не увидите толпу людей, ее направление укажет вам дальнейший путь». Необходимо научиться подстраиваться под тип мышления получателя информации.

Виды коммуникаций в организации

По организационному признаку различают следующие каналы коммуникации:

  1. Формальные (Вертикальные восходящие и нисходящие, горизонтальные)
  2. Неформальные

Формальные каналы коммуникаций определены регламентов руководства. Широко распространены в организациях с иерархической структурой управления. Нисходящие вертикальные каналы это движение информации от руководства к подчиненным.

Это могут быть конкретные задачи по выполнению работы, информация по ней, инструкции, обратная связь с подчиненными по результатам деятельности. Восходящие вертикальные каналы это движение от подчиненных к руководству.

Выполняют роль получения информации о ходе выполняемой  работы, конечных ее результатах, обратной связи с руководителем, а также мнения подчиненных по актуальным вопросам.

Неформальные каналы коммуникации чаще всего представлены слухами. Это более быстрая передача информации. Руководители часто пользуются этими каналами для изучения мнений сотрудников и их готовности к переменам, слабые места организации.

По характеру слухи могут быть положительными (желания и надежды работников), отрицательными (страхи и опасения работников, выражение ненависти к кому-либо или к организации) и нейтральными (предполагаемые изменения в контроле за трудовой дисциплиной, грядущие сокращения, повышения или понижения).

И, наконец, горизонтальные каналы – связь между сотрудниками, выполняющими одного уровню должностные обязанности, с целью координации рабочего процесса.

Принципы эффективной коммуникации

  • Принцип последовательности.

Смысловое соответствие получаемой информации и ответной реакции. Например, приветствие требует ответного приветствия. На вопрос следует давать ответ, а не другой вопрос. Таким способом каждый речевой фрагмент будет иметь завершение.

  • Принцип предпочтительной структуры.

Подтверждающие и отклоняющие ответные реплики даются неодинаково. Согласие обычно выражает без промедления, предельно лаконично и ясно.

Начальник просит подчиненного: «Отчет необходимо предоставить до завтрашнего дня»

Подчиненный отвечает: «Хорошо».

Несогласие сопровождается предварительной паузой, за которой следует более объемный ответ, включающий доводы и объяснения.

Начальник: «Проанализируйте к вечеру недельную статистику по отделу»

Подчиненный: «(пауза) Я бы с радостью выполнил это поручение, но сейчас я занят выполнением предыдущего задания».

Отправитель, знающий принципы эффективной коммуникации, после просьбы услышит паузу несогласия и смягчит требование.

Начальник: «Проанализируйте к вечеру недельную статистику по отделу и тогда завтра сможете уйти с работы пораньше».

Такой разговор избавится от лишней напряженности, и поручение будет выполнено.

Состоит из 4 групп постулатов: качество, количество, отношение, способ.

Качество: «Высказывание должно быть истинным».

Количество: «Высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется»

Отношение: «Не отклоняйся от темы».

Способ: «Выражайся ясно».

Массовая коммуникация

Несколько веков назад для распространения моды требовались многие десятилетия. Например, мода на парики, которую ввел французский король Людовик XVI в 1580, чтобы спрятать облысение, разошлась по Европе только по прошествии более ста лет.

Сегодня приложение Pokemon Go настолько стремительно набрало популярность, что спустя лишь 2 недели, количество его пользователей составляло 45 миллионов. И дело не в степени значимости события или моды, а в эволюции средств массовой информации.

Mass communication – в буквальном переводе «массовое общение», то есть общение, в котором участвует большое количество людей. Осуществляется при помощи технических средств (телевидение, компьютерная техника, печать, радио и прочее) или иначе средства массовой коммуникации (информации)

Теории массовой коммуникации

Существует 2 подхода в понимании влияния их на человека:

  • Человек-ориентированный подход. Для данного направления характерно, что человек подбивает средства массовой информации под свои собственные нужды и потребности. То есть умело пользуется информационными объемами, без труда фильтруя нужные и ненужные данные.
  • Медиа-ориентированный подход (теория Г.Маклюэна). Для этого подхода характерно, что человек сам подчиняется средствам массовой коммуникации. Они действуют на его сознание, меняют взгляды. Причем сила воздействия зависит от жизненного опыта аудитории, ее установок, скорости восприятия.

Функции массовой коммуникации

  1. Информационная. Заключается в передаче аудитории информации. Это увеличивает степень познания индивида, расширяет его представления о мире. Эта функция полезна при условии достоверности передаваемой информации и высокой степени критичности людей.
  2. Регулирующая. Состоит в социальном контроле путем манипулирования и управления сознанием людей. Достигается формированием общественного мнения.
  3. Социализация. Человек, как правило, принимает пропагандируемые в средствах массовой коммуникации социальные нормы, принципы этики и эстетики в качестве должного стереотипа образа жизни, стиля одежды, манер общения и т.д. Таким способом формируются нормы, соответствующие данному историческому периоду.
  4. Культурологическая функция связана с передачей следующим поколениям культурных ценностей. Способствует взаимопониманию представителей различных культур и религий, снятию социальной напряженности.

Коммуникативное общение: стили и характерные особенности

Разница между общением и коммуникацией

Коммуникативное общение позволяет эффективно взаимодействовать группе людей. Поэтому ему начали обучать менеджеров и тех, кому необходимо быстро и эффективно доносить свою мысль до собеседника. Сама по себе, коммуникация не является средством обслуживания.

Коммуникация подразумевает обмен информацией между двумя субъектами, в отличие от интеракции (деятельности) и перцепции (познания собеседника). Из-за этого коммуникацию можно считать активным взаимодействием.

Ее успешность сильно зависит от того, насколько полно передаваемые одним человеком сведения могут быть восприняты остальными участниками разговора.

Что такое коммуникативное общение и чем отличается от обычного

Коммуникация отличается от общения следующим:

  • информация направления от источника сведений к слушателю;
  • присутствует конкретная цель разговора;
  • нет никаких эмоциональных связей, отсутствуют личностные реакции между участниками разговора.

Если обмен информацией происходит между равноправными субъектами, то это уже нельзя назвать коммуникацией — это общение. То же самое, если в разговоре появляются эмоции, различные резкие реакции, проявляются симпатии и антипатии к определенным объектам. Правильно построенная коммуникация необходима для деловых и межличностных отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Коммуникативное общение можно построить только при создании определенного взаимодействия. Также обе стороны, на равных, должны быть готовы принять участие в обмене информацией.

В структуре коммуникативного общения есть такие важные компоненты как:

  • источник сведений — субъект взаимодействия, который собирается делиться имеющейся у него информацией;
  • передатчик — обозначает способ передачи (речь, письмо);
  • канал связи — путь, который информация преодолевает до восприятия субъектом (личное общение, письмо, газета);
  • приемник — расшифровывает информацию в понятные мозгу сигналы, под приемником понимается зрение, слух и мышление;
  • получатель — человек, который должен получить информацию.

Также стоит понимать, что коммуникативное общение может быть не только деловым, но и повседневным. К первому можно отнести и профессиональное, которое серьезно подвержено влиянию различных ритуалов и традиций.

Коммуникативное общение в психологии — как происходит обмен информацией

Общение позволяет людям обмениваться между собой информацией, делиться опытом и эмоциями. Индивид должен быть готовым к приему новых данных, поскольку от этого будет зависеть эффективность коммуникации. Поэтому высказанные партнером условия или сведения не всегда могут быть усвоены собеседником правильно и в полной мере. Допускается вероятность потери изначального смысла.

Если оба субъекта находятся на слишком разных уровнях интеллектуального, эмоционального и духовного развития, то информация, при их общении, усваиваться практически не будет. В некоторых случаях это также обуславливается различиями в системе ценностей.

В коммуникативном общении можно выделить следующие стили:

  1. Императивный. Авторитарный стиль, при котором субъект оказывает значительное влияние на объект, находящийся в подчиненном состоянии. Используется в организациях со строгой иерархией, вроде армии.
  2. Ритуальный. Сильно зависит от культурной среды. Выражается в поддержании обычаев общества. В качестве примера можно привести приветственную фразу «Как дела?», на которую принято отвечать «Все нормально». Также к ритуальному стилю можно отнести извинения, поздравления, соболезнования, прощание, гостеприимство.
  3. Манипулятивный. Цель этого стиля — получение контроля над субъектом. При этом влияние маскируется. В этом случае основной целью становятся личные мотивы, а обмен информацией уходит на второй план.
  4. Гуманистический. Отличается равными правами всех сторон, за счет чего может достигаться эффективное восприятие информации.

Коммуникативному стилю общения присущи следующие черты:

  • правильная речь, без обилия слов-паразитов;
  • мягкость тона;
  • лаконичность, корректность и тактичность по отношению к собеседнику;
  • отсутствие критики, упреков и обвинений;
  • ненавязчивые комплименты, похвала.

В разговоре обе стороны должны демонстрировать стремление к обсуждению позитивных тем и не допускать всевозможных споров, возражений и перебивания собеседника. Таким образом можно добиться хорошего взаимопонимания, что значительно облегчит передачу даже очень сложной информации.

Если уделять достаточно времени развитию собственной речи, ее продуманности и логичности, а также деликатности подачи информации, можно приобрести достаточно навыков для полноценного коммуникативного общения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.