Разница между государственной и политической властью
Власть – это… Политическая власть и органы государственной власти
Власть – это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять чем-либо и кем-либо.
Любая власть предполагает неравенство, поскольку есть властвующие и подвластные.
Политическая власть – это право, способность и возможность претворять в жизнь и отстаивать определенные политические взгляды и цели.
Политическая власть – понятие более широкое, чем государственная власть. Политической властью обладают не только государственные органы, но и другие политические институты – например, партии и общественные движения, профсоюзы и международные организации.
Что такое государственная власть
Государственная власть – это одна из разновидностей политической власти, право и возможность управлять государством. Государственная власть распространяется на всех граждан страны.
Признаки государственной власти:
- Действует на основе права от имени всего общества.
- Монополия на насилие. Только власть имеет законное право использовать силу в пределах страны.
- Власть имеет единый общегосударственный центр принятия политических решений.
- Власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства: экономические, социальные, культурные, принудительные.
Что такое органы госвласти. Органы государственной власти в России
Государственная власть – еще и система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Эту власть осуществляет государство в лице должностных лиц и государственных органов.
Органы государственной власти – это учреждения и организации, предназначенные для управления государством на разных уровнях. Органы государственной власти могут быть высшими и низшими, центральными и местными, федеральными и региональными.
Примеры органов государственной власти в России: Министерство внутренних дел, Верховный суд, правительство Московской области, Федеральная налоговая служба.
При демократическом политическом режиме государственная власть основана на принципе разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип провозглашается в статье 10 Конституции РФ.В Российской Федерации государственную власть, в соответствии со статьей 11 Конституции, осуществляют президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство и суды.
В субъектах федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной (законодательные собрания, думы и др.) и исполнительной власти (губернаторы, правительства).
Россия – федеративное государство. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами
Теории происхождения власти
Власть – ключевой политический институт. Как считается, он возник одновременно с появлением общества. Есть разные представления о происхождении власти:
- Классовая (марксистская) концепция гласит, что власть – это господство экономически доминирующего класса над другими классами. Например, при феодализме – доминирование феодалов над крестьянами, при капитализме – доминирование капиталистов над рабочими.
- Элитарная концепция сводится к тому, что власть – это отношения между господствующим меньшинством и подчиненными большинством.
- Структурно-организационная концепция гласит, что власть порождается самой иерархической структурой политической жизни, которая подразумевает подчинение низших уровней высшим.
- Поведенческая концепция объясняет природу власти тем, что стремление к власти – это доминирующая часть человеческой психики.
Субъект, объект и источник власти. Компоненты власти
- Субъект власти – это тот, кто осуществляет власть. Человек, группа, организация, мировое сообщество и т.п.
- Объект власти – это тот, кто выполняет веления власти. Индивид, группа, класс и т.п.
- Функции власти – это задачи, которые она выполняет. К функциям власти относятся господство, руководство, контроль, координация, организация и т.п.
- Источник власти – это то, что дает ей действенность. Источником власти может быть авторитет, сила, закон, богатство, харизма и др.
- Основания власти – это фундамент, опора власти. Это может быть экономическая и социальная база, юридические, административно-силовые, культурные основания.
- Ресурсы власти – это все то, что субъект власти может использовать для влияния на других. К ресурсам власти относятся принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх etc.
Функции политической власти
Формирование политической системы общества, организация его политической жизни и отношений (между государством и обществом, общественными институтами, классами).
Управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами и отношениями.
Создание определенной формы правления, типа политической системы и политических отношений.
Требования к демократической власти
В современных демократических обществах источником суверенитета считается народ, поэтому власть должна работать на благо народа. К демократической власти предъявляют ряд требований, чтобы не допустить сползания к авторитаризму или тоталитарному режиму.
- Ограниченность – разделение властей.
- Регламентированность – подчинение власти закону.
- Институциональность – власть принадлежит не конкретным людям, а устойчивым структурам, общественным институтам.
- Легитимность – общественно-моральное оправдание власти, ее признание населением и международным сообществом.
Устойчивость и легитимность политической власти
Одна из важнейших проблем политической власти – проблема устойчивости. Основные принципы устойчивости политической власти – это легитимность и результативность.
Легитимность власти – это признание власти обществом, добровольное согласие народа подчиняться решениям политических лидеров и государственных органов.
Составляющие легитимности – это:
- Положительная оценка власти населением.
- Признание власти гражданским обществом.
- Признание власти мировым сообществом.
Результативность власти – это то, в какой степени власть выполняет свои функции и соответствует ожиданиям населения.
Признаки результативной власти:
- Успешная экономическая политика, экономический рост.
- Устойчивый рост благосостояния и уровня жизни основной части населения.
- Укрепление общественного порядка, безопасность.
- Авторитет на международной арене.
Политическая власть – понятие, виды, признаки, источники
Понятие «власть» применяется в различных сферах человеческого бытия.
Экономисты говорят о хозяйственной власти, социология исследует общественные отношения, учёные мечтают о господстве над природой, психологи подразумевают под этим словом умение человека управлять собой, родители думают о воспитании детей.
Таким образом, власть выступает оригинальной разновидностью коммуникации среди людей, между человеком и окружающей средой, а также индивидуума с самим собой.
Зарождение politica potestas, что в переводе с латыни означает «политическая власть», началось в древнем мире и связано с возникновением социального неравенства между членами общества.
Сосуществование и общение богатых землевладельцев и рабов в Древней Греции, патрициев и плебеев в древнем Риме дали толчок к образованию властных отношений в политике.
Начиная со времён Аристотеля и до сегодняшнего дня, политология изучает происхождение, установление и поддержание определённой формы политической власти.
В политике власть означает возможность и умение подчинить своей воле действия других людей. Могущество предполагает способность определять, направлять и контролировать поведение общественных классов для решения задач в интересах страны и нации. При этом задействуются всевозможные организации, включая государственные учреждения. Политическое господство обладает специфическими атрибутами.
Отличительные черты, которыми характеризуется политическая власть:
- верховенство, которое обеспечивает обязательность исполнения принятых постановлений;
- публичность — управление процессами происходит от имени всего общества;
- моноцентричность, что предполагает принятие решений в едином центре;
- возможность использования различных ресурсов;
- наличие властных институтов, позволяющих легально применить силу в гражданском обществе.
Не следует путать власть политиков с государственным управлением. Основное отличие состоит в соотношении воздействия на социум.
Политическое влияние осуществляется не только государственными органами, но и общественными организациями, профсоюзами и партиями. Государственная власть построена по иерархическому принципу — низшие ячейки подчиняются высшим звеньям.
В то время как достижение политического могущества происходит по горизонтали в результате соперничества или сосуществования идейных движений.
Осуществление политической воли в обществе не происходит само по себе. Для этого необходимо наличие элементов, которые обеспечивают достижение поставленной цели.
Составные части политической власти:
- источник;
- субъект;
- объект;
- ресурсы.
Основными источниками власти являются богатство, авторитет и сила. Имущественная состоятельность придаёт вес поступкам и словам лидера общества.
Традиционные социальные отношения наделяют авторитетностью уважаемых людей, например, старейшин, аксакалов, шаманов. Авторитетом обладают люди, которые монопольно владеют закрытой информацией, или специалисты.
Научные знания также придают значимость и престиж. И, наконец, тот, кто обладает реальной силой, способен управлять народными массами.
Субъект — тот, кто обладает политической властью — может соответствовать одному из двух типов. К первым причисляются яркие личности и лидеры общественных групп. Ко вторым относятся политические организации. Субъекты могут действовать открыто и публично, а также имеют основания для закулисной игры, чтобы не афишировать свою работу.
Объектами политической воли считаются общество в целом, отдельные социальные группы или конкретный индивид. Воля объекта подчиняется главной идее политического движения.
Чтобы доминировать над объектом, субъекту необходимо обладать ресурсами. Силовые методы принуждения предполагают ограничение каких-либо благ. Это могут быть штрафы или судебное преследование. Особыми ресурсами считаются родовые обычаи и народные традиции. Подчинение стимулируется и регулируется различными социальными программами, которыми объект вознаграждается субъектом политической силы.
Легальность и легитимность
Современные политологи часто используют термины «легальность» и «легитимность». Чтобы достичь результатов, любые виды политической власти должны по определению быть легальными и легитимными. Свойство этих понятий в том, что они означают законность действий. Однако имеются характерные особенности.
Легальность обозначает существование в рамках правового поля, когда деятельность официальных органов и рядовых граждан основана на законах и нормативных актах. Гарантом легальности выступает государство.
Легитимность подразумевает положительное отношение общества к действующим государственным институтам, добровольное признание правомерности органов власти. Взаимоотношения доверия между господствующим субъектом и многочисленными объектами составляют ядро легитимности.
Классификация факторов, которыми достигается легитимность:
- традиции;
- легальность;
- харизма общественного вождя.
В многовековых национальных традициях закреплены схемы подчинения и управления. Нарушение традиционных отношений оценивается обществом негативно. Наоборот, социум одобряет легальные действия. Харизматические, исключительные качества лидера привлекают народные массы и пополняют ряды его сторонников.
Знаменитости говорят о политике
Первые шаги в изучении политики и власти сделал Аристотель. Древнегреческий философ написал трактат, который так и называется — «Политика». В книге мыслитель отмечал, что господствующему созданию следует объединяться с подвластным существом, ибо такая связь способствует взаимному сохранению.
Интересны характеристики власти, которые дали руководители двух великих держав — США и СССР. Авраам Линкольн утверждал, что если есть желание испытать характер человека, то следует вручить ему бразды правления. Иосиф Сталин писал, что портит людей не всевластие, наоборот, к руководству стремятся испорченные люди.
Уинстон Черчилль, говоря о политическом господстве, высказывает парадоксальную, на первый взгляд, мысль, что власть гораздо приятней отдавать, чем брать. А Н. С. Хрущёв в мемуарах, наоборот, не сомневался в том, что может надоесть всё: женщины, драгоценности, еда, и только невозможно пресытиться властью, которую хочется всегда.
Литераторы также не обошли своим вниманием политическое могущество. Вильям Шекспир писал, что опасна власть, когда с ней совесть в ссоре. Русский поэт Гавриил Державин воспевал государственного человека, который отличается тем, что его поступками управляет любовь к Отечеству.Власть притягивает словно магнит. Это универсальная возможность существенного обогащения и улучшения условий собственного бытия. Но не каждый человек способен достойно нести бремя управления чужими судьбами.