Разница между кафедрой и факультетом

Что такое факультет, кафедра и специальность в вузе

Разница между кафедрой и факультетом

В некоторых случаях при выборе специальности абитуриенты довольно хорошо ориентируются в названиях разных факультетов. При этом многие не понимают, каким образом происходит само обучение. Что такое кафедра и факультет? Чем они отличаются? Об этом далее в статье.

Общая информация

Под факультетом понимают структурную единицу вуза. Это учебно-научное и административное подразделение осуществляет организацию процесса обучения при подготовке аспирантов и студентов по определенным специальностям.

Говоря о том, что такое факультет, следует сказать, что в область его ответственности входит и руководство другими структурными единицами.

Подотчетные подразделения занимаются научно-исследовательской деятельностью по конкретным направлениям и осуществляют обучение по соответствующим дисциплинам. Кафедра является структурной единицей факультета.

Это подразделение ответственно за преподавание дисциплин, проведение производственной практики и воспитательной работы, повышение квалификации и подготовку кадров. Кафедра считается научно-исследовательским звеном факультета. Она также является одной из его методических структур.

Отличительные черты

Что такое факультет и какие он имеет особенности? Он объединяет несколько подотчетных подразделений и координирует направления осуществления ими учебно-воспитательной и исследовательской деятельности. Научный совет факультета осуществляет администрирование деятельности кафедр. Главой является декан.

Научный совет устанавливает сроки проведения защиты дипломов, кандидатских диссертаций. В его компетенцию входит принятие решений о выдвижении тех или иных научных проектов на соискание премий, об участии студентов и преподавателей в конференциях и симпозиумах как государственного, так и международного уровня.

Для лучшего понимания того, что такое кафедра и факультет, следует рассмотреть элементы, из которых они состоят. В структуре подразделения присутствует канцелярия.

Здесь осуществляется ведение необходимой документации, в том числе подготовка и выдача дипломов гособразца, заверенных печатью свидетельств о повышении квалификационного уровня. Декан факультета обладает ученой степенью доктора наук, административным научным опытом, званием профессора.

Кафедра возглавляется членом ее профессорского, преподавательского состава со званием доцента или профессора. Он руководит решением задач подразделения. В них, в частности, входит организация методической и научно-исследовательской работы, чтение лекций, проведение сессий и промежуточных аттестаций.

Подготовка специалистов и преподавание осуществляется на кафедре по одной либо нескольким смежным дисциплинам. Как правило, подразделение располагает собственными исследовательскими центрами и лабораториями, которые оснащены соответствующим оборудованием.

Координация научной и учебной деятельности осуществляется на заседаниях кафедры, в которых участвуют преподаватели, и консультациях студентов по подготовке дипломных и курсовых работ. В компетенцию подразделения входит также решение вопросов, связанных с курсовой переподготовкой, повышением квалификации и последипломным образованием.

При поступлении абитуриент выбирает определенные дисциплины и сдает вступительные экзамены. Выбирая факультет, он определяется с кафедрой и, соответственно, с предметами, которые будет изучать.

Для лучшего понимания разницы можно рассмотреть, например, поступление на филологический факультет. Что это такое? Какие дисциплины на нем изучают? Эта структурная единица вуза ориентирована на профессиональную деятельность в области филологии.

В рамках обучения студент получает знания о культуре, истории, теории литературы и языка. Абитуриент может выбрать изучение сравнительно-исторического языкознания, устного народного творчества народов России.

В структуре факультета также могут быть открыты отделения практики и теории перевода, классической, новогреческой, византийской, славянской филологии. Такой выбор есть, к примеру, в МГУ им. Ломоносова.

Что такое факультет международных отношений?

Считается, что это подразделение вуза – самое престижное и востребованное сегодня. Выпускники могут занимать должности в различных органах госвласти и управления, иметь дело с теми или иными государственными ведомствами.

Получив образование в рамках факультета международных отношений, гражданин имеет право работать младшим специалистом в отделах зарубежных и международных представительств, департаментов. Студенты после поступления изучают различные дисциплины.

Среди них культура речи и делового общения, иностранный язык, этикет, экономика, культурология и логика, история международных отношений и прочие. Выбор дисциплины зависит от направления обучения.

В частности, к ним относят внутреннюю и внешнюю политику, религиозные течения, финансовые международные рынки, кредитные отношения, контроль вооружения, вопросы национальной безопасности.

Зачем нужно высшее образование?

Сегодня обучение в вузе необходимо для любого развивающегося человека.

Благодаря систематизированности педагогического процесса при минимизации основных знаний студент получает необходимый набор фактических знаний и понятий, практических навыков.

В процессе обучения студент значительно расширяет свой кругозор, начинает мыслить шире, повышает интеллектуальный уровень и развивает творческие способности.

Сведения об образовании при устройстве на работу

Что такое факультет в резюме для выпускника? При устройстве на работу человек заполняет анкету. Среди прочих пунктов обязательным являются сведения об образовании: название учебного заведения, годы обучения, факультет и специальность.

В некоторых случаях может потребоваться диплом об окончании вуза. А что такое факультет в резюме для работодателя? Не секрет, что специалисты с высшим образованием более востребованы.

Приглашая к сотрудничеству более образованного и грамотного человека, работодатель получает не только высококвалифицированного, но и целеустремленного и ответственного сотрудника.

Заключение

Сегодня, к сожалению, достаточно много людей, которые сомневаются в полезности получения высшего образования. Распространено мнение о том, что лучше всего устраиваться на работу сразу после окончания колледжа, техникума или даже школы.

При этом нет необходимости тратить время и деньги на получение образования, которое в будущем может не пригодиться. Другие, напротив, считают, что в современном мире без квалификации нельзя.

И если в недалеком прошлом люди, закончив вуз, часто не устраивались на работу по специальности (как правило, предпочтение отдавалось специалистам, имеющим больший практический опыт), то сегодня в России существенно возросла потребность в молодых кадрах. Высшее образование сегодня становится все более и более востребованным.

Диплом об окончании вуза дает возможность устроиться на более престижную и высокооплачиваемую работу. Работодатели, в свою очередь, получают молодых и перспективных сотрудников, готовых применять полученные знания на практике.

Что такое факультет, чем отличается от специальности и кафедры?

Разница между кафедрой и факультетом

Высшее образование с каждым годом играет все большую роль в обществе.

Диплом вуза существенно увеличивает шансы молодого специалиста устроиться на интересную работу, получать достойный оклад или гонорары, добиться высокого социального статуса.

Тем не менее, и абитуриенты, и их родители нередко оказываются недостаточно осведомленными о реалиях системы высшего образования. В частности, много заблуждений порождает вопрос, что такое кафедра и факультет при институте.

Всем более-менее понятно, что факультет является, грубо говоря, составной частью вуза. Но ведь в вузе также есть и специальности, и кафедры. Дополнительное непонимание вызывают такие термины, как «направление подготовки», «программа» или «профиль обучения». Во избежание возможной путаницы сейчас мы разберем каждый из этих терминов подробно.

Что такое специальность?

Факультет и специальность – понятия неравнозначные. Специальность представляет собой некое направление профессиональной подготовки.

Существует обширная отрасль теоретического знания, которая состоит из нескольких более узкоспециализированных секторов. Эту совокупность смежных секторов знания объединяет некая общая основа – база, от которой они все отпочковались.

Эту базу обозначают термином «направление подготовки», а ее частные сектора – «специальностями».

У каждого направления и специальности есть свой номер. Специальность выпускника подтверждается документально – она зафиксирована в его дипломе.

Вот конкретный пример: специальность бакалавриата «Фундаментальная информатика и информационные технологии», номер 1.02.03.02.

Факультеты, на которых в разных вузах обучают этой специальности, не обязательно должны носить одинаковое название. Например, в МГУ стать экспертом в области фундаментальной информатики можно на факультете вычислительной математики и кибернетики, а в Московском государственном областном университете – на физико-математическом факультете.

Специальности, в свою очередь, делятся на профили обучения. В нашем конкретном примере это будут:

  • интеллектуальные системы управления объектами;
  • анализ производительности сетей телекоммуникаций;
  • инженерия разработки программного обеспечения;
  • сетевые технологии и вычислительные комплексы;
  • интеллектуальные системы управления объектами;
  • искусственный интеллект и экспертные системы.

Структура и деятельность вузовской кафедры

В пределах факультета учебные дисциплины распределены по кафедрам. Это научно-исследовательское и методическое структурное подразделение, чья деятельность сконцентрирована на определенном конкретном направлении. Именно на этом уровне ведется воспитательная работа с учащимися, организуется их производственная практика, осуществляется повышение квалификации кадров.

Вот пример, наглядно демонстрирующий, в чем разница между факультетом и кафедрой. В Российском государственном институте нефти и газа им. Губкина есть факультет геологии и геофизики нефти и газа. Он состоит из следующих кафедр:

  • моделирования месторождений углеводородов;
  • геологии углеводородных систем;
  • литологии;
  • геоэкологии;
  • геофизических информационных систем;
  • теоретических основ поисков и разведки нефти и газа;
  • разведочной геофизики и компьютерных систем;
  • общей и нефтегазопромысловой геологии.

Именно при кафедре проводится защита курсовых, дипломных и докторских работ, а также диссертаций. Сюда, а не в деканат, должен в первую очередь обращаться студент, если в процессе обучения у него возникают какие-либо проблемы. Карьера преподавателей вуза тоже строится в рамках кафедры.

Кафедра характеризуется наличием:

  • учебных подразделений;
  • возможностью получить вузовский диплом по смежной специальности;
  • производственных участков для организации практических испытаний;
  • филиалов (не обязательно в пределах родного вуза);
  • лабораторий для научно-исследовательской работы;
  • библиотеки (не обязательно, иногда бывает достаточно общей вузовской библиотеки).

Возглавляет кафедру руководитель в статусе доктора наук, доцента или профессора. Его избирают на 5 лет (с возможностью повторного переизбрания) методом ания всех сотрудников. Главными критериями для назначения на руководящую должность являются как минимум 5-летний стаж работы в вузе, а также хорошая репутация и высокий профессиональный авторитет среди коллег и подчиненных.

Глава кафедры не отрывается от преподавательской деятельности. Он ведет лекции и семинары, участвует в мастер-классах и прочих разовых мероприятиях. Однако, как правило, уделяет этому меньше времени по сравнению со своими подчиненными.

Приоритетом для заведующего кафедры являются научная и организационная работа. Именно под его контролем происходят все проверочные работы, тесты, зачеты и экзамены.

В дополнение к этому, кафедра является тем подразделением, которое отвечает за формирование расписания лекций и защиту дипломных работ. Таким образом, нагрузка руководителя достаточно высока, что, к счастью, компенсируется его повышенной зарплатой.

Факультет – основная структурная единица института

Теперь, когда смежные понятия разобраны и отсеяны, настала время разобраться непосредственно в том, что такое факультет – в отличие от кафедр, специальностей, программ и направлений.

Итак, факультет – это подразделение вуза, которое выделяют на основании административных и учебно-научных критериев, где производится подготовка учащихся на несколько смежных специальностей. Состоит из кафедр и отвечает за координацию их взаимосвязанной деятельности.

Факультетом руководит научный совет, возглавляемый деканом. Сотрудник, претендующий на должность декана, должен обладать богатым опытом административной работы, а также званием профессора и степенью доктора наук.

В ведении научного совета находятся, в частности, такие вопросы, как:

  • установка сроков защиты студенческих дипломных работ, а также диссертаций претендентов на звание кандидата наук;
  • проведение научных конференций и аналогичных мероприятий;
  • выступление представителей вуза на мероприятиях за пределами вуза;
  • выдвижение на соискание наград и премий научных работ, написанных представителями факультета.

На уровне факультета производится вручение дипломов, а также документов, подтверждающих повышение квалификации. Оформлением и выдачей документов занимается канцелярия.

Итак, мы разобрались с тем, что такое факультет и в чем его отличие от кафедры. Кстати, факультет бывает составной единицей не только учреждения, выдающего дипломы о высшем образовании. Этот термин может быть актуальным также и для колледжа.

Какой факультет даст лучшую зарплату?

В следующем видео – 10 самых востребованных профессий:

Как уже упоминалось выше, в разных вузах на одну и ту же специальность могут готовить на разных факультетах. Сфера деятельности будущего выпускника определяется не тем, какой факультет указан в его дипломе, а тем, какую специальность он избрал и программу подготовки прошел.

На данный момент наибольшим спросом на рынке труда пользуются:

  • врачи;
  • инженеры;
  • программисты;
  • управленцы высшего звена;
  • агрономы;
  • специалисты по связи и коммуникациям;
  • специалисты банковского сектора;
  • специалисты по подбору персонала.

Если абитуриента интересует одна из этих профессий, ориентироваться надо на соответствующую специальность и выбирать факультет, где ее можно получить.

Лайфхак для составления резюме

Факультеты, кафедры и целые вузы с течением времени могут менять название, сливаться между собой или, наоборот, распадаться на более мелкие структурные единицы. Если вы закончили вуз достаточно давно, перед составлением или обновлением резюме загляните на сайт своего бывшего учебного заведения.

Проверьте актуальность той информации, которую планируете предоставить работодателю: например, не изменилось ли название вашей специальности. Если перемены имели место, следует указать оба варианта информации – то, что прописано у вас в дипломе, и то, как изменилась ситуация на данный момент.

(пока оценок нет)
Загрузка…

Что такое кафедра, факультет и деканат в университете

Разница между кафедрой и факультетом

Когда мы разобрались, чем отличается университет от института или академии, и выучили значение студенческих слов, самое время понять разницу между структурными подразделениями вуза. Мы расскажем, что такое кафедра в университете, чем она отличается от факультета и какие должности занимают ее сотрудники.

Быстро влиться в студенческую жизнь поможет наш телеграмм-канал. Его подписчики не только узнают полезную информацию, но и участвуют в крутых акциях.

Что такое кафедра в институте

Кафедра в вузе это — это подразделение факультета, которое ведет подготовку кадров по конкретной отрасли знаний (обычно 1-3 специальности).

Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету

Основные задачи кафедры вуза:

  • реализация учебного процесса;
  • проведение прикладных и научных исследований;
  • организация методической работы;
  • создание условий для интеллектуального и личностного развития студентов;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Существует несколько типов кафедр.

  1. Выпускающая кафедра отвечает за профильную подготовку специалистов.
  2. Общепрофессиональная кафедра ведет циклы дисциплин, которые преподаются студентам любого направления (экология, социология, русский и английский языки и пр.)
  3. Базовая кафедра на предприятии — это площадка взаимодействия учебного заведения и профильной компании.

Чаще всего она расположена непосредственно в организации, чтобы студенты, приходя туда, использовали необходимое оборудование. Сотрудниками такой кафедры могут быть и работники фирмы, и преподаватели вуза.

Факультет в институте или университете

Факультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами.

Должности на кафедре в университете

На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.

Лаборант на кафедре в университете

Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:

  • готовят к работе лабораторные и компьютерные классы;
  • оформляют документы;
  • работают в библиотеке кафедры.

Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.

Ассистент кафедры

Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.

На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.

Старший преподаватель

Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.

Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.

Кто такой доцент кафедры в институте

Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Профессор

Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).

Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.

Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах

Заведующий кафедрой

Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:

  1. Организовывать учебный процесс;
  2. Обеспечивать выполнение распоряжений декана и ректора;
  3. Проводить совещания с педагогическим коллективом;
  4. Координировать работу подчиненных.

При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.

Другие должности на кафедре

Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).

Сотрудники деканата

Деятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате.

Методист

Сотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр.

А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией.

Секретарь

Функции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана:

  • готовить документы;
  • визировать их у начальства;
  • доносить информацию до кафедр и пр.

Декан

Декан – это глава факультета и связующее звено между кафедрой и ректоратом.

Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.).

Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета.

У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.)

Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися.

Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.

Понятие института

Разница между кафедрой и факультетом

Когда перед абитуриентом встает вопрос выбора учебного заведения, способного удовлетворить образовательные потребности будущего студента, нередко возникает сомнение относительно того, какой вуз лучше – институт или университет. И есть ли принципиальная разница?

Институт – это специализированное учебное заведение, в котором также, как в университете, можно пройти обучение по программам высшего образования. Чаще всего институты являются узкопрофильными, т.е.

осуществляют профессиональную подготовку специалистов для определенной отрасли – экономики, юриспруденции, психологии, медицины, строительства, культуры, менеджмента, а также по специальностям смежных отраслей.

В этом главное и основное отличие данного типа вуза.

В институте можно пройти программу бакалавриата или поступить в магистратуру, а также стать аспирантом. Кроме того, при институтах могут функционировать колледжи, центры довузовской подготовки, студенческие центры. Институты могут существовать как сами по себе, так и осуществлять свою деятельность при университетах, будучи его составной частью или подразделением.

Понятие университет

В свою очередь, университет представляет собой более раннюю версию учебного заведения: исторически университеты имеют более долгий срок существования как организации, обеспечивающие фундаментальное образование.

Первые «универсальные» учебные заведения появились еще в IX веке и были доступны лишь избранным, однако к сегодняшнему дню их количество выросло многократно, позволяя обеспечивать профессиональной подготовкой всех абитуриентов, претендующих на получение университетского образования.

Современный университет – это образовательная организация высшего образования, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам. Количество факультетов в университете может обычно составляет не менее 7, а самих специальностей может быть в разы больше.

В учебном заведении этого типа можно получить подготовку по перечню самых разнообразных направлений, зачастую в профессиональной деятельности никак между собой не связанных, будь то маркетинг, юриспруденция, лингвистика, дизайн, психология, банковское дело, менеджмент, информационные технологии. В этом и заключается универсальность учебного заведения, именуемого «университет».

Основные точки отличия института от университета

Несмотря на то, что любое учебное заведение обязано иметь собственный устав, а также государственную лицензию и аккредитацию, подтверждающую право на ведение образовательной деятельности, институт и университет имеют отличия, установленные на законодательном уровне.

Главнейшие критерии, по которым различаются типы учебных заведений, – это количество кафедр и направлений подготовки, процент аспирантов в соотношении к количеству студентов, период существования вуза, спектр форматов обучения, образованность самого преподавательского состава, отношения учебного заведения к инновациям, размер суммы, выделяемой учебной организацией на финансирование научных исследований. Всего подобных критериев насчитывается более десятка, однако главнейшие из них, первостепенно влияющие на статус вуза, перечислены выше.

При этом есть и общие моменты. Как институт, так и университет:

– осуществляют обучение студентов по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;

– занимаются профессиональной переподготовкой кадров;

– ведут курсы повышения квалификации.

Структурные образовательные отличия

Стоит отметить, что статус учебного заведения определяется законодательно и подтверждается раз в пятилетие на специальной аттестационной комиссии Рособрнадзора. Низшую ступень в иерархии учебных заведений занимает институт, в то время как университет является вершиной развития любого вуза. Образовательная организация высшего образования имеет право называться университетом, если:

– на 4 его аспирантов приходится не более сотни обучающихся студентов;

– не менее четверти аспирантов завершили учебу в аспирантуре получением кандидатской степени в период не позднее года со дня окончания обучения;

– вуз обладает развитой материально-технической базой для осуществления как научно-исследовательской, так и научно-практической деятельности минимум по 5 профессиональным отраслям и научным направлениям, а также производит определенные траты на финансирование этих исследований;

– вуз активно внедряет новейшие образовательные методики и инновационные технологии, совершенствует учебный процесс и модернизирует образовательные программы;

– учебное заведение имеет не менее 7 разноплановых направлений подготовки.

В свою очередь, институтом считается учебное заведение, которое:

– имеет не менее 2 обучающихся по программам аспирантуры на 100 студентов, получающих высшее образование на иных уровнях;

– имеет не менее 30 штатных педагогов (для вузов младше 5 лет);

– осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации;

– использует инновационные образовательные методики в рамках установленного объема.

Отличия в преподавательском составе между университетом и институтом

Есть еще один важный критерий, по которому определяется принадлежность учебного заведения к одному из упомянутых типов. Это преподавательский состав, а точнее, его качество и количество.

Что касается институтов, число штатных педагогов должно быть не менее 30 – для учебных заведений в возрасте от 3 до 5 лет, а количество кандидатов и докторов наук в процентном соотношении – не менее 55%.

К университетам требования жестче: преподавателей – обладателей ученых степеней – в учебном заведении этого типа должно быть не менее 60%, а само количество педагогов в штате по сравнению с институтами возрастает в разы.

Это обеспечивает более серьезную подготовку по дисциплинам преподаваемых специальностей и большую глубину научно-исследовательских работ учащихся. Кроме того, благодаря более весомой финансовой поддержке в университетах становится возможным привлечение сторонних экспертов к научным разработкам и проектам.

Таким образом, характеристика учебного заведения с точки зрения преподавательского состава такова:

– институт – при условии 55% педагогов с учеными степенями;

– университет – при условии 60% и более педагогов, защитивших кандидатскую и/или докторскую диссертацию.

Прием на работу по диплому университета или института

Существует два принципиально отличных мнения относительно того, влияет ли статус учебного заведения, в котором специалист проходит профессиональную подготовку, на перспективы трудоустройства.

Одни убеждены, что нет никакой разницы между дипломом института и дипломом университета, ведь будущего работодателя в первую очередь интересует наличие опыта работы у потенциального сотрудника. Однако этого убеждения чаще придерживаются абитуриенты и выпускники, которые не ставят своей целью достижение особых карьерных высот.

Действительно, институт точно так же, как и университет, дает базовую профессиональную подготовку, обучение и в том, и в ином учебном заведении гарантирует получение диплома.

В то же время в ряде узких областей деятельности может цениться образование, полученное в конкретном институте, специализирующемся на профессиональной подготовке работников для данной сферы. Это могут быть институты культуры, медицинские институты, институты транспорта, технические институты.

При этом университет обладает большими возможностями для качественного обучения, среди которых, как было сказано выше, и более современная материально-техническая база, и более сильный педагогический состав, и возможности для повышения образовательного уровня.

Именно поэтому будущие студенты, нацеленные на серьезный карьерный рост, планирующие добиться особых достижений на карьерном поприще, должны стремиться к поступлению именно в учебное заведение, обладающее статусом университета.

Это вопрос не только престижа и репутации, но и перспективы более глубокой подготовки и возможности получения более разносторонних и практически применимых знаний от экспертов преподаваемых наук.

Что такое факультет, кафедра, специальность, специализация, профиль и программа обучения?

Разница между кафедрой и факультетом

Перед поступлением абитуриенты должны знать все нюансы, связанные с выбором профессии и обучением в университете, но многие из них не понимают элементарных вещей, к примеру, разницу между кафедрой и факультетом, направлением подготовки и специальностью, программой и профилем обучения. Если не разобраться в подобных моментах, то можно попасть в затруднительную ситуацию.

Распространенные ошибки

Абитуриенты часто не обращают внимания на значение специализированных понятий при поступлении в ВУЗ.

Например, ученик хочет стать экспертом по восточной культуре, поэтому поступает на факультет востоковедения, но это неокончательный выбор профессии.

Ему дополнительно нужно будет выбрать программу обучения, а с этим у многих будущих студентов возникают проблемы. Специальности могут быть похожи по названию друг на друга, но обязательно имеют некоторые принципиальные отличия.

Поступая на кафедру банковского дела, абитуриент подразумевает профиль «Банковское дело», но такого там вообще может не оказаться, и таких примеров можно найти множество. Разобраться в отличиях и нюансах приемной кампании и обучения в университете поможет правильный анализ терминов.

Чаще всего абитуриенты путают понятия «факультет», «кафедра» и «специальность». Если поступающий хочет в будущем работать программистом, то в большинстве случаев он сразу начинает искать кафедру или факультет программирования.

Не найдя соответствующего совпадения в одном университете, он переходит к другому, что уже само по себе может стать определяющей ошибкой.

В реальности ему необходимо искать программу подготовки программистов по соответствующей специальности.

Если в буклете ВУЗа нет кафедры или факультета с определенным названием, то это не значит, что в нем не обучают специалистов по выбранному профилю.

Иногда нужного профиля нет даже в названии специальности, но оно может быть завуалировано, то есть скрыто другими терминами. Уточнять подобные моменты всегда рекомендуется лично у членов приемной комиссии университета.

В остальном абитуриенту поможет знанием основных понятий и отличий.

Разница между факультетом и кафедрой

Факультет представляет собой подразделение высшего учебного заведения государственной или коммерческой формы собственности. На его базе ведется профессиональная подготовка студентов по целому ряду смежных специальностей. Их количество зависит от финансового и кадрового благополучия ВУЗа.

Кафедра являет собой научное или обучающее подразделение факультета, где проводится научно-исследовательская работа или подготовка студентов в рамкой одной специальности. Таким образом, на одном факультете может быть открыто сразу несколько кафедр, которые будут объединены общим направлением.

Как лучше учиться и меньше уставать?

При поступлении абитуриенты должны выбрать не просто факультет или кафедру, а конкретную программу обучения по определенной специальности. Именно по ней будет проводиться профессиональная подготовка кадров в университете.

Специальность и направление подготовки

Специальность состоит из профилей и программ обучения студентов. В высшем учебном заведении специальность представляет собой определенное направление подготовки, которое входит в конкретную область направлений и имеет свой уникальный код. Для примера можно взять направление бакалавриата № 01.03.00, которое называется «Математика и механика». Оно имеет сразу несколько специальностей:

  • Математика (01.03.01);
  • Прикладная математика и информатика (01.03.02);
  • Математическое моделирование и механика (01.03.03);
  • Прикладная математика (01.03.04).

Дополнительно у каждой из этих специальностей есть свои профили, которые также входят в кадастр Министерства образования и науки РФ.

Определение профиля обучения

Профилем обучения называют специализацию, которая входит в определенный сегмент профессиональных навыков и знаний с учетом данной отраслевой специфики. Базовый набор основных предметов у разных профилей по одной специальности всегда одинаковый. Отличия будут только на старших курсах обучения.

Профили имеют тот же код, что специальность, к которой они относятся, но их не нужно путать. Они отличаются по блоку базовых дисциплин, профессиям, принципам и формам обучения, набору практических навыков и т.д. Иными словами, выпускники разных профилей развиваются по-разному.

Пример: специальность «Прикладная математика» состоит из следующих профилей:

  • Прикладная информатика в химии;
  • Математические методы в информатике;
  • Прикладная математика;
  • Математическое моделирование в экономике и т.д.

При выборе профессии для обучения в университете абитуриент должен искать не специальность, а профиль обучения. Именно он определяет набор основных профессиональных навыков и знаний, которые в итоге получит выпускник, а также сферу его деятельности для последующего трудоустройства.

Что такое программа обучения?

Программа обучения регламентирована конкретным высшим учебным заведением. Она подразумевает не только определенный профиль подготовки кадров, но и форму обучения:

  • очное отделение;
  • заочное;
  • дистанционное;
  • вечернее.

Кроме того, выбор программы предполагает выбор формата обучения и стоимости курса. Это программа обучения имеет платные и бюджетные места и проходные баллы, а не специальность или профиль. Каждый абитуриент поступает на нее, так что в итоге нужно искать для себя подходящую программу обучения в ВУЗе.

Если абитуриент собирается поступать на программу двойного диплома, то ему нужно заранее уточнить, какие конкретно специальность и профиль подготовки будут указаны в международном образце диплома.

Вшэ будет состоять из «больших» факультетов

Разница между кафедрой и факультетом

А они, в свою очередь, из департаментов, научных институтов и центров и профессиональных школ. Образовательные программы будут автономны от департаментов. 

Весной 2014 года Высшей школе экономики предстоят структурные изменения.

В университете создаются «большие» факультеты, которые будут отвечать за реализацию образовательных программ. В состав факультетов войдут департаменты, их разновидности — школы, а также профильные научно-исследовательские центры и подразделения дополнительного образования.

 Новая структура университета стала частью дорожной карты повышения международной конкурентоспособности ВШЭ, утвержденной Правительством России в конце прошлого года.

О новой структуре на заседании Ученого совета ВШЭ 7 февраля рассказал ректор Ярослав Кузьминов.

Что представляют собой «большие» факультеты

Это аналоги институтов (высших школ), из которых состоят многие университеты мира, а в последнее время — и часть российских университетов.

Фактически речь идет не об укрупнении действующих факультетов и отделений (на их базе будут созданы департаменты), а об объединении их в предметные кластеры.

Термин «факультет», а не «институт», решено использовать, чтобы избежать путаницы: в НИУ ВШЭ много научно-исследовательских институтов и институтов дополнительного образования.

«Большие» факультеты, состоящие из департаментов, будут управлять образовательными программами

«Большие» факультеты, состоящие из департаментов, будут управлять образовательными программами.

При этом программы организационно не связаны с департаментами (в отличие от традиционной схемы, когда программа в значительной степени находится в ведении кафедры), а руководители программ заинтересованы в накоплении репутации и в рациональном использовании ресурсов, а не в том, чтобы «у каждого доцента была нагрузка».

Первый «большой» факультет в Вышке уже де-факто есть — факультет экономики. Создание второго «большого» факультета — коммуникаций, медиа и дизайна — было одобрено членами Ученого совета 7 февраля. Он организуется на базе факультета медиакоммуникаций, факультета дизайна и отделения интегрированных коммуникаций. Возглавит новый факультет профессор журналистики Андрей Быстрицкий.

Что представляют собой департаменты

Это подразделения, объединяющие более крупные академические сообщества, чем существующие в рамках кафедр, и предоставляющие преподавателям больше академической свободы.

Однако переход к департаментам вовсе не означает, что все кафедры должны быть упразднены — окончательные решения принимаются на местах. И если на факультете экономики в структуру департаментов кафедры все же были оставлены, то на новом факультете коммуникаций, медиа и дизайна их не будет.

Кафедры целесообразно сохранять, например, если они отвечают за преподавание крупных курсов на нескольких факультетах.

Если в прежней структуре ВШЭ каждый факультет, каждая кафедра по определению были заинтересованы в том, чтобы открывать образовательные программы, увеличивая нагрузку, а значит, и штат своих сотрудников, то у департаментов просто нет таких полномочий. Их дело – научное и кадровое развитие.

Принципиальное отличие департамента от кафедры в том, что он объединяет значительно более широкий круг ученых, а значит — стимулирует выход каждого за рамки узкой традиции.

В то же время носителям таких традиций никто не мешает объединяться — создавать исследовательские группы, советы, научные семинары.

Просто они уже не связаны административной рамкой, а значит, объединения будут существовать лишь в тех пределах, где люди интересны друг другу, где им есть чего нового сказать.

Другими словами, это преодоление формальных перегородок в науке и преподавании — когда ты являешься доцентом общей социологии, а исследовательские интересы увели тебя, скажем, в философию. Но на кафедре философии нет мест… Департаментская структура снимает такие ограничения, именно поэтому она победила практически во всем мире.

И еще один фактор. У департаментов, строго говоря, собственных образовательных программ нет. Образовательная программа имеет отдельное управление (хотя декан и может назначить ее руководителем профессора определенного департамента).

Если в прежней структуре ВШЭ каждый факультет, каждая кафедра по определению были заинтересованы в том, чтобы открывать все новые образовательные программы, увеличивая нагрузку, а значит и штат своих сотрудников, то у департаментов просто нет таких полномочий. Их дело – научное и кадровое развитие.

У департаментов будет два основных показателя деятельности: научная репутация (публикации и индексы цитирования — главные, но не единственные показатели) и востребованность членов департамента как преподавателей.

Вполне можно представить, что ведущие ученые департамента могут иметь небольшую педагогическую нагрузку (как их коллеги на Западе), а те, кто не может похвастаться хорошими публикациями, — большую. Но создавать нагрузку под себя департаменты не смогут.

По мнению Ярослава Кузьминова, университету больше не нужно «раздувать» образовательную нагрузку и увеличивать текущие образовательные обязательства. Переход к «дуальному» управлению — департаменты и образовательные программы — позволит уйти от «затратной экономики» вышкинских факультетов.

Пока мы воспроизводили, по существу, советскую модель хозяйствования, когда кафедры и факультеты получали подавляющую часть своих ресурсов с университетского уровня и не были заинтересованы в экономии ресурсов.

Руководители образовательных программ получат возможность приглашать внешних преподавателей, если они не удовлетворены качеством коллег по университету.

Впрочем, будут и исключения из правил — некоторые департаменты получат полномочия непосредственного управления своей образовательной программой. Такие департаменты будут называться школами.

Например, в структуре факультета коммуникаций, медиа и дизайна создается Школа дизайна.

Причина — в особенностях образовательной и производственной деятельности дизайнеров, предполагающих непосредственное соединение в одном коллективе проектной и образовательной компоненты, а следовательно и более высокую степень автономии.

Какие еще изменения предстоят

Все эти преобразования совпадают с переходом университета на обновленные образовательные стандарты (ВШЭ как национальный исследовательский университет имеет право разрабатывать оригинальные стандарты, отличные от ФГОС), предусматривающие значительное сокращение аудиторной нагрузки. Так принято в ведущих университетах мира, где минимум в полтора раза меньше контактных часов, но гораздо больше консультаций, самостоятельной работы и ответственности студентов. Чтобы реализовать обновленные стандарты, будет увеличено число учебных ассистентов, которые помогают преподавателям (консультируют студентов, проверяют письменные работы); к руководству студентами, научным практикам, проведению научно-учебных семинаров будут активнее привлекаться сотрудники научно-исследовательских структур ВШЭ.

Чтобы реализовать обновленные стандарты, будет увеличено число учебных ассистентов, которые помогают преподавателям

В течение ближайших двух-трех лет нам предстоит серьезная работа по развитию кадрового состава ВШЭ. Коллега ценен для университета и как исследователь, и как преподаватель.

Он вносит вклад в репутацию университета, если он ведет исследования и публикуется и (или) если он любим студентами, что подтверждается результатами студенческих аний. Понятно, что преподаватели, популярные у студентов, будут в наибольшей степени востребованы руководителями образовательных программ.

Сегодня академические надбавки получают 40% наших коллег, надбавки лучшим преподавателям — еще 40% (частично эти множества пересекаются).

Те же, кто не соответствует высоким профессиональным требованиям, должны повышать свой уровень — или покидать университет.

При этом исключительно важно, по мнению ректора, чтобы ВШЭ не потеряла тех коллег, которые просто нуждаются в помощи, но готовы справляться с задачей своего профессионального роста.

Поэтому один из ключевых элементов программы развития Вышки — это повышение квалификации преподавателей, поддержка «научного письма» на иностранных языках и включение привычных для них научных журналов в международные базы знаний.

Борис Старцев, Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.