Разница между фантазией и воображением

Что такое воображение — виды развития, и психологическое определение

Разница между фантазией и воображением

Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

Оно помогает применять знания в решении проблем, так как благодаря развитому воображению мы учимся воспринимать ситуацию четче и быстрее придумывать решения. Основная тренировка для воображения — чтение захватывающих рассказов или просмотр фантастических фильмов.

Общепринятое понятие

Воображение — это познавательный процесс, используемый в психическом функционировании, а иногда и в сочетании с психологическими образами. Оно включает в себя размышления о возможностях в будущем.

Воображение помогает каждому человеку передать свое представление об окружающем мире. Это человеческая способность, которая позволяет передавать информацию в виде образов

Родственный термин «ментальные образы», может использоваться в психологии для обозначения процесса возрождения в памяти. Воспоминаний объектов, ранее представленных в чувственном восприятии.

Поскольку использование этого термина вступает в противоречие с употреблением обычного языка, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «образ», или называть его «репродуктивным», а не «продуктивным» или «конструктивным» воображением.

Какие бывают виды воображения

Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Оно расширяет наш опыт и мысли, позволяя создать собственное мировоззрение, которое снижает наше чувство неуверенности.

Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые помогают нам выбраться из трудных жизненных ситуаций. В разные моменты жизни наш мозг задействует разные типы воображения.

Воображаемый мир, который представляет человек,является частью нашего представления реальных событий и материальных предметов. Есть несколько видов воображения

1. Пассивное

Пассивное воображение представляет собой создание неких образов, воспринимающихся изначально человеком как нереальные.

Также оно создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов.

Чаще всего оно основано на страхах или желаниях, которые мыслятся в процессе фантазии осуществимыми;

2.Активное

Так мы фантазируем в том случае, если сами того захотели. Такое воображение можно наблюдать в работе у дизайнеров или писателей. Мы целенаправленно создаем образы в голове.

Чаще всего такая форма проявляется в творческих деятельностях не только у профессионалов, но и, например, в детских ролевых играх;

3.Творческое

Воображение творческое является одним из разновидностей активного. Его отличие в том, что оно, как правило, имеет практическую пользу и ценность для других людей или общества в целом.

Воображение помогает человеку проявлять свои мысли, желания и мечты. Для творческих людей воображение играет огромную роль на их жизненном пути

К примеру, просмотрев график с новейшим оборудованием мы уже будем представлять, чем оно является и какие функции выполняет. Придумать же что-то свое, используя лишь творческое воображение достаточно сложно;

4.Произвольное

Произвольное воображение также является разновидностью активного. Данный вид отличается от предыдущих тем, что в момент действия человек осознает цели и мотивы создания образа.

Примером данного вида воображения может послужить ситуация, когда человек думает о том, что скорее всего не осуществится или вероятность этого ничтожно мала;

5.Воссоздающее

Воображение воссоздающее — создание образов объектов человеком, которые ранее не воспринимались им в полном виде.

Образы создаются по описанию словами, картинкам, чертежам, картам какой-либо местности. Наше воображение воссоздает в голове произошедшее и восполняет промежутки благодаря данной форме воображения.

Итак, мы рассмотрели самые известные типы фантазий, которые полностью раскрывают всю суть воображаемых последствий и принципов их действия.

Воображение в психологии

Психологи считают, что воображение, вполне возможно, присущая лишь человеку способность.  По сути, оно позволяет нам исследовать вещи, которых нет в нашей нынешней среде или, возможно, даже не существует.

Воображение может сильно изменить сознание человека. Стоит контролировать свои фантазии, так как можно потерять грань между реальным и не реальным миром

Например, можно представить чашку кофе, увиденную накануне, или представить себе космический корабль пришельцев, прибывающий на орбиту Земли.

Ключевым моментом является то, что воображается, создается изнутри, а не воспринимается на основе ввода извне. Это отличная возможность для создания новых технологий. Ведь все, что уже придумано сейчас на нашей планете тоже, возможно, появилось из воображения людей. Данный феномен особенно развивается в детстве.

Маленькие дети часто изобретают разные безделушки, которые раньше никогда не видели и об их назначении не догадывались. Эти творческие способности будут определять всю их жизнь. Ведь чем лучше развито воображение, тем больше дорог в жизнь человек может для себя открыть.

Функции воображения

Фантазия и воображение играют важную роль в контроле психики. Они помогают:

  1. Устранить проблему эмоциональной перегрузки, связанную с тем, что мы ждем какую-либо ситуацию. Ведь признаки данной проблемы частично устраняются при воображении этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены и уже нет сильного волнения;
  2. Еще одна его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, запоминания, понимания, говорения. Сформированные образы (основанные на ассоциациях), связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют;
  3. Воспроизведение в голове уже произошедшей ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым. Вы ведете беседу размеренно, без напряжения;
  4. Другая функция воображения позволяет человеку запланировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом;
  5. Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически и позволяет заранее продумать план действий на случай неудачи.

Благодаря воображению мы проживаем нашу жизнь намного легче, ведь благодаря ему нам легче контролировать свои эмоции и подавлять навязчивые желания.

Формы воображения

У воображения есть несколько разных форм. Давайте кратко рассмотрим 3 самых распространенных форм, к примеру:

  1. Мыслительный эксперимент. Познавательный процесс, с помощью которого ученые добивались отражения действий, опережающих реальность;
  2. Фантазии. Форма воображения, полностью не совпадающая с реальностью. Как правило, фантазии мы не можем обратить в жизнь. Так происходит, потому что большинства предметов из фантазий не существует в реальности;
  3. Сновидение. Пассивная преднамеренная форма воображения. Во сне мы видим наше эмоциональное отношение к пережитому.

Это самые основные формы воображения. Их вполне достаточно, для понимания того, что такое воображение.

Что дает воображение человеку?

Воображая, человек может развивать фантазию и даже создать новые предметы. Деятельность многих художников и писателей полностью построена на воображении.

Для придумывания цельной картины рисунка или истории персонажа необходимо иметь богатую фантазию. Но развитое воображение может быть не только у творческих деятелей.

Примеры из жизни

Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.

После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.

После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.

Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.

Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы

Приемы создания образов

Чтобы создать образы, мы используем разные приемы. К примеру, чтобы разнообразить художественный текст, писатели часто используют гиперболизацию. Она выражается в увеличении размеров объекта или количества его элементов.

Такой прием используют при создании многоголовых драконов или великанов. Второй из самых популярных методов создания образов — придача. Он заключается в том, что герою сказки или любого другого произведения присваиваются признаки, не свойственные ему. Например, ковер-самолет.

Для чего нужно образное мышление человеку?

Образное мышление нужно человеку по многим причинам. Благодаря нему мы можем научиться находить выход из сложных жизненных ситуаций, решать трудные проблемы. Образное мышление помогает нам обрести спокойствие, обеспечивает психологическую защиту от нервирующих ситуаций.

Мы можем мысленно перенестись в другое место и ненадолго перевести дух. Некоторые ученые считают, что мысли о том, что может произойти, особенно в ярких красках, также повышают шансы на воплощение мечт в реальность.

Мечта, как особая форма воображения

Особой формой воображения является мечта. Когда мы мечтаем, мы создаем новые образы. Но отличие ее от воображения существенное.

Мечта — нечто, что мы хотели бы заполучить. Мечта и полет фантазии являются могучим толчком к деятельности.

Как правило, она реальна. Во время мечтания мы начинаем выстраивать план действий, чтобы ее достигнуть.

Она является некой целью, пока что недостижимой, но при должных стараниях, вполне возможно, вы сможете ее исполнить и достичь искомого результата.

Как развить воображение

Существует много способов развития воображения. Они созданы как для самых маленьких, так и для уже совсем взрослых людей.

Для начала рассмотрим функции полушарий мозга.

Левое отвечает за логическое мышление, образование и анализ. Оно помогает понимать нам буквальный смысл слов и вникать в суть.

Правое отвечает за интуицию и образное мышление. И в отличие от левого, может одновременно рассматривать проблему в разных контекстах. Помогает увидеть и понять проблему в целом.

Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Льет как из ведра», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Развитие воображения у школьников

Чтобы развить воображение у детей школьного возраста, можно посмотреть незнакомую ТВ программу. Посмотреть начало со звуком, а далее выключить звук и пытаться вникнуть в смысл.

Детские образы очень сильно отличаются от представлений взрослого человека. Фантазии ребенка насыщены особой эмоциональностью, поэтому способны влиять на психику ребенка.

Стоит понимать это, чтобы предотвратить развитие психологических расстройств, на фоне излишней фантазии

Сначала будет трудно, но потом вы втянетесь и поймете, что это может доставлять удовольствие.

Вы начнете угадывать сюжет фильма без звука и хорошо разовьет вашу фантазию.

Развитие воображение у детей дошкольного возраста

Если вы родитель ребенка дошкольного возраста, то вам, вероятнее всего, интересно прочитать о том, как развить его воображение. Предложите ребенку поиграть в игру: положите перед ним несколько предметов, попросите запомнить их и закрыть глаза.

Далее уберите один предмет. После того как ребенок откроет глаза, спросите: «а что пропало?» и попросите описать этот предмет. Это не только разовьет фантазию, но и улучшит память.

Воображение у взрослых

Развить воображение у взрослого человека достаточно трудно. Большая часть навыков такого типа закладывается в детстве. Но если вы все-таки очень хорошо попытаетесь, у вас будет шанс улучшить воображение.

Вообразите то, чего никогда не существовало на земле. Например, птицу, размером с самолет, портал во времени или магическая броня. Подумайте о том, из какого материала была бы сделана эта вещь, какие бы звуки издавала, ее цвет, запах.

В основном способы развития воображения универсальны для всех возрастов.

Подведение итогов

Воображение — присущая только человеку возможность создания новых образов. Оно бывает разных форм и видов, которые помогают нам мыслить расширенно и глубоко. Оно помогает человеку быстро принимать решения в трудные моменты жизни. Мечты помогают нам достигать целей. И самое главное, благодаря развитому воображению, наша жизнь становится ярче и интереснее.

Разница между фантазией и желанием

Разница между фантазией и воображением
Расскажите об этой статье в социальных сетях

Миллионы мыслей проходят через наш ум каждый день, но мы выбираем только те, которые считаем наиболее важными.

Мы выбираем мысли, которые лучше всего представляют нас в данный момент. Мы выбираем мысли, которые наиболее полезны для быстрого решения определенной проблемы, и те, которые согласуются с нашим видением мира, других людей и будущего.

Именно эта человеческая способность позволяет нам изменить мир вокруг нас и изменить то, как мы его интерпретируем. Однако это идет рука об руку с самой человеческой слабостью поддаваться негативным мыслям, которые вредят нам и парализуют нас. 

Наш ум способен представить лучшее, но и воссоздать наши худшие кошмары. Например, патологическая тревога основана на нашей интерпретации ситуаций, которые мы считаем угрожающими и которые часто существуют только в нашем воображении.

Другими словами, на нас оказывают влияние наши предсказания и ожидания относительно того, что может произойти. Эти мысли могут парализовать нас, когда мы сталкиваемся с угрожающими ситуациями, которые еще даже не существуют. Наши мысли, которые сформировались из прошлого опыта и физических реакций страха.

Фантазия: лучший друг души и злейший враг

Фантазия позволяет нам создавать параллельные миры, невозможных существ и великолепные истории, подобные тем, которые мы видим в фильмах. Эта способность фантазировать извлекает выгоду не только из художественного творчества, но и из-за того, что наука выходит за рамки того, что мы видим и что мы знаем.

Однако очень важно знать, где проходит грань между фантазией и реальностью. Именно в этом различии скрыта великая тайна того, чего мы действительно хотим, и того, что мы просто воображаем.

Ключом к этому является знание того, что мы способны представить себе лучшее, но и худшее. Мы также должны осознавать, что не все, о чем мы фантазируем — это то, чего мы действительно желаем. 

Например, мы могли бы водить машину, представляя, что мы быстро поворачиваем колесо, и из-за этого акта мы запускаем серию событий, которые закончатся катастрофой.

Мы можем представить себе момент, слова, сказанные семьей в больнице, боль, которую мы причиняем. Мы можем представить себе разбитую машину и даже довести ее до наших собственных похорон. Мы можем представить себе и представить все эти вещи в своем уме, но это не значит, что мы хотим, чтобы это произошло.

Мы можем идти по улице, увидеть человека и представить историю жизни этого человека. Мы можем фантазировать о том, на что может быть похожа их жизнь, их прошлое, их работа, их хобби, их слабости и каково это было бы встретить этого человека. Но это не значит, что мы обязательно хотим встретиться с ними.

Когда фантазия становится желанием

Желание — это нечто большее, чем просто фантазия. Фантазия остается в нашем уме. Это плавает в нашем воображении и увеличивает наше творческое мышление. У желания есть компонент действия, намерение движения, в то время как фантазия только гипотетическая.

Когда мы движимы желанием, мы движимы чем-то глубоко внутри нас. Наши желания соответствуют нашей морали и нашему пониманию мира.

Желание может начаться как фантазия. Мы фантазируем о чем-то и спрашиваем себя, хотим ли мы осуществить это и сделать это реальностью. Если ответом является однозначное «да», то с этого момента мы можем принять решение о совершении действия или жеста, который ведет нас по пути к цели этого желания.

Чтобы ясно понять разницу между фантазией и желанием, мы можем рассмотреть пример неверности. У нас могут быть фантазии о том, чтобы быть с другими людьми, которые не являются нашим главным другом, но в реальной жизни мы на самом деле не хотим этого делать.

На самом деле, фантазия служит лишь способом развить наше воображение. Мы можем просто получать удовольствие от этих изображений или превращать их в художественное выражение. Это не значит, что мы неверны. Это всего лишь фантазия, и мы не должны расстраиваться из-за этого.

Если эта фантазия становится настоящим желанием, это может означать, что она выходит за рамки просто игры в уме. Это может двигать что-то внутри нас и побуждать нас к действию посредством действий и слов.

Это не означает, что это неизбежно станет реальностью, но это может означать, что мы действительно искренне желаем чего-то, когда это становится чем-то большим, чем просто мысль. Фантазия — это не желание. У нас могут быть фантазии, и мы не всегда хотим воплотить их в реальность.

Факты или фантазия? С чем работать тарологу?

Разница между фантазией и воображением

Когда я только начинал работать с Таро, то я, в первую очередь, хотел определенности в чтении карт. Меня сильно раздражало, что каждая карта имела множество значений, которые плохо стыковались между собой. Мне было непонятно, как их соединять в единое целое, что действительно является ответом на вопрос, а что я придумал. Точнее, нафантазировал.

Однако когда я учился магии, мой учитель уделял огромное внимание умению отделять фантазии и реальность. К моему большому сожалению, я не помню, какие упражнения мы делали. Это было сорок лет назад. Но в какой-то момент я почувствовал, что я могу разделить, где работает моя фантазия, а где я имею дело с реальностью, пусть и представленной странным магическим образом.

Фактически, при чтении карт сознание таролога перемещается между тремя вершинами своеобразного треугольника: факты, фантазии и воображение. Самое сложное — остаться в рамках фактов. Самое простое и, кстати, самое бесполезное и опасное — дать волю фантазии.

Проблема недостатка фактов

Во время гадания таролог имеет дело с очень малым количеством фактов. И клиент сообщает нам далеко не все факты, имеющие отношение к его истории. И сами факты в процессе гадания бывает опознать невероятно сложно.

Еще одна проблема — это масштаб факта. Выпадает, например, человеку Башня на какое-то событие. Понятно, что его ждёт некое потрясение. Потрясение вполне можно принять за факт. Однако когда вот такое абстрактное масштабное событие мы пытаемся наполнить конкретикой, выясняется, что сделать это очень тяжело.

Что конкретно произойдет с этим человеком?

Человек съел на вокзале гамбургер и всю поездку просидел в туалете. Или упал с полки. Или опоздал, и поезд уехал без него. Или поезд уехал с ним, но лучше бы не уезжал. Партизаны, которым никто не сказал, что война уже окончена, немножечко подорвали железную дорогу.

С одной стороны, таролог испытывает сильнейшее давление клиента, ожидающего совершенно конкретных указаний: «так что же произойдёт?» С другой стороны, таролог может начать игнорировать факты в силу их слабой проявленности в реальности. И тут на помощь тарологу приходит фантазия.

Что происходит, когда фантазия разбушевалась

В нашей Школе Таро уже некоторое время существует добрая традиция проводить «Воскресную Школу Таро». Я выкладываю задания, наши читатели пишут свои варианты ответов. А я потом публикую правильную версию.

Правильная она потому, что она подтверждена обратной связью от клиентов. Я помню, как меня поразили варианты чтения одного расклада. Вопрос был очень простым и предполагал ответ «да» или «нет».

Но в ответах была описана биография клиента на двадцать лет вперед с мельчайшими подробностями. Это фантазия. Это фантазия и ничто больше.

Мое заявление о том, что это фантазия, избыточно категорично. Может быть, человек действительно обладает мощнейшим ясновидением и способен проницать взором толщу времени на десятки лет вперёд… Но мне всё же кажется, что это просто фантазия.

Что такое факт по отношению к карте Таро?

В первую очередь, это её значение. Скучное, банальное конкретное значение. Я обнаружил определенную зависимость. И кстати, не только в Таро.

Люди, которые в своих трактовках делают упор на фантазии, на иррациональное восприятие карты, знания, приходящие свыше, как правило, путаются в базовых значениях.

То же самое касается приёмов карате, кулинарных рецептов и прочих отраслей человеческой деятельности.

Но так или иначе, факты, связанные с картами, можно изучить. Мы уже говорили об этом. Такой подход к изучению карты я назвал Путь Отшельника.

В чём разница между фантазией и воображением?

Но как быть с фантазией и воображением? Для начала нужно определить, в чём между ними разница. Фантазия — это способность создавать несуществующие миры. Воображение — это способность комбинировать факты таким образом, чтобы создавать миры, которые могут существовать.

Но таролог имеет дело с мирами, которые ещё не стали реальностью. Увидев их в своём воображении, описав их клиенту, таролог не должен настаивать на том, что один из этих миров — единственно возможный. Это было бы справедливо, если бы таролог говорил о фактах.

Сила таролога в комбинации фактов и фантазии

Сеанс гадания на Таро

Реальность многомерна. И в некотором смысле ответ таролога тоже многомерен. Его ответ состоит из фактов, которые невозможно истолковать иначе. Как наш пример с Башней и неким потрясением.

Из воображения, которое позволяет тарологу скомбинировать известные факты с возможными, но пока ещё неизвестными событиями. Описать вероятности и сравнить их между собой, выделив наиболее и наименее вероятные линии развития событий.

И во время гадания, на мой взгляд, таролог должен исключить свои фантазии. И не позволить фантазиям клиента влиять на результат гадания.

Но фантазии также важны для таролога, как умение работать с фактами и воображать. Упражнения для развития фантазии напрямую влияют на развитие воображения.

Если бы гадание сводилось только к перечислению фактов, то тогда тарологов вполне можно было бы заменить гадательной машиной. Фантазия развивает умение видеть невидимое.

Фантазирование миров избавляет таролога от однобокого взгляда на мир, от черно-белого понимания мира. Учит воспринимать то многообразие миров, которое придумали и в которых живут наши клиенты.

P.S. Если Вы хотите научиться комбинировать оба подхода к картам, чтобы использовать карты Таро на полную мощность — приходите на курс «Таро Практика: Факт и Фантазия», который пройдёт 26 марта в 12:00 по московскому времени.

Развиваем фантазию и воображение у детей

Разница между фантазией и воображением

29.08.2017

6

97286

Родителям частенько говорят, что нужно развивать воображение детей, поощрять полет их фантазии.

Что же это означает? Придумывать истории, беседовать с воображаемым другом, cочинять сказки, разговаривать о несуществующих героях, одобрять их небылицы? Довольно часто такие советы воспринимают именно в таком ключе, однако не стоит мыслить настолько однозначно.

Фантазия и образное мышление на самом деле необходимы ребенку. Но только в том случае, если родители понимают, о чём идет речь. Что же это? Попробуем разобраться.

Чем отличается фантазия от воображения?

Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.

Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.

А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат.

Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку.

Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.

Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.

ФантазияВоображение
Ситуация, далекая от реальностиСитуация, основанная на реальности, которая может развиваться
Так и остается вымысломМожет воплотиться в жизнь

Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.

Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?

  • он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
  • он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
  • он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.

Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.

Различают несколько видов воображения

  1. Воссоздающее. Например, ребенок прочитал книжку, услышал сказку, запомнил урок, и по данной информации изображает то, что узнал из внешнего мира.
  2. Творческое, или креативное. Ребенок рисует, пишет или создает своими руками то, что придумал сам.

    Его мысли и идеи становятся реальностью на листах бумаги, в глине или в красках.

  3. Неуправляемое. Детство часто связано у нас с необъяснимыми вещами, творящимися у нас в голове. Поэтому иногда малыш создает разнообразные нелепицы.

    В отличие от творческого вида воображения, у этих небылиц нет логической завязки и завершения.

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения.

В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй. Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение.

То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира. Как это сделать?

Советы для родителей, как развить воображение:

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Малышам необходимо знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью. Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира.

Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ.

В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.

Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает ребенок, тем бОльшую пищу получает его воображение.

Способы развития фантазии и воображения

Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть сын или дочь представят, что они доктор, а мама или папа – пациент. Можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и макеты замков и поездов.

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Как развить фантазию и воображение у ребенка

Разница между фантазией и воображением

29.08.2017

9

15165

В план воспитания ребенка входит и развитие его воображения, способности фантазировать.

 Но как это сделать правильно?  У каждого взрослого свои приемы: кто придумывает сказки и истории, кто-то – несуществующих героев, кто-то просто потакает россказням малыша.

 На самом деле важно понять разницу между фантазиями и воображением и своевременно развивать эти возможности у ребенка. Развитие воображения и творчества детей – один из важных аспектов формирования интеллектуальной личности.

В чём сходство и различие между фантазией и воображением?

Ошибочно мнение, что фантазия и воображение детей – это одно и то же. Данные термины  воспринимаются как идентичные, но суть их принципиально разная:

  • Фантазия. Полностью выдуманная, представленная ситуация, которая не имеет с реальностью ничего общего. Яркий пример фантазий – феи, гномы, единороги.
  • Воображение. Приложение реального сценария, его развитие и логическое завершение. Это настоящие образы, которыми ребенок управляет. Малыш может представить, как блестяще он выступит на соревнованиях или ответит на уроке, как это порадует родителей и как в будущем он станет знаменитым спортсменом или ученым.

Воображение – придуманный сценарий, который вполне может быть воплощен в реальность. Фантазия – представление о том, чего не было и быть не может.

Сравнительная таблица воображения и фантазии

Воображение

Фантазия

Ситуация, основанная на реальных событиях, или личность, которыми может управлять ребенок

Ситуация или личность, которые далеки от реальности

В будущем вполне может стать реальностью

В будущем останется выдумкой

Воображение играет важную роль в жизни ребенка с практической точки зрения. Ребенок, который умеет представлять, а не фантазировать, креативно мыслит, с легкостью моделирует ситуации, творчески развит.  Выделяют три вида воображения:

  1. Воспроизводящее. Это способность ребенка представлять то, о чем он услышал, прочитал, что увидел.
  2. Неуправляемое. Отсутствие соблюдения логики и последовательности событий при моделировании ситуации.
  3. Творческое. Самостоятельное создание образов, историй, сценариев.

С точки зрения специалистов наиболее важное творческое воображение. Оно, тесно переплетаясь с фантазией, обеспечивает ребенку следующие возможности:

  • решение нестандартных задач, выход из непредвиденных жизненных ситуаций;
  • быстрая адаптация к жизни, понимание своей значимости и места в социуме;
  • принятие решения с пониманием последствий.

Фантазии, которые называются безосновательными выдумками, для детей являются источником вдохновения и радости. Важно не ограничивать ребенка в его фантазиях, но следить, чтобы вымышленный мир не стал для него главнее реального.

Воображение у детей возрастной категории от 7 до 12 лет

Ваш ребенок чрезмерно фантазирует? К семи годам это должно пройти без каких-либо вмешательств со стороны взрослых. В таком возрасте детей больше интересует окружающий мир, чем собственные фантазии. И это свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

В этом возрасте дети получают информацию из книг, фильмов, рассказов учителей или воспитателей.

 Опираясь на полученный материал, они придумывают продолжение историй с логическим концом, управляют персонажами, наделяя их своими чертами характера, нередко представляют себя в роли героев любимых рассказов.

 Это нормальная ситуация, которая требует вмешательства взрослых. Со стороны родителей важное побуждение к развитию творческого воображения, когда малыш не просто корректирует истории, но и выдумывает их сам.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Мамы и папы должны знать, как развить фантазию и воображение у ребенка. Для этого существуют три правила.

  1. Воображение зависит от опыта человека. Чем больше сделал, прочитал и пережил ребенок, тем богаче будет его фантазия. Поэтом необходимо расширять эрудицию.
  2. Человек может фантазировать на чужом опыте. Например, он не видел извержение вулкана, но читал или слышал о нем. Значит, он может себе его представить.
  3. Воображаемые образы зависят от того, в каком настроении сейчас находится сын или дочь. Например, ребенок может представить в лесу леших и бояться туда войти.

Советы для родителей по развитию творческого мышления

Развитие фантазии и воображения у детей играет большую роль в умственных способностях.

  • Покупая развивающие игры, конструкторы, не используйте инструкцию.
  • Обсудите предмет в виде диалога: пусть малыш назовет все возможные варианты его использования.
  • Попросите ребенка поставить себя на место героя из рассказа, фильма: пусть расскажет, что бы он изменил и почему, какие бы результаты это принесло.
  • Пусть ребенок придумывает свои рассказы или сценарии, расписывая ключевые события, характер персонажей, место и время действия.
  • Обращайте внимание ребенка на людей. Пусть для каждого он придумает историю: кем работает человек, где живет, куда направляется, что будет делать вечером.
  • Кроме самостоятельных занятий включите в программу развития специальные курсы. Фаворитом в среде учителей и родителей по-прежнему остается ментальная арифметика.  Это уникальный метод, позволяющий вместе с левым развивать правое полушарие мозга, которое отвечает за творческое мышление и воображение.

Правильно и своевременно развитые воображение и фантазия понадобятся детям в будущем. Именно эти качества отвечают за креативность, самостоятельность, возможность находить правильное решение в большинстве ситуаций.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.