Разница между крымскими и казанскими татарами

Чем отличаются сибирские, астраханские, поволжские и крымские татары

Разница между крымскими и казанскими татарами

Об истории

— у поволжских татар финские и булгарские корни. Ярко выраженных особенностей во внешности нет. Это наиболее европеизированная часть татар

— проживают на территории Республики Татарстан.

О языке

— татарский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи

— выделяется три диалекта — западный, казанско-татарский и сибирско-татарский.

О кухне

— татарская кухня — одна из самых вкусных. Например, чак-чак — татарское национальное блюдо — стало любимым лакомством многих народов

— основные блюда — мясо-молочная и растительная пища, популярна конина. Готовят много выпечки, например, баурсаки

— из напитков популярны — чай, айран, ширбэт.

О культуре

— поволжских татар отличал высокий уровень мастерства обработки кожи, шитья золотом. Все еще развиты ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное и ювелирное ремесла

— представители этой нации с уважением относятся к религии и старшим

— самым значимым праздником народов считается Сабантуй. На праздник на городской площади устраивают спортивные соревнования, национальные игры, проводят скачки на лошадях.

Крымские татары

Об истории

— крымские татары считаются отдельным этносом. Культура сформировалась под влиянием Турции, а также местных крымских народов

— внешне они смуглые и темноволосые, отмечают монголоидные черты

— этнос образовался на территории Крыма.

О языке

— язык и традиции отличаются от других татар, в первую очередь интонацией и фонетикой

— многие слова и выражения татарского языка крымские татары не понимают

— язык относится к огузо-кыпчакской ветви тюркских языков. Свободно говорят на русском, украинском и крымско-татарском.

О кухне

— национальная кухня богата и разнообразна. Это связанно с тем, что на протяжении своей истории крымские татары соприкасались с культурой Греции, Турции, Украины, Кавказа, Средней Азии

— распространены сытные мясные блюда, в основном из баранины или говядины, популярны лагман, плов и сарма

— из традиционной выпечки стоит отметить кубете — сочный пирог с мясом, картофелем и луком

— традиционны восточные сладости, излюбленное лакомство — пахлава.

О культуре

— основные занятия крымских татар — табаководство, виноградарство, садоводство, животноводство. Татары славились как хорошие ремесленники

— отличаются ювелирным мастерством, украшения изготавливались из золота, серебра

— главный праздник Наврез — начало хозяйственного года и весны, проводится 22 марта.

Сибирские татары

Об истории

— сибирские татары выглядят более монголоидными, хотя тоже темноволосые и темноглазые

— занимали территорию Западной Сибири.

О языке

— сибирско-татарский диалект.

О кухне

— в еде предпочитают использовать мясные блюда из свинины, лосятины, птицы и молочные продукты — айран, сливки, масло, сыры.

О культуре

— на культуру и язык оказали сильное влияние древнесибирские и среднеазиатские корни. Поэтому многие названия и материальную культуру народ позаимствовал у них

— сибирские татары считаются более гостеприимными, чем русские сибиряки. Для татар характерна приверженность к семье

— от природы сибирские татары считаются хорошими торговцами

— в основном занимались скотоводством. С давних времен выращивают лошадей, различные виды рогатого скота, в редких случаях растят верблюдов

— из праздников выделяют восточный Новый год — Амаль, пришедший от тюрков, до сих пор празднуется во время весеннего равноденствия.

Астраханские татары

Об истории

— у астраханских татар сочетаются европеоидные черты поволжских татар и монголоидные от казахов и киргизов

— сформировалась общность татар на территории современной Астраханской области.

О языке

— на культуру и язык оказали влияние ногайские и кавказские корни

— в основном астраханские татары разговаривают на татарском языке, но многие владеют уникальным диалектом.

О кухне

— астраханские татары предпочитают не только традиционную татарскую кухню, но и астраханские блюда

— у них особые приемы приготовления, например, овощного варенья

— сильное влияние на кухню также оказали русские традиции, поэтому выделяется блюдо — пироги с разными начинками.

О культуре

— основу традиционного хозяйства составляли животноводство, бахчеводство и рыболовство

— астраханские татары — хорошие виноделы и садоводы. До сих пор на их территории выращивают арбузы и дыни, которые отправляются на продажу в другие регионы России

— среди праздников выделяют Ураза-байрам и Курбан-байрам

— новогодний праздник Навруз отмечали 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно наступление весны.

Крымские татары — жизнь прекрасного народа

Разница между крымскими и казанскими татарами

Крымские татары сформировались как тюркский народ с исламской религией и в настоящий момент в основном проживают на полуострове Крым. Формирование народа длилось несколько веков. По разным оценкам, в общей сложности становление заняло от 10 до 12 веков. Крымских татар отличает уникальная и самобытная культура, приверженность традициям и особый семейный уклад.

Название

Феномен происхождения названия «крымские татары» связан с широкой распространенностью этнонима. Так как народ считается тюркским, то, по устоявшейся традиции, его относили к татарам, как и почти всех тюрков во времена Российской империи. Крымские татары определяют себя как «крымцы» («крымтатары»), хотя иногда пользуются устоявшимся этнонимом.

История

Специалисты предполагают, что история крымских татар началась с 1233 года, когда на территорию полуострова пришли золотоордынцы. Споры о том, насколько современные потомки близки к своим далеким предкам, продолжаются до сих пор.

В 1944 году народ пережил депортацию. Примерно 240 тысяч человек были массово высланы из Крыма. Основной причиной было обвинение в измене СССР и сотрудничество с фашисткой Германией. Из-за депортации погибли тысячи людей.

Ее пагубные последствия сказываются даже на жизни современных крымских татар.

Религия

Главной религией народа признан ислам. Одним из первых эту религию нес в массы Малик Аштер. Считается, что миссионер был близок самому пророку Мухаммеду.

Исламская доктрина оказала большое влияние не только на жизнь, но и военное дело крымских татар. Даже во время походов воины следовали ритуалам, молились и соблюдали предписания Корана.

Первой религиозной постройкой (1262 год) является мечеть в Солхате, который теперь называют Старым Крымом.

Традиции

Главной традицией у крымских татар является ритуал гостеприимства. Если гость является желанным, то ему обязательно преподнесут чай. О намерении вести долгую беседу свидетельствует малая порция.

Чем больше чая гостю наливают, тем меньше с ним хотят разговаривать. Поэтому, если чай налили до краев, значит беседа должна быть короткой. После трапезы старший в доме читает молитву.

Только после нее можно вставать из-за стола.

У крымских татар был обряд «хна геджеси» — ночь хны, когда невесте красили волосы, красили части тела. Это имело и гигиеническую основу, потому что хна обеззараживала руки, ноги, ногти, где могла бы быть какая-то зараза.
Хной рисовали важные знаки.

Например, знак, который можно увидеть на килимах, — ромб с точкой внутри, рисовали невесте на правой руке. На левой руке рисовали круг — это тоже женский знак, означающий плод, точка внутри — это семя. Сейчас есть мода на мехенди, которая пришла из Индии, из Европы.

Но многие крымские татары против нее, ведь у них есть богатая орнаментальная палитра, поэтому к чужим традициям зрелое поколение относится скептически.

Свадьба

Свадебный обряд имеет важное значение в жизни крымского татарина. Подготовка к такому мероприятию проводится особо тщательно. На нем должно присутствовать как можно больше родственников. Даже на роль официантов отбирают мужчин, близких к семье жениха и невесты.

Привычного в понимании россиянина или украинца тамады на торжестве нет. Его заменяет руководитель — агьас. Согласно обряду, жених и невеста должны приехать в дом вечером. Их обязательно сопровождают друзья и родственники.

Сначала пара проходит в комнату, где их угощают сладостями, затем им надлежит отдохнуть. Руководитель согласовывает свадьбу с отцом девушки. На свадьбе гости выходят по очереди, каждый преподносит подарок. Если свадебный обряд должен проводиться на стороне жениха, то за невестой едут его родственники.

На свадьбу опаздывать ни в коем случае нельзя, поэтому время подгадывают заранее. Приданое семье невесты привозят за несколько дней до начала церемонии и держат в отдельной комнате. Со стороны семьи невесты младший сын обязан доставить Коран жениху, пока девушка получает благословение от родителей.

Невесте дарят пояс-кушак, а к автомобилю, на котором она поедет к будущему мужу, привязывают длинную белую нить.

Когда невеста прибывает к дому жениха, младший сын из ее семьи (или мальчик из семьи друзей) преподносит Коран матери жениха. Та в свою очередь должна дать поощрение. Невесту сопровождает маленькая процессия, посыпающая ее платье монетами, конфетами и зерном.

Праздники

Крымские татары отмечают несколько праздников, в том числе Новый год. Так называемый Йыл Геджеси отмечают 22 декабря. Считается, что именно этот день является началом зимы. На праздник готовят пирог с мясом и рисом. В центр помещают некрашеное яйцо. Вместе с пирогом подают халву.Яйцо нужно немного смазать сажей, оставшейся в казане.

Как только на улице стемнеет, мальчишки выворачивают шубы наизнанку, накидывают их и бегают по дому. Довольно забавно выглядят их просьбы угостить сладостями. Мальчишки кричат, что если их угостят, то у дарующего обязательно родится мальчик, а если он откажет, то «плешивая дочь». Девушки на Новый год устраивают колядование, а юноши дарят понравившимся девушкам маленькие угольки.

Взяв уголек, девушка соглашается на сватовство.

Одним из древнейших праздников является Наврез. Праздник отмечают в честь начала хозяйственного года.

К его наступлению нужно прибраться в доме, подготовиться к пахоте, сделать маски, сварить и покрасить яиц. Хозяйки выпекают печенье в виде рогов барашков, а дети прыгают через костер.

Детвора наряжается в костюмы коз, стучится в окна и поздравляет с Наврезом. Хозяева домов должны одаривать детей сладостями

Внешность

Этнографы, посетившие поселения крымских татар в 19 веке, отмечали, что лица людей имеют «хороший» цвет, правильные нос и рот. Брови и ресницы черные, при этом отсутствует скуластость и «широкость».

Жители степей имели невысокий рост, отличались сутулостью, узкими глазами, небольшим носом, редкой бородой и черными как смоль волосами. Обитатели гор, в противоположность степным, были высокими, крепкими и стройными.

Лица их были продолговаты, а волосы густые.

Одежда

Орнаменты вышивки, ткачества у крымских татар удивительные, и их очень много. Восточный мотив в одежде народа всегда был главным. Люди из высших сословий носили наряды из бархата, украшенные драгоценными камнями и серебром.

Золото татары считают плохим металлом, якобы в нем может жить шайтан, способный погубить человека. Однако солнечный блеск всегда в почете, поэтому элементы могли покрывать позолотой.Крымские татары уделяют цветам большое внимание.

Белый считается цветом счастья, а черный символизирует траур. Золотистый и желтый означают богатство, процветание, чистоту духа и тела. С ними традиционно связывают солнце.

Красный цвет дает защиту, а розовый обычно использовался для пошива женской одежды, и носили ее незамужние девушки. Замужним же нужно носить одежду зеленого или синего цветов.

Тюбетейка — популярный мужской головной убор. Но сейчас на улице его редко увидишь. Шапочка давно уже перешла в разряд сувенирной продукции. Бархатную тюбетейку, богато расшитую бисером или канителью, найти совсем нетрудно. Своим брендом татары гордятся и продают на праздничных ярмарках.

В старину шерстяные нити окрашивали отварами корней, листьев или цветов растений, произрастающих в Крыму.

Праздничные наряды крымских татар вышивали и выкладывали орнамент золотыми и серебряными нитями (сырма, сом сырма).
В дни траура в доме умершего носили темную одежду (къаралар киелер). Однако в некоторых районах Крыма траурным считали белый цвет.

Еда

Кухня крымских татар уникальна, поскольку включает традиции украинской, греческой, турецкой, русской, итальянской и российской кухонь. Южане предпочитают овощные блюда, рыбу, фрукты. Степные жители употребляют молочные продукты, много мяса. Культура питания крымских татар начала формироваться еще в древние времена.

Людям было необходимо есть сытную пищу, чтобы выживать в горах. Благодаря этому родилось множество рецептов для заготовки мяса: копчение, сушка, засаливание.
Особое место занимают и мучные изделия. Для их изготовления используют дрожжевое тесто. Хлеб воспринимается крымскими татарами как священный продукт.

Сладкая выпечка обожаема детьми и взрослыми. Одна из примечательных особенностей сладостей у местного населения — мясная начинка (например, мясо используется для приготовления катламы). Популярными блюдами остаются чебуреки, различные пловы, пироги. Помимо баранины, крымские татары используют индейку, конину.

Из напитков употребляют кофе, бузу, кобылье молоко и айран.

Жилище

Крымские татары живут в традиционных постройках, которые делятся на 4 типа:

  • бахчисарайские дома;
  • деревенские бахчисарайские дома;
  • степные дома Симферополя;
  • южнобережные дома.

Для бахчисарайского дома характерно корпусное деление. Несколько корпусов образуют единый дом, причем корпуса могут быть соединены калитками. Возле таких домов принято создавать сады для выращивания винограда и фруктовых деревьев. Домики строятся из натурального камня, имеют прямоугольную форму. В качестве цемента используется глина.

Деревенские дома строят из дубовых досок, реже из сруба. Фундамент возводят из камня, свод крыши представляет собой обтесанные брусья. Дома, расположенные в степных районах Симферополя, характеризуются наличием пустых дворов, огороженных маленькими заборами. Крыши в таких домах двухскатная, а основным строительным материалом служит кирпич.

Другая особенность — наличие хлева.

Южнобережные дома схожи с кавказскими, имеют такое же расположение комнат, строятся крестовидно, будто один на другом.

Характер

  1. Крымские татары очень спокойные люди и равнодушные к суете. Одновременно они могут часами неустанно вести беседы и проявлять любопытство к каждой мелочи. В работе проявляют усердие, сосредотачиваются на деле, не желая отвлекаться на мелочи.
  2. Всем татарам свойственно делать важный вид, особенно в общественных местах.

    При этом они остаются довольно скромны.

  3. В отношении жилья люди очень трепетны. Стараются сохранять чистоту и беречь каждую вещь.
  4. Большое влияние на характер и жизненный уклад оказывает Коран, требуя соблюдения важных правил.
  5. К великодушию крымский татарин отнесется соответственно.

    Здешний народ считает, что ко всякому, чей хлеб ты ел, нужно относиться с особым почтением.

  6. Людей, которые кажутся странными, крымские татары стремятся избегать.

Последние десятки лет негативно сказались на жизни населения, которое пережило массовую депортацию.

Многие озабочены сохранением и восстановлением культуры народа, но тем не менее проявляют живой интерес к приезжим, стремясь узнать как можно больше о культуре гостя.

В видеоролике демонстрируется неповторимый по красоте национальный танец Хайтарма.

Крымские татары: история, традиции и обычаи

Разница между крымскими и казанскими татарами

Крымские татары — народность, зародившаяся на полуострове Крым и на юге Украины. Специалисты утверждают, что этот народ пришел на полуостров в 1223 году, а обосновался с 1236 года. Толкование истории и культуры этого этноса туманно и многогранно, что вызывает дополнительный интерес.

Описание народности

Крымцы, крымчаки, мурзаки — наименования этого народа. Проживают в Республике Крым, Украине, Турции, Румынии и т.д. Несмотря на предположение о разнице между казанскими и крымскими татарами, специалисты утверждают о единстве истоков этих двух направлений. Различия возникли в связи со спецификой ассимиляции.

Исламизация этноса произошла в конце XIII века. У него есть символы государственности: флаг, герб, гимн. На флаге голубого цвета изображена тамга — символ степных кочевников.

На 2010 год в Крыму зарегистрировано около 260 тыс., а в Турции насчитается 4-6 млн представителей этой народности, которые считают себя турками крымского происхождения. 67% живут не в городских районах полуострова: Симферопольский, Бахчисарайский и Джанкойский.

Свободно разговаривают на трех языках: крымско-татарском, русском и украинском. Большинство говорит на турецком и азербайджанском языках. Родной язык — крымско-татарский.

Крым — полуостров, заселенный греками уже к V-IV векам до н. э. Херсонес, Пантикапей (Керчь) и Феодосия — крупные греческие поселения этого периода.

По мнению историков, славяне осели на полуострове после многократных не всегда успешных вторжений на полуостров в VI веке н. э., сливаясь с местным населением — скифами, гуннами и готами.

Татары стали делать набеги на Тавриду (Крым) с XIII века. Это привело к созданию татарской администрации в городе Солхате, позднее переименованном в Кырым. С XIV века так стали называть полуостров.

Первым ханом признали Хаджи Гирея, потомка хана Золотой Орды Таш-Тимура — внука Чингисхана. Гиреи, называя себя Чингизидами, предъявляли права на ханство после разделения Золотой Орды. В 1449 году его признали Крымским ханом. Столицей стал город Дворец в садах — Бахчисарай.

Распад Золотой Орды привел к миграции десятков тысяч крымских татар в Великое княжество Литовское. Князь Витовт использовал их в военных действиях и для наведения дисциплины среди литовских феодалов.

Взамен татары получали земли, строили мечети. Постепенно ассимилировались с местными жителями, перейдя на русский или польский язык.

Татары-мусульмане не подвергались гонениям со стороны церкви, так как не препятствовали распространению католицизма.

В 1454 году крымский хан заключил договор с Турцией по борьбе с генуэзцами. В результате турецко-татарского альянса в 1456 году колонии обязались выплачивать дань туркам и крымским татарам. В 1475 году турецкие войска при содействии татар заняли генуэзский город Кафу (по-турецки Кефе), после — Таманский полуостров, покончив с присутствием генуэзцев.

В 1484 году турецко-татарские войска завладели черноморским побережьем. На этой площади было основано государство Буджицкая Орда.

Мнение историков по поводу турецко-татарского альянса разделились: одни уверены, Крымское ханство превратилось в вассала Оттоманской империи, другие считают их равноправными союзниками, так как интересы обоих государств совпадали.

В реальности же ханство зависело от Турции:

  • султан — предводитель крымских мусульман;
  • семья хана жила в Турции;
  • Турция скупала невольников и награбленное;
  • Турция поддерживала нападения крымских татар;
  • Турция помогала вооружением и войсками.

Длительные военные действия ханства с Московским государством и Речью Посполитой приостановили русские войска в 1572 году в битве при Молодях. После битвы ногайские орды, формально подчиняющиеся Крымскому ханству, продолжали набеги, но число их сильно сократилось. Сторожевые функции взяло на себя сформировавшееся казачество.

Жизнь крымских татар

Особенность народа заключалась в непризнании оседлого образа жизни до XVII века. Земледелие развивалось слабо, в основном было кочевым: земля обрабатывалась весной, урожай собирался осенью, после возвращения. В результате получался маленький урожай. Людей за счет такого земледелия прокормить было невозможно.

Источником жизнедеятельности для крымских татар остались набеги и грабежи. Войско хана не было регулярным, состояло из добровольцев. В крупных походах участвовало 1/3 мужчин ханства. В особо крупных — все мужчины. В ханстве оставались только десятки тысяч невольников и женщины с детьми.

Быт в походе

Татары не использовали в походах обозы. В повозки дома запрягались не лошади, а волы и верблюды. Эти животные к походам непригодны. Лошади сами находили себе еду в степях даже зимой, разбивая копытом снег. Каждый воин брал с собой в поход 3-5 лошадей для увеличения скорости при замене уставших животных. Кроме того, лошади — дополнительная еда для воина.

Основное оружие татар — луки. Они попадали в цель со ста шагов. В походе имели сабли, луки, нагайки и деревянные шесты, которые служили опорами для шатров. На поясе держали нож, кресало, шило, 12 метров кожаной веревки для пленных и инструмент для ориентирования в степи. На десять человек брался один котелок и барабан.

У каждого была при себе свирель для оповещения и бадья для воды. Питались в походе толокном — смесью муки из ячменя и проса. Из этого делался напиток пексинет, в который добавляли соль. Кроме того, у каждого было поджаренное мясо и сухари. Источник питания — слабые и травмированные лошади.

Из конины готовили вареную кровь с мукой, тонкие пласты мяса из-под седла лошади после двухчасовой скачки, вареные куски мяса и т. д.

Забота о лошадях — самое важное для крымского татарина. Лошадей плохо кормили, считая, что они восстанавливают силы сами после долгих переходов. Для лошадей использовались облегченные седла, части которых использовались всадником: нижняя часть седла — ковер, основа — для головы, бурка, натянутая на жерди, — шатер.

Татарских лошадей — бакеманов – не подковывали. Они небольшого роста и неуклюжи, одновременно с этим выносливые и быстрые. У богатых людей красивые кони, подковой для них служили рога коров.

Крымцы в походах

У татар особая тактика ведения похода: на своей территории скорость перехода невысокая, с сокрытием следов передвижения. За ее пределами скорость снижалась до минимума.

Прятались во время набегов крымские татары в оврагах и лощинах от врагов, ночью не разводили костры, не давали лошадям ржать, отлавливали языков для получения разведданных, перед сном крепили себя арканами к скакунам для быстрого ухода от неприятеля.

В составе российской империи

С 1783 года начинается «Черное столетие» для народности: присоединение к России. В указе 1784 года «Об устройстве Таврической области» управление на полуострове реализуется по российскому образцу.

Знатные вельможи Крыма и верховное духовенство сравнялись в правах с российской аристократией. Массовый отъем земель привел к эмиграции в 1790-е и 1860-е годы, во время Крымской войны, в Османскую империю.

Три четверти крымских татар ушло с полуострова в первое десятилетие власти Российской империи. Потомки этих мигрантов создали турецкую, румынскую и болгарскую диаспоры.

Эти процессы привели к опустошению и приведению в запустение сельского хозяйства на полуострове.

Жизнь в составе СССР

После Февральской революции в Крыму предпринималась попытка создания автономии. Для этого созвали крымско-татарский курултай из 2000 делегатов. На мероприятии избрали Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК). Большевики не учитывали решения комитета, и в 1921 году была сформирована Крымская АССР.

Крым во время Великой Отечественной войны

В оккупацию с 1941 года создавались мусульманские комитеты, которые переименовывались в Крымский, Симферопольский. С 1943 года организация была переименована в Симферопольский татарский комитет. Независимо от названия к ее функциям относились:

  • противостояние партизанам — сопротивление освобождению Крыма;
  • формирование добровольных отрядов — создание айнзацгруппы D, в которой насчитывалось около 9000 человек;
  • создание вспомогательной полиции — к 1943 году насчитывалось 10 батальонов;
  • пропаганда нацистской идеологии и т. д.

Действовал комитет в интересах формирования отдельного государства крымских татар под эгидой Германии. Однако это не входило в планы нацистов, которые предполагали присоединение полуострова к Рейху.

Но было и противоположное отношение к нацистам: к 1942 году шестая часть партизанских соединений — крымские татары, которые составляли Судакский партизанский отряд. С 1943 года велась подпольная работа на территории полуострова. В Красной Армии сражались около 25 тысяч представителей народности.

Депортация крымских татар

Сотрудничество с нацистами привело к массовым выселениям в Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, на Урал и иные территории в 1944 году. За два дня операции было депортировано 47 тысяч семей.

С собой разрешалось брать одежду, личные вещи, посуду и продукты в количестве не более 500 кг на семью. В летние месяцы переселенцам предоставляли продукты в счет оставленного имущества. Только 1,5 тыс. представителей народности осталось на полуострове.

Возвращение в Крым стал возможным только в 1989 году.

Праздники и традиции крымских татар

В обычаи и ритуалы входят мусульманские, христианские и языческие традиции. Праздники основаны на календаре сельскохозяйственных работ.

Звериный календарь, привнесенный монголами, отображает влияние определенного животного в каждый год из двенадцатилетнего цикла. Весна — начало года, поэтому Навруз (Новый год) отмечается в день весеннего равноденствия. Связано это с началом полевых работ.

На праздник положено варить яйца как символы новой жизни, печь пироги, сжигать на костре старые вещи. Для молодежи организовывались прыжки через костер, походы в масках по домам, пока девушки гадали.

И по сей день в этот праздник традиционно посещают могилы родственников.

6 мая — Хыдерлез — день двух святых Хыдыра и Ильяса. У христиан — день святого Георгия. В этот день начинались работы в поле, скот выгонялся на пастбища, свежим молоком обрызгивался хлев для защиты от злых сил.

Осеннее равноденствие совпадало с праздником Дервиз — сбор урожая. Пастухи возвращались с горных пастбищ, в поселениях устраивали свадьбы. В начале празднования по традиции проводилась молитва и ритуальное жертвоприношение. Потом жители поселения шли на ярмарку и танцы.

Праздник начала зимы — Йыл Геджеси – приходился на зимнее солнцестояние. В этот принято печь пироги с курицей и рисом, делать халву, ходить ряжеными по домам за сладостями.

Крымские татары также признают мусульманские праздники: Ураза Байрам, Курбан Байрам, Ашир-Куню и др.

Крымско-татарская свадьба

Свадьба у крымских татар (фото далее) длится два дня: сначала у жениха, потом у невесты. Родители невесты не присутствуют в торжествах в первый день, и наоборот. Приглашают от 150 до 500 человек с каждой стороны.

По традиции начало свадьбы знаменуется выкупом невесты. Это тихий этап. Отец невесты повязывает ей на талию красный платок. Это символизирует силу невесты, которая становится женщиной и посвящает себя порядку в семье.

На второй день отец жениха этот платок снимет.

После выкупа жених с невестой совершают обряд бракосочетания в мечети. Родители не участвуют в обряде. После прочтения муллой молитвы и выдачи свидетельства о браке жених с невестой считаются мужем и женой. Невеста во время молитвы загадывает желание. Жених обязан исполнить его в установленные муллой сроки. Желание может быть любым: от украшения до постройки дома.

После мечети молодожены отправляются в загс для официальной регистрации брака. Церемония ничем не отличается от христианской, за исключением отсутствия поцелуя при других людях.

Перед банкетом родители жениха и невесты обязаны выкупить Коран за любые деньги без торга у самого маленького ребенка на свадьбе. Поздравления принимают не молодожены, а родители невесты. На свадьбе нет конкурсов, только выступления артистов.

Заканчивается свадьба двумя танцами:

  • национальным танцем жениха с невестой — хайтарма;
  • Хоран — гости, держась за руки, танцуют по кругу, а молодожены в центре танцуют медленный танец.

Крымские татары — нация с мультикультурными традициями, уходящими далеко в историю. Несмотря на ассимиляцию, они сохраняют собственную самобытность и национальный колорит.

Разница между крымскими и казанскими татарами

Разница между крымскими и казанскими татарами

Этноним «татары» известен с глубокой древности; наиболее вероятная этимология – от китайского названия одного из племен хунну (кочевников к северу от Китая) – дада (или дадан).

Позже, когда тюрки вторглись в Европу, это слово было соотнесено с греческим названием подземного царства – «тартар». То есть несущие смерть и разрушение восточные кочевники в сознании европейцев ассоциировались с пришельцами из ада.

В позднем Средневековье этноним «татары» закрепился за большим количеством тюркских народов, которые впоследствии имели различную политическую и этническую историю.

статьи

Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения.

В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства.

А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.

Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы.

Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше – точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов – никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.

Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы.

Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы.

Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип.

На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.

Лингвистические особенности

Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа.

Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв.

Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.

И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:

  • западный (мишарский) – язык татарской этнографической группы «мишари»;
  • средний (казанский), ставший основой для татарского литературного языка;
  • восточный (сибирско-татарский).

В крымско-татарском:

  • южнобережный;
  • северный (или степной);
  • средний, ставший основой для литературного языка.

Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру – языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков – огузской.

Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках – как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами – в нем много заимствований из этих языков.

Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.

Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном – в грамматическом строе, и в значительной степени – в лексике.

Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи.

Приблизительно такое же соотношение – между татарским и крымско-татарским языками.

Сравнительная таблица

В приведенной ниже таблице собрана воедино информация о том, в чем разница между крымскими татарами и казанскими татарами. Разумеется, ее можно сделать значительно более объемной, но различные лингвистические, религиозные и исторические нюансы обычному человеку вряд ли будут интересны, поэтому можно ограничиться общими сведениями.

Поволжские татарыКрымские татары
ЧисленностьБолее 5 млн 300 тысячОколо 484 тысяч
ВероисповеданиеИслам суннитского толка, часть (кряшены, нагайбаки и некоторые другие субэтносы) – православиеИслам суннитского толка
ЯзыкТюркская группа, кипчакская подгруппаТюркская группа, разные диалекты происходят от кипчакской и огузской подгрупп
ПроживаниеРеспублика Татарстан – около 2 млн, остальные – более или менее компактными группами в Российской Федерации, странах бывшего СССР, небольшие группы – вне СНГРеспублика Крым – около 230-270 тысяч по разным данным, остальные – в южных регионах Украины и России, а также в Румынии, Узбекистане и некоторых других странах

Чем отличаются крымские татары от казанских? – Что лучше

Разница между крымскими и казанскими татарами

Этноним «татары» известен с глубокой древности; наиболее вероятная этимология – от китайского названия одного из племен хунну (кочевников к северу от Китая) – дада (или дадан).

Позже, когда тюрки вторглись в Европу, это слово было соотнесено с греческим названием подземного царства – «тартар». То есть несущие смерть и разрушение восточные кочевники в сознании европейцев ассоциировались с пришельцами из ада.

В позднем Средневековье этноним «татары» закрепился за большим количеством тюркских народов, которые впоследствии имели различную политическую и этническую историю.

  • статьи

Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения.

https://www.youtube.com/watch?v=UGPgqWdKl9A

В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства.

А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.

Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы.

Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше – точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов – никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.

Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы.

Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы.

Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип.

На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.

Блоги / Рамиль Гарифуллин: Вылечат ли казанские татары крымских от психотравм СССР?

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

В СМИ предсталена точка зрения, что раньше казанским татарам (всемирному конгрессу татар) Москва не давала возможности в должной мере развивать отношений с крымскими татарами.

Иными словами, если бы Москвой ранее были созданы условия для этого, то отношения казанских татар с крымскими были бы настолько развитыми, что крымская проблема решилась бы намного быстрее. По-видимому, это не так.

Необходимо признать, что так уж получилось, что этноним «татар» носят в России две нации, которые родственными никогда не являлись (сами крымские татары признаются, что им легче понять турков, туркменов, азербайджанцев, чем казанских татар).

Более того, в самом Татарстане учёные историки уже запутались, то они упорно доказывают, что являются булгарами, и, поэтому неправильно нас называть татарами, то, наоборот, доказывают, что являются потомками моногло-татарской Орды. В прошлом году, по приглашению руководства республики Азербайджан я участвовал на Всемирном Гуманитарном Бакиноском форуме и убедился, что азербайджанцев раньше оказывается тоже называли татарами.

Таким образом, можно предположить, что отношения между крымскими и казанскими татарами не получили должного своего развития (которого бы хотела Москва для разрешения крыского кризиса) в силу относительной далёкости этих наций друг от друга и пассивности самих крымских татар к казанским, в силу негативов исторического прошлого, а также ориентации крымских татар на татар Турции (4 млн. человек), которые родственны к крымским татарам (также как бакинские азербайджанцы родственны с иранскими азербайджанцами).

Публицистические материалы  о реальных достигнутых результатах поездки казанских татар к крымским нигде толком  не публиковались.

В татарстанских СМИ лишь выходили  нелепые и неинформативные интервью участников этой поездки (депутатов Госсовета Татарстана, которые поехали в Украину не по своей воле).

И вот,  наконец-то всё прояснилось, благодаря обстоятельному   интервью с главой меджлиса крымских татар Рефатом Чубаровым, который чётко обозначил далёкость  крымских и казанских татар друг от друга (в языке и др.

) Интервью было дано не татарстанским СМИ, что, в свою очередь    косвенно говорит об оценке казанских татар крымскими (далёкость этих народов друг от друга), которые судя по данному интервью, ощутили недоумение и удивление резкому и неестественному  походу казанских татар к крымским. 

   Мне трудно оценивать в чём истинные мотивы начавшихся взаимоотношений крымских и казанских татар, но то, что казанские татары проявили волю и поехали к крымским татарам за истинной оценкой о себе в Зеркале Татар Всего Мира ( в частности, крымских татар) — это уже заслуживает уважения.

Это последний поход казанских татар за тем,чтобы узнать кем они стали и кем на самом деле являются.

Это мужественный поход узнать правду о себе: как ты можешь влиять на других, на основе того, что ты представляешь в глазах других? Но если к этому зеркалу тебя отправили не по твоей воле, то зачем смотреться в это зеркало, если сам знаешь кто ты есть на самом деле?…

Видимо межнациональные культурные отношения здесь будут вторичными и на первый план выйдут финансовые стимуляции (Поездка президента Татарстана к новому руководству Крыма). Но я  считаю, что если отношения между родственниками теряют психологический формат и переходят только финансовые, то это проблема. 

Следовательно, мотивы переговоров, которые в настоящее время идут между крымскими и казанскими татарами, ничего общего не имеют с родственностью этих народов, а связаны лишь с одинаковостью их этнонимов «татар» и не более.

Поэтому, с таким же успехом, с крымскими татарами могли бы вести диалоги по разрешению крымского конфликта и другие тюркские республики, населяющие Россию. Есть вероятность, что эти мотивы связаны с тем, что Татарстан уже имел опыт своей автономии в рамках России и теперь желает соблазнить на это крымских татар.

Но насколько рад современный Татарстан настоящему своему положению в плане своей автономи и суверенизации — этот вопрос? Поэтому существуют ли основания, чтобы соблазнять Татарстану крымских татар на нечто, что сами не получили? Или Татарстан здесь ведёт непонятную игру со скрытыми мотивами? Вряд ли. Он просто подчиняется Москве и правильно делает.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.