Разница между мировоззрением и философией
Философия и мировоззрение
Мировозрение(миросозерцание), система обобщенныхвзглядов на мир и место человека в нем,на отношение людей к окружающей ихдействительности и самим себе, а такжеобусловленные этими взглядами ихубеждения, идеалы, принципы познания идеятельности. На основе рациональногоосмысления культуры философии вырабатываетновые мировоззренческие ориентации.
Носитель мировоззрения — личность исоциальная группа, воспринимающиедействительность сквозь призмуопределенной системы взглядов.Мировоззрение имеет огромный практическийсмысл, влияя на нормы поведения, жизненныестремления, интересы, труд и быт людей.
Несмотря на то что существует весьмараспространенный взгляд на философскоезнание как на один из видов общественногомировоззрения, надо полагать, что этоне совсем так. Дело в том, что и бедуинобладает определенным видом мировоззрения,но о философских основах бытия он врядли имеет хоть какое-то понятие.
Разницамежду мировоззрением и философией какдвумя видами знания о мире в их неодинаковойнаправленности. Мировоззрение посуществу формируется как «мое» знание,важное для «меня» как личности, философияже всегда озабочена точкой зрения«другого», с позиции всеобщности.
Функции философии Мировоззренческие функции
1. Гуманистическая:философия укрепляет духовную сферучеловека, помогает определить смыслего жизни, сформулировать ориентирыего поведения и пр. Русский философXIXв. В.С. Соловьев говорил, что философия:”…освобождает человеческую личностьот внешнего насилия и давала ей внутреннеесодержание. Она делает человека вполнечеловеком”.
2.Социально-аксиологическая:философияразрабатывает и формирует представлениеоб общественном идеале, интерпретируетсоциальную реальность, критикует исопоставляет ее с идеалом. Функциякритики окружающей действительностивызвана неудовлетворенностью в нейчеловека, желанием ее изменить. Вфилософии разрабатываются представленияо ценностях: о добре, справедливости,красоте и т.д.
3.Культурно-воспитательная:философияучаствует в социализации личности,формируя ее духовные качества, устраняяпроблемы в общении и коммуникации.
Перечисленныевыше функции выявляют практическуюнаправленность философии, котораявыражается в основном в двух моментах:этико-воспитательном исоциально-преобразовательном.
4.Отражательно-информационная: философиясобирает, систематизирует, перерабатываетинформацию, которая хранится в видефилософских понятий, категорий, законов,принципов.
Методологические функции
1. Эвристическая:философия создает предпосылки научныхоткрытий, содействует приросту научныхзнаний и способна прогнозировать их.
2. Интегрирующая:философия сводит элементы человеческогоопыта в единую целостность; частныекартины и образы мира приводятся всоответствие друг с другом.
3. Координирующая:философия систематизирует, рационализируетдругие науки, координирует методы иязыки наук.
4. Логико-гносеологическая:заключается в разработке самогофилософского метода, в логико-гносеологическомобосновании познавательной деятельности
Открытой остаетсяпроблема средств философскогоисследования, поскольку нет широкогосистематизированного освещения данноговопроса. В частности это зависит отналичия различных мировоззренческихпозиций философов. Тем не менее, срединаиболее значимых средств познания вфилософии можно назвать следующие:
диалектика(греч.
dialegomai– рассуждаю,веду беседу) – учение о наиболее общихзаконах развития природы, общества имышления и основанный на этом ученииуниверсальный метод познания (в этомсмысле метафизика будет рассматриватьсякак антипод диалектики).
Диалектикаимеет множество исторических форм.Исходная – та, которую использовалиСократ и Платон, понимая ее как искусствоведения диалога. Итогом диалога являетсяустановление посредством множествавопросов границ проблемной области(границ неизвестного);
значительнуюроль в философском исследовании играютформально-логические методы, законы иправила (например, индукция и дедукция);
мысленныйэксперимент: философ конструируеткакую-либо идеальную модель, а затеммысленно экспериментирует с этимиидеальными объектами;
герменевтическаяинтерпретация – метод выявлениявнутреннего смысла текстов с цельюдостижения понимания;
большоеместо в творческом процессе философовзанимают иррациональные (лат. irrationalis– неразумный) средства: интуиция,элементы мистики, медитация и т.п.;
важнуюроль в философском творчестве играетсомнение, по Гегелю, “расшатываниетой или иной предполагаемой истины”;
необходимотакже отметить большое значение практикикак критерия истинности.
Философия в то жевремя не содержит в себе запрета наиспользование методов других наук врешении частных задач философскогопознания.
Соотношение философии и мировоззрения
Мировоззрение представляет собой совокупность разнообразных знаний, убеждений, мыслей, идеалов, образов, чувств и настроений, которые соединяются в общую картину, являясь своеобразным пониманием людьми мира и самих себя. Каково же соотношение между философией и мировоззрением? В данной статье мы кратко рассмотрим определение мировоззрения, а так же выясним какое место занимает философия в структуре мировоззрения.
Мировоззрение включает в себя знания, умения, впечатления, жизненный опыт, ценностные ориентации — суждения о добре и зле, красоте и уродстве, дружбе и вражде, благе и справедливости, любви и ненависти и т. д.
Таким образом, мировоззрение является особым видением и пониманием мира человеком, его места в мире, тем самым формируя жизненные позиции и определяя поведение и деятельность людей.
Другими словами, под мировоззрением понимается прежде всего духовное освоение мироздания с определенной точки зрения — с точки зрения взаимоотношения природы и человека. Объектом мировоззрения в данном случае выступает мир в целом.
Предметом мировоззрения является взаимоотношение мира природы и мира человека, макрокосмоса и микрокосмоса. Таким образом формируется основной вопрос мировоззрения — вопрос об отношении природы или мироздания как такового, и людей.
Типы мировоззрения классифицируются по различным признакам.
Схема 1. Классификация мировоззрения по различным критериям |
По степени исторического развития выделяют античное, средневековое и современное мировоззрение. По степени «теоретической зрелости» — жизненно-практическое и теоретическое мировоззрение. По критерию всеобщности — индивидуальное, групповое и общечеловеческое. И, наконец, по историческому типу — философское, религиозное и мифологическое мировоззрение.
Помимо типов, выделяют определенные компоненты мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.
Схема 2. Компоненты мировоззрения |
Мироощущение представляет собой эмоционально-психологическую сторону мировоззрения, которая выражается настроениями, чувствами, переживаниями.
Мировосприятие характеризуется созданием наглядных образов от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей, диаграмм.
Миропонимание, в свою очередь, отражает содержание мировоззрения в форме абстрактных понятий, формул, различных интеллектуальных моделей.
Формы мировоззрения
Как же соотносятся философия и мировоззрение? Для ответа на данный вопрос рассмотрим основные формы мировоззрения, которые имели место в истории культуры общества: мифология, религия, наука и философия.
1. Мифология — древнейшая форма мировоззрения. Она представляла собой своеобразную картину действительности, где переплетались как предания, так и правдивые повествования об исторических событиях. Силы природы олицетворялись.
Мифологическое мировоззрение являлось художественным, т. е. определялось как мировосприятие через чувственные наглядные образы в литературе, живописи, скульптуре.
2. Религия возникла в глубокой древности в виде анимизма (одушевления живых и неживых существ и предметов), тотемизма (поклонения животным предкам), фетишизма (наделения волшебными свойствами вещей и явлений) и магии (веры в способность человека с помощью ритуалов влиять на людей, животных, природные силы, духов и богов).
Позже религия становится самостоятельной формой мировоззрения, появляются мировые религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм.
3. Наука формируется как мировоззрение на основе содержания мифологии, вбирая в себя реалистические элементы мифов, представляющие собой накопленный и зафиксированный в знаниях опыт практической деятельности людей по освоению и преобразованию окружающей среды. Начинает строится научная картина мира.
4. Философия как особая специфическая форма мировоззрения представляет собой системно-рационалистическое ядро, в котором взаимодействие мироздания как такового, природы и людей духовно осваивается, осознается в логической системе понятий и категорий. Системность определяет содержание философии, а рациональность — ее форму и содержание.
Философия занимает особое место в структуре мировоззрения: ее невозможно непосредственно вывести из мифологии или представить как обобщенный опыт практической деятельности людей. В свою очередь, философия отделима от религии, так как стремится дать рациональное, разумное объяснение действительности.
Философское мировоззрение специфично, имеет рефлексивный характер, то есть знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Религия и наука являются оппозиционными формами мировоззрения: они альтернативны и непримиримы между собой.
Философия же призвана служить мостом между религией и наукой, выстраивая теоретические конструкции между воображением и фактами, которые сами по себе дают одностороннюю и недостаточно полную картину действительности.
Таким образом, философия как составная часть мировоззрения является его центром, системообразующим ядром, обеспечивающим его целостность и полноту.
Виды мировоззрения
Таким образом, к мировоззрению имеют отношение как искусство, мифология и религия, так и философия. В зависимости от решения (сознательного или стихийного) основного вопроса мировоззрения различают два типа мировоззрения.
В первом случае мировоззрение духовно усваивается (осознается) людьми через перенесение на него явных и неявных качеств и форм человеческой жизни. Во втором случае люди осознают себя через природу, перенося на себя качества, свойства и законы мироздания как такового, природы. Оба решения неверны. Природа не антропоморфна.
Человек и общество — это такие части природы, которые существуют по своим законам. Но неверны эти решения по-разному. Первое решение неверно абсолютно. Это тупик. Второе решение неверно относительно.
Открытие законов общественного развития возможно лишь при фундаментальном допущении того, что человек как естественное существо есть часть и продукт природы и что его естественные потребности первичны и могут быть удовлетворены лишь через материальное производство.
1. Социоантропоморфическое мировоззрение — мировоззрение первого уровня и первого вида. В этом мировоззрении мироздание духовно осваивается людьми на образно-представленческо-эмоциональном уровне путем перенесения на природу явных и неявных качеств человека как общественного существа и общества в целом.
Социоантропоморфическое мировоззрение не едино. Скорее можно говорить о социоантропоморфическом мировоззренческом комплексе, чем о социоантропоморфическом мировоззрении как таковом. В этот комплекс входят мифологическое, религиозное и частично художественное мировоззрения.Если некое человеческое свойство представить отвлеченно от его носителя, человека, то образуется элемент мифологического мировоззрения, где образ становится равным его значению, т. е. понимается безусловно.
Такая позиция станет началом мифологического образа — вымышленного существа.
Однако миф становится частью религии лишь тогда, когда он приурочен к религиозному действию, к обряду и культу, когда он входит в систему псевдопрактического, иллюзорного взаимоотношения людей и антропоморфизированной природы.
К социоантропоморфическому виду мировоззрения относится лишь субъективное художественное мировоззрение. Это такое художественное мировоззрение, при котором изображаемое в значительной степени подменяется производимым им субъективным впечатлением, когда объект служит раскрытию состояния субъекта.
Такое художественное мировоззрение можно назвать импрессионистско-лирическим.
2. Второй вид мировоззрения — объективное художественное мировоззрение — мировоззрение первого уровня. Объективное художественное мировоззрение делает акцент на взаимоотношениях общества и человека, природы — и общества и человека.
Его можно назвать натуралистически-реалистическим.
От художественного мировоззрения, как субъективного, так и объективного, следует отличать мировоззрение художника, которое может быть религиозным, философским или даже обыденным.
3. Третий и четвертый виды мировоззрения образуют философский мировоззренческий комплекс. Это мировоззрение второго уровня. В нем взаимоотношение мироздания как такового, природы и людей духовно осваивается, осознается в логической системе понятий и категорий.
Рационализированность и системность — таковы главные видовые отличия философии как таковой. Философия — это системно-рационализированное мировоззрение.
Системность определяет содержание философии, поиск ею субстанции мироздания, а рационализированность — ее форму, ее уровень.
Что касается основного вопроса мировоззрения, то в философии на втором уровне мировоззрения он принимает форму основного вопроса философии, вопроса об отношении бытия (этой абстрагизированной природы) и мышления, сознания (этого абстрагизированного человека).
Философский идеализм, будучи, в отличие от социоантропоморфического вида мировоззрения, освоением мира «мыслящей головой», принадлежит ко второму уровню мировоззрения, но, раскрывая бытие через дух, мышление, «я», он принадлежит к первому виду мировоззрения. Для философского идеализма характерен неявный специфический антропоморфизм: природа уподобляется если не человеку в целом, то его духу, мышлению, сознанию.
Философский материализм принадлежит ко второму уровню и ко второму виду мировоззрения. Речь здесь идет лишь о домарксовском «натуралистическом» материализме, который именно и пытался свести понимание людей и человеческого общества к законам природы.
Различая здесь материализм и идеализм как разные виды мировоззрения, следует подчеркнуть, что в этом смысле они едины.И тот и другой являются все же философией — высшим видом мировоззрения и специфической формой общественного сознания, частью идеальной настройки.
Однако нельзя не учитывать, что если философский материализм отличается от социоантропоморфического вида мировоззрения и по форме (методу) и по содержанию (типу), то философский идеализм — лишь по форме, и это различие существенно.
По отношению к философии искусство, мифология, религия, не переставая существовать сами по себе, выступают в качестве парафилософии (буквально «окололюбомудрия»), где две ее части — мировоззрение и наука — вступают во взаимодействие и противоречия, определяя тем самым влияние на философию и соответственно уровень, на которым находится философское мировоззрение.
материалы по теме:
Важно ли для человека его мировоззрение
Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:
Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.
Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.
Функции мировоззрения
В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках.
Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали.
В этом вопросе может помочь специалист.
Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.
Исторические типы мировоззрения
На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.
В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.
Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.
Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.
Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.
Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.
Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.
Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.
Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.
Уровни мировоззрения
Понятие мировоззрения содержит три уровня:
- Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
- Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
- Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.
Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.
Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.
Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями.
Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям.
А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
Мировоззрение в философии
Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.
Философия (в переводе с др. греч.
— любомудрие; любовь к мудрости) — это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества.
Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.
Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям.
В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности.
Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.
В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.
Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.
Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
— мир материален;
— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим.
В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература.В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете.
С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений.
Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать».
Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий.
Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах.
Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Проблема происхождения философии. Исторические формы мировоззрения, их взаимосвязь и различия -Философия
Библиографическая запись: Проблема происхождения философии. Исторические формы мировоззрения, их взаимосвязь и различия // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2016-05-27 12:51:26. – URL: https://myfilology.ru//174/problema-proisxozhdeniya-filosofii-istoricheskie-formy-mirovozzreniya-ix-vzaimosvyaz-i-razlichiya/ (дата обращения: 31.01.2020)
Проблема происхождения философии. Исторические формы мировоззрения, их взаимосвязь и различия Метаданные:
Enottt Администратор
Концепции происхождения философии,исторические типы мировоззрения.
Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир.
С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Философия – это, таким образом, не просто новая дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззрения чувств.
Имеется ли внутреннее деление философской проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий человека с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем. структкрой философского знания, и прежде всего потому, что античная философия включала в себя тот состав знания, который в последствии отошел к естественным наукам.
И все же уже в античности говорилось об онтологии – учении о бытии и о гносеологии или эпистемологии- учении о познании, и о логике – учении о формах мышления.
Для того, чтобы иметь возможность говорить о происхождении философии, необходимо ответить на вопросы: из чего, как, когда, где и почему возникает философия? Ответы на них выявляют различные точки зрения.
Вопрос о том, где возникла философия, — это вопрос о степени теоретичности древнеиндийской, древнекитайской, вообще древневосточной философии.
Вопрос о том, когда возникла философия — не только о хронологии, но и о том, на какой ступени общественного развития становится возможной философия как новая форма общественного сознания и новый вид мировоззрения и на какой ступени эта возможность реализуется. Далее в статье мы кратко рассмотрим эту проблему.
При ответе же на вопрос, из чего возникла философия, все концепции генезиса философии делятся на две группы. Возникают мифогенная и гносеогенная концепции генезиса философии.
Религиогенная, мифогенная, социальная, эклектическая, гносеогенная концепции:
Религиогенная концепция происхождения философии заключается в том, что философия не возникает как совершенно новое явления, но есть по своей природе тем же, чем является и религия, различия только формальные. Если в религии это представления, то в философии это понятия. Согласно ей, проблематика и содержание первых философских систем было заимствовано из религии.
В ней дается трактовка природных явлений как явлений этических, в которых человек стремится распознать безличные нормы природы, обращаясь не к богам, а к разумным формам совместной жизни, зависящих от нравов этноса. Окружающая человека реальность всегда существует в определенных нормах, подчиняется определенным законам, поэтому поведение человека детерминируется разумным основанием.
Мифогенная концепция – её суть заключается в предположении о том, что философия является вершиной мифа.
Разберем эту концепцию подробней. Изначально человек придумал вымыслы и легенды, которые по своей сути являются аффективным, эмоциональным способом постижения мира.
Затем совершенно естественное развитие мифов породило отдельное направление, которое направленно на понимание бытия при помощи разума и логики. У этой концепции, раскрывающей происхождение философии, есть важное преимущество.
Она учитывает тот факт, что изучение и понимание жизни невозможно лишь при помощи одной логики. Философия, как вершина мифа, – это не просто разумный способ познания, но и постижение бытия при помощи эмоциональной составляющей мышления личности.То есть, концепция признает, что мыслитель должен пользоваться не только логикой, но и всеми другими инструментами, которые есть в его распоряжении. В частности, имеется в виду индивидуальный чувственный опыт философа, а не просто теоретические рациональные схемы.
Социальная концепция – концепция М.К. Петрова, показывающая, как дом Одиссея послужил основой построения системы устройства греческого государства – полиса, и бросающая свет на чудо зарождения философии из особых социально-политических и экономических условий.
Эклектическая концепция – согласно ей философия возникает не как таковая, а как философский материализм и философский идеализм. Материализм — продолжение «линии знания», идеализм — продолжение «линии веры». Эта концепция неверна в своем схематическом упрощении.
Конечно, материализм и идеализм принципиально различны и противоположны, но исторически философия возникает как таковая, а ее поляризация на материализм и идеализм — достижение определенной, достаточно зрелой стадии. Для генезиса философии первостепенную роль играет изменение уровня мировоззрения.
Распадание же философии по типам — явление вторичное.
Гносеологическая концепция. Концепция происхождения философии, исходящая из осмысления греками существования мира, Космоса, получила название гносеологической концепции. Ее суть:
- 1. Философия зарождается как натурфилософия, ее интересуют вопросы, касающиеся устройства мироздания, природы, космоса.
- 2. Философию более интересуют не вопросы о происхождении, а вопросы о существовании этого Космоса, о подчинении этого Космоса разумным нормам.
- 3. Поведение человека как микрокосмоса также строится на разумных началах.
- 4. Гносеологическая концепция подчеркивает различие мифа и Логоса.
Исторические формы мировоззрения, их взаимосвязь и различия
Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
1. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества.
Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.
Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы).
Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.
Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил.
Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев – с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался.
Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.
Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью.
Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.
2. Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности.
Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства.Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию – оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога.
Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии.
Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.
3. Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем – философии.
Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.
Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем.
Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие.
В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности.
Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?
27.05.2016, 4065 просмотров.