Разница между этикой и эстетикой
Эстетика – что это? Наука о прекрасном. Этика и эстетика
Современное мировоззрение не может существовать без таких понятий, как этика и эстетика. Однако для понимания различий между данными терминами стоит в целом разобраться во многих нюансах. В частности, с определением слова “эстетика”. Что это за понятие, и чем две науки отличаются друг от друга?
Что такое этика?
Этика – это система знаний, позволяющая людям отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. То есть это наука о прекрасном. Данные знания являются уникальными, ведь они способствуют принятию правильных решений.
Систему можно свести к общественным нормам и моральным понятиям, на которые следует опираться на протяжении всей жизни.
Этика представляет такие понятия, как честность, великодушие, щедрость, скупость, мстительность и многие другие.
Связь с философским учением
Этика и эстетика обладают тесной связью с философией. Изучение этики начал известный древнегреческий философ Аристотель. Термин обязан своим появлением греческому слову ethos – “этос”, которое обозначает “обычаи”, “нравы”.
Известный оратор и мыслитель Цицерон, являющийся ярким представителем эпохи Древнего Рима, перевел слово на латинский язык, в результате чего было установлено, что ethos является соответствием mores, а также производных слов moralitas – “мораль”, moralis – “моральный”.
В русском языке также существуют такие термины, как нравственность, нравственный. В настоящее время принято считать, что слова “этика”, “нравственность” и “мораль” являются синонимами. Несмотря на это, люди, представляющие отечественную философию, различают три термина, значения которых очень похожи.
В чем разница?
Итак, в чем же заключается различие? Под этикой принято подразумевать науку, позволяющую получать знания для того, чтобы отличать зло от благородного добра, ослепительное и прекрасное от удручающе-безобразного, а под моралью, нравственностью – сознание и поведение, которые изучаются.
Этика, представляющая собой науку о морали, в определенной степени является элементом самой морали.
Какое же отличие можно отметить? Этика включает в себя всеобщие принципы, являющиеся неизменными, а мораль – специфические правила (постулаты), через которые в полной мере и реализуются общие принципы личности и общества, но с возможностью их изменения.
Этика должна существовать в человеке с детства
21-й век подарил обществу такое понятие, как биоэтика, которая органически связана с этикой семьи и пола. Ведь полноценное общество напрямую определяется здоровыми, красивыми отношениями между мужчиной и женщиной.
Благополучная семья вкладывает в неокрепшие умы и души детей те ценности, которые впоследствии становятся ключевыми для морального, физического и психического здоровья всего общества. Каждый человек должен получать знания об этике и осваивать их с раннего детства. Только в этом случае в обществе можно поддерживать согласие, порядок.
К тому же каждый ребенок должен понимать, о каких нормах и моральных понятиях следует помнить в любой ситуации.
Этика нравственной личности сугубо индивидуальна, абсолютна и не регламентирована. Этика общества, наоборот, создана для процветания социума, релятивна и четко регламентирована.Именно поэтому нравственная личность не в состоянии безропотно и покорно подчиняться главенствующей этике социума, она находится в неумолимой полемике с ней. Она постоянно протестует против нее, считая гораздо ниже по уровню.
И в результате между ними неизбежно возникает антагонизм из-за разных подходов к понятию гуманности. Этика общества неспособна уважать гуманность, а этика личности нравственной – наоборот. Ведь гуманностью считается жертвование собой ради достижения общей цели.
Человек, стремящийся жить правильно, должен с этических позиций оценивать как свое поведение, так и поступки всех других людей. Представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, приличном и неприличном должны помогать оценивать многогранный внутренний и внешний мир.
Данный подход позволит понять, какого поведения и стиля необходимо придерживаться на протяжении своей жизни. Английский философ Джордж Эдвард Мур уверен в том, что этика позволяет принимать решения, совершать выбор. Опираясь на принципы этики и морали, можно жить в гармонии с собой.
Что такое эстетика?
Эстетика – что это? Она представляет науку о чувственном познании мира, постижении и создании прекрасного, способна выражаться в различных образах искусства.
Категории “эстетическое” и “прекрасное” являются наиболее близкими друг к другу. Это объясняется тем, что прекрасное представляет собой идеал, в соответствии с которым можно рассматривать иные эстетические феномены.
Таким образом, прекрасное становится особенной мерой.
Положительные и отрицательные стороны
Следует отметить, что в современной теории принято выделять как положительные категории, так и их антиподы, например:
- прекрасное – безобразное;
- замечательное – ужасное;
- возвышенное – низменное.
Данный аспект научного исследования основан на том, что выделение положительного значения качества всегда предполагает существование противоположного.
История понятия
Термин “предмет эстетики” появился в середине XVIII столетия. Понятие было введено в научный обиход благодаря философу Александру Готлибу Баумгартену из Германии.
Следует отметить, что термин обязан своим происхождением греческому слову aisthetikos, которое можно перевести как “чувствующий”.
Баумгартен смог найти особенную позицию в научном мире, в результате чего появилась новая самостоятельная дисциплина, близкая к философии, – эстетика. Что это был настоящий прорыв, отрицать невозможно.
Развитие эстетики
Как это происходило?Предмет эстетики обогащался с самого начала. В античный период философы рассматривали общие вопросы природы красоты и искусства. В средневековье люди старались познавать Бога. В эпоху Возрождения эстетическая мысль начала активно развиваться в сфере художественной практики, но при этом была заметна тесная связь с природой.
В начале Нового времени наука стала основой норм искусства, в том числе развивалась и эстетика литературы. В эпоху Просвещения эстетика позволила начать оценивать разные художественные произведения в аспекте их общественной роли.
Именно в то время авторы старались представлять произведения, которые обладали особенной познавательной и нравственной значимостью, позволяли людям самосовершенствоваться.
Мнение философов об эстетике
Иммануил Кант, являющийся одним из самых известных философов, считал, что философия эстетики позволяет изучать прекрасное в искусстве, которое и является ее предметом. Однако при этом изучение предметов прекрасного не осуществляется.
Согласно взглядам Иммануила Канта, эстетика (что это за наука, описано выше) рассматривает различные суждения о прекрасном, в связи с чем представляет собой основу для критики разных художественных произведений с целью установить их соответствие данным категориям и определить уровень познавательной, нравственной значимости. Философ Георг Гегель отмечал, что эстетика является частью философии, но создана она для изучения разных направлений искусства, в результате чего наука позволяет определять, какое место занимает каждое художественное произведение в системе прошлого, нынешнего и будущего поколений людей.
Впоследствии предмет сужался до теоретического обоснования, позволяющего определить направление в искусстве, проанализировать особенности художественного стиля произведения. Все это эстетика. Что это в будущем станет одним из школьных предметов, не мог подумать никто.
Марксисты обозначали ее как особенную науку о природе, позволяющую оценивать закономерности ее освоения. В то же время эстетика в искусстве воспринималась как художественная культура мирового общества.
Русский философ Алексей Федорович Лосев рассматривал предмет науки как особенный мир выразительных форм, который создается как человеком, так и природой. Он был уверен в том, что следует изучать не только прекрасное, но и другие эстетические категории, среди которых надо отметить безобразное, комическое, возвышенное, низменное, ужасное, т. е.
существуют не только эстетика и искусство, но и полные противоположности. Данный взгляд Лосев обосновывал тем, что эстетика представляет собой науку, позволяющую изучать особенности восприятия разных выразительных форм окружающего мира и находить возможности для проявления творческих талантов.
Опираясь на данный смысл, понятие художественной формы мы можем рассматривать как синоним произведения искусства.
Современная эстетика
В настоящее время предмет эстетики по-прежнему является подвижным и изменчивым, в связи с чем многие ученые будут продолжать поиск ответа. Однако такое понятие весьма популярно, так как используется практически во всех сферах жизни. Например, довольно часто можно услышать “эстетика тела” или же “эстетика бизнеса” и т. д.
Науку следует рассматривать с учетом такой фундаментальной категории, как “эстетическое”. Необходимо отметить, что она представляет собой всеобъемлющее универсальное понятие по отношению ко многим вещам.
Особенности этического и эстетического освоения мира
Этическое освоение мира позволяет совершенствовать мораль каждого человека, лучше понимать истинное положение дел и активно стремиться к созданию идеального мира.
Каждая личность начинает понимать идеалы, развивать свой вкус, воспринимать нравственные принципы и моральные нормы разных народов, оценивать поступки своих знакомых.
Этическое познание позволяет понять все моральные нормы и принципы нравственности, которых придерживается общество, а также осознать особенности мировоззрения каждого народа.
Освоение мира
Эстетическое освоение мира возможно только в том случае, если присутствует заинтересованность в предмете познания или ориентация на целостное восприятие. Искусство позволяет формировать, а впоследствии и регулировать механизм присвоения общественно-исторического опыта.
Восприятие художественного произведения способствует самосовершенствованию и изменению взглядов о мире на основе личных ощущений и социокультурной природы эстетического знания.
Понимание эстетического богатства мира позволяет узнать все особенности художественного метода, представляющего собой аналог произведения.
Этическое и эстетическое познания мира – лучший способ самосовершенствования. Крылатое выражение знаменитого британского писателя Оскара Уайльда гласит: “Эстетика на голову выше этики!” Получается, творец утверждает, что именно красота выше, т. е. важнее добра.
Прав ли он? Или же нет? Только индивидуально и искренне отвечая на поставленные вопросы, каждый индивидуум сможет более глубоко представить себе направления деятельности: по постулатам добра или законам красоты. Выбор за вами: этика или эстетика.
Что это для вас лично?
Три основных понятия
В русском языке также существуют такие термины, как нравственность, нравственный. В настоящее время принято считать, что слова “этика”, “нравственность” и “мораль” являются синонимами. Несмотря на это, люди, представляющие отечественную философию, различают три термина, значения которых очень похожи.
Правильность жизни
Этика нравственной личности сугубо индивидуальна, абсолютна и не регламентирована. Этика общества, наоборот, создана для процветания социума, релятивна и четко регламентирована.Именно поэтому нравственная личность не в состоянии безропотно и покорно подчиняться главенствующей этике социума, она находится в неумолимой полемике с ней. Она постоянно протестует против нее, считая гораздо ниже по уровню.
И в результате между ними неизбежно возникает антагонизм из-за разных подходов к понятию гуманности. Этика общества неспособна уважать гуманность, а этика личности нравственной – наоборот. Ведь гуманностью считается жертвование собой ради достижения общей цели.
Человек, стремящийся жить правильно, должен с этических позиций оценивать как свое поведение, так и поступки всех других людей. Представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, приличном и неприличном должны помогать оценивать многогранный внутренний и внешний мир.
Данный подход позволит понять, какого поведения и стиля необходимо придерживаться на протяжении своей жизни. Английский философ Джордж Эдвард Мур уверен в том, что этика позволяет принимать решения, совершать выбор. Опираясь на принципы этики и морали, можно жить в гармонии с собой.
Этика и эстетика для самосовершенствования и познания окружающего мира
Впоследствии предмет сужался до теоретического обоснования, позволяющего определить направление в искусстве, проанализировать особенности художественного стиля произведения. Все это эстетика. Что это в будущем станет одним из школьных предметов, не мог подумать никто.
Марксисты обозначали ее как особенную науку о природе, позволяющую оценивать закономерности ее освоения. В то же время эстетика в искусстве воспринималась как художественная культура мирового общества.
Русский философ Алексей Федорович Лосев рассматривал предмет науки как особенный мир выразительных форм, который создается как человеком, так и природой. Он был уверен в том, что следует изучать не только прекрасное, но и другие эстетические категории, среди которых надо отметить безобразное, комическое, возвышенное, низменное, ужасное, т. е.
существуют не только эстетика и искусство, но и полные противоположности. Данный взгляд Лосев обосновывал тем, что эстетика представляет собой науку, позволяющую изучать особенности восприятия разных выразительных форм окружающего мира и находить возможности для проявления творческих талантов.
Опираясь на данный смысл, понятие художественной формы мы можем рассматривать как синоним произведения искусства.
Этика и эстетика
Этикаи эстетика возникли в древнейшее времяв 5 веке. Это философская дисциплина. Обэтике одним из первых заговорилАристотель. Об эстетике говорили вседревние мудрецы. Огромный вклад вразвитие эстетики внесли Аристотель,Платон. Этика– искусство жить.
В восточной культуре этика развиваласьв рамке религии. В западной культуреэтика и эстетика как философия. Эстетикакак самостоятельная дисциплина возниклав 18 веке. Людвиг Ван Гарте выделилэстетику. Эстетику нужно отличать отнаук о природе. Эстетика– наука о чувственном познании.
Первые университеты появились 1600 году.Эстетические знания преподавались вкомплексе других дисциплин. Этика (отгреч. «этос» сфера обитания, дом, очаг,обычай, нрав) – наука о морали, принципыповедения человека в общества. Цицеронвводит понятие мораль, ассоциируя егос этикой.
Этические знания помогаютотличать добро от зла. Образ – одна изцентральных фигур в эстетике. Эстетикаучение о прекрасном и о том как человеквоспринимает окружающий мир. Изучениемистины – философия, добра – этика, красоты– эстетика. Триединство истины добраи красоты – фундамент западной культуры.
Для этики главные категории – воля,честь, долг, совесть. Этика и эстетикаищет истину красоты.
__________
Культура– (от лат. cultura – возделывание – воспитание,образование, развитие, почитание),исторически определенный уровеньразвития общества, творческих сил испособностей человека, выраженный втипах и формах организации жизни идеятельности людей, в их взаимоотношениях,а также в создаваемых ими материальныхи духовных ценностях.
Искусство-Художественное отражение действительности.Может совершаться в зрительных образах(изобразительное искусство), в звуковых(музыка), в слове (художественнаялитература), а также посредством синтезаотдельных видов искусств (театр, кино).
Этикакак философская дисциплина
Общая характеристика этики
Предмет этики
Основные категории этики
Этика(Аристотель) 5век до нашейэры. В древние времена существовалоогромное количество этических концепций.Этика как система взглядов зародиласьв поздние времена. Этические взглядывысказывались такими философами какСократ, Протагор, Платон, Аристотель,Демокрит. Встречается слово «этос» уГомера. В Средние века этические взглядыразвивались в рамках религиознойфилософии.
Так же этические представлениеполучили свое развитие в дальнейшем.Как философская дисциплина, этиказарождается в 18веке. ИмануилКант – представитель немецкой классическойфилософии. Рассуждения о добре и зле, оприроде человеческих поступках. Этикадля Канта – это учение о том как необходиможить. Кант отстаивал мнение о том, чтоэтика должна быть выделена в отдельнуюнауку.
Разум,воля, чувство.– самые главные характеристики. ДляКанта главное разум. Он считал, что разумсодержит идею долга.
Этика– (этос «дом», «обычай») этофилософская дисциплина, которая изучаетприродуморали. В центре этой дисциплины находитсяпроблема различения добра и зла.Существует 2 раздела этики. Теоретическийаспект раскрывает теорию морали иособенности её функционирования. Апрактический говорит об искусстве жить.Благодаря этическим знаниям человекможет выстроить гармоничные отношенияс миром.
Мораль– (от лат.«Морес» общепринятые традиции, негласныеправила) принятые в обществе представленияо хорошем и плохом, правильном инеправильном, добре и зле. А так жесовокупность норм поведения, вытекающаяиз этих представлений. Мораль – принципыпринятые обществом, нравственность –внутренние принципы человека.
Нравственность– внутренняяустановка индивида действовать согласносвободной воле своей совести, это выборкак поступать.
Основныекатегории этики
Основныекатегории этики– это понятия, в которых раскрываетсясущность морали и нравственных отношений.
Существуетиерархия категории этики, самым главныепонятием у Канта является «дом».
Доброи зло –предельно общие категории, дающие оценкус позиции интереса всего общества, онине могут существовать друг без друга.
Доброявляется синонимом слова польза и благо.А зло является синонимом слова вред.Добро и зло конкретно исторично.Совесть,честь и достоинство– категории, которые характеризуютуровень индивидуального моральногосознания. Совесть сравнивает.
Достоинство– это осознание человеком того, чтонесет в себе.
Честь– определенногорода граница, которую сам человек себеустанавливает. То, на что способенчеловек не теряя достоинства.
Долг– этоформенное представление о добре и зле.Требование общества к человеку.
Ответственность– та часть долга, которую человекпринимает на себя.
Работапо этике Канта «Критика практическогоразума».
Сущность,структура и функции морали.
Сущность и способы обоснования морали
Структура морали
Функции морали в обществе
Мораль– это одна из форм общественногосознания.
Спецификаморали состоит в том, что она отражаетобъективно сложившиеся в обществе нормыповедения людей в основных этическихпонятиях и категориях. Моральэволюционирует, меняется.
Моральныенормы в совокупности с понятием составляютнравственность сознания, которыепроявляются в поступках и поведениилюдей.
Свойства морали
Императивность (требовательна, определенное поведение, следование нормам)
Нормативность (есть допустимая и не допустимая норма)
Оценочность (общество оценивает поведение человека, самооценка человека, оценка человеком общества. Оценивать можно одобрением, не согласием и порицанием)
Способыобоснования морали
Конвенционализм (мораль по соглашению)
Утилитаризм (удовлетворение потребностей)
Абсолютизм (мораль не требует обоснования, можешь, значит должен)
Натурализм (психология, выводит мораль из естественных качеств человека)
Космизм (наряду с эволюцией космоса, эволюционирует человек)
Социологический
Моральноесознание бывает индивидуальным иобщественным.
Эстетикакак философская наука.
Предмет эстетики
Природа и структура эстетического
Соотношение понятий эстетическая и художественная
Эстетика в системе социо-гуманитарного знания. Задачи эстетики
Понятиеэстетика как философская самостоятельнаядисциплина появилось 18 веке. Баунгартерпридумал название «эстетика». Наука очувственном познании. До 18 века наукойсчиталось только то, что изучает природу.Эстетика основана на суждениях вкуса.Её предметом выступает прекрасное. Канти Гегель так же говорили об эстетики.Эстетика не учит пониманию искусства.Этому учит эстетическое воспитание.
Эстетика же стремится показать, каковоместо прекрасного в жизни человека,обозначить принципы прекрасного.Эстетический опыт – определенноеотношение человека с действительностью.Оно не прагматично. Красота – то, чтоприятно созерцать. Попытка изображениябогов, ритуалы – это способб воспринятьэстетическое понятие в первобытномплемени.
Для эстетики Древней Греции иРима характерно подражание, это значит,они хотели изобразить что-то такое, чтохарактерно возвышенному. Существовалопонятие гармонии. В Средние века эстетикаимела религиозный подтекст. Символэстетично – значит быть ближе к богу.Преломление эстетического опытапроисходит в 20 веке. Попытка уйти отвысших смыслов. Появление абстракционизма,кубизма, сюрреализма.
От высшего книзшему, от светлого к темного. Искусствповерхности.
Эстетикуназывают философией искусства. Феноменпрекрасного. Направлено на чувственноепознание. Термин эстетика употребляетсядля обозначения для характеристикиэстетических составляющих культуры.Эстетика изучает художественный опыт.Баунгартен – Эстетика.
Предметомизучения эстетики являются наиболееобщие закономерности чувственногопостижения человеком действительности.К чувственному постижению относятсяхуд. образы. В связи с тем, что это науказакономерности, то есть какие нормы,понятия. С древнейших времен классическимиидеалами эстетики были красота,совершенство, гармония.
В историческом центре появлялись 2главные проблемы. Что такое эстетическое?Эстетическое, значит чувственноепереживание прекрасного, красоты вообще.
Вторая проблема, что такое искусство?Как человек постигает мир при помощиискусство? Эстетика это предельно общеепонятие или метро категория, котораяслужит для фиксации особенностей ирезультатов чувственного познания.Эстетическое это феномен, который имеетчувственно ценностную природу, переживаниемира, плюс оценка его.
Эстетическая –это категория, которая отражаетуниверсальный тип отражение междуличностью и универсумом, отношениеценностного в пределах которого субъектпереживает причастность к полнотебытия. Мир природы человека связан сэстетической деятельностью. Эстетикасвязана с духовным производством.
Категория эстетического связана скатегорией художественного, между нимичасто равенство. Но категорияхудожественного более глубокое.Художественное – осуществленноеэстетическое, оформленное в видепроизведений искусства. Задачи эстетики: Познавательная,связанная с необходимостью постиженияспецифики красоты. Практическая,связанная с канонами красоты.Воспитательная,состоит в наращивание художественногоидеала худ общества, формированииэстетического вкуса.