Разница между классицизмом и сентиментализмом

Что такое романтизм в литературе – определение, чем отличается от сентиментализма и классицизма

Разница между классицизмом и сентиментализмом

Эпоху классицизма в мировой литературе сменил романтизм. Появившись в Европе в конце 18 века, романтизм, как идейное направление в искусстве, быстро распространился по всему миру, не исключая Россию и Америку.

Если классицизм опирался на просветленность, эрудированность и образованность героя, то романтизм представляет публике героя как некую демоническую личность с неустойчивыми желаниями и стремлениями.

Преддверием, переходным этапом к романтизму послужил сентиментализм, зародившийся в 18 веке и получивший наибольшее распространение в Англии.

Если классицизм проповедовал разум, считая человеческие чувства слишком обманчивыми, то сентиментализм стал опираться именно на чувства, хотя сохранил идеалы нравственных нормативов.

Романтизм дал полную свободу чувствам, отдавшись быстрой смене противоречивых настроений, импульсивности, и считая, что каждый человек достоин счастья, за которое он должен бороться.

Будничная, серая жизнь не устраивала писателя-романтика и он расцвечивал ее яркими красками и населял сильными, красивыми и благородными людьми.

Герои-романтики обладают ярко выраженным характером, они бунтуют против мира, сюжеты произведений отличаются нарастающим накалом страстей, и сама природа служит источником вдохновения и сил.

Толчком к появлению романтизма в Европе послужила революция во Франции в конце 18 века.

Романтические герои восстают против несправедливости, бунтуют против собственной судьбы, размышляют о переустройстве мира в соответствии со своими представлениями о свободе и справедливости.

Романтизм в России

Отечественная война 1812 года, затем декабристы с их протестом стали отправными точками для появления романтизма в нашей стране.

Общественный и политический уклад страны в начале 19 века был в шатком положении. Прогрессивные люди того времени остро чувствовали необходимость создания новых отношений, основанных на справедливости, но путей к этому они не знали и от этого рождалось чувство безысходности, пессимизма, неверия в разумное решение проблем.

Представители русского романтизма во главу угла ставили человеческую личность с ее прекрасным и непознанным внутренним миром.

Поэтому в произведениях романтиков нет изображения низменной повседневной жизни, а есть описание необъятной Вселенной внутреннего мира человека с его возвышенными чувствами и мыслями. Герой не хочет мириться с реалиями мира и пытается быть выше его, уйти от его влияния.

Одним из основателей русского романтизма по праву считают Василия Жуковского, написавшего замечательные баллады с фантастическим содержанием и глубинным философским подтекстом.

На смену балладам Жуковского приходят романтические поэмы Николая Гоголя и Михаила Лермонтова. Герои их произведений появились в результате глубокого разочарования в окружающей действительности и потребности уйти в мир выдуманный и правильный, пусть сказочный, но гармоничный.

Романтизм в Европе

Европейская литература романтического толка также отличается фантастичностью, и каждая из европейских стран добавила свою неповторимую черту в это короткое по времени, но удивительное течение в искусстве.

Франция

В этой стране романтизм имел наиболее ярко выраженную политическую окраску, настроенность против самодовольных богатеев.

Во всем мире известны произведения Виктора Гюго, Шатобриана, Жорж Санд,Оноре де Бальзака и других авторов того времени.

Англия

Английский романтизм всегда жил в старинных преданиях и легендах, не выделяясь в отдельное течение вплоть до 18 века.

Книги английских писателей данного направления отличаются готической сдержанностью, религиозностью и описанием всевозможных приключений в путешествиях, как, например, в работах Вальтера Скотта и Байрона.

Германия

Германия подарила миру сказки Гауфа и Гофмана, братьев Гримм и произведения Гейне. Сказочные мотивы переплетаются с философскими рассуждениями о добре и зле, о смысле жизни на земле и вечности души.

Америка

Романтизм в Америке начал развиваться несколько позднее,чем в Европе, и его зарождению немало способствовали гражданские войны 18-19 веков.

Американскому романтизму присуща национальная окрашенность, борьба против рабства и унижения человеческого достоинства.

Это знаменитое произведение Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», выразившее резкий протест против рабства, романы Фенимора Купера,поэзия Уолта Уитмена, «Легенда о Гайавате» Лонгфелло и другие.

Недолго продолжалось царство романтизма в мировой литературе, довольно быстро сменившись жестким прагматичным реализмом. Но по сей день произведениями писателей романтической эпохи зачитываются и взрослые, и дети по всему миру.

Классицизм – это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Разница между классицизмом и сентиментализмом

Классицизм – это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus – образцовое. Считается, что стиль появился в Западной Европе XVII века – в первую очередь, во Франции и Италии. Вторая волна – или «неоклассицизм» – приходится на вторую половину XVIII – начало XIX веков. В это же время стиль приходит и в Россию – у нас его называют просто «русский классицизм».

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии – на век позже.

Европа

Россия

Классицизм

XVII век

Конец XVIII – начало XIX века

Неоклассицизм

Конец XVIII – середина XIX века

Конец XIX- начало XX века

Идеи классицизма

Рене Декарт Источник: Wikimedia

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности – философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель – «увеселяя научать».

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним – элегии, драмы и сатира, а низким – комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784) Источник: Wikimedia

В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой – конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии

Михаил Ломоносов Источник: Wikimedia

В искусстве классицизма разум стоит превыше всего, именно разуму должна подчиняться форма и содержание любого произведения искусства. Поэзию эти идеи тоже не обошли стороной: стихотворения классицизма должны были быть достаточно понятны, легки и строги, и при этом не жертвовать изяществом, не превратиться в пошлость.

Самые известные поэты классицизма, Никола Буало во Франции и Михаил Ломоносов в России, писали трактаты о том, как правильно писать стихи, внедряли четкую структуру, высокий слог и патетику.

Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил «силлабо-тоническую реформу» – первую систему «метров» русского стихосложения.

В архитектуре

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы. Источник: Wikimedia

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы – его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру.

Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей.

Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

За сентиментализмом пришел романтизм, который по сути был открытым бунтом против идеологии классицизма.

Тем не менее, мода на классицизм и его элементы время от времени возвращалась: в России конец XIX века иногда даже называют периодом «неоклассицизма», а архитектура заимствовала элементы классицизма вплоть до середины XX века. Наиболее яркий пример такого заимствования – это «сталинский ампир» в Москве.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.