Разница между философией, мифологией и религией

Философия и мифология: различие и сходство

Разница между философией, мифологией и религией

Мифология — форма общественного сознания, характерная для раннего античного периода. Философия и мифология — смежные дисциплины. Мифология создала возможность для развития философии, став ее первобытной, упрощенной версией. Она была единственной формой сознания древних людей, и определяла взгляды человека на окружающий мир и самого себя.

Основные положения мифологии

Термин «мифология» образован путем слияния греческих слов «мифос» (предание) и «логос» (учение). Под ним понимают собрание рассказов, имеющих религиозное значение или раздел науки. Каждый из них повествует об отдельной мировоззренческой теме. Цель — объяснение мироустройства и происхождения человека.

Структура

Способ изучения мифов — теоретические подходы К. Г, Юнга и Э. Кассирера, Р. Барта. Независимо от выбранного подхода изучения, исследователи выделяют одинаковую структуру. В нее входит 3 компонента:

  1. Архетип. Юнг считал, что архетипы окружают человека в течение жизни. Они представляют собой прообразы людей или событий, участвующих в регулярно повторяющихся сюжетах. Архетипы — продукт работы коллективного бессознательного. Каждый архетип — проекция абстрактного впечатления, имеющая понятную форму. Формирование архетипов имеет мифологическую, политическую, культурную природу. Для наполнения абстрактного впечатления смыслом нужны символы — общечеловеческие образы. К ним относятся: мать, правитель, враг, друг, герой.
  2. Знаковое изображение, в которое заложен глубинный смысл, называют символом. Он может иметь несколько трактовок. Символы формирует культурная среда, поэтому отдельные социальные группы могут иметь свою символическую систему. Кассирер отмечает, что она всегда стоит между человеком и реальностью. Символическая система передает значения отдельных элементов реальности, вызывая у человека ответные эмоциональные реакции.
  3. Соблюдение ритуалов необходимо для единения социальных групп. Ритуалы закрепляют изменения общественного строя. Они формируют мощное психологическое воздействие. Участники ритуала эмоционально становятся одним целым. Повторение ритуалов вызывает сильную привязанность и снижает способность к критическому мышлению. Регулярное проведение ритуалов позволяет манипулировать их участниками.

Функции

В литературоведении выделяют 2 функции мифов:

  • коммуникационная — передача информации от поколения к поколению;
  • познавательная — постижение человеком окружающего мира, явлений природы, осознание своего места, процессов рождения и смерти.

До появления философского мышления они выполняли роль науки, способствуя развитию общества.

Виды

Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:

  1. Календарные. Они были попыткой объяснить природные циклы. Часто в этих мифах отыгрывают тему смерти: божество рождается и умирает, символизируя годичный цикл.
  2. Тотемические. Повествуют о животных-тотемах племен. Тотем — дух-покровитель племени. В древности, люди верили, что каждое животное стало прародителем для отдельного племени и наделило его своими чертами. Тотемический миф рассказывает о жизни животного-прародителя, его роли в жизни людей.
  3. Героические. Биографические виды, в которых описываются подвиги воинов, правителей и народных героев. На основе героических мифов развился отдельный жанр литературы — героический эпос. Герои стали широко известны за пределами своей родины: совершивший 12 подвигов Геракл, победивший Горгону Персей.
  4. Астральные. В их текстах главные роли отводятся небесным телам, наделенным чертами личности. Луна и Солнце фигурируют в роли богов, управляющих суточными циклами.
  5. Космогонические. Их можно считать основной предпосылкой к развитию философии, поскольку эти мифы рассматривали теории происхождения богов, Космоса и человека.
  6. Антропогонические. Эти мифы — попытка объяснить происхождение человека.
  7. Этиологические. Они посвящены природным явлениям. Ураганы, землетрясения, громы и пожары рассматривались людьми как божества, а позднее — как проявления божественного гнева.
  8. Эсхатологические. В них рассматриваются возможные версии конца света.

Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.

Мифология – прародительница философии

У философии и мифа тесная связь. История мифологии уходит корнями в первобытное прошлое человечества, развиваясь вплоть до становления Древней Греции. Мифологические верования Древней Греции заложили основу для формирования философского мировоззрения.

Мифология раннего античного периода создается на основе верования в богов, живущих на горе Олимп и управляющих судьбами людей. Многие из мифов того периода сохранились в первозданном виде и изучаются современными литературоведами.

В них фигурируют не только боги, но и люди, и волшебные создания. В мифах о загробной жизни часто упоминается Цербер — огромный трехглавый пес, охраняющий царство Аида, бога смерти.

Многим знакома история о создании Галатеи — статуи прекрасной женщины, которую оживила любовь скульптора.

Первым толчком к формированию философии стала необходимость каталогизации мифов. Это требовало логического переосмысления и рационализации. Античные философы не стремились полностью опровергнуть мифы. Они искали в мифических текстах подтверждения теориям о происхождении мира и пытались соотнести его с окружающей действительностью.

Платон, которого называют основателем античной философии, считал необходимым противопоставлять логос (разум) и миф. Это дает возможность осознать, что человеческому сознанию доступна малая часть знаний о мире, и стремиться к поиску истины. Мифы – важная часть философского учения, он является способом рефлексии.

Мифология и философия: сравнительный анализ

Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:

  1. Структура сознания. В мифологии сознание имеет теоретическую природу, его существование предполагается, но не подтверждается. Философия рассматривает сознание, как систему, состоящую из отдельных элементов. Они неразрывно связаны и подчиняются иерархии. Представление о сознании в философии базируется на практическом опыте.
  2. Противоречивость. Философское мышление стремится к конкретике — истина может быть только одна, у нее должно быть подтверждение, которое можно проверить. Для мифа наличие противоречия не критично. Явления и предметы могут сменять друг друга или изменять свою форму, и по ходу развития сюжета эти изменения никак не объясняются.
  3. Мировоззрение. Для мифологического мировоззрения характерна удовлетворенность увиденным или описанием. Философии требуются факты, подтверждающие теорию. Она рассматривает мир с позиции разума.
  4. Способ познания. В мифологии способ познания — передача информации от человека к человеку без критического осмысления. В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте.
  5. Генетическое родство. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. Философия частично подтверждает эту идею.
  6. Сакрализация. Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Философия отвергает такой подход. Научный взгляд требует сомнения во всех постулатах и их перепроверки.
  7. Поддержание традиций. Мифы способствовали укреплению ритуалов, передающихся от родителей к детям. Это замедляло развитие, разделяя историю на 2 периода: идеальное и аморальное общество.
  8. Происхождение. Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Философия — результат рационального подхода.
  9. Цель. Мифы нужны для упрощения взгляда на мир. Они придавали смысл явлениям, которые в древности были необъяснимы.

Разница между философией и мифологией не противопоставляет эти отрасли друг другу. Она подчеркивает необходимость разнообразия способов познания мира и невозможность его полноценного изучения ограниченным набором методов.

)Сходство и различие мифологии, религии, философии как видов мировоззрения

Разница между философией, мифологией и религией

3)Сходство и различие мифологии, религии, философии как видов мировоззрения.

3 стадии развития философии имеют как сходства, так и различия. И мифология, и религия исследуют одни и те же вопросы:

  • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; объяснение природных явлений; поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы.

Отличие же религии от мифологии заключается в том, что при религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. В то время как одной из черт мифа является его практическая направленность на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.).

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

  • основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Однако Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

•космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм.

Первые две из которых напоминают мифологию и религию.

Общим между мифологией и религией является:

-Возникновение мира и человека -Смысл жизни -Добро и зло -Жизнь и смерть

Отличия между религией и философией:

-Вера – поиск истины – Мораль-познание -Догма -Диалектика -Наличие священнослужителей – Земной человек, увидевший истину

4) Философская проблема бытия возникает как необходимость обрести отправную точку отсчета в процессе освоения (познания) мира. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек.

Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования.

Если Архимед ищет точку опоры, чтобы земной шар перевернуть, то философы античности заняты поиском первоначала мира, того основания, которое высвечивает определенность многообразия мира, является предпосылкой познания конкретного процесса, явления, вещи; обеспечивает возможность проникновения в их сущность.

Таким образом, поиск первоначала эволюционирует в направлении обеспечения высшей абстракции, когда о самом бытии уже нельзя сказать что-либо конкретно. Оно неизреченное. Определить неизвестное явление можно, но только через то, что находится позади искомого. В данном случае позади искомого ничего нет.

1)Человек уникален собой он отлично справится с чем угодно. Мир это уникальное систематическое наблюдение – это то, где происходит новый мировой порядок.

Их объединяют то, что человек может помочь и сберечь природу, а мир поможет нам покорять вершины и достичь того чего бы не смогли достичь сами.

Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей.

Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении.

Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения.

С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие.

Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

5) Мировозрение у каждого чеговека разное. Ведь каждый из нас по своему индивидуален. Попросту говоря, верит человек в Бога, экстрасенсов, магию зависит от самого человека.

Человек не сможет заставить другого верить в то, во что тот не хочет верить.Если увлечься этим, можно дойти до безумия. Многие в наше время распространяют своё мировозрение. Что приводит к отталкиванию “веры в Бога” или “Силу”(какую либо

Поделитесь с Вашими друзьями:

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств.

Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.).

Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления, которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям.

В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 4

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным.

Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису.

Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР.

Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 5

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств.

Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми.

Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Универсум – это понимание мира, как совокупности объектов и явлений в целом, рассматриваемой в качестве единой системы.

Бытие- существующий мир как взаимосвязанная система.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 6

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Человекэто социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Личностьэто конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Мировоззрение – совокупность знаний, принципов человека, его отношение к миру, понимание им своего места в мире, то есть мировоззрение необходимо человеку, чтобы успешно ориентироваться в мире.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 7

Обыденное мировоззрениеэто взгляды, в основе которых – прямые выводы из наблюдаемой действительности.

Мифология – это способ понимания мира ,который возник уже у первобытных людей.

Религия – определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения.

Философия– это мировоззрение, то есть совокупность знаний о наиболее общей сущности мира, о взаимосвязи различных сторон мира, об отношениях человека с миром.

Наука– область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация…

Поделитесь с Вашими друзьями:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.