Разница между коллективом и группой

Виды коллектива: классификация, определения и понятия

Разница между коллективом и группой

Мы ежедневно сталкиваемся с различными коллективами. Приходя на работу, общаемся со своими коллегами, возвращаясь домой встречаемся с семьей. И каждая группа людей относится к тому или иному виду коллектива. Современная наука выделяет несколько разновидностей таких сообществ, о которых мы поговорим в этой статье. Постараемся разобраться в их функциях и задачах.

Понятие и виды коллективов

Коллектив – это группа людей, которые имеют общую цель и задачи. Участники его всегда действуют сообща, иначе они просто не смогут достичь необходимого уровня развития. Современное общество все чаще заменяет понятие коллективов простым словом “команда”.

Если вы являетесь участником такого общества, то обязаны строить свои отношения с другими его участниками на основе доверия, взаимоуважения и честности, в противном случае вы не сможете достичь положительного результата в своей деятельности. Вообще коллектив – это одна из разновидностей малых групп. Однако, чтобы заслужить такой статус, группа людей, собравшихся вместе, должна соответствовать определенным критериям:

  • В первую очередь они должны успешно выполнять все те задачи, которые были поставлены перед людьми как перед коллективом.
  • В команде должно царить уважение, отношения должны выстраиваться на принципах высокой морали.
  • Каждый участник должен иметь возможность развиваться как личность.
  • От работы в коллективе человек должен получать удовольствие, брать для себя что-то новое.

Если во время работы с группой людей человек не чувствует себя комфортно и не получает больше пользы, чем он получал бы от самостоятельной работы, то такую группу людей коллективом называть нельзя.

Чтобы действительно называться коллективом, собранная группа людей должна иметь несколько основных признаков, которые будут отличать ее от других команд.

Первым и, пожалуй, самым главным признаком считается наличие общей цели. Здесь имеется в виду, что члены коллектива должны работать сообща, двигаться к единственной цели, всегда обсуждать свои действия, советоваться друг с другом. Эту цель определяют сами участники, сформулировав ее из своих индивидуальных стремлений, а также она может даваться извне.

Следующий признак коллектива заключается в том ,что каждый его член признает себя частичкой команды и признает всех остальных ее членов. Если же этого не происходит, то люди просто не смогут работать сообща.

И третий признак коллектива затрагивает культурную сторону каждого его участника. Люди, работающие вместе, должны иметь общие понятия о красоте, правилах поведения, нормах морали.

Этапы развития коллектива

Сейчас ученые выделяют семь основных этапов развития. Они относятся к основным видам коллектива в организации. Следует рассмотреть каждый из них и понять, с чего начинается общая работа людей и чем она завершается.

Вполне логичное название первого этапа, поскольку здесь люди только встречаются, знакомятся, начинается процесс адаптации. На этом этапе можно заметить, что у людей возникают первые симпатии, а также антипатии.

На этом этапе они еще плохо могут взаимодействовать друг с другом. Это связано с тем, что им необходимо узнать оппонентов поближе, изучить их характеры, понять намерения.

Поэтому в это время не может происходить обсуждения общих целей и задач.

“Дворцовые перевороты”

И снова название говорит само за себя. В этот период все уже освоились и поняли, чего можно ожидать от других участников, поэтому наступает время, когда активизируется активная борьба за место лидера.

Если в коллективе уже есть лидер, то ему важно удержать свою позицию или же, если он чувствует свою слабость, лучше сразу уступить место более сильному кандидату.

Это довольно сложный период в жизни любого коллектива, поскольку здесь могут образовываться отдельные группы, которые будут навязывать другим свое мнение. Есть большой риск того, что команда просто развалится.

Результативность

Итак, если коллектив смог пройти предыдущие два этапа, то теперь участники могут смело браться за обсуждение имеющихся ресурсов и поставленных задач. Здесь уже появляются общие методы и формы работы. Участники довольно быстро вливаются в процесс. Показывают высокую результативность.

Эффективность

На этом этапе люди, работающие в коллективе, имеют большой опыт в решении различных проблем и достижении целей. Здесь уже никто не обсуждает, что нужно делать.

Здесь акцент делается на поиске того, как можно скорее все это осуществить.

Каждый участник команды реально оценивает положение и вносит свои творческие решения относительно достижения поставленных целей и выполнения имеющихся задач.

Мастерство

На этом этапе люди уже научились действовать сообща. Их отношения приобретают больше неформальный характер. Работать вместе становится намного проще.

Такой коллектив очень нравится окружающим, здесь приятно и легко находиться. Даже если между участниками есть разногласия, то их можно довольно быстро устранить.

Такая команда всегда добивается только положительных результатов в своей деятельности.

Старение

Обычно, когда наступает этот этап, коллектив существует уже не один год. Значительно меняются внешние требования, а ранее поставленные задачи и цели им уже не соответствуют.

Сейчас эта команда еще находится в лидерах не благодаря современным задачам, а благодаря опыту, который был наработан за долгие годы. Однако такую группу довольно быстро вытеснят из лидирующих позиций более новые формирования.

За такое длительное время формируется некая усталость.

Смерть

Это последний этап существования коллектива. Обычно он характеризуется тем, что лидер уходит и вслед за ним распадается сообщество. Лучше не пытаться реорганизовать людей, ставить им нового лидера, поскольку такие реформы все равно не принесут результата.

Классификация коллективов

Есть несколько видов коллективов, каждый из которых имеет свои особенности. Итак, различают статусы:

  • Официальные. Обычно это коллективы, которые были созданы на определенном предприятии. Они имеют особые права и обязанности и действуют в соответствии с имеющимся законодательством. Здесь всегда есть подчиненные и вышестоящие люди, и на основе их положения в группе строятся взаимоотношения
  • Неофициальные. Здесь люди объединяются сами по себе. Такой коллектив не оформляется юридически и не имеет определенного лидера. Здесь люди объединяются из-за общих интересов, желания действовать совместно, возможно, у них есть какие-то личные симпатии. Спустя какое-то время в таком коллективе определяется лидер. Но формально его никто таковым не назначает.

Далее коллективы можно разделить по механизму образования. Здесь также выделяют два вида: те, которые были созданы по распоряжению начальства и те, в которые люди объединились неофициально, по собственному желанию.

В зависимости от того, как долго существует или планирует существовать объединенная группа людей, различают временные и постоянно действующие коллективы в организации.

Есть в понятии коллектива виды, которые делят в зависимости от их размера.

  1. Малые. В состав такого коллектива входит не более семи участников.
  2. Средние. Здесь счет идет уже на десятки, но не может превышать тридцати человек.
  3. Большие. Такие коллективы встречаются, к примеру, на особо крупных предприятиях, когда в одной группе одновременно может работать от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Последние два вида коллективов могут также делиться еще на несколько групп или подгрупп.

В зависимости от вида деятельности коллектива можно назвать несколько их разновидностей, но самым популярным и известным является трудовой коллектив.

Считается, что совместный труд имеет результаты значительно выше, чем если ту же работу будут выполнять разные люди по отдельности. Ведь во время совместной работы можно не только применять свои знания и умения, но и перенимать чужой опыт, реализовывать его на практике. Именно благодаря этому работа трудового коллектива считается более успешной и результативной.

Основа зарождения трудового коллектива – вид производства. Это должна быть деятельность, которую удобнее и эффективнее выполнять вместе. Такие коллективы – основа любого крупного производства, их можно видеть на различных заводах и фабриках. Но, к примеру, мастер по ремонту часов справляется с работой в одиночку.

Преимущества коллективного труда

  1. Работая в трудовом коллективе, можно делиться накопленными знаниями и умениями, а взамен получать новый опыт.
  2. Человек может выполнять куда более серьезные и масштабные задачи, чем он мог бы сделать в одиночку.

  3. Можно получать некоторые советы от своих коллег, ощущать их поддержку. Часто это касается не только трудовой деятельности, но и обычной жизни.
  4. В коллективе люди учатся ответственности.

    Причем здесь они могут отвечать не только за свою работу, но и за труды своих коллег.

  5. Человек может проявить себя творчески, научиться принимать общие решения, участвовать в различных дискуссиях и обсуждениях, выражать свою точку зрения.

  6. Каждый член коллектива вправе указывать остальным на их ошибки, порицать их, если те не придерживаются норм морали.

Психология трудового коллектива

Все виды и формы коллективов имеют свои психологические особенности. Рассмотрим пример трудового сообщества:

  1. Морально-психологический климат. Здесь следует обратить внимание на цели, которые люди поставили перед собой, на то, какие задачи были сформулированы. Также нужно учитывать вид отношений в коллективе: каким образом люди собираются достигать поставленных целей, как они взаимодействуют.
  2. Учитывается, насколько смогли сплотиться люди, выполняя общее дело.
  3. Проводятся исследования относительно того, насколько люди подходят друг другу по характеру и типу темперамента.
  4. Оценивается, насколько велик уровень психологического давления в группе, и сходятся ли мнения ее участников.

Управление коллективом

Есть несколько видов управления коллективом. Основная классификация приведена ниже:

  • Организационное управление. Здесь преобладает диктатура. Каждый участник должен выполнять все указания лидера. Все должно быть выполнено точно и в назначенный срок. Участники коллектива не могут обсуждать или оспаривать решения лидера. От них требуется лишь вовремя исполнять приказы.
  • Экономическое управление. Если перед людьми ставится определенная задача, то лидер должен мотивировать их, чтобы задачу решали эффективнее и быстрее. В трудовом коллективе, например, качестве поощрения назначают премии, продвигают по служебной лестнице.
  • Психологическое управление. Такой стиль управления можно выбирать там, где господствует демократия. Здесь перед лидером стоит задача найти индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Это нужно для того, чтобы суметь правильно организовать его работу, суметь заинтересовать человека, увлечь той задачей, которая будет ему не просто доступна к исполнению, но и интересна.

Определение коллектива: стадии развития и формирования, что значит идеальный

Разница между коллективом и группой

Даже самодостаточная личность не может развиваться в одиночку. Для этого необходимо некое сообщество. О том, что такое коллектив, пойдет ниже речь. Определившись с основными критериями, стадиями формирования, индивидууму легче адаптироваться в социальной группе и вместе с ней развиваться.

Дружный коллектив

Определение коллектива

С латыни collectivus переводится как «собирательный». Поэтому можно сказать, что коллектив это некая группа, состоящая из N-ного количества людей, объединенных общими интересами, идеями, задачами, потребностями.

Любая деятельность человека требует участия в том или ином сообществе. Поэтому понятию коллектив определение дают не только психологи, но и педагоги. Мнения могут несколько разниться, но основная суть трактуется одинаково.

Понятие в психологии

Под группой подразумевают собрание, толпу (сборище) людей и т.п. Чтобы они стали коллективом, должна присутствовать организация. Если «копать» глубже, то в психологии определение коллектив это общность, осуществляющая совместную деятельность через межличностные отношения, где значимым является вклад каждого индивидуума.

Мнение педагогов

Объединение в группы дошкольников, учеников, студентов классифицируется как коллектив воспитанников. Такие сообщества несколько отличаются от производственных. Если коллектив это в психологии люди, объединенные для совместного решения определенных задач и выполняющие конкретные функции, то в педагогике трактовка немного отличается.

Коллектив учеников

Соприсутствие детей в группе – это промежуточная ступенька, подготавливающая для дальнейшей деятельности. Цель трудового коллектива – внести определенный вклад в общество. Тогда как педагогическая группа занимается формированием личности, которая должна стать полезной обществу.

Что понимают под идеальным коллективом

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Любое объединение людей – это определенная атмосфера взаимоотношений, на нее влияет человеческий фактор. Об идеальном коллективе можно только мечтать. Реально приблизиться к эталону, если следовать таким принципам:

  • у объединенных в группу людей должна быть совместная значимая цель, направленная на благо общества и не противоречащая государственным нормам;
  • каждый член коллектива, участвующий в совместной деятельности, заинтересован в положительном результате и несет ответственность наравне со всеми;
  • специфика отношений в коллективе просматривается не только в рабочей сплоченности, но и моральной;
  • один из принципов коллектива – демократичность; органы управления являются авторитетом для подчиненных, и в то же время руководители уважают тех, кто стоит на нижних ступеньках иерархии, прислушиваясь к их мнению.

Дополнительная информация. Коллектив это в идеале – высокая организованность, где проявляются такие характеристики, как взаимопонимание, «чувство локтя», бескорыстные отношения, доброжелательность.

В дружном коллективе совершенно иное отношение к труду и обязанностям. Члены идеального сообщества умеют разумно сочетать общественные и личные интересы не в ущерб производству и семье.

Суть и развитие коллектива по А.С. Макаренко

Креативное мышление — что это такое в психологии

Описанные принципы отлично проецируются на школу, выполняющую роль фундамента, на котором формируются коллективы, объединенные общей целью – учебой. В своей деятельности педагоги руководствуются трудами А.С. Макаренко, в которых описан основной закон жизни коллектива.

Важным пунктом в воспитательном процессе является цель (перспектива). Она может быть близкой или далекой, но вполне понятной каждому ученику. Суть перспективы – мобилизовать силы воспитанников на преодоление трудностей в учебе.

Цель должна соответствовать нуждам коллектива, соизмеряться с его организованностью, уровнем развития и опытом. Постоянная смена перспектив обуславливает прогрессию движения.

Основные критерии коллектива

Развитие личности — что это такое в психологии

Чтобы определиться с понятием коллектив что значит, предлагается ознакомиться с критериями взаимоотношений.

Оценочные признаки коллектива

КритерийОписание
НравственностьВ основе лежат нормы и ценности, базирующиеся на общечеловеческой морали
ОтветственностьЧлен коллектива дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям и в то же время готов отвечать за судьбу каждого из коллег
ОткрытостьУмение выстраивать дружественные отношения с членами своей группы и другими коллективами
КоллективизмЗабота о членах своей группы и противостояние явлениям, разрушающим коллектив
ОрганизованностьРациональное распределение обязанностей между членами, взаимовыручка и заменяемость, быстрое устранение возникших в процессе деятельности недостатков
ИнформированностьПонимание каждым членом поставленных целей, задач, достигнутых итогов (промежуточных и конечных) совместного труда
ЭффективностьСвоевременное и качественное выполнение задач

Совокупность всех описанных критериев присуща только идеальному сообществу. В реальной жизни подобную модель встретить сложно. Одни группы слабо развиты и не дотягивают по социально-психологическим параметрам до названия «коллектив». Другим – условно присваивается данное понятие, так как они находятся в процессе развития.

Виды коллектива

Чтобы управление группами было успешным, необходимо изучить все существующие виды коллективов и их отличительные признаки.

Классификация коллективов

НаименованиеОсобенности
По составу
ОднородныеВ группу собраны люди одного пола, возраста или уровня развития. У них формируются общие взгляды и позиции, но часто могут возникать конфликты на фоне внутренней конкуренции
Разнородные (гетерогенные)Формируются из членов, различных по возрасту, полу, статусу, профессии и т.п. Такой коллектив с легкостью решает сложные задачи
По статусу
ОфициальныеЮридически оформленный коллектив, действующий в правовом пространстве
НеофициальныеДеятельность зиждется только на желании людей сотрудничать друг с другом. Такие организации не имеют юридической основы, их сложно привязать к общественным нормам
По внутренним связям
ФормальныеОпределяющим фактором являются штатное расписание, привязывающее членов коллектива к определенным технологиям работ, материальная заинтересованность
НеформальныеПомимо общественных интересов, людей объединяют эмоциональные связи (иногда дружба), обеспечивающие общение в пределах трудового коллектива
По степени свободы
ПринудительныеПримером такого коллектива является колония заключенных. Выполнение простых видов деятельности под жестким руководством малоэффективно
ДобровольныеСообщества с вольнонаемными сотрудниками создают атмосферу заинтересованности. Это положительно влияет на решение сложных творческих задач

Еще коллективы делят на малые и большие. Классификация по размерам проводится не в зависимости от штатного расписания, а исходя из возможности налаживания межличностных отношений.

Люди, объединенные общими задачами

Обратите внимание! Чем меньшее количество людей, тем легче превратить коллективную группу в отлаженный механизм.

Малые формирования называются первичными, их можно объединить в разветвленную структуру (например, производственные цеха завода или классы в школьном коллективе).

Жизненный цикл коллектива

Независимо от признаков, по которым классифицируют группы, стадии развития коллектива идентичны, и процесс формирования подчинен определенным законам. При этом состав может частично меняться, что привносит свои корректировки.

Обратите внимание! Как бы ни была хороша организация, в ней наблюдаются «взлеты и падения». Иными словами, развитие происходит не по восходящей динамике, а по синусоиде.

Стадии формирования коллектива

Этап циклаОсобенности
ПритиркаСтадия постепенного знакомства членов коллектива, налаживание личностных и деловых взаимоотношений. Она может быть как краткой, так и длительной
«Дворцовые перевороты»Проявляется борьбой за доминирующие позиции в коллективе. В неформальной группировке возможна смена лидерства
РезультативностьУ коллектива, успешно прошедшего предыдущий этап, возрастает потенциал. Скрытые ресурсы и способности членов работают на повышение производительности
ЭффективностьКоллектив, благодаря полученному опыту, сплачиванию, успешно решает поставленные задачи. Каждый участник проявляет творческий подход к делу
МастерствоДля данного этапа характерны прочные связи между членами сообщества. Люди не просто притерлись друг к другу и адаптировались к условиям, но и научились быстро гасить конфликты. Каждый член коллектива оценивается по достоинствам
СтарениеДостигнув высшей степени развития, коллектив продолжает существовать «по накатанной», успешно выполняя функции. Если методы работы, структура, взаимоотношения перестанут соответствовать изменившимся внешним условиям, развитие коллектива идет на спад
СмертьОтпала необходимость в функциях, выполняемых конкретным коллективом, и его расформировывают. Либо происходят реструктуризация, реорганизация, в результате которых создается новый коллектив

На стадии формирования коллектива

На последнем этапе эффективность работы минимальная. После реорганизации большинство сообществ возрождается, и синусоида плавно ползет вверх. Члены расформированных предприятий вливаются в новые группы, находящиеся на любом из этапов развития.

Коллектив и личность

В стадиях формирования коллектива есть личный вклад каждого из участников. Действует и обратный принцип – группа является фактором, влияющим на развитие индивида. Все зависит от того, какие взаимоотношения сложатся у субъекта с остальными членами, а также от его личностных претензий.

Модели развития личности в коллективе

Линию поведения в коллективе определяют социальный опыт индивида, ценностная ориентация, манера себя преподнести, черты характера. Насколько эти факторы соответствуют остальным членам, зависит, как сложатся взаимоотношения. Существует 3 модели:

  1. конформизм, когда человек подчиняется устоям группировки;
  2. гармония – коллектив и личность нашли оптимальный уровень общения;
  3. нонконформизм – индивид пытается подчинить себе остальных.

Только 2-ая модель – это развитие коллектива и его членов по возрастающей. В 1-м варианте субъект подавляется как личность. В 3-м – он сам должен быть достаточно развитым, чтобы безболезненно подчинить себе коллектив.

Гармония в коллективе

Психология групп, коллектива и руководства: что это такое

Разница между коллективом и группой

Психология изучает не только особенности личности, но и принципы взаимодействия, общения и влияния индивидов друг на друга.

Психология коллектива рассматривает социальные ситуации и процессы, определяющие поведение индивида, теорию коллектива, проблематику лидерства, механизмы восприятия, психологию межличностных конфликтов.

Для коллективной психологии важно рассмотрение индивида через призму его взаимоотношений с другими людьми, оценка личности как отражение мнения коллектива.

Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков.

Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки.

Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.

В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам:

  1. Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
  2. Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
  3. Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
  4. Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
  5. Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Размеры групп: особенности взаимодействия индивидов в зависимости от количественной характеристики

Современная групповая психология выделяет 3 вида общностей по количеству человек:

  1. Большая — крупное объединение, отношения внутри которого формальны, но не устойчивы. Принадлежность к такого рода объединениям дает социально значимые установки, права и обязанности. К большим группам относятся государство, профессиональные объединения, религиозные общины.
  2. Малая — основная форма коллектива, определяющая мнение индивида о себе и месте в обществе. Малая общность создает эталон мышления и поведения, которому личность стремится соответствовать.
  3. Микрогруппа — состоит из 2–3 индивидов. Обладает всеми признаками группы, характер отношений между членами неформальный, основанный на доверии, уважении, взаимной симпатии.

По мере развития индивидуальных качеств, человек может переходить из одной группы в другую или пытаться изменить характеристики объединения, в котором он оказался изначально.

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

  1. Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
  2. Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
  3. Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.

Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы:

  1. Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
  2. Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
  3. Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

  • лидер;
  • популярные;
  • предпочитаемые;
  • игнорируемые;
  • аутсайдеры.

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития:

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Конфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии.

В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым.

Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся:

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  •  критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Из видео Вы подробно узнаете о социальных ролях и масках человека на работе и в повседневной жизни. А также о влиянии группы на поведение человека.

Малая группа и коллектив

Разница между коллективом и группой

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой малых групп: Г. Андреева, Ф. Тейлор и др.Далее рассмотрим понятие группы, малой группы и коллектива, классификацию малых групп и особенности коллектива.

Понятие малой группы и коллектива

Определение 1

Группа – это совокупность неких элементов, у которой есть общие связи.Малая группа – два или более человека, которые взаимодействуя друг с другом, оказывают друг на друга влияние.

Малая группа с точки зрения Г. Андреевой, представляет собой группу, в которой общественные отношения представлены в виде личных контактов.Малая группа характеризуется небольшим объедением людей, находящихся вместе и занятых общим делом.

Определение 2

Коллектив – организованная группа людей, которая объединена общественно полезной деятельностью и особыми отношениями между ее субъектами.

Свойства малой группы

  1. Направленность группы. Здесь можно выделить несколько компонентов:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Социальная ценность целей деятельности данной группы,
  • Социальная ценность мотивов деятельность,
  • Принятые групповые нормы и др.
  1. Степень организованность группы представляет собой способность к самоорганизации.
  2. Интегрированность группы – мера единства членов группы.
  3. Психологический климат группы. Комфортность пребывания в группе, психологическая безопасность и общая степень удовлетворенности группы каждым ее членом.
  4. Референтность – принятие групповых эталонов каждым членом группы.
  5. Лидерство.
  6. Интеллектуальная коммуникативность («нахождение общего языка»).
  7. Эмоциональная коммуникативность (степень эмоциональности межличностных контактов.
  8. Волевая коммуникативность включает в себя свойство стрессоустойчивости.

Рассмотрим несколько элементов и более общих признаков групп.

Элементы любой группы:

  1. Цели,

  2. Групповые нормы,

  3. Санкции,

  4. Групповые ритуалы,

  5. Взаимоотношения в группе,

  6. Совместная деятельность.

Также для любой группы характерен ряд общих признаков.

  1. Интегральные психологические характеристики. Они включают общественное мнение, нормы, интересы и другое.
  2. Свойства группы как целое. Здесь имеется в виду сама структура и система группы, характер взаимоотношений внутри нее.
  3. Принадлежность людей к то или иной группе, их осознание принадлежности, референтность.

Классификация малых групп

  1. Условные группы включает в себя людей, которые не связаны между собой межличностными отношениями.
  2. Реальные – противоположность условных групп.
  3. Естественные группы складываются «бессознательно».

  4. Лабораторные создаются с целью проведения каких-либо экспериментальных исследований.

  5. Формальные
  6. Неформальные
  7. Реферетные
  8. Нереферетные
  9. Высокоразвитие
  10. Слаборазвитые (нет четкой структуры внутри самой группы).

Коллектив

Коллектив можно выделить из высокоразвитых малых групп. Он характеризуется, в первую очередь, общественно полезной деятельности.В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований:

  1. успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности),

  2. иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения,

  3. создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству.

Определение 3

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Выделяют несколько основных стадий развития коллектива. Основоположники теории коллектива: А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, Т. Е. Конникова, Т. Н. Мальковская, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Р. С. Немов и др.

  1. Предъявление требований со стороны руководителя. Данная стадия характеризуется низким уровнем групповой сплоченности, а также отсутствием групповых норм.
  2. Развитие социальных отношений, которые включают в себя формирование групповых норм, а также появления лидера и его приближенных.
  3. Согласованность действий всех членов коллектива, сформированность групповых норм. Далее продолжается развитие коллектива уже на основе всех выработанных аспектов.

Рисунок 1. Классификация малых групп

Подходы к формированию коллектива (доклад)

Разница между коллективом и группой
Недавно мы с товарищами обсуждали вопрос построения коллектива. Я готовил доклад о методах формирования. Думаю, что доклад может быть интересен моим читателям, а потому предлагаю его вашему вниманию.

«Коль человек – существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу».

Аристотель

Существуют как минимум две дисциплины, которые занимаются вопросом формирования коллективов. Это психология и педагогика. Психология изучает общие законы формирования, существования коллективов, классифицирует их и т.д. А педагогика рассматривает коллектив с практической точки зрения, как среду для воспитания человека.

В психологии есть отдельный раздел – социальная психология, изучающий закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к определенным общественным группам, изучающая также психологические характеристики этих групп. (Вики) Также существует ряд социально-психологических исследований под общим названием «групповая динамика», которые посвящены проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплоченность и эффективность.

Также хочется отметить, что в работах по психологии вы, скорее всего, найдёте большое количество упоминаний о группе, нежели о коллективе. Судя по всему, в западной литературе не делается существенных различий между группой и коллективом. Однако же наши учёные (А.С.Макаренко, Л.И.

Уманский и другие) настаивали  на том, что коллектив – это высшая стадия развития группы. Не менее важно и то, что наши учёные настаивали на введении ценностного фактора в понятие о коллективе. И Макаренко и Уманский считали, что коллективом может быть только такая группа, которая занимается общественно полезным трудом.

Разбойничья банда – это не коллектив, а в лучшем случае корпорация.

2       Субъекты процесса

Коллектив существует, пока существует общая задача. Коллектив – средство для выполнения задачи, а не самоцель. Но кто ставит задачу? Кто является заказчиком формирования коллектива?

Заказчиком являются сами члены коллектива. Даже если взять, армию, то и в ней заказ исходит от коллектива. Нет, не от призывников. А от того большого коллектива под названием армия, в который и вливаются призывники. Происходит что-то вроде «ассимиляции».

Можно ли сформировать коллектив вопреки желанию его участников? Думаю, что нет [К сожалению, у меня пока нет ссылок на мнения авторитетов в данном вопросе — Николай], так как коллектив подразумевает совместную деятельность в рамках общей задачи\цели. Нет общей цели и задачи – нет коллектива.

Рабы на галерах – это ещё не коллектив, так как они не имеют общей цели и не согласовывают действия между собой, пусть даже и гребут в одном направлении. Но если они устроили восстание, то это уже коллектив, так как это они поставили цель и вместе работали над её осуществлением.

 То есть каждый член коллектива должен принять общую цель\задачу, тогда только начинается формирование коллектива.

Зачинщиком же строительства коллектива может быть даже один человек [В данном случае у меня тоже нет ссылок на авторитеты — Николай], который начнёт заражать окружающих какой-либо идеей, требующей коллективного действия. Если ему удастся найти последователей идеи, то можно будет перейти к формированию коллектива.

Возможно ли иметь план построения коллектива? Так как человечество имеет большой опыт построения коллективов, то, думаю, вполне возможно иметь заранее продуманный план формирования коллектива. Конечно, в него придётся вносить корректировки, но это не меняет суть дела. Я считаю, что проективный подход к вопросу о коллективе возможен.

3        Требуемые качества и характеристики коллектива

Разные учёные выделяют различные характеристики коллективов в качестве основных. Однако, наиболее универсальным принципом мне видится «принцип единства», описанный Лениным.

«Единство партии, один из коренных принципов революционной марксистской партии, необходимым условием успешной деятельности которой являются организованность, сплочённость и дисциплинированность, опирающиеся на общность задачи борьбы за коммунизм

«В. И. Ленин подчёркивал неразрывную связь организационного и идейного Единства партии. Ещё в 1900 он писал: «Необходимо выработать, во-первых, прочное идейное объединение… Необходимо, во-вторых, выработать организацию…»

«Недооценка теоретических или организационных вопросов влечёт за собой ослабление Единства партии, могущее привести к потере ею способности руководить трудящимися».(БСЭ: «Единство партии»)

Если следовать логике Ленина, то способность коллектива решать сложные задачи тем выше, чем выше его единство. При этом единство разделяется на идейное, которое является первостепенным и организационное.

На основании статьи из БСЭ

· Идейное единство

o Единство цели

o Единство ценностей [Добавлено мной — Николай]

o Единство понимания стратегии

o Единство понимания тактики

· Организационное единство

o Дисциплинированность – склонность членов коллектива к выполнению правил и норм коллектива. Обеспечивает согласованность действий.

o Сплочённость – мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу (суммарный показатель межличностных связей и приверженности коллективной цели). Характеристика единства, взаимосвязанности индивидов.

o Организованность – степень упорядоченности функций, прав, ответственности членов коллектива. Обеспечивает высокую скорость решения типовых задач.

§ Сработанность — это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах.

· Психологическое единство [Выделил Уманский Л.И.] – интеллектуальное, эмоциональное, волевое. [Насколько я понимаю, Ленин не рассматривал эту сторону вопроса — Николай]

Из предложенной схемы следует, что методы формирования коллектива должны увеличивать единство коллектива до величины, при которой коллектив сможет решать поставленные перед собой задачи.

4   Методы формирования

Несмотря на то, что мы уже начали говорить про отношение Ленина к коллективу, я предлагаю начать рассмотрение подходов с Макаренко для того, чтобы разница в подходе была для нас более очевидной.

А.С. Макаренко считал, что развитие коллектива зависит от:
·         динамики деятельности и отношений
·         согласованности действий
·         единства требований к членам коллектива

Соответственно, для развития коллектива прежде всего необходима совместная и согласованная интенсивная деятельность. Поэтому коллективы намного быстрее формируются при совместной ежедневной работе.

В связи с чем нужно помнить – Макаренко описывает свой уникальный опыт формирования коллектива, когда коллектив постоянно проживает и трудится на территории лагеря.

Подобным образом формируются и воинские коллективы из новобранцев.

4.1.1 Этап №1 – Внешнее управление

Характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Для коллектива на этом этапе характерен довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям, групповые нормы пока еще не выработаны

4.1.2 Этап №2 – Развитие социальных взаимоотношений

Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, возникает лидерство.

4.1.3 Этап №3 – Самодостаточность

На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.

4.1.4 Этап №4 – Личность предъявляет требования к себе

Личность предъявляет требования к самой себе.

4.2 Этапы формирования воинского коллектива

Похожим, но более форсированным и жёстким образом формируется воинский коллектив. Похожесть заключается в том, что члены будущего коллектива ограничены в пространстве проживания. А также сильно ограничены рамками правил поведения и строгостью наказания за нарушение этих правил.

4.2.1 Этап №1 – Социальное единство

Военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и иных задач. Недостаточная сплочённость коллектива

4.2.2 Этап №2 – Войсковое единство

На стадии войскового товарищества, как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются отношения между военнослужащими, стабилизируется структура коллектива, которая включает коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки.

4.2.3 Этап №3 – Социальная зрелость

Достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций у подавляющего большинства членов воинского коллектива

Заметьте, что идейное единство, единство убеждений в воинском коллективе возникает на самом последнем этапе. Связано это с двумя вещами:

· Вам не обязательно иметь идейно накалённых людей для того, чтобы собрать их в одном месте и начать строить воинский коллектив. У государства есть свои методы принуждения к этому.

· У вас уже имеется крупный субъект (армия), к которому примыкают новые члены. Идейные разногласия вновь пришедших не могу повлиять на единство армии.

4.3 Подход Ленина

В отличие от Макаренко у Ленина не было возможности поселить всех членов партии в одном месте и начать выковывать коллектив.

Также у него не было готовой великой партии, к которой можно было бы присоединиться, ему нужно было её строить.

В связи с этим, Ленин говорит о том, что идейное единство является первоочередным для построения партии. И только имея идейное единство можно выстраивать структуру.

5 Выводы

Безусловно, коллектив строится вокруг общих целей и задач. Нужно всегда помнить об этом. Именно наличие общих целей отличает коллектив от малой группы. Также нужно помнить о том, что единство коллектива определяет его результативность и способность выдерживать большие нагрузки.

На сегодняшний день весьма существенной является проблема формирования коллектива с высокой степенью единства в современных телекоммуникационных условиях, когда бОльшая часть деятельности осуществляется не бок-о-бок, а удалённо. Нужны новые методы и подходы к формированию коллектива в таких условиях.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.