Разница между коллегиями и министерствами

Коллегии при Петре 1

Разница между коллегиями и министерствами

Коллегии при Петре Первом начали создаваться в 1717 году. Все они имели единую систему управления: 1 президент, 1 вице-президент, 4 советника (генералы) и 4 асессора (полковники). Каждая коллегия имели широкие полномочия. В частности, им разрешалось выступать в качестве законодательного органа.

При Петре 1 было создано 12 коллегий: военная, адмиралтейская, чужестранных дел, берг, мануфактур, главный магистрат, вотчинная, юстиц, камер, штатс-контор, ревизион, коммерц. С 1721 года ликвидируется патриаршество. Взамен создается 13-ая коллегия – Духовная. В дальнейшем ее трансформировали в Синод.

Создавая новую систему управления страной, Петр фактически ликвидировал систему Приказов, функционировавших ранее. При этом Петр занимался любимым делом – проводил реформы на западный манер.

Большинство коллегий создавались не в виду острой необходимости, а по причине желания перенять еще что-то у запада. Например, 3 финансовые учреждения (камер, штатс-контор и ревизион) были полной копией аналогичных шведских коллегий.

Тем не менее большинство коллегий просуществовали достаточно долго. Они исчезли только в результате реформаторской деятельности Екатерины 2 и Александра 1.

Таблица 1: Коллегии при Петре 1 и их функции

Наименование Функции и задачи Годы существования
ВоеннаяУправление сухопутной армией1719-1802
АдмиралтейскаяУправление флотом1717-1827
Чужестранных (иностранных) делВзаимодействие с другими государствами1718-1832
БергТяжелая промышленность1719-1807
МануфактурЛегкая промышленность1719-1805
КоммерцВопросы торговли1719-1805
КамерГосударственные доходы (налоги)1718-1801 (с 1785 по 1797 не работала)
Штатс-конторГосударственные расходы1717-1780
РевизионКонтроль за финансами1717-1788
ЮстицСудопроизводство1718-1780
ВотчиннаяУправление землями, решение земельных вопросов1721-1786
Главный магистратУправление городами1720-1796

Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.

Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

  1. Армейское – действующая сухопутная армия.
  2. Артиллерийское – ведало делами артиллерии.
  3. Гарнизонное – войска, несшие гарнизонно-караульную службу.

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

  • Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
  • Репин Аникита Иванович (1724-1726)

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа.

С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел.

Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.

Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.

Берг-коллегия

Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью.

Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович.

Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами. Основная задача этого органа – стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала.

Коллегия работала с перерывами. Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).

Мануфактур-коллегия

Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности – легкая промышленность.

Руководители при Петре 1:

  • Брюс Яков Вилимович (1719-1722) – совмещал пост с президентством в берг-коллегии.
  • Новосильцев Василия Яковлевич (1722-1731).

После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.

Коммерц-коллегия

Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году.

Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722).

Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления – решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года.

Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий.

Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Камер-коллегия

Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.

В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:

  • Голицын Дмитрий Михайлович – в должности 1718-1722
  • Кошелев Герасим Иванович – в должности 1722
  • Плещеев Алексей Львович – в должности 1723-1725

Коллегия без серьезных изменений функций существовала до 1785, после чего ее временно закрыли. Последний период ее работы, 1797 – 1801, связан с контролем за откупами.

Штатс-контор-коллегия

Штатс-контор-коллегия создавалась Петром в 1717 году для выполнения функций ведения государственных расходов. Здесь Петр копировал шведскую модель, где функционировали одноименные финансовые учреждения (камер – прибыль, штатсконтор – убытки, ревизион – контроль).

Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.

Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.

Юстиц-коллегия

Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:

  1. Матвеев Андрей Артамонович (1718-1722)
  2. Апраксин Петр Матвеевич (1722-1727)

Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.

Вотчинная коллегия

Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.

С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

  • Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
  • Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

Помогите пожалуйста!!Какое преимущество имели министерства Александра I перед коллегиями Петра I?

Разница между коллегиями и министерствами

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 3

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 4

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 5

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 6

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 7

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 8

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 9

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 10

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 11

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 12

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 13

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 14

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 15

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 16

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 17

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 18

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Page 19

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

0

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

1

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

2

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

3

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

4

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

5

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

6

На первом курсе учатся 100 человек. из них 5 не любят заниматься спортом. теннисом и футболом занимаются по 52 учащихся, волейболом и футболом – 22, теннисом и волейболом – 13, футболом и теннисом – 29. сколько учащихся занимаются только волейболом?

Коллегиальный орган — это что такое? Какие бывают коллегиальные органы?

Разница между коллегиями и министерствами

Управление разными компаниями или всем государством осуществляется не одним человеком, а группой лиц, для чего формируются коллегиальные органы.

Они могут использоваться в разных сферах деятельности, а также обладают разнообразными параметрами.

Коллегиальный орган — это определенная группа специалистов, обладающих образованием и опытом в конкретной сфере, которые занимаются управлением доверенным ведомством.

Плюсы такого способа управления

Коллегиальный орган — это достаточно распространенный способ управления различными компаниями или государственными учреждениями. К плюсам применения этого метода относится то, что работает совместно несколько специалистов, что позволяет принимать действительно правильные и рациональные решения.

Следует разобраться не только в том, что такое коллегиальный орган, но и какие его виды существуют, а также какими особенностями они обладают.

Наиболее эффективным такой метод управления считается в случае, если члены такой организации обладают одинаковым образованием, схожим мышлением и они приблизительно одного возраста. Поэтому объединяются в группы экономисты и управленцы, а также работники разных служб, имеющие соответствующий опыт работы.

Нередко, наоборот, формируется коллегиальный орган, в основе которого лежит объединение людей, обладающих разной точкой зрения в отношении того или иного вопроса. Это приводит к возникновению споров, на основании которых могут приниматься наиболее верные и действенные решения.

Существует несколько видов таких советов, причем все они имеют свое предназначение и особенности.

Совещательный

Такой коллегиальный орган — это разнообразные коллегии, общественные советы или комиссии. Они наиболее часто встречаются в государственных учреждениях. Рассматриваются специалистами многочисленные вопросы:

  • варианты принятия различных управленческих решений;
  • обсуждение всех вопросов, касающихся работы конкретной организации;
  • аккумулируются знания различных специалистов, а также собираются многочисленные мнения, что позволяет за счет коллективного опыта находить лучшее решение любой задачи;
  • учитываются интересы каждой группы.

Совещательные коллегии не принимают какие-либо решения, так как в их задачи входит только обсуждение разнообразных вопросов, а также предоставление советов или рекомендаций. Руководитель имеющегося учреждения на основании полученной информации принимает решение.

Управляющий

Такой коллегиальный орган — это специальный совет, предназначенный для управления учреждением. Все решения, которые им принимаются, являются обязательными в исполнении, но они не должны нарушать Устав организации.

Наиболее часто такие управляющие советы формируются в многочисленных государственных образовательных учреждениях.

Информационного характера

Такой коллегиальный орган заключается в формировании специальных советов, на которых руководители разных подразделений делятся информацией. На собраниях контактируют руководители многочисленных отделений одной компании.

Руководитель фирмы информирует остальных участников о разных сложностях, специфических вопросах, принятых решениях или важных событиях. Допускается уточнять меры решения разных задач.

Используется такой совет обычно при наличии крупных компаний, обладающих большим количеством разнообразных подразделений.

Контролирующий

Данное организационное звено обычно выступает органом, разрешающим принятие тех или иных решений, причем предварительно оценивается, соответствуют ли они требованиям и возможностям всей организации.

Контроль может осуществляться над разными направлениями работы фирмы, поэтому он может относиться к решениям, имеющим отношение к общей политике работы, к актам управления, к административным действиям или исполнительной деятельности.

Исполнительный

Коллегиальный исполнительный орган — это специальный совет, обладающий директивными функциями. Он может использоваться в коммерческой или некоммерческой сфере. Порядок и особенности его функционирования должны регламентироваться в Уставе компании, но при этом они не должны нарушать каким-либо образом законодательство.

Нередко в учредительной документации указывается необходимость формирования исполнительного коллегиального совета, а в этом случае он избирается на собрании учредителей.

Коллегиальные государственные органы обычно представлены исполнительными собраниями. При этом непременно назначается Председатель для них.

Какие функции исполняются исполнительным советом?

Коллегиальные органы исполнительной власти выполняет различные функции, к которым относятся:

  • управление конкретной организацией, которая может быть коммерческой, некоммерческой или государственной;
  • защита интересов фирмы;
  • совершение различных сделок на основании данных, содержащихся в уставной документации;
  • выдача доверенностей;
  • издание приказов, на основании которых могут увольняться работники или приниматься специалисты на работу, а также могут применяться разные санкции, причем они могут быть не только отрицательными, но и положительными.

Могут выполняться и иные функции, если они предусматриваются Уставом организации.

Как принимаются решения?

Коллегиальный исполнительный орган — это специальный совет, состоящий из нескольких специалистов, поэтому решения принимаются ими совместно.

Для этого собираются соответствующие заседания, причем срок, в течение которого они проводятся, определяется советом директоров. Все члены одного органа обладают одним голосом, причем не допускается передавать его другим лицам.

Сколько может быть участников?

Коллегиальные исполнительные органы могут состоять из разного количества членов, причем оно зависит от числа сотрудников в организации.

Чем больше работников в фирме, тем из большего количества членов может состоять совет. Если в фирме работает примерно 50 специалистов, то в коллегиальный орган входит 6 человек.

Членами этих органов могут становиться только крупные управленцы компании, представленные директорами или менеджерами, а также обязательно сюда включается сам генеральный директор.

Нюансы работы государственных органов

Разные государственные организации в большинстве случаев представлены коллегиальными органами. Они работают на основании всевозможных принципов, к которым относится:

  • учет содержания Конституции;
  • приоритетными являются права граждан, поэтому все решения должны приниматься таким образом, чтобы они никак не были ущемлены;
  • принцип гласности предполагает, что все принятые решения открыты для общественности;
  • непременно членами такого органа выступают только квалифицированные и опытные профессионалы в разных областях;
  • при работе таких организаций сочетается единогласность принятия решения с коллегиальностью;
  • принцип иерархичности предполагает, что такие органы могут находиться на разных уровнях государственной власти.

Таким образом, коллегиальные органы представлены специальными советами, обладающими многочисленными функциями. Они разделяются на несколько разновидностей, причем каждый вид имеет свое назначение и особенности. Принимаются все решения исключительно путем ания, поэтому за счет разности мнений различных специалистов удается достичь высоких и нужных результатов.

Тест по истории России Александр I: начало правления 9 класс

Разница между коллегиями и министерствами

23.05.2019Тесты по предметамОбществознание9 класс

Тест по истории России Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского 9 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 11 заданий.

Вариант 1

1. Отметьте годы правления императора Александра I.

1) 1796-1801 гг.2) 1801-1812 гг.3) 1801-1825 гг.

4) 1825-1855 гг.

2. Одним из тех, кто оказал на Александра I большое влия­ние, был правовед, либерал

1) Вольтер2) О. Мирабо3) М. Робеспьер

4) Ф. Лагарп

3. Выберите из списка «молодых друзей», членов Негласного комитета при Александре I.

1) Н. Новосильцев2) А. Чарторыйский3) С. Витте4) В. Плеве5) В. Кочубей

6) Ф. Достоевский

4. Одним из отличий министерств, учреждённых в годы правления Александра I, от коллегий является

1) введение принципа единоначалия2) освобождение от подчинения государю3) введение принципа коллегиальности

4) выборность всех категорий чиновников

5. Общие вопросы управления были поручены

1) Совету министров2) Комитету министров3) Верховному совету

4) Государственной думе

6. Как изменились функции Сената в начале правления Александра I?

1) Сенат стал полностью контролировать управление страной2) Сенат стал заниматься вопросами управления церковью3) Сенат стал личной канцелярией государя

4) Сенат стал высшим судебным органом

7. Какой была реакция дворян на принятие указа о «воль­ных хлебопашцах»?

1) за годы правления Александра I дворяне отпустили на свободу менее 1 % крестьян2) началось массовое освобождение крестьян от крепост­ной зависимости3) за годы правления Александра I дворяне отпустили на свободу около половины крепостных крестьян

4) дворяне не отпустили ни одного крепостного крестья­нина на основании этого указа

8. Орган власти, который согласно проектам М.М. Спе­ранского должен был возглавить систему законодательной власти в России, — это

1) Сенат2) Синод3) Государственная дума

4) Верховная канцелярия

9. Какие политические взгляды выразил в «Записке о древ­ней и новой России» Н.М. Карамзин?

1) реформаторские2) революционные3) социалистические

4) консервативные

10. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) учреждение Государственного советаБ) предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые землиВ) создание министерств

Г) издание указа о «вольных хле­бопашцах»

Даты

1) 1801 г.2) 1802 г.3) 1803 г.

4) 1810 г.

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благопри­обретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им уча­сток земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет предоставить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмотрения. Крестьяне и селения, от помещиков… с землёю от­пускаемые… могут оставаться на собственных их землях зем­ледельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

1) В каком году был издан данный документ?2) Какой высший государственный чиновник утверждал прошение помещика?

3) Требовалось ли в случае, рассматриваемом в документе, согласие крестьян?

Вариант 2

1. В каком году взошёл на престол император Александр I?

1) 1796 г.2) 1801 г.3) 1812 г.

4) 1825 г.

2. Кем была по отношению к Александру I императрица Екатерина II?

1) матерью2) тётей3) бабушкой

4) сестрой

3. Выберите из списка «молодых друзей», членов Негласного комитета при Александре I.

1) Д. Милютин2) К. Победоносцев3) П. Строганов4) Н. Новосильцев5) Г. Потёмкин

6) А. Чарторыйский

4. Отметьте одно из первых решений Негласного комитета.

1) закрытие границ для всех военнослужащих2) восстановление Жалованных грамот дворянству и горо­дам3) введение смертной казни для особо опасных преступ­ников

4) отмена крепостного права

5. Одним из первых министерств, учреждённых в Российской империи в годы правления Александра I, было министер­ство

1) народного просвещения2) земледелия3) экономики

4) благотворительности

6. Каким образом министерствам подчинялись органы вла­сти на местах?

1) работали автономно, не подчиняясь центру2) утверждали решения, принятые министерствами3) подчинялись министерствам по принципу линейности, что обеспечивало централизованное управление страной

4) были полностью отменены

7. Какое право давал помещикам указ о «вольных хлебо­пашцах»?

1) продавать крепостных крестьян2) определять методы управления собственным имением3) владеть крепостными крестьянами

4) отпускать крепостных на волю с землёй за выкуп

8. В чём состояли функции Государственного совета, учреж­дённого по предложению М.М. Сперанского?

1) Совет был законосовещательным органом при императоре2) Совет стал законодательным органом власти3) Совет заменил правление императора

4) Совет занимался исключительно вопросами внешней политики

9. Укажите автора «Записки о древней и новой России», вы­разителя консервативных взглядов общества.

1) М.В. Ломоносов2) Н.М. Карамзин3) В.А. Жуковский

4) С.Ю. Витте

10. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) определение размера повинностей крестьян в Прибалтике, призна­ние крестьян наследственными владельцами землиБ) учреждение министерствВ) создание Государственного совета

Г) указ о «вольных хлебопашцах»

Даты

1) 1802 г.2) 1803 г.3) 1804 г.

4) 1810 г.

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благопри­обретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им уча­сток земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет предоставить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмо­трения. Крестьяне и селения, от помещиков… с землёю от­пускаемые… могут оставаться на собственных их землях зем­ледельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

1) В каком году был издан данный документ?2) Опираясь на данный документ, можно ли утверждать, что помещик отпускал крестьян на волю с землёй?

3) Как назывался документ, составленный помещиком для рассмотрения высшими чиновниками?

Ответы на тест по истории России Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского 9 класс
Вариант 11-32-43-1254-15-26-47-18-39-410-412311.1) 1803 г.2) Министр внутренних дел3) Да

Вариант 2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.