Разница между крепостным крестьянином и рабом
Разница между крепостным крестьянином и рабом
И крепостные крестьяне, и рабы представляли собой категории зависимого населения, не обладавшие личной свободой и находившиеся в собственности других лиц.
Согласно общепринятой исторической теории, наличие крепостного крестьянства характерно для феодальной общественно-экономической формации, а рабов – для рабовладения.
Чем отличается крепостной крестьянин от раба, если и тот и другой являются собственностью? Может, между ними нет никакой разницы? На самом деле различия между этими категориями несвободных людей есть, и различия существенные.
статьи
Рабство как социальный институт возникло с разложением первобытно-общинного строя.
Сначала оно было относительно мягким (так называемое патриархальное рабство), и раб с течением времени мог либо вернуться в свое племя (если он был военнопленным), либо стать полноправным членом рода, собственностью которого первоначально являлся.
Но по мере развития государств Древнего мира рабство становилось все более распространенным, и наивысшего развития достигло в Римской империи. Источниками пополнения рабов были прежде всего победоносные войны; кроме этого, в рабство нередко обращали преступников.
Согласно Законам 12 таблиц, рабами могли стать несостоятельные должники. Правда, довольно рано, в 4 веке до нашей эры, принимается «Закон Петелия», по которому обращать в рабство римских граждан было запрещено (за исключением тех, кто совершил некоторые особо тяжкие преступления).
Интересная особенность патриархального Рима: глава рода имел право трижды продавать в рабство своих детей (предполагалось, что они могли самостоятельно выкупаться).
Во время завоевательных походов стоимость рабов была сравнительно невелика: после покорения в 38 году до нашей эры Сардинии, например, даже появилась поговорка «дешев, как сард».Впоследствии, когда завоевательные походы перестали быть источником рабов, пополнение осуществлялось в основном за счет естественного прироста. Причем раб, рожденный в неволе, ценился довольно высоко, так как он не знал иного состояния, кроме рабства, и не был склонен к бунту.
Обращение с рабами становится мягче, к ним все чаще применяют «не кнут, но пряник». Постепенно рабовладельческие хозяйства становятся экономически неэффективными, и хозяева начинают менять отношение к рабам.
Теперь их селят на небольших участках земли, которые те обязаны обрабатывать и отдавать часть урожая.
Эта категория зависимых людей в позднем Риме получила название «колоны», и по положению они были очень близки к крепостным.
Итак, отличие крепостного крестьянина от раба в том, что вторые были отчуждены от результатов своего труда, не имели собственности и не были заинтересованы в том, чтобы работать лучше. Именно поэтому, когда ресурс «кнута» иссякает, меняется экономический уклад.
На смену рабовладельческому типу хозяйствования приходит феодальный, более эффективный. Нет, рабы еще оставались, но они играли в экономике небольшую роль.
Сравнение
После крушения Римской империи во вновь образовавшихся варварских королевствах крепостных практически не было. Закрепощению первоначально подвергались жители земель, завоеванных удачливыми феодалами.
Рабство в том масштабе, в котором оно существовало в Риме, не восстановилось. Феодалы поняли, что труд крепостных эффективнее, чем труд рабов.
Крестьяне, хоть и были подневольными, имели куда больше прав, чем рабы:
- право на частную собственность;
- право на совершение торговых сделок (часть рабов также имела подобное право, но это было скорее исключение из правила, и характерно оно для последних веков Рима);
- право на часть своего труда (феодал получал обычно от четверти до половины урожая);
- право на защиту в суде.
Статус крепостного в разных странах и в разное время отличался довольно сильно, поэтому данный перечень можно было бы дополнить. Однако приведенные пункты характеризуют наиболее значимые различия.
В завершение хотелось бы сказать несколько слов о крепостном праве в Российской империи. Число крепостных (частновладельческих крестьян) только в отдельные периоды нашей истории немного превышало половину всего населения империи, чаще оно было значительно ниже.
С конца 18 века русские помещики экспериментируют с освобождением крестьян, как, например, фаворит Екатерины II Григорий Орлов (правда, уже после того, как императрица дала ему отставку). В 19 веке, с восшествием на престол Александра I, происходит постепенное освобождение крепостных национальных окраин (Прибалтики, Закавказья и так далее).
Надо полагать, начинать освобождение с русских крестьян самодержец опасался, так как это могло привести к непредсказуемым экономическим и социальным последствиям.
В 1861 году, накануне «Манифеста от 19 февраля», ликвидировавшего в стране феодальные отношения, число крепостных крестьян в Российской империи, по разным данным, составляло от 30 до 35 процентов населения.Некоторые выкупились из крепостной зависимости еще за несколько десятилетий до исторической даты, как, например, основатель знаменитой торговой династии Морозовых, Савва Васильевич. За свободу своей семьи (у него было пять сыновей) он заплатил сколоченные предпринимательством 17 тысяч рублей – огромную в то время сумму.
Интересно, что отмена рабства в США состоялась почти на два года позже – 1 января 1863 года, а на отдельных территориях – лишь в декабре 1865 года.
Таблица
Разобравшись, в чем разница между крепостным крестьянином и рабом, остается добавить, что последние проявления этих зависимых состояний были ликвидированы сравнительно недавно.
Крепостное право официально существовало в королевстве Бутан (небольшое государство в Гималаях) до 1956 года. А последним местом на Земле, в котором было юридически закреплено рабство, стала Мавритания, где окончательная его отмена состоялась лишь в 2007 году.
Хотя у международных правозащитных организаций по-прежнему есть немало претензий к этой стране.
Раб | Крепостной крестьянин | |
Юридический статус | Является собственностью рабовладельца | Является собственностью феодала |
Права | Не имеет | Имеет некоторые права (на владение орудиями труда и другим имуществом, на судебную защиту, на ведение хозяйственной деятельности) |
Отношение к собственности | Собственности не имеет, орудия труда предоставляются рабовладельцем | Является собственником; обычно это сельхозинвентарь, скот, орудия труда для ведения разнообразной хозяйственной деятельности (торговля, кустарное или промышленное производство и так далее) |
Чем рабство отличается от крепостного права?
sh: 1: –format=html: not found
Крепостные крестьяне и рабы – это категории зависимого населения, не имевшие личной свободы и находившиеся в собственности другого человека. В чем между ними разница?
Немного об истории рабства
Кадр из фильма “12 лет рабства”
Появление рабства было связано с переходом от кочевого образа жизни к земледелию.
Если раньше военнопленных, как правило, убивали или интегрировали в общество, то теперь, их принуждали к тяжелому труду в поле, рудниках или строительстве.
С течением времени, положение рабов ухудшалось, пока не довело их до статуса “говорящее орудие” описанное римским философом Вароном в I веке до н.э.
Первые упоминания о рабах относятся к V тыс. до н.э. в Древнем Шумере. Расцвет рабства пришелся на период римского владычества и начал угасать в Средневековье.
Раб – принадлежал хозяину на правах вещи. Все продукты его труда становились собственностью хозяина. Раб не имел своей собственности и мог распоряжаться лишь тем, что предоставлял ему владелец. Он не мог вступать в законный брак без разрешения господина, все его дети, также становились рабами.
Несчастный не мог рассчитывать на правовую защиту и мог быть убит своим владельцем без какой либо ответственности последнего. Человека можно было продать, подарить, проиграть в азартные игры, разлучить с семьей, надругаться над его женой и дочерьми и т.д. Правда, за действия раба, например, преступления, отвечал лично хозяин.
Рабство, в большей или меньшей мере, существовало практически во всех уголках планеты. Отсутствовало оно лишь у австралийских аборигенов и, пожалуй, североамериканских индейцев.
Немного о крепостных крестьянах
В общих чертах, появление крепостничества представляют следующим образом: из-за отсутствия денег, князь дарил дворянам за службу земельный надел.
На этой земле уже жили люди, которые, теперь, обязывались платить дань не князю, а этому дворянину. Часто дань платилась натурой – продуктами, шкурами, товарами, реже деньгами.
Постепенно такие крестьяне, из собственников, превращались в арендаторов своей же земли.
С XI по начало XVII века крестьяне, ни в коей мере, ничьей собственностью не считались.Они могли иметь хозяйство, по своему усмотрению им распоряжаться, заниматься торговлей или ремеслом, заводить семью, переезжать с места на место, в целом, пользоваться всеми правами свободного человека.
Закрепощенность заключалась в обязанности платить налог за пользование землей. Таким образом, переезд мог быть осуществлен после выплаты всех “отступных” старому помещику и, соответственно, выплаты за аренду земли новому помещику.
“Крестьянские дети”. Владимир Маковский, 1890 год.
Правда, с XVII до середины XIX веков положение крепостных крестьян ощутимо ухудшилось. Произошло это благодаря Соборному уложению 1649 года. Крестьянину запретили менять место жительства, а его хозяйство, фактически, признавалось собственностью помещика. Правда, продавать людей как вещи и сгонять их с земли оставалось запрещено.
Однако, к середине XVIII века законодательство Российской империи исправило это упущение. Крестьяне превратились в сельскохозяйственных рабов. Они более не имели земли, личной свободы и вообще какого-либо имущества.
“Свод законов о состоянии людей в государстве” от 1833 года юридически оформил народ в статусе “рабы”.
Там декларировалось господское право наказывать своих дворовых людей и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе право дозволять или запрещать браки.
“Крестьянский обед в поле”, Маковский
Крестьян свободно продавали, меняли, проигрывали в азартные игры. Убийство крестьян каралось крайне редко. Дело о “Салтычихе”, загубившей несколько десятков своих подопечных, скорее случайность, чем правило. К тому же, ход следствию на помещицу дал другой дворянин. Доносы крестьян, напротив, игнорировались.
Любопытен также пример, как граф А.В.Суворов женил своих крепостных. Возмутившись низкой рождаемости, он построил всех холостых молодых людей по росту в две шеренги – с одной стороны стояли девушки, с другой – парни. Так, по росту, было приказано насильно их венчать.
В чем разница?
“Крестьянское семейство перед обедом”, Фёдор Солнцев.
На первом этапе крепостных отношений, крестьяне являлись свободными людьми, а потому, сравнивать их с рабами нельзя. Однако, к XVIII веку эти границы практически размылись.
Из отличий можно выделить следующее: 1) рабы являлись собственностью рабовладельца, крестьяне – феодала, помещика 2) раб не имел никаких прав. Крестьянин имел минимальные права (судебная защита, владение имуществом, возможность ведения личного хозяйства, пусть даже не в полной мере).
Чем крепостные на Руси отличались от рабов в США
Вопрос о правовом статусе русского крепостного крестьянина дискутируется историками и далёкими от науки людьми давно. В эпоху, предшествующую уничтожению крепостного права в России, положение русского крепостного нередко сравнивали с положением раба-негра на плантациях южных штатов США. Насколько это справедливо?
Субъект или объект права
Плантационное рабство в Америке не было калькой с рабства античного, даже с учётом того, что рабами могли быть только люди другой расы, на которых, по умолчанию, как бы не распространялось понятие «люди». Раб-негр являлся собственностью хозяина в том плане, что его можно было свободно продавать, покупать, дарить, обменивать.
Случаи продажи негров – раздельно супругов, детей отдельно от родителей – были обычными. Они не запрещались законом, так как закон не признавал брака рабов. Рабам не запрещалось обращаться в полицию и суд, например, в случае насилия со стороны владельца.
На практике такого права не существовало, так как вся полиция и суд на Юге находились в руках рабовладельцев.
При этом ни один закон не фиксировал юридического положения раба. Раб был по факту имуществом своего владельца. Но в отдельных случаях закон признавал за негром-рабом ограниченную правоспособность. Ответственность за преступление, совершённое негром, падала не на его владельца, но на непосредственного преступника.
Суд мог привлечь раба в качестве свидетеля по какому-то делу без согласия его владельца, если судьям казалось важным его показание. В случае коллизии раба со свободным, но не с хозяином, раб мог выступать истцом в суде – конечно, тоже с благоволения судьи.
Иной раз обидеть раба – значило обидеть его хозяина, возможно, весьма сильного землевладельца в округе, и судьи должны были учитывать это обстоятельство.
Впрочем, имелись нюансы. Рабство существовало только в южных штатах, северные штаты считались свободными от рабства.Однако в 1857 году Верховный суд США в скандальном вердикте по делу беглого раба Дреда Скотта постановил, что раб остаётся собственностью владельца на всей территории Соединённых Штатов.
Кроме того, суд решил, что негр, причём неважно – раб или свободный, не является гражданином США и не имеет права обращаться в федеральный суд, а может ли он считаться гражданином штата, вправе решать каждый штат в отдельности.
В России тоже не было ни одного закона, который ограждал бы личность крепостного крестьянина от произвола своего помещика.
В 1765 году Екатерина II издала указ, которым вручала помещикам бесконтрольную полицейскую власть над своими крепостными, предоставив право отправлять их на каторгу в Сибирь по своему усмотрению.
У крепостных оставалось право жаловаться на помещика в местную администрацию – с тем же успехом, что и у негров в США. Право подавать челобитную монарху с жалобой на помещика Екатерина II запретила в том же 1765 году и строго подтвердила этот запрет два года спустя. Челобитчикам полагалась каторга.
Хотя по закону что в США, что в Российской империи убийство всегда было убийством, но найти управу на хозяина, убившего своего подневольного человека «в порядке наказания», и там, и здесь было практически невозможно. Огласку и возмездие получали только вопиющие случаи серийных убийств и истязаний, подобные делу Салтычихи в России.
Хотя русские крепостные венчались в церквах, но до начала 19 века ни один закон не запрещал продажу супругов раздельно и детей отдельно от родителей. Считалось, что такого явления просто не было, стало быть, незачем упоминать о нём в законе.
Между тем, была распространена практика оптовой продажи крепостных на Урюпинской ярмарке, где, согласно свидетельству Михаила Пыляева, автора «Старой Москвы», «парней и девушек покупали преимущественно армяне для сбыта в Турцию». Только Николай I в 1840-е гг.запретил продажу крепостных в розницу и отдельно от земли.
Характер эксплуатации
Всё, чем владел раб, юридически считалось собственностью хозяина. На практике рабы могли пользоваться имуществом, заключать с разрешения хозяина какие-то сделки, но всё это сильно зависело от доброй воли рабовладельца.
Если рабы на плантациях были своего рода каторжными рабочими, у которых не было ничего своего, то крепостные крестьяне владели домом, участком земли, скотом, орудиями труда. Правда, юридических прав собственности на всё это у них тоже не было – собственником закон признавал только помещика.
Но фактическое владение на практике тут ничем не отличалось от собственности. Помещику было невыгодно разорять крестьянина – плательщика оброка и работника, тогда как на плантациях из раба выжимали всё, что можно.
Впрочем, после 1808 года, когда импорт рабов из Африки в Америку стал уголовно наказуемым, рабовладельцы были вынуждены заботиться о естественном воспроизводстве рабов и снижать норму эксплуатации.
Поэтому характерен такой отзыв американского журналиста и путешественника Джона Ллойда Стефенса («Случаи из путешествий в Российскую и Турецкую империи», 1839): «Русский мужик, который обычно не имеет даже тех удобств, которые предоставляются негру на наших лучше всего управляемых плантациях, кажется мне, не менее деградировал в интеллекте, характере и манере держаться [чем негры-рабы]».
Ни один закон в США не запрещал рабовладельцу принуждать негров к работе столько, сколько ему заблагорассудится. В России был только один подобный закон. В 1797 году Павел I издал повеление о запрете заставлять крепостных работать на барщине больше трёх дней в неделю. Однако на практике, как свидетельствовал Василий Ключевский, он не соблюдался.
Положение вольноотпущенников
Отпущенные или выкупившиеся (с позволения владельца) на волю рабы и крепостные крестьяне не приобретали всех прав свободных обывателей. В США эти права сдерживались, прежде всего, традиционными взглядами на неполноценность «чёрных» и «цветных», причём не только в южных, но и в северных штатах.
Русский писатель и путешественник Павел Тугой-Свиньин, побывавший в 1811-1813 гг.
в США, писал о неприятно поразившей его расовой сегрегации по отношению к “цветным” гражданам: «Из числа попутчиков наших был мулат, но ему не позволено было сесть с нами в карету, а поместили его вместе с кучером, также и обедал он особенно, а не с белыми… А вероятно, он заплатил такие же деньги, как и другие пассажиры».
Русские мужики, даже крепостные, конечно, не испытывали такой дискриминации по внешнему виду в публичных местах, хотя одеждой и бородами отличались от благородной публики. В таких местах, как театры, рестораны, действовал некий дресс-код, но мужик, скопивший достаточно денег для посещения таких заведений, конечно, и экипировкой обзаводился подобающей.
Сословное неравноправие чувствовалось в другом. Так, крестьянам, выкупившимся и отпущенным на волю, только в 1848 году было предоставлено право приобретать недвижимое имущество. И вплоть до 1903 года из всех сословий России только крестьян, уже свободных, подвергали по приговору суда телесным наказаниям.
Чем отличалось крепостное право от рабства?
Можно ли отождествлять эти понятия или между ними есть существенные различия? Кто такой раб и кто такой крепостной крестьянин? Мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Что такое рабство?
Раб, или «говорящая вещь», целиком и полностью принадлежал своему хозяину. Это было закреплено законом и примерами могут служить законодательства Древнего Рима, Византийской империи, британских американских колоний и США в 1619–1865 годах и т.д. Раб, являясь объектом права, был неправомочен: в суде за поступки раба отвечал его хозяин.
Как и любое другое имущество, раба можно было купить, продать, подарить или завещать.
Хозяин сам определял степень и меру наказания своего раба и не был ответственен за смерть своего раба.
Лишенный права собственности, раб целиком и полностью и содержался своим хозяином. Не распространялся на рабов и институт брака: их отношения не были юридически закреплены и могли существовать только по доброй воле своего хозяина.
Единственное, что было постоянным в их жизни — это каждодневный, тяжелый труд.
Когда в России появилось крепостное право?
Крепостное право или «закрепощение» (прикрепление к земле) крестьян в России складывалось постепенно, на протяжении более двух столетий и какого-либо единого «закона о крепостных» не существовало.
Закрепощение крестьян началось с ограничения в 1497 году их права перехода от одного землевладельца к другому, а завершилось податной реформой Петра I 1718-1724 годов, окончательно прикрепившей крестьян к земле.
По сути своей, крепостное право было следствием специфики землевладения в России: аристократия получала в собственность землю за успешное исполнение воинской повинности.
Крестьяне были обязаны работать на аристократа-помещика, выполняя трудовую повинность на его землях (оброк и барщина).
Какие права были у крепостных?
Крепостной крестьянин, в отличие от раба, сам представлял себя в суде, отвечая за свои преступления. Крепостной обладал правами частной собственности (имел своё хозяйство) и полным правом вступать в брак и заводить семью, их дети были законны и наследовали имущество, но рождались крепостными.
До 1765-го крестьяне могли жаловаться на помещиков лично государю (позже только через местные власти). Так называемые государственные крестьяне — крепостные, трудящиеся на землях, принадлежащих императорской казне, не подчинялись помещикам.
Соборное уложение 1649 года лишило крестьян последней возможности получить свободу, так как давало помещикам право разыскивать «беглых» бессрочно.
Позже, уже в конце XVII века появилась практика продажи, обмена или дарения крепостных стали обычным делом, у государства не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать.
В 1721 г.
Петр I в одном из своих указов осудил продажу людей «яко скотов» и распорядился «оную продажу пресечь; а ежели невозможно того будет пресечь, то бы хотя по нужде продавали целыми фамилиями».Увы, но в этой ситуации распоряжение государя не имело результата: по-прежнему крепостных продавали, дарили, меняли…
Какой была жизнь крестьян?
Тем не менее, законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян.
Печально знаменитая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова) была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за убийства десятков крепостных, капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу — примеров действительно много.
Но, к сожалению, крепостным постоянно доводилось терпеть суровые наказания в виде порки и избиений. Более того, с 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторгу. Ситуация несколько улучшилась в XIX веке.
С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупить свободу и землю.
В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину. Поэтому помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми.
Можно ли отождествлять рабство и крепостное право?
Отвечая на этот вопрос, с большей долей уверенности можно сказать, что нельзя.
Объединяющим фактором являлся факт ограничения свободы человека.
Но жизнь крестьянина существенно отличалась от жизни раба: он имел права и некоторую свободу выбора, пусть и ограниченную.
Тем не менее, нельзя не упомянуть факт существования самого настоящего рабства в истории нашей страны, которое носило название «холопства».
Существовала эта категория несвободного населения в период с X-XI веков в Киевской Руси, и отменено холопство было лишь при Петре I.
В заключение, стоит сказать, что сравнение крепостного права и рабства проблематично, поскольку крепостничество (на примере России) не было однородным явлением, оно постоянно видоизменялось, в отличие от рабства в классическом его понимании.
Фактически, можно увидеть тенденцию вытеснению института рабства крепостным правом, на примере отечественной и европейской.
Будем очень рады, если вы поделитесь этим материалом в своих социальных сетях!
Мы все – потомки рабов? Насколько ужасно было крепостное право
Чем было крепостное право? Россию той поры проклинал Радищев и вполне одобрял Пушкин. Бесчинства сумасшедших помещиков там соседствовали с громкими судебными процессами. Каких-то крестьян продавали на аукционе, а какие-то становились миллионерами.
Сегодня “Умный журнал” расскажет об этом, а также поведает – насколько велик шанс, что ваши предки были “объегорены” и познали прелести барщины и оброка?
“Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”
Формально землевладельцы-помещики не имели прав лично на крестьянина – они имели права на свою землю. Крестьянин же имел право с этой земли уйти – такая процедура называлась “крестьянский выход”. Превращение крестьян в крепостных, т.е. “прикреплённых к земле”, связано именно с ограничением крестьянского выхода.
Первый всеобщий закон на этот счет вышел в 1497 году – крестьянский выход по всему государству был разрешён за неделю до и через неделю после 26 ноября – Дня святого Георгия или, в просторечии, Юрьева дня.
Так продолжалось до 1580-х годов, когда Иван Грозный ввел “заповедные лета” – законы, приостанавливающие крестьянский выход. Это формально временный запрет никогда не был отменён и окончательно закрепился в Соборном Уложении 1649 года, которое также ввело бессрочный сыск беглых крестьян.Именно к тем временам относится поговорка “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”. Негативная память народа о тех событиях также закрепилась в выражении “объегорить” (обмануть), произошедшем от другого названия Юрьева дня – Егорий Осенний.
Зверства Салтычихи и Екатерина II
Но даже отмена крестьянского выхода не меняла главного – крестьянин не являлся собственностью землевладельца. Дворяне, помещики считались поставленными на определённый участок земли. По сути, они, как и крестьяне, несли службу перед государем – просто на более высокой должности.
Дальнейший процесс закрепощения крестьян связан с тем, что государство давало дворянам всё больше и больше полномочий, и при этом оставляло всё меньше и меньше обязанностей.
Историк Василий Ключевский так описывал происходящее в 1730-60-х годах: “Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица”.
Именно в те времена берут начало истории о бесчинствах помещиков в отношении своих крепостных. Самый известный персонаж подобных рассказов – помещица Дарья Салтыкова, более известная как Салтычиха.
Овдовев, она начала впадать в страшные вспышки гнева, во время которых подвергала своих крестьян издевательствам и пыткам – обливала кипятком, выдёргивала волосы, заставляла конюха забивать провинившихся до смерти. Зимой Салтыкова раздевала женщин догола и привязывала на улице к столбу, предварительно сжигая им свечой волосы.
Салтычиха любила убивать невест незадолго до замужества. Одну жертву, крестьянку Петрову, помещица велела раздеть и завести в пруд (на дворе была поздняя осень). Девушка стояла в воде по горло несколько часов и в итоге скончалась от переохлаждения.
Доставалось и мужчинам. В ноябре 1759 года в ходе растянувшейся почти на сутки пытки был убит молодой слуга Хрисанф Андреев, а в сентябре 1761 года Салтыкова собственноручно забила мальчика Лукьяна Михеева.
По показаниям крепостных крестьян, полученным во время “повальных обысков” в имении и деревнях помещицы, ею было убито 75 человек.
Всё это удалось остановить только тогда, когда двум крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жён которых Салтыкова убила, в 1762 году каким-то чудом удалось передать жалобу только что вступившей на престол Екатерине II. Любые жалобы на местном уровне заканчивались только наказанием жалобщиков и отправкой их в Сибирь.Молодая императрица решила показать себя приверженцем законности и дала ход делу. Помещицу осудили “к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения” (свет дозволялся только во время приёма пищи, а разговор — только с начальником караула и монахиней). Салтыкова скончалась в заточении в Ивановском женском монастыре в 1801 году.
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Однако во время расследования и суда по этому громкому делу, которое получило ход только из-за того, что императрице подали жалобу, в 1767 году вдруг вышел указ… запрещающий крестьянам подавать жалобы на помещиков лично государю.
Проведя показательный процесс, Екатерина II не захотела вступать в конфронтацию с дворянством и лишь продолжила курс на увеличение зависимости крестьян от власти землевладельцев.
Крестьяне как живой товар
Современники нередко называли крепостных крестьян “рабами”.
Вот что писал историк Николай Карамзин: “Не знаю — хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу (тогдашние обстоятельства не совершенно известны), но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных, ныне имеют навык рабов”.
Интересны также слова Александра Бенкендорфа, главы тайной полиции Российской империи, написанные в личном послании императору Николаю I:
“Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т. д. — свободны”.
Действительно, частью повседневной жизни Российской империи были многие элементы рабовладения. Например, торговля людьми. Какое-то время в Петербурге даже функционировал рынок крепостных.
С другой стороны, государственная власть никогда не относилась к таким вещам, как к чему-то само собой разумеющемуся. Невольничьи рынки в итоге были запрещены, так же, как и было запрещено размещение в газетах объявлений о продаже людей.
Впрочем, ориентированность на поддержку интересов дворянского сословия не позволяла императору жёстко добиваться исполнения своих требований. Торговля людьми продолжалась в частных домах, а объявления подавались в газеты иносказательно – вместо “продаётся” писали “отдаётся в услужение”.
А пушкин думал по-другому
Известны и высказывания людей, которые положительно отзывались о ситуации крепостных крестьян. Александр Пушкин, например, писал:
“Повинности вообще не тягостны.
Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен… Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 вёрст вырабатывать себе деньгу… Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлёности и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны”.
Многие отмечали, что русские крестьяне живут в значительно лучших условиях, чем европейские. Тот же Пушкин указывал: “Фонвизин, в конце XVIII века путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю…”Подобную ситуацию отмечали и иностранцы. Капитан британского флота Джон Кокрэйн писал в своей книге “Пешее путешествие через Россию и Сибирскую Татарию к границам Китая, замерзшему морю и Камчатке”, что “положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии”. Кокрэйн отмечал “изобилие продуктов, они хороши и дешевы”, а также “огромные стада” в обычных деревнях.
Другой британский путешественник, Бремнер, говорил: “Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины”. Впрочем, далее он добавлял, что русский крестьянин по сравнению с английскими совершенно бесправен.
Положение крепостных в России не было одинаковым. Большое значение имела форма повинности: барщина или оброк. Барщина заключалась в том, что крестьянин был обязан отработать на земле помещика определённое количество дней. Оброк же – это регулярная денежная выплата, зарабатывать на которую крестьянин мог множеством способов.
Иван Тургенев писал в рассказе “Хорь и Калиныч”:
“Орловский мужик невелик ростом‚ сутуловат‚ угрюм‚ глядит исподлобья‚ живёт в дрянных осиновых избёнках‚ ходит на барщину‚ торговлей не занимается‚ ест плохо‚ носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах‚ высок ростом‚ глядит смело и весело‚ торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах”.
Разницу в положении подобных крестьян отмечает и современные учёные. Доктор исторических наук Ирина Супоницкая пишет:
“Не все крепостные в России работали на барщине. Перед отменой крепостного права около 40% из них — оброчники‚ отдававшие помещику оброк натурой или деньгами. Оброчник был несравнимо свободнее.
Он сам решал‚ куда уйти на заработки. Целые деревни, получив паспорта, отправлялись на промыслы в города.
Одни сёла поставляли ямщиков‚ другие — ремесленников‚ третьи занимались промыслами у себя дома”.
От крестьянина Смирнова – к водке Smirnoff
Именно из оброчных крестьян появлялись “крепостные бизнесмены” – те, кто договаривался с помещиком и организовывал собственное дело. Так, знаменитая текстильная промышленность в Иваново была основана крестьянами графа Шереметьева.
Французский путешественник Астольф де Кюстин в книге “Россия в 1839 году” писал, что крепостные были “главными торговыми деятелями” нижегородской ярмарки.
“Однако закон запрещает предоставлять кредит крепостному в сумме свыше пяти рублей, – добавлял де Кюстин, – И вот с ними заключаются сделки на слово на огромные суммы.
Эти рабы-миллионеры, эти банкиры-крепостные не умеют ни читать, ни писать, но недостаток образования восполняется у них исключительной сметливостью”.
Многие из тех, кто был успешен, впоследствии покупали себе вольную и переходили в купеческое сословие. Некоторые зарабатывали баснословные деньги – например, семья Морозовых, основанная выкупившимся из крепостной зависимости в 20-х годах 19 века Саввой Морозовым, в 1914 году признавалась журналом Forbes шестой богатейшей семьёй в Российской империи.Другой крепостной, Пётр Смирнов, сумел занять лидирующие позиции в производстве алкоголя, получив неофициальный титул “водочного короля России” и дав начало известному сейчас бренду Smirnoff.
А вы – потомок крепостных?
Расхожее мнение, что большинство людей в постсоветском обществе – потомки крепостных, не подтверждается статистикой. На момент отмены крепостного права в 1861 году была проведена масштабная социологическая работа, приведённая в книге “Крепостное население в России, по 10-й народной переписи”, изданной в том же году.
Согласно приведённым там данным, общее число населения Российской империи составляло 67 081 167 человек, а крепостными из них являлись 23 069 631 человек, то есть 34,39%.
Наибольшая доля крепостных была у населения Смоленской губернии – 69,07%. Велики шансы на крепостные корни также у тех, чьи предки вышли из-под Тулы и Калуги. Больше 50% – у уроженцев Владимира, Москвы, Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля, Рязани и Пскова.
Также очень серьёзные шансы – у коренных жителей Украины и Белоруссии. В тех землях только Гродненская, Полтавская, Херсонская и Харьковская губернии имели относительно низкие показатели крепостного населения.
Шансы коренных тверичей – 50 на 50.
К северным и северо-западным окраинам империи доля крепостных резко снижается. Уже в столичной Петербургской губернии проживало всего 24,03%.
В Прибалтике крепостных также было немного. Исключение составляет Литва – в Ковенской губернии (основная часть территории страны) закрепощено было 36,9% населения.
На Кавказе крепостных практически не было. Исключение составляла Грузия. В Кутаисской губернии (запад страны) их проживало 59,71% населения. В Тифлисской губернии (восток) – 21,46%.
Европейский Север России и Финляндию закрепощение практически не затронуло. Это же относится к Сибири, Казахстану, Средней Азии и Дальнему Востоку.
Крепостное право на Руси – рабство или каждому по способности и круговая порука? – Сергей Александрович Бабичев — КОНТ
Мифология изначального рабства и тотального бесправия крепостных крестьян на Руси прочно внедрена в массовое сознание благодаря произведениям отечественной литературы и описаниям частных случаев.
На самом же деле, негритянские рабы могли бы позавидовать участи простых русских землепашцев, права которых закон охранял с самого начала эпохи крепостничества.
Государевы люди
Вопреки распространенному заблуждению, с введением на Руси крепостного права крестьяне не были закабалены. Проще говоря, помещики с допетровских времен де-юре не имели на своих «подопечных» каких-либо особенных «эксклюзивных» прав. Существовала разница между холопами и тягловыми людьми, к которым относились, в частности, и крестьяне.
Лишенные личной свободы холопы (гувернантки, барские слуги, вообще помещичья прислуга) являлись собственностью помещика, и он был волен с ними поступать как вздумается (разумеется, в рамках существовавших на тот момент законов).
Крестьяне же платили тягло (налог) государству. До XVII века они могли арендовать землю у ее владельца за определенный налог (барщину). Эта схема схожа с нынешним ипотечным кредитованием – заплатил кредит за жилье – дом (квартира) в твоей собственности, банку ты ничего не должен. Крестьянин без долгов был свободен, как ветер – мог идти на все четыре стороны.
Земельные, но не помещичьи
Есть большая разница между западным феодальным рабством и крепостничеством на Руси. Действительно, в XVII веке у нас законодательно была закреплена крестьянская «оседлость» – землепашцы прикреплялись к определенной территории и, соответственно, к ее владельцу.
Переход к новому хозяину равно как смена сословия воспрещались.
Однако помещик имел право пользоваться только частью доходов от своего имения, поскольку сам по себе он не являлся полноценным господином для своих крестьян – по закону, барин не мог продать (обменять) работающего на его земле крестьянина.
В отличие от европейского феодала – те были вправе распоряжаться своими землями вместе с населяемыми их людьми, как заблагорассудится. И это была воистину рабская, узаконенная, политика.Для российского государства применительно к крепостному праву главенствующим фактором была (и всегда оставалась) земля и отдача от нее: помещик в узком смысле не являлся латифундистом, поскольку основным заказчиком в этой истории все же выступало государство. Инвентарь для пахоты (сева, уборки), зерно для посевных работ, питание в случае неурожая – все это было заботой помещика: «тягловые» люди работали не столько на него, сколько на государство.
Торговали ли крестьянами?
Действительно, барин мог продать (обменять) работающих на его земле крестьян, что практиковалось с XVII века.
Но дело в том, что никаких законодательных основ для такого рода действий не существовало, и тут помещики, мягко говоря, своевольничали.
Впрочем, в основном, они сбывали безземельных холопов (своих слуг): крепостные были собственностью государства, а не помещиков, и потому не могли являться предметом торга.
Как свидетельствуют архивы, крестьяне свои права знали, и потому масса жалоб по поводу разного рода притеснений и непотребств, исходивших от «сатрапов»-помещиков и достигших «монаршей милости», характеризуют моменты «отступления» помещиков от действующих порядков в отношении подневольных крестьян.
Пример Салтычихи
Изуверства помещицы Дарьи Салтыковой, учиняемые ею над своими крепостными (преимущественно женщинами) – классический пример издевательства над крепостными, активно используемый при любом удобном случае, когда речь заходит о взаимоотношениях помещиков и крепостных.
Нет необходимости разбираться в типизации психотипа Салтыковой – на этой ниве потрудились специалисты. Теперь уже очевидно, что это была душевнобольная помещица, убившая и замучившая в XVIII веке десятки крепостных. Долго решали, что с ней делать, это был чрезвычайно подробный судебный процесс, с участием императрицы Екатерины II.
В итоге Салтычиха отсидела в тюремных подвалах 33 года до своей смерти. Экс-помещицу никогда не выпускали на волю, в последние месяцы она окончательно потеряла рассудок и плевалась через решетку в прохожих.
Крепостное право
— это (кратко) форма зависимости крестьян, при которой они прикреплены к земле и подчинены административной и судейской власти помещика (далее по тексту КК – крепостной крестьянин).
Что такое крепостное право, определение расширенное — совокупность юридических норм, свойственных феодальным государствам, при которых крестьянское сословие оказывается в полной и неоспоримой зависимости, включая следующие признаки, соответствующие понятию крепостное право:
КК запрещено покидать «свой» надел.Нарушение первого пункта влечет пожизненный сыск.Дети, внуки, племянники и прочие потомки и родственники КК получают тот же статус согласно правилам преемственности.Невозможность приобретения недвижимости или надела КК.
В редких случаях феодалам позволялось приобретать людей без земли.
Многие крестьяне убегали в вольные края, например, на Юг или в Сибирь, уменьшая число работников, которые и так были немногочисленны. Постепенно, привязка простого люда к той или иной территории стала первостепенной задачей, ведь холоп, привязанный к клочку земли, не мог его покинуть, принося прибыль до самой смерти.
24 ноября 1597 года. Каждый господин получил право разыскивать своих КК в течение пяти лет после совершенного последними побега;
9 марта 1607 года. Устанавливается обязательный пятнадцатилетний сыск КК;
Соборное Уложение 1649 года. Наиболее близким к истине ответом на вопрос: кто ввел крепостное право? — можно считать – царь Алексей Михайлович. Именно он утвердил документ, согласно которому КК полностью теряли право покидать своего хозяина, прикреплялись к земле, а принадлежность к тому или иному помещику передавалась по наследству.
Чем крепостное право отличается от рабства?
Несмотря на то что КК практически утратили какие-либо права, их роль в жизни государства была весьма значительна (111 глав Соборного Уложения 1649 года было посвящено именно крестьянам).
Помещики должны были отвечать за своих КК во всех случаях, кроме совершения подчиненными разбоев, убийств и прочих злодеяний. В этих случаях их судили согласно действующему законодательству.
Кроме того, с высочайшего позволения хозяина КК могли иметь семьи, жениться/выходить замуж, заводить детей.
Отличительной чертой крепостного права является отсутствие законодательных прав на жизнь КК. Кроме того, если помещик приобретал КК, он обязан был предоставить ему участок земли и предметы, которыми он бы смог ее возделывать.Еще одно отличие крепостного права от рабства – в голодные годы помещик должен был кормить своих КК, дабы они не погибли, а убивать крестьян было строжайше запрещено законом.
Ученые утверждают, что такой уклад был единственно возможным, и планомерное закрепощение происходило в целях спасения не только государства, но и самих крестьян, как сословия.
Закрепощённые, привязанные к земле люди в неурожайный год не сбивались в банды примышляющие на “большой дороге” и не грабили проезжающих.
Исследователи, в том числе и иностранные, утверждают, что русский крестьянин XVII—XVIII века жил намного лучше и зажиточнее, чем простой люд во Франции, Германии, Польше и других европейских странах того же периода;
Несмотря на расхожее мнение о том, что все крестьяне страны были крепостными, это было далеко не так. Например, в 1796 году крепостными были лишь 53% крестьянского сословия, а в 1857 году – лишь 23%;
до 1767 года КК могли жаловаться на помещика непосредственно царю (из-за огромного потока писем Екатерина вторая отменила это право, доверив разбор челобитных своим дворянам).
Только в период с 1834 по 1845 год было рассмотрено почти 3000 дел в суде, более 600 помещиков были наказаны по суду.
После того как в 1861 году была проведена реформа, отменяющая крепостное право, каждый бывший КК получил почти по пять десятин на душу мужского пола, или по 14,4 десятин на двор (одна десятина составляла примерно 1,1 гектара). Уточним, что прожиточный минимум, позволяющий выжить одной семье, на тот период составлял десять-одиннадцать десятин.
Всему есть свой конец и край, так и крепостному праву пришёл конец. Наступили другие времена, пришли другие правители.
И вот новые мысли, новые веяния
Донцов Михаил (Максим Аверин) – известный писатель, главред крупной советской газеты. Все в жизни идет гладко-сладко, покуда не вызывают его однажды прямо во время правительственного приема в типографию.
Там-то и оказывается, что в передовице праздничного номера, уже подписанного в печать, вкралась весьма досадная ошибка – в фамилии вождя Сталина гнусная опечатка.
В то время за подобное привлекали по статье 58-10 (контрреволюционная пропаганда или агитация) к срокам от трех лет лагерей до высшей меры. В общем, Донцова увозят на Лубянку, а оттуда прямиком в лагерь. Там от “вора в законе” он и узнаёт эту прозу жизни:
– Зовут тебя как, – спрашивает “пахан”- Михаил!- Михаил это Архангел, а ты у нас будешь Мишаня. – под дружное ржание констатирует “вор” и предлагает сыграть в карты.- Взрослый мужик, а балуешься.- У каждого свой интерес. Ты вот идейный.
Зачем?- Думаю! Размышляю! А ты не пробовал?- И до чего же ты додумался? Чтоб пролетарии всех стран соединились? ( дружный смех)- Ну есть такая идея. Не отрицаю.- Профурсетки панельные, барыги, фармазоны, их тоже в пролетарии отчислишь? (дружный смех).- Ну не из буржуев. Из угнетённых. С изуродованным сознанием.
– И как же ты комиссар их изуродованное сознание исправишь? Тюрягой?
– Может осточертеет им ползать то. Сами поднимутся. Подождём…
– Вот говорят ты в Испании воевал? И какой хрен тебя туда понёс?
– Я хату покинул, Пошёл воевать.Чтоб землю в Гренаде,
Крестьянам отдать…
– Не дурак ты Мишаня. Не дурак далеко, а вблизи посмотришь придурок. В сказочки веришь, – “пахан” разворачивается и бросает нож, который втыкается в столб на уровне горла, у которого стоит Донцов, – не боишься, что я тебе горло перережу?
А вот теперь подумай! Под кем Русскому крестьянину жилось лучше, под помещиком, который по закону обязан был кормить и заботиться о нём или под ворами, которые пришли в 90-х и отняли последние гроши?
Я не призываю в прошлое, я призываю включить наконец мозги и встать с колен!
- Социум
- Идеология и патриотизм
- Национальная Идея