Разница между государством и обществом

5. Гражданское общество и государство

Разница между государством и обществом

§ 5. Гражданское общество и государство

Краткие ответы на вопросы к § 5. Гражданское общество и государство.

Вспомним В чём заключаются особенности различных сфер жизни общества?

  • Политическая сфера отражает устройство государства, форму правления.
  • Духовная сфера отражает культурную связь общества с историей и современностью.
  • Социальная сфера затрагивает межличностные взаимоотношения, конфликты, взаимосвязи и взаимозависимости людей в процессе общения.
  • Экономическая сфера затрагивает сферу производства, распределения, обмена и потребления.

Какие права и обязанности имеет гражданин?

Все права и обязанности гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ. Это личные, экономические, политические и социальные права. Все они соответствуют сферам общественной жизни.

Подумаем Может ли существовать общество без государства?

Общество не может существовать без государства. Дело в том, что государство появилось именно потому, что обществу было необходимо регулирование.

Государство своими властными полномочиями создает законы и регулирует деятельность граждан, пресекая противоправные деяния.

Должно ли государство отвечать за всё, что делается в обществе?

Чаще всего государство отвечает за все, что происходит в обществе. Ведь если повышен уровень преступности — необходимо вносить изменения в законодательстве и ужесточать ответственность, если произошел народный мятеж – значит необходимо корректировать свою политику по отношению к гражданам.

Вопросы «?» О чём свидетельствуют приведённые данные?

Речь идет о том, что молодому поколению удобнее выражать свое мнение через такую форму взаимодействия. Цель участия в таких организациях представляет собой предметный мотив, который побуждает организацию или отдельных ее членов к действию ради миссии организации.

Вступление в политические партии — сложный и ответственный процесс, к которому молодежь не всегда готова. А вот молодежные организации, которые действуют на благо общества, взаимодействуя с основными политическими институтами, самое лучшее решение проблемы.

Вопросы «?» А каков твой ответ на поставленный социологами вопрос?

Я считаю, что необходима активная позиция самих граждан. К сожалению, зачастую это не так. Например, не все граждане идут на выборы, считая, что их голос ничего не решает. Но это не так. Они отказываются от своего политического права, тем самым, не участвуют в политической жизни общества.

Необходимо уделить внимание политическому просвещению, ведь зачастую люди даже не знают структуру органов государственной власти, не могут защитить свои законные права.
Только активная позиция граждан и борьба за свои права поможет обществу стать по-настоящему гражданским.

Вопросы «?» Какая из задач Общественной палаты представляется тебе особенно важной? Почему?

Я считаю, что самой важной задачей Общественной палаты является задача привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики.

Это очень важно, ведь зачастую граждане не знаю как и когда можно реализовать свои политические права. Аналогичный вывод можно сделать и об организациях. Поэтому самой главной задачей является привлечение к реализации государственной политики.

Проверим себя 1. В чём состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»?

Общество – это широкое понятие. Это все люди на определенных этапах развития. Это социальная категория.

Гражданское общество – это политическая категория.
В демократии общество именуется «гражданским». Гражданское общество это общество, в котором на политическую власть можно воздействовать добровольческими организациям.

2. Каковы основные признаки гражданского общества?

  • В гражданском обществе права и законные интересы гражданина — на первом месте.
  • В гражданском обществе граждане имеют активную позицию, стремятся реализовывать свои политические права, а так же защищать нарушенные права в любой сфере.
  • В гражданском обществе граждане политически просвещены. Они знают свои права, интересуются политическими новостями, изменениями, которые внесены в законодательство.
  • Явка на выборы в гражданском обществе -максимальна. Каждый считает, что его голос решающий.

3. В чём заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?

Гражданское общество- это особая категория. Это то, к чему на данный момент стремится Российская Федерация.

Гражданское общество наделено следующими функциями:

  • Во-первых, оно осуществляет контроль за соблюдением Конституции и принципа разделения властей.
  • Во-вторых, стабилизирует отношения между обществом и государством.
  • В-третьих, обеспечивает защиту общественных интересов.
  • В-четвертых, стабилизирует баланс между частной и государственной собственностью.

4. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Аргументируй свой ответ

  • Гражданское общество напрямую связано с правовым государством.
  • В гражданском обществе права и законные интересы гражданина – на первом месте.
  • В гражданском обществе граждане имеют активную позицию, стремятся реализовывать свои политические права, а так же защищать нарушенные права в любой сфере.
  • В гражданском обществе граждане политически просвещены. Они знают свои права, интересуются политическими новостями, изменениями, которые внесены в законодательство.
  • В свою очередь, государство обеспечивает реализацию прав и защиту нарушенных законных интересов граждан, оказывает помощь в политической просвещении.

5. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества?

  • В политической сфере общества возникают политические партии, политические клубы.
  • В духовной сфере возникают религиозные организации, объединения любителей (…) в зависимости от интересов.
  • В социальной сфере возникают некоммерческие организации . Например, благотворительные фонды.
  • В экономической сфере могут возникать потребительские кооперативы.
  • В гражданском обществе могут возникать различные общественные организации.

6. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние два столетия?

Я считаю, что процесс формирования гражданского общества сложный. Именно поэтому, в развитых странах оно сформировалось в последние два столетия. А некоторые страны лишь стремятся к развитию гражданского общества.

Для того, чтобы появилось гражданское общество, необходимо приложить немало усилий. Эти усилия должны быть не только государственными, но и со стороны самих граждан. Ведь жизнь в гражданском обществе будет наиболее рациональной и прогрессивной.

7. В чём различие между государственным управлением и местным самоуправлением?

Государственное управление осуществляется на уровне федерации. Местное самоуправление осуществляется на уровне субъектов.
Государство обеспечивает единый механизм, соблюдение законодательных актов федерального уровня, в то время как местное самоуправление на уровне субъектов имеет право создавать собственные законодательные акты, которые будут исполняться только на их территории.

8. Какие вопросы решает местное самоуправление?

Суть местного самоуправления – решение вопросов местного значения. ОМСУ ( органы местного самоуправления) имеют право на самостоятельное управление муниципальной собственностью.

Необходимо упомянуть и о местном бюджете, который формируют и утверждают, а также исполняют органы местного самоуправления.
В муниципальном образовании могут быть установлены местные налоги и сборы.

9. Назови формы осуществления местного самоуправления

Это могут быть формы прямого волеизъявления: местный референдум, выборы органов местного самоуправления, общие собрания (сходы) граждан. Также одной из форм является создание представительных органов самоуправления. Например, думы, муниципальные комитеты, советы.

Избираются главы местной администрации, мэры городов, старосты в сёлах и другие должностные лица. Для решения вопросов бытового и социально-культурного характера могут создаваться органы территориального общественного самоуправления: избираемые на собраниях граждан квартальные, уличные и домовые комитеты.

10. В чём заключается суть местного самоуправления?

Суть местного самоуправления — решение вопросов местного значения. ОМСУ (органы местного самоуправления) имеют право на самостоятельное управление муниципальной собственностью. Необходимо упомянуть и о местном бюджете, который формируют и утверждают, а также исполняют органы местного самоуправления.

В муниципальном образовании могут быть установлены местные налоги и сборы.

В классе и дома

1. На семинарском занятии студентами были высказаны две точки зрения. Первая: «Правовое государство возможно лишь после того, как сформируется гражданское общество».

Вторая: «Формирование гражданского общества возможно лишь после построения правового государства». Выскажи, какая из этих точек зрения представляется тебе правильной.

Или у тебя имеется ещё одна, другая точка зрения? Свой ответ аргументируй.

Естественно, что сначала сформировалось гражданское общество, а потом уже, правовое государство. Правовое государство не может существовать без гражданского общества. Только в таком обществе граждане и государство будут нести взаимную ответственность.
Сначала возникает общество, а уже потом, совместно формируется гражданское общество и правовое государство.

2. Вспомни курс истории: 1 января 1864 г. было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

Согласно этому документу, в ведении земств находились: заведование земским имуществом, устройство и содержание местных путей сообщения, попечение о развитии местной промышленности и торговли, о народном образовании и здравоохранении, участие в доставке почты по деревням и другие вопросы, а также выборы исполнительных органов земств. Однако губернатор имел право приостанавливать постановления земских учреждений. Объясни эти факты с точки зрения положений, изложенных в параграфе.

Это модель местного самоуправления того времени.
Губернатор выступал современной главой МО (муниципального образования). Земства — это современные департаменты. Каждый департамент осуществляет свою функцию, как и земства в 1864 году.

Можно сделать вывод о том, что модели местного самоуправления 1864 года и современного времени схожи. На современном этапе модель местного самоуправления более усовершенствована и законодательно оформлена.

3. В Европейской хартии местного самоуправления, подписанной государствами—членами Совета Европы, говорится: «Защита и укрепление местного самоуправления… представляет собой значительный вклад в построение Европы, основанный на принципах демократии и децентрализации власти». Как ты понимаешь это положение? Приведи аргументы, подкрепляющие его.

Учитывая то, что данный вопрос регулируется на международном уровне, можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления играют значительную роль на мировой арене для каждого из государств. Государство делает упор на глубокие проблемы и задачи страны, а муниципалитеты решают вопросы внутри субъекта.

То, что ОМСУ развиваются, свидетельствует о закреплении принципа демократии, что важно не только для РФ, но и для всех государств-членов Совета Европы. Укрепление местного самоуправления вносит вклад в построение Европы, закрепляя принципы демократии и децентрализации власти.

4*. Подготовьте (совместно) проект «Как улучшить условия жизни в нашем микрорайоне». Подумайте, что нужно сделать в вашем доме (квартале, микрорайоне), чтобы улучшить условия жизни его жителей. Запишите ваши предложения, адресованные домовому (квартальному) комитету, районной управе или иному органу местного самоуправления.

  • 1. Обеспечивать безопасность
  • 2. Обеспечивать своевременное опустошение мусорных баков
  • 3. Регулярно очищать дороги от домов до школ и детских садов
  • 4. Закрыть не территории квартала все ларьки, распространяющие никотиновую и алкогольную продукцию

Сфера духовной культуры, выводы гл. 2

Январь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

1.Сравнительная характеристика понятий «страна», «общество», «государство»

Разница между государством и обществом

Введение

1.Сравнительнаяхарактеристика понятий «страна»,«общество», «государство».

2.Историческийаспект возникновения Государства иправа.

3. Общая характеристикагосударства и государственной власти.

4.Государственныйстрой.

5. Понятие и общаяхарактеристика права.

6. Правопорядок иправонарушения.

7. Юридическаяответственность.

8. Конституционноеправо Украины.

9. Права,свобода иобязанности граждан Украины.

10. Особенностиорганизации государственной власти иместного самоуправления.

11.Административноеправо.

12. Экологическоеправо.

13. Уголовное право.

14. Гражданскоеправо Украины: понятие и система.

15. Семейное право.Жилищное право.

16. Земельное право.

Вывод

Список литературы

Введение

 Правоведение– это в определенном смысле структурированнаяконцептуально-понятийная системаправовых знаний, систематизированные,так или иначе связанные друг с другомпредставления об основных правовыхсистемах современности, теории применениясравнительного метода как внаучно-познавательном, так и впрактико-прикладном аспекте. Понятно,что удельный вес каждого из названныхаспектов и каждой из проблем сравнительногоправоведения в разных странах различен.Какие-то проблемы выдвигаются наавансцену и интенсивно разрабатываютсяв одних социальных и познавательныхусловиях, какие-то – в других.

 Правоведениеимеет не столько хронологическое,временное измерение, сколькопространственное. Это обусловлено тем,что его развитие происходило и происходитв пределах достаточно четко отграниченныхдруг от друга культурно-историческихрегионов и одновременно в условияхзначительного расширения географиисовременной юридической компаративистики.

Компаративистскиеконцепции прошлого по отношению ксовременному сравнительному правоведениювыступают прежде всего в качествеисторического остова его понятий идоктрин, его структуры и языка.

Предварительно пройдя через соответствующиепознавательные и социальные фильтры,они естественно входят в ткань современнойюридической компаративистики.

В связис этим вполне правомерно говорить отом, что истерия сравнительногоправоведения представляет собой ту жеактуальную сегодня правовую теорию, новзятую с точки зрения ее генезиса иразвития.

Понятие «общество» является весьмамногозначительным. Это обусловливаетналичие множества определений, которыеможно свести к двум подходам.

В широком смысле общество – это частьматериального ите, отделившейся отприроды и является формой жизнедеятельностилюдей, исторически развивается.

В узком смысле общество – это:

группа индивидов, объединенных общностьюцелей и интересов (например, обществонумизматов);

отдельное конкретное общество, страна,государство (Украинский, советскоеобщества);

определенный этап истории человечества(первобытное общество, капиталистическоеобщество);

человечество в целом.

Отношения, складывающиеся между людьми,между социальными группами, классами,нациями в процессе их жизнедеятельности,называют общественными (или социальными- от слова «социум»).

Общественные отношения довольноразнообразными. Принято различать:

– Отношения, которые складываются всфере материального производства(обеспечивают обществу материальныевозможности существования и развития);

– Отношения, которые пронизывают духовнуюжизнь общества (идеологические,политические, юридические, этическиеи др.).

Как материальные, так и духовныеобщественные отношения находятся вовзаимосвязи и обеспечивают развитиевсего общества.

Общество – это определенный тип отношенийи связей между людьми, объединенныхтерриториально, в рамках которыхудовлетворяются их основные жизненныеинтересы и потребности.

Термин «государство» применяется дляобозначения совокупности людей,территории, на которой они проживают,и суверенной в пределах данной территориивласти. Этот термин употребляется всугубо юридическом смысле для обозначениясуверенного организации политическойвласти, главного института политическойсистемы общества.

Понятие «страна» по своему содержаниюшире, чем понятие «государство».

Страна – географическая территория сопределенными границами и населением,в политико-географическом отношенииможет иметь государственный суверенитет(независимость) или быть зависимой(колония).

2.1 Исторические типы государства

На разных этапах исторического развитиягосударство существенно менялась,удовлетворяла потребности различныхслоев населения, классов, социальныхсословий и групп. Поэтому исследователивыделяют определенные историческиетипы государства.

При этом принятоназывать большинство из них в соответствиис классом, потребности которого в первуюочередь удовлетворяет государство.

Историческим типом государства называютсовокупность наиболее существенныхпризнаков, свойственных государствам,которые существовали на определенныхэтапах истории человечества.

Так, в истории определяют рабовладельческую,феодальную, буржуазную (капиталистическую)и социалистическую государства. Ввидуневозможности мгновенного перехода отодного типа государства к другому,выделяют также государства переходногопериода.

Приведите примеры государств разноготипа, известные вам из курса истории, ипопробуйте назвать их основные признаки(кому принадлежала власть, какие праваимели разные классы и социальные слоив обществе, как в основном осуществлялосьуправление государством).

Древнейшим типом государства принятосчитать рабовладельческую. Для этогогосударства была характерна диктатурагосподствующего класса рабовладельцев,а другой класс – рабы – не имел никакихправ, не участвовал

в правоотношениях, наоборот, мог бытьпредметом различных сделок – рабов моглипродать, обменять, подарить и томуподобное. В рабовладельческом обществефункционировали различные по формегосударства – республика и монархия,империя и унитарное государство (обэтих формах будет дальше).

В каких государствах древнего мира, повашему мнению, сложились эти формыгосударства?

В то же время во многих рабовладельческихгосударствах сохранялись остаткипервичного общества.

Феодальное государство, обеспечивалавласть феодалов, основывалась назакреплении нормами права феодальнойсобственности на землю. Именно этоприводило зависимость крестьян отфеодалов. Самая распространенная формаправления того времени – монархия, ноодновременно возникают представительныеорганы.

В каких странах возникли древнейшиепредставительные органы и как ониназывались?

Характерной особенностью государстваи права времен феодализма очень большоевлияние религиозных норм.

С развитием капитализма во многихстранах произошли буржуазные революции,привели к образованию нового типагосударства – капиталистической. В товремя сформировалось немало правовыхпринципов, сохраняют значение до сихпор.

Именно в период буржуазных революцийбыло провозглашено и закреплено взаконодательстве равенство всех граждан,незыблемость прав человека,неприкосновенность и защиту частнойсобственности. Тогда же возникаетсистема разделения государственнойвласти.

На первом этапе своего формированиябуржуазное общество сохраняло немалоособенностей предыдущего государства.

Так, оставались определенные ограниченияна участие в политической жизни взависимости от имущественного положения,а иногда и образовательного уровня, вомногих странах существовала монархическаяформа общественного устройства.

В ХХ в. возникает еще один тип государства- социалистическая. Именно с еесуществованием связано формированиемощной системы социальных гарантий состороны государства – системы образования,здравоохранения, социального обеспечения.Однако многие идеи, взятых за основусоциалистического государства (равенство,широкий демократизм и т.п.), не былореализовано в ее деятельности.

На современном этапе формируются новыетипы государств, основанные, с однойстороны, на высоком уровне развитиятехники, обеспечивающей потребностилюдей, с другой – создают развитую системусоциальных гарантий. Именно такоегосударство социальной демократии (илипостбуржуазном) стремится построитьмногие страны мира, в других она ужесуществует.

В то же время есть немало сторонниковтеории конвергенции, то есть сближения,постепенного слияния особенностей двухсистем – социалистической и капиталистической.

От капитализма, считают ее авторы, надовзять высокий уровень развитияпроизводительных сил и эффективнуюсистему саморегулируемой экономики,от социализма – систему экономическогорегулирования и высокоразвитую системусоциальных гарантий.

Такое обществодолжно обеспечить надлежащий уровеньжизни каждой семьи, каждого человека.

В человеческом обществе возникаютразличные общественные отношения -экономические, политические, духовныеи тому подобное. С возникновениемгосударства общественные отношениязначительно усложнились, изменилисьспособы их регулирования.

Со временемгосударство менялась, на каждом этапеона должна существенные признаки,которые позволяют выделить историческиетипы государства – рабовладельческое,феодальное, буржуазное (иликапиталистическую), социалистическую.

Сейчас многие государства строятгосударство социальной демократии (илипостбуржуазном).

Что такое государство. Признаки, функции и формы государства

Разница между государством и обществом

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны, учит российских школьников учебник по обществознанию.

При этом ни в науке, ни в международном праве нет общепризнанного определения государства. Синоним «страна» близок по значению, но понимается более широко.

Говоря простыми словами, государство – это верховная власть на территории определенной страны.

Государство – важнейший общественный институт, один из основных субъектов политических отношений.

Теории происхождения государства

Самые старые из известных нам государств – государства Древнего Востока, располагавшиеся в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Мыслители не один век спорят о том, почему возникло государство. Есть различные теории на этот счет, и ни одна из них не считается единственно верной.

  • Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.
  • Классовая теория учит, что государство – продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.
  • Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.
  • Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.
  • Теория насилия гласит, что государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории – немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.
  • Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Reuters

Признаки государства

Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:

1. Территориальная организация. Наличие государственной границы и гражданства.

2. Суверенитет, внутренний и внешний.
Внутренний суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны.
Внешний суверенитет – независимость на международной арене.

3. Наличие государственного аппарата. Государство невозможно без органов власти и государственных учреждений. Важная часть госаппарата – полиция, армия, суды.

4. Публичный характер власти. Государство и общество – не одно и то же, государство представляют специальные органы и люди.

5. Принудительный характер власти. Государство обладает «монополией на законное насилие».

6. Исключительное право на взимание налогов и эмиссию денег. Только государство может собирать налоги, пошлины, печатать национальную валюту.

7. Исключительное право принимать законы. Только государство может издавать правовые акты, обязательные для населения.

8. Государственная символика. Государственный герб, флаг и гимн.

Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Reuters

Функции государства

Общее предназначение государства – охранять права и свободы граждан; способствовать экономическому развитию страны; организовывать общество; поддерживать закон и порядок, обеспечивать безопасность граждан. Функции государства можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства

1. Политическая. Государство – главный носитель политической власти, обеспечивает деятельность политических и социальных институтов.

2. Экономическая. Государство регулирует экономические отношения.

3. Правовая. Государство устанавливает законы.

4. Социальная. Государство играет важную роль в здравоохранении и социальном обеспечении – например, в выплате пенсий и пособий.

5. Образовательная. Государство занимается детскими садами, школами и вузами, просвещением граждан.

6. Культурно-воспитательная, идеологическая. Государство воспитывает новых членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности.

Внешние функции государства

1. Обеспечение национальной безопасности.

2. Защита государственных интересов в международных отношениях.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.

4. Защита граждан, находящихся за рубежом.

5. Участие в решении глобальных проблем.

Формы государства

В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.

Форма государства – это его структура, модель внутреннего устройства. Форма государства включает в себя три вещи: форму правления, форму территориально-государственного устройства и политический режим.

Форма государственного правления – это способ организации государственной власти, ее высших органов. По форме правления государства принято делить на республики и монархии.

  • Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит пожизненному правителю и передается по наследству.Монархия может быть абсолютной, ограниченной и дуалистической.Примеры абсолютных монархий – Российская империя или сегодняшняя Саудовская Аравия, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.Примеры ограниченных монархий – современная парламентская монархия в Великобритании или Нидерланды, где монархи играют символическую роль.Пример дуалистической монархии – Марокко, где существует парламент, но король имеет реальное право назначить или сменить правительство.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд во время визита в Москву. Reuters

  • Республика – форма правления, где верховная власть избирается.Республика может быть президентской, парламентской и смешанной. Примеры президентских республик – Россия и США, где президент избирается всенародным анием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.Примеры парламентских республик – Германия и Италия, где главой государства является премьер-министр, лидер победившей на выборах парламентской партии.Пример смешанной республики – Франция, где широкими полномочиями обладают и парламент, и президент.

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин. Reuters

Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти.Примеры: Великобритания, Испания, Япония.
  • Федерация – форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью.Примеры: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация – союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный.Примеры: Конфедеративные Штаты Америки – объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США (1861-65).Современная Швейцария по традиции официально называется Швейцарской Конфедерацией, но по сути имеет все признаки федеративной республикой.

Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Reuters

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников.Пример: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм – политический режим, при котором власть осуществляется одним человек либо элитарной группой, партией при минимальном участии народа.Пример: СССР эпохи «застоя», современный Китай.
  • Тоталитаризм – политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека.Пример: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Reuters

Республика и государство: разница в понятиях, пример, к какому виду республики относится Россия

Разница между государством и обществом

Республика и государство — взаимосвязанные понятия. Но, зная точные определения, можно выявить ряд отличий. Особенно на них обращают внимание историки, имеющие отношение к истории государства и права.

Что такое государство с примером

Любое общество организовано согласно нормам, признанным в нем.

Государство — форма организации, имеющая возможность воздействовать на проживающих в нем: принуждением и управлением.

Для установки суверенитета используются правовые порядки. Несмотря на развитость наук, до сих пор нет точного определения унитарного строения.

Наука политология, отмечает важность термина. Все периоды имеют разделение «до» и «после». Среди разных течений в определении и правильному подходу можно подобрать наиболее приемлемый для себя во всех пониманиях.

Течения:

  • теология — появилось в Средневековом мире. Данный случай предполагает влияние на все происходящее церковными служащими. Придерживался Фома Аквинский;
  • Аристотель говорил о том, что в основе любого общества лежит семья. Сама власть передается по отцовской линии к сыну. Таким образом, есть вероятность заботы о детях и подданных живущих в государстве. Форма — патриархальная;
  • наличие собственности, что дает понимание необходимости ее защиты — договорная. Защита предполагала объединение нескольких групп в одну — собственность возможно сберечь;
  • ряд теоретиков рассматривают государственное образование, как человеческий организм. Такой подход называется органическим. Люди — клетки организма, а для функционирования государственного аппарата нужны ткани и органы.

В качестве примера насильственного создания выступает Золотая Орда. Не стоит абсолютизировать роль насилия, так как такое общество будет создано в кратчайшие сроки, но не проживет длительное время.

При наличии административно-территориальных единиц модно говорить об унитарном обществе. При этом все они должны быть независимыми друг от друга.

Существуют признаки УГ, ознакомившись с которыми можно понять, что перед нами, то формирование, которое дает человечеству право на существование.

  • единая денежная система;
  • нормативно-правовой акт;
  • высшие органы власти гражданской направленности.

Полнота власти распространяется на всю территорию: Польша, Япония, Болгария, Швеция.

Понятие республики, пример

Res publica — государственное, общественное дело. Форма правления, где есть должность главы. Она может быть как выборной, так и сменяемой. Все управление основано на воле избирателей.

Может быть:

  • президентской — Аргентина, Бразилия, США. Важную роль имеет президент. Его выбор осуществляется народом. Он глава республики, правительства. При этом членами правительства могут стать только те, кого назначит глава;
  • парламентской — Италия, Индия — во главе стоит парламент, принимающий все решения. Тут орган имеет возможность отстранить даже главу от управления;
  • смешанной — Австрия, Франция — президент и парламент. Законодательный орган, имеющий право выказать вотум недоверия, доверия всему правительству.

Смешанный тип предполагает ответственность перед главой и советом.

Рекомендуем прочитать: чем отличается служебная записка от докладной — в каких случаях и как писать?

Мирамистин и хлоргексидин: в чем разница, состав, что лучше? Смотрите информацию здесь.

Положение и регламент: gderaznica.ru/social/reglament-i-polozheniye.html

Отличительные особенности

ГосударствоРеспублика
Общность людей живущих на одной территории, можно отожествить с понятием «нация», «страна»Одна из форм правления жителями
Многоуровневая политическая система с верховной властьюВысшие органы правления избираются представительными учреждениями, при участии в выборах населения
Создано для управления жизнью населенияАристократия и демократия
Термин новый, появился в эпоху ВозрожденияВозникло в эпоху Античности. Главный принцип — выборность
Может быть демократическим, авторитарным, тоталитарнымДает больше количество прав, как личных, так и политических
Наличие монархии, республики140 государств имеют подобную форму правления. Предполагается разделение — парламентская и президентская

Выводы

Объединенные одной территорией, население живет и имеет общий орган власти. Система политически сложная. Правление возможно на определенной земле, имеющей границы. Республика — одна из форм правления.

Смотрите видео, в чем разница между демократией и либерализмом:

Вам также может понравиться

Взаимосвязь и соотношение права и государства

Разница между государством и обществом

Соотношение и взаимосвязь государства и права необходимо анализировать, учитывая 3 момента:

  1. общие аспекты права и государства;
  2. разница между правом и государством;
  3. взаимодействие между ними.

Замечание 1

Право и государство являются близкими, тесно связанными между собой, «родственными» явлениями. По историческим меркам в теории они возникли в одно время, практически в силу одинаковых социальных причин. Оба понятия формируются в качестве общественного продукта, когда общество достигает соответствующего уровня развития.

Взаимосвязь права и государства обусловлена тем признаком, что они всегда существуют вместе, вместе происходит их возникновение, развитие и функционирование.

Государство и право объединяет то, что оба они представляют собой политические явления: проявляются в качестве результата политического расслоения общества и представляют собой основные инструменты управления политически дифференцированным обществом. В этом случае важно учитывать и согласовать противоречивые интересы всех социальных групп.

Оба понятия также тесным образом связаны с таким понятием, как власть.

Аспекты связи права и государства

Соотношение права и государства необходимо рассмотреть на основе общих черт, которые объединяют эти категории. В их число можно включить:

  • одновременное возникновение;
  • появление в силу одних и тех же социальных причин;
  • совместное функционирование;
  • политическая природа;
  • главные, основные инструменты управления обществом, его политическим состоянием;
  • тесная связь с властью.

При наличии общности права и государства, их необходимо рассматривать как разные явления.

Определение 1

Государство представляет собой особую организацию общества: систему, которая включает разного рода организации (властные органы и прочие государственные учреждения). Право является социальным регулятором: системой, которая состоит из особых норм, правил поведения.

Зависимость между государством и правом

Право и государство друг с другом взаимодействуют, помогая решать общие задачи, взаимно зависят. Здесь можно рассмотреть 2 линии зависимости. Первая из них заключается в том, что государство зависит от права. Оно нуждается в праве и не способно обойтись без него в решении своих задач.

Кроме этого, право конституирует страну, делая законным ее существование в качестве властной организации всего общества. На основании юридических норм происходит определение статуса и компетенции государственных органов, форм их деятельности. Здесь же происходит закрепление форм государственного правления и устройства.

Без наличия права государство не способно осуществлять управление общественными процессами, нормативно выражая свою волю и добиваясь согласия в обществе.

Замечание 2

По этой причине полный отказ от права в своей деятельности не могут позволить себе даже деспотические, тоталитарные и полицейские страны.

Вторая линия зависимости заключается в зависимости права от государства, которое также во многом зависит от него. Рассмотрим 3 типа деятельности государства, от которых зависит право:

  1. правотворческая деятельность. Государство не «творит», не порождает право: определенные нормы, правила в соответствии со своим содержанием формируются в недрах социального организма, выступая в качестве правовых притязаний общества. Тем не менее, правила, которые складываются в обществе, становятся юридическими нормами лишь после того, как происходит их официальное оформление (издание) государством и устанавливаются санкции за их нарушение;
  2. правоисполнительная деятельность. Реализация существенной доли норм права невозможна без властного содействия органов государства, которые в этих случаях занимаются изданием специальных юридических актов (актов правоприменения). В этих актах индивидуально, то есть применительно к определенному случаю, происходит решение вопроса о реализации правовой нормы;
  3. правоохранительная деятельность, то есть охрана юридических норм от нарушений, для чего государство устанавливает специальный аппарат охраны законности и правопорядка, определяя процедуры его работы.

Замечание 3

Рассматривая взаимодействие права и государства, важно отметить и обстоятельство, заключающееся в не всегда мирном протекании их взаимодействия. Относительная самостоятельность государства от общества дает возможность ему осуществлять противоправные действия, принимать противоправные решения, включая издание законов, которые противоречат праву (неправовые законы).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Чем государство отличается от страны? В чем разница между страной и государством?

Разница между государством и обществом

А вы знаете, чем государство отличается от страны? Ведь мы привыкли к тому, что оба термина тождественны. Однако таковое допускается только в просторечии.

Когда же эти слова произносят ученые или политологи, к примеру, то вкладывают в них различный смысл. Хорошо бы понимать это, чтобы не путаться. Если разобраться, то выяснится, что отличие страны от государства достаточно велико.

Хотя есть и общие черты, отчего и возникла относительная тождественность понятий.

Что такое государство?

Любой вопрос необходимо изучать с определений. Разбираясь, чем государство отличается от страны, мы сразу сталкиваемся с проблемой. Дело в том, что наука не достигла полного согласия в расшифровке последнего термина. Большая часть специалистов применяет достаточно путаное и сложное объяснение.

По их мнению, государство – это политическое образование, устанавливающее на определенной территории правила и обладающее суверенитетом. Кроме того, оно имеет аппарат управления, в том числе механизмы принуждения и защиты. Согласитесь, пока непонятно, чем государство отличается от страны. Ведь все перечисленные признаки мы совершенно уверенно приписываем и последней.

Страна ведь имеет армию, полицию, правительство? Так в чем отличие?

Давайте копнем глубже. Слово «государство» произошло на Руси. В древние времена правили землями князья. Назвали главного «государь». Он являлся высшим судьей для всех жителей территории.

Кстати, “государь” произошло от «господь». То есть князя, а впоследствии царя, признавали наместником Бога на земле. Получается, что по этимологии термин “государство” имеет духовную суть.

Это не совсем механизм, как нам объясняют ученые.

Формы государственного устройства

История нам демонстрирует, что власть в России до революции и после была устроена различными способами. В Великобритании она сконцентрирована в руках королевы, в США – разделена между президентом и парламентом.

Существуют страны, в которых глава государства выполняет лишь представительские функции, а серьезные решения принимает выборный орган. Бывает и наоборот. К примеру, в РФ большая часть власти сконцентрирована в руках президента.

А в Германии человек, занимающий аналогичный пост, только иностранных гостей принимает и в других публичных мероприятиях участвует. Решения принимает канцлер. Формы государственного правления таковы:

  • монархия (единовластие);
  • республика (народовластие).

В первом случае руководит обществом один человек, который получает это право по наследству (в основном). В республике же власть принадлежит народу, который делегирует ее своим представителям путем плебисцита.

Заключение

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации.

Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много.

По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.