Разница между обгоном и опережением
Чем различаются обгон и опережение
Для обеспечения безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта утверждены Правила дорожного движения (Постановление Правительства №1090).
Правилами описываются не только обязанности водителей, но и порядок поведении в той или иной ситуации. Современные водители часто путают два понятия, установленные Правилами «Обгон» и «Опережение».
В чем схожесть маневров и их различия, читайте далее.
Итак, что же такое «Обгон» и «Опережение». Разберемся с имеющейся терминологией более подробно.
Обгон – это маневр, который связан с выездом на встречную полосу движения с последующим возвращением в полосу попутного направления.
Обгон может совершаться в отношении одного или нескольких автомототранспортных средств, движущихся в попутном направлении.
Опережение – это маневр, который осуществляется водителем без использования полосы встречного направления. Опережение так же может осуществляться одного или нескольких автотранспортных средств одновременно.
Обгон, в отличие от опережения, сопровождается следующими процессами:
- маневрированием в левом направлении. То есть для совершения обгона требуется сместить автомашину влево;
- выезд на полосу, предназначающуюся для автомашин, движущихся во встречном направлении;
- опережение автомобиля;
- возврат на исходную полосу.
И обгон, и опережение должны сопровождаться соответствующими указателя световой сигнализации, установленной на автомобиле (сигналами поворота).
Оба маневра отличаются рискованностью и выполняются исключительно в условиях достаточной видимости. В противном случае и обгон, и опережение могут привести к возникновению аварийной ситуации.
Как прописаны в ПДД
Термины «Обгон» и «Опережение» утверждены в пункте 1.2 ПДД.
Законодательством дается четкое определение обоих маневров. Кроме этого обгон и опережение регулируются статьей 11 Правил движения, которой устанавливаются:
- правила выполнения того или иного маневра;
- заперты на осуществление маневрирования в определенных условиях и определенных местах, являющихся зонами с повышенной опасностью.
Более серьезные требования предъявляются к выполнению маневра «Обгон», так как выезд на встречную полосу с последующим возвращением на свою полосу является более опасным.
Схемы
Для более наглядного определения рассматриваемых понятий приведем несколько схем:
- Обгон (опережение с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения):
- Опережение:
В чем разница
В соответствии с определениями, установленными правилами обгон и опережение имеют следующие отличительные признаки:
Признак | Обгон | Опережение |
Порядок выполнения | — выезд на встречную полосу;— возврат в свою полосу | — выезд на другую полосу, расположенную в попутном направлении;— необходимость возврата устанавливается соответствующими правилами. Если опережение осуществляется в границах какого-либо населенного пункта, то водитель имеет право двигаться по любой удобной полосе, то есть возврат в данной ситуации не обязателен. Если водитель осуществляет опережение вне границ населенного пункта, то дальнейшее движение возможно только по правой полосе, то есть в данной ситуации возврат осуществляется в обязательном порядке |
Скоростной режим | Увеличивается для выполнения маневра | В зависимости от дорожной ситуации может быть увеличен или оставлен без изменения |
Ограничения | Несколько. Устанавливаются правилами движения | Одно. Опережение нельзя совершать только на пешеходном переходе, если одно или несколько попутно движущихся транспортных средств остановилось (снизило скорость) для пропуска пешеходов |
Может совершаться | Исключительно с левой стороны | Как с левой, так и с правой стороны |
Наличие штрафов | Установлены. Административным Кодексом за невыполнение правил | Отсутствуют |
Опасность маневра | Большая, так как требуется выезд на полосу встречного движения | Невысокая, так как осуществляется в попутном направлении |
Опасность маневров
Любое маневрирование на проезжей части отличается особой долей риска, так как может привести к дорожному происшествию. Опасности при выполнении обгона и опережения различны.
Обгон, так как он совершается с выездом на встречную полосу, опасен:
- из-за большой вероятности лобового столкновения автомобилей, вследствие неправильной оценки расстояния между автотранспортными средствами или чрезмерно высокой скорости;
- из-за возможности снижения управляемости автомашины, что может привести к опрокидыванию или перевертыванию. Резкое увеличение (снижение) скорости при выполнении обгона негативно отражается на возможности управления автомашины. Не исключены такие явления, как занос, блокировка колес и так далее;
- из-за создания определенных помех как транспорту, движущемуся в попутном направлении, так и транспорту, движущемуся во встречном направлении. Помехи могут быть созданы вследствие неправильной оценки ситуации на проезжей части или высокой скорости.
Опережение является менее опасным маневром, но так же может привести к дорожной аварии.
Основанная опасность при совершении опережения заключается в следующих аспектах:
- превышение установленного для определенного участка дороги скоростного режима, что может дополнительно привести к потере управления, опрокидыванию и так далее;
- ограниченность видимости. При совершении маневра с правой или с левой стороны водитель на определенный промежуток времени теряет контроль над ситуацией, складывающейся в соседних полосах движения;
- возможность столкновения с пешеходами. В отличие от обгона опережение можно совершать на пешеходных переходах, что может привести к причинению вреда здоровью (жизни) людей.
Когда разрешены или запрещены
В соответствии с Правилами движения обгон запрещено выполнять, если (пункт 11.2):
- движущееся впереди автомототранспортное средство уже приступило или только начинает (работает указатель поворота) к выполнению аналогичного маневра;
- движущийся сзади автотранспорт приступил к обгону;
- невозможно выполнить возврат на свою полосу движения, не создавая помех иным транспортным средствам.
Опережение запрещено выполнять только в случае приближения к пешеходному переходу, при условии, что опережаемое транспортное средство снизило скорость или остановилось для пропуска пешеходов (статья 14.2 ПДД).
Правилами дополнительно установлены места, в которых запрещено совершать обгон (пункт 11.4). К ним относятся:
- железнодорожные переезды и расстояние в 100 м до переезда. Ж/д переезды являются зоной повышенной опасности, так как автомобильная трасса пересекается с ж\д путями, по которым происходит движение поездов. Этот фактор и приводит к ограничению такого маневра, как опережение с выездом на встречную полосу, то есть обгона;
- регулируемые перекрестки (регулирование на отдельных перекрестках может совершаться светофорами или регулировщиком). Запрет на выполнение маневра обгон связан с плотностью движения и одновременным движением автомототранспорта в попутном и встречном направлениях;
- нерегулируемые перекрестки, при условии движения по второстепенной дороге. Перекрестки, не оборудованные светофорами (регулировщиками), так же являются опасными зонами. При пересечении такого перекрестка требуется руководствоваться дорожными знаками, а при их отсутствии (равнозначные перекрестки) правилом «правой руки» (пропусти автомобиль, движущийся справа);
- пешеходные переходы. Ранее обгон на переходах разрешался при отсутствии на нем пешеходов, но последними поправками в законодательство такое правило отменено;
- тоннели, мосты, эстакады, путепроводы и так далее, а так же при подъеме на соответствующее сооружение. Данный запрет обуславливается недостаточной видимостью;
- опасные участки дороги, обозначенные соответствующими дорожными знаками (опасные повороты, выброс гравия, скользкая дорога и так далее);
- участок в повышенной аварийностью может быть обозначен и соответствующей табличкой, на которой, как правило, дополнительно указывается и протяженность данного участка;
- участки проезжей части, на которых установлен знак, запрещающий выполнение данного маневра;
- на определенных участках дороги при наличии запрещающей разметки, которой является сплошная линия.
Особые участки проезжей части, на которых запрещено выполнять опережение правилами не предусмотрены.
Однако при выполнении любого маневра, в том числе и опережения, водитель предварительно обязан убедиться в безопасности его совершения, так как движение со скоростью, превышающей скорость движения потока, может привести к аварийной ситуации.
За опасное вождение и несоблюдение правил движения водитель может подвергаться административному наказанию в соответствии со статьей 12 КоАП.
Штрафы при неправильном выполнении обгона предусмотрены:
статьей 12.13 | за не предоставление преимущества автотранспорту, имеющему такую привилегию в соответствии с установленными знаками, дорожной разметкой и так далее | сумма штрафа 1 000 рублей |
статьей 12.15 | за обгон в неположенном месте (за выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления) | Сумма штрафа составляет 5 000 рублей |
статьей 12.16 | за невыполнение требований, установленных знаками или разметкой | штраф составляет 500 рублей |
В качестве альтернативного наказания при совершении тяжких правонарушений (статья 12.15 и статья 12.17 – не предоставление приоритета в движении автотранспорту, оборудованному проблесковыми маяками и звуковыми сигналами) может применяться наказание в виде лишения водительских прав сроком до 6 месяцев (при первичном нарушении) и 1 года (при повторном нарушении).
Таким образом, обгон и опережение являются разными маневрами, и их правильное различие может привести к увеличению безопасности при управлении автомототранспортными средствами.
: ПДД: Обгон, опережение, встречный разъезд
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Обгон – это движение по встречке: 2 отличия от опережения и правила манёвра
Если полагаться на ПДД, обгон — это опережение как одного, так и нескольких ТС, совершаемое с помощью выезда на полосу, предназначенную для движения встречных автомобилей, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.
Опережение
Опережение — это не что иное, как движение ТС с такой скоростью, которая больше скорости движения ТС, движущегося в одном с нами направлении.
В чём разница между двумя манёврами?
Не смотря на всю похожесть названных терминов и даже на то, что обгон отчасти включает в себя опережение, эти понятия имеют одно существенное отличие – выезд (либо его отсутствие) на «встречку». При совершении обгона ТС всегда выезжает на полосу встречного движения, при опережении — автомобиль не покидает полосы попутного направления.
Дорожные знаки, запрещающие обгон
С тем, что понимается под обгоном и опережением, мы разобрались, чем отличаются указанные понятия — уяснили и даже выяснили, как же правильно, а самое главное — безопасно, выполнять манёвры, однако, на этом ещё не всё. Существуют ситуации, когда обгон запрещён. Данные случаи и разберём ниже.
Согласно ПДД, нельзя выполнять обгон всех ТС, кроме тех, которые являются тихоходными транспортными средствами, а также гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, если предполагаемый манёвр будет совершаться в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён». Под зоной действия знака понимается зона, начинающаяся от места установки знака, до ближайшего по ходу движения за ним перекрёстка, а в случае, если мы находимся в населённом пункте и перекрёстки отсутствуют — до конца этого населённого пункта.
Необходимо учитывать, что выезды с территорий, прилегающих к дороге, и места пересечения с второстепенными дорогами не прерывают действие знака, при условии, что перед указанными пересечениями проезжих частей не установлены соответствующие знаки.
Также к названному манёвру приступать нельзя:
- на перекрёстках, относящихся к регулируемым и на нерегулируемых перекрёстках, если двигаться не по главной дороге;
- на пешеходном переходе;
- ближе чем за 100 метров и непосредственно на железнодорожных переездах;
- на путепроводах, мостах, эстакадах и под ними, как и в тоннелях;
- на участках дорог с ограниченной видимостью.
С какой стороны обгонять транспортное средство?
Прежде чем задаваться таким вопросом, давайте ещё раз обратимся к ПДД, а именно к термину «Обгон».
Согласно указанному пункту, обгон — это опережение одного либо нескольких ТС, сопровождающееся выездом на «встречку», следовательно, исходя из ПДД, обгон может быть совершён только с выездом на встречную полосу, а поскольку в нашей стране организовано правостороннее движение — транспортное средство обгонять можно только лишь слева.
Читайте об ответственности за неправомерный выезд на встречную полосу.
Можно ли совершить обгон справа?
Как мы уже выяснили, обгон — это манёвр, в обязательном порядке связанный с выездом на полосу встречного движения, следовательно, так называемый «обгон справа» вовсе не подпадает под понятие обгона.
Что же тогда подразумевает под собой указанное словосочетание? Обгон справа — это ничто иное, как опережение с правой стороны ТС, движущегося в попутном с нами направлении, совершаемое по обочине, тротуару и т.д. Указанные действия прямо запрещены ПДД (п. 9.9.
Правил), следовательно, обгон справа совершать нельзя.
Штрафы за нарушения ПДД при обгоне и опережении
Правила, регулирующие дорожное движение, призваны обеспечить безопасность всех его участников. Однако далеко не всегда и не всеми участниками эти правила соблюдаются. За нарушения ПДД при обгоне и опережении КоАП РФ в 2020 году предусмотрены следующие виды наказаний:
- невыполнение требований ПДД в части заблаговременной подачи сигналов указателями поворота до начала обгона либо перестроения при опережении, а также при возвращении в ранее занимаемую полосу — влечёт штраф пятьсот рублей, однако может быть выписано лишь предупреждение;
- движение по обочинам и иное нарушение правил расположения ТС на проезжей части — влечёт штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
- невыполнение водителем ТС, являющегося тихоходным транспортным средством, двигающегося со скоростью не более 30 км/ч, либо перевозящего крупногабаритный груз, требований ПДД, обязывающих его пропустить для обгона или опережения ТС, следующие за ним — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- движение по дорожкам, предназначенным для пешеходов или велосипедистов — влечёт для нарушителя штраф в две тысячи рублей;
- выезд в нарушение ПДД с целью объезда препятствия на «встречку» либо на трамвайные пути, встречного направления — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути либо полосу встречного направления, за исключением случаев, указанных в пункте выше — влечёт штраф пять тысяч рублей или лишение права управлять ТС на срок от четырёх до шести месяцев. Если названное нарушение зафиксировано повторно, права управления ТС можно лишиться на один год.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, хочется ещё раз напомнить, что автомобиль — это источник повышенной опасности и подходить к его управлению необходимо очень серьёзно.
Садясь за руль, мы должны понимать, что несём ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье иных участников дорожного движения, поэтому приступать к совершению обгона, опережения или любого другого манёвра можно только тогда, когда нет совершенно никаких сомнений в безопасности наших действий.
Пожалуйста, оцените статью! (4 5,00 из 5)
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
В чём заключается разница между опережением и обгоном
Правила дорожного движения составлялись таким образом, чтобы не допустить разночтений при их трактовке. Но практика и теория редко оказывается тождественными. Существует немало терминов, которые водители понимают по-разному. Один из самых показательных примеров — обгон и опережение.
Даже достаточно опытные водители, если их спросить, в чём разница между этими понятиями, могут испытывать проблемы с ответом. Между тем подобная незнание может обернуться неприятными последствиями при незапланированных встречах с сотрудниками ГИБДД.
Правильное применение этих терминов в некоторых случаях может сыграть более существенную роль, доказывая вашу невиновность при совершении ДТП. В последнее время статистика по аварийности только ухудшается. Транспортное средство становится все более весомым фактором, влияющим на безопасность дорожного движения.
Правильное понимание водителем всех совершаемых им маневров — залог того, что в результате не пострадает ни он сам, ни пассажиры, ни другие водители или пешеходы.
Как определить когда выполняется обгон, а когда опережение?
Определение обгона и опережения
Обгон, как следует из ПДД, — это манёвр, связанный с выездом автотранспортного средства на встречную полосу, совершаемый ради опережения впереди едущего ТС, с последующим возвращением на исходную полосу движения. Подобная трактовка далеко не всегда воспринимается однозначно, поэтому для более чёткого понимания этой разновидности дорожного маневрирования поговорим о характерных только для обгона особенностях:
- обгон является всего лишь частным случаем опережения. Последнее означает, что некоторое транспортное средство движется со скоростью, превышающей скорость другого автомобиля. Другими словами, опережение отнюдь не всегда тождественно с обгоном, однако обгон при любых обстоятельствах можно квалифицировать как опережение;
- исходя из ПДД, можно утверждать, что обгона без выезда на встречку не существует. То есть если вам мешает впереди едущий транспорт, вы можете решить проблему, пристроившись на соседнюю полосу, предназначенную для движения в том же направлении. В этом случае вы не совершаете обгон, а просто двигаетесь по другой полосе, опережая более медленно едущий автомобиль;
- нужно также помнить о том, что факт обгона считается доказанным только после возвращения автомобиля в ранее занимаемую полосу (с точки зрения логики именно это дополнение выглядит не совсем корректным, ибо продолжать движение по встречной полосе сколь-нибудь длительное время — это абсурд).
Применимость правил совершения обгона и опережения неразрывно связано с другими пунктами ПДД, включая сферу действия дорожных знаков и разметки. Приведем несколько примеров, которые помогут более адекватно различать эти два манёвра:
- если вы движетесь по двухполосной автотрассе в правом ряду, выезд на левый ряд с опережением впереди едущего автотранспорта не является обгоном — это опережение;
- при наличии трёх и более полос для движения в одном направлении не запрещается перестроение на любую из свободных полос. Если вы при этом двигаетесь со скоростью большей, чем у машины на параллельной полосе, это опять же опережение. При условии, что такие манёвры не запрещены на конкретном участке дороги;
- независимо от количества полос при движении по левой из них, если дорожная обстановка допускает опережение впереди едущей автомашины только слева, это и будет обгоном.
Именно последний случай и трактуется как самый опасный, поскольку далеко не всегда удается адекватно рассчитать скорость машин, едущих навстречу.
Так, если в начале обгона кажется, что они далеко, то ближе к середине может выясниться, что вы не успеете завершить манёвр, а ваше место на попутной полосе к этому времени может быть уже занято.
Это – аварийная ситуация, грозящая столкновением на огромной скорости с самыми печальными последствиями для многих участников ДД.
Закрепляем умение различать обгон и опережение
Итак, мы уже выяснили, что любое маневрирование без выезда на встречную полосу движения не является обгоном. При этом опережением можно назвать и совершение обгона с выездом на встречную полосу, если при этом автотранспорт, совершающий обгон, не намерен возвращаться в свой поток.
Опять же, обгон не является запрещённым манёвром, однако он строго регламентируется правилами. Если отсутствует знаки, запрещающие выполнение обгона на конкретном участке дороги, или же разметка, разделяющая встречные полосы, не является сплошной, то совершение обгона будет вполне легальным действием.
В отношении опережения никаких специальных запретов в ПДД не предусмотрено. Ещё одним тонким отличием опережения и обгона является допустимость выполнения опережающего маневрирования с выездом на левую или правую полосы попутного движения.Но – при условии соблюдения пунктов правил, допускающих выполнении подобных действий.
Когда обгоны разрешены, а в каких случаях – запрещены
Многие пункты ПДД подверглись изменениям в 2013 году. Хотя часть из них можно определить, как косметические, это не избавляет от необходимости запоминания.
Итак, правила предписывают перед выполнением обгона убедиться, что выезд на встречную с последующим возвращением на исходную полосу не создаёт помех или препятствий другим участникам ДД.
Кроме того, участок автотрассы, на котором планируется выполнение манёвра, не должен подпадать под действие знаков, запрещающего обгон (напомним, существует две их разновидности).
Водитель вначале должен внимательно проанализировать сложившуюся на трассе ситуацию, определить безопасную дистанцию, позволяющую без приключений начать и завершить манёвр, и только после этого включить левый указатель поворота и начать обгон. В ряде случаев выполнять обгон запрещено:
- если автомашина, которую вы намерены обогнать, начала подавать световые или иные сигналы, свидетельствующие о намерениях выполнить разворот, обгон, поворот налево или объезд препятствия;
- если едущее позади автотранспортное средство приступило к выполнению обгона;
- если возврат на свою полосу после завершения обгонного манёвра затруднителен или небезопасен.
Все описанные случаи являются абсолютно обоснованными, а несоблюдение правил обгона чревато возникновением аварийных ситуаций.
Отдельно следует упомянуть те разделы ПДД, в которых описывается запрет на выполнение обгона на конкретных участках дороги:
- запрещён обгон при проезде мостовых сооружений, эстакад, путепроводов, а также под указанными дорожными инфраструктурными объектами;
- не допускается обгон в зоне пешеходных переходов;
- в тоннелях;
- на регулируемых/нерегулируемых перекрёстках;
- на поворотах, если их радиус ограничивает полную видимость встречной полосы на завершающем участке;
- на завершающих участках подъёмов с большим градиентом (из-за невозможности оценить дорожную обстановку);
- на любых участках, характеризующихся недостаточной/ограниченной видимостью;
- на железнодорожных переездах и в пределах ста метров перед ними.
Есть в ПДД и пункты, касающиеся правил поведения обгоняемых автомашин. В частности, им запрещено увеличивать скорость, если обгонный манёвр начат, а также препятствовать его осуществлению любым иным способом.
Если по автотрассе движется тихоходное ТС, откровенно мешающее другим участникам ДД, оно, согласно правилам, обязано не просто не препятствовать обгону, но и содействовать его успешному выполнению. Например, перестроиться на крайнюю правую полосу, или вовсе прекратить движение (на обочине дороги).
Отметим, что этот пункт правил касается только движения вне населённых пунктов и действует не только при совершении обгона, но и опережения.
Начинающие водители, как правило, с большой осторожностью идут на обгон, поскольку, во-первых, боятся нарушить один из пунктов правил, а во-вторых, ещё не умеют правильно рассчитывать безопасную дистанцию. Их с полным правом можно причислить к потенциально опасной категории лиц, управляющих транспортными средствами общего пользования.С другой стороны, многие автовладельцы, обладающие достаточным опытом и знаниями, часто переоценивают силы и возможности своего четырехколёсного друга, рассчитывая на то, что в случае непредвиденных ситуаций успеют безопасно завершить или отказаться от выполнения обгона.
Такие лихачи даже часто становятся виновниками дорожных происшествий с крайне тяжёлыми последствиями.
Поговорим теперь о пунктах ПДД, регламентирующих обгон с учётом дорожной разметки. Разрешается выполнять этот манёвр в следующих случаях:
- на двухполосных участках автодорог, если осевая разделительная полоса обозначена прерывистой линией;
- на трёхполосных участках дорог с аналогичными прерывистыми разделительными линиями;
- на автотрассах с комбинированной разметкой.
Но если учесть, что обгонных манёвров без выезда на встречку не бывает, то все перечисленные случаи можно отнести к разряду опережающих.
В последнее время участились случаи наезда транспортных средств на людей, находящихся на пешеходном переходе. Это грубейшее нарушение, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни большого количества пешеходов. Именно поэтому на «зебре» категорически запрещён не только обгон, но и ряд других потенциально опасных действий, например:
- движение задним ходом;
- встречный обгон (что это такое, мы расскажем ниже);
- разворот.
Причём все вышеперечисленные запреты касаются и ситуаций, когда люди на пешеходном переходе отсутствуют. Бывает и так, что сама разметка, обозначающая пешеходный переход, изрядно вытерта, или скрыта под слоем грязи, снега или луж. Это не освобождает водителей от ответственности, поскольку все подобные места дублируются соответствующими дорожными знаками.
Водителям, планирующим осуществить поездку за границу на собственном транспорте, мы рекомендуем ознакомиться с местной разметкой и дорожными знаками – вполне вероятно, что они будут отличаться от привычных. В качестве примера можно привести знак пешеходного перехода, выглядящий нетрадиционно в таких странах, как Австралия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия.
Ещё один нюанс касается обгона на мосту, в тоннеле, на эстакадах. Вернее, его запрета – несмотря на присутствие этого пункта в ПДД, перед каждым таким объектом устанавливают знак 3.
20, дублирующий запрет и напоминающий водителям о том, что это участок дороги, характеризующийся повышенной опасностью. При движении по участку дороги, обозначенному знаком 1.
14, следует также учитывать, что, независимо от градиента подъёма (цифры, указываемые непосредственно на знаке, указывающие на крутизну в градусах), обгон запрещён на конечном участке, поскольку обзор встречной полосы ограничен.
Но если трасса с двумя и более полосами движения в попутном направлении, то обгонять впереди едущий автомобиль без выезда на встречную полосу можно. Собственно говоря, такой манёвр уже будет считаться обгонным, и это ещё одна ситуация, объясняющая, чем отличается обгон от опережения.
Обгон на железнодорожном переезде – причина очень многих аварий, совершаемых из-за недисциплинированных водителей, причём зачастую страдает не та машине, которая пошла на обгон, а обгоняемая – ведь на завершающей стадии выполнения манёвра видимость ограничена уже у неё. Именно поэтому зона действия знаков 1.1-1.4.6 распространяется на участок дороги, предшествующий переезду (до 300 метров за пределами НП и за 100 после переезда в городах).
Мы обещали, что поговорим о двойном обгоне. Любой водитель знает, что это такое, и что двойной обгон запрещён вне зависимости от текущих дорожных обстоятельств и наличия запрещающих/разрешающих знаков. Но, как ни странно, в ПДД отсутствует определение этого термина, то есть оно употребляется как бы неофициально.
Зато в пункте 11.02 чётко прописано, что если едущий впереди водитель приступил к обгонному манёвру, вам его обгонять уже нельзя.В сущности, в современной трактовке, когда обгон сопряжён с выездом на встречную полосу, двойной обгон – это уже крайне рискованное мероприятие, с гарантированно непредсказуемыми результатами.
И в этой связи нужно чётко представлять себе, в чём заключается разница между опережением и обгоном. Многие водители, в силу привычки ориентируются именно на старую трактовку правил, где обгоном назывался манёвр, совершаемый и в рамках правой стороны дороги (при наличии двух и более полос для движения в одну сторону).
Нынешние правовые нормы – более либеральные, но и шансы встретиться с инспектором ГИБДД, который попытается «подвести» вас под нарушение, которого вы не нарушали, тоже ненулевые.
Так что выполнение манёвра, именуемого в народе «паровозиком», когда впереди вас с небольшой скоростью движутся две габаритные фуры, в соответствии с новыми правилами не является двойным обгоном, но этот факт нужно будет ещё доказать. Так что от этого лучше воздержаться. Эта ситуация во многом схожа с обгоном организованной колонны.
Под этим термином понимают движение каравана автомобилей в количестве не менее трёх, который сопровождается автомобилем со специальными сигналами (синие/красные проблесковые маячки, сирена). Обгон таких колонн запрещён, даже при отсутствии запрещающих знаков и разметки.
Наконец, нельзя не упомянуть термин «встречный разъезд», также часто используемый невпопад. Он характерен именно для российских дорог: у нас сужение дорожного полотна, вызванное непреодолимыми обстоятельствами (авария, падение дерева, ремонтные работы и пр.), встречается не так уж редко.
Если это дорога с тремя и более полосами – проблем обычно не возникает, но на двухполосных автотрассах приходится каким-то образом выходить из сложившейся ситуации – в противном случае за считанные минуты может образоваться многокилометровый затор, в зависимости от интенсивности автотрафика.
Часть водителей предпочтёт объезд препятствия по обочине, но это – злостное нарушение, касающееся солидным штрафом. Так что выезд на встречную полосу – вынужденная мера.
Именно такой манёвр и называется встречным разъездом, когда через узкий участок дороги попеременно движутся автомобили то в одну, то в другую стороны.Если такой разъезд не регулируется, действует простое правило: водитель, намеревающийся двигаться по встречной полосе, должен это делать только при отсутствии встречного транспорта, дожидаясь свободного окошка в потоке движущихся машин. Разумеется, этот манёвр к опережению причислить нельзя.
Чем отличается обгон от опережения, правила совершения этих маневров. – Адвокат Закон
В некоторых случаях опытные водители не в состоянии четко понять, обгон и опережение в чем разница, что значат данные понятия.
С подобными сложностями часто сталкиваются опытные водители и тем более начинающие. Нередко отсутствие подобных знаний ведет к неожиданной встрече с инспекторами и к аварийным столкновениям.
Транспортное средство, как показывает практика, является источником повышенной опасности, потому водитель в процессе осуществления им соответствующего маневра должен четко понимать, что он делает – обгон или опережение.
Перед тем как изучить особенности и отличия обгона и опережения, необходимо выяснить, что обозначают данные понятия, то есть, что такое обгон и что такое опережение.
Опережение – это движение по трассе транспортного средства со скоростью, превышающей рядом едущие автомобили. Подобный маневр производится строго в границах своего положенного движения.
Обгон далеко не всегда является нарушением ПДД. Если дорожная разметка позволяет осуществлять данный процесс, если нет запрещающих обгон знаков, если обгон проводится по всем правилам, он не будет нарушением закона.
Разница между обгоном и опережением
Отвечая на популярный вопрос, в чем заключается разница и отличие между опережением и обгоном, можно отметить, что с точки зрения стандартного ПДД, это принципиально разные термины и действия. Вот чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД.
Особенности производимого обгона
Сразу стоит отметить, что обгон является более опасным маневром.
В этих случаях он напрямую связан не только с обычным опережением рядом перемещающихся автомобилей, но с такими сопутствующими процессами, как:
- маневрирование влево;
- выезд на стандартную встречку или на рядом идущую полосу;
- последующее возвращение на исходную трассу.
К осуществлению стандартного обгона требуется относиться с особой внимательностью, так как в ПДД существует достаточно большое количество ограничений и запретов на совершение данного процесса.
Опережение – условия и правила опережения
Опережение – это движение, которое выполняется в границах принадлежащей водителю по правилам проезжей части.
При этом скорость движения превышает скоростные показатели рядом едущих транспортных средств.
В данном случае не предусмотрен выезд на рядом идущую встречную полосу, соответственно нет возвращения автомобиля на ранее занимаемую им дорожную полосу и сторону.
Порядок действий при совершении обгона или опережения – это не единственное отличие данных операций. Одним из основных отличий обгона от опережения является то, что второе можно осуществлять, как с левой стороны, так и справа.
Кроме того, обгон, как маневр, самым строгим образом ограничен ПДД, более того, запрещен в большинстве ситуаций. Для опережения подобных ограничений не существует. Водители имеют право совершать его в какой угодно ситуации.
Исключением может являться только очень плотное движение, когда все полосы на трассе заняты средствами передвижения.
: ПДД 2019. Тема: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами
В качестве заключения можно отметить, какие существуют наказания за не неправильный обгон.
Точно прописанных санкций за неправильно осуществленный обгон современный административный кодекс не предусматривает. При этом не нужно забывать о том, что выполнение автомобильного обгона может сопровождаться стандартным выездом на полосу идущего навстречу движения.
В 2019 году для наказания водителя задействуется статья 12.15 ч. 4. В зависимости от сложности нарушения водителю может быть назначен штраф, достигающий 5000 рублей. Также это может быть лишение человека водительского удостоверения примерно на 4-6 месяцев.