Разница между коллегиями и приказами
Разница между Указом и Приказом
Закон подразумевает свод правил, признанных страной для управления действиями и поведением граждан.
Он может быть сгруппирован как материальное право – которое устанавливает права сторон и процессуальное / прилагательное право – которое определяет практику, процедуру и механизм реализации прав и обязанностей.
На основании указа или распоряжения решение выносится судом. Приказ – это не что иное, как суждение, а постановление является заключительной частью суждения.
Основное различие между постановлением и распоряжением заключается в том, что постановление дается в иске, в котором определяются основные законные права заинтересованных сторон, порядок предоставляется в ходе разбирательства и определяются процессуальные законные права соответствующих сторон. В отрывке данной статьи вы можете найти еще несколько отличий, среди которых прочитайте.
Сравнительная таблица
Имея в виду | Постановление – это официальное провозглашение решения судьей, в котором разъясняются права заинтересованных сторон в отношении иска. | Приказ является официальным объявлением решения, принятого судом, определяющим взаимоотношения сторон, при рассмотрении дела. |
Проходить | Это передано в иске, инициированном представлением жалобы. | Его можно подать в иске, инициированном представлением жалобы, заявления или ходатайства. |
Имеет дело с | Основные законные права сторон | Процессуальные законные права сторон |
Определено в | Раздел 2 (2) Гражданского процессуального кодекса 1908 года. | Раздел 2 (14) Гражданского процессуального кодекса 1908 года. |
Установление прав | Он четко устанавливает права заинтересованных сторон. | Он может или не может четко установить права заинтересованных сторон. |
Число | В иске только один указ. | Там может быть много заказов в костюме. |
Тип | Это может быть предварительным, окончательным или частично предварительным и частично окончательным. | Это всегда окончательно. |
призыв | Обычно он подлежит обжалованию, за исключением случаев, предусмотренных законом. | Это может быть обжаловано или не подлежит обжалованию. |
Определение Указа
В соответствии с частью 2 (2) Гражданского процессуального кодекса 1908 года указ является юридическим заявлением судебного решения, которое устанавливает права истца и ответчика по всем или любым вопросам иска. Оно вытекает из решения суда, т. Е. Указ вступает в силу по мере вынесения решения, а не в день его надлежащего подписания и утверждения.
Постановление может быть предварительным или окончательным при условии дальнейшего разбирательства, которое требуется до рассмотрения иска.
Если в случае решения какого-либо из вопросов по иску это является предварительным постановлением, то, когда все вопросы по иску решаются, оно называется окончательным постановлением.
Предварительный указ не основан на окончательном, но окончательный указ основан на предварительном указе.В указе участвуют две стороны, а именно: владелец указа – физическое лицо, в пользу которого принят указ, и должник по решению суда – физическое лицо, против которого вынесен указ.
Определение порядка
Приказ может быть определен как юридическое объявление решения судьей или коллегией судей в суде, которое не включает постановление, устанавливающее правовые отношения между истцом и ответчиком, судебного разбирательства, судебного разбирательства или апелляции,
В более тонких терминах распоряжение – это указание, данное судьей или судом какой-либо стороне по иску совершить конкретное действие или удержать его / ее от совершения определенных действий или дать указание должностному лицу предпринять определенные действия, известное как порядок.
Приказ касается процедурных аспектов, таких как исполнение, откладывание, изменение или исключение сторон оспаривающих сторон.
Основная разница между указом и приказом
Различие между указом и приказом может быть четко определено на следующих основаниях:
- Формальное провозглашение решения суда, разъясняющего права заинтересованных сторон на решение по иску, называется указом. Официальное объявление решения, принятого судом, определяющего взаимоотношения сторон, в процессе называется приказом.
- Постановление дается в иске, инициированном предъявлением жалобы. Напротив, приказ дается в иске, инициированном подачей жалобы, заявления или ходатайства.
- Постановление касается материально-правовых прав оспариваемых сторон, тогда как в постановлении учитываются процессуальные права заинтересованных сторон.
- Хотя указ определен в разделе 2 (2) Закона о гражданско-процессуальном кодексе, порядок в 1908 году определен в разделе 2 (14) Закона.
- В постановлении четко определены права истца и ответчика. В отличие от этого, в случае заказа, может или не может четко установить права истца и ответчика.
- В костюме может быть много приказов, в то время как в костюме только один указ.
- Указ может быть предварительным, окончательным или частично предварительным и частично окончательным, тогда как приказ всегда является окончательным.
- Постановление, как правило, может быть обжаловано, за исключением случаев, когда оно специально запрещено законом. И наоборот, приказ обжалован и не подлежит обжалованию.
Заключение
Гражданский процессуальный кодекс 1908 года определяет как декрет, так и порядок, которые издаются гражданским судом, и формально выражают решение по спорам между противоборствующими сторонами. Хотя постановление в конечном итоге определяет права истца и ответчика, порядок может четко или не четко определять права.
В чем разница между приказом и распоряжением? – что лучше
Руководителю предприятия не обойтись в своей деятельности без определенных рычагов управления, регулирующих деятельность компании.
Основными методами воздействия в данном случае являются распорядительные документы предприятия. Чаще всего используются два вида распорядительных документов: приказ и распоряжение, однако в чем их разница?
Определение терминов и отличие понятий
Приказ – это правовой акт, составляемый единолично руководителем и регулирующий основную деятельность предприятия. Касается широкого круга лиц, чаще всего, всех работников.
Приказ составляется с целью решить какую-либо основную задачу, стоящую перед организацией.
Распоряжение – это правовой акт, который может создаваться как непосредственно директором предприятия, так и руководителями структурных подразделений.
Многие предприниматели предлагают своим сотрудникам сдельную оплату труда. Полезная информация на эту тему здесь.
Приказ и распоряжение имеют свою силу только в пределах юрисдикции того предприятия, филиала или структурного подразделения, глава которого подписал эти документы. То есть приказ о выходе на работу в выходной день всех сотрудников одного предприятия не распространяется на сотрудников другого предприятия.
Виды распорядительных документов.
Распорядительные документы вступают в свою законную силу после их утверждения руководителем фирмы. Или, непосредственно, с даты, указанной в самом документе.
Хотите открыть свой бизнес? Будет намного легче приобрести франшизу, чем создавать компанию с нуля. Информация о франшизе Твоё по ссылке.
Приказ не имеет своей силы без подписи уполномоченного на то лица (чаще всего директора).
Приказом утверждаются нормативные акты предприятия, перечни, списки лиц, имеющих право на что-либо (например, право подписи определенных документов), штатные расписания, прайс-листы, номенклатуры, стратегические планы развития предприятия и т.д.
Приказами также утверждаются списки комиссий для проведения инвентаризаций, списания основных средств предприятия, создание и расформирование определенных рабочих групп.
Для решения текущих, оперативных вопросов, возникающих перед предприятием, создается распоряжение. Этот нормативный акт касается только определенных, узких вопросов, которые необходимо разрешить для достижения основных целей предприятия.
Как открыть своё дело? С какими трудностями придётся столкнуться? Подробная информация есть в этой публикации.
Распоряжение касается небольшого, круга лиц, способных решить поставленную задачу и прекращает свое действие после их решения. Например, приказом было утверждено создание нового производственного участка.
Условия создания организационно-распорядительных документов.
Классификация приказов и распоряжений на предприятии
Приказы и распоряжения подразделяются:
- Приказы по основной деятельности:
- – об изменении и утверждении структуры предприятия;
- – об изменении штатной численности предприятия;
- – об инвентаризации имущества;
- – о создании структурных подразделений, комиссий;
- – об организации расследования несчастных случаев и др.
- Административно-хозяйственные:
- – о соблюдении правил внутреннего трудового распорядка;
- – о выдаче разовых пропусков на территорию предприятия;
- – о приобретении хозяйственного имущества;
- – об организации общей и противопожарной охраны;
- – об эксплуатации зданий и сооружений и др.
- Приказы по личному составу:
- – о приеме на работу;
- – об увольнении;
- – о поощрении, премировании;
- – о проведении аттестации работников;
- – о предоставлении отпусков и др.
Что такое номинальная заработная плата? Подробное описание – по ссылке.
Пример приказа.
Распорядительная часть содержит список действий, которые должен совершить тот или иной исполнитель, с указанием сроков выполнения. Эту часть можно разделить на подпункты, в которых указывается, кто должен сделать, что сделать и в какие сроки уложиться.
Одной из важнейших задач бухгалтера является начисление заработной платы сотрудникам. Чтобы не ошибиться при расчёте заработной платы за неполный месяц посмотрите этот материал.
Ни распоряжение, ни приказ не могут противоречить законодательству, каких бы вопросов они не касались.
Чем отличаются приказ и распоряжение, в чем разница между этими документами?
Хотя в законодательстве понятия «приказа» и «распоряжения» практически равнозначны, тем не менее, они отличаются:
- Приказ подразумевает неукоснительное и беспрекословное выполнение, распоряжение же носит рекомендательный характер для решения оперативных задач;
- Распоряжение, в отличие от приказа, не имеет правовой нормы;
- Приказ создает долгосрочные правовые отношения, а распоряжение решает текущие вопросы, которые постоянно возникают в результате деятельности предприятия;
- Приказы издаются руководителем фирмы, тогда как распоряжения могут издавать его заместители – руководители структурных подразделений;
- Распоряжения не противоречат приказам руководителя предприятия. Чтобы издаваемые распоряжения не вступали в противоречие с приказами руководителя, необходимо:
- – создать согласованность в структуре предприятия и строгую иерархию;
- – обеспечить правильное хранение и регистрацию документов;
- – четко доводить до ответственных лиц, поставленные перед ними цели и задачи.
- Распоряжение действует в течение ограниченного времени, за которое необходимо решить ту или иную задачу. Приказ же действует или постоянно, или до того момента, когда будут достигнуты все поставленные в нем цели.
Пример распоряжения.
Что делать если задерживают заработную плату? Подробный план действий – по ссылке.
О том как правильно регистрировать приказы смотрите в данном видео:
Источник:
Что такое и чем отличается приказ от распоряжения в организации?
Приказ и распоряжение – основные рычаги власти. В законодательстве эти понятия считаются синонимами. Однако имеется ряд принципиальных отличий, которые сложились на практике.
Понятие терминов
Различать понятия «приказ» и «распоряжение» необходимо не только руководителям для правильного донесения своих требований, но и подчиненным, чтобы знать, как реагировать на тот или иной правовой акт. Каждое из них относится к распорядительному документу, нацелено на улучшение деятельности компании.
- Приказ – правовой акт, который создается единолично главой организации для решения основных задач деятельности. Распространяется на всех подчиненных. Другими словами, это письменное или устное требование, поставленное перед персоналом с целью решить определенную задачу, выполнить задание.
- Распоряжение – правовой акт, который создается главой организации или руководителями структурных подразделений касательно оперативных вопросов деятельности фирмы. В том числе, связанных с доведением содержания приказа до всех подчиненных. Это письменное, а чаще устное требование решить отдельные вопросы относительно требований приказа.
На сегодняшний день выделяют несколько подходов, которые определяют целесообразность их использования в разных условиях.
На маленьких предприятиях подписывать распорядительные документы может исключительно руководитель и заместитель в его отсутствие. Приказы издаются касательно основной деятельности компании.
К примеру, усовершенствование структуры организации, увеличение объема выпускаемой продукции. Распоряжение создается по оперативным, информационно-методическим вопросам. К примеру, график работы в предпраздничные дни, необходимость выйти в выходные.
Действие распоряжения направлено на выполнение приказа руководителя.
Поскольку и тот, и другой документ издается только руководством, существенного отличия между ними в маленькой организации нет. Выполнять придется и то, и другое.
На средних и больших предприятиях, где право подписи имеется у руководителя организации и глав структурных подразделений, подход несколько другой.
Глава компании издает приказы касательно деятельности всей фирмы. Руководители структурных подразделений издают распоряжения по текущей деятельности, но согласно приказу главы.
Их действие распространяется только на подчиненных данного отдела.
И приказы, и распоряжения делятся на подвиды:
- по административно-хозяйственным вопросам;
- личному составу;
- основной деятельности.
Все распорядительные документы должны соответствовать закону. Ни один из них не может противоречить законодательным актам. Чтобы убрать разноплановое толкование, приказ и распоряжение на практике выровняли по силе действия. И тот, и другой правовой акт обязателен к выполнению. В целом, же отличия имеются.
Основные отличия
Распоряжение не носит нормативного характера. Издается касательно оперативных, текущих вопросов. Действие распространяется на определенный круг людей. К примеру, распоряжение руководителя отдела обязательно для исполнения всеми работниками данного структурного подразделения, не задевая всех остальных. Но оно не идет в разрез общей политики организации.
Главное отличие этих понятий состоит в следующем:
- Приказ подразумевает беспрекословное выполнение, распоряжение – настоятельные рекомендации для решения поставленных задач.
- Приказ издается единолично руководством организации, распоряжение – коллегиально.
- Приказ, как правило, издается в письменной форме, распоряжение может быть устным.
Приказы и распоряжения – основные рычаги власти администрации предприятия. Чтобы добиться желаемых результатов, достигнуть целей, необходимо определиться с нужным методом, который наилучшим образом будет соответствовать ситуации. Приказ – властное волевое официальное указание руководителя. Распоряжение – согласованное решение всего руководящего звена.
Источник:
Чем отличается приказ от распоряжения?
Чем отличается приказ от распоряжения, законодательная практика не говорит — более того, эти термины в нормативно-правовых актах используются как синонимы. Тем не менее существуют сформировавшиеся в процессе делопроизводства различия как в форме, так и в содержании этих документов.
- Что такое приказ и распоряжение
- Чем отличается приказ от распоряжения
- Нормативные документы, регламентирующие документооборот
Что такое приказ и распоряжение
Важно! Оба этих документа имеют область применения, ограниченную юрисдикцией того субъекта, руководитель которого их подписал.
И приказ, и распоряжение регламентируют, как правило, внутреннюю работу субъекта, однако могут затрагивать взаимоотношения с другими субъектами права в той мере, в какой это касается выполнения обязанностей сотрудников, ответственных за исполнение приказа или распоряжения.
Чем отличается приказ от распоряжения
В отличие от норм законодательства в практике документооборота решения, которые оформляются приказами и распоряжениями, имеют отличия. Существуют неофициальные правила определения ситуаций, в которых составляются приказ или распоряжение. Итак, чем отличается распоряжение от приказа?
Распоряжение | Приказ | |
Срок действия | Короткий | Длительный |
Условие прекращения действия | Действительно до момента исполнения | Действителен до отмены |
Подписант | Руководитель субъекта, руководители филиалов, подразделений и отделов | Руководитель субъекта |
Возможность внесения изменений | Как правило, переиздаются | Можно вносить изменения |
Круг решаемых вопросов | Оперативные вопросы | Правовые отношения |
Реформы Петра 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Лао Цзы
Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества.
По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство.
Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.
В чем состояла реформа центрального управления
Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.
Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию.
Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии.
Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.
Сенат и его функции
На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
- Законодательная деятельность
- Распорядительная деятельность
- Судебные функции в стране
- Контрольные функции за другими органами
Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов.
Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование.
Всего были созданы следующие органы:
- Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
- Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
- Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
- Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
- Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
- Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников.
Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент.
Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
Указ о единонаследии. Табель о рангах
Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям.
Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду.
После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.
Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения.
Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов).Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.
Все ранги делились на следующие категории:
- 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
- 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.
Областная реформа
Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:
- Московская
- Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
- Смоленская
- Киевская
- Азовская
- Казанская
- Архангелогородская
- Симбирская
Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.
Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.
Реформа городского управления
Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно.
Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе.
В результате была проведена реформа городского управления.
Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты.
Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры.
Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.
Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые – к нижним сословиям.
Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев.
Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.
Церковная реформа
Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана.
Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен.
Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.
Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:
- Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
- Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.
Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России.
Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора.
Это был чиновник, которого император также сам назначал.
Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.
Значимость петровских преобразований
Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.
В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:
- Власть государства была усилена.
- Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
- Полное подчинение церкви государственной власти.
Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.
Коллегии при Петре I (1717-1722) – функции, деятельность и отличия от приказов
С 1711 года император решил создать центральное координационное правление в соответствии с западноевропейским прототипом. Петр 1 сознательно выбрал шведский коллегиальную систему. Этот же порядок рекомендовал ученый-теоретик Лейбниц.
Государь сделал два шага для достижения цели:
- отправил за рубеж людей для ознакомления с бюрократической практикой управления и канцелярией;
- из-за границы пригласил специалистов в этой области для развития коллегиального регламента на местах.
Иностранные знатоки при всей значимости никогда не занимали руководящих постов. Высшим назначением для них была должность вице-президента. Правителями объявлялись представители русского народа. За этим император следил лично.
Причины реформ
В 1717—1719 годах ликвидировались устаревшие государственные органы управления. Вместо них пришли новые организационные структуры, подходящие для петровской обновленной России.
Создание Сената в 1711 году стало основой для формирования структуры отраслевого координирования. Устаревшие приказы часто повторялись и выполняли аналогичные функции, что приводило к путанице.
Некоторые вопросы хозяйствования совсем не попадали под действие порядка и не охватывались приказной системой.
По мнению царя, такие учреждения должны были служить заменой неповоротливому приказному порядку и усовершенствовать принципы регулирования путем:
- подразделения ведомств в соответствии с отраслями экономики, обороны и другими направлениями;
- решения дел в совещательном порядке.
Периодом создания коллегиальной системы управления при Петре 1 считается 1717 год. Смена приказного строя в границах целого государства оказалась кропотливым делом. Приказы постепенно подчинялись коллегиям или поглощались ими.
Эволюция структуры
В первые годы изменений была создана Торговая коллегия при содействии иностранцев. Из Швеции и Германии присылались опытные деятели юриспруденции и чиновники для реформаторской работы.
Коллегии при Петре 1 и их функции:
- Военная коллегия управляла сухопутными войсками, работала в период с 1719—1802 год.
- Адмиралтейская — координировала деятельность флота (1717−1827).
- Иностранных (чужестранных) дел — ведала контактами с другими странами (1718−1831).
- Берг-магистратура была главной в тяжелом производстве (1719−1806).
- Мануфактурный синод заведовал легкой промышленностью (1719−1806).
- Юстиц-орган был генеральным регулировщиков в области судопроизводства (1718−1781).
- Коммерц —управляла торговыми делами (1719−1804).
- Камер- коллегия соотносила государственные налоги и доходы (1718−1800).
- Штатс-контора учитывала расходы в масштабах государства (1717−1781).
- Ревизионное собрание осуществляло контроль состояния финансов (1717−1787).
- Вотчинная — управляла решением вопросов в области земельного законодательства (1721−1785).
- Главный магистрат осуществлял регулирование общественного устройства городов (1720−1795).
Коллегиальное управление делами страны работало вплоть до 1802 года. Затем был разработан «Манифест о создании министерств». В нем предусматривалось постепенное введение более прогрессивной системы для координации хозяйственной деятельности государства в отличие от коллегиального строя.
Работу коллегий контролировал Генеральный регламент, который Петр 1 утвердил 28 февраля 1720 года. Впоследствии формирование утратило свое значение после составления Свода законов России.
Генеральный регламент являлся уставом, в соответствии с которым коллегии и все принадлежащие к ним конторы и канцелярии вершили дела.
Областью действия считались внутренние земские учреждения империи и организации ближнего и дальнего зарубежья.
Регламент осуществлял системное делопроизводство, которое впоследствии получило определение коллежского в соответствии с наименованием отраслевых подразделений — коллегий. Петр 1 уделял внимание совещательному принятию вопросов на общих собраниях.
Недостатки в системе
Грандиозный замысел императора не был претворен в жизнь в полной мере. Четкого разграничения обязанностей и выдачи плана каждому служащему не произошло. Коллеги подменяли один другого при необходимости, по аналогии с когда-то действующими приказами. Например, Мануфактура, Берг и Коммерц-отделения выполняли похожие обязанности.
Коллегиальная система разрабатывалась без учета того, что в структуре осталось неподконтрольным просвещение, почта, медицина, полиция.
Постепенно консолидация наполнялась новыми подразделами и стала приобретать законченную структуру.
Например, аптекарский приказ, существовавший в Петербурге (новой столице) с 1722 года, реформировался в Медицинскую коллегию. В 1725 году это формирование стало именоваться Медицинской канцелярией.Для Петра 1 важным в этих реформах было то, что они проводились на западный манер. Правление государя отличалось стремлением реформировать структуру государства именно в этом направлении. Большинство объединений вводились не потому, что они считались необходимыми элементами. Основной причиной нововведений было стремление перекопировать черты управления западных стран.
Примером служит полное соответствие трех денежных структур (Штатс-конторы, Камер и Ревизион-коллегии) шведским аналогичным консолидациям. Большинство объединений просуществовали долго, несмотря на такое положение. Коллегии были упразднены только в результате реформ Екатерины 2 и Александра 1.
Деятельность и значение
Сенат назначал коллегиальных руководителей (вице-президентов). Для выбора президента консолидации требовалось мнение императора.
Помимо упомянутых должностей, в структуру совета входили:
- советники — 4;
- заседатели (асессоры) — 4;
- канцелярский актуариус для составления актов и учета;
- секретарь;
- переводчик;
- регистратор;
- подьячие.
Президент представлял главную персону в собрании, но не выносил постановлений без согласия коллегиальных членов.
Вице-президент выполнял обязанности главы, если тот отсутствовал, в остальное время помогал президенту в повседневной работе. Собрания объединения проходили каждый день с перерывом на праздники и воскресенья.
Начиналась работа в 6 или 8 часов утра, в зависимости от сезона, и продолжалась на протяжении 5 часов.
Материалы дела в канцелярии подготавливались к обсуждению. Оттуда поступали в коллегиальное общее присутствие, где подвергались критическим замечаниям или принимались анием. Решения, которые отклонялись коллегиальным большинством, поступали на рассмотрение в Сенат. Этот высший орган был единственным, кому подчинялась любая консолидация.
При каждом объединении работал прокурор, который координировал правильность решений и сроки вынесения вердиктов по поступающим делам.
В его обязанности входил контроль исполнения коллегиальных указов самим управленческим формированием и подчиненными структурами. Не последняя роль отводилась секретарю, который отвечал за делопроизводство, подготовку бумаг к обсуждению.
Референт вел учет справочной работы, оформлял решения в положенном виде, вел записи-таблицы об исполнении дел, хранил печать органа.
Полное формирование системы завершило процесс централизации камер государственного аппарата.Новый департамент отличался от старой приказной структуры строгим распределением ведомственного подчинения и общими нормативами деятельности в соответствии с генеральным регламентом.
Создание коллегиального управления нанесло сильный удар по мошеннической системе местничества, которая перестала существовать в 1682 году.
Военная и Адмиралтейская коллегия
Приказ о формировании Военной консолидации Петр 1 подписал в 1719 году, но началом ее деятельности считается 1720-й. В общий состав ведомства входили 454 солдата. Всего собрание насчитывало 530 лиц, приписанных к капитулу. Несколько десятков мест (около 80) постоянно были свободными, так как в стране не хватало профессиональных офицерских кадров.
Военное ведомство делилось на три подразделения:
- Армейское — регулировало существование сухопутных войск.
- Артиллерийское — занималось делами огнестрельных орудий и стрелковых военнослужащих.
- Гарнизонное — регулировало караульные и гарнизонные части.
Лицами, кто возглавлял коллегию при Петре 1, были Репин А. И. и Меньшиков А. Д. Ведомство перестало существовать после указа государя и передало обязанности соответствующему Министерству.
Адмиралтейство сформировалось для управления гражданским и военным флотом. С начала работы им командовал Апраксин Ф. А. Ведомство контролировало верфи, корабельную артиллерию, решало проблемы военнослужащих. Объединение занималось провиантом, казначейством, вопросами обмундирования, закупкой и поставкой материалов. Впоследствии перешло под управление Морского Министерства.
Иностранное и Вотчинное объединения
Объединение иностранных дел преобразовывалось из Посольского приказа. Во все время функционирования им правил Головки Г. И. Коллегия представляла собой прототип Министерства иностранных дел и решала вопросы сотрудничества с другими странами.
Иностранное ведомство переформировалось из Поместного приказа и решало земельные вопросы. Служба регистрировала владения и поместья, движение собственности от одного хозяина к другому, выдавала государственные площади в пользование. Отдел занимался конфискацией наделов и другими спорными вопросами. До 1727 года служба располагалась в Москве, но затем переместилась в Санкт-Петербург.
Берг и Мануфактур-капитул
Берг-коллегия стала самостоятельной структурой для контроля работы горно-рудной и тяжелой промышленности. Ее рабочие центры находились в Сибирском и Уральском регионе. При Петре 1 ведомством управлял Брюс Я. В.
Коллегия совмещала свою деятельность с работой Мануфактур-объединения, поэтому Брюс был назначен руководителем обеих структур. Деятельность направлялась на расширение тяжелой отрасли и увеличение количества заводов.
Мануфактур-объединение создавалось для строительства тканных и текстильных фабрик — основных структурных элементов легкой промышленности. В 1722-м коллегия ликвидировалась, а восстановление произошло только в 1742 году. Аналогичная остановка деятельности случилась в 1779—1796 году. Приказ о ликвидации был подписан в 1806-м.
Коммерц и Камер-собрание
Вначале Коммерц-объединением руководил Апраксин, но затем в руководителях значился Толстой П. А. Следующим был Бутурлин И. Ф. Ведомство решало вопросы, которые возникали в процессе торговых операций.
В 1731 году система приняла на себя обязанности Берга, Главного магистрата и Мануфактур-коллегии.
Екатерина подписала указ об упразднении службы, но после ее смерти Павел 1 продлил работу объединения до 1804 года.
Камер-служба являлась любимой структурой Петра, так как она решала вопросы, связанные со взиманием налогов. На протяжении всего существования объединение возглавлял Голицин Д. М., затем Кошелев. Последним руководителем был Плещеев А. Л. В 1785 году службу прикрыли, но из-за многочисленных откупов ее вновь открыли в 1797 году.
Штатс и Ревизион служба
Штатс-контора выполняла контроль государственных расходов. Структура организации была скопирована со шведской модели и полностью ее повторяла. Она перешла под управление Сената в 1723 году. Самостоятельность организации возвратила Анна Иоановна в 1730 году. Ликвидировала службу Екатерина 2.
Ревизион-ведомство занималось координацией финансовых потоков в государстве. Управлял работой службы Долгоруков Я. Ф. В последующие годы коллегия перешла под руководство Сената (1723−1725). После возвращения самостоятельного статуса руководил отделением Бибиков И. И. Службу ликвидировала Екатерина 2.
Юстиц-контора и Главный магистрат
Орган Юстиц-коллегии работал в качестве Верховного суда Российской империи и принимал на рассмотрение различные дела. В Петровскую эпоху деятельностью руководил Матвеев А. А., затем его сменил на посту Апраксин П. М. После смерти государя службе вменили дополнительную функцию ведения «крепостной канцелярии».
Главный магистрат формировался в качестве единого объединения для координирования городских управлений отдельных городов.
Помимо этого, служба утверждала судебные вердикты гражданского и уголовного характера и контролировала налоговые сборы в населенных пунктах. Президентом ведомства был Трубецкой Ю. Ю., затем служил Долгоруков А. Г.
После смерти царя магистрат переименовался в Ратушу. Он прекратил существование в 1795 году.