Разница между государством и партиями

Разница между региональной партией и национальной партией

Разница между государством и партиями

Под региональной партией подразумевается партия, чья область деятельности ограничена, и поэтому их деятельность ограничена только несколькими государствами.

С другой стороны, под национальной партией понимается политическая партия, которая является зарегистрированной партией, действующей более чем в четырех штатах страны, и зона их действия распространяется на всю страну.

Политические партии играют важную роль в развитии страны, так как они имеют разные идеологии и подходы к социальным потребностям и целям нации. Они ликвидируют разрыв между гражданами и правительством. Политическая партия получает статус региональной партии или национальной партии от Избирательной комиссии Индии (ИК).

Прочитайте выдержку из статьи, которая объясняет разницу между региональной и национальной партией.

Сравнительная таблица

Основа для сравненияРегиональная партияНациональная партия
Имея в видуПод региональной партией понимается политическая партия, которая имеет свою базу в конкретном регионе и имеет ограниченные цели.Под национальной партией подразумевается политическая партия, которая распространяется на всю нацию с точки зрения сферы влияния.
Условное обозначениеЭто можно изменить и повторить в другом состоянии.У него есть постоянный символ, который нельзя повторить.
ВлиянияТолько конкретный регионВся страна
ПрочностьОн должен быть достаточно сильным, по крайней мере, в одном или двух штатах.Он должен быть достаточно сильным как минимум в четырех штатах.
цельДля продвижения региональных интересов.Для решения национальных и международных проблем.

Определение региональной партии

Сфера деятельности региональной партии весьма ограничена, и их цель также ограничивается только государством, т.е. она направлена ​​только на продвижение интересов государства. Избирательная база партии ограничена конкретным регионом или государством. Региональные партии сформировали правительство в некоторых штатах и ​​стремятся реализовать свою политику и планы.

Для достижения статуса региональной стороны зарегистрированной стороне должны быть выполнены следующие условия:

  • Если зарегистрированная партия занимает 6% действительных , поданных в штатах во время выборов в законодательное собрание соответствующего штата, и получает 2 места в Государственном собрании.
  • Если зарегистрированная партия получает 6% действительных , поданных в штате на всеобщих выборах нижней палаты парламента, т.е. Лок Сабха, от соответствующих штатов, и она получает одно место в Лок Сабхе соответствующего штата.
  • Если партия приобретает 3% мест в Государственном собрании на всеобщих выборах в собрание соответствующего штата или три места в законодательном собрании, в зависимости от того, что больше.
  • Если зарегистрированная партия получает одно место в нижней палате Парламента на каждые 25 мест или любую ее часть, закрепленную за штатом на всеобщих выборах в Лок Сабха от соответствующего штата.
  • Если зарегистрированная партия получает 8% от общего числа действительных , поданных на всеобщих выборах штата в нижнюю палату парламента от штата или Государственного собрания.

Определение национальной партии

Национальная партия описывается как политическая партия, которая участвует в выборах, которые проводятся по всей стране. Сила партии отличается от штата к штату, что означает, что партия может быть сильной в определенном государстве, а не в другом. Избирательная комиссия вправе объявить зарегистрированную партию национальной партией.

Чтобы получить статус национальной партии, зарегистрированная сторона должна удовлетворять любому из следующих условий:

  • Если партия занимает не менее 6% действительных , поданных в любых четырех или более четырех штатах, на всеобщих выборах в Лок Сабха или Законодательное собрание штата и получает как минимум 4 места в нижней палате от любого штата.
  • Если партия занимает минимум 2% мест в Лок Сабха, которые избираются как минимум из трех разных штатов.
  • Если политическая партия признана государством-партией как минимум в четырех штатах.

Ключевые различия между региональными и национальными партиями

Различие между региональными и национальными партиями может быть четко определено на следующих основаниях:

  1. Под региональной партией понимается партия, которая получает минимум 6% от общего числа на выборах в Государственное собрание и получает минимум два места. Напротив, если партия занимает 6% от общего числа , опрошенных на выборах нижней палаты парламента или выборах в законодательные собрания в четырех штатах, и получает четыре места в нижней палате, то этой партии присваивается статус национальной партии.,
  2. Символ региональной партии может быть изменен и повторен в другом государстве. И наоборот, символ национальной партии является постоянным, и его нельзя повторить.
  3. Региональная партия влияет на конкретный регион или государство. Напротив, национальная партия имеет влияние на всю страну.
  4. Региональная партия должна завоевать места как минимум в двух штатах. В отличие от этого, национальная партия должна получить места как минимум в четырех штатах.
  5. Региональная партия нацелена на продвижение региональных интересов. С другой стороны, национальная партия стремится решать национальные и международные проблемы.

Заключение

Как региональные, так и национальные политические партии стимулируют рост нации и работают на благосостояние и благосостояние народа. Национальные партии пользуются бóльшими привилегиями, чем региональные партии, с точки зрения сбора, разрешенного из партийных средств, поскольку национальная партия может собирать больше, но региональная партия может собирать меньшую сумму.

В чем сходство и отличие государства от политической партии?

Разница между государством и партиями

Государство представляет собой многоуровневую суверенную систему. Она существует и функционирует независимо от внешних политических влияний на определенной территории. Ее основу составляют различные институты: экономические, социальные, правовые.

В каждой стране существуют различные группы, социальные классы, желающие видеть своих представителей во власти. На основании этого стремления формируются политические партии. В отличие от государства, они не обладают всей полнотой власти в стране. Тем не менее оказывают определенное влияние на состояние общества.

Далее в статье попробуем сравнить деятельность политической партии и государства.

Общие сведения

Государство, в отличие от политической партии, может иметь разную форму. Наиболее устойчивыми считаются монархическая и республиканская. В первом случае всей полнотой власти обладает единственный правитель. В республиках политическую волю выражают граждане.

Участие в делах страны может осуществляться в двух формах: непосредственно или через представителей, выбираемых в ходе ания. Это могут быть отдельные субъекты или их объединения – политические партии. В отличие от государства, они не наделены всей полнотой власти в стране. Они реализуют только отдельные полномочия при определенных условиях.

В историческом смысле государство, в отличие от политической партии, является социальной организацией, наделенной конечной властью над гражданами, живущими в пределах страны. Ключевая цель этого института состоит в решении общих проблем населения, обеспечении благосостояния при сохранении порядка.

Ключевым отличием аппарата государства от аппарата политической партии следует считать наличие разветвленной системы организаций и учреждений, олицетворяющих 3 ветви власти: судебную, законодательную, исполнительную. В ней присутствует определенный класс чиновников. Их деятельность обеспечивает функционирование и развитие государства.

В структуре партии выделяют:

  • Штаб с лидером.
  • Устойчивый бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководства.
  • Активную часть партии. Ее формируют члены, участвующие в жизни объединения, не примыкая к бюрократическому аппарату.
  • Пассивную часть партии. Она формируется членами, в незначительной степени участвующими в деятельности объединения. В их число, к примеру, входят меценаты.

Признаки государства и политической партии

Общим можно назвать то, что действуют эти институты в пределах одной страны.

Государство обладает определенными инструментами принуждения. Оно подчиняет себе все население, проживающее в пределах страны. В отличие от государства, политическая партия не выступает от имени всего общества и не распространяет на него свою власть. Распоряжения ее руководства обязательны только для членов ее бюрократического аппарата.

Особенно ярко проявляются различия в функциях государства и политических партий. Структуры госвласти реализуют свои полномочия для поддержания баланса интересов всех слоев общества.

Политическая партия, в отличие от государства, имеет узконаправленную программу действий. В ней интересы определенных слоев населения имеют приоритет над другими. Государство, в отличие от политической партии, разрабатывает законы и правила поведения.

Они обязательны для всех граждан и объединений, в том числе и политических.

Функции

Государство, в отличие от политической партии, является ядром системы власти. Оно осуществляет управление жизнедеятельностью населения, регламентирует отношения между разными слоями и классами, обеспечивает стабильность и безопасность общества.

Государство, в отличие от политической партии, имеет очень разветвленную структуру. Она формируется из законодательных, исполнительно-распорядительных, судебных органов, вооруженных сил, структур общественной безопасности и пр. Их наличие позволяет государству реализовывать не только функции управления, но и принуждения в отношении отдельных индивидов или их объединений.

Политическая партия отличается от государства тем, что она в концентрированной форме выражает интересы, идеалы, цели социальной группы. Ее формируют наиболее активные индивиды. Ключевой же задачей объединения является борьба за власть.

Взаимоотношения политических партий и государства строятся на основании закона. Эти объединения выступают в качестве своего рода посредников, обеспечивающих связь социальных групп друг с другом и с госвластью.

Возникновение государства

На определенном этапе общественного развития возникает необходимость в формировании устойчивого института управления. В разных странах этот момент возник в разное время, и они по-разному прошли стадию формирования государственности.

В настоящее время распространенными считаются 2 концепции. На основании первой, государство формируется в процессе естественного развития общества. Население приходит к пониманию необходимости создания центрального института власти. В результате граждане заключают договор со своими правителями.

Вторая концепция основывается на идеях Платона. В соответствии с ней, государство образуется в процессе завоевания одними людьми других. При этом покорители могут не превосходить завоеванных по численности, однако должны быть хорошо организованы и обучены.

Безусловно, в истории развития человеческой цивилизации формирование государств шло как по первому, так и по второму пути. Изначально оно выступало в качестве единственной политической организации в обществе. Однако во многих странах в связи с развитием политической системы начали образовываться и другие институты.

Понятие государства

В широком смысле этот термин отождествляют с обществом, живущим в пределах конкретной страны. К примеру, говорят: “Государства-члены ООН”, “государство Россия” и пр. Здесь речь о целых странах вместе с их народами. Широкое понятие государства было распространено в Средневековье и в античное время.

В узком смысле оно рассматривается как один из политических институтов, наделенный верховной властью. Такой подход к пониманию термина “государство” стал формироваться во время возникновения общественных институтов. С развитием социально-экономической структуры возникает необходимость отделения государственных учреждений от прочих элементов политической системы.

Отличительные черты государства

Этот институт можно рассматривать с различных точек зрения. В функциональном плане государство – основной политический институт. Оно осуществляет управление обществом, обеспечивает в нем порядок и стабильность.

Вместе с тем государство вступает в отношения с остальными субъектами: гражданами и их объединениями. В этом смысле его рассматривают как комплекс институтов, отвечающих за организацию общественной жизни и финансируемых на средства населения.

Одним из ключевых признаков государства считается суверенитет. Он предполагает независимость власти от внешних факторов.

Государство при осуществлении своей деятельности аккумулирует духовные, социальные, властные и прочие ресурсы. Их использование позволяет представлять интересы и удовлетворять нужды всего народа, а не отдельных индивидов или их групп.

При взаимодействии государства и политических партий, других общественных объединений, предприятий, учреждений, отдельных граждан должно обеспечиваться исполнение законодательства. Для этого власть обладает монополией на легитимное насилие. Государство использует закрепленные в нормативных актах инструменты принуждения для наказания нарушителей предписаний.

Финансирование органов власти осуществляется за счет налогов. Государство обладает монополией на их установление и сбор. Собранные с населения средства направляются на решение разнообразных управленческих задач.

Еще одним ключевым признаком государства является публичность власти. Оно обеспечивает защиту общественных, а не частных интересов. Как правило, в рамках реализации государственной политики личные отношения между властью и гражданином отсутствуют.

Одним из важнейших признаков государства является обязательное членство в нем.

Если в политическую партию субъект вступает по желанию, то человек, родившийся на территории страны, по общему правилу, автоматически становится ее гражданином.

Выйти из гражданства, как и из состава политической партии, субъект может в любой момент по желанию. В случае нарушения предписаний закона лицо может быть лишено гражданства в принудительном порядке.

Признаки политической партии

На практике выделяют 4 критерия:

  • Долговременность существования. Политическая партия образуется с расчетом на продолжительный срок деятельности.
  • Наличие устойчивых организаций, поддерживающих связь с руководством страны.
  • Нацеленность лидеров на борьбу за власть.
  • Поиск поддержки от граждан с помощью выборов или посредством иных инструментов.

Первый признак позволяет отличить партии от других объединений (фракций, движений и пр.), исчезающих вместе с основателями. Второй критерий предполагает полномасштабность организации: ее деятельность осуществляется на региональном и местном уровнях. Этот признак позволяет отграничить партию от обычной парламентской группы, существующей исключительно на национальном уровне.

Стремление бороться за власть отделяет политические объединения от профсоюзов и других общественных организаций. Цель партии – получение власти или участие в ее реализации. Как правило, политические объединения выдвигают и стараются претворить в жизнь глобальные концепции по переустройству общественной системы.

Стремление заручиться поддержкой народа отличает партию от группы давления. Последняя не участвует в избирательных кампаниях. Группы давления оказывают воздействие (обычно скрытое) на правительство, мнение населения и на политические партии.

Разновидности партий

На основании приведенных выше критериев можно классифицировать политические объединения на следующие типы:

  • Классовые. Такие партии представляют интересы определенных социальных групп. Они отличаются друг от друга по месту в системе производственных отношений.
  • Национальные, религиозные. Такие партии продвигают на государственном уровне специфические интересы определенной конфессии или этнической группы. Как правило, задачей является обеспечение их приоритета в госвласти.
  • Проблемные. Такие политические партии создаются для решения конкретных социальных вопросов. Как правило, это острые, актуальные проблемы, требующие незамедлительной реакции.
  • Государственно-патриотические. Деятельность таких объединений направлена на мобилизацию всего населения на обеспечение стабильности и целостности страны. Партии такого типа возникают, как правило, в исторически переломные моменты, когда появляется реальная или надуманная опасность для государства и общества. Постепенно они распадаются или трансформируются.

Некоторые партии формируются вокруг какого-либо популярного политического деятеля. Эти объединения выступают в качестве своего рода группы поддержки.

Существуют также так называемые гротескные партии. Смысл своей деятельности они видят в демонстрации специфичности определенных пристрастий группы лиц. К примеру, “партия любителей арбузов”. На власть, как правило, они не претендуют, однако свои интересы отстаивают достаточно стойко. Их состав небольшой, но очень сплоченный.

Основа политической партии

Отличительной чертой объединения является наличие идейных принципов, которые привлекают сторонников. В программах фиксируются конкретные установки деятельности. Они могут выражаться открыто или существовать исключительно для посвященных.

Социальная основа партии является одним из признаков ее сущности. Объединения могут привлекать членов косвенно или прямо, посредством идеологических манипуляций. Ключевым критерием сущности партии является характер сил, взгляды которых она отстаивает.

Баланс интересов

Государство и политические партии – не просто общественные институты, действующие в определенной стране. Они выступают в качестве неотъемлемых элементов демократического общества.

При этом особое внимание акцентируется на том, что государство – это центральное звено, устанавливающее правила для всех существующих в стране политических сил.

Оно рассматривается как фактор, интегрирующий все элементы системы в одно целое.

Между тем некоторые ученые полагают, что такая конструкция несовершенная и требует пересмотра. По их мнению, концепция политической системы была удобна в советское время, поскольку тогда все силы вращались вокруг одного центра.

В демократическом обществе формируется особая система, предполагающая баланс, равновесие и взаимодействие политических сил. В настоящее время необходимо учитывать не только значение государства, но и интегрирующую роль самого населения, его влияние на власть.

Политические партии – это ключевые институты гражданского общества. Однако государство, в отличие от них, выражает интересы всех граждан в целом, являясь официальным представителем народа.

Соответственно, оно наделяется исключительными инструментами – “рычагами власти”. Именно за их обладание и борются партии.

Они стремятся обеспечить реализацию собственных программ за счет механизма госвласти.

Некоторые партии уже добились определенного доступа к политическим рычагам. Они именуются правящими. Полученную власть они реализуют посредством расстановки своих членов на ключевые государственные посты.

Заключение

В политической системе в качестве ключевого инструмента влияния на разные аспекты общественной жизни выступает власть. Для завладения им люди объединяются в партии. Эти организации осуществляют свою деятельность на основе определенных идеологических принципов и являются мощным фактором, способствующим повышению уровня организованности и рационализации политической жизни в стране.

Государство, безусловно, заинтересовано в обеспечении социальной стабильности. Для достижения поставленных общественно значимых задач целесообразно объединить усилия с политическими партиями.

Они, в свою очередь, должны больше и чаще взаимодействовать с гражданами, участвовать и поддерживать начинания местных структур власти, присутствовать в движениях на региональном уровне. Интересы самих партий не должны быть выше благосостояния населения.

Только в этом случае возможна максимально эффективная деятельность всей политической системы в целом.

Чем государство отличается от политической партии – отличие понятий

Разница между государством и партиями

Государство окружает нас, обеспечивает среду обитания, поддерживает порядок в полном соответствии с законодательными нормами, дает возможность жить. Политические партии предлагают различные пути развития, и мы выбираем их на выборах, меняя курс развития.

Что такое государство

В истории человечества первые государства появились на Древнем Востоке. Но до сих пор официального понятия нет. ООН принимает в ряды в случае признания другими странами и обязательно членами Совета Безопасности. Не приняты в организацию Северный Кипр, Косово и еще ряд новообразований.

Государство имеет:

  • территорию с обозначенными границами;
  • проживающее население;
  • принятые принципы существования;
  • механизмы выражения и учета мнений общества;
  • структуры управления и принуждения с утвержденными договоренностями условий жизни, экономической деятельности;
  • осознанное и добровольное подчинение общества;
  • налоги, пошлины и иные сборы, идущие на содержание государства и выполнение функций.

Функции или направления делятся на внутренние и внешние. Внутренние это правовые, политические, организаторские, экономические, социальные, культурные, образовательные и другие. Внешние это внешнеполитические, обеспечение национальной безопасности, поддержание мирового порядка, организация взаимовыгодного сотрудничества.

Классификация разработана подробно и состоит по типу — формационное (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое) и цивилизационное (аграрное, индустриальное, постиндустриальное, информационное и т. д.). По видам правления (монархия, республика), государственного устройства (унитарное, федерация), политического режима (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Философия развивается. Идет бурное обсуждение статьи В. Пескова «Долгое государство Путина», в которой вводит новые понятия: «государство Путина», идеология будущего «путинизм», «глубинный народ», «доверие, как основа» и дает новую трактовку понятию «глубинное государство».

Понятие политической партии

Партия — объединение группы людей для защиты и продвижения интересов путем прихода к власти. В историческом плане стали создаваться в Европе в средние века с появлением парламентских механизмов путем объединения членов парламента (парламентские) и за пределами парламента (внепарламентские), но ставившие себе цель попадания в парламент.

Основные признаки:

  • органы руководства, управления и местные организации;
  • принятые программы и устав;
  • агитационно-пропагандистская деятельность с избирателями.

Принята разветвленная классификация по социально-классовым критериям, по организации, по участию во власти, по месту в партийном спектре, по организационной структуре, по отношению к власти и праву.

В зависимости от условий деятельности, избранных задачах, обстановки в стране, выбора стратегии и тактики, опора на те или иные группы населения они имеют многочисленные отличия и особенности, но в «идеальном плане» принято считать пять видов:

  • элиты;
  • народные/массовые;
  • этнические;
  • избирательные объединения$
  • тех или иных движений.

Каждый из этих видов также имеет свои разветвления.

В настоящее время в разных странах сложились разные партийные системы, в том числе:

  • вообще без организаций (или запрещены или нет предпосылок для создания) — Оман, Иордания, Кувейт, Гана;
  • однопартийные системы с устойчиво правящей организацией — КНР, Вьетнам, КНДР, Куба. Ситуация в России также привела к этому;
  • двухпартийные — США, Ямайка, Великобритания;
  • многопартийные — Финляндия, Италия, Германия.

Общим у них является только одно — прийти к власти и организовать жизнь в стране в соответствии с программными установками.

Сходства и различие понятий

Если держава — это форма организации общества, то политическая партия определяет цели, правила, порядки по которым общество существует.

В политической сфере страны могут действовать одна или много организаций, которые пытаются войти во власть.

Для этого ведется разъяснительная работа среди населения, объясняются свои цели, пытаются возглавить власть. Таким образом, это совершенно разные понятия.

Сходство страны и политической партии заключается в следующем:

  • общая территория деятельности;
  • общее население;
  • деятельность определяется общими законами;

С точки зрения человека, группы людей, населения:

  • держава — это цель в высшие органы власти, которой все стремятся войти, путем победы на выборах, для принятия и выполнения приоритетной для них стратегии и тактики развития страны, принятия соответствующих законов, программ;
  • организация — это средство для достижения этих целей.

В этом и заключаются все различия между ними:

ПризнакиГосударствоПолитические партии
Политическая сфераРегулирует и следит за соблюдением законовУчаствуют с целью победы
ЭффективностьНе зависит от видаТолько в республике и конституционной монархии
СтруктураИсполнительная и судебнаяЗаконодательная
Кадровая политикаПрофессионалыОрганизаторы и пропагандисты
ЗаконодательствоИсполняетПринимают
Обязательность наличияВсегдаОтсутствуют при мажоритарной системе
ФинансированиеБюджетБюджет, членские взносы, спонсоры

В империи, где законодательно определена ведущая роль какой-либо одной организации, государственные и партийные органы функционально едины, партийные органы зачастую подменяют государственные, выборность практически отсутствует.

Также узнайте, чем отличается тоталитарный режим от авторитарного

Чем отличается парламентская и президентская республика, читайте здесь

Чем отличается решение от определения суда: http://gderaznica.ru/social/chem-otlichaetsya-reshenie-ot-opredeleniya-suda.html

Выводы

Государство и партии по природе абсолютно различны. Государство — это цель, а партия — это средство достижение цели.

Страна, в том или ином виде, должна быть всегда, а партии в определенных ситуациях могут отсутствовать.

Только на выборах, в случае победы, та или иная организация может изменить курс развития, условия жизни.

Философское понимание обеих структур продолжается и корректируется. Жизнь богаче философии и не стоит на месте.

Смотрите видео про политические партии:

Разница между государством и партиями

Разница между государством и партиями

В большинстве современных стран есть политические партии. Но означает ли это, что они могут заменить собой государство?

статьи

Государство — это система управления обществом и экономикой, независимая от внешней политической воли, то есть суверенная, и функционирующая в рамках определенной территории на основе специализированных институтов — правовых, социальных, экономических.

Государство может быть представлено в разных формах. Самыми устоявшимися принято считать монархическую и республиканскую. Первая государственная форма предполагает неограниченную, единоличную власть правителя страны.

В республиках непосредственное участие в политике принимает население — осуществляя необходимые политические решения самостоятельно или же доверяя их выработку своим представителям, избираемым на различных выборах.

В каждом государстве существует большое количество групп и социальных классов, которые бы приветствовали наличие во власти людей, способных отстаивать их позиции.

В республиканской форме правления, а также в конституционных монархиях таковыми бывают как отдельные личности, так и специализированные общественные организации — партии.

Избиратель может выбирать тех и других, но наибольший объем полномочий и возможностей влиять на политические решения, как правило, имеют как раз таки партии. С чем это связано — изучим далее.

Что такое политическая партия?

Итак, политическая партия — это организация, призванная выражать интересы определенной группы людей или социального класса на уровне государственной власти. Чаще всего — в парламенте.

В российской модели государственного устройства партии представляют интересы граждан в нижней палате законодательной ветви власти — в Госдуме. В США, к примеру, народ принимает участие в формировании обеих палат национального парламента. В Германии высший законодательный орган — однопалатный.

Но во всех этих государствах избиратели, изучая кандидатов, ориентируются, как правило, на их партийную принадлежность.

Выше мы отметили, что ание за партию зачастую бывает более предпочтительным для человека, чем ание за отдельного кандидата с близкими взглядами. С чем это может быть связано?

Прежде всего, с тем, что от одной партии во власть избирается, как правило, несколько человек — в соответствии с избирательными списками. На практике это иногда несколько сотен кандидатов.

Теоретически они способны занять преобладающее количество мест в парламенте, в результате чего та социальная группа, которая их поддерживает, получает абсолютное преимущество в представительстве своих интересов во власти.

Но если даже кандидатам удается занять хотя бы часть депутатских мест — они вполне могут оказывать реальное влияние на принятие ключевых решений по управлению страной. В свою очередь, «политический вес» беспартийных кандидатов будет в большинстве случаев меньшим, так как каждый из них способен занимать только одно парламентское место.

Во многих странах партийная принадлежность человека, стремящегося во власть, — один из ключевых критериев его успеха на выборах. Выше мы отметили, что избиратели в Германии и США практически всегда обращают на нее внимание.

В США весьма невелики шансы стать президентом у гражданина, который не принадлежит к республиканской или демократической партии.

В СССР человек, претендующий на сколько-нибудь значимую должность в системе власти, должен был вступить в КПСС.

Таким образом, значение партий в государственном управлении может быть исключительно высоким. Поэтому в сознании многих граждан они невольно отождествляются с сущностью государства. Но насколько это правомерно?

Сравнение

Действительно, в тех политических системах, где партийная принадлежность — главный фактор продвижения человека во власть, роль соответствующих общественных организаций можно назвать определяющей с точки зрения выстраивания системы государственного управления.

Но даже там партия — это всего лишь отдельно взятый политический институт.

Он существует наряду с большим количеством других демократических механизмов — таких как референдум, мажоритарное представительство (тот самый механизм, посредством которого во власть избираются беспартийные кандидаты).

В традиционных монархических системах партии в принципе могут быть не учреждены как политический институт. Таким образом, нельзя говорить о том, что их наличие в структуре власти — обязательное условие функционирования государства.

Партии — относительно новое явление, если рассуждать об истории государственного строительства в развитых странах.

По крайней мере если упоминать об их современной функции — представительстве интересов отдельных групп граждан в парламенте.

Политическая партия может существовать и вне контекста государственной власти. То есть являясь номинальным политическим игроком, который ведет главным образом общественную деятельность.

Партия вне государственной власти — это та, что не избирается народом в парламент в силу непопулярности, либо та, что не соответствует требованиям для участия в выборах, которые определены законом.

Например, в силу недостаточной численности, слабого представительства в регионах либо по причине нарушений в процедуре регистрации кандидатов по спискам на выборах.

Таким образом, главное отличие государства от партий в том, что оно является совокупностью нескольких политических институтов, в то время как партия — это только один из них (посредством которого осуществляется представительство отдельных социальных групп во власти). В современных странах роль партий исключительно высока. Но в отдельные исторические периоды они могли быть в принципе не предусмотрены системой государственного управления.

Определив, в чем разница между государством и партиями, зафиксируем выводы в небольшой таблице.

Таблица

ГосударствоПолитические партии
Что общего между ними?
Во многих современных государствах партия — ключевой политический институт, принадлежность к ней — главный фактор успеха на выборах
В чем разница между ними?
Является совокупностью нескольких политических институтовЯвляется отдельно взятым политическим институтом
Может быть представлено разными формами правления (монархиями, республиками) и быть эффективнымСпособны выполнять практически значимую функцию только в республиках, а также в конституционных монархиях
Даже республика может существовать без партий при формировании органов власти по мажоритарному принципу либо при прямом участии народа в государственном управлении посредством референдумаЕсть партии, которые на практике не играют никакой роли в государственной системе, так как не избираются гражданами в силу непопулярности либо не соответствуют требованиям для регистрации на выборах
В современных республиках сформировано тремя ветвями власти — законодательной, представительной и судебной, формирующими единую систему государственного управленияЧаще всего роль партии наиболее заметна только на уровне законодательной власти, ограничена — в контексте работы представительных структур, практически не прослеживается — в судебной ветви власти

Что такое политическая партия: типы и признаки, политические партии России

Разница между государством и партиями

Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти
Лев Троцкий

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению политических целей. Политическими целями могут быть завоевание государственной власти или участие в осуществлении власти.

В зависимости от количества партий, принимающих участие в управлении страной, партийная система может быть однопартийной, двухпартийной и многопартийной.

Функции политических партий

  1. Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства

  2. Участие в осуществлении власти. Работа в парламенте

  3. Участие в формировании власти. Выдвижение кандидатов на выборах

  4. Выражение интересов социальных групп

  5. Политическое воспитание граждан

  6. Формирование общественного мнения

  7. Подготовка кадров политиков

Классификация: виды и типы партий

В мире существует великое множество партий, поэтому классифицировать их можно по разным признакам.

По правовому статусу партии делятся на легальные, полулегальные и нелегальные (подпольные).

По способу действия и отношению к общественному строю партии можно разделить на реформистские и революционные. Реформисты стремятся к постепенным преобразованиям, а революционеры – к кардинальному изменению основ общества.

По отношению к действующей власти партии делят на правящие, оппозиционные и маргинальные.

Кадровые и массовые партии

Французский ученый Морис Дюверже предложил критерии, по которым партии можно делить по составу на кадровые и массовые.

  • Кадровые партии – это немногочисленные партии со свободным членством. Они опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту. Все члены голосуют за данную партию на выборах. Основная деятельность таких партий сосредоточена вокруг выборов.
    Примеры кадровых партий: Республиканская и Демократическая партия США.

  • Массовые партии – это многочисленные партии, в которых преобладает воспитательная функция, тесная связь между членами. Подобные партии могут насчитывать миллионы членов, множество первичных организаций на местах. Массовые партии поддерживают жесткую дисциплину. Действует сложный порядок вступления и выхода из партии. Массовые партии ведут деятельность систематически.

Примеры массовых партий: Коммунистическая партия Советского Союза, Компартия Китая.

Торжественное мероприятие в честь юбилея Компартии Китая. Reuters

Партийная идеология

Политическая идеология – это система идей и взглядов на политику, представлений о политическом идеале и способах его достижения.

По идеологии партии можно делить на множество видов:

  • Консервативные и либеральные партии выступают за разгосударствление экономики, минимизацию участия государства в жизни общества, отстаивают право на «естественное неравенство». Консерваторы при этом ориентированы на сохранение существующего порядка и традиционные ценности (семья, государство, церковь), а либералы – на реформы и индивидуальные свободы.

  • Коммунистические партии стремятся к тотальному равенству, централизованной экономике, распределению материальных благ, к абсолютному госконтролю в социальной сфере – в образовании, здравоохранении и т.п.

  • Социалистические партии выступают за социальное равенство, активную поддержку государством социально незащищенных слоев населения, усиление госконтроля в экономике.

  • Социал-демократические партии выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод и развитии демократии.

  • Клерикальные партии придерживаются религиозной идеологии, выступают за ведущую роль церкви в общественной, политической и культурной жизни.

  • Националистические партии провозглашают приоритет интересов своей нации, считают нацию главной составляющей государства.

  • Монархические партии выступают за власть монарха – царя, короля, императора.

Левые, правые и центристские партии

Традиционно представителей различных идеологий делят по политическому спектру – на левых, правых и центристов. В сегодняшней политике правыми называют тех, кто выступает за «естественное неравенство», капитализм и рыночную экономику. Левыми называют сторонников социального равенства, сторонников активного государственного вмешательства в экономику.

Левые партии выступают за активное вмешательство властей в экономику, за социальную защиту, равенство. Они призывают к радикальным реформам или революционным методам. К левым относят коммунистов, социалистов и анархистов.

Правые партии выступают за сильное государство, стабильность, охрану частной собственности. Правыми могут быть и либеральные, и консервативные партии. К правым обычно относят сторонников капитализма, монархистов, а также националистов. Правые отрицательно относятся к революционным методам, выступают за постепенные изменения.

Центристские партии занимают промежуточные позиции между правыми и левыми. Они ориентируются на компромисс и сотрудничество. Например, центристами могут быть социал-демократы – сторонники бо́льшего социального равенства при сохранении демократических свобод.

В России существовала определенная путаница с понятиями «правые» и «левые». В позднем СССР левыми называли сторонников рыночных реформ, либералов, которые противопоставляли себя социалистическому государству и выступали против плановой экономики.

Сторонников социализма при этом именовали правыми.

Однако в 1990-е, когда государство взяло курс на построение рыночной экономики, они поменялись местами: либералов-рыночников стали называть правыми, а коммунистов и социалистов – левыми, как это принято во всем мире.

Политические партии России

В Конституции РФ провозглашается идеологическая свобода, политический плюрализм, многопартийность:

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Конституция РФ. Статья 13

Деятельность партий в России регулируется федеральным законом №95 «О политических партиях». Там говорится, что «государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач».

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Федеральный закон «О политических партиях»

По состоянию на апрель 2019 года в России была официально зарегистрирована 61 политическая партия. Тогда же председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова заявила, что лишь треть партий соответствует критериям закона, а еще треть к концу года может быть ликвидирована.

Партийное законодательство в России меняется регулярно. Например, число политических партий заметно выросло после того, как в 2012 году были резко снижены требования к численности партий. В настоящее время партия должна иметь отделения по меньшей мере в половине регионов РФ и насчитывать не менее 500 членов (до 2012 года требовалось 40 000 членов партии – в 80 раз больше).

Политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы.

В Государственной думе VII созыва по итогам выборов-2016 представлено шесть партий. Четыре из них имеют свои фракции: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и «Справедливая Россия». Две партии – «Родина» и «Гражданская платформа» – имеют по одному депутату.

Партийная система РФ: есть ли в России многопартийность?

Официально в России существует многопартийная система. Однако с 2003 года большинство в федеральном парламенте и местных законодательных собраниях принадлежит партии «Единая Россия». Представители «Единой России» контролируют исполнительную власть на федеральном уровне и почти во всех регионах. Таким образом, фактически в России сложилась система с одной доминирующей партией.

Кроме того, постоянное изменение закона о партиях может свидетельствовать о манипуляциях в пользу правящей партии, говорится в решении Европейского суда по правам человека по делу Республиканской партии России от 2011 года.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.