Разница между экспериментом и наблюдением

Эксперимент и опрос 2020

Разница между экспериментом и наблюдением

Методы экспериментов и съемки очень важны при сборе данных. Оба они могут быть использованы для проверки гипотез и выводов.

Исследование посредством экспериментов включает в себя манипулирование независимой переменной и измерение ее влияния на зависимую переменную.

С другой стороны, проведение обследований часто влечет за собой использование вопросников и / или интервью. Следующие параграфы далее вникают в такие различия.

Что такое эксперимент?

Из латинского слова «экспериментатор», что означает «пытаться» или «испытать», эксперимент определяется как проверка гипотезы путем проведения процедуры в условиях высокой степени контроля. Это делает метод идеальным при изучении первичных данных.

Управляя некоторой независимой переменной, ее влияние на зависимую переменную можно измерить. Отношения причин и следствий проверяются, подвергая участников определенным методам лечения.

Например, исследователи могут измерить, как потребление воды может влиять на метаболизм людей, позволяя экспериментальной группе выпивать 8 стаканов воды каждый день, в то время как контрольная группа будет иметь только 4 стакана.

Затем их метаболизм будет сравниваться через неделю, и для подтверждения результатов будут использоваться статистические методы лечения, такие как Т-тест.

Что такое опрос?

Из средневекового латинского слова «супервидер», что означает «видеть», опрос определяется как имеющий всесторонний взгляд на определенные темы. Исследования в основном проводятся для изучения мнений, чувств и мыслей людей.

Он лучше всего подходит для описательных исследований, которые направлены на то, чтобы ответить на «какие» вопросы относительно респондентов. Анкеты идеальны для сбора информации от большого населения, поскольку они могут одновременно администрироваться различным группам и отдельным лицам.

Вопросы опроса могут быть отправлены многочисленным респондентам в онлайн-и офлайн-настройках. Например, исследователи, изучающие уровни счастья среди тысячелетий, размещали вопросники, делали телефонные звонки и отправляли электронные письма относительно воспринятых участниками эмоциональных состояний.

Затем данные были сопоставлены, и для анализа ответов использовалось статистическое лечение, такое как получение взвешенного среднего значения.

Эксперимент исходил от латинского слова «experior», что означает «пытаться» или «испытать», в то время как опрос исходил от латинского слова «супервидер», что означает «видеть».

Проведение эксперимента позволяет исследователям собирать данные из результатов экспериментальной обработки. С другой стороны, опросы получают информацию от выбранного населения.

Эксперименты в основном касаются первичных данных, тогда как опросы могут собирать вторичные данные, которые соответствуют описательным исследованиям.

В то время как обследование используется в описательных исследованиях, экспериментальный метод заметно используется для экспериментальных исследований.

По сравнению с обследованиями, размеры выборки, используемые в экспериментах, обычно меньше. Поскольку вопросники могут легко охватить несколько людей в разных местах, обследования могут охватывать более крупные образцы.

Многие социальные и поведенческие области используют метод опроса при установлении фактов, в то время как в физических и естественных науках в основном используются эксперименты.

Лабораторные исследования обычно используют эксперименты, в то время как полевые исследования в значительной степени выигрывают от обследований.

В экспериментах часто используется различное оборудование для облегчения лечения и наблюдения за ответами, в то время как обследования не нуждаются в таких сложных инструментах.

Корреляционный анализ имеет решающее значение в исследованиях, в то время как причинный анализ имеет жизненно важное значение в экспериментах.

Что касается опросов, то, как правило, трудно изучать глубинные и искренние ответы, поскольку вопросы уже заданы для всех респондентов, и некоторые из них могут фактически не раскрывать их истинные мнения. С другой стороны, одна общая проблема в экспериментах заключается в том, что, если изменение наблюдаемого поведения действительно было вызвано манипуляцией независимой переменной или другими факторами.

Обычно проведение обследований является дорогостоящим по сравнению с экспериментами, поскольку оно обычно связано с источниками при составлении вопросников. Что касается экспериментов, исследования нуждаются в ресурсах, таких как лаборатории, оборудование и программное обеспечение.

Эксперименты включают в себя манипулирование независимой переменной путем проведения различных обработок контрольной и экспериментальной групп. Что касается опросов, то участники исследования просто задают вопросы, и это делается, когда манипуляции невозможны.

Эксперименты проверяют причинно-следственные связи, проверяя, влияет ли независимая переменная на зависимую переменную. Что касается опросов, они обычно оценивают естественные и устойчивые переменные.

По сравнению с экспериментами, опросы могут быть использованы для изучения более широкого круга тем, поскольку вопросы могут быть разделены на разные факторы.

Практика рандомизации чрезвычайно важна для установления обоснованности экспериментов, в то время как такая методика может быть использована или не может использоваться в опросах.

Резюме эксперимента и опроса

  • Как эксперимент, так и методы обследования жизненно важны для сбора данных.
  • Эксперимент исходил из латинского слова «experior», что означает «попытаться» или «испытать», в то время как исследование было получено из латинского слова «супервидер», что означает «видеть».
  • Эксперимент в основном касается первичных данных, в то время как опросы могут охватывать как первичные, так и вторичные данные.
  • Хотя эксперименты часто проводятся с меньшими образцами, обследования могут быть эффективными с более крупными образцами.
  • Эксперименты часто связаны с лабораторными исследованиями и каузальным анализом, в то время как исследования в основном связаны с полевыми исследованиями и корреляционным анализом.
  • По сравнению с обследованиями проведение экспериментов обычно является дорогостоящим из-за оборудования и высоко контролируемых условий.
  • Эксперименты охватывают более конкретные темы, в то время как опросы могут оценивать более широкий круг интересов.

Разница между описательным и экспериментальным исследованием

Разница между экспериментом и наблюдением

Основное различие между описательным и экспериментальным исследованием состоит в том, что описательное исследование описывает характеристики исследовательской группы или определенного случая, в то время как экспериментальное исследование манипулирует переменными, чтобы прийти к выводам.

Описательные исследования и экспериментальные исследования – это два типа исследований, которые люди используют при проведении разнообразных исследований. Оба эти типа исследований имеют свои собственные методы, которые помогают исследователю получить максимальные результаты.

Ключевые области покрыты

1. Что такое экспериментальные исследования
– определение, цель, методы
2. Что такое экспериментальные исследования
– определение, цель, методы
3. В чем разница между описательным и экспериментальным исследованием
– Сравнение основных различий

Основные условия

Описательные исследования, экспериментальные исследования, исследования

Что такое описательное исследование?

Описательное исследование – это тип исследования, в котором изучаются участники, которые принимают участие в исследовании или определенной ситуации.

Описательное исследование не ограничивается ни количественными, ни качественными методологиями исследования, но вместо этого оно использует элементы обоих, часто в рамках одного и того же исследования.

Поэтому описательный исследователь часто использует три основных способа сбора и анализа данных. Это наблюдения, тематические исследования и опросы.

Описательные исследования направлены на выяснение «что есть», поэтому методы сбора данных и наблюдения часто используются для сбора описательных данных (Borg & Gall, 1989).

Таким образом, основное внимание описательного исследования заключается в том, чтобы ответить на вопрос «что» в отношении исследовательской комиссии.

Более того, описательные исследования, в первую очередь связанные с выяснением «что есть», могут быть применены для исследования конкретной исследовательской группы или ситуации. Таким образом, описательное исследование не дает ответов на причину и следствие конкретного случая, который изучается.

Таким образом, описательное исследование помогает сделать конкретные выводы в отношении таких ситуаций, как маркетинг продуктов в соответствии с потребностями клиентов, оценить процентное соотношение единиц в определенной группе населения в соответствии с определенным поведением и т. Д. Некоторые примеры описательных исследований включают перепись населения и маркетинговые исследования продукта.

Что такое экспериментальное исследование?

Экспериментальное исследование – это научное исследование, в котором ученый активно воздействует на что-то, чтобы наблюдать за последствиями.

Экспериментальное исследование использует манипулирование и контролируемое тестирование для понимания причинных процессов.

Поэтому в этом типе исследований исследователь манипулирует одной данной переменной и контролирует другие, чтобы прийти к выводу.

Этот тип исследования обычно включает гипотезу, переменную, которой можно манипулировать, измерять, вычислять и сравнивать. В конце концов, собранные данные и результаты будут либо поддерживать, либо отвергать гипотезу исследователя. Поэтому этот тип исследования можно назвать настоящим экспериментом.

В этом типе исследования исследователь манипулирует независимыми переменными, такими как метод лечения и методика обучения, и измеряет влияние, которое он оказывает на зависимые переменные, такие как излечение и понимание учащимся, чтобы установить причинно-следственную связь между этими двумя переменными.

Таким образом, этот тип исследования может ответить на вопросы о причине, следствии и результатах, что позволяет сделать гипотетические предположения на основе собранных данных. Следовательно, в отличие от описательного исследования, которое отвечает «что есть», экспериментальное исследование отвечает на вопрос «что если».

Поэтому, обычно, этот тип исследования использует методологию сбора количественных данных.

Очевидно, что этот тип исследований в основном проводится в контролируемой среде, обычно в лаборатории. Экспериментальные исследования в основном используются в таких науках, как социология и психология, физика, химия, биология, медицина и т. Д.

Определение

Описательное исследование – это тип исследования, в котором описываются характеристики исследовательской группы или определенного события, в то время как экспериментальное исследование – это тип исследования, который манипулирует переменными, чтобы прийти к заключению. Это главное отличие описательного и экспериментального исследования.

использование

Описательные исследования полезны при сборе данных по определенной популяции или конкретному происшествию, тогда как экспериментальные исследования полезны при выяснении причинно-следственной связи причинно-следственной связи, корреляции и т.

фокус

Целью описательного исследования является описание характеристик исследовательской группы, таким образом, отвечая на вопрос «что есть», в то время как целью экспериментального исследования является манипулирование данными переменными, чтобы поддержать или отвергнуть предполагаемую гипотезу. Следовательно, он отвечает на вопрос «что если».

Тип исследований

Описательные исследования обычно включают социологические и психологические исследования, в то время как экспериментальные исследования обычно включают в себя криминалистические исследования, биологические и другие лабораторные исследования и т. Д.

Сбор информации

Описательное исследование использует как качественные, так и количественные методологии, в то время как экспериментальное исследование в основном использует количественную методологию.

Заключение

Описательные и экспериментальные исследования являются двумя значительными типами исследований. Оба эти типа исследований полезны при анализе определенных случаев и исследовательских групп.

Основное различие между описательным и экспериментальным исследованием состоит в том, что описательное исследование описывает характеристики объекта исследования, в то время как экспериментальное исследование манипулирует объектом исследования или переменными, чтобы прийти к выводу.

Точно так же описательное исследование отвечает на вопрос «что есть», в то время как экспериментальное исследование отвечает на вопрос «что если».

Ссылка:

1. «Описательное исследование». Википедия, Фонд Викимедиа, 19 июня 2018 г.

Наблюдение и эксперимент как методы научного познания

Разница между экспериментом и наблюдением

Одними из методов научного познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод научного познания

Определение 1

Наблюдение  представляет собой целенаправленное фиксирование данных об исследуемом объекте в его естественной среде.

Фиксирование данных происходит на основе чувственных способностей человека- ощущении, восприятии и представлении. Результатом наблюдения является получение данных.

Выделяют следующие компоненты наблюдения:

  • наблюдатель;
  • объект исследования;
  • условия наблюдения;
  • средства наблюдения (измерительные инструменты).

Активность наблюдателя заключается в избирательности наблюдения в зависимости от целевой установки: что подвергается наблюдению, на чем первоочередно нужно акцентировать внимание и т.д.

Опытный наблюдатель не будет игнорировать  явления, которые не входят в его установку в качестве поставленных целей для наблюдения. Такие явления фиксируются, т.к. они могут быть полезны для познания изучаемого объекта.

Активность наблюдателя  тесно связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении важна не только чувственная сторона, но и рациональная способность, выраженная в теоретических установках.

Так же активность исследователя проявляется в отборе необходимых средств наблюдения. Наблюдение нацелено  на невнесение изменений в условия существования объекта. Активность наблюдателя проявляется в ограничении самого себя. 

Выделяют следующие виды наблюдения:

  • качественное;
  • количественное. 

Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в  современное ее понимании. Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой.

Эксперимент как метод научного познания

Определение 2 

Эксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях.

Выделяют следующие компоненты эксперимента: 

  • лаборатория (пространственно-временная область). Ее границы могут быть реальными и мысленными;
  • система, которая изучается исследователем;
  • протокол эксперимента;
  • реакции системы, которые  фиксируются с помощью необходимых приборов.

Существуют различные виды экспериментов.

Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют:

  • исследовательский (поисковый) эксперимент;
  • проверочный (контрольный) эксперимент; 
  • воспроизводящий эксперимент; 
  • изолирующий эксперимент;
  • качественный и количественный эксперимент; 
  • физический, химический, биологический, социальный эксперимент.

Эксперимент может быть натуральный и умственный:

  •  Натуральный эксперимент предполагает целенаправленное вмешательство исследователя в естественный ход событий. 
  • Умственный эксперимент – это манипулирование не реальными объектами, а с информацией о них без вмешательства в ход событий. 

Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент.

Контролируемый эксперимент – это попытка получить сравнительно чистый эффект влияния экспериментальных факторов. Для этого тщательно изучают и выравнивают другие условия, которые могут возникнуть и исказить влияние экспериментального фактора.

Выравнивание происходит по всем объектам, которые принимают участие в эксперименте. Для этого выделяют факторы, которые могут влиять на ожидаемые последствия, предусматривается предварительный анализ проблемы при разработке программы исследования.

  Неконтролируемый эксперимент широко применяется на практике для оценки эффективности исследования по принципу: «проведем и посмотрим, что получилось».

Эксперимент в качестве самостоятельного метода научного познания сложился примерно в 17 веке, что означало становление науки в эпоху Нового времени. Экспериментальный метод распространился в таких науках, как биология, химия, физиология. В 19 веке эксперимент стал использоваться в психологии (В. Вундт), позднее –  в социологии.

Преимущества эксперимента перед наблюдением

Эксперимент имеет следующие преимуществами перед наблюдением:

  1. Явления, которые изучаются, воспроизводятся по желанию исследователя.
  2. Эксперимент позволяет выявить характеристики изучаемых явлений, которые нельзя заметить в естественных условиях. 
  3. Варьирование условий предоставляет возможности  изолировать изучаемый объект  от усложняющих обстоятельств и приблизиться к его изучению в «чистом виде» с соблюдением принципа ceteris paribus (при прочих равных условиях).
  4. В эксперименте больше возможностей использования различных приборов и техник, автоматизации и компьютеризации.

В научном исследовании эксперименту отводится особая роль:

  • Во-первых, он является связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами и уровнями научного исследования.  Эксперимент опосредован теоретическим исследованием и его результатами, т.к. он основывается на теоретическом знании. Эксперимент ставит своей целью проверку научной гипотезы.  Так же в эксперименте используется различные познавательные средства, что приближает его к эмпирическому уровню познания. Результаты эксперимента – это установленные факты и эмпирические зависимости.
  • Во-вторых, эксперимент относится к  познавательной  и практической деятельности одновременно. Цель эксперимента – приращение знания, но так же он связан и с преобразованием окружающей действительности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Чем отличаются наблюдения от опытов. Разница между экспериментом и наблюдением

Разница между экспериментом и наблюдением

Принято считать, что определяющим свойством наблюдения является его невмешательство в изучаемые процессы, в отличие от того активного внедрения в исследуемую область, какое проводится при экспериментировании. В целом это утверждение правильно.

Однако при более детальном рассмотрении его нужно уточнить: ведь наблюдение тоже является в определенной степени активным. Существуют и такие ситуации, когда без вмешательства в изучаемый объект будет невозможно само наблюдение.

Например, в гистологии без предварительного рассечения и окраски живой ткани будет просто нечего наблюдать.

Вмешательство исследователя при наблюдении направлено на то, чтобы добиться оптимальных условий для самого же наблюдения. Задача наблюдателя – получить совокупность первичных данных об объекте.

Конечно, в этой совокупности часто уже видны определенные зависимости групп данных друг от друга, какие-то регулярности и тенденции. Предварительные догадки и предположения о важных связях могут возникнуть у исследователя уже в ходе самого наблюдения.

Однако исследователь не изменяет саму структуру этих данных, не вмешивается в регистрируемые им отношения между феноменами.

Так, если явления А и В сопутствуют друг другу во всей серии наблюдений, то исследователь лишь фиксирует их сосуществование (не пытаясь, скажем, вызвать явление А при отсутствии В).

Это означает, что эмпирический материал при наблюдении возрастает экстенсивным путем – путем расширения наблюдений и накопления данных.

Мы повторяем серии наблюдений, увеличиваем продолжительность и детальность восприятия, изучаем новые стороны исходного явления и т.п.

В эксперименте же исследователь занимает иную позицию. Здесь проводится активное вмешательство в исследуемую область с целью вычленить в ней различного рода связи. В отличие от наблюдения, в экспериментальной исследовательской ситуации опытный материал растет интенсивнымпутем.

Ученого интересует не накопление все новых данных, а выделениев эмпирическом материале некоторых существенных зависимостей. Применяя различные контролирующие воздействия, исследователь старается отбросить все несущественное, проникнуть в сами взаимосвязи изучаемой области.

Эксперимент – это интенсификация опыта, его детализирование и углубление.

В целом соотношение экспериментальной и наблюдательной компонент – сложное, зависящее каждый раз от конкретных обстоятельств исследования. Следует понимать, что в «чистом виде» наблюдение и эксперимент представляют собой, скорее, идеализированные стратегии. В различных ситуациях, как правило, преобладает методологическая стратегия либо наблюдения, либо эксперимента.

По такому преобладанию мы и квалифицируем ту или иную исследовательскую ситуацию. Изучение удаленных космических объектов мы, конечно же, называем наблюдением.

А проведение экспериментального лабораторного вмешательства с заранее поставленными задачами (скажем, проверка рабочей гипотезы), четко определенными зависимыми и независимыми переменными близко подходит к идеалу «чистого эксперимента».

Таким образом, наблюдение и эксперимент представляют собой идеализированные стратегии действий в реальных исследовательских ситуациях. Активность исследователя при наблюдении направлена на растирение у экс- тенсификацию эмпирических данных, а при экспериментировании – на их углубление, интенсификацию.

Любознательность человека – основная причина бурного развития цивилизации. С древнейших времён познание проводилось с помощью двух основных методов: наблюдения и эксперимента. Несмотря на кажущуюся идентичность, данные понятия существенно отличаются друг от друга.

Сравнение

Итак, важнейшее отличие кроется в способе взаимодействия с изучаемым предметом. Если наблюдатель стоит в стороне и изучает объективные данные, то экспериментатор активно вмешивается в ход событий и направляет их. Наблюдение может быть спонтанным, а эксперимент – только целенаправленным.

Экспериментатор занят подтверждением гипотезы, которую он сформулировал ранее. Наблюдатель просто получает новые данные, собирая ранее неизвестную информацию.

Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой (ограниченной) среде, как правило, искусственно созданной, наблюдение – в естественных условиях. Ещё один важный момент – наличие специального оборудования.

Для эксперимента оно обязательно, в то время как наблюдение может обходиться и без него.

Выводы сайт

  1. Взаимодействие с объектом. Наблюдатель дистанцируется от естественной среды, а экспериментатор – активно вмешивается в неё.
  2. Условия проведения. Наблюдение проводится в естественных условиях, а эксперимент – в искусственно созданных.
  3. Специальное оборудование.

    Для проведения эксперимента необходима база, наблюдение можно проводить и без техники и инструментов.

  4. Цель. Наблюдение призвано зафиксировать реальность и получить новые данные, эксперимент – подтвердить гипотезу, сформулированную умозрительно.

Научный прогресс нельзя остановить, и методы изучения окружающей среды всегда совершенствовались и становились более сложными. Наблюдения и опыты известны в течение столетий, их не только сравнивают, но и отождествляют.

В то же время, между указанными понятиями – колоссальная разница, которая отражает динамику развития научной мысли.

Наблюдения – это исследования, при которых учёный ведёт визуальный контроль за объектом, позволяя событиям развиваться естественным путём и отмечая любые изменения. Результат работы фиксируется на носителе информации для последующего анализа. Вести наблюдения можно без оборудования, а также с применением спецсредств.

Опыты – это исследования, при которых объекты помещаются в искусственно созданную или натуральную среду, а учёный входит с изучаемым предметом в активное взаимодействие. В процессе опытов подтверждается либо опровергается гипотеза, выстроенная на основе имеющихся теоретических данных.

Таким образом, наблюдения не предполагают активного взаимодействия с объектом. Исследователь дистанцируется от них, фиксируя полученные данные. Это и есть основная цель – сбор информации, которая затем будет проанализирована. При опыте учёный вступает с объектом в активное взаимодействие. Цель данного действия – проверить гипотезу, подтвердив её неограниченное количество раз.

У опыта всегда есть план, у наблюдений он отсутствует. Для проведения эксперимента исследователю необходимо воссоздать определённые условия. Наблюдение ведётся в естественной среде, ведь вмешательство в жизнь изучаемых объектов будет означать начало опыта. Как первый, так и второй метод исследования крайне полезны для науки, они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

  1. Влияние на объект. Наблюдения не предполагают активного взаимодействия с изучаемым объектом, в то время как опыты построены на таком вмешательстве.
  2. Использование специального оборудования. Исследование может вестись невооружённым глазом, для опыта всегда требуются приборы и другие научно-технические средства.
  3. Наличие плана. Наблюдение ведётся одинаково, опыт – по заранее проработанному сценарию.
  4. Среда. Наблюдение протекает в естественной среде, опыт – в искусственной.
  5. Цель. Наблюдения осуществляются ради сбора информации для последующего анализа, опыты – для подтверждения гипотезы.

Научный прогресс на 99% обязан любознательности человека и на 1% — случайности.

Опыт и эксперимент являются основными методами исследования, благодаря которым учёные находят ответы на самые трудные вопросы.

И хотя в литературе данные понятия отождествляются, мы попробуем разобраться, есть ли между ними разница и насколько она существенна.Каталог конкурсов! Чем отличается опыт от эксперимента.

Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза.

Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы.

Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.

Разница между опытом и экспериментом

Таким образом, различия между указанными категориями действительно незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом.

И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.Эксперимент преследует определённую цель, которая является для учёного основной. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя.

Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, а спонтанно, и перед учёным – «вилка» возможных исходов.

Впрочем, обозначенная нами разница не является существенной, и данные категории вполне могут использоваться в качестве синонимов.

Ведь их главная цель – активное участие в процессе, не простое наблюдение, а взаимодействие с объектом, его направление в определённое русло.

Чем отличается опыт от эксперимента

Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить её на практике.Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом.

Цели. При проведении эксперимента перед учёным уже возникла определённая цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.

Присматривая за своим маленьким сыном, я постоянно вижу, как он делает новые для себя открытия, наблюдая за миром и проводя небольшие опыты. Сейчас он и сам не знает, что значат эти понятия, и чем они отличаются. Но когда он немного подрастет, вот что я ему расскажу.

Мои наблюдения и опыты

Лучше всего объяснить на примере.

Я всегда любила наблюдать за объектами окружающего меня мира. Так, очень интересно смотреть, как ведут себя муравьи в зависимости от погоды и времени суток.

Но ещё больше я люблю проводить опыты.

Один раз в детстве я провела удивительный опыт. Из детской энциклопедии я узнала, что брюшко у муравьев прозрачное.

Это предположение стало моей гипотезой, которую было необходимо подтвердить или опровергнуть. Я приготовила сладкие сиропы разных цветов и поместила маленькие капельки вблизи муравейника.

Забавно, но когда муравьи пили, их животики окрашивались в цвет капли сиропа. Это подтвердило мою гипотезу.

Вы догадались, чем отличались мои простые наблюдения за жизнью муравейника от проведенного опыта?

  • В первом случае я просто смотрела (наблюдала) за поведением насекомых. Проводя опыт, мне самой было необходимо вступить во взаимодействие с испытуемыми, поместив цветные капли у муравейника.
  • Проводя опыт я имела гипотезу (из детской энциклопедии) и план действия.
  • Наблюдения не требовали какого-либо оборудования (хотя, это не всегда верно, например, для наблюдения за космическими объектами, понадобится телескоп). Для опыта же мне были нужны сахар, вода, красители и прочие средства для приготовления сиропа.

Наблюдение за котом

Понаблюдайте за своим домашним любимцем. Вы сможете заметить много интересных особенностей. Например, что коты и кошки способны издавать множество непохожих друг на друга звуков.

Опыт «Лава»

Этим интересным опытом можно проверить гипотезу, что масло легче воды, но соль тяжелее масла.

  1. Возьмите стакан. Наполните его водой и растительным маслом (2:1). Масло останется плавать сверху.
  2. Добавьте пищевой краситель.
  3. Всыпьте ложку соли.

«Лава» в банке

Наслаждайтесь «лавой» в стакане.

Что такое эксперимент, чем отличается от наблюдения

Разница между экспериментом и наблюдением

С самого зарождения цивилизации люди познавали реальность. Много методов были разработаны со временем для этой цели, среди которых особое место занимают наблюдение и эксперимент.

Чем они отличаются, как ими пользоваться и для чего они применяются?

Наблюдение

Только наблюдение давало первичные данные об исследуемом объекте или субъекте. Это были факты, которые собирались наблюдателями в разное время. Наблюдение могло быть спонтанным, а могло  быть и целенаправленным.

Здесь не было гипотез, научных предположений, которые следовало бы подтвердить. Наблюдение используется только для сбора информации, которую иногда собирают по крупицам. Факты всегда отличаются достоверностью, простотой изложения.

Таким образом создаётся первоначальная характеристика предмета, описываются его реакции на взаимодействие с окружающей средой в естественных условиях.

Эксперимент

Этот метод применяется, когда необходимо доказать, опровергнуть какую-либо гипотезу. Он подразделяется на теоретическую и практическую части. Во время эксперимента исследуемый предмет, объект, субъект изымаются из среды привычного обитания и подвергаются различным воздействиям.

Условия могут меняться, но они всегда управляемые. Реакции объекта серьёзно изучаются, фиксируются.

Современная наука требует, чтобы автор эксперимента предварительно осветил:

  • актуальность своей темы;
  • проблему исследования;
  • объект исследования;
  • цель;
  • задачи;
  • реализацию результатов;
  • гипотезу;
  • значимость.

Эксперимент всегда подразделяется на несколько этапов. Проводится в форме научного проекта.

Подготовка к эксперименту

Поскольку это большое и длительное научное мероприятия, целесообразно провести подготовительный этап, который включает:

  1. Организацию и реализацию проекта.
  2. Выявление алгоритма организации и реализации проекта, следование ему (оформление «паспорта», куда вносятся название эксперимента, данные о руководителе, научных сотрудниках, тема исследования, методы, гипотеза, сроки).
  3. Описание выводов.

Начало

Работа начинается с исследования научных трудов на выбранную тему. Проводится диагностика, научная разведка, которая поможет определить, насколько раскрыта данная тема на текущий момент времени.

Определяются труды, где упоминается выбранный объект исследования. Исследуется объём раскрытия выбранной темы, насколько она освещена в науке и литературе.

Теория

Перед проведением эксперимента фиксируются тема, гипотеза, подтверждение и опровержение гипотезы другими научными исследователями. Описываются концепции, даются определения, вносятся предположения.

Теоретическая часть очень важна, так как она является необходимой базой. Когда тема в теории раскрыта, гипотеза вынесена, приступают к опытам.

Опыт

Это практическая составляющая эксперимента. Проводится серия опытов, представляющих собой целенаправленное действие. При реализации опыта происходит подтверждение или опровержение гипотезы. Иногда требуется специальное оборудование.

Опыты представляют собой создание определённых, управляемых условий для испытуемого объекта, изучение его реакций.

Опыт призван подтвердить гипотезу на практике, а эксперимент закрепляет её.

Отличия наблюдения от эксперимента

Наблюдением считается метод познания, когда объект исследуется в естественных условиях, без воздействия на него. Экспериментом называется метод познания, когда испытуемый предмет погружается в специально созданную среду, где его реакциями управляют. Это даёт возможность подтвердить, либо опровергнуть научное предположение.

Наблюдение может быть составляющей эксперимента, его частью, особенно на начальном этапе. Но эксперимент никогда не будет частью наблюдения, поскольку зона его воздействия намного шире.

Кроме того, наблюдение не требует выводов, оно всего лишь констатирует факты. При завершении эксперимента в обязательном порядке формулируются выводы, которые базируются на результатах проведённых опытов.

Отличия между наблюдением и экспериментом довольно существенны:

  • При взаимодействии с окружающей средой наблюдатель избегает вмешательства, экспериментатор активно взаимодействует с ней, видоизменяет её.
  • Условия проведения наблюдения всегда естественные, а при опытах искусственно созданные.
  • Специальное оборудование необходимо при экспериментах, но не нужно наблюдателю.
  • Различия цели. Наблюдение добывает новую информацию, опыты подтверждают, либо опровергают гипотезу, выдвинутую умозрительно.
  • Среда при наблюдениях всегда открытая, природная, естественная, а при проведении опытов закрытая, искусственная.

Эксперимент появился гораздо позже, чем наблюдение.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.