Разница между классом и сословием

Сословия в России в 16, 17, 18, 19, 20 веках

Разница между классом и сословием

Сословия – это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.

Когда появились сословия

Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.

С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.

Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.

Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

Сословия, их права и обязанности

СословиеВнутрисословные группыПрава и привилегииОбязанности
ДворянствоПотомственные и личные.– Владение населенными землями.– Освобождение от налогов.– Освобождение от земских повинностей.– Освобождение от телесных наказаний.– Освобождение от обязательной службы.– Сословное самоуправление.– Поступление на госслужбу и получение образования.Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.Без особых обязанностей.
ДуховенствоБелое (приходское),черное (монашеское).Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.Были обязаны проповедовать Слово Божие.
Почетные гражданеПотомственные и личные.Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные.Без особых обязанностей.
Купечество1-, 2- и 3-й гильдий.Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю. Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.
КазачествоКазаки владели землей, освобождались от выплаты податей.Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.
МещанствоРемесленники, мастеровые и мелкие торговцы.Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.
КрестьянствоГосударственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные).Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.

Пожалуйста, оцените материал:

Просмотры: 42227

Сословный строй: понятие, отличие от классового

Разница между классом и сословием

Сословный строй – это в истории всех стран особый порядок государственного устройства. В чем он проявляется? Чем сословие отличается от класса? Подробнее разберем далее в статье.

Отличие от класса

Сословный строй – это общественное устройства общества, в котором предусмотрены определенные права и привилегии для некоторых людей. Как правило, они получают их от рождения.

Класс – это социальная группа, которая имеет социально-экономическую направленность. Понятие относится к собственности в общественном производстве и способу присвоения прибавочного продукта. Однако положение класса не закрепляется в наследство.

Например, возьмем представителя буржуазии. Человек владеет огромными заводами, на него работает много людей, он пользуется привилегированным положением в обществе, основанным на богатстве. Однако в случае разорения он становится обычным пролетарием, если идет работать по найму.

Его дети не пользуются льготами в государстве.

Сословный строй – это другое понятие. Люди получают набор привилегий от рождения. От талантов, успехов личности при такой системе ничего не зависит. Если человек был рожден крепостным, то вырваться из кабалы было практически нереально.

Конечно, в истории много случаев, когда привилегии дворян получали некоторые люди, проявившие себя в боях или на службе. Они отличались особым талантом, поэтому добились права вырваться из своего сословия. Однако такие случаи были лишь исключением. Главное отличие от класса в том, что определенные права закреплялись с рождения в законе.

И с этим ничего нельзя было поделать, так как отступление от общих правил подрывало власть правящих элит.

Последствия перехода из одного сословия в другое

Сословный строй очень консервативен по своей природе, более жизнеустойчив. Если при классовом делении общества люди обладают вертикальной мобильностью, могут перейти из одного класса в другой, то при сословном строе это невозможно.

Иногда по воле «обезумевшего самодура», как называли подданные правителя, нарушающего общие принципы, некоторые «низшие» люди получали индульгенции и переходили из более низшего сословия в высшее.

Однако общество, как правило, относилось к таким изменениям крайне негативно. Это воспринималось как угроза порядку. Остальные представители сословия отстранялись от такого «везунчика».

Открещивались от таких индивидов и бывшие соратники, которые ревностно за этим наблюдали. Поэтому часто люди, которым повезло перейти, например, из конюхов в графы, рано или поздно теряли все.

Яркий пример – друг и соратник Петра I Меншиков. В свое время это был второй человек в государстве с огромными богатствами, титулами. Однако общество все же указало бывшему пастуху на его место при рождении, несмотря на все заслуги. Меншиков умер в изгнании и нищете, а его дети так и не смогли снова попасть в элиту, несмотря на огромные связи и влияние.

До XVII века сословия еще окончательно не закреплены по следующим причинам:

  • феодальная раздробленность;
  • монголо-татарское нашествие;
  • долгий процесс образования единого государства.

Все вышеперечисленные исторические периоды не могут послужить основанием для формирования замкнутых групп людей с закрепленными правами.

Закрепление сословий

Сословный строй – это обязательное развитие права, которое закрепляет существующее положение. Без стабильности, единого государства, единого аппарата принуждения и подавления невозможно его сформировать.

Конечно, до этого тоже существовали определенные социальные группы со своими правами и обязанностями.

Однако при отсутствии правового закрепления со стороны сильного государства и стабильности такие группы были неустойчивы.

Условно можно выделить основные группы до XVII века:

  • Бояре. Владели землей на правах «вотчины», т. е. наследственного права. Пожалуй, самый яркий представитель сословия в классическом виде. Статус боярина передавался по наследству. Однако он давал право на землю, а не на привилегию в обществе. Земельный надел бояр с каждым поколением все время дробился, а их роль в политике угасала.
  • Дворяне. Первоначально военнослужащие, которым давалась земля за службу. Именно они впоследствии станут опорой самодержавия, а их привилегии в обществе будут закреплены юридически.
  • Казаки. Их задача – охрана границ. За это они получали землю и вольности. Но сословие не было закреплено официально. По мере бесполезности правительство постоянно пыталось упразднить их статус. Сильному государству нужно постоянное централизованное войско, с жестким управлением. Казаки не отвечали этим требованиям и часто превращались во врагов власти.
  • Духовенство.
  • Крестьянство. Ограничения в правах впервые упоминаются в судебнике Ивана III. Соборное Уложение 1649 года окончательно закрепощает крестьян без права выбора.

Окончательное формирование сословной монархии

Сословный строй России в 17 веке окончательно сформировался. Теперь все социальные группы получают юридический статус, который передается по наследству. Основные сословия XVII века:

  • Бояре.
  • Дворяне.
  • Духовенство.
  • Крестьянство.
  • Посадские люди.
  • Купцы.

Постепенно сословный строй все больше усложнялся, приобретал законченный вид. Одни постепенно уходили с политической сцены (бояре), другие, наоборот, приобретали привилегии. Каждый правитель немного корректировал сословный строй, однако окончательный его распад наблюдается только к концу XIX века, когда общество окончательно начинает делиться на классы.

Разница между классом и сословием

Разница между классом и сословием

В социологии часто используются такие понятия, как «класс» и «сословие». Что они означают?

статьи

Социальный класс — это часть гражданского общества, представляющая собой группу людей, которые схожи друг с другом по уровню дохода или роду занятий. Например, есть граждане, зарабатывающие столько, чтобы их можно было отнести к среднему классу. Есть рабочие, предприниматели, интеллигенция, чиновники — все они формируют отдельные социальные классы.

Некоторые исследователи считают, что между классами совершенно естественно возникновение противоречий. Интересы рабочих, если следовать данной точке зрения, могут часто не совпадать с приоритетами, к примеру, интеллигенции и предпринимателей.

Есть концепция, по которой любое общество возможно поделить на классы от высшего к низшему.

И чем более выражена разница между ними, тем сильнее классовые противоречия, которые способны приводить к росту социальной напряженности, а то и к революции — история знает подобные примеры.

Возможность перемещения человека от одного класса к другому называется «социальным лифтом». Успешным считается то общество и государство, в котором соответствующие механизмы позволяют гражданам повышать свою классовую принадлежность законным способом, в разумные сроки и при условии приложения с их стороны адекватных усилий.

Некоторые исследователи считают, что применительно к современному обществу правомернее употреблять другой термин — «социальная группа».

Дело в том, что мобильность жителей развитых стран в сочетании с относительно высокой доступностью образования настолько высока, что человек не один раз может поменять свой «класс».

Но при этом, скорее всего, будет оставаться в своей социальной группе. Например — являясь служащим, рабочим, управленцем.

Следовательно, термин «социальный класс» — в значительной степени исторический. Однако если говорить о таком критерии, как уровень дохода, то деление общества на низший, средний и высший классы в зависимости от показателей заработка человека сохраняет актуальность и сегодня.

Факты о сословиях

Сословие — это часть населения страны, представляющая собой группу людей, объединенных социальным положением (наличием прав, обязанностей, привилегий). Характерны сословия главным образом для исторических обществ.

В современной социологии данный термин используется чаще всего неофициально.

Это связано с тем, что деление социума на группы (соответствующие сословиям по тем критериям, что указаны выше) в развитых странах не настолько выражено, как это было в предшествующие исторические периоды.

Так, например, в Европе периода Средневековья было 3 основных сословия — аристократия, священники и крестьяне. В Древнем Риме высшим сословием по привилегиям был нобилитет, низшим — плебеи. Между ними находились патриции, сенаторы и всадники.

В России сословное деление различалось в зависимости от исторического периода развития государства. Например, при Русском царстве, объединенном Москвой, выделялось 2 крупнейших сословия — тяглые и служилые люди.

К первым относились крестьяне, а также посадские люди. Ко вторым — бояре, дворяне, люди военного дела.

Касательно времен Российской Империи исследователи выделяют такие ключевые сословия, как дворянство, духовенство, купечество, крестьянство.

Главной характеристикой сословия можно назвать наследственность. Если человек принадлежал к какой-либо из соответствующих групп людей, то и его дети, как правило, становились представителями аналогичного сословия. То есть «социальные лифты» для сословных времен были не характерны. Но иногда, безусловно, в том или ином виде работали.

Сравнение

Главное отличие класса от сословия — в наличии «социальных лифтов» в первого типа сообществах и крайне слабой их выраженности во вторых. Человек может с течением времени перемещаться между разными социальными классами. Но изначально относящийся к конкретному сословию житель государства довольно редко менял свою социальную принадлежность.

Классовое деление — характеристика государства с довольно развитой правовой традицией. Вне зависимости от социальной принадлежности все люди остаются, таким образом, равными перед законом. В свою очередь, сословия характерны для государств, в которых проживают люди с неравноправным положением. У одних больше прав и привилегий, у других — меньше.

В принципе, допустимо говорить о том, что социальный класс — это результат эволюции сословий, их преобразования в новые общественные категории по мере развития производства, политических, правовых, денежно-кредитных отношений в государстве.

Определив, в чем разница между классом и сословием, внесем основные критерии в небольшую таблицу.

Таблица

Социальный классСословие
Что общего между ними?
Оба термина обозначают часть населения страны, представляющую людей, которые объединены по какому-либо признаку
Появление социальных классов — результат эволюции сословий
В чем разница между ними?
Допускается перемещение людей между разными социальными классамиСмена сословия человеком — редкость
Люди делятся главным образом по уровню дохода, а также по роду занятийЛюди делятся в зависимости от уровня доступных прав и привилегий

Сословия в Российской империи

Разница между классом и сословием

 .(Историческая справка).  

Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).

 
Сословие – социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал

четыре главных сословия:
дворянство,духовенство,городское население,

сельское население.

Городское население в свою очередь делилось на пять групп:почётные граждане,купцы,цеховые мастера,мещане,

мелкие собственники и рабочие люди,

т.е. работавшие по наймуВ результате сословного деления общество представляло собой пирамиду, в основании которой стояли широкие социальные слои, а во главе находился высший руководящий слой общества – дворянство.

Дворянство.

На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям.

Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.). В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г.

, устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права – недвижимой собственности.

Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.

) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и

установившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора – в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.

Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г.

отменил для дворян обязательную службу. Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний. Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности.

Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.

Проводится ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усиление административного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них – Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.

К началу 20 века дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти.

Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г.

на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ – Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.

Духовенство.

Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).  Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.  

В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник – обер-прокурор Синода, подчиненный Генерал-прокурору.
Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа – епархии.

После создания Синода, земли вновь были  возвращены церкви и  церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.

Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь  стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года. 

Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской.

Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден Муфтиат. Глава всех мусульман Российской империи – муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г.

в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.

Городское населени.

Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным.

На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.

Городское население в первой половине XIX в.

делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.

Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. – почётными гражданами.

Мещанство – основное городское податное сословие в Российской империи – берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы.  

Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие – с разрешения властей.

 Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся. Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму.

Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии. Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.) . В середине XIX в.

мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. – от подушной подати. Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.

 Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права – для всех) крестьян, но для последних – лишь при увольнении из общества и разрешения властей Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им…
Слово “Мещанин” – происходит от польского слова “място” – город.

Купцы.
Купечество делилось на 3 гильдии: – первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от 1 до 5 тыс. руб.

Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.

 

Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.

Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.

Крестьянство.

Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества.

Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д.

Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.

Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на:

помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.

В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.

Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям.

Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.

Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

В ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ МАТЕРИАЛА ОТСУТСТВОВАЛО КАЗАЧЕСТВО КАК ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ

ВОСПОЛНЯЮ ЭТОТ ПРОБЕЛ СВОЕЙ МОДЕРАТОРСКОЙ ВСТАВКОЙ

военное сословие в России в XVIII — начале XX вв. В XIV—XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV—XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникали самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой восстаний на Украине XVI—XVII вв. и в России XVII—XVIII вв. Правительство стремилось использовать казаков для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население свыше 4,4 млн. человек, свыше 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило около 300 тыс. человек

К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.

Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество. Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка  сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение….

Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Классы и сословия

Разница между классом и сословием

Технически эти два мотоцикла принадлежат к одному классу среднекубатурных нейкедов, оснащённых трёхцилиндровым 12-клапанным мотором. Но в реальной жизни они принадлежат к разным сословиям, как аристократия и буржуазия. И разница эта заметна.

Yamaha MT

-09

Вся серия МТ от Yamaha была разработана с прицелом на европейский рынок, и это был успешный ход. Ожидания оправдались – и продажи в абсолютных цифрах, и процентные доли рынка семейство МТ оттянуло на себя весомо. «Девятка» была первопроходцем, и именно на её продвижение были потрачены основные усилия отделов рекламы и маркетинга. И ведь получилось.

Её младшую сестрёнку МТ-07 продвигали уже не так активно, тем не менее, она тоже продаётся очень хорошо. Но время идёт, и ещё недавно такой передовой мотоцикл стал выглядеть обыденно, что в концепции «Тёмная сторона Японии» допустить было нельзя.

Это и послужило причиной фейслифтинга, который, помимо внешности в стиле свежей МТ-10, затронул техническую начинку мотоцикла, а также электронику.

Рама и двигатель изменились незначительно. Немного полирнули прошивку управления системой зажигания и впрыска, отклик на поворот ручки «газа» стал яснее и чётче, но цифры максимальных момента, мощности и оборотов не поменялись. Немного изменились форма и содержание канистры выхлопа – теперь он соответствует нормам Евро-4, но ни на динамику, ни на громкость это особо не повлияло.

Передний «перевёртыш» потолстел на 2 мм в диаметре до отраслевого стандарта – 43 мм. Это по сути такая же вилка, как на YZF – R 1, МТ-10 и YZF – R 6 обычных версий без электронных регулировок. Но регулировки есть, они ручные. Преднатяжение пружин, отбой и сжатие поддаются настройкам как впереди, так и у заднего моноамортизатора.

Диагональная рама сделана из двух алюминиевых отливок, которые собраны друг с другом на болты и клей. Впервые это было применено на FZ -06, и технология себя оправдала. Рама хорошо выглядит, весит не очень много, обладает хорошей жёсткостью на кручение, она недорогая и простая в производстве.

Из новоприобретённых электронных фишек есть полностью светодиодный головной свет, квикшифтер, сцепление с обратной пробуксовкой ( Slipper clutch ). Переключаемые карты зажигания, АБС и трекшн-контроль были и раньше.

Помимо новой фары, делающей мотоцикл анфас похожим на злобное насекомое, изменения дизайна затронули также радиатор, на котором появились боковые пластиковые «уши», на них переехали передние указатели поворотов, а также хвост.

Наконец-то японцы пришли к мысли, что пластину номерного знака можно ставить на консоль, крепящуюся к маятнику, а не на заднее крыло, торчащее из длинного двухместного «хвоста».

Аккуратная пластиковая консолька крепится к левому плечу обычного маятника (консольный маятник тут бы выглядел лучше, но оставим этот ход для следующего фейслифтинга), к ней закреплён номер с подсветкой и небольшое крылышко, защищающее спину от брызг с колеса.

MV Agusta Dragster 800 RR

Итальянская компания набрала в штат гениальных дизайнеров, которые могут постепенно улучшать внешний вид, оставаясь в тренде современной моды, но не изменяя при этом изначальной концепции, разработанной великим Массимо Тамбурини.

Как в F 4 1000 2018 года угадывается оригинальная F 4 750 1998, так и в Brutale / Dragster ясно видна первая трёхцилиндровая Brutale 675 2012 года. Нет, если их поставить рядом, то эволюция видна, но общая концепция и пропорции сохранены.

Хорошо ли это? С одной стороны, да, ведь есть неизменные фамильные черты, по которым марка мотоцикла легко идентифицируется при беглом взгляде на него, но с другой стороны, накладываются некоторые технические ограничения на внедрение новых технологий. Мне кажется, что за такую цену мотоцикл мог бы светить вперёд светодиодами, а не нитью накаливания в инертной среде колбы галогеновой лампы, но овальная фара в стиле Porshe 911 требует серьёзной модернизации для установки туда светодиодов…

Но это из области «побрюзжать», ведь светит фара великолепно. В остальном это безумно красивый мотоцикл, который сделан аккуратно и дорого. У него идеальные пропорции, им можно любоваться с любого ракурса. При постройке были применены самые лучшие компоненты, выделяющие его среди одноклассников не только в техническом, но и в эстетическом плане.

Ступицы колёс, спицованные бескамерные диски и полностью регулируемая вилка Marzocchi анодированы в малиновый цвет, в него же окрашен бензобак и небольшой щиток перед приборной панелью.

Красиво? Очень! Но эти колёса помимо красоты ещё лёгкие, крепкие и жёсткие, а диапазон регулировок вилки позволяет настроить подвески и на трек, и на разбитый асфальт стран Восточной Европы.

Сравнение

Японцы старались, и мотоцикл у них с точки зрения дизайна получился великолепным. Основные мотивы – хищность и брутальность. Внешний вид агрессивный. Рядом с ним тот же самый «Фазер 600» с идеологически похожей рамой будет смотреться грустным неоклассиком.

Но если поставить МТ-09 рядом с «Драгстером», то вся эта хищная брутальность блекнет рядом с грациозной силой и изяществом линий «итальянки». Она как пантера – гибкая, красивая, плавная и смертоносная.

Ни консоль номера на заднем колесе, ни ярко-лимонные диски японских колёс не в состоянии надолго отвлечь взгляд от созерцания этой итальянской пантеры.

Посадка за рулём немного разная. До пояса всё примерно одинаково – угол сгиба ноги в колене, расстояние от сиденья до водительских подножек и их смещение назад – тут разница в миллиметрах, а не в сантиметрах. Разница появляется в середине.

На Dragster задняя стенка бака более вертикальная, что позволяет на него опереться при наклоне вперёд. С одной стороны, удобно, но если пропустишь на дороге кочку, то можно схлопотать болезненный удар баком прямиком в лобковую кость.

Сиденье с ярко выраженным ковшом фиксирует вас надёжно, но безальтернативно – двигаться по нему вперёд-назад не получится, в то время как двухместный «батончик» на Yamaha такую альтернативу предоставляет. Есть и ещё одно различие.

Точками опоры на Dragster будут внутренние поверхности бедра, как на спортбайке, а на MT -09 сидишь более вертикально на ягодицах, как на классике. Обусловлено это не только разной шириной и жёсткостью сидений, но и углом наклона туловища вперёд.

На MV Agusta стоят клипоны руля, и стоят они низко. Туловище сильнее наклонено, кисти рук находятся ниже. Если ехать на двух мотоциклах в одинаково неспешном режиме, то у того, кто едет на итальянском, руки будут затекать, а шея болеть. Но всё меняется при преодолении отметки 150 км/ч.

После неё поза на Dragster становится сбалансированной, в ней встречный ветер компенсирует наклон, давя на голову и грудь, и мышцы расслабляются. А на японском мотоцикле этот встречный ветер заставляет сильно напрягать вытянутые руки либо пригибаться к рулю.

То есть по правилам удобнее ездить на Yamaha , а нарушать скоростной режим лучше на MV Agusta , и нарушать его на итальянском мотоцикле хочется постоянно – удержаться невозможно.

Моторы построены по одной схеме, обладают схожими кубатурами, но при этом совершенно разными характерами. Двигатель «Девятки» гражданский, с внятными низами и хорошей серединой. А у «Восьмисотки» спортивный по сути мотор с хорошей серединой и чумовыми верхами.

При попытках ускориться с одинаково невысоких оборотов Yamaha быстрее срывается вперёд и вроде бы уезжает, но после того, как «червяк» тахометра заползёт за 10000, всё меняется. Для Yamaha это зона максимальной мощности, и после неё мотор сникает, а для MV Agusta – зона максимального момента, после которой есть ещё 3000 оборотов в минуту до максимальной мощности.

Он отстреливает вперёд, как из рогатки, и что-то противопоставить этому выстрелу Япония не может.

Эта разница в характеристиках моторов определяет не только разницу в мощности (115 л. с. заявлено для Yamaha , 140 л. с. для MV Agusta ), но и в максимальной скорости. MT -09 упёрлась в 229 по спидометру, в то время как Dragster 800 показал какие-то неимоверные для нейкеда 268, при том, что коэффициент погрешности у спидометров, измеренный по GPS , был примерно одинаковым – в районе 5 %.

Есть в «итальянке» одна деталь, в которой функциональность была принесена в жертву красоте. Это зеркала заднего вида. Выглядят необычно и даже симпатично, но с точки зрения эргономики это провал.

В них и смотреть неудобно, и на месте они не остаются – меняют самостоятельно настройки от вибраций и неровностей дороги. Но главное – они ширины мотоциклу добавляют, затрудняя езду в пробке.

В итоге ты ими пытаешься честно пользоваться минут 15, потом этот мазохизм надоедает, ты их складываешь и едешь вперёд на внутреннем чувстве, открывая третий глаз или оборачиваясь при перестроениях, если он открылся плохо.

Некоторой пикантности положению добавляет отсутствие резьбы М10 на мостках машинок сцепления и тормоза, не позволяющее поменять эти складные лопухи на обычные человеческие зеркала. В этом отношении классика из Японии, может, и выглядит не очень передовой, но со своей функцией справляется гораздо лучше.

Для оправдания названия Dragster на MV Agusta не только поставили низкие и вынесенные вперёд клипоны, но и внедрили заднее колесо редкой размерности 200/50–17.

Выглядит солидно, толще и шире, чем привычная 180/55–17 на МТ-09.

На ходовые качества это не влияет – рулятся мотоциклы одинаково, какого-то сопротивления на входе в поворот, обусловленного более широким и низкопрофильным колесом, я не заметил.

Составная из стальных трубок «птичьей клетки», склеенных с алюминиевой задней отливкой, рама Dragster показалась жёстче, чем полностью алюминиевая на МТ-09. По крайней мере, неровности в повороте MV Agusta проходит собраннее и чётче, чем Yamaha , которая начинает повиливать и немного уползать наружу дуги.

Кроме рамы, тут виноваты ещё и подвески, которые как ни накручивай, но из зоны комфорта они от этого не выходят.

Скорее всего, MT -09 SP , которая появится в этом году, будет в плане подвесок гораздо лучше, и на ней на треке будешь чувствовать себя увереннее, но обычная «Эмтэшка» – это по сути гражданский мотоцикл, у которого потенциал есть, но его надо тщательно развивать при помощи настроек и замены компонентов подвески.

Кстати, в приборках тоже прослеживаются корни происхождения. На Yamaha есть индикатор количества бензина в баке, а на MV Agusta только лампа резерва, зато встроен лэптаймер для контроля времени прохождения круга на треке.

Приборные панели в остальном снабжают примерно одинаковым объёмом информации, на MT -09 она выдаётся порциями, цифры крупнее, контрастнее и видны, а на Dragster отображается сразу всё, но мелко – без очков я вижу только скорость и номер передачи.

С точки зрения туризма оба мотоцикла доставят радость в поездках в сторону Атлантического океана.

Полторы тысячи километров до дальней границы Польши на обоих осиливаются на раз, особенно если поставить ветровое стекло. Без стекла на обоих тяжело, но на Yamaha при этом тяжелее.

У неё вообще встречный поток никак не оптимизирован, а на «Агусте» есть небольшой щиток перед приборкой, направляющий воздух от груди в шлем.

Зато по части возможностей крепления багажа Yamaha впереди. На неё можно повесить держатель на три кофра, а ещё закрепить магнитную сумку на бак. Даже на внешний вид это не особо повлияет, просто мотоцикл станет похожим на «туриста». С MV Agusta сложнее… Во-первых, бак пластиковый, и не всякую сумку на него поставишь.

Во-вторых, из фирменных багажных аксессуаров есть только мягкие боковые сумки небольшого объёма, крепящиеся за задний конец сиденья и пассажирские подножки. Плюс примотать сумку вместо пассажира можно при желании, если едете без пассажира.

Но всё это настолько испортит внешний вид мотоцикла, что в центр Милана лучше так не заезжать – вас арестует полиция моды и упечёт на годы исправительных работ (для исправления вашего чувства прекрасного).

Напоследок о грустном. А именно о цене. И тут, как нигде, яснее всего определяется сословие. За «Ямаху» просят от 745000 рублей. Не дёшево, но по нынешним меркам демократично. По крайней мере, с точки зрения техники и технологии ты понимаешь, за что платишь.

Плюс надёжность, развитая дилерская сеть, наличие расходников. За Dragster в версии RR придётся заплатить по-аристократически вдвое больше – 1590000 рублей, причём за версию 2016 года. На новый мотоцикл 2018 года, изменённый в соответствии с нормами Евро-4, цены на сайте дистрибьютора пока нет.

Плюс не такая развитая дилерская сеть, что, по идее, минус, а не плюс.

Yamaha будет логичным шагом после неоклассика или гражданского нейкеда вроде уже упомянутого Fazer 600 или Honda Hornet . Он мощнее, современнее, хорошо рулится и оснащён множеством полезных электронных систем, делающих мотоцикл удобнее и безопаснее. Целевая аудитория MV Agusta Dragster немного иная.

Это те немногочисленные, кто понял, что пластик для спортбайка в городе вообще не нужен, но при этом не готов отказываться от привычной эргономики и высокого технического потенциала. «Драгстер» – это по сути спортбайк, только раздетый. Это стритфайтер, а не неоклассик. Как мы видим, мотоциклы находятся в разных классах, в разных сословиях.

Это не прямые конкуренты, у них совершенно разные покупатели.

Мотоцикл Yamaha предоставлен на тест компанией Yamaha Motor CIS : www.yamaha-motor.ru
Экипировка предоставлена салоном «Мистер Мото»: (495) 721-84-80, www.mr-moto.ru

< Входной билетЭпоха возрождения >

25 Февраля 2018 11:35

Денис DEAN Панфёров

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.