Разница между философией и наукой

В чем разница между философией, религией и наукой? – спросисеть

Разница между философией и наукой

Чтобы понять разницу между религией, идеологией, философией и наукой, важно сначала различать два принципиально разных подхода к интерпретации и анализу информации: вера и разум.

Вера

Википедия использует следующее определение:

Вера – это уверенность или доверие человеку или вещи; или соблюдение обязательства от лояльности; или верность человеку, обещание, помолвка; или убеждение, не основанное на доказательствах; или это может относиться к определенной системе религиозных убеждений, например, в которой вера – это доверие, основанное на определенной степени ордера.

Вера, как правило, подсознательный процесс, который работает через эмоции. Как правило, он управляется процессами на инстинктивном или интуитивном уровне, о которых никто не осознает.

В зависимости от того, с кем вы говорите, быть верным считается хорошей или плохой вещью:

Я верю в христианство так же, как верю, что солнце взошло: не только потому, что я его вижу, но и потому, что этим я вижу все остальное.

– CS Льюис

Вера: не желая знать, что это правда.

– Фридрих Ницше

Когда мы слепо принимаем религию, политическую систему, литературную догму, мы становимся автоматами. Мы перестаем расти.

– Анаис Нин

причина

Википедия использует следующее определение:

Разум – это способность осознанно осмысливать вещи, применять логику, устанавливать и проверять факты, а также изменять или оправдывать методы, институты и убеждения на основе новой или существующей информации. […] Понятие разума иногда называют рациональностью.

Разум – это сознательный процесс, который может или не может принимать во внимание эмоции (хотя и на сознательном уровне).

Некоторые утверждают, что разум выше веры и что большая способность к разуму устраняет необходимость в вере:

Путь к Вере – это закрыть Глаз Разума.

– Бенджамин Франклин

Мы можем определить «веру» как твердую веру в то, для чего нет никаких доказательств. Там, где есть доказательства, никто не говорит о «вере». Мы не говорим о вере, что двое и двое – это четыре или земля круглая. Мы говорим о вере только тогда, когда хотим заменить эмоцию доказательством.

– Бертран Рассел

Все наше знание начинается с чувств, затем переходит к пониманию и заканчивается разумом. Нет ничего выше разума.

– Иммануил Кант

Другие утверждают, что вера и разум дополняют друг друга. Они утверждают, что вера может (и должна) использоваться везде, где разум не дает нам ответов:

Вера состоит в том, чтобы верить, когда верить не в силах разума.

– Вольтер

Причина – наша левая рука, Вера – ее правая…

Джон Донн

Вера, безусловно, говорит нам о том, чего не делают чувства, но не противоречит тому, что они видят; это выше, а не против них.

– Блез Паскаль

Религия, идеология, философия и наука – это разные, но взаимосвязанные подходы к пониманию вселенной вокруг нас. Ниже я попытаюсь объяснить разницу, а также разницу между тем, что квалифицируется как наука, и тем, что квалифицируется как лженаука.

религия

Религии – это первый подход человечества к пониманию вселенной.

Обычно они начинаются с харизматичной фигуры типа гуру, такой как Зороастр , Моисей , Гаутама Будда , Иисус Христос , Мухаммед , Джозеф Смит и Бахаулла .

Как правило, эти люди были известны своей великой мудростью и были ответственны за серьезную социальную перестройку, которая улучшила жизнь тысяч (если не миллионов) людей всего за одно поколение.

Становясь известными как «спасители» в эпоху великого отчаяния, последующие поколения стали полагаться на слова своего «спасителя», который обычно сначала проходил в устной форме, а затем в письменной форме. Поскольку это помогло им выжить и / или достичь социального статуса, слова «спаситель» определяли, как люди жили своей жизнью.

Некоторые религии допускают постоянное толкование и повторное толкование слов «спаситель». Типичным примером может служить иудаизм, когда поколения раввинов из поколения в поколение добавляли свои собственные толкования иудейского закона, чтобы уточнить или изменить его для более «современных» времен.

Таким образом, первоначальные 10 заповедей Моисея превратились в 613 мицвот , впервые упомянутых в проповеди раввина 3-го века, записанной в Талмуде Маккот 23b.

И даже тогда иудейские знания продолжали развиваться с каждым поколением раввинов, причем наиболее традиционная форма европейского иудаизма в значительной степени опиралась на лурианскую каббалу 16-го века.

Другие религии допускают мало толкований. Одним из наиболее ярких примеров являются библейские буквалисты , которые считают каждое слово Библии буквальным словом христианского Бога.

Библейский буквализм в основном популярен среди евангельских христиан , который довольно непопулярен в Европе, но очень силен в США.

Согласно отчетам Gallup, проведенным в 2011 году, в эту категорию входит около 33% населения США.

Сильно полагаясь на «откровения» одной или нескольких харизматических фигур, религии являются мета-структурами, глубоко укоренившимися в вере. Однако они могут и часто включают в себя причину для уточнения и обновления этих откровений для последующих поколений.

«Спаситель», на котором основана религия, может быть обожествлен последователями этой религии, но это не забота как таковая. Не во всех религиях фигурирует «спасительная» фигура, которой приписывают «сверхъестественные» силы.

идеология

Как и религии, идеологии обычно начинаются с харизматичной фигуры типа гуру: вспомните Карла Маркса , Адольфа Гитлера , Мао Цзэдуна или Ким Ир Сена . Как и религии, идеологии в значительной степени опираются на слова этих харизматических лидеров. И, как и религии, идеологии прочно укоренились в вере.

Так в чем же разница между религиями и идеологиями? Некоторые могут утверждать, что единственное реальное различие между ними заключается в том, что идеологии являются светскими. Идеологии не предполагают существования магии или божественного авторитета. Идеологии обычно не предполагают никакой связи со сверхъестественным.

Тем не менее, это различие довольно произвольно и есть много оттенков серого.

Например, Гитлер полагал, что он вдохновлен Богом, и то, как сегодня Ким Ир Сен почитается и мифологизируется в Северной Корее, вряд ли можно отличить от того, как Иисус или Мухаммед почитаются в своей религии. Таким образом, идеология может быть просто начальной фазой, которую проходит каждая религия, прежде чем она станет религией.

философия

Философия отличается от религии в том смысле, что она основана не столько на вере, сколько на разуме. Хотя философия не исключает и не требует веры, философия – это подход к пониманию, ориентированный на разум.

В то время как философия все еще рассматривает многих харизматических фигур из прошлого как авторитетных, эти цифры не получают того же догматического отношения к харизматическим основателям религиозных движений.

С такими людьми, как Аристотель, Кант или Штирнер, больше обращаются как к источникам вдохновения, чем к авторитетам, которые не подлежат сомнению.

Это, в свою очередь, делает философию более открытой для несогласных взглядов и данных, которые противоречат уважаемым взглядам.

Последовательная логика является основой всей философии.

Наука

Наука продвигает философский подход на шаг вперед, отвергая всякую веру как действительный подход к установлению истины. Там, где философия требует только последовательной логики, наука добавляет к этим требованиям необходимость эмпирических доказательств и интерпретации в соответствии с научным методом .

Заявление не является научным, если оно не (1) подтверждается последовательной и логической интерпретацией в соответствии с научным методом, (2) либо явно предложено, либо, по крайней мере, подтверждается эмпирическими данными, а также (3) согласуется с совокупностью доказательства установлены в соответствии с первыми двумя принципами.

Если ученый заявляет, что он согласуется с первыми двумя принципами, но не с третьим, он должен сначала указать на ошибки в совокупности доказательств, установленных в соответствии с первыми двумя принципами, и исправить эти ошибки таким образом, чтобы его новое требование больше не несовместимо с третьим принципом. Таким образом, наука самокорректируется, что позволяет постепенно улучшать научную базу данных.

псевдонаука

Важно отличать науку от лженауки, которая включает в себя любые утверждения, убеждения или практику, представленные как научные, но не придерживающиеся научного метода. Область, практика или совокупность знаний могут быть разумно названы псевдонаучными, если они представлены как соответствующие нормам научных исследований, но они явно не соответствуют этим нормам.

Иными словами, лженаука – это маскировка идеологии, религии или чепухи как науки. Лженаука может быть незначительной , но сама по себе она не нужна. Лженаука может быть полностью мейнстримом, и возможно, что утверждение будет и лженаучным, и будет поддержано большинством населения.

Чтобы утверждение было лженаучным, оно не должно быть ни непопулярным, ни ложным. Все, что требуется для того, чтобы утверждение было лженаучным, – это чтобы оно не придерживалось трех принципов (см. Выше), которых должны придерживаться научные утверждения. Как следствие, лженауку не всегда очевидно отличить от реальной науки, даже ученые.

Экспертный обзор – это популярный механизм, который ученые использовали для того, чтобы отличать реальную науку от лженауки, но это ошибочный механизм, поскольку во многих современных науках используются высокодетализированные и высокотехнологичные знания, которыми обладают лишь немногие люди в мире.

Как следствие, многим ученым на самом деле не хватает знаний, чтобы считаться сверстниками (псевдо) ученых, чьи работы они должны судить. Кроме того, целенаправленная фальсификация данных часто не очевидна для обнаружения без повторения тех же самых экспериментов.

По обеим причинам лженауке удается успешно принять реальную науку даже среди ученых.

С лженаукой, проходящей для науки, никого не должно удивлять, что границы между религией и наукой не очевидны для всех. Тем не менее, следует отметить, что любая действительная наука (= очищенная от псевдонаучных утверждений) полностью отличается от религии из-за ее полного отсутствия доверия к вере.

Наука и философия 2020

Разница между философией и наукой

Различие между философией и наукой очень тонкое, но, тем не менее, есть некоторые различия. Многие люди предполагают, что наука и философия – это противоречивые друг другу понятия, но оба субъекта имеют более позитивные отношения, а не вражду.

Наука может быть определена как исследование и понимание природных явлений. Он посвящен эмпирическим данным, что означает данные, которые можно наблюдать, проверять и повторять.

Он носит систематический характер, и существует определенный курс действия, используемый под названием научный метод.

Наука основывает свое объяснение на результатах экспериментов, объективных данных и наблюдаемых фактах.

«Наука» происходит от латинского слова «наука», что означает «знание». Существует много отраслей или областей науки. Эти ветви можно классифицировать по различным рубрикам: чистым и прикладным наукам, физическим и биологическим наукам, наукам о Земле и космосе. Также в эти классификации включена точная наука и описательная наука.

Наука началась как часть философии. Затем это называлось естественной философией, но наука отклонилась от философии в 17 веке и стала отдельным исследованием или областью. Наука включает объективные типы вопросов. Как исследование, он пытается найти ответы и доказать, что они являются объективным фактом или правдой.

В своем методе эксперимент создает определенные гипотезы, которые могут быть доказаны или подтверждены как факт. Точно так же гипотезы могут быть ошибочными или фальсифицированными. Наблюдая и проводя эксперимент, наука производит знания посредством наблюдения. цель науки – извлечь объективную истину из существующих или естественных идей.

Научная «предшественница», философия, является более сложной концепцией для определения. Он широко определяется как деятельность, которая использует разум для изучения проблем во многих областях. Его применение во многих разных областях делает невозможным конкретное и конкретное определение.

Философия пытается изучить и понять фундаментальную природу двух вещей: существования человека и отношений между человеком и бытием. Он также имеет множество отраслей: метафизика, логика, политика, эпистемология, этика, эстетика и конкретная философия в таких областях, как философия языка, история, ум и религия.

«Философия» происходит от греческого слова «философия», которое переводится как «любовь к мудрости».

Философия основана на разуме; его методы используют логическую аргументацию. Философия использует аргументы принципов в качестве основы для объяснения. Философия развлекает как субъективные, так и объективные типы вопросов.

Это означает, что помимо поиска ответов, он также решает порождать вопросы. Он поднимает вопросы и процессы, прежде чем выяснять ответы. Философия в основном связана с мышлением и созданием знаний.

Резюме:

1. Философия и наука – это два исследования и домены. Философия стала первой и стала основой для науки, ранее известной как естественная философия. Оба исследования имеют много филиалов или областей обучения и используют рассуждения, опросы и анализ. Основное различие заключается в том, как они работают и лечат знания. 2.

Научность связана с явлениями природы, в то время как философия пытается понять природу человека, существование и отношения, существующие между этими двумя понятиями. 3. «Наука» происходит от латинского слова (наука), а «философия» – от греческой «философии». 4.

Другим общим элементом между двумя исследованиями является то, что они оба пытаются объяснить ситуации и найти ответы. Философия делает это, используя логическую аргументацию, в то время как наука использует эмпирические данные.

Объяснения философии основаны на аргументах принципов, а наука пытается объяснить на основе результатов эксперимента, наблюдаемых фактов, и объективные доказательства. 5.Указание используется для случаев, требующих эмпирической проверки, в то время как философия используется для ситуаций, когда измерения и наблюдения не могут быть применены.

Наука также принимает ответы и доказывает их объективно правильно или неправильно. 6. Сюжетные и объективные вопросы связаны с философией, в то время как в науке могут быть связаны лишь некоторые объективные вопросы. Помимо поиска ответов, философия также включает в себя создание вопросов. Между тем, наука касается только последних. 7.

Философия создает знания через мышление; наука делает то же самое, наблюдая. 8. Наука также является определенным исследованием, в отличие от философии, которое может быть применено ко многим обширным областям дисциплины.

Философия и наука: сходства и различия. Что общего между философией и наукой?

Разница между философией и наукой

Как связаны философия и наука? Сходства и различия этих двух дисциплин продолжают обсуждаться учеными и исследователями. По большей части они заключаются в отношении к знаниям ученых и мыслителей.

Происхождение

Известно, что еще до нашей эры в античной Греции появились философия и наука. Сходства и различия следует искать именно в той давней эпохе.

Первоначально философия возникла как универсальная наука, которая изучала все сущее. В процветающих полисах начали появляться академии. Они становились площадкой для обсуждения самых разных суждений учеными людьми.

Их звали философами – в переводе с греческого языка «любителями мудрости».

Со временем количество знаний увеличивалось. Постепенно от философии откололись первые самостоятельные науки, например, физика. Ученые, которые углублялись в свой любимый предмет, создавали специальные школы.

Наука возникла в тот момент, когда философы пришли к выводу, что настоящее знание – это знание о чем-то устойчивом и неизменном.

Ему противопоставлялись частные мнения – наблюдения и случайные рассуждения людей, которые не могли быть доказаны.

Взаимосвязь

Конкретные науки изучают отдельные аспекты бытия. Философия же объединяет всех, и поэтому она важнее разрозненных дисциплин. Так рассуждали древние греки. Например, так ораторы того времени сравнивали физику и философию: первая изучает природу и ее законы, философия же охватывает не только природу, но и человека. Она выходит за пределы узкого познания.

Споры о том, каковы сходства философии и науки, продолжались на протяжении многих столетий. Возникшая относительно недавно школа позитивизма и марксистское учение также пытались ответить на этот вопрос. Сторонники этих теорий считают, что право на существование имеет только та философия, которая основана на научных достижениях. Может ли быть такое на практике?

Универсальный метод, который бы определял сходства философии и науки, так и не был сформулирован. Множество исследований на эту тему проводил Гуссерль. Он стал автором теории «философии в качестве строгой науки».

Но ни он сам, ни его сторонники так и не смогли достичь удовлетворительных результатов в этом направлении. Философия и наука, сходства и различия которых особенно пристально изучались в XX веке, породили экзистенциалистское учение.

Его постулаты прямо подчеркивают, что эти две дисциплины мало связаны друг с другом.

Границы познания

Что общего между философией и наукой? Определенно, они являются способами познания сущего. Однако их методы и цели заметно различаются. Наука ограничена, она изучает только те вещи, которые находятся в пределах ее узкого предмета. У философии же нет границ, она охватывает все сущее вокруг. Такое познание расплывчато, оно не основано на четких фактах.

Сходства и различия между философией и наукой также можно проследить на отношении к эмпирике. Например, для физики и биологии усвоенный опыт и эксперименты крайне важны, так как без них нельзя доказать ни одной теории. В философии к этим вещам относятся более легкомысленно.

Дифференциация

Научные дисциплины сильно отличаются друг друга. Это объясняется тем, что мир очень сложен – в нем много срезов. Для каждого из них появляется своя наука.

Например, физика и математика тесно связаны, но в то же время они имеют мало общего с гуманитарными предметами.

Философия и наука, сходства и различия которых можно наглядно изучить на примере дифференциации, не похожи тем, что первая монументальна, а вторая разнообразна и раздроблена.

Ученые, как правило, заняты своей узкой сферой. Они мало интересуются тем, как их работа отразится на всеобщем научном знании. Философы же всегда старались в своих теориях охватить весь мир со всеми его законами и противоречиями. Такими были: Аристотель, Гегель, Кант и многие другие знаменитые мыслители человечества.

Отношение к небытию

Важные различия философии и науки заключаются в их отношению к предмету изучения. Мыслители пытаются объяснить не только настоящий мир, но и условное «ничто» – нечто, что находится за пределами человеческого сознания. Наука же изучает только то, что действительно существует.

Небытие является важной сферой для всех философских школ, начиная с античного мира. В Китае и Индии (одних из самых древних цивилизаций мира) «ничто» было фундаментальной основой любого учения. Схожее отношение существовало и в западноевропейской философии.

Для мыслителей «ничто» так важно, потому что это одна из материй, с помощью которой можно найти основание всего существующего. Философы на протяжении веков разными способами пытались найти некий абсолют – всеобъемлющее знание. Ученые не занимаются подобными проектами. Они исследуют конкретные факты и материи.

Интересно, что сходство и различие философии, науки и религии также можно провести по отношению к абсолюту.

Объективизм и субъективизм

Что еще имеют схожего философия и наука? Общее в них то, что обе они представляют собой интеллектуальную мыслительную деятельность. Их результат выражается в определенных системах. Итог такой деятельности всегда различен.

Наука стремится быть объективной. Она опирается только на сухие факты. Результаты долгих исследований и экспериментов ложатся в основу научных теорий. Их главное достоинство в том, что они состоят только из безличного знания.

Философия тоже пытается быть объективной, но так как в центре ее изучения всегда стоит человек, философы не могут исключить из результатов своей работы мнение и отношение человека к изучаемому предмету. Мировоззренческая позиция любого мыслителя опирается на доводы, которые сильно отличаются от научных. Поэтому любая философия априори субъективна.

С этим связано и то, что внутри нее возникает множество разных школ и учений, часто противоречащих друг другу. В науке такого не может быть. Если ученый с помощью фактов доказал некую теорию, то его преемникам придется считаться с ней в своих работах. Философы же могут отвергать и опровергать друг друга.

Например, некоторые течения XX века отрицали опыт европейских школ XIX столетия и т. д.

Роль философии в науке

Философия и наука не просто имеют сходства и различия. Они являются составной частью друг друга. Первые научные теории были построены на философских принципах. Даже современные ученые пользуются теми методами познания, которые были впервые опробованы еще мудрецами античной Греции. И в этом нет никакого противоречия.

Философия – это методика познания, логика, мировоззренческие схемы. Все это лежит в основе глобального и всеобщего научного познания.

Ни один ученый не может без перечисленных выше приемов понять и осознать процессы окружающего мира. Таким образом, некоторые философские приемы являются верными инструментами любого научного исследователя.

Способность мыслить теоретически, складывать отдельные элементы систем в одну картинку – все это важные для ученых вещи.

Различие между наукой и философией. Определение мировоззрения

Разница между философией и наукой
                     

                       Контрольная   работа 

     В.1.Различие между наукой и философией.           

     Определение мировоззрения.

                                                      СОДЕРЖАНИЕ.   

             1.   Введение  

             2.   Философия в познании науки.

             3.   Философия и наука. Функции философии

             4.    Мировоззрение.

              5.    Список  литературы.

                    

Введение. В этой  контрольной работе мы раскроем  тему различие философии и науки. Дадим определение мировоззрения, а также попробуем                       

раскрыть  всю  сущность этого  вопроса.

      Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения.

Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии.

Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.

      Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы.

Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и мальте, явные и скрытые процессы общественных изменений.

Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи, и о в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.           

2.Философия в познании науки.

      Философия — это мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. Вопрос о бытии – главный вопрос философии, но решать его можно, только поняв смысл человека. Человек конструирует мир, или бытие, поэтому выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия вообще.

      Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного.

Однако философский дух, философское сознание — это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозрительная. Научно-теоретическое знание составляет лишь одну (и при этом даже не основную, не главную) сторону идейно го содержания философии.

Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, т. е. мировоззренческий, тип философского сознания в целом.

Было время (античность, средневековье), когда никакой науки нигде еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Более того, сама наука (уже в Новое время) своим происхождением во многом обязана философии.

Из этого следует, что и в современном философском сознании «первую скрипку» играет не рассудок, а нравственная, гражданская интуиция, внутреннее чувство высшей правоты и справедливости.

      Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание — это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (т. е. обязывает к определенному образу жизни и действия).

Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни — учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

      Английский философ Б. Рассел определил место философии в духовной жизни человека как «ничейную землю» между наукой и религией — двумя основными формами освоения им мира.

Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно.

Иначе говоря, вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда именно потому, что с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоким уровнем общественных отношений, в общественном мире человека складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. И чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная и безостановочная работа философской мысли, которая находится в несколько иной плоскости, нежели мысль ученого.

      Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру — вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

      Сокровенная цель философии (как и религии) – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия — это массовое сознание, то философия — сознание элитарное, требующее не только таланта, ноипрофессиональной выучки.

      Органическое соединение в философии двух начал -научно-теоретического и практически-духовного — определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории — в реальном процессе наследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. 

      Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли. Призыв В. Маяковского — «Больше поэтов хороших и разных» — можно распространить и на философов.

Так же, как поэзия и искусство, философия не терпит стандарта и унылого однообразия. Подлинный философ, как и подлинный поэт, музыкант, художник,— уникален. Творимый им мир никто иной сотворить не может.

  В философии теория и история связаны между собой значительно глубже и более сущностным, необходимым образом, чем в любой другой области человеческого творчества.

      Философия  возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то и другое совершается как акт рефлексии, т. е. осознанно.

А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом.

Вот почему история философии — не «часть» ее, а основа, ее суть,          

3.Проблемы научности философского мировоззрения. Философия и наука. Функции философии

      Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов.

Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

      Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель.

В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение.

Он назвал эту область знания 'госпожой наук', считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости.

Такая ситуация сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами 'королева наук' и 'наука наук'.

      В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки – само слово 'философия' означает 'наука'. Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания.

Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни.

Идеи а[НЕРАЗБОРЧИВО]стики, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт – можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию.

      В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии.

В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее 'королеву наук' в 'служанки'.

В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными.

Провозглашается, что зрелая наука – сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий.

      Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

      Посмотрим как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки.

Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

      На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания.

Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские 'эскизы' тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку.

При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т. о.

философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием 'белых пятен' познавательной картины мира. Конечно, в конкретном – научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.

      Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д.

Однако сами она таких представлений не вырабатывают – в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий(категории, принципы, различные методы познания) , но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств.

Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

      Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.

Философия – отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

 

Что общего между философией и наукой?

Разница между философией и наукой

Как связаны философия и наука? Сходства и различия этих двух дисциплин продолжают обсуждаться учеными и исследователями. По большей части они заключаются в отношении к знаниям ученых и мыслителей.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.