Разница между клиентом и сервером
Что такое технология клиент–сервер
Технология клиент-сервер – это способ соединения между клиентом (компьютером пользователя) и сервером (мощным компьютером или оборудованием, предоставляющем данные), при котором они взаимодействуют между собой напрямую.
Что такое “клиент-сервер”?
Общие принципы передачи данных между компонентами вычислительной сети устанавливаются сетевой архитектурой.
Технология “клиент-сервер” представляет собой такую систему, в которой хранение информации и ее обработка осуществляются на серверной части, а формирование запроса и получение данных предоставляется клиентской стороне.
В отличие от клиент-серверной технологии, где данные извлекаются из файлов, в сетях “клиент-сервер” данные хранятся на той машине, где установлено серверное приложение сетевой базы данных.
При этом клиент-серверные технологии предусматривают наличие специального программного обеспечения – клиентского и серверного. Эти программы взаимодействуют с помощью специальных сетевых протоколов передачи данных. Как правило, клиент и сервер установлены на разных компьютерах, но иногда могут быть установлены и на одну машину.Серверное программное обеспечение настроено на получение и обработку запросов от пользователя, предоставляя ему результат в виде данных или функций (электронная почта, общение или просмотр страниц в интернете). Компьютер, на который устанавливается эта программа, должен иметь высокую производительность и высокие технические параметры.
Как функционирует клиент-серверная архитектура
Программное обеспечение со стороны клиентской машины отправляет запрос на сервер, где он обрабатывается и готовый результат отправляется клиенту. Подобная технология работает по такому же принципу, как и база данных: запрос – обработка – передача результата.
Сервер выполняет следующие функции:
- хранение данных;
- обработка запроса от клиента с помощью процедур и триггеров;
- отправка результата клиенту.
Функции, которые реализуются клиентской частью:
- формирование и отправка запроса к серверу;
- получение результатов и отправка дополнительных команд (запросов на добавление, удаление или обновление информации).
Достоинства и недостатки
Клиент-серверная архитектура обладает следующими преимуществами:
- высокая скорость обработки данных;
- низкая нагрузка на сетевую инфраструктуру;
- возможность быстрой работы с большим количеством клиентов;
- разделение программного кода серверных и клиентских приложений.
Несколько пользователей могут одновременно работать с данными за счет транзакций (последовательность операций, представляемых в виде единого блока) и блокировок (изоляция данных от редактирования другими пользователями).
Недостатки клиент-серверной технологии:
- высокие требования к аппаратно-программным характеристикам серверного оборудования за счет того, что обработка данных происходит на стороне сервера;
- потребность в системном администраторе, контролирующем бесперебойность работы серверного оборудования.
Многоуровневая клиент-серверная архитектура
Многоуровневая технология “клиент-сервер” предусматривает выделение отдельного серверного оборудования для обработки данных. Операции хранения, обработки и вывода данных производятся на разных серверах. Благодаря этому распределению обязанностей повышается эффективность работы сети.
Примером многоуровневой архитектуры является трехуровневая технология. В такой сети, помимо клиента и сервера приложений, есть дополнительный сервер базы данных.
Предусматриваются следующие три уровня:
- Нижний. Это звено включает клиентское программное обеспечение с пользовательским интерфейсом и системой взаимодействия со следующим уровнем обработки данных.
- Средний. Запросы от клиентских программ обрабатываются сервером приложений, на котором осуществляются операции по обработке и подготовке информации для передачи между сервером верхнего уровня и клиентом. Он позволяет разгрузить хранилище данных от лишней нагрузки и распределить запросы от разных пользователей.
- Верхний. Это независимый сервер базы данных, на котором хранится вся информация. Он получает подготовленный запрос от сервера приложений и предоставляет ему необходимую информацию без непосредственного взаимодействия с клиентскими приложениями.
Сеть с выделенным сервером
Архитектура с выделенным сервером представляет собой такую локальную сеть, в которой все взаимодействующие устройства находятся под управлением одного или нескольких серверов.
При этом клиенты (рабочие станции) отправляют запрос к ресурсам через серверное программное обеспечение. Выделенный сервер не имеет клиентской части и функционирует только как сервер для обработки запросов от клиентов и защиты данных.
При наличии нескольких серверов, функции между ними могут распределяться с определением для каждого отдельных обязанностей.
Клиент-серверный вариант работы
Клиент-серверный вариант работы — один из вариантов работы системы «1С:Предприятие 8». Клиент-серверный вариант работы предназначен для использования в рабочих группах или в масштабе предприятия. Он реализован на основе трехуровневой архитектуры «клиент-сервер».
Клиент-серверная архитектура разделяет всю работающую систему на три различные части, определенным образом взаимодействующие между собой:
Программа, работающая у пользователя, (клиентское приложение) взаимодействует с кластером серверов «1С:Предприятия 8», а кластер, при необходимости, обращается к серверу баз данных.
При этом физически кластер серверов «1С:Предприятия 8» и сервер баз данных могут располагаться как на одном компьютере, так и на разных. Это позволяет администратору при необходимости распределять нагрузку между серверами.
Использование кластера серверов «1С:Предприятия 8» позволяет сосредоточить на нем выполнение наиболее объемных операций по обработке данных.
Например, при выполнении даже весьма сложных запросов программа, работающая у пользователя, будет получать только необходимую ей выборку, а вся промежуточная обработка будет выполняться на сервере.
Обычно увеличить мощность кластера серверов гораздо проще, чем обновить весь парк клиентских машин.
Другим важным аспектом использования 3-х уровневой архитектуры является удобство администрирования и упорядочивание доступа пользователей к информационной базе.
В этом варианте пользователь не должен знать о физическом расположении конфигурации или базы данных. Весь доступ осуществляется через кластер серверов «1С:Предприятия 8».
При обращении к той или иной информационной базе пользователь должен указать только имя кластера и имя информационной базы, а система запрашивает соответственно имя и пароль пользователя.
«1С:Предприятие 8» использует возможности системы управления базами данных для эффективной выборки информации:
- механизм запросов ориентирован на максимальное использование СУБД для выполнения расчетов и составления отчетов,
- просмотр больших динамических списков обеспечивается без выполнения большого количества обращений к базе данных; при этом пользователю предоставляются возможности эффективного поиска, а также настройки отбора и сортировки.
Развертывание клиент-серверного варианта и его администрирование выполняется довольно просто. Например, создание базы данных производится непосредственно в процессе запуска конфигуратора (так же, как и для файлового варианта).
Клиентские приложения
Работа в клиент-серверном варианте возможна как напрямую с кластером, так и через веб-сервер. При этом в случае непосредственного подключения к кластеру толстый клиент и тонкий клиент используют протокол TCP/IP. При подключении через веб-сервер тонкий клиент и веб-клиент используют протокол HTTP или HTTPS.
Кластер серверов
Кластер серверов «1С:Предприятия 8» — основной компонент платформы, обеспечивающий взаимодействие между пользователями и системой управления базами данных в клиент-серверном варианте работы. Наличие кластера позволяет обеспечить бесперебойную, отказоустойчивую, конкурентную работу большого количества пользователей с крупными информационными базами. Подробнее…
Сервер баз данных
В качестве сервера баз данных могут использоваться:
- Microsoft SQL Server,
- PostgreSQL,
- IBM DB2,
- Oracle Database.
В поставку платформы входит набор различных инструментов, позволяющих администратору управлять составом кластера, информационными базами и подключением пользователей. Подробнее…
Выполнение основной функциональности на сервере
Вся работа с прикладными объектами, чтение и запись базы данных выполняется только на сервере. Функциональность форм и командного интерфейса также реализована на сервере.
На сервере выполняется подготовка данных форм, расположение элементов, запись данных форм после изменения. На клиенте отображается уже подготовленная на сервере форма, выполняется ввод данных и вызовы сервера для записи введенных данных и других необходимых действий.
Аналогично командный интерфейс формируется на сервере и отображается на клиенте. Также и отчеты формируются полностью на сервере и отображаются на клиенте.
При этом механизмы платформы ориентированы на минимизацию объема данных, передаваемых на клиентский компьютер. Например, данные списков, табличных частей и отчетов передаются с сервера не сразу, а по мере просмотра их пользователем.
На сервере выполняются:
- Запросы к базе данных,
- Запись данных,
- Проведение документов,
- Различные расчеты,
- Выполнение обработок,
- Формирование отчетов,
- Подготовка форм к отображению.
На клиенте выполняется:
- Получение и открытие форм,
- Отображение форм,
- «Общение» с пользователем (предупреждения, вопросы…),
- Небольшие расчеты в формах, требующие быстрой реакции (например, умножение цены на количество),
- Работа с локальными файлами,
- Работа с торговым оборудованием.
Управлять функциональностью форм можно не только на сервере, но и на клиенте. На клиенте поддерживается работа встроенного языка.
Он используется в тех случаях, когда необходимо провести расчеты, связанные с отображенной на экране формой, например, быстро (без обращения к серверу) подсчитать сумму строки документа на основе цены и количества; задать пользователю вопрос и обработать ответ; прочитать файл из файловой системы компьютера и отправить его на сервер.
Однако работа встроенного языка на клиенте поддерживается в строго ограниченном объеме. Клиентские процедуры в модулях в явном виде отделяются от серверных, и в них используется ограниченный состав объектной модели встроенного языка.На клиенте не допускается непосредственная работа с базой данных. Не допускается работа непосредственно с прикладными объектами, например, недоступны такие типы встроенного языка, как СправочникОбъект.. Не допускается использование запросов. При необходимости вызова действий с данными в клиентском коде нужно вызывать серверные процедуры, которые уже будут обращаться к данным.
Разница между клиент-серверной и одноранговой сетью
Работая на компьютерах долго, вы, возможно, слышали термины «клиент-сервер» и «одноранговый». Эти две модели являются общими сетевыми моделями, которые мы используем в нашей повседневной жизни. Модель сети клиент-сервер фокусируется на обмене информацией, тогда как модель сети Peer-to-Peer фокусируется на подключении к удаленным компьютерам.
Основное различие между моделью сети клиент-сервер и одноранговой сети состоит в том, что в модели клиент-сервер управление данными централизовано, тогда как в одноранговой сети каждый пользователь имеет свои собственные данные и приложения. Далее, мы обсудим еще некоторые различия между моделью клиент-сервер и одноранговой сети с помощью сравнительной таблицы, показанной ниже, просто взглянем.
Сравнительная таблица
основной | Существует определенный сервер и конкретные клиенты, подключенные к серверу. | Клиенты и сервер не различаются; каждый узел действует как клиент и сервер. |
обслуживание | Клиентский запрос на обслуживание и сервер отвечают сервисом. | Каждый узел может запрашивать услуги, а также может предоставлять услуги. |
фокус | Обмен информацией. | Возможности подключения. |
Данные | Данные хранятся на централизованном сервере. | У каждого пира есть свои данные. |
сервер | Когда несколько клиентов запрашивают услуги одновременно, сервер может оказаться узким местом. | Поскольку услуги предоставляются несколькими серверами, распределенными в одноранговой системе, сервер не является узким местом. |
расходы | Клиент-сервер дорог в реализации. | Одноранговые менее затратные для реализации. |
стабильность | Клиент-сервер более стабильный и масштабируемый. | Peer-to-Peer страдает, если в системе увеличивается количество пиров. |
Определение клиент-сервер
Модель сети Клиент-Сервер является широко используемой моделью сети. Здесь Сервер – это мощная система, в которой хранятся данные или информация. С другой стороны, клиент – это машина, которая позволяет пользователям получать доступ к данным на удаленном сервере.
Системный администратор управляет данными на сервере. Клиентские машины и сервер соединены через сеть . Это позволяет клиентам получать доступ к данным, даже если клиентский компьютер и сервер находятся далеко друг от друга.
В модели клиент-сервер клиентский процесс на клиентском компьютере отправляет запрос серверному процессу на серверном компьютере. Когда сервер получает запрос клиента, он ищет запрошенные данные и отправляет их обратно с ответом.
Поскольку все услуги предоставляются централизованным сервером, могут возникнуть проблемы с тем, что сервер окажется узким местом, что снизит эффективность системы.
Определение Peer-to-Peer
В отличие от Client-Server, модель Peer-to-Peer не различает клиента и сервера, вместо этого каждый узел может быть либо клиентом, либо сервером, в зависимости от того, запрашивает ли узел услуги или предоставляет их. Каждый узел считается равноправным .
Чтобы стать частью одноранговой сети, узел должен сначала присоединиться к сети. После присоединения он должен начать предоставлять услуги и должен запрашивать услуги у других узлов в одноранговой системе. Есть два способа узнать, какой узел предоставляет какие услуги; они следующие:
- Когда узел входит в одноранговую систему, он должен зарегистрировать услуги, которые он будет предоставлять, в централизованной службе поиска в сети. Когда узел запрашивает какую-либо конкретную услугу, он должен связаться с централизованными службами поиска, чтобы проверить, какой узел будет предоставлять желаемые услуги. Остальная часть связи осуществляется желающим узлом и узлом, предоставляющим услуги.
- Узел, желающий получить определенные услуги, должен передать запрос на услуги всем другим узлам в одноранговой системе. Узел, предоставляющий запрошенную услугу, ответит на узел, делающий запрос.
Одноранговая сеть имеет преимущество перед клиент-серверным в том, что сервер не является узким местом, поскольку услуги предоставляются несколькими узлами, распределенными в одноранговой системе.
Ключевые различия между клиент-серверной и одноранговой сетью
- Ключевое различие между клиент-серверной и одноранговой сетью заключается в том, что в сетевой модели клиент-сервер есть выделенный сервер и конкретные клиенты, тогда как в одноранговой сети каждый узел может выступать в роли как сервера, так и клиента.
- В модели клиент-сервер сервер предоставляет услуги клиенту. Однако в одноранговой сети каждый узел может предоставлять услуги, а также может запрашивать услуги.
- В модели клиент-сервер более важным является совместное использование информации, тогда как в модели одноранговой сети более важна связь между одноранговыми узлами.
- В модели клиент-сервер данные хранятся на централизованном сервере, тогда как в одноранговой сети каждый узел имеет свои собственные данные .
- В одноранговой модели серверы распределяются в системе, поэтому вероятность того, что сервер окажется узким местом, меньше, но в модели клиент-сервер существует один сервер, обслуживающий клиентов, поэтому вероятность сервера выше. становится узким местом.
- Модель клиент-сервер дороже в реализации, чем одноранговая.
- Модель клиент-сервер более масштабируема и стабильна, чем одноранговая.
Заключение:
Это зависит от среды, какую модель сети реализовать; У каждой модели есть свои достоинства и недостатки.
IT-блог о веб-технологиях, серверах, протоколах, базах данных, СУБД, SQL, компьютерных сетях, языках программирования и создание сайтов
Привет, посетитель сайта ZametkiNaPolyah.ru! Продолжаем рубрику Сервера и протоколы. В этой записи мы поговорим о том, как работают приложения и сайты в сети Интернет, да и вообще в любой компьютерной сети.
В основе работы приложения лежит так называемая модель взаимодействия клиент-сервер, которая позволяет разделять функционал и вычислительную нагрузку между клиентскими приложениями (заказчиками услуг) и серверными приложениями (поставщиками услуг).
Модель взаимодействия клиент-сервер. Архитектура «клиент-сервер».
Итак, небольшая аннотация к записи: сначала мы разберемся с концепцией взаимодействия клиент сервер. Затем поговорим о том зачем вообще веб-мастеру нужно понимать модель клиент-сервер. Далее мы посмотрим на архитектуру приложений, которые работают по принципу клиент-сервер и в завершении рассмотрим преимущества и недостатки данной модели.
Концепция взаимодействия клиент-сервер
Миллионы людей каждый день выходят в сеть Интернет, чтобы почитать новости, пообщаться с друзьями, получить полезную информацию, совершить покупку или оплатить счет. Но большая часть рядовых пользователей даже не догадывается о том, как и с помощью чего они всё это делают, да на самом деле большинству людей это и не нужно, главное, чтобы они получали услугу вовремя и качественно.
Здесь мы разберемся с концепцией, которая позволяет нам выполнять все эти действия в сети Интернет. Данная концепция получила название «клиент-сервер». Как понятно из названия, в данной концепции участвуют две стороны: клиент и сервер.
Здесь всё как в жизни: клиент – это заказчик той или иной услуги, а сервер – поставщик услуг. Клиент и сервер физически представляют собой программы, например, типичным клиентом является браузер.
В качестве сервера можно привести следующие примеры: все HTTP сервера (в частности Apache), MySQL сервер, локальный веб-сервер AMPPS или готовая сборка Denwer (последних два примера – это не проста сервера, а целый набор серверов).
Клиент и сервер взаимодействую друг с другом в сети Интернет или в любой другой компьютерной сети при помощи различных сетевых протоколов, например, IP протокол, HTTP протокол, FTP и другие. Протоколов на самом деле очень много и каждый протокол позволяет оказывать ту или иную услугу.
Например, при помощи HTTP протокола браузер отправляет специальное HTTP сообщение, в котором указано какую информацию и в каком виде он хочет получить от сервера, сервер, получив такое сообщение, отсылает браузеру в ответ похожее по структуре сообщение (или несколько сообщений), в котором содержится нужная информация, обычно это HTML документ.
Сообщения, которые посылают клиенты получили названия HTTP запросы. Запросы имеют специальные методы, которые говорят серверу о том, как обрабатывать сообщение. А сообщения, которые посылает сервер получили название HTTP ответы, они содержат помимо полезной информации еще и специальные коды состояния, которые позволяют браузеру узнать то, как сервер понял его запрос.
Сейчас мы схематично описали, как взаимодействуют клиент и сервер на седьмом уровне модели OSI, но, на самом деле это взаимодействие происходит на всех семи уровнях.
Когда клиент отправляет запрос, сообщение упаковывается, можно представить, что сообщение заворачивается в семь оберток (хотя их может быть намного больше или же меньше), а когда сообщение получает сервер, он начинает эти обертки разворачивать.
Также стоит заметить, что в основе взаимодействия клиент-сервер лежит принцип того, что такое взаимодействие начинает клиент, сервер лишь отвечает клиенту и сообщает о том может ли он предоставить услугу клиенту и если может, то на каких условиях. Клиентское программное обеспечение и серверное программное обеспечение обычно установлено на разных машинах, но также они могут работать и на одном компьютере.Данная концепция взаимодействия была разработана в первую очередь для того, чтобы разделить нагрузку между участниками процесса обмена информацией, а также для того, чтобы разделить программный код поставщика и заказчика. Ниже вы можете увидеть упрощенную схему взаимодействия клиент-сервер.
Простая схема взаимодействия клиент-сервер
Мы видим, что к одному серверу может обращаться сразу несколько клиентов (действительно, на одном сайте может находиться несколько посетителей). Также стоит заметить, что количество клиентов, которые могут одновременно взаимодействовать с сервером зависит от мощности сервера и от того, что хочет получить клиент от сервера.
Многие сетевые протоколы построены на архитектуре клиент-сервер, поэтому в их основе обычно лежат одинаковые или схожие принципы взаимодействия, а разницу мы видим лишь в деталях, которые обусловлены особенностями и спецификой области, для которой разрабатывался тот или иной сетевой протокол.
Почему веб-мастеру нужно понимать модель взаимодействия клиент-сервер
Давайте теперь ответим на вопрос: «зачем веб-мастеру или веб-разработчику понимать концепцию взаимодействия клиент-сервер?». Ответ, естественно, очевиден. Чтобы что-то делать своими руками нужно понимать, как это работает. Чтобы сделать сайт и, чтобы он правильно работал в сети Интернет или хотя бы просто работал, нам нужно понимать, как работает сеть Интернет.
Мы уже упоминали, что большая часть сетевых протоколов имеют архитектуру клиент-сервер. Например, веб-мастеру или веб-разработчику будут интересны протоколы седьмого и шестого уровня эталонной модели.
Сетевым администраторам важно понимать, как происходит взаимодействие на уровнях с пятого по второй. Для инженеров связи наибольший интерес представляют протоколы с четвертого по первый уровень модели OSI.
Поэтому если вы действительно хотите быть профессионалом в сфере web, то сперва вам необходимо понимать, как происходит взаимодействии в сети (именно на седьмом уровне), а уже потом начинать изучать инструменты, которые позволят создавать сайты.
Архитектура «клиент-сервер»
Архитектура клиент-сервер определяет лишь общие принципы взаимодействия между компьютерами, детали взаимодействия определяют различные протоколы.
Данная концепция нам говорит, что нужно разделять машины в сети на клиентские, которым всегда что-то надо и на серверные, которые дают то, что надо.
При этом взаимодействие всегда начинает клиент, а правила, по которым происходит взаимодействие описывает протокол.
Существует два вида архитектуры взаимодействия клиент-сервер: первый получил название двухзвенная архитектура клиент-серверного взаимодействия, второй – многоуровневая архитектура клиент-сервер (иногда его называют трехуровневая архитектура или трехзвенная архитектура, но это частный случай).
Принцип работы двухуровневой архитектуры взаимодействия клиент-сервер заключается в том, что обработка запроса происходит на одной машине без использования сторонних ресурсов. Двухзвенная архитектура предъявляет жесткие требования к производительности сервера, но в тоже время является очень надежной. Двухуровневую модель взаимодействия клиент-сервер вы можете увидеть на рисунке ниже.
Двухуровневая модель взаимодействия клиент-сервер
Здесь четко видно, что есть клиент (1-ый уровень), который позволяет человеку сделать запрос, и есть сервер, который обрабатывает запрос клиента.
Если говорить про многоуровневую архитектуру взаимодействия клиент-сервер, то в качестве примера можно привести любую современную СУБД (за исключением, наверное, библиотеки SQLite, которая в принципе не использует концепцию клиент-сервер).
Суть многоуровневой архитектуры заключается в том, что запрос клиента обрабатывается сразу несколькими серверами. Такой подход позволяет значительно снизить нагрузку на сервер из-за того, что происходит распределение операций, но в то же самое время данный подход не такой надежный, как двухзвенная архитектура.
На рисунке ниже вы можете увидеть пример многоуровневой архитектуры клиент-сервер.Многоуровневая архитектура взаимодействия клиент-сервер
Типичный пример трехуровневой модели клиент-сервер.
Если говорить в контексте систем управления базами данных, то первый уровень – это клиент, который позволяет нам писать различные SQL запросы к базе данных.
Второй уровень – это движок СУБД, который интерпретирует запросы и реализует взаимодействие между клиентом и файловой системой, а третий уровень – это хранилище данных.
Если мы посмотрим на данную архитектуру с позиции сайта. То первый уровень можно считать браузером, с помощью которого посетитель заходит на сайт, второй уровень – это связка Apache + PHP, а третий уровень – это база данных. Если уж говорить совсем просто, то PHP больше ничего и не делает, кроме как, гоняет строки и базы данных на экран и обратно в базу данных.
Преимущества и недостатки архитектуры клиент-сервер
Преимуществом модели взаимодействия клиент-сервер является то, что программный код клиентского приложения и серверного разделен.
Если мы говорим про локальные компьютерные сети, то к преимуществам архитектуры клиент-сервер можно отнести пониженные требования к машинам клиентов, так как большая часть вычислительных операций будет производиться на сервере, а также архитектура клиент-сервер довольно гибкая и позволяет администратору сделать локальную сеть более защищенной.
К недостаткам модели взаимодействия клиент-сервер можно отнести то, что стоимость серверного оборудования значительно выше клиентского. Сервер должен обслуживать специально обученный и подготовленный человек.
Если в локальной сети ложится сервер, то и клиенты не смогут работать (в качестве частного случая можно привести пример: мощности сервера не всегда хватает, чтобы удовлетворит запросы клиентов, если вы хоть раз работали с биллинговыми системами, то понимаете о чем я: время ожидания ответа от сервера может быть очень большим).
В качестве заключения нам стоит явно акцентировать внимание на том, что архитектура клиент-сервер не делит машины на только клиент или только сервер, а скорее позволяет распределить нагрузку и разделить функционал между клиентской частью и серверной.
Чем отличается клиент от сервера
Модель «клиент-сервер» представляет собой распределенную коммуникационную структуру сетевых процессов среди поставщиков услуг и клиентов. Соединение устанавливается через сеть или Интернет.
Данный функционал представляет собой концепцию базовой сетевой вычислительной системы, которая создает функциональность для обмена электронной почтой и доступа к Интернету или базе данных. Веб-технологии и протоколы, построенные вокруг модели «клиент-сервер»:
[tchecklist]- протокол передачи гипертекста (HTTP);
- система доменных имен (DNS);
- простой протокол передачи почты (SMTP);
Клиенты включают в себя веб-браузеры, чат-приложения и программное обеспечение электронной почты. Серверы включают Web, базу данных, приложение и чат.
Роль клиента и сервера
Характеристика «клиент-сервер» описывает взаимосвязь взаимодействующих программ в приложении. Серверный компонент предоставляет функцию или услугу одному или нескольким клиентам, которые инициируют запросы.
Серверы классифицируются по предоставляемым услугам. Например, веб-сервер обслуживает веб-страницы, а файловый сервер обслуживает файлы компьютеров. Общим ресурсом может быть любое программное обеспечение и электронные компоненты серверного компьютера — от программ и данных до процессоров и устройств хранения. Обмен ресурсами сервера представляет собой сервис.
Независимо от того, является ли компьютер клиентом, сервером или и тем, и другим, определяется характер приложения, требующего служебных функций. Клиентское программное обеспечение также может взаимодействовать с программным обеспечением сервера на одном компьютере.
Уровни управления
Сервер управляет большинством процессов и сохраняет все данные. Клиент запрашивает указанные данные или процессы. Сервер передает результат процесса клиенту. Клиенты иногда обрабатывают данные, но для завершения требуются ресурсы сервера.
Модель «клиент-сервер» отличается от одноранговой P2P-модели, где системы связи являются клиентом или сервером, каждый из которых имеет одинаковый статус и обязанности. Модель P2P является децентрализованной сетью. Модель «клиент-сервер» — это централизованная сеть.
Один недостаток данной модели состоит в том, что слишком много клиентских запросов прерывается сервером, что приводит к неправильному функционированию или полному отключению. Хакеры часто используют такую тактику для прекращения конкретных организационных услуг с помощью распределенных атак типа «отказ в обслуживании» (DDoS).
Клиент-сервер Delphi
Delphi Client/Server Suite 2.0 — единственный инструмент RAD, который интегрирует собственный SQL-монитор для тестирования, отладки и настройки SQL-запросов в приложениях Client/Server. Это повышает производительность приложений.
SQL Monitor позволяет разработчику отслеживать вызовы между клиентом и сервером. Эта информация позволяет находить проблемные операторы SQL, а затем оптимизировать транзакции.
Ряд параметров трассировки позволяет разработчику настраивать количество и тип информации, о которой сообщается. SQL Monitor помогает разработчику понять, что в приложении выполняется оптимально и что требует доработки.
Дополнительные возможности сохранения и печати журнала сеанса позволяют провести более тщательное тестирование.
SQL Explorer — инструмент для Delphi
SQL Explorer предоставляет информационный центр для требований к управлению базой данных.
Поддерживает создание и изменение таблиц, псевдонимов, хранимых процедур, триггеров и бизнес-правил посредством интерактивного SQL.
Этот графический инструмент модели «клиент-сервер» Delphi представляет собой интегрированную схему базы данных и утилиту управления контентом, адаптированную к потребностям профессиональных разработчиков баз данных.
SQL Explorer, уникальный для Delphi, упрощает администрирование баз данных. Простой в использовании графический интерфейс является идеальным способом представления сложных отношений, существующих на сервере базы данных.
SQL Explorer представляет информацию о схеме из Oracle, Sybase, InterBase, Informix, DB2 и других. Разработчик может перетаскивать поля, таблицы и хранимые процедуры в форму приложения Delphi для быстрого создания приложений базы данных «клиент-сервер».
Разработчик также может выдавать инструкции SQL, направленные на несколько серверов и несколько баз данных.
Модель «клиент-сервер» — что это? на News4Auto.ru
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается.
Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов.
Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.
Источник:
Клиенты и серверы
В современных сетях при взаимодействии между конечными устройствами, как правило используются две модели:
- Клиент-серверное взаимодействие (client-server)
- Одноранговое взаимодействие (peer-to-peer)
Клиент-серверное взаимодействие
Любое конечное устройство может выступать в роли клиента или сервера. Сервер предоставляет некоторые сервисы или ресурсы клиенту. Клиент, соответственно обращается к серверу, получает некоторые ресурсы и пользуется ими.
Важно понимать, что отличие между клиентом и сервером в том, какое программное обеспечение установлено на них и как оно настроено. Например, если взять домашний компьютер и поставить на него приложение веб-сервер Apache, то можно сказать, что компьютер выступает в роли сервера.
Если взять большой сервер IBM, поставить на него MS Windows и пользоваться веб-браузером, то можно сказать, что это оборудование используется как клиентская машина.
Таким образом, разница между клиентом и сервером находится на уровне приложений модели OSI, с точки зрения нижестоящих уровней этой модели, разницы между ними нет.На одном хосте может быть запущено несколько серверов. В небольших организациях часто практикуется один физический сервер, на котором работают одновременно, например, веб-сервер, почтовый сервер, файловый сервер и другие. К каждому из этих серверов могут подключаться свои клиенты.
Одноранговое взаимодействие
В этой модели устройства в сети равны: каждый выступает как в роли клиента, так и в роли сервера. Простейший пример — сеть MS Windows без домена. Несколько компьютеров обмениваются данными через открытые для общего доступа папки. Каждый получает и отдаёт файлы, выступая то как клиент, то как сервер.
Преимуществом одноранговой модели являются:
- Простота настройки.
- Меньшая стоимость внедрения (не требуется дорогостоящее оборудование для сервера).
- Может с успехом использоваться для простых задач вроде обмена файлами или сетевой печати.
Недостатки одноранговой модели в сравнении с клиент-серверной:
- Отсутствие возможности централизованного администрирования и управления сетью, так как все настройки применяются на каждом хосте отдельно.
- В связи с предыдущим пунктом, проблемы с безопасностью.
- Возможные проблемы с производительностью из-за того, что постороннее клиентское ПО может занимать ресурсы системы.
- В связи с предыдущими тремя пунктами, проблемы с масштабируемостью сети.
В организациях одноранговую сеть имеет смысл использовать только при небольшом (до десяти) количестве компьютеров и отсутствии специальных требований к централизованному администрированию и обеспечению безопасности.
Источник:
Собеседование по Java EE — WEB (вопросы и ответы)
Общие вопросы и ответы по web в разделе Java Enterprise Edition.
Вопросы
1. Что такое www? 2. Что такое w3c? 3. Что такое TCP/IP? 4. Что такое ftp? 5. Чем отличаются http и https? 6. Что такое протокол передачи данных, какие вы знаете? 7. Что такое web server? 8. Что такое web приложение? 9. Что такое application server? 10. Чем отличаются web server и application server? 11.
Какие методы передачи данных вы знаете? 12. Чем отличаются методы get и post? 13. Что такое html? 14. Что такое xml? 15. Что такое css? 16. Что такое MIME type? 17. Что такое cookies? 18. Что такое сессия? 19. Дайте определение понятиям “авторизация” и “аутентификация”, в чем их различия? 20.
Что такое Ajax? Как принципиально устроена эта технология?
21. Что такое ORM, как это перевести и как это должно работать?
1. Что такое www?
Всемирная паутина (англ. World Wide Web) — распределённая система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключённых к Интернету. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web «паутина») и аббревиатуру WWW.
Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов. Большинство ресурсов Всемирной паутины основаны на технологии гипертекста. Гипертекстовые документы, размещаемые во Всемирной паутине, называются веб-страницами.
Несколько веб-страниц, объединённых общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом.
Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы — браузеры (англ. browser).
2. Что такое w3c?
Консорциум Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C) — организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Всемирной паутины. Консорциум возглавляет сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли, автор множества разработок в области информационных технологий.
3. Что такое TCP/IP?
Стек протоколов TCP/IP — набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая сеть Интернет. Название TCP/IP происходит из двух наиважнейших протоколов семейства — Transmission Control Protocol (TCP) и Internet Protocol (IP), которые были разработаны и описаны первыми в данном стандарте.
Стек протоколов TCP/IP включает в себя четыре уровня:
- прикладной уровень (application layer),
- транспортный уровень (transport layer),
- сетевой уровень (Internet layer),
- канальный уровень (link layer).
4. Что такое ftp?
FTP (англ. File Transfer Protocol — протокол передачи файлов) — стандартный протокол, предназначенный для передачи файлов по TCP-сетям (например, Интернет). Использует 21-й порт. FTP часто используется для загрузки сетевых страниц и других документов с частного устройства разработки на открытые сервера хостинга.
Протокол построен на архитектуре «клиент-сервер» и использует разные сетевые соединения для передачи команд и данных между клиентом и сервером.
Пользователи FTP могут пройти аутентификацию, передавая логин и пароль открытым текстом, или же, если это разрешено на сервере, они могут подключиться анонимно.Можно использовать протокол SSH для безопасной передачи, скрывающей (шифрующей) логин и пароль, а также шифрующей содержимое.
5. Чем отличаются http и https?
HTTP (англ. HyperText Transfer Protocol — «протокол передачи гипертекста») — протокол прикладного уровня передачи данных (изначально — в виде гипертекстовых документов в формате HTML, в настоящий момент используется для передачи произвольных данных).
Основой HTTP является технология «клиент-сервер», то есть предполагается существование потребителей (клиентов), которые инициируют соединение и посылают запрос, и поставщиков (серверов), которые ожидают соединения для получения запроса, производят необходимые действия и возвращают обратно сообщение с результатом.
HTTPS (аббр. от англ. HyperText Transfer Protocol Secure) — расширение протокола HTTP, поддерживающее шифрование. Данные, передаваемые по протоколу HTTPS, «упаковываются» в криптографический протокол SSL или TLS. В отличие от HTTP, для HTTPS по умолчанию используется TCP-порт 443.
HTTPS — не самостоятельный протокол передачи данных, а HTTP с надстройкой шифрования. В этом ключевое и единственное отличие.
- HTTP — непосредственно протокол передачи данных, HTTPS — расширение этого протокола.
- HTTPS используется для защищенного посредством шифрования обмена данными.
- HTTPS применяется в том числе и для авторизации на серверах, требующих повышенного внимания к безопасности данных.
- HTTP работает с портом 80, HTTPS — с портом 443.
6. Что такое протокол передачи данных, какие вы знаете?
Протокол передачи данных — набор соглашений интерфейса логического уровня, которые определяют обмен данными между различными программами.
Примеры сетевых протоколов
TCP/IP — набор протоколов передачи данных, получивший название от двух принадлежащих ему протоколов: TCP (Transmission Control Protocol) и IP (Internet Protocol)
Наиболее известные протоколы, используемые в сети Интернет:
HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) — это протокол передачи гипертекста. Протокол HTTP используется при пересылке Web-страниц между компьютерами, подключенными к одной сети. FTP (File Transfer Protocol) — это протокол передачи файлов со специального файлового сервера на компьютер пользователя.
FTP дает возможность абоненту обмениваться двоичными и текстовыми файлами с любым компьютером сети. Установив связь с удаленным компьютером, пользователь может скопировать файл с удаленного компьютера на свой или скопировать файл со своего компьютера на удаленный.POP (Post Office Protocol) — это стандартный протокол почтового соединения. Серверы POP обрабатывают входящую почту, а протокол POP предназначен для обработки запросов на получение почты от клиентских почтовых программ. SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) — протокол, который задает набор правил для передачи почты.